Взрывобезопасность кислородных баллонов

Взрывобезопасность кислородных баллонов Взрывы кислородных баллонов происходящие на различных предприятиях свидетельствуют о том что вопросам их безопасной эксплуатации не уделяется достаточного внимания. Положение усугубляется еще и тем что в последние годы появилось значительное количество небольших предприятий которые занимаются заправкой кислородных баллонов используя газификационные установки типа СГУ и при- обретая для этих целей на крупных воз-духоразделительных станциях жидкий кислород. Делая в общем то нужное дело на этих предприятиях почти не обращают внимания на соблюдение требований охраны труда. Главная опасность при работе с кислородом его высокая химическая активность как окислителя. Большинство горючих веществ и материалов в контакте с кислородом становятся взрыво- и пожароопасными. Опасность возрастает с повышением температуры давления скорости истечения и объемной доли кислорода в воздухе. Смеси газообразного кислорода с горючими газами также взрывоопасны. Смазочные вещества и жировые загрязнения поверхностей контактирующих с кислородом являются причиной загорания или при определенной толщине слоя причиной взрыва. Скорости горения материалов в кислороде в десятки раз выше чем в воздушной среде. Конструкционные и уплотни-тельные неметаллические материалы фибра капрон поликарбонат резины на основе натуральных каучуков и др. могут легко при появлении источника зажигания искра трение и т. п. воспламеняться в кислороде высокого давления. При обследовании кислородонапол-нительных станций а также организаций и предприятий транспортирующих снабжающих и использующих кислород контролирующие органы выявляют самые разнообразные нарушения нормативных актов об охране труда при подготовке баллонов к наполнению транспортировке и эксплуатации их у потребителей. Журнал «Охрана труда» неоднократно публиковал материалы о трагедиях связанных с эксплуатацией кислородных баллонов но на мой взгляд имеет смысл еще раз перечислить основные требования которые необходимо соблюдать при работе с ними. Разрешается наполнять кислородом только баллоны прошедшие освидетельствование и имеющие клеймо испытательного пункта. В соответствии с Положением об учете и использовании шифров клейм утвержденным приказом Госнадзорохрантруда от 24.07.97 г. № 205 клеймо представляет собой окружность диаметром 12 мм внутри которой в один ряд размещены прописная буква «У» Украина код испытательного пункта и две цифры код населенного пункта . Например УБ 41 Украина ООО «Кислород сервис» г. Киев. На баллоне также клеймением наносятся месяц год испытания и год следующего освидетельствования. В горловину баллона должен быть ввернут вентиль разрешенный к применению на кислородных баллонах ВК-86 ВК-94 ВК-97 ВК-200 . Для уплотнения резьбового соединения вентиля в горловине баллона применяется лента «УМ» или жидкое стекло смесь из 50% жидкого стекла по ГОСТ 13078-81 и 50% мела по ГОСТ 8253 79 . Использование для уплотнения свинцового сурика и глета запрещается. Наполнители баллонов должны строго выполнять требования Типовой инструкции по охране труда при наполнении кислородом баллонов и обращении с ними потребителей и Правила безопасности при производстве и потреблении продуктов разделения воздуха ПБПРВ-88 . Все взрывы кислородных баллонов происходили только из-за невыполнения требований указанных нормативных актов. При работе с баллонами наиболее часто допускаются такие нарушения: применяются стальные ключи являющиеся источником искрообразования; наличие масел на вентилях баллонов; не соблюдается время наполнения баллонов не менее 15 мин ; превышается допустимое давление при наполнении; истекающая струя не проверяется на наличие горючих газов. При приемке баллонов особое внимание следует обращать на наличие остаточного давления не ниже 0 5 кГс/см2 и проверять на истекающей струе кислорода наличие следов углеводородов метана пропана ацетилена . Проверка производится с помощью прибора СГГ-4М-3 Россия или СТХ-17-2 4 Украина . При появлении светового или звукового сигнала баллон к заправке кислородом не допускается и отправляется в ремонтную мастерскую. Предприятия использующие указанные приборы уже неод- нократно обнаруживали «зараженные» баллоны изымали их из обращения то есть предотвращали возможные взрывы. Кислородные баллоны относятся к опасным грузам и хотя минимальное количество баллонов перевозимых как опасный груз составляет 25 штук перевозить даже меньшее количество баллонов необходимо с соблюдением необходимых мер безопасности в соответствии с «Технічними умовами безпечного перевезення кисню стисненого автомобільним транспортом» разрабатываемыми специализированными организациями с учетом максимально допустимого количества перевозимых баллонов. К сожалению даже на крупных кис-лородонаполнительных станциях отсутствует в полном объеме вся нормативная документация регламентирующая производство и потребление продуктов разделения воздуха. В основном имеются Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением инструкции заводов-изготовителей и внутриведомственные инструкции а специфические правила типовые инструкции и методические указания отсутствуют. ООО «Кислород сервис» выпустило «Сборник нормативных документов в кислородной промышленности» в который включены все нормативные документы регламентирующие проектирование производство и потребление продуктов разделения воздуха более 20 документов . Сборник предназначен для подготовки персонала эксплуатирующего воздухоразделительные и газификационные установки наполнительные рампы и другое криогенное оборудование. Книга может быть полезна студентам изучающим криогенную технику проектным институтам специализированным монтажным и пусконаладочным организациям. Это издание поможет в работе работникам контролирующих организаций Госнадзорохрантруда экспертно-техни-ческих центров подразделений МЧС. Она может стать настольной книгой для персонала предприятий и организаций потребляющих кислород где как свидетельствует статистика допускается самое большое количество нарушений правил безопасности. В. ЧИЖИЧЕНКО главный инженер ООО «Кислород сервис» технический эксперт Госнадзорохрантруда