Типовая инструкция по технике безопасности и производственной санитарии при работе с бензомоторными пилами

#G0Утв. приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 19.03.80 г. № 156 Типовая инструкция по технике безопасности и производственной санитарии при работе с бензиномоторными пилами Общие положения 19.1. К управлению и обслуживанию бензиномоторных пил допускаются мужчины не моложе 18 лет прошедшие медицинский осмотр и признанные физически годными к данной работе. 19.2. Лица допущенные к управлению и обслуживанию бензиномоторных пил должны пройти специальную подготовку и получить удостоверение на право управления пилой. 19.3. Мотористы бензиномоторных пил и их помощники могут быть допущены к работе только после прохождения инструктажа по технике безопасности и получения соответствующего удостоверения. 19.4. Допуск к работе и закрепление бензиномоторной пилы за мотористом должны быть оформлены приказом по предприятию. 19.5. Моторист бензиномоторной пилы и его помощник обязаны знать и строго выполнять требования инструкций по технике безопасности. Моторист обязан контролировать работу своего помощника. Во всех случаях нарушения требований по управлению и обслуживанию бензиномоторных пил ответственность возлагается на моториста. 19.6. Необходимо знать и строго выполнять правила перевозки рабочих к месту работы и обратно. Запрещается проезд к месту работы и обратно на не оборудованном для этих целей транспорте. 19.7. При перевозке рабочих к месту работы и обратно на специально оборудованном грузовом автомобиле запрещается: а влезать в кузов и вылезать из него до полной остановки автомобиля; б вылезать из кузова со стороны проезжей части дороги; в проезжать на подножках бортах кузова а также стоя; г перевозить заправленную бензиномоторную пилу а также бачок с горючей смесью одновременно с перевозкой людей. 19.8. Моторист и помощник моториста бензиномоторных пил должны работать в спецодежде спецобуви и рукавицах. Производить валку деревьев без защитного головного убора каски запрещается. 19.9. Работать на неподготовленной лесосеке запрещается. При подготовке лесосеки к работе необходимо: а убрать все гнилые сухостойные зависшие и другие опасные деревья; б убрать высокие сухие пни; в оградить 50-метровую защитную зону специальными переносными предупредительными знаками "проход и проезд запрещен - валка леса!". 19.10. Во время работы должны быть предусмотрены перерывы для технического обслуживания пилы а в холодное время года - для обогрева рабочих. Перерывы устанавливаются администрацией по согласованию с профсоюзной организацией. Мотористу запрещается устраивать такие перерывы самовольно без крайней на то необходимости. Обеденный перерыв моторист обязан использовать только для приема пищи и отдыха. 19.11. Горючая смесь на местах производства работ должна храниться в специальных бачках в безопасном в пожарном отношении месте. 19.12. При переноске пилы на значительное расстояние двигатель должен быть выключен. 19.13. Разработка лесосеки должна проводиться в строгом соответствии с утвержденной технологической картой составляемой лесничим. На этой карте должен быть указан порядок освоения лесосеки расстановка машин механизмов и людей а также графическое изображение пасек волоков погрузочных пунктов опасных зон и т. д. 19.14. Рукоятки ваг цапин аншпугов валочных вилок и т. д. должны быть прочными гладкими и хорошо пригнаны к металлическим частям. Топоры не должны иметь выщербин трещин обуха и полотна а топорища изготовляться из сухой и крепкой древесины быть гладкими иметь на конце утолщение и обязательно быть расклиненными в проушине топора. Работать неисправным ручным инструментом запрещается. Специальные требования безопасности Перед началом работы 19.15. Прежде чем приступить к запуску двигателя бензиномоторной пилы моторист обязан: а произвести наружный осмотр пилы и убедиться в исправности и надежности крепления всех ее частей; б надеть и натянуть пильную цепь; в наполнить бензобак смесью. Использовать для приготовления горючей смеси этилированный бензин запрещается. 19.16. После запуска двигателя необходимо опробовать пилу на холостом ходу. При запуске двигателя необходимо соблюдать следующие правила: а пила должна быть установлена на ровной площадке таким образом чтобы зубья пильной цепи при вращении ни за что не задевали; б npи заводке стартера следует держать пилу левой рукой за раму а правой рукой сделать резкий рывок троса стартера на себя и в сторону от тела. Запрещается при этом наматывать трос стартера на руку. Пусковой трос должен быть снабжен специальной резиновой рукояткой; в после запуска следует прогреть двигатель на минимальных оборотах при которых пильная цепь не вращается. 19.17. В случае обнаружения во время осмотра и опробования бензиномоторной пилы каких-либо неисправностей и невозможности их устранения своими силами моторист обязан доложить об этом механику или мастеру. Запрещается работать неисправной пилой. 19.18. Моторист или помощник должны проверить исправность валочных приспособлений. Работать на валке деревьев без исправных валочных приспособлений гидроклина лопатки валочной вилки запрещается. Во время работы 19.19. При эксплуатации бензиномоторной пилы запрещается: а передавать управление пилой в период смены; б производить заправку пилы при работающем двигателе; в работать пилой с затупившимися зубьями пильной цепи; г производить ремонт пилы смену пильной цепи и регулировку ее натяжения при работающем двигателе. 19.20. Во время подпила спиливания и раскряжевки деревьев необходимо надежно ввести упор пилы в соприкосновение со стволом а затем легким нажимом ввести пильную цепь в древесину. При более резком движении пильная шина может быть отброшена от дерена и моторист травмирован. 19.21. При переходе от пиления в горизонтальной плоскости к пилению в вертикальной поворот редуктора бензиномоторной пилы необходимо производить при неработающем двигателе. 19.22. При зажиме пилы в резе необходимо заглушить двигатель пилы и после этого освободить пильную шину. Освобождать зажатую пильную шину при работающем двигателе запрещается. 19.23. Приступая к валке дерева моторист и его помощник обязаны: а вырубить топором кустарник и подрост вокруг дерева применять для срезки бензиномоторную пилу запрещается; б расчистить дорожки длиной 4-5 м для отхода от дерева в направлении противоположном падению дерева под углом 45°; в оценить размеры форму ствола и кроны подлежащего валке дерева; г оценить возможные опасности со стороны соседних деревьев и сучьев. 19.24. Производить валку дерева без подпила запрещается. Подпил подруб необходимо делать только с той стороны в которую намечено свалить дерево. Делать подпил подруб с двух или нескольких сторон а также по окружности дерева запрещается. 19.25. Глубина подпила должна быть: а у прямостоящих деревьев не менее 1/4 диаметра комля; б у наклонных в сторону валки деревьев не менее 1/3 диаметра комля во избежание скола при падении дерева. Подпил дерева производится двумя резами при этом нижняя плоскость подпила подруба должна быть перпендикулярна оси дерева а верхняя его сторона должна образовывать угол к нижней плоскости 35-40° или быть параллельной ей и отстоять на расстоянии 3/4 глубины подпила. Подпиливать дерево одним резом запрещается. 19.26. Деревья имеющие наклон более 10° необходимо валить в сторону их наклона. 19.27. Спиливать дерево всегда необходимо выше нижней плоскости подпила чтобы при падении его не отбрасывало назад. 19.28. При спиливании здоровых деревьев следует оставлять недопил равный 2-3 см а у сухостойных и фаутных деревьев величина недопила должна быть увеличена до 4-5 см. Производить сквозной пропил дерева запрещается. 19.29. У деревьев имеющих боковой наклон ствола или кроны по отношению к направлению валки недопил должен иметь форму клина более тонкий край которого должен быть обращен в сторону наклона дерева. 19.30. При сталкивании дерева следует пользоваться исправными валочными приспособлениями валочная вилка клин валочная лопатка . Применять для сталкивания дерева случайные предметы и сталкивать подпиленное дерево руками запрещается. 19.31. По окончании спиливания дерева моторист обязан удалить шину из реза сбросить газ у двигателя пилы и поставить пилу на землю со стороны противоположной падению дерева. Помощник моториста в это время при помощи валочной вилки наклоняет дерево в сторону падения. 19.32. В момент начала падения дерева моторист и его помощник обязаны немедленно отойти на 4-5 метров по заранее подготовленным дорожкам не выпуская из виду в это время падающее дерево. 19.33. При переходе от одного дерева к другому двигатель бензиномоторной пилы должен работать на малых оборотах при которых пильная цепь не движется. 19.34. Для предупреждения соскакивания пильной цепи начало и конец пропила следует производить плавно без рывков. 19.35. При обрыве или сгибе пильной цепи надевать или заменять ее а также натягивать разрешается только при неработающем двигателе. 19.36. Валка деревьев при ветре силой 6 баллов и выше а также при видимости менее 50 м запрещается. 19.37. Валка деревьев одним мотористом без помощника запрещается: а при разработке ветровально-буреломных участков и горельников; б при выборочных и санитарных рубках; в при встречном ветре силой более 3 баллов; г при глубине снежного покрова 0 5 м и более; д на склонах более 15°. 19.38. Запрещается валка одним мотористом крупномерных деревьев диаметром на высоте груди 30 см и более без применения специальных механических приспособлений гидроклин рычаг и т. д. . 19.39. Производить групповую валку деревьев путем сбивания одного или нескольких подпиленных деревьев другим деревом запрещается. 19.40. Запрещается оставлять подрубленное или подпиленное дерево после окончания работы в обеденный перерыв или при переходах к другим деревьям. 19.41. В случае трелевки сваленных деревьев при помощи тракторов когда моторист одновременно выполняет обязанности чокеровщика между трактористом и мотористом должна быть установлена надежная двухсторонняя сигнализация. В момент нахождения трактора в зоне огражденной предупредительными знаками производить валку деревьев запрещается. 19.42. Производить валку гнилых сухостойных и других опасных деревьев без помощника запрещается. 19.43. Перед валкой деревьев необходимо опробовать их шестом на прочность стояния. Подрубать гнилые и сухостойные деревья запрещается. Вместо подруба должен производиться подпил. 19.44. Зависшее дерево следует снимать лебедкой воротом или при помощи трактора. 19.45. Снимать зависшие деревья группами запрещается. Каждое дерево при помощи лебедки или трактора должно сниматься отдельно. 19.46. При снятии зависших деревьев запрещается: а рубить то дерево на котором зависло спиливаемое дерево; б обрубать зацепившиеся сучья или те сучья на которые опирается сваленное дерево; в отпиливать чураки от комля зависшего дерева; г сбивать зависшее дерево путем сваливания на него другого дерева; д подрубать комель или пень. 19.47.При валке деревьев на ветровально-буреломных участках и горельниках моторист бензиномоторной пилы или его помощник обязаны: а перед повалом деревьев со сломанной вершиной следует опробовать шестом прочность соединения вершинной части со стволом; б производить подпил дерева а не устраивать подруб; в повал высокого неотделившегося слома вершина которого находится на земле производить лебедкой после чего спиливать стоящую комлевую часть ствола; г если отделить лебедкой вершинный слом невозможно валить дерево следует только под углом 90° к оси сломанной вершинной части: д в первую очередь необходимо валить деревья имеющие неотделившуюся вершинную часть; е у деревьев имеющих слом на высоте менее 1 м следует отпилить сломанную часть от комля предварительно уложив под ствол подкладки; отпиливание сломанной части производится двумя резами - сверху до половины диаметра и снизу; ж до отделения корневой глыбы от ветровального дерева лежащего на земле следует укрепить корневую глыбу подпорками; з oтпиливание корневой глыбы от ветровального дерева производится двумя резами - сверху и снизу но под дерево предварительно укладываются подкладки; и после отделения от ствола корневой глыбы подпорки удаляются при помощи ручной лебедки а корневая глыба при помощи этой же лебедки должна быть установлена на место выворота пнем вверх. 19.48. Во избежание зажима пильной цепи при раскряжевке хлыстов необходимо под хлысты укладывать подкладки или поддерживать их вагой. Поддерживать ствол руками или ногой запрещается. 19.49. Отпиливать висячие или прогнувшиеся части хлыста без установки подкладок или поддерживать отпиливаемые части вагой запрещается. 19.50. На склонах крутизной свыше 15° валку деревьев разрешается производить только вершиной к подошве склона. 19.51. При выборочной валке деревьев следует выполнять следующие требования: а валку деревьев необходимо производить в просветы между деревьями; б деревья переплетающиеся кроной с соседними деревьями необходимо валить в просветы с помощью ручной лебедки во избежание их зависания. 19.52. Закрепление тросов на стволах деревьев следует производить шестом длиной 5 м на конце которого устанавливается специальный крюк. Влезать на дерево с целью закрепления на нем троса запрещается. По окончании работы 19.53. Моторист обязан: а очистить бензиномоторную пилу от опилок и грязи; б снять пильную цепь промыть и уложить в ванну с маслом; в промыть бензином воздушный фильтр карбюратора и очистить сетку воздушного вентилятора бензиномоторной пилы; г поставить бензиномоторную пилу в установленное для хранения место предварительно слив остатки горючего; д бачок с горючей смесью сдать на склад горюче-смазочных материалов. Запрещается хранение горючей смеси в одном помещении с бензиномоторными пилами. 19.54. Осмотреть участок производства работ и убедиться в отсутствии не поваленных и зависших деревьев. Запрещается оставлять такие деревья на участке. 19.55. Снять спецодежду и спецобувь вычистить их от грязи и сдать на хранение или в сушку. 19.56. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом. 19.57. Сообщить механику или мастеру о всех обнаруженных при работе неисправностях и неполадках.