Кодекс газорозподільних систем

СОГЛАСОВАНА постановлением Президиума ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов России от 15 декабря 1994 г. № 19-70 УТВЕРЖДЕНА постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22 Типовая инструкция по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных ТОИ Р-66-40-95 Дата введения 01.07.95 РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ ЦНИИОМТП В.Н. Пивовар В.Ф. Новиков Н.Д. Левинсон при участии АК «Электромонтаж» В.Н. Мелкозеров В.И. Кабанов В.А. Бычков РАО ЕЭС России В.В. Подойма и других организаций акционерных обществ концернов корпораций и объединений. Взамен ранее действующих типовых инструкций утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и действующих нормативных документов по охране труда. Предназначены для организаций строительства предприятий промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России канд. техн. наук В.А. Алексеев инж. В.К. Ягодин . УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22. ПРЕДИСЛОВИЕ В соответствии с действующим законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий в пределах порученных им участков работ возлагается выполнение требований инструкций по охране труда которые утверждаются руководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в процессе труда работниками этих предприятий. В целях унификации требований инструкций по охране труда специализированными организациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда которые утверждаются министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами. Настоящие типовые инструкции разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм и правил Российской Федерации других нормативных документов содержащих требования по охране труда утверждаемых органами федеральной власти Российской Федерации взамен ранее действующих типовых инструкций утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для удобства пользования общие требования охраны труда предъявляемые к работникам выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам выполняемых работ или наименованиям профессий работников предусмотренных ЕТКС для этих профессий. Машинисты погрузчиков автомобильных далее - «машинисты» при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства» настоящей типовой инструкции разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации «Правил по охране труда на автомобильном транспорте» «Правил дорожного движения Российской Федерации» а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации погрузчиков автомобильных. Требования безопасности перед началом работы 1. Перед началом работы машинист обязан: а предъявить руководителю удостоверение на право управления автомобилем и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ получить задание пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; б надеть спецодежду и спецобувь установленного образца; в ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале. 2. После получения задания машинист обязан: а осмотреть и проверить исправность двигателя рабочего органа гидравлической системы состояние шин; б убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя коробки передач и т.п.; в убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении; г перед запуском двигателя предупредить работающих которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования; д после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины в том числе: выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу тормозов; проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки; проверить исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала; е произвести осмотр стрелы кранового гуська грузозахватных приспособлений строп траверсы захватов и других рабочих органов ковша вил ; ж убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов разворотов уклонов и перепадов дорожного покрытия; з проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи трубопроводов и других опасных сооружений. 3. Машинист не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности: а наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика; б обнаружении течи в топливной или масляной системе; в падении давления в шинах; г наличии треска скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя; д неисправности стояночного или рабочего тормоза; е неисправности кранового гуська износа грузового каната дефекта механизма подъема груза и т.п. и грузозахватных приспособлений; ж недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ; з наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций; и несоответствии груза грузоподъемности машины установленным рабочим органам и грузозахватным приспособлениям. Указанные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии. Требования безопасности во время работы 4. При передвижении автопогрузчика по территории строительной площадки или предприятия машинист обязан: а убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал; б при движении в местах скопления людей возможного их появления проходов выходов из помещения снизить скорость и дать звуковой сигнал; в соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на строительной площадке и территории предприятия; г не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе; д избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде. 5. При выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ машинист обязан: а при приближении к месту погрузки разгрузки снижать скорость; б транспортировать груз на высоте не менее 300-400 мм от уровня дороги; в приближаться к транспортному средству для производства погрузочно-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя; г перемещать крупногабаритный груз закрывающий видимость пути следования только в сопровождении специально выделенного лица; д захватывать длинномерный груз так чтобы центр тяжести груза располагался по центру продольной оси стрелы. 6. При погрузке или штабелировании грунта и сыпучих материалов машинист обязан: а погрузку материала производить по всему фронту штабеля или забоя не углубляясь внутрь штабеля по одному следу; б очищать ковш от налипшего грунта или материала в опушенном положении лопатой или скребком; в при штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на расстоянии не менее 1 0 м от бровки откоса. Машинисту запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом а также передвигаться на поперечных уклонах более 10° на продольных - свыше 20°. 7. При работе погрузчика оборудованного вилочным захватом машинист обязан: а до начала работы проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата; б размешать груз равномерно по всей длине вилочного захвата упирая его в спинки вилок путем запрокидывания груза при захвате назад на угол 10-15. Запрещается транспортировать груз находящийся на вилочном захвате о неустойчивом положении. 8. При подъеме и транспортировании груза погрузчиком оборудованным крановым гуськом машинист обязан: а начинать работу только по сигналу стропальщика закрепленного руководителем работ; б применять для строповки груза маркированные стропы соответствующие массе поднятого груза и схеме строповки; в при подъеме груза близкого по массе к предельной грузоподъемности погрузчика сначала зафиксировать груз на высоте не более 100-200 мм после чего осуществлять подъем груза на требуемую высоту; г опускать груз на предварительно уложенные прокладки для извлечения строп из-под груза без их повреждения. Машинисту запрещается: резко тормозить при движении погрузчика с грузом на крюке; д подтаскивать груз крюком; е освобождать крюком защемленные грузом стропы. 9. При необходимости перевозки погрузчика машинисту следует затормозить машину на трейлере опустить рабочий орган подставить под колеса противооткатные упоры башмаки и закрепить расчалками. 10. Устранение неисправностей осмотр регулировку агрегатов следует проводить при остановленном двигателе опущенном на землю или установленном на надежные подставки рабочем органе затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач. 11. При проведении технического обслуживания машинист обязан: а поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение зафиксировать его крюками-фиксаторами находящимися на капоте; б при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины защищая руки от горячего пара не наклоняя лицо над горловиной; в пользоваться насосом для продувки топливопропода; г пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях. При выполнении указанных работ машинисту запрещается: открывать водяной краник радиатора при работе двигателя; заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе; засасывать топливо ртом через шланг. 12. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам машинист обязан: а привести рабочий орган в транспортное положение; б определить состояние трассы выяснить возможность преодоления косогоров подъемов бродов и искусственных сооружений; в сохранять включенной передачу при движении под уклон; г переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу; д при остановке погрузчика включить стояночный тормоз; е выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях; ж применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку; з выполнять требования «Правил дорожного движения Российской Федерации». 13. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника ответственного за безопасное производство работ при наличии письменного разрешения организации - владельца ЛЭП и получении наряда-допуска определяющего безопасные условия работ. 14. Машинистам в зимнее время запрещается: а подогревать двигатель открытым пламенем; б работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины; в выполнять работы лежа под автопогрузчиком без применения утепленного мата. 15. При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение машинистом фар допускается в качестве дополнительного источника света. 16. Передвижение погрузчика вброд по льду по заболоченной местности следует осуществлять только с письменного разрешения руководителя работ в местах оборудованных указателями. Двери кабины во время переправы по льду водоемов следует держать открытыми. 17. Передвижение погрузчика через канавы бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой скорости избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах. Требования безопасности в аварийных ситуациях 18. При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха а также появлении признаков неисправности двигателя гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности. 19. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в нормальное положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика. Требования безопасности по окончании работы 20. По окончании работы машинист обязан: а отвести погрузчик на стоянку; б опустить рабочий орган на землю или установить на подставку; в привести рычаги управления в нейтральное положение; г затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель; д очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование; е о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю или ответственному за содержание машины в исправном состоянии. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 1 Требования безопасности перед началом работы 1 Требования безопасности во время работы 2 Требования безопасности в аварийных ситуациях 4 Требования безопасности по окончании работы 4