В 1999 г. электрогазосварщик предприятия получил про­изводственную травму глаза, тогда же МСЖ установила ему 25% утраты профессиональной трудоспособности без ограничения трудовой деятельности. Единовременную по­мощь потерпевший получил. В 2000 г. работник уволился и работает на другом предприятии. В январе 2002 г. он обра­тился в администрацию нашего предприятия с заявлением о ежемесячных выплатах возмещения ущерба, но админис­трация отказала ему в этом, мотивируя тем, что он про-должает работать на том же рабочем месте, получая та­кую же заработную плату, как и до травмы. В марте 2002 г. предприятие отправило документы потерпевшего в Фонд социального страхования от несчастных случаев, но Фонд отказался их принять, требуя сначала рассчитаться с по­терпевшим на предприятии. Должно ли нагие предприятие оплатить потерпевшему ежемесячные выплаты, и право­мерны ли действия Фонда?

В 1999 г. электрогазосварщик предприятия получил про­изводственную травму глаза тогда же МСЖ установила ему 25% утраты профессиональной трудоспособности без ограничения трудовой деятельности. Единовременную по­мощь потерпевший получил. В 2000 г. работник уволился и работает на другом предприятии. В январе 2002 г. он обра­тился в администрацию нашего предприятия с заявлением о ежемесячных выплатах возмещения ущерба но админис­трация отказала ему в этом мотивируя тем что он про-должает работать на том же рабочем месте получая та­кую же заработную плату как и до травмы. В марте 2002 г. предприятие отправило документы потерпевшего в Фонд социального страхования от несчастных случаев но Фонд отказался их принять требуя сначала рассчитаться с по­терпевшим на предприятии. Должно ли нагие предприятие оплатить потерпевшему ежемесячные выплаты и право­мерны ли действия Фонда? Правилами возмещения собственником предприятия учреждения и организации или уполномоченным им органом ущерба нанесенного работнику повреждением здоровья связанным с выполнением им трудовых обязанностей утвержденными постановлением Кабинета Министров от 23.06.93 г. № 472 с изменениями и дополнениями от 18.07.94 г. № 492 и 03.10.97 г. № 1100 которые с 28 июля 2001 г. в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 51.07.2001 г. № 807 утратили силу предусмотрено что любое повреждение здоровья работника приведшее после лечения к стойкой утере профессиональной трудоспособности приводит к утере заработной платы которую потерпевший получал до трудового увечья. Следовательно эта часть заработка является утраченной и подлежит компенсации за счет предприятия по вине которого произошло трудовое увечье или профессиональное заболевание. Это значит что каждый потерпевший которому МСЭК установила стойкую на год два три или бессрочно полную 100% или частичную 5-90% в данном случае 25% утрату профессиональной трудоспособности независимо от того установлена ему группа инвалидности или нет имеет право на возмещение утраченного заработка который работник имел до повреждения здоровья. Размер утраченного заработка зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности и среднемесячного заработка потерпевшего. Возмещение утраченного заработка или его определенной части выплачивается потерпевшему все время на которое МСЭК установила ему утрату профессиональной трудоспособности независимо от того пребывает ли он в трудовых отношениях с предприятием виновным в повреждении здоровья или прекратил трудовые отношения с ним. Согласно п. 43 Правил если потерпевшему или лицам имеющим право на возмещение ущерба по вине собственника своевременно не определены или не выплачены суммы возмещения ущерба то эта сумма выплачивается без ограничения на протяжении любого срока и подлежит корректировке в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги в порядке установленном ст. 34 Закона Украины «Об оплате труда». Таким образом предприятие должно возместить потерпевшему утраченный заработок со дня установления ему утраты профессиональной трудоспособности а также начислить и выплатить компенсацию утери части указанной суммы из-за нарушения сроков ее выплаты в соответствии с Положением о порядке компенсации работникам утраты части заработной платы в связи с нарушением сроков выплаты утвержденным постановлением Кабинета Министров от 20.12.97 г. № 1427 с изменениями внесенными постановлением Кабинета Министров от 23.04.99 г. № 692 . Задолженные ежемесячные денежные суммы утраченного заработка с 1 января 2001 г. подлежат компенсации согласно Порядка проведения компенсации гражданам утери части денежных доходов в связи с нарушением сроков их выплаты утвержденного постановлением Кабинета Министров от 21.02.2001 г. № 159. Одновременно сообщаем что с 1 апреля 2001 г. вступили в действие Законы Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания повлекших утрату трудоспособности» и «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания повлекших утрату трудоспособности». Согласно п. 2 ст. 7 Закона «О страховых тарифах...» Фонд оплачивает страховые выплаты и предоставляет социальные услуги работникам членам их семей пострадавшим на производстве до I апреля 2001 г. с того момента когда соответствующие предприятия передали в установленном порядке Фонду документы подтверждающие право этих работников членов их семей на получение таких страховых выплат и социальных услуг или когда такое право установлено в судебном порядке. Потерпевшие документы которых не переданы в Фонд продолжают получать полагающиеся им выплаты и социальные услуги от своего работодателя. Вся задолженность потерпевшим на производстве и членам их семей которым до вступления в действие этого Закона предприятия учреждения и организации не возместили материальный и моральный неимущественный ущерб причиненный повреждением здоровья выплачивается этими предприятиями учреждениями и организациями п. 3 Заключительных положений Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания повлекших утрату трудоспособности» . Роз`яснення: Г. МАКСИМЕНКО начальник отдела контроля за соблюдением трудового законодательство Министерства труда и социальной политики Науково-виробничий журнал «Охорона праці» №10 2002