О роли МОТ в области технического сотрудничества

РЕЗОЛЮЦИЯ о роли МОТ в области технического сотрудничества Принята 15 июня 2006 г.  Генеральная конференция Международной организации труда собравшаяся на свою 95-ю сессию 2006 года проведя общее обсуждение на основе Доклада VI озаглавленного "Роль МОТ в техническом сотрудничестве: содействие достойному труду посредством полевых и страновых программ" 1. Принимает заключения воспроизведенные ниже; и 2. Предлагает Административному совету принимать их должным образом во внимание при планировании будущих действий в области технического сотрудничества и просить Генерального директора до следующего рассмотрения этого вопроса на Конференции в 2011 году учитывать их как при подготовке Программы и бюджета на будущие двухлетние периоды так и при выделении средств которые могут иметься в его распоряжении в течение двухлетия 2006 - 2007 годов. Заключения о техническом сотрудничестве I. Введение 1. Полная и производительная занятость и достойный труд служат одной из главных движущих сил развития и поэтому являются одной из приоритетных задач международного сотрудничества. После дискуссии состоявшейся на 87-й сессии Конференции в 1999 году продолжался невиданными темпами процесс изменения международной обстановки и соответственно эволюции национальных потребностей в связи с чем сформировались новые вызовы и возможности. В результате активной реакции МОТ на эти изменения в международном сообществе в том числе на Всемирной встрече на высшем уровне ООН в 2005 году получило признание значение Программы достойного труда. 2. Техническое сотрудничество должно и впредь оставаться одним из главных инструментов и основополагающих средств действий МОТ в реализации ее миссии и выполнении ее задач. Идеалы равенства и социальной справедливости воплощенные в Филадельфийской декларации реализуются посредством международных трудовых норм а техническое сотрудничество является одним из важных средств обеспечения и реализации этих норм и прав трудящихся которым они содействуют. Техническое сотрудничество имеет основополагающее значение для достижения четырех стратегических задач Организации касающихся в частности содействия нормам и правам в сфере труда занятости социальной защиты и социального диалога а также сквозного вопроса тендерного равенства. Это будет также способствовать сокращению масштабов бедности и улучшению жизни уязвимых категорий работников. Программы технического сотрудничества также вносят вклад в содействие занятости и развитие предприятий создание рабочих мест повышение квалификации и уровня компетентности а также в обеспечение прав трудящихся и тендерного равенства. 3. Страновые программы достойного труда СПДТ разрабатываемые на основе трехсторонних консультаций на национальном уровне служат ключевым механизмом осуществления технического сотрудничества на уровне страны. Учитывая вызовы связанные с обеспечением достойного труда посредством технического сотрудничества необходимо надлежащим образом привлекать трехсторонних участников а также другие многосторонние и двусторонние агентства развития и устанавливать партнерские связи с ними а также налаживать эффективные партнерские отношения с другими соответствующими сторонами и мобилизовать финансовые и людские ресурсы в том числе в государственном и частном секторах а также выделять средства в регулярный бюджет МОТ на техническое сотрудничество РБТС утверждаемый Административным советом. Эта деятельность должна строиться на основе здоровой политики воплощающей ценности и принципы МОТ которые четко определены в оперативных руководящих принципах разрабатываемых и по мере необходимости регулярно пересматриваемых Административным советом. II. Интеграция Программы достойного труда в программные рамки системы ООН 4. Программа достойного труда получила широкое признание во всем мире а на Всемирной встрече на высшем уровне ООН 2005 года проблема полной и производительной занятости и достойного труда для всех была определена в качестве одной из глобальных целей и в качестве одного из существенных элементов национальных стратегий развития. МОТ представляет собой форум на котором подлинно оперативный характер приобретает взаимосвязь между созданием занятости и рабочими местами с одной стороны и правами в сфере труда и экономическим прогрессом - с другой. Программа достойного труда воплощает мандат МОТ и обеспечивает целенаправленный характер деятельности в области технического сотрудничества на национальном региональном и глобальном уровнях. Этот мандат и целенаправленные усилия должны служить основой для сотрудничества со специализированными учреждениями ООН бреттонвудскими институтами и другими сторонами занимающимися вопросами развития как в рамках системы ООН так и за ее пределами чтобы оказывать влияние на обеспечение более широких усилий в рамках многосторонней системы посредством Рамочной программы ООН по оказанию помощи в целях развития ЮНДАФ и Стратегии сокращения масштабов бедности ПРС . 5. Программа достойного труда требует разработки и реализации программ на национальном уровне направленных на содействие четырем стратегическим задачам МОТ в комплексе. Трипартизм и социальный диалог а также тендерное равенство представляют собой как средство так и конечную цель реализации программ технического сотрудничества. 6. Ведущиеся в настоящее время дискуссии о реформах в ООН дают возможность МОТ с ее уникальной трехсторонней структурой оказывать влияние на позитивные итоги как на национальном так и на международном уровне а также обеспечивать более целенаправленный характер усилий и эффективное осуществление своей программы технического сотрудничества. Это также поможет поднять авторитет наглядность деятельности и вес МОТ среди международных специализированных учреждений. 7. Сосредотачивая свои усилия на решении вопросов входящих в сферу ее мандата в отношении которых МОТ обладает сравнительным преимуществом Организация сможет внести более эффективный вклад в процесс реформы ООН повышая тем самым актуальность вклада системы ООН в стратегии национального развития усиливая их согласованность и улучшая их координацию. Это также повысит влияние МОТ и улучшит ее эффективность. МОТ должна изучить потенциал процесса реформы ООН с точки зрения содействия деятельности МОТ на международном уровне и в рамках стран повышения ее эффективности за счет координации и сотрудничества а также обеспечения роста общей результативности. 8. В рамках проводимых в системе ООН реформ МОТ должна и далее сосредотачивать свои усилия на содействии Программе достойного труда особенно в отношении подготовки и реализации СПДТ. в соответствии со своими полномочиями и своими сравнительными преимуществами; в то же время она должна стремиться оказывать влияние в рамках системы ООН и вносить вклад в реализацию всеобъемлющих стратегий национального развития. Социальные партнеры являются ключевыми сторонами в процессе социального и экономического развития и необходимо укреплять их роль и потенциал. Поэтому МОТ должна содействовать привлечению своих трехсторонних участников к процессам составления программ на национальном и региональном уровнях и в ООН. МОТ должна также мобилизовать национальную и международную поддержку и соответствующие ресурсы для реализации целей и задач поставленных в Программе достойного труда. 9. Обеспечивая реализацию СПДТ МОТ сможет внести четкий вклад в более широкие усилия ООН и других партнеров по развитию направленные на преодоление главных вызовов в области развития стоящих перед странами о которых идет речь в Рамочной программе ООН по оказанию помощи в целях развития в Стратегиях сокращения масштабов бедности и в национальных планах действий по реализации целей поставленных в Декларации тысячелетия. Важно обеспечить привлечение трехсторонних участников к процессам проведения консультаций ведущим к разработке национальных планов развития. МОТ призывает доноров оказывать поддержку укреплению потенциала трехсторонних участников МОТ для участия в консультативном процессе по приоритетам национального развития и обеспечения доступа к нему. 10. МОТ должна систематически оказывать помощь странам в интеграции Программы достойного труда в стратегии национального развития посредством подготовки СПДТ. Основанный на СПДТ подход позволяет МОТ проводить политику направленную на достижение конкретных результатов а также иметь рамки управления которые обеспечивают уникальный вклад в планы национального развития опирающиеся на мандат и компетентность МОТ а также на диалог с ее трехсторонними участниками. III. Трипартизм и социальный диалог в процессе реализации технического сотрудничества 11. Трипартизм в отношении технического сотрудничества в МОТ предусматривает сотрудничество между правительствами и организациями работодателей и работников на национальном региональном и международном уровнях а также поиски консенсуса относительно приоритетов действий осуществляемых Организацией с целью реализации Программы достойного труда и четырех стратегических задач. На страновом уровне это подразумевает непрерывное сотрудничество и консультации между национальными социальными партнерами. В соответствии с Резолюцией о трипартизме и социальном диалоге принятой на Международной конференции труда в 2002 году программы технического сотрудничества и другие механизмы должны разрабатываться с участием социальных партнеров и правительства чтобы помочь укреплению их потенциала служб и представительства. 12. Национальные трехсторонние руководящие комитеты или иные национальные трехсторонние консультативные механизмы должны создаваться и/или укрепляться с должным учетом Конвенции 1976 года о трехсторонних консультациях международные трудовые нормы Рекомендации 1976 года о трехсторонних консультациях и Резолюции о трипартизме и социальном диалоге принятой на Международной конференции труда в 2002 году и могут играть полезную роль в разработке осуществлении и мониторинге СПДТ. Должное внимание необходимо также уделять обеспечению равного представительства мужчин и женщин. 13. В рамках многосторонней системы и в контексте ЮНДАФ и ПРС МОТ должна посредством передовой практики демонстрировать преимущества привлечения социальных партнеров к разработке осуществлению и обеспечению устойчивого характера программ технического сотрудничества. МОТ должна содействовать сотрудничеству между другими международными специализированными учреждениями донорскими организациями и организациями работодателей и работников в отношении программ выделения помощи в целях развития. 14. Бюро по деятельности в интересах работодателей и Бюро по деятельности в интересах работников должны играть важную роль в формировании потенциала социальных партнеров а также в разработке и осуществлении мероприятий в области технического сотрудничества. МОТ должна прилагать значительные усилия для обеспечения того чтобы Бюро по деятельности в интересах работодателей и Бюро по деятельности в интересах работников обладали ресурсами которые требуются для достижения их согласованных целей. 15. В странах в которых отсутствуют отделения МОТ привлечение организаций работодателей и работников имеет особое значение. В этом плане их участие дополняет участие МОТ и других организаций занимающихся вопросами развития. 16. При определении национальных приоритетов в области технического сотрудничества должное внимание следует уделять вопросам которые могут поднимать правительства или организации работодателей и работников в рамках процедур предусмотренных в механизме реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда или в отношении Конвенций МОТ. Техническое сотрудничество может играть вспомогательную роль и в отношении контрольного механизма МОТ. Правительства и организации работодателей и работников должны использовать возможности предоставляемые механизмом реализации Декларации и процедурами контроля чтобы привлекать внимание МОТ к проблемам реализации которые требуют действий в форме технического сотрудничества. IV. Развитие партнерских отношений и мобилизация ресурсов на техническое сотрудничество 17. Принимая во внимание итоги Всемирной встречи на высшем уровне ООН состоявшейся в сентябре 2005 года необходимо чтобы МОТ разработала обоснованную амбициозную и реалистичную стратегию мобилизации ресурсов. Ключевые элементы этой стратегии должны быть направлены на обеспечение поступления дополнительных ресурсов и на распределение этих ресурсов между различными стратегическими областями. технического сотрудничества МОТ а также между регионами в зависимости от потребностей. Больше внимания следует уделять особым потребностям стран в конкретных регионах особенно в Африке наименее развитым странам и странам переживающим кризис которым следует выделять больше ресурсов а сами эти особые потребности должны быть составной частью стратегии. В этих целях МОТ должна предложить донорам повысить свой вклад в Программу технического сотрудничества МОТ. 18. Более тесные связи необходимо налаживать между программами регулярного бюджета МОТ и программами осуществляемыми из внебюджетных источников. Они должны дополнять друг друга и необходимо обеспечить гибкость условий выделения средств для обеспечения сбалансированного развития и осуществления технического сотрудничества во всех четырех стратегических областях МОТ. Поэтому следует укреплять роль Административного совета в постановке приоритетных задач в области технического сотрудничества. 19. Сотрудничество в целях развития во все большей степени сосредотачивается на уровне стран. На этом уровне программы МОТ должны базироваться на национальных приоритетах устанавливаемых правительствами работодателями и работниками которые должны в полной мере нести ответственность за реализацию программ технического сотрудничества. 20. МОТ настоятельно необходимо осуществить всеобъемлющий обзор полевой структуры. Результаты этого обзора должны лечь в основу решений МБТ в отношении распределения средств на местах. МБТ должно также учитывать текущие дискуссии в отношении реформы системы ООН а также в отношении системы резидентов-координаторов ООН и необходимость укрепления представительства МБТ и оперативного потенциала на страновом уровне чтобы обеспечить значительный вклад СПДТ в планирование обсуждение и осуществление процессов национального развития таких как ЮНДАФ и ПРС. МОТ должна и далее участвовать в процессе реформ в рамках всей системы ООН которые могут способствовать повышению согласованности действий и эффективности МОТи всей системы ООН подчеркивая специфический характер мандата МОТ ее уникальную трехстороннюю структуру и ее нацеленность на социальный диалог как основные факторы способствующие этому текущему процессу. В этой связи большое значение имеют стратегические партнерские отношения с национальными трехсторонними участниками специализированными учреждениями системы ООН региональными организациями донорскими агентствами и партнерами по процессу развития. 21. В целях укрепления ресурсной базы и расширения партнерских отношений между МОТ и донорскими учреждениями для финансирования оперативных программ МОТ необходимо изучить новые методы работы которые отвечают ожиданиям получателей помощи и доноров касающимся согласованных и дополняющих друг друга подходов и в то же время эффективно решают национальные приоритетные задачи и задачи трехсторонних участников. Поэтому необходимо развивать партнерские отношения между трехсторонними участниками МОТ и основными сторонами в процессе развития наряду с расширением координации действий со специализированными учреждениями ООН и другими сторонами в процессе развития. Кроме того МОТ должна укреплять техническое сотрудничество между развивающимися странами и поддерживать его как на национальном так и на региональном уровнях. 22. МОТ должна и далее поощрять заключение многолетних партнерских соглашений с донорскими учреждениями соответствующих собственному программному циклу МОТ ее стратегическим приоритетам и правилам признавая в то же время необходимость привлечения однолетних источников финансирования когда они имеются. Она должна активно проводить политику обеспечения тендерного равенства в рамках партнерских соглашений с донорами; разрабатывать предложения о техническом сотрудничестве направленные на поддержку развитию организаций работодателей и работников и трехсторонней деятельности; повышать потенциал подразделений МОТ на местах для мобилизации дополнительных ресурсов со стороны представителей доноров; налаживать механизмы установления внутренних приоритетов и распределения ресурсов и содействовать дальнейшей координации действий между донорами МОТ. 23. МОТ должна продолжать добиваться постепенного прогресса в общих рамках программирования с сообществом доноров за счет стремления к гармонизации различных соглашений с отдельными донорами чтобы обеспечить более высокий уровень стабильности прогнозируемости и последовательности а также сократить операционные издержки связанные с программой. технического сотрудничества МОТ. 24. МОТ и ее трехсторонние участники должны информировать агентства и институты занимающиеся вопросами развития о необходимости Программы достойного труда и о сравнительных преимуществах МОТ в контексте совместного сотрудничества. 25. МОТ следует поощрять развивать новаторские подходы которые будут укреплять СПДТ и привлекать возросший объем донорских средств. МОТ должна приложить усилия в целях диверсификации своих источников финансирования в соответствии с ценностями МОТ. 26. Партнерские отношения между государственным и частным секторами обладают потенциалом как один из источников финансирования. Использование таких средств должно соответствовать принципам и ценностям МОТ. Административный совет должен установить четкие руководящие принципы и критерии для таких партнерских отношений и осуществлять контроль за их соблюдением. МОТ и ее партнеры по техническому сотрудничеству должны использовать вклад частных предприятий направляемый на создание достойных и производительных рабочих мест а также использовать важную роль профсоюзов в содействии достойному труду. V. Последствия для программы технического сотрудничества МОТ a Расширение базы знаний 27. МОТ должна укреплять свою базу знаний чтобы повысить целенаправленность и эффективность своей программы технического сотрудничества. Научно-исследовательская работа будет опираться на практический опыт накопленный в МОТ и в других организациях многосторонней системы. 28. Такая научно-исследовательская работа должна позволить МВТ осуществить с одной стороны обзор потребностей отдельных стран в отношении мандата МОТ а с другой - анализ опыта стран в удовлетворении таких потребностей а также получить каталог передовой практики и извлеченных уроков. Таким образом это должно содействовать сопоставлению потребностей и опыта в пределах регионов и между регионами. 29. Четко определяемые и поддающиеся измерению количественные и качественные цели и результаты мониторинг а также надежная транспарентная и независимая оценка внутренняя и внешняя имеют большое значение для анализа влияния программ технического сотрудничества МОТ и выявления передовых практических методов в целях их широкого распространения. Они также имеют большое значение для стратегического и бюджетного планирования ориентированного на конечные результаты. Это должно заложить основу для деятельности Административного совета МБТ связанной с исполнением им своей контрольной функции. 30. Международный институт социально-трудовых исследований должен совместно с техническими и полевыми подразделениями МБТ и с учетом консультаций получателей помощи и доноров в области технического сотрудничества сосредоточить свои усилия на Программе достойного труда с целью оказания поддержки работе о которой идет речь выше. 31. При разработке и осуществлении программ технического сотрудничества необходимо в полной мере использовать преимущества экспертный опыт материальные средства и потенциал для подготовки кадров которыми располагает Международный учебный центр МОТ Туринский центр . МОТ должна использовать Туринский центр для формирования потенциала трехсторонних участников а его программы должны отражать их растущие потребности. Возможности Туринского центра следует использовать также для того чтобы ознакомить весь персонал МОТ с принципами целями и операциями Программы технического сотрудничества изложенными в настоящих заключениях. По мере возможности Туринский центр должен сотрудничать с национальными и региональными учебными центрами преследующими аналогичные цели. b Технический потенциал продукты и услуги МОТ 32. Успех деятельности МОТ в области технического сотрудничества зависит от наличия необходимых людских и финансовых ресурсов в нужном месте и в нужное время. 33. В рамках технического сотрудничества следует принимать во внимание необходимость проведения тендерного анализа программ чтобы обеспечивать равные возможности для женщин и мужчин с точки зрения их участия в программах и обеспечения равного доступа к их благам. Это будет в полной мере обеспечивать равенство возможностей и обращения для женщин и мужчин в сфере профессиональной подготовки занятости и профессий. 34. Принимая во внимание что экономический рост имеет важнейшее значение но недостаточен для обеспечения равенства социального прогресса и искоренения бедности а также учитывая роль МОТ в содействии сильной социальной политике справедливости и демократическим институтам МОТ должна как отмечается в преамбуле принятой в 1998 году Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда "обеспечивать чтобы ее рабочие методы опирались на все ресурсы нормотворческой деятельности технического сотрудничества и. на весь ее исследовательский потенциал во всех областях компетентности в частности в таких как занятость профессиональная подготовка и условия труда добиваясь таким образом в рамках глобальной стратегии социально-экономического развития того чтобы экономическая политика и социальная политика взаимно усиливали друг друга создавая условия для широкомасштабного и устойчивого развития". 35. Государствам-членам необходимо оказывать в приоритетном порядке всяческую помощь в целях содействия всеобщей ратификации и осуществлению всех восьми конвенций связанных с принятой в 1998 году Декларацией об основополагающих принципах и правах в сфере труда. МОТ должна обеспечивать техническое сотрудничество которое запрашивают страны испытывающие трудности в осуществлении конвенций выявленные контрольными органами МОТ. 36. Техническое сотрудничество МОТ в области занятости должно включать вопросы развития предпринимательства развития предприятий производительности труда и повышения квалификации особенно на микро- малых и средних предприятиях а также в целях интеграции неформальной экономики в реальный сектор с должным учетом Рекомендации 1998 года о создании рабочих мест на малых и средних предприятиях Конвенции 1964 года о политике в области занятости и Глобальной программы занятости. Она должна и впредь направлять свои усилия на ликвидацию детского труда и на содействие занятости молодежи в свете весьма позитивных показателей и результатов полученных в рамках Международной программы по упразднению детского труда ИПЕК а также Сети занятости молодежи в свете целей развития поставленных в Декларации тысячелетия. Техническое сотрудничество в области развития людских ресурсов должно осуществляться с учетом Конвенции 1975 года о развитии людских ресурсов и Рекомендации 2004 года о развитии людских ресурсов. 37. В этой связи следует привлечь внимание к областям в которых МОТ обладает особым техническим опытом в рамках своих глобальных программ и продуктов например ИПЕК Программа МОТ по ВИЧ/СПИДу в сфере труда МОТ/СПИД и Программа ИнФокус по безопасности и гигиене труда и производственной среде . Необходимо также решать насущные проблемы касающиеся нестабильных форм труда низкого качества в том числе в рамках неформальной экономики. Следует также решать проблемы миграции в целях занятости которая занимает все более важное место в глобальной повестке дня. 38. Учитывая что принципы свободы объединения и права на организацию занимают центральное место в основополагающих правах всех трудящихся а также то что сильные и независимые организации работодателей и работников имеют жизненно важное значение в процессе развития о чем идет речь выше настоятельно необходимо чтобы МОТ прилагала значительные усилия в целях обеспечения того чтобы ее программа технического сотрудничества выделяла необходимые ресурсы которые требуются для достижения согласованных целей в области укрепления потенциала национальных организаций работодателей и работников по удовлетворению потребностей своих членов и участию в коллективных переговорах а также в разработке и осуществлении технического сотрудничества принимая во внимание Конвенцию 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию Конвенцию 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров Конвенцию 1976 года о трехсторонних консультациях международные трудовые нормы и Рекомендацию 1976 года о трехсторонних консультациях.