СН 213-73

СН 213-73 Инструкция о порядке проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий зданий и сооружений

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОССТРОЙ СССР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ И СМЕТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО РЕКОНСТРУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ СН 213-73* Утверждена постановлением Госстроя СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 31 октября 1973 г. для введения в действие с 1 января 1974 г. Москва Стройиздат 1977 Инструкция утверждена Госстроем СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике во исполнение постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291 «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений» для введения в действие с 1 января 1974 г. и издается взамен СН 213-62. Документ предназначен для инженерно-технических работников проводящих экспертизу проектов и смет на строительство а также для проектных и строительно-монтажных организаций. В настоящем издании Инструкции учтено изменение № 1 утвержденное постановлением Госстроя СССР и ГКНТ от 31 декабря 1975 г. № 249/586 касающееся проведения экспертизы проектов и смет на строительство предприятий и объектов сооружаемых в СССР на компенсационной основе. Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства Госстрой СССР Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике Строительные нормы и правила СН 213-73 Инструкция о порядке проведения экспертизы проектов и смет на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая инструкция утверждена во исполнение постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291 «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений» и устанавливает порядок и сроки проведения экспертизы проектов и смет на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений. 1.2. Экспертиза проектов и смет на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений является важным и действенным средством контроля за качеством проектирования внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений и должна проводиться на высоком научно-техническом уровне с тем чтобы строящиеся реконструируемые по этим проектам предприятия здания и сооружения ко времени ввода их в действие были технически передовыми и имели высокие показатели по производительности труда себестоимости производства и качеству продукции отвечали по условиям труда современным требованиям и обеспечивали выпуск новых видов продукции а также отвечали другим требованиям предусмотренным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 390. Утверждена постановлением Госстроя СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 31 октября 1973 г. Срок введения - 1 января 1974 г. 1.3. Экспертиза проектов и смет на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений за границей при техническом содействии СССР производится в порядке утвержденном постановлением Госстроя СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям от 30 ноября 1970 г. № 154/А1-34/5437. 1.4. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291 технические техно-рабочие проекты и сводные сметы на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений до их утверждения подвергаются государственной экспертизе в следующем порядке: а проекты и сметы на строительство реконструкцию объектов которое осуществляется за счет централизованных финансовых средств при сметной стоимости 4 млн. руб. и выше подвергаются экспертизе министерствами и ведомствами СССР по всем входящим в их систему стройкам и госстроями союзных республик проекты и сметы подлежащие утверждению Советами Министров союзных республик ; подпукт а. Измененная редакция Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313 б проекты и сметы на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений подлежащие утверждению Советом Министров СССР после экспертизы их в министерстве ведомстве СССР представляются министром руководителем ведомства на экспертизу в Госстрой СССР а также в Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике [проекты и сметы на строительство реконструкцию предприятий]. Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике осуществляет экспертизу технологической части проектов на строительство реконструкцию предприятий и представляет свое заключение в Госстрой СССР. Госстрой СССР осуществляет экспертизу проектов и смет в целом с учетом заключения экспертизы Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике по технологической части проектов и представляет согласованное с ним заключение по проекту в Совет Министров СССР и соответствующее министерство ведомство . Порядок осуществления экспертизы технических техно-рабочих проектов и сводных смет на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений сметной стоимостью до 3 млн. руб. устанавливается: министерствами и ведомствами СССР – по всем входящим в их систему стройкам; советами министров союзных республик – по стройкам республиканских министерств и ведомств а также по стройкам местного подчинения. Порядок осуществления экспертизы проектно-сметной документации на объекты производственного и непроизводственного назначения строительство которых осуществляется за счет хозрасчетного дохода коллектива предприятия и кредитов банка устанавливается предприятиями объединениями . Органы государственной экспертизы проектов и смет могут привлекаться предприятиями объединениями для выполнения соответствующих работ и оказания методологической помощи на взаимно согласованных условиях с оплатой работ услуг за счет хозрасчетного дохода предприятия объединения . Технические техно-рабочие проекты на строительство водохозяйственных объектов и на комплексное строительство объектов по орошению осушению и освоению земель подвергаются экспертизе в порядке установленном п. 25 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. № 465. Переутверждаемые в установленном порядке технические техно-рабочие проекты проектные задания и сметы на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений подвергаются экспертизе в порядке действующем для вновь разрабатываемых проектов и смет. подпукт б. Измененная редакция Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313 1.5. Государственную экспертизу проектов и смет на строительство предприятий и объектов сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран осуществляет Госстрой СССР независимо от сметной стоимости строительства с учетом заключений Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике о соответствии закупаемых у капиталистических стран технологических процессов машин и оборудования современным техническим требованиям и направляет свои заключения соответствующим министерствам и ведомствам СССР. 2. ОБЪЕМ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ НА ЭКСПЕРТИЗУ 2.1. Проекты и сметы на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений подлежащие утверждению Советом Министров СССР проекты и сметы на строительство предприятий и объектов сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран типовые проекты и проекты на строительство объектов жилищно-гражданского назначения представляются на экспертизу в полном комплекте предусмотренном нормативными документами о порядке разработки проектов и смет. Для экспертизы технологической части проектов на строительство реконструкцию предприятий подлежащих утверждению Советом Министров СССР в Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике представляются общая пояснительная записка технологическая и технико-экономическая части проекта предприятию. 2.2. Проекты и сметы на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений подлежащие утверждению министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик представляются на экспертизу в следующем объеме: общая пояснительная записка технико-экономическая часть генеральный план и транспорт технологическая и строительная части организация строительства сметная часть и паспорт проекта. Другие части проектов представляются в случае необходимости по требованию органа осуществляющего экспертизу. п.2.2. Измененная редакция Пост. Госстроя от 31 октября 1973 № 200/510 2.3. Проекты и сметы подлежащие переутверждению представляются на экспертизу в следующем объеме: пояснительная записка к пересмотренному проекту с обоснованием внесенных в ранее утвержденный проект изменений и дополнений чертежи на измененную и дополненную части проекта технико-экономическая часть и смета переутверждаемого проекта а также справка о состоянии строительства объекта. Перечень представляемых на экспертизу материалов ранее утвержденных проектов и смет устанавливается в каждом отдельном случае органом осуществляющим экспертизу. 2.4. Для выборочного контроля за качеством проектов и смет представляется следующая документация: общая пояснительная записка паспорт проекта части проекта намеченные для проверки документ об утверждении проекта экспертное заключение и справка о состоянии строительства объекта. 2.5. Проекты и сметы представляются на экспертизу в объемах указанных в пп. 2.1-2.4 настоящей Инструкции в двух экземплярах. 3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ 3.1. При экспертизе проектов и смет на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений проверяется: а соответствие проектов и смет планам развития народного хозяйства задачам научно-технического прогресса а также схемам развития и размещения соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности схемам развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам утвержденным технико-экономическим обоснованиям ТЭО проектирования и строительства объектов. основным техническим направлениям в проектировании предприятий соответствующей отрасли; наличие данных о согласовании ТЭО ТЭР на строительство предприятий зданий и сооружений с соответствующим Советом Министров союзной республики без областного деления автономной республики исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов; подпукт а. Измененная редакция Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313 б экономическая целесообразность строительства нового предприятия здания и сооружения в сопоставлении с экономической целесообразностью реконструкции расширения или увеличения мощности действующих предприятий зданий и сооружений; в прогрессивность технико-экономических показателей запроектированных предприятий зданий и сооружений по сравнению с показателями лучших отечественных и зарубежных предприятий зданий и сооружений а также с утвержденными технико-экономическими показателями для предприятий зданий и сооружений соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности; г правильность выбора и соответствие схеме проекту районной планировки района и площадки для строительства предприятия здания и сооружения или размещения предприятия в составе группы предприятий с общими объектами промышленного узла ; обеспечение наиболее эффективного кооперирования строительства общих для промышленных узлов объектов вспомогательных производств и хозяйств инженерных сооружений и коммуникаций; создание единой системы бытового и других видов обслуживания работающих а при соответствующих условиях кооперирования и основных производств а также выбор наиболее рациональных архитектурно-планировочных и градостроительных решений при включении предприятия в состав промышленного узла; д обеспечение рационального использования природных ресурсов земель вод лесов недр и других природных богатств соблюдение правил и норм по рекультивации земель; наличие мероприятий по охране природы исключающих загрязнение атмосферы водоемов и почвы вредными выбросами и стоками вредные воздействия радиационных и электромагнитных излучений и т.п.; е соответствие технологических процессов основного и вспомогательного оборудования новейшим достижениям науки и научной организации труда решений технологической части проекта – нормам технологического проектирования; обоснованность принятого уровня автоматизации и комплексной механизации производственных и вспомогательных процессов а также уровня стандартизации и унификации выпускаемой продукции; степень использования попутной продукции и отходов производств; ж правильность выбора источников и способов снабжения предприятий сырьем топливом энергией полуфабрикатами комплектующими узлами и деталями; обеспечение трудовыми ресурсами; з наличие решений обеспечивающих создание наиболее благоприятных условий труда отвечающих современным требованиям и способствующих достижению высоких показателей по производительности труда; и правильность определения численности рабочих инженерно-технического и административно-управленческого персонала предусмотренных для основного и вспомогательного производств; к эффективность принятых систем планирования и управления предприятием сооружением; л обеспечение безопасности эксплуатации предприятий зданий сооружений и соблюдение в проектах норм и правил взрывной взрывопожарной и пожарной безопасности; м соблюдение норм и правил по охране труда технике безопасности и санитарно-гигиеническим условиям труда; н правильность решений генерального плана предприятия комплекса или отдельных зданий и сооружений их оптимальность и соответствие генеральному плану города проекту детальной планировки и проекту застройки района строительства поселка ; наличие взаимной увязки размещения промышленного и жилищно-гражданского строительства и удобного транспортного сообщения трудящихся от места жительства к месту работы; о соответствие архитектурно-строительных решений требованиям технологии производства продукции и современному уровню строительной техники и индустриализации строительства; качество архитектурно-художественных решений зданий и сооружений; п соблюдение требований строительных норм и правил государственных стандартов технических условий а также технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов; р степень использования при разработке проектов на строительство предприятий зданий и сооружений типовых проектов и повторно применяемых экономичных индивидуальных проектов а также типовых блок-секций типовых и унифицированных строительных конструкций и деталей; с оптимальность принятых решений по энерго- водо- газо- паро- и теплоснабжению канализации отоплению вентиляции и использованию вторичных энергоресурсов; т правильность определения численности населения связанного со строительством реконструкцией и эксплуатацией предприятия здания и сооружения; обеспечения этого населения жилой площадью культурно-бытовым и другим обслуживанием; у соответствие архитектурных и конструктивных решений и эксплуатационных качеств объектов жилищно-гражданского строительства современным требованиям и задачам создания необходимых условий для удобства проживания а также культурно-бытового и других видов обслуживания населения; ф целесообразность принятой номенклатуры и выбора типов жилых домов блок-секций и типов гражданских зданий; х обоснованность очередности строительства и пусковых комплексов предприятия здания и сооружения; ц соблюдение норм продолжительности строительства предприятий зданий и сооружений и норм продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий; ч прогрессивность принятых методов организации и механизации строительства и эффективность мероприятий по снижению трудоемкости возведения зданий и сооружений; оптимальность транспортных схем по доставке строительных материалов и конструкций и обеспеченность строительства производственной базой и подсобными предприятиями; ш правильность определения сметной стоимости строительства реконструкции предприятий зданий и сооружений структуры капитальных вложений а также подготовленность сметной документации для осуществления расчетов за полностью законченные объекты или этапы работ; щ целесообразность проведения и обоснованность сроков выполнения предусмотренных в проектах научно-исследовательских и экспериментальных работ; э соответствие проектов на строительство уникальных зданий и сооружений требованиям специальных строительных технических условий разработанных и утвержденных для упомянутых объектов строительства. подпункт э. Измененная редакция Пост. Госстроя от 23 января 1986 № 4/13 3.2. Для экспертизы проекта и сметы на строительство реконструкцию предприятия здания и сооружения составляется план ее проведения в котором с учетом настоящей Инструкции а также специфики и особенности запроектированного объекта определяется круг вопросов подлежащих проверке устанавливаются конкретные исполнители и сроки проведения экспертизы. 4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ 4.1. Сроки проведения экспертизы проектов и смет на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений с момента их представления на экспертизу не должны превышать: а по проектам утверждаемым министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик – 30 дней. В отдельных случаях по особо крупным и сложным проектам руководители министерств и ведомств СССР или советов министров союзных республик могут увеличить срок проведения экспертизы но не более чем на 15 дней; б по проектам на строительство предприятий объектов сооружаемых на базе комплектного импортного оборудования или по иностранным лицензиям и по проектам на строительство предприятий и объектов сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран - 30 дней; в по проектам утверждаемым в порядке установленном министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик - 25 дней. 4.2. Срок рассмотрения проектов и смет в порядке выборочного контроля устанавливается в каждом отдельном случае руководителем органа осуществляющего проверку но не должен превышать 45 дней. 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ И СМЕТ 5.1. В результате экспертизы проектов и смет на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений составляется заключение по проекту в целом. 5.2. Заключение экспертизы по проекту и смете на строительство реконструкцию предприятия здания и сооружения должно содержать: а краткую характеристику проекта предприятия здания и сооружения описание основных проектных решений и таблицу технико-экономических показателей; б замечания и предложения по проектным решениям технико-экономическим показателям и сметам обоснование рекомендуемых изменений проектных решений показателей и сметной стоимости строительства а также ожидаемый эффект от их реализации; в общие выводы с оценкой качества проекта включая сметную документацию позволяющие рекомендовать проект к утверждению или принять решение о возвращении его для доработки а по экспертизе проектов в порядке выборочного контроля позволяющие одобрить проект или установить необходимость его переутверждения; г рекомендации по внесению исправлений и дополнений в проект при последующем проектировании. 5.3. При оценке качества проектов на строительство реконструкцию предприятий зданий и сооружений должно производиться сопоставление проектных решений и технико-экономических показателей данного проекта с лучшими решениями и показателями достигнутыми в практике отечественного и зарубежного строительства соответствующих объектов. 5.4. Заключение экспертизы по проекту и смете подписывается руководителем подразделения и работником возглавлявшим проведение экспертизы данного проекта. 5.5. Заключение экспертизы направляется органом осуществившим экспертизу инстанции утверждающей проект организациям разработавшим и представившим проект и смету на экспертизу а также в их вышестоящие организации. 5.6. Заключение по проекту и смете рассмотренным в порядке выборочного контроля направляется органом осуществившим экспертизу в инстанцию и органы указанные в п. 5.5 настоящей Инструкции и в необходимых случаях банку финансирующему строительство. СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 2. Объем проектно-сметной документации представляемой на экспертизу 3. Основные вопросы подлежащие проверке при экспертизе 4. Сроки проведения экспертизы 5. Заключение по экспертизе проектов и смет