Критерії, за якими оцінюється ступінь ризику від провадження господарської діяльності, пов'язаної із створенням об'єктів архітектури, яка підлягає ліцензуванню, і визначається періодичність здійснення планових заходів державного нагляду (контролю)

СОГЛАСОВАНА постановлением Президиума ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов России от 15 декабря 1994 г. № 19-70 УТВЕРЖДЕНА постановлением Госстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22 Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей ТОИ Р-66-24-95 Дата введения 01.07.95 Водители грузовых автомобилей далее «водители» при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства» настоящей типовой инструкции разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации «Правил по охране труда на автомобильном транспорте» «Правил дорожного движения Российской Федерации» а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации автомобилей. Требования безопасности перед началом работы 1. Перед началом работы водитель обязан: а убедиться в наличии удостоверения на право управления автомобилем и о проверке знаний безопасных методов работ; б иметь при себе талон технического паспорта автомобиля и путевой маршрутный лист; в получить наряд-задание на выполнение работы и путевой лист пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр; г надеть спецодежду и спецобувь установленного образца. 2. После получения наряда-задания водитель обязан: а проверить наличие медицинской аптечки огнетушителей и комплекта инструментов; б в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние автомобиля обратив внимание на исправность шин тормозов рулевого управления болтов крепления карданного вала исправность проводки фар стоп-сигнала указателей поворотов звукового сигнала контрольно-измерительных приборов зеркал заднего вида; в произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом маслом водой антифризом в холодное время года и тормозной жидкостью проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее; г после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины испачканные нефтепродуктами. Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши песка или опилок; д проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу осветительных и контрольно-измерительных приборов а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления; е предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража механику и получить отметку в путевом листе о технической исправности автомобиля. 3. Водитель не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности: а неисправностях механизмов и систем при которых запрещается эксплуатация автомобиля; б несоответствии характеристик автомобиля характеристикам груза по объему грузоподъемности длине и другим параметрам; в отсутствии или неисправности осветительных приборов зеркал заднего вида сигнального устройства огнетушителей. Обнаруженные нарушения следует устранять собственными силами а при невозможности сделать это водитель обязан сообщить о них лицу ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией автомобилей. Требования безопасности во время работы 4. По прибытии на объект указанный в путевом листе водитель обязан: а явиться к руководителю работ в распоряжение которого направлен предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов труда получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; б ознакомиться с местом погрузки и разгрузки убедиться в безопасности и удобстве подъездов в достаточной освещенности площадки; в обратить внимание на качество дорожного покрытия и его состояние наличие выбоин луж штырей арматуры а в холодное время года снега и льда . 5. Во время работы водитель автомобиля обязан; а выполнять маневрирование только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств; б перед выходом из кабины автомобиля выключить двигатель включить стояночный тормоз и первую передачу вынуть ключ из замка зажигания а после выхода из кабины запереть дверцы; в убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлениях прежде чем выйти из кабины на проезжую часть; г подавать автомобиль при сцепке к прицепу на минимально возможной скорости; д осуществлять сцепку автопоезда в одиночку в исключительных случаях с соблюдением указанной последовательности операций: - затормозить прицеп стояночным тормозом; - проверить исправность буксирного устройства; - подложить упоры под задние колеса прицепа; - сцепить автомобиль и прицеп; - закрепить страховочный трос прицепа за поперечину рамы автомобиля; - соединить разъемы гидравлической пневматической и электрической систем автомобиля и прицепа; е находясь на линии периодически проверять исправное состояние прицепа и буксирного устройства; ж при необходимости разгрузки самосвала у откоса оврага или обрыва и отсутствии колесоотбойного бруса устанавливать его не ближе 1 м от края обрыва; з при управлении автомобилем с цистерной заполненной менее чем на 3/4 ее объема снижать на поворотах скорость до минимальной. 6. Перед заправкой топливом газобаллонного автомобиля следует убедиться в отсутствии людей в кабине выключить двигатель избегать попадания газа на открытые участки кожи для исключения обморожения в результате испарения газа перед включением зажигания и пуском двигателя в течение 3 мин держать капот открытым до полного выветривания газа. 7. Перед постановкой газобаллонного автомобиля на крытую стоянку или при техническом обслуживании необходимо закрыть вентиль баллона и выработать весь газ из системы питания. 8. Для заливки горячей воды при разогреве двигателя следует использовать специальные ведра с носиком в верхней части создающим направленную струю. При разогреве двигателя при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимо присоединить к горловине радиатора и надежно закрепить 9. После использования калорифера для прогрева двигателя кабину автомобиля следует проветрить для удаления продуктов сгорания. 10. При выполнении ремонтных работ водитель обязан выключить двигатель затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить первую передачу. 11. При остановке на уклоне необходимо подложить под колеса не менее чем два противооткатных упора. 12. Неисправности системы питания следует устранять только после охлаждения двигателя а засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с помощью насоса. 13. Перед подъемом автомобиля домкратом следует удалить пассажиров из кабины затормозить автомобиль стояночным тормозом подложить противооткатные упоры под колеса не подлежащие подъему выровнять площадку под домкрат и подложить под него широкую подкладку из древесины. 14. Выполняя работы связанные со снятием колес водитель обязан подставить козелки а под неснятые колеса - подложить противооткатные упоры. 15. При накачивании шины колеса снятого с автомобиля следует пользоваться приспособлением предохраняющим от удара при выскакивании замочного кольца. 16. Для выполнения работ под поднятым кузовом самосвала необходимо закрепить кузов специальными страховочными упорами. 17. Водителям запрещается: а перевозить пассажиров в кузове необорудованного автомобиля и без соответствующей записи в путевом маршрутном листе; б управлять автомобилем в нетрезвом состоянии; в ставить газобаллонный автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями баллонов и системы питания; г использовать камеры для заливки горячей воды при подогреве двигателя; д применять для разогрева двигателя газовые горелки не оборудованные сигнальными устройствами и устройствами автоматически отключающими подачу газа при его утечке или погасании горелки; е пользоваться прямой передачей во время длительного спуска; ж двигаться на крутом спуске с выключенным сцеплением или передачей; з закреплять страховочный канат или цепь прицепа за крюк буксирного устройства; и буксировать порожним автомобилем груженый прицеп; к применять в качестве козелков и подставок для автомобиля со снятыми колесами случайные предметы камни доски бочки диски колес и т.п. ; л отдыхать или спать в кабине автомобиля с работающим двигателем. 18. Запрещается выполнять работы по ремонту и обслуживанию автомобиля под приподнятым кузовом самосвала а также во время погрузочно-разгрузочных работ и в случае установки автомобиля в опасной зоне действующих грузоподъемных механизмов. 19. При производстве погрузочно-разгрузочных работ водитель обязан выйти из кабины автомобиля и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузки автомобиля. Погрузку и разгрузку грузов а также их крепление на автомобиле следует осуществлять силами и средствами грузоотправителей грузополучателей или специализированных организаций с соблюдением правил техники безопасности. Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления груза на транспортном средстве а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза потребовать от грузоотправителя устранить их. Погрузка прицепа должна осуществляться с передней части а разгрузка с задней части во избежание его опрокидывания. 20. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями стоящими друг за другом в колонну должно быть не менее 1 м а между автомобилями стоящими в ряд не менее 1 5 м. Если автомобили устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи здания то между зданием и задним бортом автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 1 5 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м. 21. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он должен укладываться не выше борта кузова стандартного и наращенного и должен располагаться равномерно по всей площади пола. Штучные грузы возвышающиеся над бортами кузова необходимо увязывать крепкими исправными канатами. 22. Ящики бочки и другой штучный груз должны быть уложены плотно без промежутков укреплены или увязаны так чтобы при движении резком торможении трогании с места и крутых поворотах они не могли перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними прочные деревянные прокладки и распорки. При укладке грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. 23. Грузы превышающие габариты грузовой платформы автомобиля по длине на 2 м и более длинномерные грузы должны перевозиться на автомобилях с прицепами-роспусками к которым грузы должны надежно крепиться. При погрузке длинномерных грузов труб рельсов бревен и др. на автомобиль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом установленным за кабиной автомобиля и торцами груза для того чтобы на поворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен. Запрещается: - перевозить грузы с концами выступающими за боковые габариты автомобиля; - загораживать грузом двери кабины водителя; - располагать длинномерные грузы выше стоек. Крупногабаритные и тяжеловесные грузы перевозятся в соответствии с требованиями «Инструкции о перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом». 24. При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных атмосферных условиях водитель обязан: а во время тумана сильного снегопада или дождя сбавить скорость и не обгонять транспортные средства движущиеся в попутном направлении; б не открывать резко дроссельную заслонку и избегать быстрых поворотов рулевого колеса; в трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытой дроссельной заслонке; г при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом; д двигаться по льду рек водоемов только в случае наличия разрешения службы безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки. Требования безопасности в аварийных ситуациях 25. При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося автомобиля водитель обязан съехать с проезжей части дороги выключить двигатель включить первую передачу и стояночный тормоз подложить под колеса противооткатные упоры и установить сзади автомобиля предупреждающий знак. 26. В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель должен погасить огонь при помощи огнетушителей кошмы брезента песка и других подручных средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель должен вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителю работ. 27. При дорожно-транспортном происшествии водитель причастный к нему обязан: а без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство а также другие предметы имеющие отношение к происшествию; б вызвать в случае необходимости «Скорую помощь» а если это невозможно отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем транспорте в ближайшее лечебное заведение и сообщить там свою фамилию номерной знак транспортного средства после чего возвратиться к месту происшествия; в сообщить о случившемся в ГАИ записать фамилию и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов; г если невозможно движение других транспортных средств освободить проезжую часть предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов. Требования безопасности по окончании работы 28. По окончании работы водитель обязан: а проверить вместе с механиком автомобиль после возвращения с линии; б в случае необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей подлежащих устранению; в выключить двигатель; г при безгаражном хранении автомобиля в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя затянуть рычаг стояночного тормоза; д закрыть кабину на замок; е сообщить руководителю работ или ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии о всех неполадках возникших во время работы.