Категорирование по взрывопожарной опасности и классификация взрывоопасных зон объектов автозаправочных станций (АЗС) и топливозаправочных пунктов (ТЗП)

Категорирование по взрывопожарной опасности и классификация взрывоопасных зон объектов автозаправочных станций АЗС и топливозаправочных пунктов ТЗП В нормативных документах касающихся установок топливозаправки бензин дизельное топливо автомобильного транспорта приводятся изложенные ниже данные по категорированию объектов по взрывопожарной опасности и классификации взрывоопасных зон. 1. "Правила технической документации стационарных и передвижных автозаправочных станций" утверждены председателем Госкомнефтепродукта РСФСР 15 апреля 1981 г. Взрывоопасные установки АЗС представлены в таблице. Наименование установки Категория Класс по ПУЭ Размер взрывоопасной зоны Топливораздаточная колонка бензин А В-1г 5 м по горизонтали и вертикали от колонки Резервуары для приема и хранения ЛВЖ подземные А В-1г 3 м по горизонтали и вертикали от резервуара Стоянка автоцистерн при сливе ЛВЖ и смотровые колодцы подземных резервуаров ЛВЖ А В-1г 5 м по горизонтали и вертикали от закрытого места слива границ колодца Дыхательные устройства резервуаров ЛВЖ А В-1г 5 м по горизонтали и вертикали от дыхательных и предохранительных клапанов Обращает на себя внимание неправомерность категорирования наружных взрывоопасных установок и несоответствие указанных размеров взрывоопасных зон требованиям главы 7.3 ПУЭ. 2. СНиП II-93-74 "Предприятия по обслуживанию автомобилей. Нормы проектирования". Категорирование установок в нормах отсутствует но приведены следующие расстояния от раздаточных колонок нефтепродуктов: до зданий АЗС II степени огнестойкости - 4 м; до зданий АЗС III степени огнестойкости - 7 м; до подземных резервуаров нефтепродуктов - 4 м; до раздаточных колонок нефтепродуктов - не нормируется; до проездов или площадок автомобилей край заправочного островка - 0 8 м. Расстояние между заправочными островками должно приниматься: при расположении заправляемых автомобилей в один ряд равным ширине автомобиля плюс 1 м но не менее 3 м; при расположении автомобилей в два ряда - равным удвоенной ширине автомобиля плюс 1 5 м но не менее 7 м. Указанные расстояния между заправочными островками должны увеличиваться на 4 м если между ними предусматривается также транзитный проезд автомобилей к другим заправочным колонкам станции. Классы взрывоопасных зон согласно указанию СНиП 11-93-74 должны определяться по требованиям главы 7.3 ПУЭ. 3. ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей" Минавтотранс РСФСР. В составе ТЗП для бензина и дизельного топлива размещаемого на территории автотранспортных предприятий предусматриваются следующие сооружения: подземные резервуары для хранения топлива; островки для размещения раздаточных колонок; павильон для установки пультов управления может не сооружаться . Расстояния от раздаточной колонки до других сооружений ТЗП следует принимать не менее: до павильона ТЗП - 4 м; до проезда до края островка для раздаточной колонки - 0 8 м; до подземного резервуара - 4 м; до раздаточной колонки - не нормируется. Расстояние между островками для раздаточных колонок можно принимать согласно п. 2 настоящего документа. В ВСН 01-89 имеется указание что при проектировании должны выдерживаться требования ПУЭ. Это означает что классификация взрывоопасных зон установок ТЗП должна выполняться согласно главе 7.3 ПУЭ. 4. Перечень категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной опасности Минавтотранса РСФСР 1989 г. . Выписка из перечня №№ Наименование Категория Класс Размер взрывоопасной зоны 64.1 Стационарный автозаправочный пункт бензин дизельное топливо - В-1г 3 м по горизонтали и вертикали от топливораздаточных колонок 64.2 Площадка для передвижной заправочной станции бензин дизельное топливо - В-1г 3 м по горизонтали и вертикали от топливозаправщика 64.3 64.4 Подземные резервуары для бензина дизельного топлива - В-1г 5 м по горизонтали и вертикали от устройств выброса из предохранительных и дыхательных клапанов емкостей 64.5 64.6 Склад баллонов СНГ СПГ открытый пропан-бутановая смесь метан - В-1г 3 м по горизонтали и вертикали от баллонов 64.8 Пункт аккумуляции СПГ метан - В-1г 5м по горизонтали и вертикали от границы пункта и обреза сбросного трубопровода свечи 64.9 Сливная и наполнительная колонка для СНГ пропан-бутановая смесь - В-1г 3 м по горизонтали и вертикали от сливных и наполнительных колонок 64.10 Площадка для подземных емкостей для СНГ пропан-бутановая смесь - В-1г 8 м по горизонтали и вертикали от резервуаров Примечание. СНГ - сжиженный нефтяной газ; СПГ - сжатый природный газ. Приведенная выше информация по АЗС ТЗП свидетельствует о ее противоречивости особенно в части категорирования и классификации пространства у топливозаправочных колонок. Согласно приведенным документам транспортное средство при заправке как правило располагается непосредственно во взрывоопасной зоне класса В-1г что является недопустимым. В рассмотренных выше документах СНиП II-93-74 и ВСН 01-89 в части классификации взрывоопасных зон сделаны ссылки на главу 7.3 ПУЭ "Электроустановки во взрывоопасных зонах". Следует иметь в виду что требования ПУЭ определяют общие принципы классификации взрывоопасных зон и специфика АЗС ТЗП естественно в главе 7.3 не отражена. Как разработчик главы 7.3 институт Тяжпромэлектропроект рекомендует для объектов АЗС ТЗП принимать следующие решения: у наружной топливозаправочной колонки имеет место взрывоопасная зона класса В-1г зона 2 согласно публикации 79-10 МЭК и проекта главы 7.3 ПУЭ 7-го издания на расстоянии 0 5 м от корпуса колонки. Это решение соответствует требованиям раздела 514 национального электротехнического кода США для разливочных автоматов заправки автотранспорта. В рекомендациях МЭК не содержится конкретных указаний по топливозаправочным колонкам но анализ документа 31J секр. 10 от мая 1987 г. подготовленного ТК 31 МЭК позволяет принять для данной конструкции зону класса 2 радиусом 1 м от возможного источника выделения что примерно соответствует протяженности зоны 0 5 м от корпуса колонки; при непринятии мер по удалению пролившегося топлива пространство у земли вокруг топливозаправочной колонки высотой 0 5 м и радиусом 3 м от оси колонки следует также относить к взрывоопасной зоне класса В-1г; пространство внутри кожуха топливораздаточной колонки классифицируется согласно главе 7.3 ПУЭ только в том случае если это оговорено техническими условиями или стандартами на изготовление топливораздаточной колонки; классификацию помещений с установками заправки автомобилей рекомендуется производить согласно пп. 3.1.1 3.1.2 ВНТП 10-90 "Определение категорий помещений и зданий заводов Минавтосельхозмаша по взрывопожарной и пожарной опасности" Минавтосельхозмаш СССР 1990 г.; размеры взрывоопасных зон остальных наружных взрывоопасных установок АЗС ТЗП должны приниматься в соответствии с отраслевыми нормами технологического проектирования при разработке которых следует учитывать рекомендации ТК 31 МЭК. Часть из них содержится в работе Тяжпромэлектропроекта "Классификация взрывоопасных зон в национальных и международных стандартах правилах" шифр М788-1082 1992 г. . При отсутствии отраслевых норм технологического проектирования должны быть учтены требования п. 7.3.44 главы 7.3 ПУЭ 6-го издания.