ГОСТ 27435-87

ГОСТ 27435-87 Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР Внутренний шум автотранспортных средств Допустимые уровни и методы измерений ГОСТ 27435-87 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР ВНУТРЕННИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Допустимые уровни и методы измерений Internal noise of motor vehicles. Permissible levels and methods of measurement ГОСТ 27435-87 Срок действия с 01.01.89 до 01.01.94 Настоящий стандарт распространяется на легковые грузопассажирские грузовые автомобили автопоезда и автобусы далее - автомобили предназначенные для эксплуатации на общей сети автомобильных дорог СССР. Стандарт устанавливает допустимые уровни внутреннего шума автомобилей и методы его измерения. Стандарт не распространяется на автомобили находящиеся в эксплуатации. 1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА 1.1. В качестве оценочного показателя устанавливается уровень звука в децибелах дБ А по ГОСТ 17187-81. 1.2. Допустимые уровни шума опытных образцов автомобилей приведены в таблице. 1.3. Допускается увеличение уровней внутреннего шума полноприводных легковых и грузопассажирских автомобилей на 2 дБ А. 1.4. Для автобусов с передним расположением двигателя производство которых начато до 01.01.89 допускается увеличение уровней шума на 2 дБ А. 1.5. Уровни шума серийных автомобилей при испытаниях в объеме гарантийного пробега не должны превышать более чем на 1 дБ А значений приведенных в таблице. Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей Тип автомобиля Уровни звука дБ А автомобилей производство которых начато до 01.01.91 с 01.01.91 Легковые и грузопассажирские автомобили 80 78 Грузовые автомобили и автопоезда для международных и междугородных перевозок 82 80 Остальные грузовые автомобили и автопоезда 84 82 Автобусы с передним расположением двигателя: рабочее место водителя 82 80 пассажирское помещение 81 80 Автобусы с другим расположением двигателя: рабочее место водителя 78 78 пассажирское помещение кроме городского автобуса 82 80 пассажирское помещение городского автобуса 84 82 Примечания: 1. Под грузовыми автомобилями и автопоездами для международных и междугородных перевозок подразумеваются автомобили в которых имеется спальное место. 2. Для модифицированных автомобилей допустимые нормы устанавливаются равными нормам для базовых моделей. 2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ 2.1. Для измерения шума автомобилей должны применяться следующие приборы: 1 шумомер 1-го класса по ГОСТ 17187-81; 2 приборы для измерения скорости автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя относительная погрешность измерения ±3 % ; 3 прибор для измерения скорости ветра с диапазоном измерения от 1 до 10 м/с погрешность измерения ±0 5 м/с ; 4 прибор для измерения температуры окружающего воздуха погрешность измерения ±1°С ; 5 прибор для измерения атмосферного давления погрешность измерения ±2 6 гПа ±2 0 мм рт. ст. . 2.2. Шумомер следует калибровать по стандартному источнику шума непосредственно до и после каждой серии испытаний. Если при этой проверке показания шумомера отличаются более чем на 1 дБ А то его необходимо снова калибровать а испытания повторить. 3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ 3.1. Автомобиль предназначенный для испытаний должен быть технически исправным отрегулирован обкатан укомплектован заправлен топливом и маслом в соответствии с нормативно-технической документацией на автомобиль конкретной модели. 3.2. Шины не должны иметь повреждений их износ не должен превышать 30 % первоначальной высоты рисунка протектора. Давление в шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя автомобиля. 3.3. Автомобили испытывают без полезной нагрузки прицепов и полуприцепов за исключением не расцепляемых автотранспортных средств. 3.4. Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты автомобиля должны быть прогреты до рабочей температуры. 3.5. При измерениях окна люки в крыше и отверстия для вентиляции должны быть закрыты. 3.6. Оборудование специальных и специализированных автомобилей работающее во время движения автомобиля например холодильные установки при измерениях должно быть включено. 3.7. Передвижные регулируемые сиденья возле которых проводятся измерения должны находиться в среднем положении. Спинки сидений если имеется возможность их регулировки должны находиться в нормальном положении. Регулируемые подголовники сидений должны находиться в среднем положении. 3.8. В автомобиле должны находиться два человека: водитель и испытатель. В автомобиле с числом сидений более 9 допускается присутствие второго испытателя. Наличие посторонних предметов не допускается. 3.9. Испытания следует проводить на прямом сухом гладком и чистом участке дороги с покрытием из бетона или асфальта в хорошем техническом состоянии. Продольный уклон измерительного участка не должен превышать 1%. На расстоянии 20м от продольной оси измерительного участка не должны находиться большие объекты которые могли бы отражать звук. 4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ 4.1. Испытания проводят при следующих климатических условиях: 1 отсутствие атмосферных осадков; 2 атмосферное давление - 1013 гПа 760 мм рт. ст. допустимое отклонение ±5%; 3 температура окружающего воздуха от минус 5 до плюс 30°С; 4 скорость ветра не более 5 м/с. 4.2. Уровень шумовых помех должен быть не менее чем на 10 дБА ниже измеряемого уровня шума. Если это условие не соблюдается следует внести поправки на уровень помех по ГОСТ 12.1.026-80. 4.3. При измерении шума вентиляционные установки кондиционеры отопители или вентиляторы должны работать в режиме соответствующем наиболее шумной работе. 4.4. Если автомобиль оборудован жалюзи и или вентилятором системы охлаждения двигателя с автоматическим приводом испытания должны проводиться при их работе в автоматическом режиме с указанием рабочего положения в протоколе испытаний. Если автомобиль оборудован жалюзи с ручным управлением испытания проводят при полностью открытых жалюзи. 4.5. Измерения уровня шума следует проводить в следующих точках: 1 у сиденья водителя; 2 у сиденья водителя а также над последним рядом сидений у сиденья расположенного ближе к продольной оси симметрии автомобиля в автомобиле с числом мест для сидения не более 9; 3 у сиденья водителя а также над первым за сиденьем водителя и последним рядами сидений в автомобиле с числом мест для сидения более 9; 4 в автомобиле с числом рядов сидения более 3 за сиденьем водителя дополнительно проводят измерение над средним рядом сидений. При выборе точек измерения откидные сиденья во внимание не принимают. В случае расположения сидений вдоль борта автомобиля измерительные точки располагаются в продольной плоскости симметрии автомобиля. В автомобилях где отсутствуют места для сидения измерения проводят в местах для стояния на высоте 1 6±0 1 м от пола. Измерения проводят в передней средней и задней части пассажирского помещения. В местах предназначенных для лежащих пассажиров измерения проводят на высоте 0 15±0 02 м над серединой подушки. 4.6. Ось максимальной чувствительности микрофона должна находиться в направлении движения автомобиля. Микрофон расположенный у сидений пассажиров устанавливают в точке А указанной на чертеже. Микрофон расположенный у сиденья водителя должен быть смещен от его оси симметрии на 0 20±0 02 м в направлении центра автомобиля согласно точке Б указанной на чертеже. Расстояние микрофона от стенок кабины или лиц проводящих измерения должно быть не менее 0 15 м. Если при измерении в автомобиле находится третье лицо расстояние от него до микрофона должно быть не менее 1 м. 4.7. При измерении уровня шума в шумомере включают временную характеристику «Быстро». 5. ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА 5.1. Измерение проводят при разгоне автомобиля на высшей передаче до скорости 120 км/ч или скорости соответствующей 0 9?nном nном - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя выбирая наименьшее значение. Если при частоте вращения 0 9?nном скорость автомобиля на высшей передаче превышает 120 км/ч измерения следует проводить на более низкой передаче но не ниже третьей если коробка передач имеет четыре и более передач и не ниже второй если коробка передач имеет менее четырех передач. 5.2. Измерение следует проводить начиная с наименьшей допустимой скорости но не ниже скорости соответствующей 0 45?nном. Если при частоте 0 9?nном скорость автомобиля на выбранной передаче превышает 120 км/ч начальная скорость автомобиля должна составлять 60 км/ч. 5.3. В автомобиле с автоматической коробкой передач измерение проводят начиная со скорости соответствующей 0 45?nном. При этом скорость автомобиля не должна быть выше 60 км/ч. Если в коробке передач происходит переключение передач раньше чем частота достигнет 0 9?nном или скорость 120 км/ч начальную скорость принимают равной 50% от скорости при которой происходит переключение передач. Принудительное включение понижающей передачи должно быть исключено. 5.4. В момент достижения автомобилем начальной скорости следует резко нажать до упора педаль дроссельной заслонки или подачи топлива и удерживать ее в таком положении до достижения скорости указанной в п. 5.1. 5.5. При измерении шума регистрируют максимальное показание шумомера. В каждой точке расположения микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения принимают среднее арифметическое значение округленное до целого числа. Если разность наибольшего и наименьшего значений уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ проводят повторное измерение. За окончательный результат принимают наибольшее значение уровня шума полученное при измерении в каждой точке расположения микрофона. Результаты испытаний следует сравнить с допустимыми значениями приведенными в таблице. 6. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ С ПОСТОЯННЫМИ СКОРОСТЯМИ И НА НЕПОДВИЖНОМ АВТОМОБИЛЕ Измерение шума опытных образцов автомобилей при движении с постоянными скоростями и на неподвижном автомобиле проводят в соответствии с методикой приведенной в рекомендуемом приложении 1. 7. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ Результаты испытаний должны быть занесены в протокол образец которого приведен в рекомендуемом приложении 2. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендуемое Измерение шума при движении автомобиля с постоянными скоростями и на неподвижном автомобиле 1. Измеряют уровни шума в децибелах дБ А . Аппаратура подготовка автомобиля к испытаниям условия проведения испытаний должны соответствовать разд. 2 3 и 4 настоящего стандарта. 2. Измерение шума при движении с постоянными скоростями проводят на высшей передаче в диапазоне скоростей выше 60 км/ч или 40% от максимальной скорости автомобиля но не более 120 км/ч или 80% от максимальной скорости автомобиля. Из указанных скоростей выбирают наименьшую. Измерения проводят не менее чем при пяти значениях постоянных скоростей с округлением до 5 км/ч: наименьшей наибольшей и промежуточных обеспечивая равномерность интервалов между значениями скоростей. В каждой точке измерения в соответствии с п. 4.5 настоящего стандарта и при каждой скорости в течение 5 с регистрируют среднее значение показания шумомера. При измерении шума в шумомере включают временную характеристику «медленно». 3. Измерение шума на неподвижном автомобиле проводят только на грузовых автомобилях и автобусах оснащенных дизельными двигателями. Измерение проводят в режиме холостого хода двигателя: при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя; при ускорении частоты вращения от минимальной до максимальной при резком нажатии до упора педали подачи топлива и удержании ее в этом положении не менее 5с . При измерении шума при минимальной частоте в шумомере включают временную характеристику «медленно» а при ускорении - «быстро». 4. В каждой точке расположения микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения принимают среднее арифметическое значение округленное до целого числа. Если разность наибольшего и наименьшего значений уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ А проводят повторное измерение. За окончательный результат принимают наибольшее значение уровня шума полученное при измерении в каждой точке размещения микрофона. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ Автомобиль модель Двигатель № Шасси № Дата проведения испытаний 1. Техническая характеристика автомобиля: Тип автомобиля Число мест Грузоподъемность кг Полная масса кг Тип двигателя Мощность двигателя нетто кВт л. с. Номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя мин-1 Сорт топлива Тип коробки передач и передаточные отношения Тип ведущего моста и передаточные отношения Тип и размер шин Давление в шинах кПа кгс/см2 : передних задних 2. Пробег автомобиля до начала испытаний км 3. Пробег рекомендуемый заводом-изготовителем для обкатки км 4. Место испытаний 5. Тип дорожного покрытия 6. Уровень шумовых помех 7. Атмосферные условия: температура окружающего воздуха °С скорость ветра м/с барометрическое давление гПа мм рт. ст. 8. Измерительные приборы тип модель номер 9. Расположение микрофона при измерениях шума: точка 1 точка 2 точка 3 точка 4 10. Передача в коробке передач 11. Скорость движения автомобиля: начальная км/ч; конечная км/ч. 12. Частота вращения коленчатого вала двигателя: начальная мин-1; конечная мин-1. 13. Результаты измерений внутреннего шума дБ А Точка измерения Номер измерения Окончательный результат Допустимый уровень шума 1 2 3 14. Измерения шума проведены в соответствии с программой испытаний. 15. Заключение по результатам испытаний. 16. Данные о лаборатории которая проводила испытания: наименование ответственный исполнитель дата ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР. ИСПОЛНИТЕЛИ: И.И.Малашков руководитель темы ; Ю.К.Есеновский канд. техн. наук; Б.М.Енукидзе канд. техн. наук; В.Е.Тольский д-р техн. наук; Г.В.Латышев канд. техн. наук; А.А.Носенкова канд. техн. наук; В.И.Сальников; С.А.Воронцов канд. техн. наук 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.87 № 3807 3. Срок первой проверки 1992 г. 4. Стандарт соответствует стандарту ИСО 5128 в части методов измерений 5. ВЗАМЕН ГОСТ 19358-85 в части пп. 1.1-1.5 разд. 2 и 3 пп. 4.1.1-4.1.6 4.1.8 4.1.9 4.2.2-4.2.6 4.4 4.6 4.7. 6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ Обозначение НТД на который дана ссылка Номер пункта подпункта перечисления ГОСТ 12.1.026-80 4.2 ГОСТ 17187-81 1.1; 2.1 перечисление 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Допустимые уровни шума 1 2. Средства измерений 2 3. Подготовка к испытаниям 2 4. Условия проведения испытаний 2 5. Измерение уровня шума 4 6. Измерение шума при движении автомобиля с постоянными скоростями и на неподвижном автомобиле 4 7. Обработка результатов испытаний 4 Приложение 1 Измерение шума при движении автомобиля с постоянными скоростями и на неподвижном автомобиле 4 Приложение 2 Протокол испытаний автомобилей 5