ДБН В.2.8-13-2000

ДБН В.2.8-13-2000 Будівельна техніка. Технічне діагностування гідроприводу будівельних машин

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ УКРАИНЫ Строительная техника оснастка инвентарь и инструмент ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ГИДРОПРИВОДА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН ДБН В.2.8-13-2000 РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом строительного производства Госстроя Украины Вернигора В.А. к.т.н.; Лихницкий В.И. Киевским государственным техническим университетом строительства и архитектуры Назаренко И.И. д.т.н. проф.; Полянский С.К. к.т.н. проф.; Демидас С.В. ВНЕСЕНЫ Отделом стройиндустрии промышленности стройматериалов и механизации Госстроя Украины УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Приказом Госстроя Украины № 142 от 30 июня 2000 г. и введены в действие с 1 января 2001 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ УКРАИНЫ Строительная техника оснастка инвентарь и инструмент ДБН В.2.8-13-2000 Техническое диагностирование гидропривода строительных Вводятся впервые машин Настоящие нормы устанавливают общие правила проведения технического диагностирования гидропривода строительных машин для получения достоверной информации о действительном техническом состоянии гидропривода в целом а также его сборочных единиц и систем. Требования этих норм являются обязательными для юридических и физических лиц эксплуатирующих машины независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Перечень нормативных документов на которые даны ссылки в этих нормах приведен в приложении А. В данных нормах используются термины и определения согласно приложению Б. 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Диагностирование представляет комплекс операций проводимых в составе мероприятий системы планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта строительных машин системы ППР выполняемых в плановом порядке а также при необходимости с целью поиска места и причин отказа . 1.2. Диагностирование гидропривода машин обеспечивает: - определение фактического технического состояния гидропривода в целом его сборочных единиц и систем; - определение места и причины возникновения неисправности при отказе объекта; - сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса или оценки вероятности безотказной работы гидросистемы в межконтрольный период; - повышение эффективности технической эксплуатации строительных машин. 1.3 Повышение эффективности технической эксплуатации строительных машин с гидроприводом рабочих органов при применении диагностирования достигается за счет: - сокращения затрат времени на определение технического состояния путем исключения работ по разборке демонтажу ; - сокращения простоев машин из-за отказа гидравлического привода рабочих органов; - снижения затрат на устранение отказов строительных машин вследствие своевременного обнаружения скрытых дефектов; - повышения эффективности использования машин по назначению в результате своевременной коррекции восстановления функциональных характеристик машин при выходе их за пределы допуска; - снижения объемов работ выполняемых при техническом обслуживании и ремонте в результате установления соответствия их состава действительному техническому состоянию машины. 1.4 Операции технического диагностирования выполняются с учетом безусловного выполнения требований заводов-изготовителей к техническому состоянию машин и правил безопасной эксплуатации установленных Госнадзорохрантруда Украины Госавтоинспекцией Украины и действующими нормативными документами. 1.5 После обнаружения места отказа уточняется его причина. 1.6 К проведению диагностирования допускается обслуживающй персонал прошедший специальную подготовку по: - обслуживанию и диагностированию гидравлических систем строительных машин; - безопасным методам проведения работ в соответствии с "Типовым положением об обучении инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда". ДБН В.2.8-13-2000 C.2 1.7 При подготовке к диагностированию гидропривода строительных машин необходимо устранить причины вызывающие загрязнение окружающей природной среды утечками топлива масел и технических жидкостей. 1.8 Перед началом диагностирования гидросистемы неработающей машины необходимо надежно блокировать машину: выключить двигатель поставить машину на стояночный тормоз блокировать трансмиссию и исключить возможность случайного пуска. 1.9 Давление жидкости в гидросистеме неработающей машины может оставаться достаточно значительным. При наличии гидравлических аккумуляторов в гидросистеме необходимо их разрядить до норм предусмотренных изготовителем. 1.10 Все демонтируемые детали и механизмы располагаются на уровне пола на подставках и надежно закрепляются. 1.11 При проведении диагностирования должны выполняться требования Закона Украины "Об охране окружающей природной среды". 1.12 Диагностирование строительных машин должно осуществляться при безусловном соблюдении экологических норм. 1.13 При диагностировании гидропривода содержание вредных веществ и дымность в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания не должны превышать допустимых норм установленных ГОСТ 17.2.2.03 и ГОСТ 17.2.2.02 соответственно. 1.14 Содержание вредных газов паров и пыли в воздухе рабочей зоны не должно превышать допустимых концентраций по ГОСТ 12.1.005. 1.15 Категорически запрещается сливать рабочую жидкость на землю в канализационную сеть и водоемы. Сбор отработанной рабочей жидкости и требования безопасности при работе с ней регламентируются ГОСТ 21046. 1.16 Безопасность проведения работ должна обеспечиваться соблюдением требований техники безопасности и производственной санитарии регламентированных ГОСТ 12.2.011 и СНиП III-4. 1.17 Пожарная безопасность обеспечивается системами предотвращения пожара и пожарной защиты согласно требованиям ГОСТ 12.1.004 и "Правил пожарной безопасности в Украине". 1.18 Обеспечение защиты людей от поражения электрическим током при проведении диагностирования должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.019. 1.19 Для обеспечения необходимого уровня качества технической эксплуатации машин следует развивать и внедрять систему качества согласно ДСТУ ISO серии 9000. 1.20 Рекомендуемая маршрутная технология диагностирования гидропривода строительных машин приведена в приложении В. 1.21 Настоящие ДБН разработаны в дополнение к ДБН В.2.8-3-95 "Техническая эксплуатация строительных машин". 2 ВИДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ 2.1 Различают диагностирование общее Д и углубленное ДУ . 2.2 Общее диагностирование выполняют с целью определения технического состояния машины или ее составных частей по обобщенным интегральным параметрам без указания места характера и причин повреждения и или отказа. 2.3 Диагностирование общее включает: - ежесменное диагностирование ДЕ ; - периодическое диагностирование проводимое при соответствующем виде периодического технического обслуживания и текущем ремонте ТО-1 ТО-2 ТО-3 и Т Д-1 Д-2 Д-3 . ДБН В.2.8-13-2000 С.З 2.4 Ежесменное диагностирование ДЕ проводится машинистом с целью получения оперативной информации об имеющихся неисправностях и или отказах до начала и в течение рабочей смены. ДЕ проводят субъективными методами и с помощью встроенных средств контроля. 2.5 Периодические диагностирования Д-1 Д-2 Д-3 проводятся с целью уточнения объема работ предусмотренного соответствующим видом периодического технического обслуживания и ремонта выполняются в плановом порядке до и при необходимости после проведения периодических технических обслуживании и текущего ремонта- 2.6 Углубленное диагностирование ДУ проводят с целью определения технического состояния составных частей машины а также поиска дефекта неисправности и или отказа с указанием места характера и при необходимости причины их возникновения. 2.7 Углубленное диагностирование проводят по результатам общего диагностирования при необходимости а также в случае обнаружения неисправностей при эксплуатации машины. 3 ПАРАМЕТРЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ 3.1 Параметры характеризующие техническое состояние машин делятся на структурные и диагностические. 3.2 Основной причиной изменения технического состояния гидросистем является изменение структурных параметров. 3.3 Структурные прямые параметры - параметры характеризующие структуру объекта и непосредственно определяющие его техническое состояние зазор в сопряжении геометрия сопрягаемых деталей положения регулируемых элементов и т.д. . 3.4 Непосредственное измерение структурных параметров без разборки сборочных единиц ограничено и диагностирование в основном осуществляется по косвенным диагностическим параметрам. 3.5 Диагностические параметры - параметры технического состояния косвенно характеризующие структурные параметры. 3.6 Функциональные косвенные параметры - параметры характеризующие функционирование гидропривода и его сборочных единиц примеры измеряемых параметров например - продолжительность циклов или операций скорость перемещения штоков гидроцилиндров и др. и косвенно отражающие его техническое состояние. 3.7 Обобщенные интегральные диагностические параметры - параметры характеризующие общее состояние машины в целом или несколько составных частей ее нарушение герметичности -внешние утечки рабочей жидкости полный КПД гидравлического привода давление рабочей жидкости количественный и качественный состав загрязнений рабочей жидкости и др. . 3.8 Частные диагностические параметры - параметры характеризующие состояние отдельных элементов объекта скорость нарастания давления на кривой пульсирующего давления аксиально-поршневого насоса утечки рабочих жидкостей через уплотнения гидроцилиндров и т.п. . 3.9 Общее техническое состояние гидропривода оценивают по следующим параметрам: - продолжительности рабочих циклов путем сравнения их на испытываемой машине с аналогичными циклами однотипной машины принятой за эталон; - величине опускания или отклонения рабочих органов под действием силы тяжести при блокированных приводах за определенное время с учетом вязкостно-температурных свойств рабочих жидкостей; - внешним утечкам рабочей жидкости; - количественному и качественному составу загрязнений рабочей жидкости; - температуре рабочей жидкости гидросистемы и темпу ее нарастания. 3.10 Параметры герметичности следует измерять при нагружении гидроагрегата номинальным рабочим давлением с помощью насоса гидропривода строительной машины или внешнего источника напора. ДБН В.2.8-13-2000 С.4 3.11 Внутренние перетечки в сборочных единицах гидропривода могут быть косвенно оценены по таким параметрам как величины коэффициента подачи для гидронасосов объемного КПД для гидромоторов гидрораспределителей и гидроцилиндров. 3.12 Увеличение гидравлических сопротивлений может быть косвенно оценено по таким параметрам как величины давления и расхода рабочей жидкости. 3.13 Техническое состояние фильтров снижение их пропускной способности вследствие накопления в фильтроэлементах загрязнений а также разрушение фильтроэлементов оценивают по перепаду давления на входе и выходе. 3.14 Справочные данные о параметрах диагностирования гидропривода и периодичности их контролирования приведены в приложении Г. 4 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПРИВОДОВ И ИХ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ 4.1 Применяемые методы диагностирования гидравлической системы базируются на измерении параметров рабочего потока жидкости давления расхода измерительными устройствами гидротестерами и параметров движения исполнительного органа. При этом обязательный элемент диагностирования - нагружение гидравлической системы опрессовкой или использование жестко закрепленного препятствия. 4.2 Различают субъективные и объективные методы диагностирования. 4.3 Субъективные методы диагностирования - простейшие средства оценки технического состояния с помощью органов чувств: визуальный на слух по запаху контактный например визуально определяют подтекание жидкости на слух - место и характер стуков и шумов с помощью органов ощущения - место и степень нагрева механизмов . 4.4 Субъективные методы диагностирования характеризуют качественные отклонения состояния того или другого механизма от норм их используют совместно с простейшими средствами оценки например стуки прослушивают стетоскопом качество рабочей жидкости - с помощью фильтровальной бумаги и т.д. . 4.5 Объективные методы диагностирования основаны на количественной оценке параметров технического состояния машины и ее сборочных единиц с помощью встроенных и внешних средств контроля. 4.6 Основные методы объективного диагностирования: временной силовой тепловой стато-параметрический амплитудно-фазовых характеристик переходных характеристик виброакустический на основе спектрального анализа рабочих жидкостей и методы оценки загрязненности рабочих жидкостей. 4.7 Временной метод основан на определении продолжительности выполнения рабочего цикла и отдельных рабочих операций. 4.8 Силовой метод основан на определении величины усилия развиваемого рабочим исполнительным органом диагностируемой гидросистемы. 4.9 Тепловые методы основаны на определении температуры поверхности сборочных единиц или перепада температур рабочей жидкости на входе и выходе гидромашин. 4.10 Статопараметрический гидростатический метод основан на определении параметров установившегося задросселированного потока рабочей жидкости давления или расхода . 4.11 Метод амплитудно-фазовых характеристик основан на измерении волновых процессов в напорной или сливной магистралях на рабочих режимах при нагружении гидросистемы со стороны исполнительных органов или дросселирования рабочей жидкости в сливной магистрали. 4.12 Метод переходных характеристик гидродинамический метод основан на измерении параметров переходных процессов при мгновенных изменениях давления в гидросистеме. ДБН В.2.8-13-2000 С.5 4.13 Виброакустический метод основан на измерении параметров вибрации и акустических шумов. 4.14 Метод спектрального анализа основан на определении количественного и качественного состава продуктов изнашивания в рабочей жидкости. 4.15 Методы анализа загрязненности рабочих жидкостей основаны на определении количественного и качественного состава загрязнений в определенном ее объеме. 4.16 При оценке технического состояния рабочей жидкости определяют: плотность кинематическую вязкость вязкостно-температурные свойства физическую и химическую стабильность гранулометрический состав механических загрязнений и наличие воды. 4.17 Пояснения к разделу "Методы диагностирования гидравлических приводов и их сборочных единиц" приведены в приложении Д. 5 СРЕДСТВА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ 5.1 К средствам диагностирования относится приборное и программное обеспечения предназначенные для выполнения диагностирования. 5.2 К средствам приборного обеспечения относятся: приборы стенды датчики нагружающие устройства микропроцессорные системы управления приводом системы переключения режимов работы системы автоматической деакселерации системы автоматического управления мощностью привода автоматизированные системы обработки информации и др. 5.3 Приборные средства должны периодически проходить метрологическую экспертизу и иметь соответствующий уровень стабильности. 5.4 Средства приборного обеспечения подразделяются на средства встроенного и внешнего контроля. 5.5 Встроенными средствами контроля манометры термометры индикаторы датчики и др. производится постоянный или дискретный контроль параметров функционирования агрегатов и систем гидропривода. 5.6 Средства внешнего контроля могут быть стационарными переносными и передвижными. 5.7 В качестве стационарных средств внешнего контроля используют стенды устанавливаемые в эксплуатационных и ремонтных предприятиях. Стенды применяются для диагностирования сборочных единиц гидравлического привода демонтированных с машин. 5.8 Переносные средства внешнего контроля используют для диагностирования сборочных единиц гидравлического привода без демонтажа их с машин. 5.9 Передвижные средства внешнего контроля применяются при диагностировании сборочных единиц гидравлического привода как с демонтажем их так и без демонтажа. 5.10 Внешние средства диагностирования в зависимости от давления в гидравлической системе делятся на два типа: для диагностирования гидравлических систем низкого давления до 10 МПа и высокого давления свыше 16 МПа элементной базой которых являются аксиально-поршневые гидромашины. 5.11 К программному обеспечению относятся прикладные программы управления контроля и обработки поступающей информации. Программное обеспечение используют как для контроля параметров работы гидросистемы непосредственно в процессе эксплуатации и управления ее работой на основе полученных данных так и для обработки информации от средств внешнего контроля при диагностировании. Программное обеспечение разрабатывается на основе алгоритма диагностирования. ДБН В.2.8-13-2000 С.6 6 ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ 6.1 Организация диагностирования гидропривода включает следующие мероприятия: - выбор места методов параметров и средств диагностирования; - разработку схемы организации диагностирования технического обслуживания и ремонта; - обеспечение технической документацией процесса диагностирования; - подбор и при необходимости обучение персонала службы диагностирования; - расчет потребного количества стационарных постов и передвижных диагностических мастерских их оснащение необходимыми диагностическими средствами; - определение экономической целесообразности и эффективности применения средств технической диагностики. 6.2 Организационная форма диагностирования строительных машин зависит от структуры парка и методов проведения мероприятий планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта. 6.3 Диагностирование сложных строительных машин с гидравлическим приводом на месте проведения работ как форма обслуживания техники целесообразно выполнять мобильными специализированными подразделениями в составе мастера механика и операторов слесарей прошедших соответствующую подготовку. Подразделение обеспечивается специальным автомобилем техническая помощь приборами и приспособлениями запасом рабочих жидкостей и т.п. и выполняет работы в соответствии с графиком технического обслуживания. 6.4 В зависимости от количества машин и структуры парка применяют такие методы организации диагностирования: совмещенное и специализированное. 6.5 При совмещенном диагностировании наряду с диагностированием проводятся работы по техническому обслуживанию или текущему ремонту. 6.6 Совмещенные участки целесообразно организовать в управлениях механизации имеющих немногочисленный многомарочный парк строительных машин т.е. при неполной загрузке средств диагностирования его следует проводить совмещенно с проведением операций технического обслуживания и ремонта. 6.7 При специализированном диагностировании проводятся только диагностические операции. Специализированное диагностирование более эффективно в условиях ремонтных заводов и специализированных управлений механизации. 6.8 При специализированном диагностировании операции по диагностированию целесообразно проводить за один-два дня до проведения работ по техническому обслуживанию или ремонту. 6.9 В специализированных управлениях механизации с парком грузоподъемных машин и в управлениях механизации со смешанным парком диагностирование машин ежедневно возвращающихся на базу осуществляется на эксплуатационной базе. 6.10 В специализированных управлениях механизации с парком машин землеройного типа диагностирование Д-1 и Д-2 проводится совместно с техническим обслуживанием в условиях строительной площадки. 6.11 Диагностирование Д-3 проводится на месте работы машин с использованием передвижных мастерских или на стационарных постах диагностирования в управлениях механизации за несколько дней до проведения текущего ремонта. 6.12 При необходимости выявления места и характера неисправности и или отказа машина после проведения Д-1 Д-2 и Д-3 а также после выявления отказа подлежит углубленному диагностированию. 6.13 При выработке машиной ресурса до планового текущего ремонта проводится углубленное диагностирование. 6.14 При выработке машиной ресурса до капитального ремонта выполняется углубленное диагностирование. ДБН В.2.8-13-2000 С.7 Если параметры технического состояния машины определяющие ее ресурс находятся в допустимых пределах определяется остаточный ресурс и назначается новый срок диагностирования. В противном случае машина направляется в ремонт. 6.15 Диагностирование по истечении срока службы машины проводится с целью определения остаточного ресурса ее составных частей и экономической целесообразности их дальнейшей эксплуатации ремонта или списания. 6.16 Для выполнения работ по диагностированию строительных машин в управлениях механизации по возможности организуется соответствующая служба. 6.17 Основным документом при диагностировании является контрольно-диагностическая карта приложение Е в которой фиксируются результаты диагностирования объекта диагноз дается заключение о необходимом объеме и содержании работ по техническому обслуживанию и ремонту. 6.18 В диагностической карте отмечают номинальные и допустимые величины основных параметров технического состояния а также результаты измерений параметров при диагностировании и после регулировок. 6.19 Результаты диагностирования могут быть основанием для уточнения объемов работ при проведении плановых мероприятий технических обслуживании и ремонтов а также определения целесообразности продолжения эксплуатации машины по истечении срока службы. 7 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ 7.1 Показателями экономической эффективности диагностирования являются интегральный эффект инвестиций индекс рентабельности инвестиций норма рентабельности инвестиций срок окупаемости инвестиций. 7.2 Оценка общей коммерческой эффективности использования диагностического оборудования осуществляется по интегральному эффекту инвестиций в пределах расчетного периода по формуле Эинт =П/Е-Ке 1 где Эинт - интегральный эффект инвестиций; П - прибыль от использования диагностических средств; Е - норма дисконта равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал; Kе - единовременные инвестиционные вложения затраты на приобретение и установку диагностического оборудования включая стоимость монтажа помещения для диагностирования стоимость автомобиля при создании передвижных диагностических установок. 7.3 Индекс рентабельности инвестиций определяется по формуле Эк = П/ЕКе . 2 Если Эк больше 1 целесообразно использование диагностических средств в противном случае диагностирование в условиях данного предприятия экономически нецелесообразно. 7.4 Норма рентабельности инвестиций определяется по формуле Ер = П/Ке . 3 7.5 Срок окупаемости диагностического оборудования определяется по формуле То = Ке/П . 4 7.6 Прибыль от использования диагностических средств П = Сэк - Сд 5 где П - прибыль от использования диагностических средств; Сэк - уменьшение затрат на эксплуатацию машин Сэк = Сп + Спр + Ср + Срес + Сзч + Сэм 6 где Сп - за счет сокращения простоя машин из-за отказов гидропривода; ДБН В.2.8-13-2000 C.8 Спр - за счет повышений производительности и выполнения дополнительного объема работ; Ср - за счет уменьшения простоев машин в ремонте; Cрес - за счет увеличения ресурса элементов гидропривода; Сзч - за счет снижения затрат на запасные части; Сэм - за счет снижений затрат на эксплуатационные материалы топливо рабочая жидкость масло ; Сд - затраты на диагностирование гидропривода машин Сд = АКе + Сзп + Сэн + Срем + Снр 7 где А - размер амортизационных отчислений; Сзп - заработная плата операторов; Сэн - затраты на энергоносители при выполнении диагностирования электроэнергия топливо сжатый воздух и др. ; Срем - затраты на обслуживание и ремонт диагностического оборудования в том числе автомобиля передвижных установок; Снр - накладные расходы затраты на содержание помещений и прочие нужды. ДБН В.2.8-13-2000 С.9 ПРИЛОЖЕНИЕ А справочное ПЕРЕЧЕНЬ нормативных документов на которые приведены ссылки ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты ГОСТ 12.2.011-75 ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие требования ГОСТ 17.2.2.02-86 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения дымности отработавших газов тракторных и комбайновых двигателей ГОСТ 17.2.2.03-87 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности ГОСТ 17108-86 Техническая диагностика. Гидропривод объемный. Методы измерения параметров ГОСТ 21046-86 Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия ДСТУ 2389-94 Техническое диагностирование и контроль технического состояния. Термины и определения ДСТУ ISO серии 9000-95 Системы качества ДБН В.2.8-3-95 Техническая эксплуатация строительных машин СНиП ІІІ-4-80* Техника безопасности в строительстве ДБН В.2.8-13-2000 С.10 ПРИЛОЖЕНИЕ Б обязательное Термины и определения Объект технического диагностирования контроля технического состояния объект - изделие и или его составные части техническое состояние которых подлежит определению. Техническое состояние объекта техническое состояние - совокупность свойств изменяющихся в процессе эксплуатации объекта которые характеризуются в определенный момент времени значениями параметров установленных технической и эксплуатационной документацией на данный объект. Отказ - событие заключающееся в потере работоспособного состояния объекта т.е. в утрате объектов способности выполнять требуемую функцию. Техническое диагностирование диагностирование - определение технического состояния объекта с определенной заданной точностью и достоверностью. Примечание. Определение "Техническое диагностирование" применяют когда основной задачей является поиск места характера и определение причин отказа неисправности а так же прогнозирование технического состояния. Рабочее функциональное диагностирование - диагностирование при котором на объект подаются рабочие воздействия. Тестовое диагностирование - диагностирование при котором на объект подаются специальные тестовые воздействия со стороны средств диагностирования. Тест диагностирования - специальные воздействия с помощью которых отличается исправное и работоспособное состояние от неисправного и неработоспособного. Тест проверки - тест диагностирования выполняемый с целью проверки соответствия параметров допустимым значениям. Контроль технического состояния - проверка соответствия значения параметров объекта требованиям технической документации и определение на этой основе одного из заданных видов технического состояния в данный момент времени. Примечание. Определение "Контроль технического состояния" применяют когда основной задачей является определение вида технического состояния: исправное - неисправное работоспособное - неработоспособное. Технический диагноз диагноз - заключение о техническом состоянии объекта с указанием при необходимости места вида и причины дефекта и или отказа. Диагноз является результатом диагностирования. Средства диагностирования - аппаратура и программы с помощью которых осуществляется диагностирование. Система диагностирования - совокупность средств объекта и исполнителей для проведения диагностирования по правилам установленным в технической документации. Алгоритм диагностирования - совокупность предписаний однозначно определяющих содержание и последовательность действий при проведении диагностирования. Операция диагностирования - часть процесса диагностирования выполнение которой позволяет определить один или несколько диагностических параметров объекта. Метод диагностирования - совокупность технологических и организационных правил выполнения операций диагностирования. Технология диагностирования - совокупность методов параметров и операций диагностирования выполняемых планомерно и последовательно в соответствии с технологической документацией для получения конечного диагноза. Параметры технического состояния - параметры характеризующие техническое состояние машин и имеющие количественное выражение. Поиск дефекта отказа - диагностирование с целью определения места и при необходимости причины и вида дефекта или отказа объекта. Глубина поиска дефекта отказа - уровень структуры объекта машина сборочная единица деталь на котором определяется место дефекта или отказа. ДБН В.2.8-13-2000 С.11 Структура объекта - условная схема его строения образуемая последовательным расчленением объекта на составные части сборочные единицы и сопряжения элементы структуры . Диагностическая модель - описание процесса диагностирования отражающее связи структурных и диагностических параметров характеризующих объект в целом и его составные части. ДБН В.2.8-13-2000 С.12 ПРИЛОЖЕНИЕ В Технология диагностирования гидропривода строительных машин Операция Содержание операции Параметр диагностирования Способ получения Трудоем- кость чел-ч 1 Предварительный контроль 1.1 Опрос машиниста Наличие симптомов отказа Информация машиниста по карте опроса 0 1 1.2 Внешний осмотр Комплектность составных частей машины и их крепление Визуальный контроль 0 1 Наружные течи топлива масла рабочей и охлаждающей жидкостей и их следы То же 1.3 Проверка уровней Уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы Смотровые окна 0 1 масел и жидкостей Уровень масла в картере двигателя Щуп Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе Тоже Уровень масла в картерах трансмиссии Тоже 1.4 Оценка общего Время запуска Секундомер 0 3 технического состояния Шумность работы На слух двигательной установки Дымность выхлопных газов Визуально основной двигатель и Время прогрева до номинальной температуры Секундомер двигатель пускового Наличие посторонних стуков и шумов На слух устройства Установившаяся температура охлаждающей жидкости Термометр пульта управления Давление в системе смазки Манометр пульта управления 1.5 Оценка общего Температура рабочей жидкости Термометр пульта управления 0 1 технического состояния Плавность включения и перемещения рабочих органов Субъективный контроль гидросистемы Время рабочего цикла Секундомер 2 Плановое диагностирование при ТО-1 2.1 Проверка давления в напорных линиях гидросистемы Давление регулировка предохранительных клапанов насоса Манометр 0 2 3 Плановое диагностирование при ТО-2 3.1 Экспресс-анализ загрязненности рабочей жидкости Массовое содержание загрязнителя Экспресс-анализатор 0 2 3.2 Оценка технического состояния системы гидропривода Суммарные утечки в контурах приводов: стрелы рукояти ковша механизма поворота Манометр 0 4 ДБН В.2.8-13-2000 С.13 Операция Содержание операции Параметр диагностирования Способ получения Трудоем- кость чел-ч 1 Плановое диагностирование 4.1 Проверка работы сдвоенного гидронасоса Объемный КПД Устройство для измерения расхода 0 3 при ТО-3 Параметры виброударной характеристики Специальное оборудование 4.2 Оценка работы гидрораспределителей Утечка рабочей жидкости Устройство для измерения расхода жидкости 0 3 4.3 Проверка работы гидромотора Объемный КПД То же 0 3 4.4 Оценка работы гидроцилиндра Скорость перемещения штоков Нагружающее устройство датчик линейного перемещения 0 2 4.5 Оценка технического состояния рабочей Количественный и качественный состав загрязнений Лаборатория для анализа рабочей жидкости 0 3 жидкости Наличие воды Вязкость Кислотное число ДБН В.2.8-13-2000 С.14 ПРИЛОЖЕНИЕ Г справочное Параметры диагностирования гидропривода и периодичность их контролирования Объект - диагности- Параметр диагностирования Периодичность диагностирования контролирования рования Д-1 Д-2 Д-3 ДУ Гидро- Утечка рабочей жидкости + + + - привод Продолжительность рабочего цикла - - + - Интенсивность снижения уровня рабочей жидкости в баке + + + - Установившаяся температура рабочей жидкости + + + - Интенсивность нагрева рабочей жидкости - - + - Концентрация продуктов изнашивания в рабочей жидкости - - + + Усилие перемещения элементов управления - + + - Виброакустические параметры - - + - Напорный Объемный КПД - - + - контур Интенсивность нарастания или снижения давления в контуре - - - + Максимально развиваемое давление в контуре - - - + Рабочий Объемный КПД - - + - контур с Скорость перемещения штока гидроцилиндра - - - + гидро- Усадка штока гидроцилиндра - - - + цилиндром Максимально развиваемое давление - - - + Тормозной путь исполнительного органа - - - + Рабочий Объемный КПД - - + - контур с Угловая скорость вращения вала гидромотора - - - + гидро- Максимально развиваемое давление - - - + мотором Тормозной путь исполнительного органа - - - + Гидронасос Объемный КПД - - + - Гидравлическая мощность - - + - Крутящий момент - - + - Виброакустические параметры - - + - Температура нагрева корпуса - - + - Интенсивность нарастания или снижения давления - - - + Минимальная частота вращения - - - + Уровень разрежения во всасывающей гидролинии - - - + Амплитуда пульсаций давления - - - + Гидро- Объемный КПД - - + - распре- Температура нагрева корпуса - - + - делитель Перепад давления - - - + Сопротивление перемещения золотника - - - + ДБН В.2.8-13-2000 С.15 Объект диагности- Параметр диагностирования Периодичность диагностирования контролирования рования Д-1 Д-2 Д-3 ДУ Гидро- Объемный КПД - - + - цилиндр Виброакустические параметры - - + - Температура нагрева корпуса - - + - Скорость перемещения штока - - - + Плавность хода штока - + - + Гидромотор Объемный КПД - - + - Крутящий момент - - + - Гидравлическая мощность - - + - Виброакустические параметры - - + - Температура нагрева корпуса - - + - Частота вращения при номинальном давлении - + - + Амплитуда пульсаций давления - - - + Фильтр Перепад давления - - - + Пропускная способность - - - + Регулиру- Виброакустические параметры - - + - ющая Температура нагрева корпуса - - + - аппаратура клапаны давления Давление срабатывания - - - + Рабочая Вязкость при номинальной температуре - - + - жидкость Наличие воды - - + - Кислотное число - - + - Гранулометрический состав частиц загрязнителя - - + - Концентрация загрязнителя - - + - ДБН В.2.8-13-2000 С.16 ПРИЛОЖЕНИЕ Д справочное Пояснения к разделу "Методы диагностирования гидравлических приводов и их сборочных единиц" Временной метод используют для предварительной укрупненной оценки общего технического состояния гидравлических систем и отдельных сборочных единиц. Отличается простотой и низкой точностью. Силовой метод используют для общего технического состояния каждого исполнительного механизма стрелы рукояти ковша хода поворота платформы выносных опор и др. гидросистемы. Отличается необходимостью использования специальных нагружающих устройств. Тепловые методы являются универсальными и используются для определения технического состояния гидроэлементов. Отличаются необходимостью обеспечения при диагностировании определенного перепада давления на входе и выходе гидроагрегата и учета свойств рабочих жидкостей. Статопараметрический гидростатический метод используют для оценки технического состояния и прогнозирования остаточного ресурса всех сборочных единиц гидросистемы. Отличается необходимостью установки датчиков непосредственно в поток рабочей жидкости к каждой диагностируемой сборочной единице и использованием встраиваемых специальных нагружающих устройств. Метод амплитудно-фазовых характеристик используют для оценки общего технического состояния и локализации неисправностей. Отличается высокой информативностью и необходимостью установки датчиков непосредственно в поток рабочей жидкости. Метод переходных характеристик гидродинамический метод используют для оценки общего технического состояния. Отличается возможностью создания мгновенного изменения давления в системе без помощи каких-либо устройств за счет режима самонагружения. Метод неэффективен для диагностирования гидравлических систем с аксиально-поршневыми насосами. Виброакустический метод используют для оценки технического состояния сборочных единиц. Отличается использованием накладных датчиков и сложностью получения и обработки информации. Метод спектрального анализа используют для оценки интенсивности изнашивания всех сборочных единиц гидросистемы по качественному и количественному составу частиц загрязнений находящихся в рабочей жидкости. Отличается необходимостью использования оборудования спектрального анализа. Методы анализа загрязненности рабочих жидкостей используют для оценки интенсивности изнашивания трущихся пар. Отличаются простотой использования. ДБН В.2.8-13-2000 С.17 ПРИЛОЖЕНИЕ Е обязательное предприятие организация и т.п. Контрольно-диагностическая карта № Строительная машина марка зав. № инв. № Тип марка двигателя зав. № Машинист фамилия имя отчество Вид обслуживания или ремонта Наработка после последнего капитального или текущего ремонта мото-часы Мастер-диагност фамилия имя отчество 1. Сведения об имеющихся неисправностях 2. Результаты предварительного контроля машины Внешний осмотр: комплектность наличие подтеканий Правильность функционирования Прослушивание машины 3. Результаты диагностирования технического состояния сборочных единиц и систем машины Объем и Режим диагности-рования Значение параметра Заключение Р - регулировка № п.п параметр диагностирования температура °С частота вращения об./мин номинальное допустимое при замере после регулировки 3-замена И - исправление ТР - ремонт и регулировка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Заключение ДБН В.2.8-13-2000 С.18 В том числе по составным частям машины: пусковой двигатель зав. № основной двигатель топливная аппаратура зав. № электрооборудование гидросистема пневмосистема трансмиссия силовое оборудование металлоконструкции органы управления ходовая часть Перечень сборочных единиц подлежащих замене Мастер-диагност Подпись Дата ДБН В.2.8-13-2000 С.19 Ключевые слова: строительная машина гидравлический привод техническая эксплуатация техническое обслуживание виды диагностирования параметры диагностирования средства диагностирования методы диагностирования организация диагностирования. C.20 ДБН В.2.8-13-2000 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1 Общие положения .............................................................................................................................. 1 2 Виды диагностирования .................................................................................................................... 2 3 Параметры диагностирования ........................................................................................................... 3 4 Методы диагностирования гидравлических приводов и их сборочных единиц .......................... 4 5 Средства диагностирования ............................................................................................................... 5 6 Организация диагностирования ......................................................................................................... 6 7 Экономическая эффективность диагностирования ......................................................................... 7 ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень нормативных документов на которые приведены ссылки ......................................... 9 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Термины и определения ................................................................................................................. 10 ПРИЛОЖЕНИЕ В Технология диагностирования гидропривода строительных машин ........................................ 12 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Параметры диагностирования гидропривода и периодичность их контролирования ............................................................................................................................. 14 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Пояснения к разделу "Методы диагностирования гидравлических приводов и их сборочных единиц" ................................................................................................................. 16 ПРИЛОЖЕНИЕ Е Контрольно-диагностическая карта .............................................................................................. 17