ДБН В.2.8-14-2000

ДБН В.2.8-14-2000 Будівельна техніка. Правила зберігання будівельних машин

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ УКРАИНЫ Строительная техника оснастка инвентарь и инструмент ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН ДБН В.2.8-14-2000 РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом строительного производства Госстроя Украины Вернигора В.А. к.т.н.; Ковальский А.Ф. Лихницкий В.И. ВНЕСЕНЫ Отделом стройиндустрии промышленности стройматериалов и механизации Госстроя Украины Демидас В.А. УТВЕРЖДЕНЫ Наказом Госстроя Украины № 142 от 30 июня 2000 г. И ВВЕДЕНЫ и введены в действие с 1 января 2001 г. В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ УКРАИНЫ Строительная техника оснастка инвентарь и инструмент ДБН В.2.8-14-2000 Правила хранения строительных машин Вводятся впервые Настоящие нормы устанавливают общие правила хранения строительных машин далее - машин и их составных частей. Требования этих норм являются обязательными для юридических и физических лиц эксплуатирующих машины независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Перечень нормативных документов на которые даны ссылки в этих нормах приведен в приложении А. В данных нормах используются термины и определения согласно приложению Б. 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Хранение машин должно осуществляться в соответствии с требованиями нормативной эксплуатационной и ремонтной документации ГОСТ 2.601 и ГОСТ 2.602 настоящих ДБН с обязательным выполнением соответствующих статей Закона Украины "Об охране труда". 1.2 Безопасность проведения работ по подготовке к хранению обслуживанию в период хранения и расконсервации должна обеспечиваться соблюдением требований техники безопасности и производственной санитарии регламентированных ГОСТ 12.2.011 и СНиП ІІІ-4. 1.3 Пожарная безопасность обеспечивается системами предотвращения пожара и пожарной зашиты согласно требованиям ГОСТ 12.1.004 и "Правил пожарной безопасности в Украине". 1.4 Обеспечение защиты людей от поражения электрическим током при проведении работ по подготовке к хранению обслуживанию в период хранения и расконсервации должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.019. 1.5 Машины на межсменное и кратковременное хранение ставят непосредственно после окончания работ а на длительное - не позднее 10 дней по окончании работ. 1.6 Материально-техническая база хранения в общем виде может включать: - закрытые помещения навесы открытые площадки для хранения машин; - площадки для сборки и регулировки машин и комплектования агрегатов; - склад для хранения составных частей снимаемых с машин; - площадки для списанных и подлежащих списаннию машин; - ограждения; - пост очистки и мойки машин; - закрытый или под навесом пост для нанесения антикоррозионных покрытий защитных смазок и составов а также лакокрасочных покрытий ; - грузоподъемное оборудование механизмы приспособления и подставки для установки машин и снятия их с хранения; - противопожарное оборудование и инвентарь; - освещение; - помещение для оформления и хранения документации. Примечание. В секторах хранения при пунктах технического обслуживания допускается не иметь закрытых помещений для хранения машин площадок для списанных и подлежащих списанию машин освещения. 1.7 Открытые площадки для хранения машин должны находиться на не затапливаемых местах и иметь по периметру водоотводные канавы. Поверхность площадок должна быть ровной с уклоном 2-3 градуса для стока воды иметь твердое сплошное покрытие. ДБН В.2.8-14-2000 С.2 1.8 Места открытого хранения машин должны быть защищены от снежных заносов со стороны преобладающих в этой местности ветров. 1.9 Межсменное и кратковременное хранение машин осуществляется на местах их использования а длительное - на специально отведенных площадках или в помещениях. 1.10 Исправные машины сборочные единицы и детали должны храниться отдельно от ремонтного фонда. 1.11 Длительное хранение машин и их составных частей осуществляют на обозначенных местах по группам видам и маркам с соблюдением расстояний между ними для проведения технических действий обеспечивающих содержание в работоспособном состоянии. Расстояние между рядами должно обеспечивать установку осмотр и снятие машин и их составных частей с хранения. 1.11.1 На открытых площадках обслуживаемых автокранами автопогрузчиками минимальное расстояние между машинами в ряду должно быть не менее 0 7 м а расстояние между рядами машин -не менее 6 м. 1.11.2 На открытых площадках обслуживаемых козловыми и мостовыми кранами расстояние между машинами в ряду должно быть не менее 0 7 м а расстояние между рядами машин - 0 7 - 1 0 м. 1.11.3 При хранении машин в закрытых помещениях и под навесами расстояние между машинами в ряду и от машин до стены помещения должно быть не менее 0 7 м а между рядами -более 1 0 м. 1.12 Содержание вредных газов паров и пыли в воздухе рабочей зоны в закрытых помещениях не должно превышать допустимых концентраций по ГОСТ 12.1.005. 1.13 Машины и их составные части ожидающие ремонта хранятся в соответствии с требованием ГОСТ 24408. 1.14 Хранение машин сборочных единиц и деталей в ожидании ремонта выполняется в соответствии с требованиями установленными для кратковременного хранения. При необходимости хранения более двух месяцев действуют требования длительного хранения. 1.15 Перед постановкой машин на длительное хранение проверяют их техническое состояние с применением при необходимости средств технического диагностирования. 1.16 Подготовку и постановку машин на длительное хранение осуществляют в соответствии с эксплуатационной документацией и ГОСТ 9.014. 2 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРИ ХРАНЕНИИ МАШИН 2.1 При хранении машин должны выполняться требования Закона Украины "Об охране окружающей природной среды". 2.2 К хранению допускаются машины при безусловном соблюдении экологических норм. 2.3 Не допускаются к хранению машины загрязняющие окружающую природную среду утечками топлива масел и технических жидкостей. 2.4 Сбор отработанных нефтепродуктов и требования безопасности при работе с ними регламентируются ГОСТ 21046. Категорически запрещается сливать отработанные нефтепродукты на землю в канализационную сеть и водоемы. 2.5 Запрещается в местах хранения машин производить их очистку и мойку. Эти работы следует выполнять на специально отведенных площадках. На них обеспечивается сбор хранение нефтепродуктов и других вредных веществ исключается возможность попадания их в канализационную сеть и водоемы а так же осуществляется нейтрализация сточных вод. 3 ПОДГОТОВКА МАШИН К ХРАНЕНИЮ 3.1 Работы связанные с подготовкой машин узлов и деталей к длительному хранению должны выполняться под руководством лица ответственного за хранение. ДБН В.2.8-14-2000 С.З 3.2 Подготовка машин к длительному хранению заключается в проведении следующих работ: - очистка и мойка машин; - выполнение очередного технического обслуживания; - транспортирование машин до определенных мест хранения; - снятие с машин и подготовка к хранению составных частей подлежащих хранению в специально оборудованных помещениях; - герметизация отверстий после снятия составных частей щелей полостей с целью защиты от проникновения влаги и пыли; - консервация машин и их составных частей; - установка машин на подставки подкладки . 3.3 Поверхности машины и демонтированных элементов должны быть очищены от следов коррозии масел и других видов загрязнений и высушены. 3.4 Для очистки и обезжиривания поверхностей применяются средства обеспечивающие требуемую степень очистки и не наносящие повреждений машине. Выбор средств зависит от конструктивных особенностей машины степени загрязнения поверхностей а также наличия и типа постоянных покрытий. 3.5 Составные части на которые недопустимо попадание воды и моющих растворов генераторы магнето пускового двигателя реле и др. предохраняют защитными чехлами. 3.6 После очистки и мойки поверхности должны быть тщательно просушены включая скрытые полости . 3.7 Машина должна поступать на консервацию без коррозионных поражений металла повреждений лакокрасочных металлических и других видов постоянных покрытий. Повреждения должны быть устранены. 3.8 Составные части требующие складских условий хранения должны быть сняты с машины и с ярлыком указывающим номер машины сданы на склад. Другие - на соответствующие места для хранения. 3.9 Детали для крепления снимаемых составных частей машины должны быть закон-сервированы и для предотвращения утери установлены на свои места. 3.10 Закрытые помещения для хранения составных частей должны соответствовать действующим нормам пожарной безопасности иметь молниеотводы и противопожарный инвентарь. Склады должны иметь три изолированных помещения для хранения: агрегатов узлов и деталей; аккумуляторных батарей; узлов и деталей из резины и текстиля. В складских помещениях не допускается резких колебаний температуры. Температура воздуха в складах не должна быть ниже минус 5°С при относительной влажности 40-75 %. 3.11 У машин находящихся на хранении должны быть закрыты и опломбированы двери кабины капот двигателя пробки заливных горловин. 3.12 Пружины в натяжных механизмах и приспособлениях разгружают и смазывают защитной смазкой или окрашивают. 3.13 Ослабить натяжение ремней привода генератора компрессора и др. 3.14 Машины имеющие электропривод отключают от электросети. 3.15 Следует проверить затяжку всех зажимов и клемм системы электрооборудования и смазать тонким слоем консервационной смазки не допуская при этом попадания ее на изоляцию проводов. 3.16 Аккумуляторные батареи должны быть отключены. Уровень и плотность электролита должны соответствовать указаниям изготовителя. При хранении машин более 1 месяца аккумуляторные батареи должны быть сняты и поставлены на хранение в специальное помещение. 3.17 Наружные поверхности рукавов гидросистемы очищают от грязи и рабочей жидкости. Допускается хранить их на машине. При этом их покрывают защитной пленкой или обертывают изолирующим материалом парафинированной бумагой полиэтиленовой пленкой и т.п. . ДБН В.2.8-14-2000 С.4 3.18 Тросы очищают покрывают защитной смазкой и сворачивают в мотки. 3.19 Рычаги и педали механизмов управления должны быть установлены в положение исключающее случайное перемещение или включение в работу машины и ее составных частей. 3.20 Машины на пневмоколесном ходу должны быть установлены на подставки в горизонтальном положении во избежание перекоса рамы и деформации пневматических колес. Расстояние между шинами и опорной поверхностью должно быть не менее 80 мм. При этом рессоры машин должны быть полностью разгружены. 3.21 Допускается открытое хранение пневматических шин в разгруженом состоянии на машинах установленных на подставках. Поверхности шин покрывают защитным материалом. Давление в шинах при закрытом и открытом хранении снижают до 70 % нормального. 3.22 Гусеничные машины в зимних условиях следует установить на деревянные подкладки. 3.23 Навесное оборудование должно быть надежно закреплено и размещено на специальных подставках обеспечивающих устойчивость при хранении и удобство при установке на базовую машину. 3.24 Все отверстия щели полости смотровые отверстия заливные горловины баков и редукторов выхлопные трубы двигателей внутреннего сгорания отверстия сапунов и др. через которые могут проникать атмосферные осадки и влага во внутренние полости машин должны быть плотно закрыты крышками пробками или другими специальными приспособлениями. 3.25 Консервацию проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014 стандартов или технических условий на машину конкретной марки. 3.26 Консервацию следует производить с использованием соответствующих материалов обеспечивающих требуемое качество работ. Необходимо уделять особое внимание безопасности обслуживающего персонала и защите окружающей среды. 3.37 В большинстве случаев работы по консервации или переконсервации машин и их составных частей должны производиться в закрытом помещении с температурой окружающего воздуха не ниже плюс 5°С. При хранении на открытой площадке или в неотапливаемом помещении работы по консервации или переконсервации следует выполнять только в сухую погоду при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5°С. 3.28 Материалы применяемые для консервации машины и ее составных частей должны отвечать требованиям соответствующих стандартов или технической документации и обеспечивать надежную защиту в течение всего срока хранения. 3.29 Способ консервации и вид защитного покрытия выбирают в зависимости от конструктивных особенностей и материала машины требуемых сроков защиты условий хранения и транспортирования. При выборе способа консервации следует учитывать трудоемкость последующих работ по расконсервации и степень распространенности рекомендуемых для этой цели материалов. 3.30 Защитные покрытия следует наносить на те металлические поверхности коррозия которых может ухудшить эксплуатационные качества или внешний товарный вид машины. 3.31 Металлические неокрашенные поверхности рабочих органов машин отвалы ножи шнеки и т.д. детали и механизмы передач узлов трения штоки гидроцилиндров шлицевые соединения карданные передачи звездочки цепных передач винтовые и резьбовые поверхности деталей и сборочных единиц а также внешние сопрягаемые механически обработанные поверхности подвергают консервации. 3.32 При длительном хранении внутренние поверхности агрегатов и составных частей двигателя гидросистемы трансмиссии ходовой части должны быть законсервированы рабоче-консервационными или рабочими маслами. ДБН В.2.8-14-2000 С.5 3.33 Подготовка электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания к длительному хранению должна производиться в соответствии с требованиями эксплуатационной и конструкторской документации. 3.34 Консервация внутренних поверхностей гидравлических систем машин работающих на ингибированных гидравлических маслах производится заполнением этих систем соответствующим маслом. 3.35 Внутренние полости машин насосы трубопроводы всасывающие и напорные шланги и др. контактирующие с водными растворами очищают от их остатков промывают и тщательно просушивают для удаления остаточной влаги. Для обеспечения свободного выхода воды сливные краны оставляют открытыми. 3.36 В системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания воду следует слить а низкозамерзающую жидкость - оставить. 3.37 Машина прошедшая консервацию должна быть снабжена инструкцией по расконсервации. 3.38 В инструкции по расконсервации должны быть указаны категории условий хранения дата окончания работ по консервации гарантийный срок хранения без переконсервации. Инструкция должна содержать указания по выполнению операций расконсервации и по монтажу демонтированных элементов а также перечень инструментов и приспособлений необходимых для проведения этих работ. 3.39 При хранении до 6 месяцев полностью заправить топливный бак. При хранении более 6 месяцев слить топливо из бака снять его с машины промыть просушить и залить в бак 1-2 л чистого моторного масла после чего бак установить на место и загерметизировать горловину. 3. 40 Из системы омывания ветрового стекла должна быть удалена омывающая жидкость. 3.41 Инструмент и приспособления входящие в комплект машины следует очистить от следов коррозии проверить исправность и обеспечить их консервацию. 3.42 Ответственность за подготовку и хранение машин возлагается на лиц назначенных приказом руководителя предприятия. 3.43 Постановку машин на хранение оформляют актом приложение В . Допускается вместо акта производить запись в специальном журнале с указанием технического состояния и комплектности машин. 4 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН В ПЕРИОД ХРАНЕНИЯ 4.1 Состояние машин при хранении в закрытых помещениях должно проверяться через каждые два месяца а на открытых площадках и под навесами - ежемесячно. При хранении на открытых площадках и под навесами после сильных ветров дождей снежных заносов состояние машин следует проверять немедленно. Результаты периодических проверок оформляют в журнале проверок приложение Г . 4.2 Техническое обслуживание при хранении включает проверку: - правильности установки машин их составных частей и навесного оборудования надежность установки отсутствие перекосов и перегибов на подставках или подкладках; - сохранности пломб; - комплектности с учетом снятых составных частей машин хранящихся на складе ; - подтекания топлива масел рабочих и охлаждающих жидкостей; - давления воздуха в шинах; - надежности герметизации состояние заглушек и плотность их прилегания ; - состояния антикоррозионных покрытий отсутствие коррозии повреждений лакокрасочного и защитных покрытий; - состояния защитных устройств целостность и надежность креплений пробок заглушек чехлов щитов крышек обклеющих материалов и др. на наружных отверстиях машин и их составных частей. ДБН В.2.8-14-2000 С.6 4.3 В период хранения ежемесячно необходимо проверять уровень и плотность электролита в аккумуляторных батареях и при необходимости доводить их до нормальных величин. 4.4 Один раз в три месяца проводить работы указанные в 4.2 и дополнительно. 4.4.1 В сухую погоду с кабины машины снять пломбу открыть дверь проветрить кабину просушить чехлы и коврики. После этого закрыть дверь и поставить пломбу. 4.5 После года непрерывной консервации машины а в дальнейшем ежегодно в сухую и теплую погоду проводить работы указанные в 4.4 и дополнительно. 4.5.1 Проверить состояние и при необходимости заменить резинотехнические изделия. 4.5.2 Подсоединить к входному отверстию топливного насоса бензиновых двигателей или топливоподкачивающего насоса дизелей емкость содержащую 3-4 л соответствующего топлива. 4.5.3 Подготовить двигатель к запусканню в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. 4.5.4 Установить аккумуляторную батарею и подсоединить ее к электросети машины. 4.5.5 Залить в систему охлаждения двигателя охлаждающую жидкость. 4.5.6 Проверить уровень масла в двигателе трансмиссионных масел рабочей жидкости и при необходимости долить. 4.5.7 Запустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 50°С. 4.5.8 Запустить гидравлическую систему машины для обеспечения смазки ее узлов и деталей. Если в системе находится антикоррозионная жидкость гидравлическую систему можно не запускать. 4.6 Один раз в пять лет при очередной переконсервации машины производить замену моторного и трансмиссионного масел рабочих жидкостей смазочных материалов в системах двигателя гидравлических системах и агрегатах трансмиссии. 5 СНЯТИЕ МАШИН С ХРАНЕНИЯ 5.1 При снятии машин с длительного хранения выполняют следующие операции: - снятие машин с подставок подкладок ; - очистку и расконсервацию машин и их составных частей; - снятие герметизирующих устройств; - промывку системы охлаждения чистой водой и заправку охлаждающей жидкостью если она была слита; - установку на машины снятых составных частей навесного оборудования инструмента и принадлежностей; - проверку работы и при необходимости регулировку машин и их составных частей; - очистку консервацию или окраску и сдачу на склад подставок заглушек чехлов бирок и т.п. 5.2 Проверить качество моторного и трансмиссионного масел рабочих жидкостей при необходимости заменить. 5.3 Проверить уровень моторного и трансмиссионного масел рабочих жидкостей при необходимости долить. 5.4 При утрате эксплуатационных свойств рабочей жидкости гидравлических систем а также при использовании антикоррозионной жидкости заменить их. При использовании антикоррозионной жидкости запустить машину при небольших давленнях в системе и дать поработать рабочим камерам затем слить жидкость из контура промыть бак заменить фильтры и заправить систему новой рабочей жидкостью. 5.5 Машинам снятым с хранения необходимо провести очередное техническое обслуживание. 5.6 Снятие двигателей внутреннего сгорании с длительного хранения расконсервация должно производиться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. ДБН В.2.8-14-2000 С.7 5.7 Произвести контрольные испытания машины на холостом ходу и под нагрузкой во время которых проверить работу всех агрегатов и механизмов. Обнаруженные неисправности - устранить. 5.8 Снятие машин с хранения должно оформляться актом приемки строительных машин в эксплуатацию приложение Д . Допускается вместо акта производить запись в специальном журнале с указанием технического состояния и комплектности машин. ДБН В.2.8-14-2000 С.8 ПРИЛОЖЕНИЕ А справочное ПЕРЕЧЕНЬ нормативных документов на которые приведены ссылки ГОСТ 2.601-95 Эксплуатационные документы ГОСТ 2.602-95 Ремонтные документы ГОСТ 9.014-78 ЕСЗКС. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты ГОСТ 12.2.011-75 ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие требования ГОСТ 21046-86 Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия ГОСТ 24408-80 Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Правила сдачи в капитальный ремонт и выдачи из капитального ремонта машин и их составных частей. Общие требования СНиП 111-4-80* Техника безопасности в строительстве ДБН В.2.8-14-2000 С.9 ПРИЛОЖЕНИЕ Б обязательное ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Хранение машин - процесс содержания машин в работоспособном состоянии во время перерывов в работе. Техническая эксплуатация - комплекс мероприятий включающий техническое обслуживание ремонт транспортирование хранение консервацию и расконсервацию машин. Межсменное хранение - хранение машин до 10 дней с исключением возможности их разукомплектования и по возможности защиты от влияния низких температур в зимнее время. Кратковременное хранение - хранение машин и их составных частей от 10 дней до 2 месяцев в состоянии постоянной готовности к эксплуатации. Длительное хранение - хранение машин и их составных частей свыше 2 месяцев с сохранением остаточного ресурса. Консервация - совокупность технических мер защиты от коррозии применяемых с целью предупреждения повреждений и поддержания работоспособного состояния машин и их составных частей во время длительного хранения. Расконсервация - комплекс мероприятий по снятию машин с длительного хранения и подготовка их к последующей эксплуатации. ДБН В.2.8-14-2000 С.10 ПРИЛОЖЕНИЕ В рекомендуемое УТВЕРЖДАЮ Должность Подпись г. АКТ № ПОСТАНОВКИ МАШИНЫ НА ХРАНЕНИЕ Мы нижеподписавшиеся составили настоящий акт в том что должность фамилия имя отчество сдал а ответственый за хранение должность фамилия имя отчество принял наименование марка инвентарный номер строительной машины ее техническое состояние: на ходу требует ремонта технического обслуживания подлежит списанию Характеристика основных узлов и деталей: Требует Наименование Подлежит замене ремонта технического обслуживания Примечание При постановке машины на хранение: Сданы на склад Наименование узлов деталей инструмента Количество Недостает Наименование узлов деталей инструмента Количество Сдал: Принял: ДБН В.2.8-14-2000 С. 11 ПРИЛОЖЕНИЕ Г рекомендованное ЖУРНАЛ проверок технического состояния машин в период хранения Подписи Дата проверки Наименование марка машины Инвентарный номер Замеченные недостатки и принятые меры по их устранению выполнил техническое обслуживание должность ф.и.о. проверил ответственный за хранение ДБН В.2.8-14-2000 С.12 ПРИЛОЖЕНИЕ Д рекомендуемое УТВЕРЖДАЮ Должность Подпись " " г. АКТ № ПРИЕМКИ МАШИНЫ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ Мы нижеподписавшиеся составили настоящий акт в том что ответственный за хранение должность фамилия имя отчество сдал а должность фамилия имя отчество принял наименование марка инвентарный номер строительной машины Техническое состояние: новая после ремонта требует ремонта технического обслуживания подлежит списанию Машина укомплектована следующим инструментом Наименование инструмента Количество Недостает Наименование узлов деталей инструмента Количество Сдал: Принял: ДБН В.2.8-14-2000 С. 13 Ключевые слова: строительная машина техническая эксплуатация хранение межсменное хранение кратковременное хранение длительное консервация защитные покрытия раскон-сервация учет.