МУ 2537-82

МУ 2537-82 Методические указания по государственному санитарному надзору за перевозками населения городским пассажирским транспортом

Утверждаю Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР В.Е.КОВШИЛО 23 марта 1982 г. N 2537-82 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ САНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ЗА ПЕРЕВОЗКАМИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ Методические указания разработаны кафедрой коммунальной гигиены и гигиены питания Ленинградского государственного ордена Ленина института усовершенствования врачей им. С.М. Кирова. 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Автомобильный и электрический транспорт городов СССР каждые сутки перевозит 14 5 млн. пассажиров на городских и междугородных маршрутах. Пассажирские перевозки обеспечиваемые наземным городским транспортом постоянно возрастают. Так прирост перевозок за десятилетие 1970 - 1980 гг. средствами парка троллейбусов и автобусов составил 13 9%. В связи с интенсивным городским строительством и увеличением размеров городов возрастают повседневная маятниковая миграция населения и продолжительность поездок жителей к местам приложения труда. В крупных городах эта продолжительность достигает в среднем в Москве 42 - 45 мин. Ленинграде - 48 мин. Новосибирске - 55 мин. Днепропетровске - 49 мин. В сложившейся ситуации приобретают существенное значение в том числе для здоровья населения условия в которых совершаются поездки. К комплексу этих условий относятся габаритные характеристики салонов и пассажирских мест параметры микроклимата освещенности уровни шума вибраций и динамических нагрузок а также загрязнение воздуха и техническое состояние пассажирских салонов. Важное значение имеют загруженность транспортных средств в соотношении с номинальной пассажировместимостью а также своевременность и тщательность уборки салонов. Оценка и нормализация этих условий должны осуществляться в соответствии с официальными государственными регламентами гигиеническими правилами и рекомендациями. Основой для разработки настоящих "Методических указаний" явились Положение о государственном санитарном надзоре в СССР N 361 от 31 мая 1973 г. п. 9 "д" государственные стандарты на отдельные виды транспортных средств методы и результаты гигиенической оценки условий перевозки населения городским наземным пассажирским транспортом. Указания содержат краткие сведения о гигиеническом значении нормах и рекомендациях различных параметров среды пассажирских салонов транспортных средств трамваев троллейбусов автобусов рекомендуют методики гигиенической оценки условий перевозок и периодичность контроля при ведении текущего санитарного надзора. Указания предназначены также для целей предупредительного санитарного надзора при ежегодных разработках и предъявлении санитарных планов-заданий транспортным организациям. 2. НОРМАТИВНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ ОБОРУДОВАНИЯ И САНИТАРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ САЛОНОВ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА 2.1. Габариты и оборудование средств пассажирского городского транспорта в СССР регламентированы государственными стандартами: ГОСТ 10022-75 Автобусы и троллейбусы городские. Пассажирские помещения и ГОСТ 8802-78 Вагоны трамвайные пассажирские. Технические требования . Выборочные данные этой регламентации представлены в табл. 1. Таблица 1 ГАБАРИТЫ САЛОНОВ И ПАРАМЕТРЫ ОБОРУДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА -------------------------T---------------------------------------¬ ¦ Параметры ¦ Нормативные габариты ¦ ¦ +------------T-------------T------------+ ¦ ¦ трамвай ¦ троллейбус ¦ автобус ¦ +------------------------+------------+-------------+------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +------------------------+------------+-------------+------------+ ¦ ¦ +100 ¦ ¦ ¦ ¦Высота салона мм ¦2100 ¦1950 ¦1950 ¦ ¦ ¦ -50 ¦ ¦ ¦ ¦Ширина прохода мм при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦числе мест в ряду: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ четыре ¦580 ¦580 ¦580 ¦ ¦ три ¦990 ¦990 ¦990 ¦ ¦Высота поручней мм: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потолочных ¦1750 +/- 50 ¦1750 +/- 50 ¦1750 +/- 50 ¦ ¦ кресел ¦850 +/- 20 ¦850 +/- 20 ¦850 +/- 20 ¦ ¦Размеры кресел мм: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L ¦400 ¦400 ¦400 ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L ¦280 ¦280 ¦280 ¦ ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L ¦680 ¦680 ¦680 ¦ ¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ H ¦450 +/- 20 ¦450 +/- 20 ¦450 +/- 20 ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ H ¦370 ¦370 ¦370 ¦ ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ H ¦850 ¦850 ¦850 ¦ ¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Угол наклона спинки к ¦95 +/- 2 ¦95 +/- 2 ¦95 +/- 2 ¦ ¦сиденью град. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ширина дверей в свету ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мм: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ одинарной ¦700 ¦700 ¦700 ¦ ¦ двойной ¦1200 ¦1200 ¦1200 ¦ ¦Высота ступеней мм: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ над дорогой ¦360 ¦320 ¦320 ¦ ¦ подножек ¦270 ¦270 ¦270 ¦ ¦Глубина ступеней мм: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нижней ¦300 ¦300 ¦300 ¦ ¦ остальных ¦280 ¦280 ¦280 ¦ L------------------------+------------+-------------+------------- Примечание: Размеры кресел: L - глубина сиденья L - проход между 1 2 сиденьями L - расстояние от внутренней поверхности спинки до наружной 3 поверхности предыдущего сиденья H - высота сиденья над уровнем пола H - 1 2 высота спинки сиденья Н - высота кресла. 3 2.2. Нормы температуры воздуха в пассажирских салонах в холодное время года представлены в государственных стандартах. Соответственно этим документам температура воздуха в салоне: - по ГОСТ 8802-78 и ГОСТ 7495-74 в трамваях и троллейбусах должна быть на 20 °C выше наружной; - по ГОСТ 20774-75 в автобусах должна быть не ниже +10 °C при наружной температуре от - 15 до - 25°C и не ниже +5 °C при наружной температуре воздуха до -40 °С. Физиолого-гигиеническая обоснованность температуры воздуха +10 °C в салонах пассажирского транспорта подтверждена исследованиями Е.В. Майстрах Г.В. Новиков Н.М. Чекина Л.С. Ланцов 1977 . 2.3. Освещенность пассажирских салонов трамваев при применении люминесцентных ламп по ГОСТ 8802-78 должна быть не менее 100 лк в троллейбусах по ГОСТ 7495-74 за счет люминесцентных светильников - не менее 75 лк за счет ламп накаливания - не менее 50 лк в автобусах по ГОСТ 20774-75 за счет люминесцентных светильников - не менее 100 лк за счет ламп накаливания - не менее 60 лк. Коэффициент неравномерности освещения принят как правило не менее 1:2 в автобусах при применении ламп накаливания - 1:3 . Необходимый уровень и благоприятный психогигиенический эффект освещения обеспечиваются коэффициентом отражения внутренней поверхности ограждений не менее 0 6 - 0 7 и применением окраски теплых и нейтральных тонов. Для трамваев ГОСТ 8802-78 троллейбусов ГОСТ 7495-74 автобусов ГОСТ 20774-75 установлен нормативный уровень освещенности входов и выходов - 10 лк. 2.4. Предельно допустимые уровни шума в салонах пассажирского транспорта регламентированы государственными стандартами: в трамваях - 75 дБА ГОСТ 8802-78 в троллейбусах - 85 дБА ГОСТ 7495-74 в автобусах - 80 дБА ГОСТ 19358-74 . 2.5. В качестве рекомендуемых предельных уровней вибрации в салонах городского пассажирского транспорта могут быть временно применены Санитарные нормы вибрации на морских речных и озерных судах N 1103-73 от 18 мая 1973 г. в части относящейся к речным и озерным судам с продолжительностью плаванья менее 4 ч. В соответствии с этими нормами предельными являются уровни вибрации в первой октавной полосе средняя частота 2 Гц - 101 дБ во второй 4 Гц - 93 дБ в третьей 8 Гц - 90 дБ в четвертой 16 Гц - 88 дБ в пятой и шестой полосах 31 5 Гц и 63 Гц - 87 дБ. Научно аргументированы и ценны но требуют высокой аппаратурной обеспеченности Санитарные нормы по ограничению вибрации на местах для пассажиров в подвижном составе железнодорожного транспорта включая пригородные поезда N 1209-74 от 30 декабря 1974 г. 2.6. Допустимая скорость изменения ускорения при начале движения и торможении пассажирского транспорта в неаварийных ситуациях по данным физиолого-гигиенической оценки составляет не более 1 5 3 м/с то есть допустимы и не вызывают сдвигов функциональных показателей сердечной деятельности пассажиров нагрузки не более 0 15 с нарастающие за период более 0 1 с. Это ориентировочно соответствует интервалу времени выхода транспортного средства на нормальную скорость после отправки с остановочного пункта или торможения по прибытии на остановку не менее 2 с. 2.7. В связи с необходимостью охраны воздушной среды населенных мест от загрязнения отработавшими газами автотранспорта важное значение имеют регламенты допустимого содержания компонентов выхлопных газов в воздухе. ГОСТ 17.2.2.03-77 Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями предусматривает что объемная доля окиси углерода в отработавших газах автомобилей в процентах не должна превышать норм указанных в табл. 2. Таблица 2 СОДЕРЖАНИЕ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОМОБИЛЕЙ -----------------T-----------------------------------------------¬ ¦ Режим работы ¦ Объемная доля окиси углерода % не более ¦ ¦ двигателя +---------------T---------------T---------------+ ¦ ¦ до 01.07.1978 ¦ с 01.07.1978 ¦ после ¦ ¦ ¦ ¦ до 01.01.1980 ¦ 01.01.1980 ¦ +----------------+---------------+---------------+---------------+ ¦niiх.х ¦3 5 ¦2 0 ¦1 5 ¦ ¦0 6n номин. х.х ¦2 0 ¦1 5 ¦1 0 ¦ L----------------+---------------+---------------+---------------- Примечание: niiх.х - режим работы холостого хода двигателя при минимальном вращении коленчатого вала двигателя. 0 6n номин. х.х - режим работы холостого хода двигателя равной 0 6 номинальной установленной предприятием-изготовителем. Максимальная разовая предельно допустимая концентрация ПДК окиси мр углерода в воздухе населенных мест составляет 5 мг/куб. м бензина - 5 мг/куб. м Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест N 2394-81 от 07.05.81 и N 1892-78 от 01.08.78 . 2.8. В транспорте который возвратился в парк до выхода в очередной рейс должна быть проведена в обязательном порядке влажная уборка. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА СОСТОЯНИЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА 3.1. Задачи и формы надзора Контрольные обследования транспорта целесообразно проводить круглогодично - в теплый преимущественно летом и холодный преимущественно зимой периоды года. В каждый из указанных периодов для получения достоверных результатов контроля рекомендуется обследовать около 5% подвижных средств городского пассажирского транспорта при ограниченных возможностях как минимум 20 единиц по каждому виду транспорта. При обследовании необходимо учитывать соотношение различных видов и моделей транспорта фактически сложившееся в населенном месте. Первоочередное внимание не менее 2/3 обследований следует уделять транспорту со значительными сроками эксплуатации. 3.2. Система контрольных показателей Текущий санитарный надзор за подвижным составом городского пассажирского транспорта осуществляется: - визуально - при санитарном контроле эксплуатации транспортных средств на линиях для проверки исправности оборудования салонов систематичности и достаточности уборки салонов. При этом также ориентировочно оцениваются интенсивность вибрации и интервалы времени разгона и торможения транспортных средств; - с выборочной инструментальной проверкой - при выходе транспортных средств из капитального ремонта. При осуществлении санитарного надзора за эксплуатацией подвижного состава пассажирского транспорта особенно после проведения ремонтных работ необходима проверка: оборудования - на соответствие государственному регламенту технического состояния светильников и соответствия освещенности нормативным уровням. В салонах с ощутимыми вибрациями и высокими динамическими нагрузками при движении в неаварийных ситуациях по данным субъективной сенсорной оценки желательно инструментальное исследование. Совместно с ГАИ необходимо проводить контрольные проверки автомобилей на содержание окиси углерода в выхлопных газах. Результаты этих обследований с предлагаемыми сроками устранения недостатков предъявляются руководителям транспортных организаций. Предупредительный санитарный надзор осуществляется посредством предъявления ежегодно разрабатываемых санитарных заданий транспортным организациям с целью улучшения санитарных условий пассажирских перевозок. 3.3. Методики определения показателей 3.3.1. Определение линейных габаритов салона и оборудования выполняется с помощью рулетки. 3.3.2. Угловые параметры оборудования измеряются с помощью угломера. 3.3.3. Средняя температура воздуха в период движения транспорта на линии определяется по сухому термометру динамического психрометра Ассмана после 3 минут работы вентилятора прибора на высоте 1 3 - 1 5 м в центре салона при среднем его наполнении. 3.3.4. Освещенность салонов при искусственном освещении определяется объективным люксметром Ю-116 на высоте 0 8 м на расстоянии 0 5 м от стен. 3.3.5. Искусственное освещение входов-выходов оценивается на уровне первой ступени с помощью объективного люксметра Ю-116 в вечернее время на плохо освещенных или не имеющих освещения участках дороги. 3.3.6. Уровни шума в салонах измеряются в 9-октавных полосах от 31 5 до 8000 Гц по шкале "А" шумомером с октавными фильтрами отвечающими требованиям ГОСТ 17188-71 в трех точках: в начале и в конце салона и на расстоянии 25 - 30 см от передней и задней стенки и в средней части салона. Измерения проводятся при средней скорости движения на линии работающих приборах и агрегатах среднем наполнении салонов на участках пути: для безрельсового транспорта - усовершенствованное капитальное покрытие согласно ГОСТ 7495-74 для рельсового - балласт щебенчатый шпалы железобетонные рельсы Т-65 плетями длиной 75 м. Обработка результатов проводится в соответствии с ГОСТ 19358-74 "Автомобили автопоезда автобусы мотоциклы мотороллеры мопеды и мотовелосипеды. Внешний и внутренний шум. Предельно допустимые уровни. Методы измерений". 3.3.7. Уровни вибрации в пассажирских салонах определяются с помощью комплекта виброизмерительных приборов соответствующего ГОСТ 16826-71 "Приборы виброизмерительные". Параметры виброизмерительной системы должны удовлетворять требованиям ГОСТ 12.4.012-75 "Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах". Виброизмерительный преобразователь крепится к металлическому диску диаметром 250 +/- 50 мм и толщиной 6 мм который помещается между человеком массой 60 - 100 кг и полом или сиденьем в точках расположенных у левого и правого бортов кузова над задним мостом в автобусе и троллейбусе над задней шкворневой балкой - в трамвае. Измерения проводятся при движении по маршруту с установившейся скоростью включенных агрегатах и приборах среднем наполнении салона на участках пути: для безрельсового транспорта - с усовершенствованным капитальным покрытием согласно ГОСТ 7495-74 для рельсового - балласт щебенчатый шпалы железобетонные рельсы Т-65 плетями длиной 75 м. Измерительные параметры вибрации - уровни виброскорости дБ на частотах: 1 4 16 315 63 125 250 500 1000 и 2000 Гц. Результат измерения вычисляется из выборки в 5 замеров как статистический показатель с вероятностью 0 95. 3.3.8. Загрязнение воздуха салонов окисью углерода определяется с помощью газоанализаторов ТГ-5 и ГМК-3 по методикам описанным в Руководстве по контролю загрязнения атмосферы утвержденном Главным государственным санитарным врачом СССР тов. Бургасовым П.Н. 2 июня 1978 г. и Председателем Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды тов. Израэлем Ю.А. 15 июня 1978 г. . Пробы воздуха отбираются при движении транспорта по маршруту на высоте 1 3 - 1 5 м в средней части салона. 3.3.9. Контроль за содержанием окиси углерода в отработавших газах автомобилей проводится: - в режиме niiх.х выборочно совместно с ГАИ с помощью газоанализатора окиси углерода в выпускной трубе на глубине 300 мм от среза; - в режиме 0 6n номин. х.х после технического осмотра N 2 капитального ремонта или регулировки системы питания двигателя на автопредприятии. 3.3.10. Запыленность воздуха салонов может быть определена с помощью пробоотборников с автономным питанием в сухой период года. Отбор пробы проводится со скоростью 20 - 30 л/мин. в течение 10 мин. в средней и задней частях на высоте 1 3 - 1 5 м. ЛИТЕРАТУРА И НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Ланцов Л.С. Гигиеническая характеристика воздушной среды наземного пассажирского транспорта. Тезисы научн.-практ. конф.: Диагностика предрейсового состояния водителей и безопасность движения. Л. 1975 19 - 20. Майстрах Е.В. Новиков Г.В. Чекина Н.М. Ланцов Л.С. Влияние некоторых условий окружающей среды различный температурный режим в салонах трамваев в зимне-весенний периоды года на тепловой баланс пассажиров. Сб.: Физиология и патология адаптации к природным факторам среды. Фрунзе 1977 331 - 332. Ланцов Л.С. Гигиеническая оценка освещенности входов и выходов городского наземного пассажирского транспорта. Сб.: Актуальные вопросы оздоровления внешней среды и здоровья человека. Л. 1977 29 - 30. Ланцов Л.С Негриенко К.В. Бутченко Л.А. Городской транспорт как источник неблагоприятных физических воздействий на окружающую среду и организм человека. Сб.: Гигиенические аспекты загрязнения окружающей среды выбросами автотранспорта и продуктами переработки нефти. Л. 1981 19 - 23. ГОСТ 17188-71 "Шумомеры. Общие технические требования. Методы испытаний". ГОСТ 19358-74 "Автомобили автопоезда автобусы мотоциклы мотороллеры мопеды и мотовелосипеды. Внешний и внутренний шум. Предельно допустимые уровни. Методы измерений". ГОСТ 7495-74 "Троллейбусы городские одноэтажные пассажирские. Технические требования". ГОСТ 20844-75 "Аппаратура виброизмерительная с пьезоэлектрическими виброизмерительными преобразователями". ГОСТ 10022-75 "Автобусы и троллейбусы городские. Пассажирские помещения. Общие параметры и размеры". ГОСТ 17.2.2.03-77 "Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и метод определения". ГОСТ 8802-78 "Вагоны трамвайные пассажирские". Санитарные нормы вибрации на морских речных и озерных судах N 1103-73 1973 Минздрав СССР . Санитарные нормы по ограничению вибрации на рабочих местах для обслуживающего персонала и пассажиров в подвижном составе железнодорожного транспорта N 1209-74 1974 Минздрав СССР . Строительные нормы и правила СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение".