Письмо от 21.10.2009 г. N 12877

Письмо от 21.10.2009 г. N 12877 Относительно проведения проверки субъекта хозяйствования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПИСЬМО от 21.10.2009 г. N 12877 Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел Ваше обращение <...> относительно проведения проверки субъекта хозяйствования и в пределах компетенции сообщает следующее. Законом Украины от 05.04.2007 г. N 877-V "Об основных принципах государственного надзора контроля в сфере хозяйственной деятельности" далее - Закон определены правовые и организационные основы основные принципы и порядок осуществления государственного надзора контроля в сфере хозяйственной деятельности полномочия органов государственного надзора контроля их должностных лиц и права обязанности и ответственность субъектов хозяйствования в ходе осуществления государственного надзора контроля . Статьей 1 Закона определено что государственный надзор контроль - это деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти их территориальных органов органов местного самоуправления других органов в пределах полномочий предусмотренных законом относительно выявления и предупреждения нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества в частности надлежащего качества продукции работ и услуг приемлемого уровня безопасности для населения окружающей природной среды. Перечень оснований для плановых и внеплановых мероприятий по осуществлению государственного надзора контроля установлен в статьях 5 и 6 Закона соответственно. Согласно статье 6 Закона одним из оснований для внеплановой проверки является обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановое мероприятие в данном случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение. В ходе проведения внепланового мероприятия выясняются только те вопросы необходимость проверки которых стала основанием для осуществления данного мероприятия с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении направлении на проведение государственного надзора контроля . Проведение внеплановых мероприятий по другим основаниям кроме предусмотренных статьей 6 Закона запрещается если иное не предусматривается законом или международным договором Украины согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины. Кроме того субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внепланового мероприятия с предоставлением ему копии соответствующего документа. Согласно статье 7 Закона перед началом осуществления планового или внепланового надзора контроля должностные лица органа государственного надзора контроля обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу удостоверение направление и служебное удостоверение удостоверяющее должностное лицо органа государственного надзора контроля и предоставить субъекту хозяйствования копию удостоверения направления . Должностное лицо органа государственного надзора контроля без удостоверения направления на осуществление мероприятия и служебного удостоверения не имеет права осуществлять государственный надзор контроль субъекта хозяйствования. Следует отметить что субъект хозяйствования в соответствии со статьей 10 Закона в ходе осуществления государственного надзора контроля имеет право в частности не допускать должностных лиц органа государственного надзора контроля к осуществлению государственного надзора контроля если: - он осуществляется с нарушением требований относительно периодичности проведения мероприятий государственного надзора контроля предусмотренных законом; - должностное лицо органа государственного надзора контроля не предоставило копии документов предусмотренных Законом или если предоставленные документы не соответствуют требованиям Закона. 21 мая 2009 года Кабинетом Министров Украины принято постановление N 502 "О временных ограничениях относительно осуществления мероприятий государственного надзора контроля в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года" далее - Постановление N 502 которым установлено органам государственного надзора контроля до 31 декабря 2010 года временно прекратить проведение плановых проверок субъектов хозяйствования кроме проверок субъектов хозяйствования которые в соответствии с утвержденными Кабинетом Министров Украины критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска и плановых мероприятий государственного надзора контроля за соблюдением налогового законодательства правильностью исчисления полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты государственные целевые фонды налогов и сборов обязательных платежей . На проведение внеплановых проверок также Постановлением N 502 установлены ограничения кроме проверок которые проводятся по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства или по подаче субъектом хозяйствования в соответствующий орган письменного заявления о проведении проверки по его желанию. Обращаем Ваше внимание на то что Постановлением N 502 предусмотрено: выдавать субъекту хозяйствования предписание об устранении в течение 30 суток выявленных нарушений подготовленное на основании акта о проведении проверки если иной срок не предусмотрен законом; принимать решения о применении к субъектам хозяйствования финансовых и административных санкций только в случае неисполнения ими в течение 30 суток со дня получения предписаний об устранении выявленных нарушений кроме нарушений которые невозможно устранить ; не применять санкции за нарушения которые устранены во исполнение предписания. Обращаем внимание на то что на сегодняшний день критерии риска в сфере государственного надзора контроля за соблюдением законодательства о труде не утверждены. Отдельно отмечаем что действие Постановления N 502 распространяется на все органы государственного надзора контроля подпадающие под сферу действия Закона в том числе на Министерство труда и социальной политики Украины и Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде который является правительственным органом государственного управления и действует в составе Минтруда и подчиняется ему. Также следует отметить что в соответствии со статьей 3 Закона одним из основных принципов государственного надзора контроля является принцип недопустимости дублирования полномочий органов государственного надзора контроля . Местные государственные администрации осуществляющие полномочия по государственному надзору контролю за соблюдением законодательства о труде дублируют полномочия Минтруда Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде определенные Законом Украины от 24.03.95 г. N 108/95-ВР "Об оплате труда" а при осуществлении государственного надзора контроля за охраной труда - полномочия Государственного комитета Украины по промышленной безопасности охране труда и горному надзору согласно Закону Украины от 14.10.92 г. N 2694-XII "Об охране труда". Ввиду указанного и учитывая требования Закона и Постановления N 502 в настоящее время местные государственные администрации не должны осуществлять мероприятия государственного надзора контроля за соблюдением законодательства о труде. Заместитель Председателя Н. Приступа