ГОСТ 20444-85

ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики

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ГОСТ 20444-85 Группа Т34 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА СССР Шум Транспортные потоки Методы измерения шумовой характеристики Noise. Traffic flows. Methods of noise characteristic measurement ОКП 57 6200 Дата введения 1986-01-01 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Госгражданстроя Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта МПС Московским ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана Минздрава РСФСР Московским начуно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования Мосгорисполкома Научно-исследовательским институтом московского строительства ордена Ленина Главмосстроя при Мосгорисполкоме Московским ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институтом инженеров железнодорожного транспорта МПС РАЗРАБОТЧИКИ Г.Л. Осипов д-р техн. наук; В.Е. Коробков канд. техн. наук; В.А. Аистов; Б.С. Зотов; Г.В. Бутаков д-р техн. наук; Н.П. Тагер канд. техн. наук; А.С. Прохода канд. техн. наук; Б.Г. Прутков канд. техн. наук; И.Л. Карагодина д-р мед. наук; А.П. Путилина канд. мед. наук; А.А. Гацолаев; А.Н. Смирнов; Ю.В. Полянский ВНЕСЕН Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР Директор В.А. Дроздов УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. N 59 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 1994 г. Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах автомобильных и железных дорогах. Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 1996-1 и ИСО 3095 в части проведения измерения. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки фактического шумового режима и составления карты шума улично-дорожной сети населенных пунктов. 1.2. Шумовой характеристикой транспортных потоков является эквивалентный уровень звука дБА. 2. АППАРАТУРА 2.1. Измерение эквивалентного уровня звука следует проводить интегрирующими шумомерами комбинированными измерительными системами или автоматическими устройствами соответствующими ГОСТ 17187-81. Допускается применение шумомеров со стрелочным индикатором уровней звука соответствующих ГОСТ 17187-81. 2.2. Аппаратура предназначенная для измерения шумовой характеристики должна иметь действующие свидетельства о государственной или ведомственной поверке. 2.3. Калибровку аппаратуры необходимо проводить до и после проведения измерения шумовой характеристики транспортных потоков. Примечание. Предпочтительными являются такие способы калибровки которые включают поверку всей измерительной системы с измерительным микрофоном. 3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ 3.1. Места проведения измерения следует выбирать на участках улиц и дорог с установившейся скоростью движения транспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта. 3.2. Измерения следует проводить при условии что поверхность проезжей части улиц и автомобильных дорог должна быть чистой и сухой а балластный слой трамвайных и железнодорожных путей не должен быть мокрым и промерзшим. 3.3. Время проведения измерения необходимо устанавливать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков. 3.4. Измерение не должно проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с необходимо применять колпак для защиты измерительного микрофона от ветра. 3.5. При проведении измерения шума следует учитывать воздействие вибраций магнитных и электрических полей радиоактивного излучения и других неблагоприятных факторов влияющих на результаты измерения согласно инструкциям по эксплуатации приборов. 4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ 4.1. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили автопоезда автобусы в дальнейшем - автомобили мотоциклы мотороллеры мопеды и мотовелосипеды в дальнейшем - мотоциклы а также троллейбусы и трамваи измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или обочине на расстоянии 7 5 0 2 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте 1 50 1 м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 7 5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств но не ближе 1 м от стен зданий сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа отражающих звук. В случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте 1 50 1 м от уровня земли. 4.2. При проведении измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии 250 5 м от оси ближнего к точке измерения магистрального железнодорожного пути на высоте 1 50 1 м от уровня земли. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 25 м от оси ближнего к точке измерения железнодорожного пути но не ближе 1 м от стен зданий сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа отражающих звук. В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте 1 5 0 1 м от уровня земли. 4.3. Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор проводящий измерение должен находиться на расстоянии не менее чем 0 5 м от измерительного микрофона. 4.4. Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение «А» а переключатель временной характеристики - в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов. 4.5. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока в состав которого могут входить автомобили мотоциклы а также троллейбусы и трамваи должен охватывать проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях. 4.6. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока в состав которого входят только трамваи должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях. 4.7. Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч. 4.8. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока в состав которого могут входить автомобили мотоциклы а также троллейбусы и трамваи при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета. 4.9. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять уровень звука дБА в период прохождения трамвая или железнодорожного поезда перед измерительным микрофоном по среднему показанию при колебании стрелки прибора. 4.10. Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА. 4.11. Уровни звука помех создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных средств должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств включая помехи. 4.12. Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения. 5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ 5.1. Результаты измерения шумовой характеристики транспортного потока и данные по его составу интенсивности и скорости движения должны представляться в форме протокола в соответствии с приложением 1. 5.2. Эквивалентный уровень звука транспортного потока в состав которого могут входить автомобили мотоциклы а также троллейбусы и трамваи при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 2. 5.3. Эквивалентный уровень звука транспортного потока в состав которого входят только трамваи при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 3. 5.4. Эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Обязательное ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА 1. Место проведения измерения. 2. Дата и время проведения измерения. 3. Продолжительность проведения измерения. 4. Аппаратура. 5. Эквивалентный уровень звука. 6. Форма 1 для записи измеряемых уровней звука транспортного потока в состав которого могут входить автомобили мотоциклы а также троллейбусы и трамваи. 7. Форма 2 для расчета эквивалентного уровня звука транспортного потока в состав которого могут входить автомобили мотоциклы а также троллейбусы и трамваи. 8. Форма 3 для определения интенсивности движения и состава транспортного потока в состав которого могут входить автомобили мотоциклы а также троллейбусы и трамваи. 9. Форма 4 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения потока трамваев. 10. Форма 5 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения и состава потока железнодорожных поездов. 11. Схематический ситуационный план участка. 12. Поперечный разрез участка. 13. Продольный уклон проезжей части улицы или дороги. 14. Тип и состояние покрытия проезжей части улицы или дороги. 15. Тип верхнего строения железнодорожного или трамвайного пути. 16. Название организации проводившей измерение. 17. Должности фамилии и подписи лиц проводивших измерение. Форма 1 #G0Уровни звука дБА Форма 2 #G0 Интервалы уровней звука дБА Отметка отсчетов уровней звука в интервале Число отсчетов уровней звука в интервале Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов % Частные индексы 1 2 3 4 5 От 18 до 22 « 23 « 27 « 28 « 32 « 33 « 37 « 38 « 42 « 43 « 47 « 48 « 52 « 53 « 57 « 58 « 62 « 63 « 67 « 68 « 72 « 73 « 77 « 78 « 82 « 83 « 87 « 88 « 92 « 93 « 97 « 98 « 102 Суммарное число отсчетов уровней звука ... Суммарный индекс ... ...дБА. Эквивалентный уровень звука ...дБА. Примечание. Формы 1 и 2 заполняются при измерении шумовой характеристики шумомером со стрелочным индикатором уровней звука. Форма 3 #G0Направ- ление движе- ния Виды транспортных средств Сум- марное число транс- порт- ных средств Интен- сив- ность дви- жения ед./ч Трамваи Легковые автомобили Грузовые автомобили автомобили- тягочи и автопоезда Автобусы Троллей- бусы Мотоциклы мото- роллеры мопеды и мото- велосипеды Чис- ло Доля % Чис- ло Доля % Чис- ло Доля % Чис- ло Доля % Чис- ло Доля % Чис- ло интен- сив- ность движе - ния тр./ч А-Б Б-А В обоих направ- лениях Примечания: 1. Начало и окончание подсчета транспортных средств должны быть синхронизированы с началом и окончанием измерения уровней звука. 2. К легковым автомобилям следует относить и другие транспортные средства сконструированные на шасси легкового автомобиля. 3. Долю транспортных средств данного вида следует рассчитывать от суммарного числа транспортных средств. 4. Интенсивность движения следует определять перемножением суммарного числа транспортных средств на коэффициент 60/ где - продолжительность измерения мин. 5. Направление А-Б соответствует направлению возрастания нумерации домов. Форма 4 #G0Уровень звука дБА Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном с Длина трамвая м Скорость движения трамвая м/с Время действия уровня звука дБА с 1 2 3 4 5 Примечания: 1. Скорость движения трамвая м/с следует определять по формуле где - длина трамвая м; - время проезда трамвая перед измерительным микрофоном с. 2. Время действия уровня звука дБА с следует определять по номограмме. Форма 5 #G0Тип поезда Уровень звука дБА Время проезда поезда перед измерительным микрофоном с Время проезда головной частью поезда участка железнодо- рожного пути длиной 50 м с Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодо- рожного пути длиной 50 м с Скорость движения поезда м/с 1 2 3 4 5 6 Примечание. Скорость движения поезда м/с следует определять по формуле ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ ТРОЛЛЕЙБУСЫ МОТОЦИКЛЫ А ТАКЖЕ ТРАМВАИ Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности. 1. Диапазон подлежащих измерению уровней звука разбивают на следующие интервалы: от 18 до 22 от 23 до 27 от 28 до 32 от 33 до 37 от 38 до 42 от 43 до 47 от 48 до 52 от 53 до 57 от 58 до 62 от 63 до 67 от 68 до 72 от 73 до 77 от 78 до 82 от 83 до 87 от 88 до 92 от 93 до 97 от 98 до 102 дБА. 2. Измерительные уровни звука форма 1 приложения 1 распределяют по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2 приложения 1. Подсчитывают число отсчетов уровней звука в каждом интервале и суммарное число отсчетов. Результаты указанных операций записывают отметками и цифрами в графы 2 и 3 формы 2 приложения 1. 3. Вычисляют доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 4 формы 2 приложения 1. 4. Определяют частные индексы по табл. 1 в зависимости от интервала и доли числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 5 формы 2 приложения 1. Таблица 1 #G0Доля числа Интервалы уровней звука дБА отсчетов в данном интервале уровней звука в суммар От 18 до 22 От 23 до 27 От 28 до 32 От 33 до 37 От 38 до 42 От 43 до 47 От 48 до 52 От 53 до 57 От 58 до 62 От 63 до 67 ном числе отсчетов % Частные индексы 0 1 0 0 0 0 1 3 10 32 100 316 0 2 0 0 0 1 2 6 20 63 200 632 0 3 0 0 0 1 3 9 30 95 300 949 0 4 0 0 0 1 4 13 40 126 400 1265 0 5 0 0 1 2 5 16 50 158 500 1581 0 6 0 0 1 2 6 19 60 190 600 1897 0 7 0 0 1 2 7 22 70 221 700 2213 0 8 0 0 1 3 8 25 80 253 800 2530 0 9 0 0 1 3 9 28 90 285 900 2846 1 0 0 0 1 3 10 32 100 316 1000 3162 1 3 0 0 1 4 13 41 130 411 1300 4111 1 7 0 1 2 5 17 54 170 538 1700 5375 2 0 0 1 2 6 20 63 200 632 2000 6324 3 0 1 3 9 30 95 300 949 3000 9486 4 0 1 4 13 40 126 400 1265 4000 12648 5 1 2 5 16 50 158 500 1581 5000 15810 6 1 2 6 19 60 190 600 1897 6000 18972 7 1 2 7 22 70 221 700 2213 7000 22134 8 1 3 8 25 80 253 800 2530 8000 25296 9 1 3 9 28 90 285 900 2846 9000 28458 10 1 3 10 32 100 316 1000 3162 10000 31620 12 1 4 12 38 120 379 1200 3794 12000 37944 14 1 4 14 44 140 443 1400 4427 14000 44268 16 2 5 16 51 160 506 1600 5059 16000 50592 18 2 6 18 57 180 569 1800 5692 18000 56976 20 2 6 20 63 200 632 2000 6324 20000 63240 25 3 8 25 79 250 791 2500 7905 25000 79050 30 3 9 30 95 300 949 3000 9486 30000 94860 35 4 11 35 111 350 1107 3500 11067 35000 110670 40 4 13 40 126 400 1265 4000 12648 40000 126480 45 5 14 45 142 450 1423 4500 14229 45000 142290 50 5 16 50 158 500 1581 5000 15810 50000 158100 60 6 19 60 190 600 1897 6000 18972 60000 189720 70 7 22 70 221 700 2213 7000 22134 70000 221340 80 8 25 80 253 800 2530 8000 25296 80000 252960 90 9 28 90 285 900 2846 9000 28458 90000 284580 100 10 32 100 316 1000 3162 10000 31620 100000 316200 Продолжение табл. 1 #G0Доля числа Интервалы уровней звука дБА отсчетов в данном интервале уровней звука в От 68 до 72 От 73 до 77 От 78 до 82 От 83 до 87 От 88 до 92 От 93 до 97 От 98 до 102 суммарном числе отсчетов % Частные индексы 0 1 1000 3162 10000 31620 100000 316200 1000000 0 2 2000 6324 20000 63240 200000 632400 2000000 0 3 3000 9486 30000 94860 300000 948600 3000000 0 4 4000 12648 40000 126480 400000 1264800 4000000 0 5 5000 15810 50000 158100 500000 1581000 5000000 0 6 6000 18972 60000 189720 600000 1897200 6000000 0 7 7000 22134 70000 221340 700000 2213400 7000000 0 8 8000 25296 80000 252960 800000 2529600 8000000 0 9 9000 28458 90000 284580 900000 2845800 9000000 1 0 10000 31620 100000 316200 1000000 3162000 10000000 1 3 13000 41106 130000 411060 1300000 4110600 13000000 1 7 17000 53754 170000 537540 1700000 5375400 17000000 2 0 20000 63240 200000 632400 2000000 6324000 20000000 3 30000 94860 300000 948600 3000000 9486000 30000000 4 40000 126480 400000 1264800 4000000 12648000 40000000 5 50000 158100 500000 1581000 5000000 15810000 50000000 6 60000 189720 600000 1897200 6000000 18972000 60000000 7 70000 221340 700000 2213400 7000000 22134000 70000000 8 80000 252960 800000 2529600 8000000 25296000 80000000 9 90000 284580 900000 2845800 9000000 28458000 90000000 10 100000 316200 1000000 3162000 10000000 31620000 100000000 12 120000 379440 1200000 3794400 12000000 37944000 120000000 14 140000 442680 1400000 4426800 14000000 44268000 140000000 16 160000 505920 1600000 5059200 16000000 50592000 160000000 18 180000 569160 1800000 5691600 18000000 56916000 180000000 20 200000 632400 2000000 6324000 20000000 63240000 200000000 25 250000 790500 2500000 7905000 25000000 79050000 250000000 30 300000 948600 3000000 9486000 30000000 94860000 300000000 35 350000 1106700 3500000 11067000 35000000 110670000 350000000 40 400000 1264800 4000000 12648000 40000000 126480000 400000000 45 450000 1422900 4500000 14229000 45000000 142290000 450000000 50 500000 1581000 5000000 15810000 50000000 158100000 500000000 60 600000 1897200 6000000 18972000 60000000 189720000 600000000 70 700000 2213400 7000000 22134000 70000000 221340000 700000000 80 800000 2529600 8000000 25296000 80000000 252960000 800000000 90 900000 2845800 9000000 28458000 90000000 284580000 900000000 100 1000000 3162000 10000000 31620000 100000000 316200000 1000000000 5. Вычисляют суммарный индекс складывая полученные частные индексы. 6. Определяют величину дБА по табл. 2 в зависимости от полученного значения суммарного индекса. Таблица 2 #G0Суммар-ный индекс дБА Суммар- ный индекс дБА Суммар- ный индекс дБА Суммар- ный индекс дБА 10 10 1585 32 251200 54 39810000 76 13 11 1995 33 316200 55 50120000 77 16 12 2512 34 398100 56 63100000 78 20 13 3162 35 501200 57 79430000 79 25 14 3981 36 631000 58 100000000 80 32 15 5012 37 794300 59 125900000 81 40 16 6310 38 1000000 60 158500000 82 50 17 7943 39 1259000 61 199500000 83 63 18 10000 40 1585000 62 251200000 84 79 19 12590 41 1995000 63 316200000 85 100 20 15850 42 2512000 64 398100000 86 126 21 19950 43 3162000 65 501200000 87 159 22 25120 44 3981000 66 631000000 88 200 23 31620 45 5012000 67 794300000 89 251 24 39810 46 6310000 68 100000000 90 316 25 50120 47 7943000 69 398 26 63100 48 10000000 70 501 27 79430 49 12590000 71 631 28 100000 50 15850000 72 794 29 125900 51 19950000 73 1000 30 158500 52 25120000 74 1259 31 199500 53 31620000 75 7. Эквивалентный уровень звука дБА вычисляют по формуле Пример расчета На магистральной улице проведены измерения уровней звука результаты которых представлены в форме 1. Форма 1 #G0Уровни звука дБА 59 63 65 64 66 65 67 67 69 71 74 75 73 71 68 69 71 70 73 74 72 68 67 65 63 63 65 67 68 70 71 72 74 72 70 69 67 67 65 64 64 66 67 67 69 70 70 72 73 75 73 71 71 69 69 68 66 68 69 71 71 70 68 67 65 66 65 63 64 66 67 66 69 70 71 71 70 69 68 68 66 67 65 66 68 70 71 70 72 74 75 73 72 70 68 69 71 70 71 68 69 71 70 72 74 76 74 75 77 75 76 74 73 71 73 70 69 71 73 75 74 76 77 77 75 76 74 73 71 70 72 69 68 70 73 71 74 75 77 75 76 73 72 69 66 68 67 66 65 63 62 63 64 61 62 60 61 63 65 64 67 68 70 73 71 72 74 74 75 74 71 70 68 70 69 67 63 62 64 67 66 68 69 71 71 73 74 72 70 73 76 75 73 70 68 66 67 69 67 65 63 65 64 65 67 66 67 69 72 73 74 76 75 77 79 77 75 76 73 71 69 66 64 63 65 63 64 63 65 67 70 71 70 72 71 73 75 74 76 77 76 74 71 70 71 69 67 68 66 65 64 62 64 68 69 72 74 75 77 80 76 73 71 69 67 68 65 67 69 68 70 71 70 72 72 69 67 64 63 61 60 63 66 65 67 70 73 74 77 75 72 70 71 69 70 68 67 65 62 61 Требуется рассчитать эквивалентный уровень звука дБА. Расчет производим в следующем порядке. 1. Измеренные уровни звука представленные в форме 1 распределяем по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2. Отсчеты уровней звука в каждом интервале заносим в графу 2 формы 2 в виде отметок. 2. Подсчитываем число отметок отсчетов уровней звука в каждом интервале. Форма 2 #G0 Интервалы уровней звука дБА Отметки отсчетов уровней звука в интервале Число отсчетов уровней звука в интервале Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов % Частные индексы 1 2 3 4 5 От 18 до 22 « 23 « 27 « 28 « 32 « 33 « 37 « 38 « 42 « 43 « 47 « 48 « 52 « 53 « 57 « 58 « 62 ////////////////////////// 12 4 4000 « 63 « 67 /////////////////////////////// //////////////////////////////// ///////////////////////// 88 30 94860 « 68 « 72 /////////////////////////////////////////// /////////////////////////////////////////// ///////////////////////////////////////////// 123 40 400000 « 73 « 77 ////////////////////////////////////////////// ////////////////////////////////////////// ///////////////////////////////////////////// 75 25 790500 « 78 « 82 // 2 0 7 70000 « 83 « 87 « 88 « 92 « 93 « 97 « 98 « 102 Суммарное число отсчетов уровней звука 300. Суммарный индекс 1359360 =61 дБА. Эквивалентный уровень звука =71 дБА. Результаты подсчетов заносим в графу 3 формы 2. 3. В зависимости от полученного числа отсчетов уровней звука вычисляем доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в процентах и в суммарном числе отсчетов уровней звука которое в рассматриваемом примере равно 300. Так например в интервале уровней звука от 73 до 77 дБА сделано 75 отсчетов доля которых в суммарном числе отсчетов составляет 25 %. Полученные доли числа отсчетов заносим в графу 4 формы 2. 4. По табл. 1 приложения 2 определяем частные индексы в зависимости от интервалов графа 1 формы 2 и доли числа отсчетов уровней звука в суммарном числе отсчетов графа 4 формы 2 . Если в табл. 1 отсутствует значение данной доли числа отсчетов значение частного индекса берется для доли числа отсчетов ближайшей по величине к данной доле числа отсчетов. Так например для интервала уровней звука от 58 до 62 дБА и доли числа отсчетов 4 частный индекс равен 4000; для интервала от 63 до 67 дБА и доли числа отсчетов 30 частный индекс равен 94860 и т. д. Результаты подсчетов заносим в графу 5 формы 2. 5. Вычисляем суммарный индекс равный сумме полученных частных индексов. В настоящем примере суммарный индекс равен 1359360. 6. Для полученного суммарного индкеса определяем по табл. 2 приложения 2 величину дБА которая в данном случае равна 61 дБА принимается значение поправки по наиболее близкому указанному в табл. 2 значению суммарного индекса . 7. Вычисляем эквивалентный уровень звука дБА по формуле дБА. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендуемое РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ТРАМВАЕВ Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности. 1. Определяют среднее значение измеренных уровней звука дБА по формуле где - измеренные уровни звука дБА графа 2 формы 5 приложения 1 ; n - число измеренных уровней звука. 2. Определяют среднее значение времени действия с уровней звука по формуле где - время действия с уровней звука графа 6 формы 5 приложения 1 . 3. Определяют величину поправки дБА по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука . #G0Среднее значение времени действия с уровней звука 3 4 5 6 7 8 Поправка дБА -30 8 -29 5 -28 6 -27 8 -27 1 26 5 4. Определяют величину поправки 10 дБА где n - число измеренных уровней звука. 5. Эквивалентный уровень звука дБ вычисляют по формуле Пример расчета На улице с преимущественным движением трамваев проведены измерения уровней звука и характеристик движения трамваев результаты которых представлены в форме Форма #G0Модель трамвая Уровень звука дБА Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном с Длина трамвая м Скорость движения трамвая м/с Время действия с уровня звука 1 2 3 4 5 6 Т-2 88 1 3 15 11 5 4 7 « 82 1 2 15 12 5 4 3 » 88 2 8 30 10 7 7 4 « 88 1 4 15 10 7 5 0 « 87 1 4 15 10 7 5 0 « 88 1 5 15 10 0 5 4 « 88 1 4 15 10 7 5 0 « 86 2 7 30 11 1 7 2 « 86 1 4 15 10 7 5 0 « 87 1 3 15 11 5 4 7 « 88 1 4 15 10 7 5 0 « 86 1 2 15 12 5 4 3 « 86 1 3 15 11 5 4 7 « 87 2 7 30 11 1 7 2 « 87 1 5 15 10 0 5 4 « 86 1 4 15 10 7 5 0 « 85 1 3 15 11 5 4 7 « 86 1 4 15 10 7 5 0 « 87 2 6 30 11 5 6 9 « 85 1 2 15 12 5 4 3 Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности. 1. Определяем среднее значение измеренных уровней звука дБА. 2. Определяем среднее значение времени действия уровней звука с. 3. Определяем величину поправки по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука дБА. 4. Определяем величину поправки 10 . В рассматриваемом примере n=20. 10 =13 дБА. 5. Вычисляем значение эквивалентного уровня звука потока трамваев которое округляем до целого числа =86 6 - 28 4 + 13 + 3=74 2 дБА 74 дБА. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Рекомендуемое РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности. 1. Вычисляют эквивалентные уровни звука дБА отдельных поездов по формуле где - -й уровень звука дБА графа 2 формы 5 приложения 1 ; - продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов с; - время проезда -го поезда перед измерительным микрофоном с графа 3 формы 5 приложения 1 ; - скорость движения -го поезда м/с графа 6 формы 5 приложения 1 ; - расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона м; обычно =25 м. 2. Эквивалентный уровень звука дБА потока поездов определяют путем энергетического суммирования полученных эквивалентных уровней звука отдельных поездов дБА по формуле или при помощи таблицы. #G0Разность двух складываемых эквивалентных уровней звука 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 15 20 дБА Добавка к более высокому эквивалентному уровню звука дБА 3 0 2 5 2 0 1 8 1 5 1 2 1 0 0 8 0 6 0 5 0 4 0 2 0 1 Сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы производится последовательно начиная с максимального в следующем порядке: вычисляют разность двух складываемых эквивалентных уровней звука; определяют добавку к более высокому из двух складываемых эквивалентных уровней звука по таблице в зависимости от полученной разности этих уровней; производят сложение полученной добавки и более высокого из двух складываемых эквивалентных уровней звука. Аналогичные действия производят с полученной суммой двух эквивалентных уровней звука и третьим уровнем и т. д. Пример расчета На участке территории прилегающей к железной дороге проведены измерения уровней звука и характеристик движения поездов результаты которых представлены в форме. Продолжительность периода измерения составила 1 ч или 3600 с. Расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона равнялось 25 м. Форма #G0 Тип поезда Уровень звука дБА Время проезда поезда перед измеритель-ным микрофоном с Время проезда головной частью поезда участка железнодо-рожного пути длиной 50 м с Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодо-рожного пути длиной 50 м с Скорость движения поезда м/с 1 2 3 4 5 6 Электро- поезд 85 11 6 2 2 2 1 23 2 То же 83 11 9 2 2 2 2 22 7 « 82 15 5 2 9 2 9 17 5 « 88 9 3 2 0 2 1 24 4 « 82 13 4 2 4 2 6 20 0 Пассажир- ский 78 23 1 2 8 2 8 17 8 Электро- поезд 79 16 2 3 0 3 0 16 7 То же 82 13 1 2 4 2 4 20 8 « 89 11 0 2 1 2 0 24 4 Грузовой 80 92 0 3 9 3 6 13 4 Электро- поезд 78 17 6 3 2 3 4 15 2 То же 86 8 9 1 9 2 0 25 1 Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности. 1. Вычисляем эквивалентные уровни звука дБА отдельных поездов по формуле Так например эквивалентный уровень звука пассажирского поезда равен дБА 2. Полученные эквивалентные уровни звука располагаем в ряд по степени уменьшения: 64 2; 64 2; 62 5; 60 4; 60 4; 58 5; 58 5; 58 0; 57 9; 56 2; 55 9; 55 2. 3. Производим последовательное сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы начиная с максимального. Вычисляем разность первого и второго эквивалентных уровней звука 64 2 - 64 2 =0. По таблице в зависимости от полученной разности эквивалентных уроней звука определяем добавку к одному их них. При разности эквивалентных уровней звука равной 0 добавка составляет 3 дБА. Произведем сложение полученной добавки и одного из складываемых эквивалентных уровней звука 64 2 + 3=67 2. Вычисляем разность полученной суммы эквивалентных уровней звука и третьего эквивалентного уровня звука 67 2 - 62 5=4 7 дБА. По таблице в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука определяем добавку к более высокому из них. При разности эквивалентных уровней звука равной 4 7 добавка составляет 1 3 дБА. Производим сложение полученной добавки и более высокого из складываемых эквивалентных уровней звука 67 2 + 1 3=68 5 дБА. Аналогичные действия производим с полученной суммой трех эквивалентных уровней звука и четвертым уровнем и т. д. В результате сложения эквивалентных уровней звука отдельных поездов получаем значение эквивалентного уровня звука потока поездов которое округляем до целого числа =71 1 дБА 71 дБА. Текст документа сверен по: официальное издание М: Издательство стандартов 1995 #T61440 #P 6 0 65535 0 00001. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. АППАРАТУРА 3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ 4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ 5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 обязательное . ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА Чертеж ПРИЛОЖЕНИЕ 2 рекомендуемое . РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ ТРОЛЛЕЙБУСЫ МОТОЦИКЛЫ А ТАКЖЕ ТРАМВАИ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 рекомендуемое . РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ТРАМВАЕВ ПРИЛОЖЕНИЕ 4 рекомендуемое . РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ #E#T61441 ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики #M12291 9000748Постановление Госстроя СССР#S от 25.4.85 N 59 #M12291 9041212ГОСТ#S от 25.4.85 N 20444-85 #M12291 9000050Госстрой СССР#S #M12291 9000002Действующий#S Дата начала действия: 1.1.86 Опубликован: Официальное издание М: Издательство стандартов 1995 год Введено: «ИМЦ» г. Киев ул. М. Кривоноса 2а; т/ф. 249-34-04