ГОСТ 12.1.020-79

ГОСТ 12.1.020-79 ССБТ. Шум. Метод контроля на морских и речных судах

#G0 #G1ГОСТ 12.1.020-79 СТ СЭВ 5710-86   Группа Т58     #G0ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР   СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА     Шум. Метод контроля на морских и речных судах   Occupational safety standards system. Noise. Method of control for sea and river vessels   #G1Дата введения 1980-07-01     #G0ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ     1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством Морского флота СССР   #G1 РАЗРАБОТЧИКИ:   #G0В.И. Зинченко канд. техн. наук; А.Г. Ельник канд. техн. наук; В.М. Спиридонов канд. техн. наук; Г.Д. Изак канд. техн. наук; Д.И. Лазаренко д-р мед. наук; М.А. Леонов; Е.И. Сергеев канд. физ.-мат. наук руководитель темы ; О.В. Гладкова; О.К. Кубяк канд. мед. наук; И.И. Вареников   2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.08.79 N 3163   3 Срок проверки - 1989 г. Периодичность проверки - 5 лет   4 Стандарт содержит все требования СТ СЭВ 5710-86.   5 В стандарт введен международный стандарт ИСО 2923-75.   6 ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ   #G1+------------------------------------------------------------------+ ¦ Обозначение НТД на который дана ¦ Номер пункта ¦ ¦ ссылка ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------+   ГОСТ 12.1.003-83 1.2   ГОСТ 12.1.050-86 1.3; 2.2.3   ГОСТ 17168-82 2.1.1   ГОСТ 17187-81 2.1.1   ГОСТ 23941-79 1.1   #G07 Постановлением Госстандарта СССР от 13.12.89 N 3705 снято ограничение срока действия   8 ПЕРЕИЗДАНИЕ январь 1996 г. с ИЗМЕНЕНИЯМИ N 1 2 утвержденными в июле 1985 г. октябре 1987 г. ИУС N 10-85 1-88 .     Настоящий стандарт устанавливает метод контроля уровней шума на рабочих местах в зонах пребывания экипажа и пассажиров далее местах нахождения людей морских и речных судов всех типов и назначений.   Степень соответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 5710-86 приведена в приложении 2.   Измененная редакция Изм. N 2 .       1 Общие положения     1.1 Контроль уровней шума должен производиться в процессе приемосдаточных испытаний на единичных головных серийных судах и судах прошедших ремонт или переоборудование которые могли привести к изменению уровней шума в местах нахождения людей.   Серийные суда при отсутствии существенных отличий влияющих на шумовые характеристики подвергаются контролю по требованию органов надзора.   Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена средним квадратическим отклонением результата измерения.   1.2 Контроль выполняют с целью проверки соответствия уровней шума в местах нахождения людей требованиям ГОСТ 12.1.003-83 и действующим санитарным нормам.   Если по результатам испытаний на судне обнаружено превышение действующих норм проводят специальные измерения в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923.   1.3 В качестве контролируемых шумовых характеристик устанавливают уровень звука L А дБ.А и уровни звуковых давлений L дБ в октавных полосах со средними геометрическими частотами от 63 до 8000 Гц. Эквивалентный уровень звука L Aэкв дБ.А определяют при необходимости по ГОСТ 12.1.050-86.   На серийных судах допускается в качестве основной изменяемой величины принимать уровень звука L А дБ.А.   Допускается измерять уровни звукового давления в третьоктавных полосах со средними геометрическими частотами от 50 до 10000 Гц.   Для сравнения с допустимыми нормами уровни звукового давления в октавных полосах следует рассчитывать по измеренным уровням в третьоктавных полосах частот.   1.1-1.3 Измененная редакция Изм. N 2 .       2 Методика измерений     2.1 Аппаратура   2.1.1 Для проведения акустических измерений следует применять шумомеры по ГОСТ 17187-81 и октавные фильтры по ГОСТ 17168-82.   Допускается применение другой измерительной и регистрирующей аппаратуры при соответствии электроакустической характеристики требованиям ГОСТ 17187-81.   Измерительная аппаратура должна соответствовать 1 или 2-му классу точности.   Измененная редакция Изм. N 1 2 .   2.1.2 Перед началом и после окончания измерений производят калибровку приборов эталонными калибраторами для внесения поправки в результаты измерений.   Измененная редакция Изм. N 2 .   2.2 Условия проведения измерений   2.2.1 В зависимости от назначения судна контроль шума должен производиться на основном спецификационном режиме:   режиме полного хода ходовом режиме при спецификационной частоте вращения главных двигателей; для судов внутреннего плавания - не менее 95% от спецификационной частоты вращения ;   производственном режиме.   2.2.2 Измерения на ходовом режиме следует производить при движении судна прямым курсом максимальное отклонение руля +/-3 град. при волнении не выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - для судов водоизмещением свыше 5000 т при полной загрузке судна или в балласте.   2.2.3 На судах технического и промыслового флота измерения следует выполнять на ходовом в производственном режиме при спецификационных условиях. В производственных помещениях и на рабочих местах на открытых палубах измерения выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050-86.   2.2.4 Измерения проводят в полностью оборудованных помещениях разрешается отсутствие мягкой экипировки что не должно учитываться при обработке результатов измерений при закрытых дверях и иллюминаторах включенных на полную расчетную производительность системах вентиляции и кондиционирования воздуха. Количество людей в помещении не считая выполняющих измерения операторов должно быть не более штатного.   Во время проведения измерений следует исключить помехи непроизводственного характера разговоры музыка стук и т.п. ; уровень производственных помех учитывается в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.   Поправки для учета уровня помех приведены в приложении 1.   2.2.5 В рулевых штурманских и радиорубках при измерениях должно быть включено электрорадионавигационное оборудование.   Допускается проводить измерения с открытыми с подветренной стороны дверями и иллюминаторами если это обычно принято.   На крыльях ходового мостика измерения проводят с подветренного борта.   2.2.1-2.2.5 Измененная редакция Изм. N 2 .   2.2.6 На рабочих местах в трюмах и на открытой палубе при измерениях должна быть включена система вентиляции трюмов.   Введен дополнительно Изм. N 2 .   2.3 Проведение измерений   2.3.1 В машинных отделениях шум измеряют на основных рабочих местах в зонах обслуживания двигателей механизмов и устройств энергетической установки судна а также в районах основных источников шума.   Измененная редакция Изм. N 2 .   2.3.2 В зонах обслуживания главных и вспомогательных двигателей точки измерений должны быть расположены с двух сторон двигателей в средней их части на расстоянии 1 м от излучающей поверхности двигателей на каждом ярусе а также у воздухозаборного устройства двигателей. При наличии двух или более двигателей и расстоянии между ними меньше 2 м измерения производятся между двигателями.   2.3.3 В машинных отделениях площадью до 15 кв. м измерения выполняются не менее чем в двух точках расположенных в средней части между двигателем и бортами.   2.3.4 В изолированных постах управления производственных и служебных помещениях измерения выполняют на рабочих местах и в центре этих помещений.   2.3.5 В жилых общественных и медицинских помещениях площадью до 30 кв. м измерения выполняют в центре помещения а при площади свыше 30 кв. м - в точках с интервалами не более 7 м.   Если предварительными измерениями в помещении обнаружены зоны в которых уровень звука превосходит измеренный в указанных точках более чем на 10 дБ.А особенно вблизи головы сидящего или лежащего человека выполняют контроль в этих зонах и зоне с максимальным значением шумовых характеристик.   2.3.6 В зонах отдыха на спортивных площадках и открытых палубах жилой надстройки измерения проводят в средней части зоны и в наиболее шумной точке которую находят предварительными измерениями уровня звука.   2.3.7 При проведении измерений микрофон следует располагать на высоте 1 5 м от настила и на расстоянии 1 м от ограждающих поверхностей борты переборки цистерны и т.п. предметов насыщения механизмы агрегаты и др. устройства и на расстоянии 0 5 м от человека проводящего измерения.   Если расстояние между ограничивающими поверхностями менее 2 м точку измерения выбирают на половине этого расстояния.   При измерениях на открытых палубах в случае необходимости микрофон должен иметь противоветровую защиту при этом в результаты измерений должны быть внесены коррективы в соответствии с частотной характеристикой примененного противоветрового устройства.   2.3.8 При измерении уровней шума у выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей систем вентиляции и кондиционирования воздуха микрофон устанавливают вне потока газа или воздуха на расстоянии 1 0 м от кромки отверстия под углом 30 град. к оси потока.   2.3.9 При измерениях шумомер должен быть включен в положение "медленно" при этом данные считывают до ближайшего целого числа; при колебаниях стрелки прибора отсчет следует производить по среднему ее положению.   2.3.3-2.3.9 Измененная редакция Изм. N 2 .       3 Обработка и оформление результатов измерений     3.1 Результаты измерений шума сопоставляют с допустимыми его уровнями.   Измененная редакция Изм. N 2 .   3.1.1 Исключен Изм. N 2 .   3.2 Результаты измерений должны быть оформлены протоколом испытаний содержащим:   наименование и тип судна;   номер проекта и порядковый номер в серии;   наименование организации-проектанта и завода-строителя;   год постройки судна порт приписки;   дату проведения испытаний;   наименование организации и фамилии операторов производивших измерения;   данные о районе проведения испытаний глубине силе ветра состоянии моря реки озера ;   информацию о загрузке судна;   сведения о режиме работы судна энергетической установки нагрузка и частота вращения главных двигателей частота вращения винта работающие дизель-генераторы технологического и рефрижераторного оборудования;   перечень измерительной аппаратуры наименование тип дату госповерки ;   оценку соответствия уровней шума действующим нормативам;   дополнительные данные отступления от программы наличие тональных или импульсных шумов и т.п. .   К протоколу прилагают таблицу с указанием мест точек и результатов измерений.   Измененная редакция Изм. N 2 .   3.3 Протокол испытаний является составной частью приемного акта судна.   3.4 Исключен Изм. N 2 .       Приложение 1 справочное     Поправки для учета уровня помех п.6.3 стандарта ИСО 2923-75     #G1+------------------------------------------------------------------+ ¦ Разность между уровнем шума ¦ Поправки к результатам ¦ ¦ и уровнем помех дБ ¦ измерений дБ ¦ +------------------------------------------------------------------+   10 и выше 0   6-9 - 1   4-5 - 2   3 - 3       #G0Приложение 2 справочное     Соответствие требований ГОСТ 12.1.020-79 требованиям СТ СЭВ 5710-86     #G1+------------------------------------------------------------------+ ¦ ГОСТ 12.1.020-79 ¦ СТ СЭВ 5710-86 ¦ +------------------------------------------+-----------------------¦ ¦ Пункт ¦ Содержание требований ¦ Пункт ¦ Содержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требований ¦ +------------------------------------------------------------------+   1.1 Точность метода контроля согласно - - ГОСТ 23941-79 должна быть оценена средним квадратическим отклонением результата измерения   #G0 Введено дополнительно Изм. N 2 .