ГОСТ 12.2.007.1-75

ГОСТ 12.2.007.1-75 ССБТ. Машины электрические вращающиеся. Общие требования безопасности

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР   Cистема стандартов безопасности труда МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ Общие требования безопасности Occupational safety standards system. Electrical equipment. Saflty requirements   ГОСТ 12.2.007.1-75 Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР от 10 сентября 1975 г. № 2368 срок действия установлен с 01.01.78 до 01.01.83 Несоблюдение стандарта преследуется по закону Снято ограничение срока действия Основание ИУС 1993 №5-6 с.12  Стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции электрических машин. 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1. Электрические машины должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 12.2.007.0 75. 1.2. Сопротивление изоляции обмоток электрическая прочность междувитковой изоляции обмоток и электрическая прочность изоляции относительно корпуса машины по ГОСТ 183 74 и ГОСТ 2582 72. 1.3. Конструкция и материал выводных концов и колодок с зажимами должны исключать возможность поверхностного перекрытия разрядами при работе электрических машин в условиях повышенной относительной влажности или пониженного атмосферного давления установленных в стандартах или технических условиях на эти машины. 1.4. Каждая электрическая машина должна иметь элемент заземления. Агрегаты состоящие из генератора и двигателя конструктивно выполненные отдельно должны иметь элементы заземления на каждой машине. Для совмещенных конструкций допускается устанавливать общий элемент заземления при условии обеспечения надежного электрического контакта между корпусами генератора и двигателя. 1.5. Конструкция подшипниковых узлов должна исключать возможность отекания масла по валу на обмотки машин на настил рабочей площадки на токоведущие части и оборудование а расположение масленок должно обеспечивать свободный и удобный доступ к ним для обслуживания. 1.6. Конструкция щеточного аппарата должна обеспечивать безопасность при смене щеток и щеткодержателей. 1.7. В электрических машинах изготовляемых без коробки выводов должны быть предусмотрены меры исключающие возможность случайных прикосновений к выводам обмоток. 1.8. На крышках люков электрических машин должны быть нанесены знаки безопасности по ГОСТ 15548 70. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2.1. Турбогенераторы  гидрогенераторы  синхронные компенсаторы 2.1.1. Контактные кольца и щеточный аппарат должны быть защищены оболочкой. 2.1.2. Подшипник и его трубопроводы а также обоймы уплотнения вала турбогенератора со стороны контактных колец стороны противоположной турбине должны быть электрически изолированы от корпуса. Электрическое сопротивление изоляции измеренное мегомметром напряжением 1000 В должно быть не менее 1 МОм. В турбогенераторах гидрогенераторах и синхронных компенсаторах должны быть конструктивные элементы для осуществления постоянного контроля изоляции подшипников. 2.1.3. Фундаментные плиты и системы водоснабжения к газоохладителям должны быть снабжены элементами заземления. Корпус статора должен быть снабжен двумя или более элементами заземления расположенными в двух диаметрально противоположных местах. Съемные металлические кожухи закрывающие токоведущие части кроме кожуха траверсы если он установлен на изолированном подшипнике должны быть электрически соединены с заземленным корпусом турбогенератора. 2.1.4. Внешние трубопроводы подачи и слива дистиллята а также трубопроводы продувки коллекторов трубопроводы обмотки статора должны быть заземлены не менее чем в двух точках. 2.1.5. Все внешние трубопроводы принадлежащие к турбогенераторам должны быть окрашены: маслопроводы в желтый цвет; газопроводы и аппараты заполненные водородом в темно-зеленый цвет; газопроводы заполненные углекислым газом в черный цвет с желтыми поперечными полосами; газопроводы заполненные азотом в черный цвет; газопроводы находящиеся под вакуумом в красный цвет; газопроводы заполненные воздухом в синий цвет с белыми поперечными полосами; трубопроводы и аппараты заполненные конденсатом в серебристый цвет. Ширина окрашиваемых полос устанавливается в зависимости от величины объекта и расстояния с которого они должны быть видны. Соотношение ширины полос разного цвета должно быть равным 1:1. 2.1.6. Лампы сигнализации устанавливаемые в щитах содержащих аппаратуру и арматуру системы водородного охлаждения должны быть расположены ниже аппаратуры и арматуры. 2.1.7. Места возможного скопления водорода масляные камеры опорных подшипников защитные и декоративные кожухи а также главный масляный бак должны иметь естественную или независимую вентиляцию. 2.1.8. Конструкция щеточного аппарата должна предотвращать попадание водорода из камер подшипников к контактным кольцам и его скопление в аппарате кроме случаев когда последний работает в среде водорода . 2.1.9. В корпусе статора и других узлах турбогенераторов с водородным охлаждением в местах где возможна утечка водорода а также образование водородно-воздушной взрывчатой смеси не должно быть замкнутых объемов. 2.1.10. Все газопроводы должны быть выполнены с уклоном к дренажным вентилям которые необходимо устанавливать в самых низких точках газопровода. Газопроводы идущие от регуляторов давления масла и от демпферного бака должны быть выполнены с непрерывным уклоном к поплавковому гидравлическому затвору. 2.1.11. Сливные маслопроводы должны иметь уклон не менее 2° в сторону главного маслоблока турбины; выгибы должны быть плавными; сечение труб в направлении слива масла не должно уменьшаться. 2.1.12. В масляных камерах подшипников и сливных патрубках должны быть пробоотборочные точки для осуществления во время эксплуатации постоянного контроля содержания водорода. Допустимое содержание водорода не должно превышать 2%. 2.1.13. В термометрах сопротивления и других датчиках измерительных приборов должна исключаться возможность появления рабочего напряжения в цепи измерения. Путь проводки термометров сопротивления и других датчиков в аксиальном направлении должен быть кратчайшим. С целью уменьшения индуцированной электродвижущей силы проводники прокладываемые в пазу должны быть перевиты а вне паза помещены в экран. На зажимах от термометров сопротивления расположенных в коробках выводов должны быть установлены разрядники. 2.1.14. Смотровые стекла сливных патрубков должны освещаться ламповыми устройствами взрывозащищенного исполнения. Напряжение для питания светильников не должно превышать 12 В. 2.1.15. В гидрогенераторах должны быть двери и лазы для осмотра сердечника статора без демонтажа воздухоохладителей. Для удобства монтажа и демонтажа рифленые перекрытия воздухоразделяющие щиты горизонтальные и вертикальные необходимо выполнять крупными узлами. 2.1.16. Подвод кабеля к аппарату щеткодержателя должен быть изолирован от корпуса. Подвод должен быть размещен так чтобы избежать прохождения кабеля вблизи шин напряжением свыше 1000 В . 2.1.17. На проводах вторичной внутрипанельной коммутации шкафов сборок блоков и устройств систем возбуждения должно быть исключено применение металлических оконцевателей и маркировочных бирок. 2.2. Тяговые электрические машины 2.2.1. В коробке выводов закрытого типа рекомендуется: для подключения проводов ставить шпильки с комплектом крепежных деталей предотвращающих самоотвинчивание гаек; предусматривать устройства предотвращающие проворачивание и замыкание наконечников между собой и на корпус и устанавливать средства предотвращающие перетирание крепление и защиту проводов металлическими шлангами. 2.2.2. На корпусах двигателей с осевой подвеской кроме основных приливов системы подвески должны быть приливы предотвращающие падение двигателя при поломке основных приливов подвески. 2.2.3. Для удобства обслуживания нижний люк должен выполняться с наклоном к горизонтальной плоскости. 2.3. Электробуры и погружные двигатели 2.3.1. Заземляющий элемент должен иметь сечение не менее 35 мм2. 2.3.2. Избыточное давление в погружном двигателе должно быть 1 8?104 - 20?104 Н/м2 »0 184 - 2 04 кгс/см2 . 2.3.3. В систему масляной защиты должны входить компенсатор и торцевые уплотнения нижнего и верхнего концов вала. 2.3.4. Компенсаторное устройство должно позволить маслу свободно расширяться при нагреве предотвращая чрезмерное внутреннее давление в электробуре. 2.3.5. Первоначальное заполнение электробура маслом должно производиться давлением 30•104 - 50•104 Н/м2 » 3 06 5 1 кгс/см2 . 2.3.6. Контроль давления масла в полости электробура должен производиться при помощи манометра и по величине сжатия пружины компенсатора. 2.3.7. В двигатель электробура должно закачиваться чистое сухое трансформаторное масло по ГОСТ 982 68 с пробивным напряжением не ниже 30 кВ; в шпиндели электробура авиационное масло МС-20 или МК-22 по ГОСТ 1013 49. 2.3.8. Герметизация погружного двигателя должна осуществляться путем заполнения его трансформаторным маслом. 2.3.9. При любой глубине погружения двигателя над уровнем пластовой жидкости давление трансформаторного масла в нем должно быть избыточным по отношению к давлению пластовой жидкости.