ГОСТ 12.2.112-86

ГОСТ 12.2.112-86 ССБТ. Транспорт рудничный электровозный. Общие требования безопасности к подвижному составу

РАЗРАБОТАН Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов Министерством угольной промышленности СССР   ИСПОЛНИТЕЛИ А. И. Гранкин канд. техн. наук; И. Т. Чуйко канд. техн. наук руководители темы ; Г. В. Васильев; А. М. Васильчиков; С. А. Песок канд. техн. наук; И. П. Ремизов; Л. А. Чубаров; Е. А. Чернов; В. Б. Штучный; С. С. Шевчук канд. техн. наук   ВНЕСЕН Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов Зав. отделом охраны труда А. П. Семенов   УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 4 марта 1986 г. № 475    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР Система стандартов безопасности труда ТРАНСПОРТ РУДНИЧНЫЙ ЭЛЕКТРОВОЗНЫЙ Общие требования безопасности к подвижному составу Оссupational safety standards system. Mine electric locomotive transport. General requirements for roling stock   ГОСТ 12.2.112-86 Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 4 марта 1986 г. № 475 срок действия установлен с 01.07.87 до 01.07.92   Несоблюдение стандарта преследуется по закону   Настоящий стандарт распространяется на рудничные электровозы постоянного тока массой свыше 4 т грузовые и пассажирские вагонетки и платформы далее подвижной состав применяемые при откатке в горизонтальных подземных горных выработках и устанавливает общие требования безопасности на вновь создаваемый подвижной состав. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Подвижной состав должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003 74 и настоящего стандарта. Примечание. С учетом специфики горнодобывающих отраслей к подвижному составу могут быть предъявлены дополнительные требования установленные в технических условиях на подвижной состав. 1.2. Уровни звукового давления в октавных полосах частот на рабочем месте машиниста в кабине не должны превышать значений установленных ГОСТ 12.1.003 83. 1.3. Уровень виброскорости на рабочем месте в кабине машиниста и в пассажирских вагонетках не должен превышать значений установленных ГОСТ 12.1.012 78. 1.4. Габаритные размеры подвижного состава должны обеспечивать его вписывание в сечения горных выработок предназначенных дли откатки его электровозами с соблюдением установленных правилами безопасности зазоров. 1.5. Крепление сборочных единиц и деталей подвижного состава должно исключать их самоослабление. 1.6. Сборочные единицы и детали должны быть снабжены устройствами исключающими возможность самопроизвольного их перемещения в процессе наладки или смазки. 1.7. Составные элементы оборудования массой свыше 20 кг должны обеспечивать возможность использования при перемещении и подъеме грузоподъемных средств. 1.8. Эргономические требования к подвижному составу по ГОСТ 12.2.049 80. 1.9. Оградительные устройства должны быть надежно закреплены и при необходимости иметь рукоятки скобы и другие приспособления для удобного и безопасного их снятия и установки. 1.10. Сцепки должны исключать самопроизвольную расцепку подвижного состава и обеспечивать быстроту и безопасность их соединения и разъединения. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ КОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРОВОЗОВ 2.1. Конструкция электровозов должна обеспечивать удобный и безопасный доступ к агрегатам и механизмам при техническом обслуживании и ремонте. 2.2. Конструкция электровозов массой 7 т и более должна позволять устанавливать на них автоматическую или неавтоматическую сцепку. 2.3. Электровозы следует оборудовать буферно-сцепными устройствами вылетом буфера не менее 150 мм при наличии амортизатора в сжатом его состоянии . 2.4. На взрывозащищенных аккумуляторных электровозах должно быть предусмотрено место для установки автоматических приборов контроля метана. 2.5. Клиренс для электровозов массой менее 10 т должен быть не менее 80 мм и массой более 10 т 110 мм. 2.6. Электровозы следует оборудовать звуковым сигнальным устройством. 2.7. Электровозы следует оборудовать скоростемером. 2.8. Двухсекционные электровозы должны допускать управление движением обеих секций в режиме тяги и торможения из кабины каждой секции. 2.9. На электровозах должно быть предусмотрено место для установки первичных средств пожаротушения аппаратуры связи машиниста электровоза с диспетчером аппаратуры управления стрелочными переводами а также место для ученика стажера или лица сопровождающего электровоз или состав. 2.10. 2.10. Конструкция электровозов должна обеспечивать: невозможность включения тяговых двигателей остановленного электровоза машинистом находящимся стоя в кабине или вне кабины; отключение двигателей при вставании машиниста с сиденья движущего контактного электровоза а также аккумуляторного оборудованного тиристорной системой управления. 2.11. Подаче напряжения на тяговые двигатели электровозов от системы управления должна предшествовать предварительная подготовка электрической схемы в силовых или вторичных цепях выполняемая с помощью специального ключа заводского изготовления. При этом должна быть исключена возможность применения для этой цели любых постороннних предметов. 2.12. Электровозы со сцепной массой 7 т и более должны быть оборудованы двумя концевыми или одной центрально расположенной кабиной с выходом на обе стороны и крышу. Лобовые проемы кабины должны быть закрыты прозрачным материалом не дающим острых осколков при повреждении. Конструкция кабин электровозов должна обеспечивать обзор пути при движении в обоих направлениях. 2.13. Конструкция закрытых кабин электровозов должна быть такой чтобы непросматриваемая машинистом зона по ходу движения не превышала 15 м для двухкабинных электровозов 18 м для электровозов с одноконцевой кабиной 15 м для электровозов с центрально расположенной кабиной. 2.14. Конструктивные и отделочные материалы сиденья машиниста электровоза по ГОСТ 21889 76. Площадь сиденья должна быть 0 12 0 15 м2. 2.15. Тормозная система электровозов должна обеспечивать три вида торможения: на стоянке обеспечивающее двигательное удержание состава расчетной массы на уклоне 0 050 при коэффициенте сцепления колес с рельсами 0 17; рабочее обеспечивающее регулирование и снижение скорости состава до полной остановки; экстренное обеспечивающее остановку состава на установленном для данного типа электровоза пути торможения. 2.16. При расчете элементов тормозной системы на прочность отношение максимальной тормозной силы к массе электровозов следует принимать 0 3. 2.17. При наличии на колодочном дисковом тормозе двух приводов должна быть обеспечена независимость их включения. 2.18. Для стояночного торможения следует использовать колодочные дисковые тормоза с ручным фиксируемым приводом или нормально замкнутый колодочный механический тормоз замыкание тормоза осуществляется усилием сжатых пружин . 2.19. Для рабочего торможения следует применять электродинамическое торможение в сочетании с колодочным дисковым тормозом. Колодочный тормоз при этом следует применять для дотормаживания и остановки поезда. При динамическом торможении должно быть обеспечено регулирование тормозной силы и снижение скорости движения до 2 5 км/ч и менее. Время срабатывания тормозной системы для вновь разрабатываемых электровозов не должно превышать 2 с. 2.20. Экстренное торможение электровоза состава должно быть обеспечено с помощью всех тормозных систем. 2.21. Электровозы должны быть оборудованы песочницами рассчитанными на подачу песка влажностью до 7%. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ 3.1. Конструкция и размещение органов управления должны обеспечивать простоту манипулирования хорошую досягаемость и видимость для машиниста размещение исключающее взаимные помехи при управлении оптимальность прилагаемого усилия невозможность самовключения минимальный холостой ход и исключение травм при управления. 3.2. Рабочие органы управления должны быть выполнены и сблокированы так чтобы исключалась неправильная последовательность выполняемых операций или иметь на них схемы и надписи наглядно указывающие правильную последовательность операций. 3.3. Органы управления установленные на пультах управления электровозов должны соответствовать требованиям ГОСТ 22615 77 ГОСТ 21753 76 и ГОСТ 22614 77. 3.4. Схема управления электровозами должна обеспечивать нулевую блокировку. Пуск электровозов следует проводить только с нулевой позиции системы его управления. 3.5. Рукоятки включения и выключения рабочих органов управления должны иметь разное направление движения и должны быть установлены таким образом чтобы они снимались только при нахождении в нулевом положении. 3.6. Рукоятки и рычаги должны быть выполнены или покрыты нетеплопроводными материалами. 3.7. При ножном управлении допустимое усилие на педали должно быть не более 120 Н и не менее 40 Н. 3.8. Рабочий ход педали управления не должен превышать 150 мм а полный 200 мм. 3.9. Размеры форма и угол наклона опорной поверхности педали должны обеспечивать устойчивое положение ног машиниста электровоза. Просвет между расположенными рядом педалями должен быть не менее 50 мм. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ ЭЛЕКТРОВОЗОВ 4.1. Электрооборудование электровозов в рудничном нормальном исполнении следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 24754 81 ГОСТ 24471 80 ГОСТ 24719 81 ГОСТ 14254 80 ГОСТ 12.1.038 82 ГОСТ 12.2.020 76 а электрооборудование электровозов в рудничном взрывозащищенном исполнении в соответствии с требованиями ГОСТ 22782.0 81 ГОСТ 24786 81 ГОСТ 22782.1 77 ГОСТ 22782.2 77 ГОСТ 22782.3 77 ГОСТ 22782.4 78 ГОСТ 22782.5 78 ГОСТ 22782.6 81 ГОСТ 22782.7 61. 4.2. Электрооборудование аккумуляторных электровозов повышенной надежности должно иметь взрывобезопасный уровень взрывозащиты. Допускается изготовление и эксплуатация электровозов повышенной надежности с батарейными ящиками и вспомогательным электрооборудованием повышенной надежности. 4.3. Аккумуляторные электровозы должны быть оборудованы устройствами для контроля сопротивления изоляции. 4.4. Электровозы должны быть снабжены автоматическими выключателями для защиты электрооборудования от перегрузок и коротких замыканий. Для аккумуляторных электровозов выключатели должны обеспечивать отключение обоих всех полюсов и иметь выводной штепсельный разъем соединитель . Провода и кабели проложенные по электровозам должны быть защищены от механических повреждений. 4.5. Питание контактного провода должно быть осуществлено от сети постоянного тока напряжением не выше 600 В. 4.6. Электровозы должны быть оборудованы системой освещения с фарами белого и красного света. Допускается совмещение в одной фаре белого и красного света. 4.7. 4.7. Система освещения должна обеспечивать: переключение ламп белого света на ближний и дальний свет; уровень освещенности в неосвещенной выработке на расстоянии 40 м при включении основного дальнего света не менее 2 лк; включение фары красного света. : 4.8. Фары на электровозах должны иметь регулировку направления света фар. Примечание. Требования пп. 4.7 и 4.6 за исключением уровня освещенности не распространяются на электровозы массой до 7 т включительно. 4.9. Лампы белого и красного света должны питаться стабилизированным напряжением. 4.10. В конструкции токоприемника контактных электровозов должны быть предусмотрены технические решения обеспечивающие снижение искрообразования при токосъеме. 4.11. Металлические части токоприемника не находящиеся под напряжением должны иметь электрический контакт с корпусом электровозов. 4.12. Токоприемником управляют дистанционно из кабины электровозов. 4.13. Токоприемник должен иметь фиксацию в нижнем положении. 4.14. В конструкции контактных электровозов должна быть предусмотрена возможность установки заградителей устройства защиты от токов утечки контактной сети. 4.15. Все части электрооборудования электровозов находящиеся под напряжением за исключением токоприемника должны быть закрыты. 4.16. Шахтные тяговые аккумуляторы рудничных электровозов должны соответствовать требованиям ГОСТ 19484 80. Для усиления изоляции аккумуляторной батареи от корпуса батарейного ящика могут быть дополнительно использованы съемные изоляционные щиты решетчатые поддоны и другие приспособления из стойких к действию электролита материалов обеспечивающие максимальный сток электролита из батарейного ящика. 4.17. Крышка батарейного ящика должна иметь надежное крепление и блокировку и открываться с помощью ключа управления электровозом или ключа заводского изготовления. Конструкция крышки должна обеспечивать сток воды. 4.18. Батарейные ящики следует изготовлять с учетом возможности снятия их с электровозов на зарядный стол и установки на электровозы кран-балкой а электровозы секции сцепной массой до 5 т должны быть оборудованы по заказам потребителей приспособлениями для механического скатывания батарейных ящиков с электровозов на зарядный стол и обратно. 4.19. Батарейный ящик должен быть надежно фиксирован и закреплен на раме электровозов. Не допускаются продольные поперечные и вертикальные смещения ящика относительно рамы в любом режиме работы электровозов а также при сходе его с рельсов. 4.20. Взрывобезопасный батарейный ящик электровозов должен быть укомплектован устройством для автоматического контроля содержания водорода в ящике. Устройство должно обеспечивать подачу сигнала звукового или светового машинисту электровоза при достижении концентрации водорода в ящике 2 5%. 4.21. Взрывобезопасный батарейный ящик должен быть снабжен устройством для снижения давления при взрыве внутри ящика. 4.22. В конструкции автоматического выключателя для аккумуляторных электровозов должны быть предусмотрены блокировочные устройства препятствующие разъединению штепсельного разъема соединителя и снятию крышки автоматического включателя при включенном состоянии последнего. 4.23. На батарейном ящике аккумуляторных электровозов должны быть предусмотрены специальные зажимы предназначенные для заземления при зарядке батарей. 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ КОНСТРУКЦИИ РУДНИЧНЫХ ВАГОНЕТОК 5.1 Требования к грузовым вагонеткам 5.1.1. Конструкция буферно-сцепных устройств должна обеспечивать зазор при сомкнутых буферах между выступающими частями лобовин кузовов двух соседних вагонеток не менее 300 мм. 5.1.2. Секционные электровозы и вагонетки с опрокидным кузовом с откидным бортом с откидным днищем не должны допускать самопроизвольное открывание днищ бортов и опрокидывание кузовов. 5.1.3. Конструкция буферов должна исключать вход части буфера одной вагонетки в проем буфера другой вагонетки при прохождении закруглений рельсового пути. 5.1.4. Сцепные устройства вагонеток в сцепленном и расцепленном состояниях не должны соприкасаться с элементами верхнего строения рельсового пути а также не должны допускать самопроизвольное их расцепление. Сцепные устройства должны обеспечивать прицепку к тяговому канату маневровой лебедки. 5.1.5. Конструкция крюковых сцепных устройств должна обеспечивать сцепление и расцепление вагонеток в том числе и при сомкнутых буферах. 5.1.6. Конструкция крюковых сцепных устройств должна исключать расцепление вагонеток при прохождении перегибов рельсового пути в вертикальной плоскости до 18о и вписывания в горизонтальные закругления рельсового пути с регламентированными величинами радиусов. 5.17. Сцепные устройства вагонеток должны иметь 6-кратный запас прочности по отношению к максимальной расчетной статической нагрузке и не допускать самопроизвольного расцепления. 5.18. Конструкция автосцепки должна обеспечивать: прохождение без расцепления вагонеток по закруглениям пути с регламентированными значениями радиусов и при предельных разностях уровней осей вагонеток до 50 мм; расцепление вагонеток специальными приспособлениями без нахождения человека в межвагонном пространстве ; визуальное наблюдение состояния сцепленности или готовности к сцеплению если вагонетки не сцеплены. 5.1.9. Жесткость пружины амортизатора автосцепки должна исключать ее полное сжатие жесткий удар при осевых динамических нагрузках до 70 кН. Допускается на применяемых в горнорудной промышленности вагонетках использовать пружины жесткостью до 50 кН. 5.1.10. Свободное вертикальное перемещение оси колесной пары в опорах рамы и боковинах ходовых тележек вагонеток должно обеспечивать постоянный контакт колес с рельсами на перепадах и неровностях рельсового пути. При этом ход колеса с осью в вертикальной плоскости должен быть не менее 10 20 мм в зависимости от ширины колеи. 5.1.11. Конструкция вагонеток для перевозки взрывчатых веществ и средств взрывания должна соответствовать требованиям «Единых правил безопасности при взрывных работах» утвержденных Госгортехнадзором СССР. 5.1.12. Вагонетки должны быть снабжены амортизирующим устройством кузова с рамой и буферно-сцепными устройствами. 5.1.13. На наружных вертикальных углах кузова вагонетки должна быть нанесена сигнальная окраска по ГОСТ 12.4.026 76. 5.1.14. Вагонетки с глухим кузовом должны быть снабжены подвагонным упором для обеспечения маневровых операций толкателями на погрузочных и разгрузочных пунктах. 5.2. Требования к пассажирским вагонеткам для горизонтальных выработок 5.2.1. Вагонетки должны иметь сиденья глухие торцевые стенки металлическую крышку и боковые стенки на всю высоту вагонетки. Проемы для посадки людей должны быть шириной не менее 0 7 м и быть снабжены ограждающими приспособлениями. Крыша должна исключать попадание воды внутрь вагонетки и иметь надежный электрический контакт с рельсами. 5.2.2. Площадь пола приходящаяся на человека должна быть не менее 0 32 м2. 5.2.3. Конструкция кузова пассажирской вагонетки должна допускать возможность установки санитарных носилок с пострадавшим с каждой торцевой стороны а также размещения переносных сигнальных светильников. 5.2.4. Вагонетки должны быть оборудованы автоматическими или жесткими сцепками с амортизирующими устройствами работающими на растяжение и сжатие а также дополнительной предохранительной звеньевой сцепкой рассчитываемой на усилие не менее 30 кН и запасом прочности не менее 6. 5.2.5. Ходовая часть вагонеток должна быть подрессоренной. 5.2.6. Вагонетки должны быть оборудованы стояночными тормозами с ручным управлением рычаги которого должны находиться внутри кузова и иметь фиксирующее устройство. Тормозное усилие должно обеспечивать удержание груженых вагонеток на путях с уклоном 0 050. 5.2.7. Вагонетки должны быть оборудованы устройствами для подачи сигнала машинисту электровоза с любого пассажирского места. 5.2.8. Уровни звукового давления в октановых полосах в пассажирских вагонетках должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003 83. 5.3. Требования к платформам для доставки материалов и оборудования 5.3.1. Платформы для доставки материалов и оборудования должны соответствовать требованию п. 5.1 и обеспечивать: надежное крепление груза при его транспортировке; продольную и поперечную устойчивость которая должна быть при движении и при погрузочно-разгрузочных работах. 5.3.2. Платформы для доставки длинномерных материалов должны обеспечивать: возможность транспортировки материалов труб рельсов и др. длиной до 12 5 м; вписывание в транспортные выработки с соблюдением требуемых зазоров. 5.3.3. Подвижной состав для доставки длинномеров следует оснащать жесткими сцепками с запасом прочности не менее 6-кратного. 6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 6.1. Изношенные тормозные колодки подлежат замене с последующей регулировкой тормозной системы. Допустимая толщина оставшейся части тормозной колодки должна быть не менее 10 мм 6.2. Толщина бандажа колеса электровоза должна быть не менее 25 мм. Допускаются отдельные выбоины по кругу катания бандажа глубиной не более 3 0 мм и длиной не более 5 0 мм прокат износ бандажа по кругу катания не должен превышать 10 0 мм толщина гребня бандажа на расстоянии 12 0 мм от вершины не должна быть менее 13 0 мм. 6.3. Регулировку органов управления и предохранительных устройств а также смазку должны проводить в последовательности предусмотренной в руководствах по эксплуатации оборудования подвижного состава. 7. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ 7.1. Оценку выполнения требований безопасности подвижного состава следует проводить сравнением имеющихся средств защиты работающих мест их расположения и фактических измеренных параметров условий труда с нормативами по составу средств защиты и параметрам установленным ГОСТ 12.2.003 74 и настоящим стандартом. 7.2. Метод определения шумовых характеристик по ГОСТ 12.1.026 80 ГОСТ 12.1.028 80 и ГОСТ 23941 79. 7.3. Метод измерения механических колебаний по ГОСТ 13731 68 и ГОСТ 12.1.012 78. 7.4. Проверка и испытание электрооборудования электровозов по ГОСТ 12.2.021 76 ГОСТ 24754 81 по ГОСТ 24719 81 ГОСТ 24471 80 ГОСТ 22782.0 81 ГОСТ 24786 81 ГОСТ 22782.1 77 ГОСТ 22782.2 77 ГОСТ 22782.3 77 ГОСТ 22782.4 78 ГОСТ 22782.5 81 ГОСТ 22782.6 81 ГОСТ 22782.7 81.