Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности предприятий тяжелого машиностроения при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения)

МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР "СОГЛАСОВАНО" Первый заместитель начальника Главгосэкоэкспертизы: Госкомприроды СССР М.Д. Максименко "28" июня 1991 г. "УТВЕРЖДАЮ" Первый заместитель начальника отдела создания мощностей и социального строительства Минтяжмаша СССР А.И. Шачков "28" июня 1991 г. ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ РАСЧЕТОВ И ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА РЕКОНСТРУКЦИИ РАСШИРЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ Москва - 1991 год Разработана Государственным институтом по проектированию предприятий тяжелого машиностроения Гипротяжмаш проектного объединения ПО "Союзтяжмашпроект" Генеральный директор ПО "Союзтяжмашпроект" В.М. Ярцанкин Главный инженер ПО "Союзтяжмашпроект" А Н. Савельев Начальник ОРОиБР руководителе темы В.В. Кубанцев Главный специалист технического отдела М.В. Абрамов Главный специалист энергетического отдела М.Н. Тер-Микаэлян Главный инженер проекта В.О. Меньшинин Начальник группы ОРОиБР Л.В. Кузьменкова В работе принимали участие специалисты ГПИстроймаша г. Брянск 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая Временная инструкция*: * Инструкция подлежит пересмотру или дополнению по мере наработки и утверждения новых законодательных и нормативных документов регламентирующих процесс ОВОС и рассмотрение ее результатов: при государственной экологической экспертизе планово-проектной документации. разработана: в развитие "Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду ОВОС при разработке технико-экономических обоснований расчетов и проектов строительства новых и реконструкции расширения и технического перевооружения народнохозяйственных объектов и комплексов" утвержденной руководством Госкомприроды СССР 13 мая 1990 г.; с целью организации проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о развитии предприятий тяжелого машиностроения; в дополнение к действующим документам регламентирующим порядок объем и содержание проектных проработок на стадии ТЭО ТЭР проекта рабочего проекта тяжелого машиностроения; предназначена для: организаций-заказчиков документации представляющих гарантии обществу экологической безопасности последствий реализации ТЭО ТЭР и проектов строительства новых реконструкции расширения и технического перевооружения** предприятий тяжелого машиностроения; ** В дальнейшем ТЭО и проектов строительства предприятий. организаций-разработчиков проектной документации и материалов ОВОС; ведомственной экспертизы ТЭО ТЭР проектов и смет; определяет: порядок организации и проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения; объем проработки вопросов оценки воздействия на окружающую среду на стадии ТЭО и проекта и в случае внесения изменений в ранее утвержденные проектные решения; ответственность заказчиков и разработчиков за соблюдение правил проведения ОВОС; принципы и критерии ОВОС ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения; форму представления результатов ОВОС и их обсуждения с общественностью региона размещения нового или действующего предприятия тяжелого машиностроения при его реконструкции расширении или техническом перевооружении. 1.2. ОВОС - это определение характера и уровня опасности всех потенциальных видов воздействия намечаемых к строительству предприятий на окружающую среду и здоровье населения а также оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намечаемой деятельности. 1.3. ОВОС проводится в целях: изучения взаимосвязей предлагаемых проектных решений с особенностями экологических условий медико-биологической обстановки и социально-экономической инфраструктуры сложившейся в районах размещения объектов тяжелого машиностроения; обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития этих предприятий с развитием предприятий других отраслей; обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности населения в районе размещения или эксплуатации предприятий тяжелого машиностроения; разработки необходимых и достаточных мер по предотвращению отрицательных экологических последствий реализации ТЭО или проектов строительства новых а также деградации окружающей среды в районах действующих реконструируемых расширяющихся предприятий; обеспечения восстановления нарушенных природных систем в результате предыдущей эксплуатации предприятий тяжелого машиностроения; 1.4. Финансирование работ по подготовке рабочей документации и строительству объектов по ней допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по соответствующему ТЭО или проекту. 1.5. К основным принципам ОВОС относятся: интеграция рассмотрение во взаимосвязи технологических технических социальных экологических экономических и других показателей проектных решений; альтернативность вариантность проектных решений обеспечивающих соблюдение экологических ограничений требований ; учет в проектных решениях региональных особенностей территории где размещается площадка намечаемого строительства или действующего предприятия включая: состояние экосистем и уровень их устойчивости к прогнозируемым воздействиям на окружающую среду; состояние здоровья населения; исторические культурные этнические и другие интересы населения региона; перспективы социально-экономического развития региона. 1.6. В результате проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения реализации которых: не представляет угрозы для здоровья персонала предприятия населения и условий его жизнедеятельности при прямом косвенном кумулятивном и других видах воздействия предприятия и производимой им продукции с учетом отдаленных последствий; не приведет к необратимым или кризисным изменениям в окружающей среде в период строительства эксплуатации и ликвидации предприятий. 1.7. Ответственность за организацию и проведение ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий отрасли а также за качество передаваемых разработчику исходных данных несет заказчик документации который обеспечивает подбор компетентных исследовательских проектных организаций и специалистов финансирование необходимых для этого работ включая в частности сбор соответствующей информации проведение инженерно-экологических изысканий и научных исследований. 1.8. Разработчик документации отвечает перед заказчиком за полноту и качество проведения ОВОС и оформления полученных результатов. 1.9. Стоимость разработки материалов ОВОС определяется на основании рассчитанных трудозатрат и предусматривается дополнительно к смете расходов на разработку ТЭО или проекта строительства. 1.10. За искажение и сокрытие информации о возможных отрицательных последствиях должностные лица организаций-заказчиков и разработчиков документации привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. 1.11. Неотъемлемой частью настоящей Инструкции является "Пособие по обеспечению проведения ОВОС при подготовке ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения"*. * В дальнейшем "Пособие" 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 2.1. Требование о проведении ОВОС формулируется заказчиком в задании на разработку ТЭО и проекта. 2.2. Для проведения ОВОС заказчик передает разработчику исходную информацию в соответствии с перечнем приведенным в "Пособии". 2.3. На начальном этапе разработки ТЭО заказчик или по его поручению разработчик документации готовит "Заявление о намерениях" в котором излагает принципиальные решения о будущей хозяйственной деятельности и ожидаемых воздействиях на окружающую среду и организует его предварительное обсуждение с территориальными органами власти и управления и представителями общественности региона. Обсуждение проводится с целью выявления экологически значимых позиций местного населения экологических ограничений и условий ведения хозяйственной деятельности обусловленных социально-экономическими природными историческими и иными особенностями территории. Полученная информация используется при разработке ТЭО и проекта и проведении ОВОС. 2.4. Разработчик ТЭО или проекта систематизирует и анализирует исходную информацию собирает дополнительные данные об экологических последствиях эксплуатации аналогичных предприятий отрасли или других ведомств определяет направления дополнительных проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ необходимых для выполнения ОВОС если такие требуются проводит оценку воздействия и оформляет ее результаты в соответствии с требованиями раздела 4 настоящей Инструкции. 2.5. На основе результатов ОВОС заказчик и разработчик документации подготавливают "Заявление об экологических последствиях" ЗЭП передают его в Совет народных депутатов тех административно-территориальных образований где намечается реализовать хозяйственную деятельность и организуют обсуждение ЗЭП с представителями общественности. Итоги обсуждения оформляются протоколом. Форма ЗЭП приведена в "Пособии". 2.6. По результатам обсуждения при необходимости вносятся коррективы и изменения в ТЭО или проект после чего ТЭО или проект передается в ведомственную а затем на государственную экологическую экспертизу которая является последним этапом ОВОС. 3. СОДЕРЖАНИЕ ОВОС 3.1. Сбор и анализ необходимой информации о: возможных способах осуществления намечаемой деятельности и вариантах технологических процессов и оборудования как правило развитие предприятий отрасли должно планироваться с применением технологий прошедших государственную экологическую экспертизу а также результатов научно-исследовательских проработок проводимых отраслью ; реальных альтернативах принимаемому решению; социально-экономической инфраструктуре территории на которой размещается предприятие; состоянии окружающей среды для всех рассмотренных вариантов размещения предприятия; демографических показателях и заболеваемости населения. 3.2. Определение источников видов и объектов воздействия. 3.2.1. В качестве основных источников воздействия предприятий тяжелого машиностроения рассматриваются: технологические процессы и производства; вспомогательные объекты на территории предприятия включая хранилища химически опасных веществ топлива отходов и др. энергетическое хозяйство; транспорт для перевозки сырья и продукции. 3.2.2. Характерными для предприятий отрасли видами воздействия являются: химическое загрязнение; тепловое воздействие; физическое воздействие шум вибрация электромагнитное излучение ; изъятие природных ресурсов отбор воды изъятие земель уничтожение растительности ; 3.2.3. Объектами воздействия предприятий тяжелого машиностроения могут быть: персонал предприятия; население проживающее в пределах зоны нормируемого воздействия; отдельные элементы природной среды; охраняемые территории и отдельные объекты истерические культурные природные и т.д. 3.3. Прогнозирование возможных изменений в окружающей среде от воздействий предприятий которое проводится по выявленным экологически значимым позициям и включает в себя прогноз изменения качества и состояния окружающей среды условий для воспроизводства растительного и животного мира изменения ландшафта и т.д. 3.4. Оценка возможных последствий для окружающей среды здоровья и условий жизни населения вызываемых прогнозируемыми изменениями. 3.5. Оценка вероятных аварийных ситуаций и их последствий для окружающей среды и здоровья населения. Как наиболее характерные для предприятий машиностроения рассматриваются: технические ошибки персонала; отказы технических систем; пожар; взрывы; аварийные ситуации на соседних предприятиях объектах повышенного аварийного риска; стихийные бедствия. 3.6. Определение мер и мероприятий по снижению предупреждению отрицательных воздействий на окружающую среду и здоровье населения в условиях нормальной эксплуатации и в аварийной ситуации к которым относятся специальные технические средства по очистке газовых выбросов сточных вод организации водооборотных систем переработке и хранению отходов производств и т.д. В случае реконструкции расширения или технического перевооружения предприятия анализируется эффективность ранее выполненных мероприятий по охране атмосферного воздуха поверхностных и подземных вод рекультивации земель и т.п. 3.7. Определение остаточных воздействий на окружающую среду с указанием количественных показателей для нормируемых воздействий и методов контроля. 3.8. Анализ полноты и достаточности мер и мероприятий по предотвращению и снижению отрицательных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намеченных проектных решений. В случае размещения предприятий тяжелого машиностроения с относительно незначительной численностью персонала в населенных пунктах со сложившейся социально-демографической структурой оценка социально-экономических последствий размещения развития объекта может даваться в общем виде имея в виду что такие предприятия не могут оказать заметного влияния на социальную инфраструктуру условия жизни населения его занятость и т.п. 3.9. Эколого-экономическая оценка проектных решений: расчет полных общественных затрат на осуществление предлагаемых вариантов с учетом выявленных социально-экологических последствий; дополнительные "частные" оценки такие как хозрасчетные выгоды объем компенсационных выплат и затрат на ликвидацию или снижение отдельных отрицательных последствий и т.п.; ориентировочные расчеты рентабельности объекта с учетом динамики цен на сырье материалы продукцию изменения источников поставок исходного сырья и комплектации. 3.10. Анализ альтернативных вариантов осуществления хозяйственных решений и формирование новых при необходимости . 3.11. Предложения по организации научных исследований направленных на изучение экологических последствий вновь выявленных неизученных и ненормируемых воздействий. 3.12. На стадии ТЭО ТЭР на строительство новых реконструкцию расширение техническое перевооружение действующих предприятий тяжелого машиностроения ОВОС проводится в объеме предусмотренном разделом 3 настоящей Инструкции. 3.13. На стадии проекта рабочего проекта ОВОС в объеме раздела 3 настоящей Инструкции проводится в тех случаях когда на предыдущей стадии проектирования оценка воздействия не выполнялась. В других случаях ОВОС заключается в детализации и уточнении отдельных показателей уровней воздействия предприятий на окружающую среду и может ограничиваться объемом предусмотренным СНиП 1.02.01-85 или экспертными оценками о чем должна быть сделана соответствующая запись-обоснование. 4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС 4.1. Основные выводы и предложения о вариантах хозяйственной деятельности базирующиеся на материалах ОВОС излагаются в общей пояснительной записке ТЭО или проекта. 4.2. Результаты оценки воздействия на окружающую среду излагаются в отдельной брошюре и в следующей последовательности: указывается наименование организаций участвовавших в проведении и подготовке ее результатов; в краткой форме приводится обоснование принимаемого решения по созданию предприятия производства даются ссылки на документы более ранних стадий на основании которых разрабатывались данные проектные решения; описываются существующее состояние окружающей среды и здоровья населения а также существующая социально-экономическая структура района размещения нового или реконструируемого предприятия производства ; приводятся общие сведения об альтернативах создаваемого реконструируемого и т.д. предприятия включая источники виды и характеристики его воздействия на окружающую среду; перечисляются экологические ограничения выявленные и учтенные при разработке проектных решений; излагаются выявленные экологически значимые позиции различных групп населения общественности профессиональных сообществ и т.д. по поводу проектируемого предприятия производства ; описываются изменения в окружающей среде и прогнозируемые последствия реализации данных проектных решений в районе намечаемого размещения или расположения реконструируемого предприятия производства при их нормальной эксплуатации и в условиях аварийной ситуации; приводится перечень мероприятий по предотвращению или снижению отрицательного воздействия создаваемого или реконструируемого предприятия производства на окружающую среду здоровье людей и социально-демографическую структуру района размещения объекта*. * Описание технических технологических организационных и других мер и мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с результатами ОВОС приводится в разделе ТЭО или проекта строительства предприятия "Охрана окружающей среды". 4.3. К материалам ОВОС прилагаются: документы согласования проектных решений с органами системы Минздрава СССР и органами государственного надзора ответственными за соблюдение требований природоохранительного законодательства Союза ССР; заключение ведомственной экспертизы ТЭО или проекта строительства предприятия; материалы обсуждения ОВОС по ТЭО или проекту строительства с общественностью района размещения или эксплуатации предприятия производства с изложением основных разногласий. 4.4. Изложение результатов ОВОС завершается "Заявлением об экологических последствиях" которое подписывается заказчиком и разработчиком генеральным проектировщиком документации и включает: титульный лист; цель и необходимость реализации данных проектных решений; описание наиболее значимых воздействий на окружающую среду и экологических последствий для условий жизни и здоровья населения в результате реализации выбранного варианта в том числе и в аварийных ситуациях; количественные оценки уровня потенциальной экологической опасности проектируемого предприятия производства мощности ; перечень основных мер и обязательств гарантирующих создание эксплуатацию и ликвидацию данного объекта в соответствии с природоохранными нормами и правилами. СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 1 2. Организация проведения и рассмотрения результатов оценки воздействия на окружающую среду 3 3. Содержание ОВОС 3 4. Оформление результатов проведения ОВОС 4