РД 31.06.06-86

РД 31.06.06-86 Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морских портах

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ И НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА "СОЮЗМОРНИИПРОЕКТ" ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ В МОРСКИХ ПОРТАХ РД 31.06.06–86 1986 г. МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА МИНМОРФЛОТ 103759 Москва Жданова 1/4 от 24.04.86 № ГФ-16/6-799 по № О введении РД 31.06.06-86 Руководителям организаций и предприятий ММФ по списку Главфлотом ММФ утвержден руководящий нормативный документ "Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морских портах" РД 31.06.06-86 взамен РТМ 31.3014-77 . Руководящий нормативный документ устанавливает единую методику расчета выбросов вредных веществ в атмосферу от загрязняющих источников морских портов и обоснование организационно-технических мероприятий направленных на уменьшение количества этих выбросов. Для внедрения РД 31.06.06-86 ПРЕДЛАГАЮ: 1. РД 31.06.06-86 ввести в действие с 1 октября 1986 года. 2. Начальникам морских портов внедрить РД 31.06.06-86 в установленном порядке. 3. Директору Ленморниипроекта обеспечить издание и рассылку документа заинтересованным предприятиям и организациям. 4. Контроль за соблюдением требований РД 31.06.06-86 возложить на отдел Новой техники и технологии Главфлота. Зам. начальника Главфлота В.Г. Куриленко РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта Союзморниипроект Ленинградским филиалом Ленморниипроектом Главный инженер В.А. ФИРСОВ Главный инженер проекта Б.Е. КЕРШТЕЙН Руководитель разработки с.н.с. к.т.н. М.К. МАЦКЕВИЧ Ответственный исполнитель - главный специалист К.И. БУНИН Исполнитель - инженер Н.М. ПОРВАТОВА СОГЛАСОВАН Главной геофизической обсерваторией им. А.И. ВОЕЙКОВА Заместитель директора С.И. ЗАЧЕК МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СОГЛАСОВАНА письмом от 17.03.86 г. № 50-54-88 начальника управления нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета СССР В.П. АНТОНОВЫМ УТВЕРЖДЕНА заместителем начальника Главфлота В.Г. КУРИЛЕНКО 23 апреля 1986 г. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ В МОРСКИХ ПОРТАХ РД 31.06.06-86 Взамен РТМ 31.3014-77 Срок введения в действие установлен с 1 октября 1986 г. Настоящий руководящий документ устанавливает методы расчета валовых годовых и секундных выбросов вредных веществ в атмосферу объектами порта и транспортными судами и подготовки исходных данных для расчета рассеивания выбросов в атмосферу. Руководящий документ распространяется на расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу при разработке норм временно согласованных выбросов ВСВ и предельно допустимых выбросов ПДВ инвентаризации источников выбросов составлении статистической отчетности по охране атмосферного воздуха а также при разработке проектно-сметной документации. Руководящий документ не распространяется на расчеты выбросов при хранении и перегрузке жидких и газообразных химических грузов. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу должны на основе анализа технологических процессов выполняться: методом материального баланса; по результатам измерения параметров выбросов; по техническим характеристикам вентиляционных систем приводимых в их паспортах. 1.2. Метод материального баланса для расчета выбросов следует применять при отсутствии паспортов вентиляционных систем и возможности провести измерения параметров выбросов. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ 2.1. Источники выбросов классифицированы применительно к задачам нормирования выбросов и расчета рассеивания веществ в атмосферу на ЭВМ по программе "Эфир". 2.2. По характеру выбросов источники подразделяются на организованные и неорганизованные. К первым относятся источники в которых выброс поступает в атмосферу через специальные газоходы трубы и воздуховоды что позволяет применить газоочистные и пылеулавливающие установки. Через неорганизованные источники выбросы поступает в атмосферу в виде ненаправленных потоков газо- или пылевоздушной смеси. 2.3. По степени подвижности источники делятся на стационарные и передвижные транспортные ; по геометрическим характеристикам на точечные линейные плоскостные. 2.4. По составу выбросы делятся на основные пыль сернистый газ окись углерода окислы азота и прочие. Таблица 2.1 Источники выбросов веществ в атмосферу Наименование источников признаки источников организованный неорганизованный стационарный передвижной транспортный Технологические перегрузочные комплексы + + Суда транспортного флота + + + Суда портового флота + + Внутрипортовая малая механизация подъемно-транспортные машины с ДВС + + Автомобильный транспорт + + Резервуары для хранения нефтепродуктов + + Грузовые танки танкеров и плавбункеровщиков топливные танки сухогрузных судов + + Автозаправочные + + Гаражи для автомобилей и средств малой механизации + + Мастерские сварочные посты холодная обработка металлов покраска и т.д. + + Пождепо + + Сварка и газорезка металлов вне зданий + + Деревообрабатывающие цеха участки + + Асфальтосмесители + + Котельные + + 2.5. Перечень источников выбросов характерных для морских торговых портов приведен в табл. 2.1. 2.6. Все неорганизованные и передвижные источники для расчета рассеивания их выбросов на ЭВМ должны быть представлены как организованные стационарные точечные линейные плоскостные в соответствии с указаниями приведенными в разделе 3. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ 3.1. Исходными данными для расчета выбросов вредных веществ и их рассеивания в атмосферу являются: годовые и секундные количества топлива и материалов потребляемые источниками выбросов; объем газовоздушной смеси и ее температура; геометрические характеристики источников выбросов диаметр устья и высота для точечного источника длина и ширина для плоскостного длина для линейного ; координаты определяемые по генплану предприятия или по карте-схеме точечного источника центра плоскостного конца линейного . 3.2. Исходные данные устанавливаются для всех источников как организованных так и неорганизованных независимо от того оснащены они очистными установками или нет. 3.3. Транспортный флот. 3.3.1. Годовой расход топлива судами транспортного флота Втф вычисляется по формуле т/год 3.1 где bi - нормативный расход топлива на стоянке судами данного типа т/сутки определяемый по "Унифицированным техническим нормативам по расходу топлива и масел для транспортных судов ММФ" РД 31.27.21-82; Тi - валовое время стоянки судов данного типа судосутки/год; Ki - коэффициент учитывающий электроснабжение судов данного типа от береговой электросети. где n?i - количество транспортных судов данного типа не подключенных к береговой электросети; ni - общее количество транспортных судов данного типа находящихся в порту. Типы судов число судозаходов и валовое время стоянки по типам судов принимаются по материалам диспетчерской службы портов; определение типа конкретного судна осуществляется по "Классификации сухогрузных судов" приложение к приказу ММФ № 180 от 09.08.83 г. или "Списку наливных судоходных судов ММФ" приложение к приказу ММФ № 151 от 14.08.79 г. . 3.3.2. Валовые секундные расходы топлива отдельным транспортным судном стоящим у причала или на внутреннем рейде определяются по суточным часовым нормативам из расчета равномерного использования топлива в течение суток часа . 3.3.3. Выброс в атмосферу газовоздушной смеси влажных продуктов сгорания содержащих сухие газы и водные пары образующиеся в результате сгорания водорода и испарения влаги топлива определяется по формуле "Расчет котельных агрегатов. Нормативный метод" М. 1973 . м3/с 3.2 где b - нормативный расход топлива кг/с; Vp - суммарный объем влажных продуктов сгорания; для жидкого топлива используемого на транспортных судах принимается равным 11 м3/кг топлива; a - коэффициент избытка воздуха равный 1 4-1 7 в зависимости от марки двигателя; Тг - температура газовоздушной смеси на выходе из трубы при отсутствии данных принимается равной 180 °С. 3.3.4. Геометрические характеристика судна как стационарного точечного источника выбросов устанавливаются по справочникам морских транспортных судов Минморфлота и дополнениям к ним или по материалам механико-судовой службы пароходства. Транспортные суда стоящие на внутреннем рейде в зависимости от их количества и расстановки принимаются как отдельные точечные источники или совместно как один плоскостной. 3.3.5. Координаты транспортных судов определяются по расчетной расстановке судов. 3.3.6. Исходные данные перечисленные в п. 3.1 для иностранных судов принимаются по советским судам имеющим одинаковый дедвейт с иностранными. 3.4. Портовой флот. 3.4.1. Годовое количество топлива потребленное судами портового флота устанавливается по документам материальной отчетности. 3.4.2. Расчетный максимальный секундный расход отдельных видов топлива судами портового флота bпф определяется по формуле г/с 3.3 где к - коэффициент неравномерности работы порта; Впф - расход топлива судами портового флота т/год; Тф - фактическое время работы портового флота сутки. Коэффициент неравномерности "к" равен отношению максимального месячного судооборота по прибытию к среднемесячному судообороту за год. 3.4.3. Суда портофлота работают на всей акватории порта поэтому при разработке задания на расчет рассеивания вредных веществ в атмосфере на ЭВМ их следует представлять в виде одного или нескольких плоскостных источников. В этом случае отпадает необходимость в определении объема и температуры газовоздушной смеси и скорости выхода ее из труб. Ширина и длина расчетного прямоугольника зависят от площади акватории в границах порта на которой перемещаются суда портофлота. Координаты центра источника прямоугольника определяются по карте-схеме порта высота принимается равной средней отметке верха труб судов при их осадке по ватерлинию. 3.5. Внутрипортовая механизация подъемно-транспортные машины с двигателями внутреннего сгорания . 3.5.1. Годовой расход топлива подъемно-транспортными машинами определяется по документам материальной отчетности. 3.5.2. Внутрипортовая механизация принимается в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как плоскостной источник. Площадь источника в зависимости от категорийности порта и взаимного расположения грузовых районов участков может охватывать территорию всего порта района участка или отдельного технологического перегрузочного комплекса. Количество машин одновременно работающих в границах площади источника определяется по рабочим технологическим картам составленным на период наиболее напряженной работы порта. Секундный расход топлива источником определяется по формуле г/с 3.4 где bi - норма расхода топлива машиной i-го типа г/с; принимается по утвержденным в порту "Нормам расхода топлива для подъемно-транспортных и дорожно-строительных машин"; ni - количество машин i-ого типа одновременно работающих в границах площадки источника. 3.5.3. Валовый секундный выброс внутрипортовой механизации представленной в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как один плоскостной источник занимающий территорию порта или грузового района допускается определять по формуле г/с 3.5 где Ввм - расход топлива машинами т/год; к Тф - то же что и в формуле 3.3. . 3.5.4. При наличии на балансе порта тепловозов валовой годовой расход дизельного топлива принимается по документам материальной отчетности а валовой секундный bт - по формуле г/с 3.6 где к - коэффициент неравномерности работы порта; Вт - годовой расход топлива тепловозами т/год; Тм - общее время маневровой работы тепловозов час/год; Тепловозы при составлении задания на расчет рассеивания на ЭВМ рассматривать как плоскостной источник занимающий территорию порта на которой расположены железнодорожные пути. 3.6. Автомобильный транспорт. 3.6.1. Параметры автотранспорта как источника выбросов а также количество топлива расходуемого автомобилями работающими в составе ПТМ технологических перегрузочных комплексов и на территории порта определяются в соответствии с п. 3.5. 3.6.2. Количество топлива израсходованного автомобилями занятыми на перевозках вне территории порта рассчитывается по методическим указаниям "Расчеты выбросов вредных веществ автомобильным транспортом" разработанным Институтом комплексных транспортных проблем ИКТ и Управлением нормирования Госкомгидромета. 3.7. Перегрузка и хранение нефтепродуктов. 3.7.1. Источниками выбросов веществ углеводородов в атмосферу при перегрузке и хранении нефтепродуктов в морских портах могут быть: резервуары для хранения нефтепродуктов; грузовые танки танкеров плавбункеровщиков и топливные танки сухогрузных судов; заправочные станции. 3.7.2. Количество выбросов углеводородов зависит от сорта нефтепродуктов срока и способов их хранения температуры оборудования производительности перекачивающих насосов и сливных трубопроводов. Эти данные наряду со сведениями об объемах перекачиваемых и хранимых нефтепродуктов являются исходными данными для расчета годовых и секундных выбросов в атмосферу и должны быть получены при инвентаризации источников выбросов. 3.7.3. Годовое количество нефтепродуктов поступающих в резервуары нефтебаз находящихся на балансе морских портов и перегружаемых на танкера плавбункеровщики транспортные суда и т.д. определяются по квартальным отчетам по форме № 4-СМ. Годовое количество топлива получаемое и выдаваемое заправочными станциями в грузовых районах портов определяется по документам материально-технической отчетности. 3.7.4. Резервуары с нефтепродуктами рассматриваются как высотные плоскостные источники. В качестве локального источника выброса принимается дыхательный патрубок резервуара. В один источник объединяются близкорасположенные резервуары обычно из общего обвалования имеющие одинаковую высоту. При наливе нефтепродуктов в танкеры и плавбункеровщики все грузовые танки судна объединяются в один плоскостной источник площадь которого равна проекции суммарной площади танков на горизонтальную плоскость. При бункеровке сухогрузных судов дыхательный клапан топливного танка принимается за точечный источник. Сливные эстакады и заправочные станции рекомендуется рассматривать как плоскостные источники; размеры площади занимаемой источником определяются по генплану. 3.8. Вентиляционные выбросы. 3.8.1. Рассматриваются как организованные точечные источники. Геометрические характеристики источников объем выделяемой газовоздушной смеси и ее температура определяются по паспортам вентиляционных систем и газоочистных установок. Годовые и секундные расходы материалов определяются в соответствии с указаниями пункта 3.11.2. 3.9. Дымовые трубы котельных. 3.9.1. Принимаются как точечные источники. Исходные данные для расчета выбросов и их рассеивания в атмосфере устанавливаются по паспортам котельных агрегатов. Годовые расходы топлива определяются по отчетным документам секундные - по часовой потребности котлоагрегатов в топливе при их максимальной нагрузке. Для котельных работающих по отопительному графику расчетный секундный расход топлива определяется для двух вариантов работы: при средней максимальной температуре наиболее жаркого месяца; при средней температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 92 %. 3.10. Определение исходных данных при проектировании. 3.10.1. Для проектируемых объектов все исходные данные необходимые при расчетах выбросов веществ и их рассеивания в атмосфере определяются в процессе разработки соответствующих частей проекта архитектурно-строительной технологической санитарно-технической и др. . 3.11. Мелкие неорганизованные источники. 3.11.1. К этим источникам относятся сварочные посты расположенные вне зданий площадки для резки металла участки распиловки древесины и т.д. 3.11.2. Годовое количество использованных источниками выбросов материалов выбирается из документов материальной отчетности. Секундные расходы материалов определяются по технологическим операциям в которых используются эти материалы. 3.11.3. Для расчета загрязнения атмосферы мелкие неорганизованные источники представляются как площадные низкие источники геометрические характеристики которых принимаются на основе анализа работы источника по карте-схеме или генеральному плану порта. 4. РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ВЫБРОСОВ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОПЛИВА И МАТЕРИАЛОВ 4.1. Количество вредных веществ выбрасываемых в атмосферу источниками в порту рассчитывается по материальному балансу технологических процессов или количеству используемого топлива и в общем случае равно произведению массы израсходованного в технологическом процессе материала или использованного топлива на удельный выброс. 4.2. Удельные выбросы при сжигании топлива в судовых энергетических установках и двигателях внутреннего сгорания машин автопогрузчиков контейнеровозов ролл-трейлеров и т.п. принимаются по табл. 4.1. Таблица 4.1. Удельные выбросы судами и машинами кг на тонну топлива Вредные вещества Топливо дизельное бензин мазут Сернистый ангидрид 3 9 0 83 40 8 Окись углерода 25 6 375 5 3 Окислы азота 68 06 83 33 10 7 Углеводороды 18 05 229 2 - Сажа 6 11 1 25 - Зола - - 0 5 Примечание: Для судов портового флота оборудованных паросиловыми установками работающими на угле удельные выбросы определяются в соответствии с указаниями п. 4.6.1. 4.3. Количество вредных веществ выделяемых в атмосферу при работе автотранспорта определяется в соответствии с "Методическими указаниями по расчету выброса вредных веществ автомобильным транспортом" утвержденными Госкомгидрометом СССР 6 октября 1983 года М. Гидрометеоиздат. 1985 . 4.4. Выбросы углеводородов при перегрузке и хранении нефтепродуктов. 4.4.1. Рассчитываются в соответствии с "Временной методикой по определению выбросов в атмосферу на предприятиях Госкомнефтепродукта СССР" утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 19.10.82 г. 4.4.2. При эксплуатации резервуаров количество углеводородов выбрасываемых в атмосферу за год из одиночного резервуара или группы резервуаров при хранении бензинов определяется суммированием квартальных потерь нефтепродуктов рассчитываемых исходя из "Норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме отпуске и хранении" по формуле т 4.1 где n1 - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении до 1 месяца для соответствующих зоны и периода года кг/т; n2 - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении свыше 1 месяца для соответствующих зоны и периода года кг/т.мес.; t - продолжительность хранения за вычетом 1 месяца мес.; если продолжительность хранения менее 1 месяца то норма n2 не учитывается n2 = 0 ; Gn - количество нефтепродуктов поступивших в резервуар или группу резервуаров в течение квартала т. Валовый секундный выброс углеводородов при наливе в резервуары "большом дыхании" следует определять по формуле г/с 4.2 где Gс.н. - производительность налива м3/час; qуд. = 560 г/м3 - удельный выброс бензина при наливе в резервуар. При сливе бензинов из резервуаров малые дыхания удельный выброс для летнего периода следует принимать равным - 100 г/м3. Годовые выбросы углеводородов при хранении темных нефтепродуктов принимаются равными потерям нефтепродуктов при хранении и определяется по формуле т 4.3 где vгод - объем нефтепродукта поступившего в резервуар за год м3; qt - удельные выбросы при наливе 1 м3 продукта при его среднегодовой температуре т/м3 таблица 4.2 . Таблица 4.2. Удельные выбросы углеводородов при наливе нефтепродуктов в резервуары Нефтепродукты Удельные выбросы 10-6 т/м3 при температуре 25 °С 50 °С 75 °С Керосин 30 70 110 Дизтопливо 20 47 74 Мазут 16 38 60 Масла 4 8 14 Валовой секундный выброс при наливе нефтепродуктов в резервуар принимается равным г/с 4.4. где Qт.н. - производительность налива м3/час; qt - удельный выброс при наливе в резервуар г/м3. 4.4.3. Количество выбросов углеводородов при наливе в грузовые танки танкеров светлых нефтепродуктов определяется в соответствии с "Нормами естественной убыли нефти и нефтепродуктов при отпуске в железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда из резервуаров наливных станций магистральных трубопроводов" по формуле т/год 4.5 где n1 и n2 G1 и G2 - соответственно нормы естественной убыли и количество отгруженного продукта в осенне-зимний и весенне-летний периоды кг на тонну нефтепродуктов. Валовой секундный выброс углеводородов при наливе светлых нефтепродуктов в танкеры определяется по формуле 4.2. Расчет выбросов в атмосферу при наливе темных нефтепродуктов производится по формуле 4.3. и 4.4. 4.4.4. Для заправочных станций в грузовых районах порта годовое количество выбросов углеводородов при операциях с бензином определяется при значении удельного выброса равного 1 кг/м3 выдаваемого бензина. Валовой секундный выброс определяется по производительности топливораздаточных устройств и значению удельного выброса 0 5 кг/м3 выдаваемого бензина. Валовое годовое количество выбросов углеводородов при операциях с дизельным топливом принимается разным произведению объема выдаваемого дизтоплива на удвоенную величину удельного выброса принимаемого по табл. 4.2. Валовой секундный выброс определяется по производительности топливораздаточных устройств и удельному выбросу принимаемому по табл. 4.2. 4.5. Выбросы от мелких неорганизованных источников и вентиляционные выбросы. 4.5.1. Рассчитываются по материальному балансу технологических процессов. Их количество равно произведению использованных материалов на удельные выбросы вредных веществ в атмосферу. 4.5.2. Значения выбросов вредных веществ при сварке и резке металлов приведены в табл. 4.3. и 4.4. Таблица 4.3. Удельные выбросы вредных веществ при электросварочных работах Процесс сварки Сварочный материал Количество вредных веществ г на кг расходуемых сварочных материалов Пыль Аэрозоли в составе пыли Газ HP Мn CrO3 Cr2O3 1 2 3 4 5 6 7 Ручная с применением электродов с покрытием руднокислого типа УОНИ 13/45 14 0 5 - - 1 0 УОНИ 13/55 18 1 1 - - 2 3 АНО-3 6 0 9 - - - АНО-6 16 2 0 - - - АНО-7 12 1 5 - - - АЭС-3 15 0 4 - - - АЗС-4 9 1 1 - - - МР-3 10 1 3 - - 0 4 ЦЛ-17 10 0 6 0 17 - - ЭА-606/11 12 0 7 0 39 0 3 - ЭА-400/10У 6 0 4 0 25 - 0 5 ОЗЛ-14 8 1 4 0 46 - 0 9 ЭА-395/9 27 1 1 0 13 - - ЭА-981/15 10 0 7 0 72 - - ЭА-48М/22 10 1 0 0 73 0 7 - Сварка порошковой проволокой ЭПС-15/2 8 0 9 - - 0 8 ПП-ДСК-1 12 0 8 - - - ПП-АН-3 14 1 4 - - 2 7 Полуавтоматическая сварка плавящимся электродом в среде углекислого газа СВ08Г2С 8 0 4 - - - СВ08Г6Х16Н25М6 15 1 8 0 5 - - СВ10Х20Н7СТ 8 0 7 0 02 0 4 - СВ08ХГН2МТ 7 0 2 - 0 1 6 0 07ХНЗМД 4 0 2 - 0 1 1 2 Сварка под слоем флюса АН-348-А - - - - 0 1 ОСЦ-45 - - - - 0 2 48-ОФ-6 - - - - 0 1 ФЦ-7 - - - - 0 1 Таблица 4.4. Удельные выбросы вредных веществ при ручной кислородной резке Толщина разрезаемой стали Расход ацетилена м3/ч Расход ацетилена кг/ч Удельный выброс г на кг ацетилена пыль СО NO2 3-8 0 4 0 47 223 83 57 8-15 0 5 0 59 356 97 59 15-30 0 65 0 76 552 99 61 Примечание: плотность ацетилена при температуре 0 °С и давлении 0 101 МПа равна 1 173 кг/м3. 4.5.3. В деревообрабатывающих цехах и участках валовые годовые и секундные выбросы древесной пыли определяются по годовому времени работы вентиляционной системы станков и паспортным данным пылеулавливающей установки циклона . При отсутствии паспортных данных удельный выброс древесной пыли на один станок принимать равным 0 05 кг/час. 4.5.4. Валовые годовые и секундные выбросы при работе заточных и точильно-шлифовальных станков определяется по паспортным данным. При отсутствии этих данных удельный выброс пыли на один станок следует принимать равным 0 09 кг/час. 4.5.5. При окрасочных работах удельные выбросы вредных веществ в кг на тонну краски принимаются по данным приведенным в таблице 4.5. Таблица 4.5. Удельные выбросы в процессе покраски Метод распыления краски Удельные выбросы кг на тонну краски красочный аэрозоль пары растворителя Пневматический 300 400 Безвоздушный 25 225 Гидроэлектростатистический 10 250 Пневмоэлектростатический 33 200 Электростатический 1 500 Горячее распыление 240 220 Электроосаждение - 10 Окунание - 350 Струйный облив - 250 При ручной окраске валовой годовой выброс вредных веществ паров растворителя определяется по формуле Мгод = В ? m т/год 4.6 где В - расход краски т/год; m - содержание растворителя в краске т/т. Валовый секундный выброс составляет М = 0 278 ? n ? qкр ? m г/с 4.7 где n - среднечасовая норма покраски; при отсутствии данных принимаем равной 15 м2/час; qкр - удельный расход краски - 0 1 кг/м2. Таблица 4.6. Расчетные параметры выбросов асфальтосмесителями Тип асфальтосмесителя Производительность асфальтосмесителя т/ч Газоочистное оборудование Средний коэффициент очистки Характеристики источника выброса Параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов Концентрации пыли поступающей на очистку г/м3 Ступень Тип высота м диаметр устья м скорость м/сек. объем м/сек. температура °С 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Г-1 20 Отсутствует - 14 0 6 0 9 2 8 150 20 Д-597 25 I Циклоны НИИОГаза ЦН-15 ? 500 мм - 4 шт. 75 18 0 5 14 2 2 8 120 27 II Отсутствует - - - - - - - Д-597 25 I Циклоны НИИОГаза ЦН-15 ? 500 мм - 4 шт. - - - - - - 32 II Барботажный пылеуловитель "Светлана" 82 18 0 5 16 8 3 3 80 - Д-597А 30 Д-508-2А 25 I Циклоны СДК-ЦН-33 ? 800 мм - 4 шт. - - - - - - 30 Циклон-промыватель СИОТ 75 18 0 5 22 4 4 75 - Д-225 12 5 I Циклоны НИИОГаза ЦН-15 ? 450 мм - 2 шт. 75 18 0 5 7 1 1 4 120 30 4.5.6. Количество выбросов при приготовлении асфальта зависит от типа асфальтосмесителей и приведено в табл. 4.6. Количество пыли поступающей в атмосферу при приготовлении асфальта определяется по формуле т/год 4.8 где Т - время работы технологического оборудования ч/год; q - выброс пыли г/с принимается по табл. 4.7 графе 3 Таблица 4.7. Концентрация и выбросы пыли Тип асфальтосмесителя Концентрация пыли в газах прошедших очистку С2 г/м3 Выброс пыли г/с 1 2 3 Г-1 20 0 56 0 Д-597 6 7 18 7 Д-597 5 8 19 1 Д-597А 7 5 33 0 Д-508-2А 7 5 33 0 Примечание. Числа в строчках графы 3 показывают концентрацию пыли в газах прошедших очистку в пылеулавливающих установках указанных в соответствующих строках табл. 4.6. Количество выбросов вредных веществ от сжигания мазута при приготовлении асфальта определяется так же как и для котлов малой производительности см. пункт 4.6.1. . 4.6. Котельные и нагревательные печи горны . 4.6.1. Выбросы от котлоагрегатов производительностью более 30 т/час рассчитываются по указаниям "Методики определения валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от котлов тепловых электростанций". МТ 34-70-010-83. М. СПО Союзтехэнерго 1984. Для котлоагрегатов производительностью до 30 т/ч и горнов расчеты выбросов в атмосферу выполнять в соответствии с "Методическими указаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/ч" утвержденными Госкомгидрометом СССР 5 августа 1984 года М. Гидрометеоиздат 1985 . 4.7. Количество водорода л выделяющегося из щелочных или кислотных аккумуляторов во время заряда определяется по формуле л 4.9 где I - наибольший зарядный ток А; t - время заряда. Выделение водорода определенное по этой формуле приведено в табл. 4.8. Таблица 4.8. Выделение водорода при зарядке аккумуляторов Тип аккумулятора Выделение водорода л за время полного заряда среднее в час ТЖН-250 87 5 12 5 ТЖН-300 105 0 15 0 ТЖН-350 126 0 18 0 ТЖН-400 147 0 21 0 ТЖН-450 175 0 25 0 ТЖН-500 175 0 25 0 ТЖН-550 196 0 28 0 ТЖН-950 304 0 38 0 ТКН-250 75 0 12 5 ТКН-300 90 0 15 0 ТКН-350 108 0 18 0 ТКН-400 126 0 21 0 ТКН-450 150 0 25 0 ТКН-500 150 0 25 0 ТКН-550 168 0 28 0 ТКН-900 304 0 38 0 Примечание: 1. Вес одного л водорода равен 0 08987 г. 2. Количество выделяемого водорода взято из "Указаний по проектированию зарядных станций тяговых и стартерных аккумуляторных батарей" института Тяжпромэлектропроект 1974 г. 4.8. Валовые выбросы при работе тепловозов рассчитываются по показателям приведенным в табл. 4.9 "Методические указания по определению вредных выбросов от тепловозов железнодорожного транспорта" М. МПС СССР 1984 . 5. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПЫЛИ В АТМОСФЕРУ ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ 5.1. Методика определения выбросов пыли в атмосферу установлена РД 31.06.06-86 согласованной с Государственной инспекцией по охране атмосферного воздуха при Госкомгидромете СССР 4 октября 1985 года. 6. УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ЗАДАНИЯ НА РАСЧЕТ РАССЕИВАНИЯ ВЫБРОСОВ ВЕЩЕСТВ НА ЭВМ 6.1. Показатели характеризующие все имеющиеся источники выбросов и определенные в соответствии с требованиями разделов 3 и 4 вносятся в таблицу "Параметры выбросов веществ в атмосферу для расчетов ПДВ" составленную по форме приложения 3 ГОСТ 17.2.3.02-78. При наличии на источниках выбросов пылеулавливающих и газоочистных установок количество улавливаемых загрязняющих веществ устанавливается по паспортам установок. При отсутствии этих данных эффективность очистных установок рекомендуется принимать по табл. 6.1 составленной на основании табл. 4 приведенной в "Руководстве по расчету количества и удельных показателей выбросов вредных веществ в атмосферу" ВПТИтрансстрой М. 1982. Таблица 4.9. Усредненные величины удельных выбросов вредных веществ и показатели объемов сухих отработанных газов Серия тепловоза Тип дизеля Nсном кВт Удельные выбросы вредных веществ Расход топлива на холостом ходу Объем сухих отработанных газов м3/ч на режиме К.Х. в г/кг топлива при Nсном в г/кВт ч при работе дизеля на холостом ходу при номинальной мощности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 2Т3116 1 секция 1А-5Д49 16ЧН26/26 2250 50 120 3 10 25 0 2 18 2800 14800 2Т310Л К 1 секция 10Д100 10ДН20 7/2?25 4 2200 50 120 1 10 25 0 2 33 3900 19600 ТЭ3 1 секция 2Д100 10ДН20 7/2?25 4 1470 50 120 1 10 21 0 2 27 3200 12700 ТЭП 60 11Д45 16ЧН 23/30 2200 50 120 3 10 21 0 2 24 3500 19900 ТЭП 70 2А-5Д49 16ЧН 26/26 2740 50 120 3 10 25 0 2 18 2800 18500 ТЭМ 1 25Д50 М 6ЧН 31 8/33 735 50 120 1 10 29 0 15 13 2500 6500 ТЭМ 2 ПД1 М 6ЧН 31 8/33 880 50 120 1 10 29 0 15 14 2500 6500 ТГМ 4 211Д-1 6ЧН 21/21 550 50 120 1 10 29 0 15 10 1500 2500 ТГМ6 Л 3А-6Д49 8ЧН 26/26 880 50 120 1 10 29 0 15 12 2500 6000 ЧМ33 КБ 310 ДК 6ЧН 31/36 995 50 120 1 10 29 0 2 14 3000 6500 М 62 14Д40 12ДН 23/30 1470 50 120 1 10 25 0 2 22 2600 13000 Примечание: - удельные выбросы окиси углерода окислов азота сажи. Таблица 6.1. Ориентировочная эффективность аппаратов газоочистки и пылеулавливания Аппарат установка Эффективность % Твердые или жидкие части Газообразные примеси 1 2 3 Отходящие газы котельных Золоуловители осадительного типа 30 - Золотоуловители жалюзийного типа 50 - Групповые циклоны ЦН-15 70-85 - Мокропутковые золоуловители ВТИ 90-92 - Центробежные скрубберы ЦС-ВТИ 90 - Электрофильтры 85-95 - Аспирационный воздух Рукавные фильтры 98-99 - Циклоны ЦН-15 80-85 - Циклоны СДКЦН-33 и 34 90-91 - Батарейные циклоны БЦ 90-93 - Циклоны СИОТ 60-70 - Циклоны с обратным конусом 70-60 - Циклоны ЛИОТ 70-80 - Пылевые камеры 45-50 - Инерционный пылеуловитель 65-85 - Пенные аппараты 75-95 - Циклоны с водяной пленкой 85-90 - Мокрые аппараты ударно-инерционного действия 90-95 - Циклон Гипродрева 70-90 - Гидрофильтры форсуночные 87-94 - каскадные 86-92 40-30 барботажно-вихревые 90-92 40-50 В таблице параметров указываются максимальные секундные выбросы веществ. 6.2. Задание на расчет составляется по данным таблицы форма приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78 . В расчет должны приниматься источники выбросов исходя из реальных условий эксплуатации объектов порта в период его наиболее напряженной работы по грузообороту . 6.3. При подготовке исходных данных для расчета следует рассматривать целесообразность объединения источников и сокращения их числа. Эти операции выполняются в соответствии с "Временными рекомендациями по объединению источников при подготовке числового материала для расчетов загрязнения атмосферы на ЭВМ" разработанными в Главной геофизической обсерватории им. А.А. Воейкова Л. 1983 г. . СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 2 2. Классификация источников выбросов 2 3. Определение исходных данных 3 4. Расчет количества выбросов от потребителей топлива и материалов 6 5. Методика определения выбросов пыли в атмосферу при перегрузке сыпучих грузов 11 6. Указания по составлению исходных данных для задания на расчет рассеивания выбросов веществ на ЭВМ 11