Правила техники безопасности при эксплуатации автомобилей на сжатом природном газе

Министерство автомобильного транспорта УССР ПРИКАЗ 06.12.84 г.Киев №232 О введении в действие Правил техники безопасности при эксплуатации автомобилей на сжатом природном газе В целях дальнейшего предупреждения производственного травматизма и совершенствования работы по обеспечению безопасности труда приказываю: 1. Ввести в действие начиная с 01.01.85 Правила техники безопасности при эксплуатации автомобилей на сжатом природном газе утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР и согласованные с Центральным комитетом профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 28.03.84. 2. Начальникам управлений и производственных объединений автомобильного транспорта в соответствии с пп.2.4 и 2.5 Правил техники безопасности при эксплуатации автомобилей на сжатом природном газе организовать и постоянно осуществлять подготовку кадров осуществляющих эксплуатацию обслуживание и ремонт автомобилей работающих на сжатом природном газе при областных автоучкомбинатах автошколах и других специализированных учебных подразделениях с учетом требований Государственного горного технического надзора СССР и Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию. Министр СОГЛАСОВАНО Председатель Украинского республиканского комитета профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог УТВЕРЖДЕНО Заместитель Министра автомобильного транспорта РСФСР 28 марта 1984 г. Министерство автомобильного транспорта РСФСР Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта НИИАТ СОГЛАСОВАНО Секретарь ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 28 марта 1984 г Правила техники безопасности при эксплуатации автомобилей на сжатом природном газе 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие Правила регулируют порядок хранения технического обслуживания и ремонта автомобилей работающих на сжатом природном газе и обязательны для предприятий и организаций Минавтотранса РСФСР именуемых в дальнейшем “предприятиями” . 1.2. При выполнении работ с газом не являющихся специфичными для предприятий эксплуатирующих автомобили на сжатом природном газе необходимо руководствоваться соответствующими межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда и технике безопасности а также требованиями указаниями и распоряжениями органов осуществляющих государственный надзор и технической инспекции труда. 1.3. Обязанности права и ответственность административно-технического персонала предприятий эксплуатирующих автомобили на сжатом природном газе устанавливаются Правилами по охране труда на автомобильном транспорте. Права и обязанности лица ответственного за газовое хозяйство предприятия определены в Типовом положении о газовой службе и лицах ответственных за газовое хозяйство предприятий. 1.4. Должностные лица нарушающие настоящие Правила несут ответственность независимо от того привело ли это нарушение к аварии или несчастному случаю и могут быть привлечены к дисциплинарной а также иной ответственности предусмотренной действующим законодательством в зависимости от характера нарушения и тяжести его последствий. 1.5. Рабочие несут ответственность за нарушение настоящих Правил в порядке установленном правилами внутреннего трудового распорядка на предприятии. 1.6. Каждый работающий обнаруживший нарушение положений настоящих Правил обязан сообщить об этом своему непосредственному руководителю а в случае его отсутствия - вышестоящему руководителю. 1.7. О всех авариях и несчастных случаях связанных с использованием сжатого природного газа администрация предприятия обязана немедленно сообщать местному органу Госгортехнадзора СССР. Расследование аварий и несчастных случаев должно проводиться в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 2.1. Работа по охране труда на предприятии эксплуатирующем автомобили на сжатом природном газе должна строиться в соответствии с требованиями Правил по охране труда на автомобильном транспорте и настоящих Правил. 2.2. Руководящие и инженерно-технические работники занимающиеся эксплуатацией автомобилей агрегатов деталей и приборов с использованием сжатого природного газа а также преподаватели занятые подготовкой кадров должны пройти обучение знанию настоящих Правил Правил безопасности в газовом хозяйстве Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением. Обучение организуется администрацией предприятия на курсах семинарах проводимых один раз в два года с последующей проверкой знаний и выдачей удостоверения по установленной форме. 2.3. Первичная проверка знаний настоящих Правил лиц ответственных за газовое хозяйство предприятия инженерно-технических работников ответственных за производство газоопасных работ преподавателей курсов и учебных комбинатов должна проводиться комиссиями с участием инспектора местного органа Госгортехнадзора СССР. О дне и месте проведения первичной и повторной один раз в три года проверок местные органы Госгортехнадзора СССР должны извещаться администрацией предприятия не менее чем за пять дней. Участие инспекторов местных органов Госгортехнадзора СССР в повторной проверке знаний необязательно. 2.4. К работе по эксплуатации техническому обслуживанию и ремонту автомобилей агрегатов деталей и приборов работающих на сжатом природном газе допускаются лица не моложе 18 лет обученные безопасным методам работы сдавшие экзамены и получившие соответствующие удостоверения. Экзамены сдаются комиссии назначенной приказом по предприятию. Для проведения учебных занятий организуемых в рабочее время приглашаются наиболее квалифицированные специалисты технические инспекторы труда представители органов осуществляющих государственный надзор. Помимо этого каждый рабочий при поступлении на работу должен получить вводный инструктаж а перед допуском к работе - инструктаж по технике безопасности на рабочем месте который должен повторяться не реже одного раза в три месяца. Повторная проверка знаний рабочими безопасных методов работы должна проводиться не реже одного раза в год. 2.5. Первичная проверка знаний рабочих должна проводиться комиссиями с участием инспектора местного органа Госгортехнадзора СССР и представителя профсоюзного комитета. О дне и месте проведения первичной и повторной проверок местные органы Госгортехнадзора СССР должны извещаться администрацией предприятия не менее чем за пять дней. Участие инспекторов местных органов Госгортехнадзора СССР в повторной проверке знаний необязательно. 2.6. Инженерно-технические работники и рабочие не сдавшие экзамены не допускаются к выполнению работ по эксплуатации предприятий автомобилей агрегатов и приборов работающих на сжатом природном газе а также к преподавательской работе по подготовке кадров. 2.7. На основании настоящих Правил администрация предприятия должна разработать инструкции по охране труда для каждой отдельной профессии вида работы с учетом специфики производства оборудования. Инструкции утверждаются руководством предприятия совместно с профсоюзным комитетом. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРРИТОРИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ 3.1. Территория предприятия производственные вспомогательные санитарно-бытовые помещения и открытые площадки для хранения автомобилей работающих на сжатом природном газе должны соответствовать требованиям действующих норм и правил в строительстве и на транспорте. 3.2. Помещения для хранения автомобилей работающих на сжатом природном газе должны иметь естественное проветривание и приточно-вытяжную вентиляцию. 3.3. Помещения для хранения а также посты технического обслуживания и ремонта автомобилей работающих на сжатом природном газе не допускается размещать в подземных этажах ярусах а также в пристройках к зданиям других предприятий. 3.4. Этажность здания в котором размещаются автомобили работающие на сжатом природном газе должна быть не более шести. 3.5. Размещение автомобилей работающих на сжатом природном газе в многоэтажных гаражах должно предусматриваться в верхних этажах выше автомобилей работающих на жидком топливе или сжиженном газе . 3.6. В многоэтажных гаражах где этажи не изолированы друг от друга должна предусматриваться защита проемов дренчерными завесами с автоматическим или дублирующим ручным включением. 3.7. Участки ремонта деталей и приборов газовой системы за исключением баллонов с газом снятых с автомобиля допускается размещать в помещении для ремонта приборов питания автомобилей работающих на жидком топливе или сжиженном газе. 3.8. Помещения объемом менее 31 тыс. м3 для хранения посты технического обслуживания и ремонта автомобилей работающих на сжатом природном газе должны быть оборудованы постоянно действующими автоматическими газоанализаторами управляющими системами сигнализации вентиляции и электроснабжения. 3.9. Требования к оборудованию зданий открытых площадок для хранения автомобилей работающих на сжатом природном газе и порядку работы систем канализации газоснабжения горячего и холодного водоснабжения средств мусороудаления телефонизации радиофикации и т.д. должны быть такими же как и для стоянок автомобилей работающих на жидком топливе в соответствии с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте. 3.10. В помещениях для хранения автомобилей работающих на сжатом природном газе запрещается производить ремонтные и регулировочные работы. 4. ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ РАБОТАЮЩИХ НА СЖАТОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ 4.1. Автомобили работающие на сжатом природном газе могут храниться как в закрытых помещениях так и на открытых стоянках. На стоянку в закрытое помещение разрешается ставить только автомобили с герметически исправной газовой системой питания предварительно выработав газ из магистрального газопровода после закрытия расходных вентилей. 4.2. Газобаллонные автомобили требующие ремонта хранятся отдельно от исправных автомобилей для чего должна быть отведена специально предназначенная для этой цели зона хранения. 4.3. Требования к расстановке автомобилей работающих на сжатом природном газе в помещениях для хранения технического обслуживания и ремонта должны соответствовать положениям Правил по охране труда на автомобильном транспорте. Площадки для хранения автомобилей работающих на сжатом природном газе и жидком топливе должны располагаться на расстоянии не менее 5 м друг от друга. Площадка для выпуска газа из баллонов и подъезды к ней должны иметь твердое покрытие. 4.4. После постановки газобаллонного автомобиля в помещение для стоянки двигатель должен быть остановлен. Запрещается пускать двигатель для любых целей кроме выезда автомобиля из помещения. 4.5. Площадку для открытого хранения автомобилей работающих на сжатом природном газе допускается оборудовать системой обогрева конструкция которой исключает нагрев газовых баллонов установленных на автомобиле. 4.6. Если автомобиль с негерметичной газовой аппаратурой или арматурой находился в закрытом помещении то это помещение необходимо тщательно проветрить. 4.7. В помещениях предназначенных для хранения автомобилей работающих на сжатом природном газе а также на открытых площадках хранения запрещается: 1 выпускать газ; 2 курить пользоваться открытым огнем и работать с применением переносных кузнечных горнов паяльных ламп и сварочных аппаратов; 3 заправлять автомобили газовым или жидким топливом а также сливать жидкое топливо из баков; 4 оставлять открытыми отверстия горловин топливных баков для жидкого топлива ; 5 подзаряжать аккумуляторные батареи в помещениях ; 6 мыть или протирать бензином кузов детали или агрегаты газобаллонного автомобиля а также руки и одежду; 7 хранить жидкое топливо за исключением жидкого топлива в баках а также непредусмотренные материалы и предметы. 5. ВЕНТИЛЯЦИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 5.1. В помещениях для хранения автомобилей работающих на сжатом природном газе на постах технического обслуживания и ремонта объемом 31 тыс. м3 и более должны быть предусмотрены общеобменная приточно-вытяжная вентиляция и отопление в обычном исполнении в соответствии с требованиями СНиП 11-33-75 и СНиП 11-93-74 а температура относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочей зоне концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны производственных помещений не должны превышать предельно допустимых величин установленных ГОСТ 12.1.005-76. При объеме помещения менее 31 тыс. м3 кроме общеобменной приточно-вытяжной вентиляции в обычном исполнении должны быть предусмотрены естественная вытяжка и аварийная вентиляция во взрывозащищенном исполнении для категории и группы смеси 2Т2. Кратность аварийной вентиляции должна рассчитываться из условия обеспечения в объеме помещения предельно допустимой взрывобезопасной концентрации ПДВК составляющей не более 5% от нижнего концентрационного предела воспламенения. 5.2. При достижении в воздухе производственного помещения объемом менее 31 тыс. м3 концентрации газовоздушной смеси более 20% от нижнего предела воспламенения 1 0% об. газоанализаторы должны обеспечивать: 1 включение звукового и светового сигналов; 2 включение общеобменной приточной и аварийной вентиляции; 3 отключение всех прочих потребителей электроэнергии за исключением аварийного освещения. 5.3. Кроме автоматического включения общеобменной приточной и аварийной вентиляции должно предусматриваться ее ручное включение от устройств располагаемых у основного входа снаружи помещения. 5.4. В помещениях для хранения автомобилей работающих на сжатом природном газе а также на постах технического обслуживания и ремонта объемом менее 31 тыс. м3 должно предусматриваться аварийное освещение для категории и группы смеси 2Т2. 5.5. Измерения сопротивления заземляющих устройств цеховых электроустановок производятся не реже одного раза в год по результатам измерений составляется протокол. 5.6. Электропитание аварийной вентиляции системы автоматического пожаротушения аварийного освещения а также газоанализаторов системы автоматизации и сигнализации предусматривается по первой категории надежности электроснабжения. 5.7. Перед проверкой ремонтом или регулировкой приборов электрооборудования на автомобиле необходимо закрыть все вентили и тщательно проветрить пространство под капотом автомобиля открыв последний. Регулировка системы питания а также проверка газовой аппаратуры производятся в специально выделенных помещениях с обязательной приточно-вытяжной вентиляцией. 5.8. Курить и пользоваться открытым огнем разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. 5.9. В случае возникновения пожара на автомобиле необходимо закрыть магистральный и расходные вентили. Если пожар возник при работающем двигателе его не следует останавливать наоборот нужно закрыть расходные вентили и увеличить частоту вращения коленчатого вала чтобы как можно быстрее выработать газ из системы газопровода от вентиля до карбюратора-смесителя а затем закрыть магистральный вентиль. Для тушения пожара могут применяться углекислотные порошковые пенные и хладоновые огнетушители песок земля асбестовые кошмы вода за исключением случаев возгорания бензина и т.д. Баллоны со сжатым природным газом обильно поливают струей холодной воды во избежание чрезмерного повышения давления в них. 5.10. Каждый автомобиль работающий на сжатом природном газе должен быть оснащен огнетушителем лопатой кошмой или грубошерстным полотном. 5.11. Установками автоматического пожаротушения должны быть оборудованы помещения для хранения газобаллонных автомобилей посты технического обслуживания и ремонта их; остальные производственные и складские помещения оборудуются автоматической пожарной сигнализацией. 5.12. Во всех прочих вопросах электробезопасности и пожарной безопасности необходимо руководствоваться требованиями действующих норм и правил. 6. ТРЕБОВАНИЯ ПО ПЕРЕОБОРУДОВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ НА СЖАТОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ 6.1. Переоборудование автомобиля для работы на сжатом природном газе производится в соответствии с технической документацией заводов-изготовителей газобаллонного оборудования. 6.2. Переоборудовать для работы на сжатом природном газе разрешается только технически исправные автомобили. 6.3. После переоборудования автомобиль получает в установленном порядке новый номер модели соответствующий модификации газобаллонного автомобиля и эксплуатируется согласно требованиям заводской инструкции для автомобиля данной модели. 6.4. При подготовке автомобиля к переоборудованию необходимо: 1 вымыть автомобиль особенно те места где будет производиться переоборудование подкапотное пространство внутри кабины на раме и в других местах ; 2 слить бензин из топливного бака и трубопроводов системы питания. 6.5. При производстве электромонтажных работ должны соблюдаться следующие требования: 1 закрепленные провода не должны поворачиваться относительно клемм приборов; 2 провода идущие в моторный отсек к датчику низкого давления газа электромагнитному бензиновому клапану электромагнитному газовому клапану электромагнитному пусковому клапану и другим элементам электрооборудования газобаллонной аппаратуры не должны касаться нагреваемых деталей двигателя; 3 не допускается касание металлических деталей автомобиля с токоведущими клеммами приборов и наконечниками проводов; 4 изоляция проводов не должна быть повреждена; 5 провода не должны располагаться на острых кромках и ребрах деталей автомобиля; 6 изоляционные трубки должны быть плотно посажены на наконечник проводов; 7 не допускаются резкие перегибы проводов а также перекручивание и натяг их после присоединения к электрооборудованию. 6.6. Установка пустых баллонов на автомобиль и съем их с него должны производиться с помощью грузоподъемных устройств. 6.7. При установке баллонов необходимо выдерживать соответствующие технической документации расстояния от горловин баллонов до стенок продольных брусьев а также положение штуцеров для подсоединения газопроводов. Под каждую сторону баллона должны быть положены резиновые прокладки. 6.8. Перед установкой газопроводов высокого давления необходимо продуть их сжатым воздухом и осмотреть не допускается наличие трещин и повреждений . 6.9. Выключатель “массы” должен быть установлен в кабине автомобиля в удобном для водителя месте. 6.10. При установке переходников и вентилей на баллонах должны соблюдаться следующие требования: 1 баллоны должны отвечать требованиям предъявляемым к ним Госгортехнадзором СССР; 2 конические резьбы должны смазываться свинцовым глетом по ГОСТ 5539-73; допускается использование жидкого стекла или свинцового сурика; 3 усилие при затяжке конических резьб переходников и вентилей должно составлять 45-50 кгс.м. для чего используются специальные ключи; 4 при монтаже переходников и вентилей баллон должен быть установлен в специальное зажимное устройство препятствующее его проворачиванию; 5 вновь ввернутые переходники и вентили должны иметь не более четырех витков резьбы не вошедших в резьбовые гнезда; 6 баллоны должны быть надежно укреплены на автомобиле стяжными хомутами; момент затяжки болтов стягивающих хомуты должен быть в пределах 1 5-2 кгс.м. Не допускается затяжка хомутов до соприкосновения концов; 7 после сборки система питания высокого давления совместно с баллонами должна быть проверена на герметичность воздухом или азотом под давлением 200 кгс/см2; резьбовые соединения проверяются с помощью мыльной эмульсии. Не допускается утечка воздуха или газа. 7. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ РАБОТАЮЩИХ НА СЖАТОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ 7.1. Общие требования 7.1.1. Газ находящийся в баллонах под высоким давлением 200 кгс/см2 может представлять опасность взрыва или пожара. 7.1.2. Техническое состояние и оборудование автомобилей работающих на сжатом природном газе должны соответствовать требованиям Правил по охране труда на автомобильном транспорте и настоящих Правил. 7.1.3. Эксплуатация газовой аппаратуры работающей под давлением 200 кгс/см2 должна осуществляться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением. 7.1.4. В процессе эксплуатации автомобили работающие на сжатом природном газе должны ежедневно при выпуске на линию и приемке с линии подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Особое внимание обращается на герметичность всех соединений газопроводов клапанов газового редуктора на слух и с помощью мыльной эмульсии а также надежность крепления газовых баллонов и кронштейнов. Обнаруженные неисправности газовой аппаратуры в первую очередь ее негерметичность устраняются только в цехах на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской. 7.1.5. Категорически запрещается эксплуатировать автомобили с неисправной газовой аппаратурой и нарушенной герметичностью в резьбовых соединениях. В случае неисправности газовой системы необходимо немедленно закрыть расходный вентиль выработать газ из системы закрыть магистральный вентиль. 7.1.6. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона водитель должен выпустить газ из баллона в сеть низкого давления если газонаполнительная станция оборудована специальными приемными устройствами или в атмосферу в безопасном месте вдали от людей и источников огня. 7.1.7. При работе газобаллонного автомобиля содержание окиси углерода в отработавших газах не должно превышать предельно допустимых норм по ГОСТ 17.2.2.03-77. 7.1.8. При постановке автомобиля на ночную или длительную стоянку а также при диагностике ремонте или техническом обслуживании необходимо закрыть магистральный вентиль и вентили на баллонах выработать весь газ находящийся в системе питания после чего выключить зажигание и отключить “массу”. Запрещается оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями на баллонах и крестовине. 7.1.9. Запрещена работа двигателя на смеси двух топлив - бензина и газа. Въезжать на стоянку и выезжать с нее разрешается как на газовом топливе так и на жидком. 7.1.10. В зимнее время при безгаражном хранении автомобилей и при низких температурах предварительный подогрев двигателя и устранение образования ледяных пробок в газовых коммуникациях должны производиться с помощью горячей воды пара или горячего воздуха. Запрещается пользоваться средствами подогрева двигателя с открытым огнем. Разрешается производить пуск и предварительный прогрев двигателя при низких температурах окружающего воздуха на бензине. 7.1.11. Системы связанные с контролем давления выработки газа подогрева двигателя переключения на разные виды топлива и подачи газа в карбюратор-смеситель должны быть в исправном состоянии. 7.1.12. Трубки газопровода высокого давления должны быть окрашены красной краской. 7.1.13. Пуск двигателя разрешается осуществлять только на топливе одного вида - на газе или бензине. 7.1.14. Перед пуском двигателя на газе после длительной стоянки необходимо: 1 проветрить подкапотное пространство открыв капот; 2 установить переключатель на панели приборов в положение “газ”; 3 осмотреть газовую аппаратуру и арматуру и убедиться в ее полной исправности и герметичности; 4 проверить по манометру высокого давления наличие газа в баллонах; 5 открыть расходные вентили газовых баллонов; 6 открыть магистральный вентиль на крестовине. 7.1.15. Запрещается пускать двигатель: 1 при утечке газа из газовой аппаратуры и арматуры; 2 при давлении газа в баллонах менее 5 кгс/см2. 7.1.16. При пуске прогретого двигателя должны соблюдаться следующие требования: 1 установить по манометру высокого давления наличие газа в баллонах; 2 расходные вентили на баллонах и магистральный вентиль на крестовине должны быть открыты до отказа; 3 рычаг переключения передач должен находиться в нейтральном положении. 7.1.17. Перед остановкой двигателя необходимо дать ему поработать 1-2 мин. с малой частотой вращения коленчатого вала после чего выключить зажигание. При остановке двигателя на короткое время не более 10 мин. магистральный вентиль разрешается оставлять открытым. 7.1.18. Запрещается: 1 ремонтировать или регулировать газовую аппаратуру кроме регулировки холостого хода при работающем двигателе; 2 пускать двигатель и работать при неисправной газовой аппаратуре и утечке газа из системы питания; 3 производить какой-либо ремонт замену аппаратуры или основных агрегатов автомобиля при наличии газа в системе питания; 4 выпускать газ в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей; 5 эксплуатировать автомобиль на бензине с открытым магистральным вентилем на крестовине и при открытых баллонных вентилях; 6 оставлять открытыми в промежуточном положении расходные вентили; во избежание утечки газа вентили ВК-73 и ВК-74 должны быть либо полностью закрыты либо полностью открыты; 7 ударять по газовой аппаратуре и арматуре находящейся под давлением; 8 останавливать газобаллонный автомобиль вблизи мест с открытым огнем и подносить к автомобилю открытый огонь для освещения пайки и т.п.; 9 проверять герметичность соединений газопроводов и газовой аппаратуры и арматуры открытым огнем; 10 эксплуатировать автомобили со снятыми фильтрующими элементами т.к. механические примеси могут повредить клапанные механизмы газовых редукторов что может нарушить их работу и при остановке двигателя газ будет выходить в подкапотное пространство вызывая опасность образования горючей смеси. 7.2. Техническое обслуживание и ремонт 7.2.1. Диагностика техническое обслуживание и ремонт газобаллонных автомобилей должны осуществляться в соответствии с требованиями Правил по охране труда на автомобильном транспорте и настоящих Правил. 7.2.2. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей работающих на сжатом природном газе могут производиться совместно с автомобилями работающими на жидком топливе за исключением технического обслуживания и ремонта газовой системы питания которые должны осуществляться в специально предназначенном для этой цели помещении. Диагностику автомобилей работающих на сжатом природном газе разрешается производить на тех же постах что и для автомобилей работающих на жидком топливе. 7.2.3. На каждый вид технического обслуживания газовой аппаратуры должна быть разработана и вывешена на видном месте технологическая карта. 7.2.4. Перед постановкой автомобиля на посты технического обслуживания и ремонта а также на хранение необходимо: 1 закрыть вентили передней и задней групп баллонов; 2 выработать газ из системы питания до остановки двигателя ; 3 закрыть магистральный вентиль на крестовине; 4 перевести двигатель в режим работы на бензине. 7.2.5. На постах технического обслуживания и ремонта запрещается ставить автомобили имеющие утечку газа в соединениях которая должна устраняться в специально предназначенных для этой цели местах. 7.2.6. На постах технического обслуживания и ремонта необходимо выключить зажигание и поднять капот автомобиля. 7.2.7. При выполнении технического обслуживания и ремонта: 1 работы по снятию установке и ремонту газовой аппаратуры выполняются только с помощью рекомендуемых специальных приспособлений инструмента и оборудования; 2 герметичность газовой системы проверяется сжатым воздухом или азотом при закрытых баллонных и открытом магистральном вентилях сжатый воздух или азот подается через дополнительный вентиль; 3 газовое оборудование необходимо предохранять от загрязнения и механических повреждений; 4 при открывании и закрывании вентилей запрещается применять дополнительные рычаги; 5 агрегаты газовой аппаратуры разрешается снимать только в остывшем состоянии при температуре поверхности деталей не выше 600С ; 6 шланги на штуцерах должны крепиться хомутиками; запрещается использовать для этой цели проволоку или иные предметы; 7 запрещается скручивать сплющивать и перегибать шланги и трубки использовать замасленные шланги; 8 перед проведением сварочных и окрасочных работ газ из баллонов должен быть выпущен а баллоны продуты сжатым воздухом или азотом. 7.2.8. При любой неисправности редуктора высокого и низкого давления электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть магистральный и баллонные вентили и перейти на работу на бензине а неисправные узлы демонтировать с автомобиля и направить на проверку в специализированную мастерскую на специализированный участок . 7.2.9. Запрещается производить подтягивание деталей и ремонт редуктора высокого давления при наличии в нем газа. 7.2.10. При выключенном зажигании электромагнитный клапан должен находиться в закрытом положении и не допускать газ в редуктор низкого давления. При включенном зажигании клапан должен открываться. 7.2.11. Промывку редукторов высокого и низкого давления необходимо производить после снятия его с автомобиля ацетоном или другим растворителем а затем продуть сжатым воздухом. Промывка осуществляется в специально предназначенных для этой цели местах. 7.2.12. Не допускается попадание на рабочую поверхность клапана и седла механических примесей ржавчины металлической стружки пыли и т.д. а также засмоление клапана и седла газового редуктора. 7.2.13. Во избежание загрязнения наполнительного вентиля после заправки газом на боковой штуцер необходимо навернуть накидную гайку с уплотняющей прокладкой. 7.2.14. Газопроводы высокого давления должны соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя. Запрещается устанавливать газопроводы кустарного производства. 7.2.15. Запрещается снимать с автомобиля газопроводы находящиеся под давлением. Перед снятием аппаратуры и газопроводов необходимо убедиться в отсутствии в них газа. 7.2.16. Отжиг газопроводов низкого давления производится в специально оборудованном для этой цели помещении. Перед отжигом газопроводы должны быть продуты сжатым воздухом или азотом. Отжиг газопроводов высокого давления запрещается. 7.2.17. Для ремонта и замены газопроводов расположенных между редуктором и тройником расходных вентилей баллонов необходимо перекрыть вентили выработать или выпустить газ из системы и лишь после этого приступать к разборке и замене газопроводов. 8. ТРЕБОВАНИЯ К ГАЗОВЫМ БАЛЛОНАМ 8.1. Баллоны для сжатого природного газа установленные на автомобиле должны быть прочно укреплены и герметично присоединены к отходящим газопроводам окрашены в красный цвет иметь табличку с указанием параметров обусловленных требованиями Госгортехнадзора СССР а также надпись “метан”. 8.2. Баллоны должны подвергаться освидетельствованию на заводах-изготовителях или на газонаполнительных станциях работниками этих заводов газонаполнительных станций и отвечать требованиям ГОСТ 949-73 и Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением. Срок освидетельствования баллонов - один раз в два года. 8.3. Порядковые номера баллонов завода-изготовителя должны быть внесены в технический паспорт автомобиля. Запрещается перестановка и замена баллонов на автомобиле без разрешения главного инженера предприятия или лица его замещающего. 8.4. К эксплуатации разрешается допускать баллоны на которых должны быть указаны: 1 завод-изготовитель и клеймо ОТК этого завода; 2 порядковый номер баллона; 3 масса баллона в кг; 4 дата месяц и год изготовления и последующего испытания; 5 рабочее и пробное давление; 6 емкость баллона в л по воде ; 7 клеймо инспекции Госгортехнадзора СССР. 8.5. После гидравлических испытаний баллоны должны быть тщательно просушены а затем продуты газом вместе со всей газовой системой автомобиля. 8.6. Во избежание попадания воздуха в баллоны необходимо оставлять в них газ с избыточным давлением не менее 5 кгс/см2. Если по каким-либо причинам воздух попал в баллоны заменялся вентиль полностью израсходован газ и т.п. то их необходимо продуть газом т.е. накачать газ до давления 5-10 кгс/см2 а затем выпустить его. 8.7. Запрещается эксплуатировать баллоны у которых: 1 отсутствуют установленные клейма; 2 истек срок освидетельствования; 3 имеются наружные повреждения значительная коррозия трещины раковины забоины и т.п. ; 4 ослабло крепление; 5 неисправны переходники вентили; 6 окраска и надписи не отвечают предъявляемым требованиям. 8.8. На забракованных баллонах лицо производившее освидетельствование рядом с датой последнего испытания выбивает круглое клеймо диаметром 12 мм с изображением креста внутри круга а сами баллоны должны быть приведены в негодность путем нанесения насечек на резьбе горловины исключающих возможность дальнейшей эксплуатации таких баллонов. 8.9. Акт рекламации на газовый баллон предъявляемый заводу-изготовителю должен составляться с участием представителя Госгортехнадзора СССР. 9. НАПОЛНЕНИЕ БАЛЛОНОВ АВТОМОБИЛЯ СЖАТЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ 9.1. Наполнение баллонов автомобиля сжатым природным газом производится на газонаполнительных компрессорных станциях с помощью шланга высокого давления или стальной трубки с шарнирными соединениями в соответствии с их инструкциями и настоящими Правилами. 9.2. Перед первой заправкой баллонов на автомобиле сжатым природным газом необходимо проверить герметичность соединений газового оборудования давлением 200кгс/см2. 9.3. По прибытии на газонаполнительную станцию для заправки автомобиля сжатым природным газом водитель обязан: 1 остановить двигатель и удалить пассажиров из кабины и кузова автомобиля; 2 отключить “массу” и заземлить автомобиль; 3 отвинтить и снять заглушку наполнительного вентиля на крестовине предварительно очистив вентиль от грязи и масла; 4 закрыть магистральный вентиль; 5 убедиться что баллонные вентили открыты; 6 предъявить путевой лист оператору-газораздатчику и по указанию последнего: а присоединить заправочный шланг или трубку к наполнительному вентилю навернув наконечник на резьбу до отказа; б открыть наполнительный вентиль; в убедившись что газ наполнил все баллоны и давление в них стабилизировалось до 200 кгс/см2 закрыть наполнительный вентиль предварительно проверив что давление газа снято с заправочного устройства; после достижения указанного давления необходимо выждать 3-4 мин. для “уплотнения” газа; 7 навернуть заглушку на наполнительный вентиль; 8 перед пуском двигателя и выездом с территории газонаполнительной станции проверить герметичность газовой аппаратуры и арматуры исправность работы контрольно-измерительных приборов. Отсоединение газонаполнительного шланга от наполнительного вентиля производится оператором-газораздатчиком или по указанию последнего водителем при соблюдении всех правил установленных на газонаполнительной станции. 9.4. Водитель должен соблюдать следующие требования: 1 самостоятельно производить ремонт и регулировку газовой аппаратуры и арматуры; 2 не наполнять газом баллоны не прошедшие очередного освидетельствования и не имеющие соответствующего клейма; 3 не наполнять газом баллоны автомобиля при обнаружении негерметичности в газопроводах или соединениях; 4 во время наполнения баллонов газом не стоять около наполнительного шланга или баллонов; 5 не отсоединять наполнительный шланг находящийся под давлением давление сбрасывается автоматически ; 6 не подтягивать гаек или соединений под давлением; 7 при случайной разгерметизации наполнительного шланга немедленно перекрыть наполнительный вентиль чтобы воспрепятствовать выходу газа из баллонов автомобиля; 8 не стучать металлическими предметами по аппаратуре и газопроводам находящимся под давлением; 9 при перебоях в работе двигателя раздаются “хлопки” его необходимо немедленно остановить а автомобиль откатить на 15 м от газонаполнительной колонки с помощью имеющихся на станции средств; 10 не курить в кабине автомобиля. 9.5. Запрещается: 1 курить и пользоваться открытым огнем на территории газонаполнительной станции; 2 выпускать газ из баллонов автомобиля на территории газонаполнительной станции без специальных устройств исключающих загазованность территории станции. Об обеспечении безопасности труда при работах по переоборудованию и эксплуатации газобаллонных автомобилей В целях упорядочения проводимых работ в автопредприятиях Министерства связи УССР по переоборудованию автомобилей для дальнейшего их использования на газообразном топливе организации технического обслуживания и текущего ремонта обеспечения охраны труда и техники безопасности при эксплуатации газобаллонных автомобилей ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Принять к руководству и исполнению утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР и согласованные с Центральным комитетом профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 28.03.84 Правила техники безопасности при эксплуатации автомобилей на сжатом природном газе а также Руководство по организации и проведению переоборудования автомобильного подвижного состава для работы на сжатом природном газе утвержденное Министерством автомобильного транспорта РСФСР 26.11.84. 2. При регистрации газобаллонных автомобилей в органах ГАИ руководствоваться Правилами перерегистрации грузовых автомобилей переоборудованных в процессе эксплуатации для работы на сжатом природном газе утвержденными Министерством внутренних дел СССР 07.08.85. 3. Начальникам областных производственно-технических управлений и предприятий связи организовать и постоянно осуществлять подготовку кадров эксплуатирующих и обслуживающих автомобили работающие на сжатом природном газе при областных автоучкомбинатах автошколах и других специализированных учебных заведениях с учетом требований Государственного горного технического надзора СССР и Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию. 4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на ОМТ.