МУ 1434а-76

МУ 1434а-76 Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за разработкой и реализацией генеральных планов городов

Утверждаю Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР А.И.ЗАИЧЕНКО 17 декабря 1976 г. N 1434"а"-76 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ГОРОДОВ Методические указания разработаны Институтом общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Сысина АМН СССР при участии Киевского НИИ общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Марзеева Новосибирского научно-исследовательского санитарного института и кафедры коммунальной гигиены ЦОЛИУ врачей. 1. Общие положения 1.1. Настоящие Методические указания имеют целью помощь органам санитарно-эпидемиологической службы в осуществлении государственного санитарного надзора за разработкой и реализацией генеральных планов городов в связи с выполнением Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" от 29 декабря 1972 г. 1.2. Государственный санитарный надзор за разработкой и реализацией генеральных планов городов возлагается на санитарно-эпидемиологические станции союзных и автономных республик краев областей округов городов. Санитарно-эпидемиологические станции административных районов городов принимают участие в этой работе при выполнении частных задач по поручению вышестоящего органа или учреждения санитарно-эпидемиологической службы. 1.3. Объем и характер деятельности органов государственного санитарного надзора по разработке и реализации генеральных планов городов определяется настоящими Методическими указаниями в соответствии с "Положением о государственном санитарном надзоре в СССР" "Инструкцией по составлению проектов планировки и застройки городов" СН-345-66 "Указаниями о порядке утверждения генеральных планов городов и поселков городского типа" 1964 г. а также с учетом опыта работы санитарно-эпидемиологических станций и научно-обоснованных гигиенических рекомендаций. 1.4. Государственный санитарный надзор осуществляется на всех стадиях проектирования и строительства городов а именно: на подготовительной стадии в период разработки утверждения и реализации генерального плана. На подготовительной стадии органы государственного санитарного надзора участвуют в составлении задания на проектирование санитарное задание и программы работы. В период разработки генерального плана составляют санитарную характеристику города и передают ее вместе с перечнем оздоровительных мероприятий головной проектной организации для использования в соответствующих главах проекта. Важное значение имеет также участие в выборе и отводе участков под новое строительство и консультации специалистов проектной и других организаций по ходу разработки генерального плана. По завершении проектных работ органы государственного санитарного надзора рассматривают генеральный план и выдают санитарное заключение. В дальнейшем санитарно-эпидемиологические станции осуществляют постоянный контроль за реализацией генерального плана города. 2. Участие органов государственного санитарного надзора на подготовительном этапе проектирования 2.1. В целях своевременного участия органов государственного санитарного надзора в подготовке задания на проектирование и других необходимых для разработки генерального плана материалов а также для осуществления государственного санитарного надзора на ранних стадиях проектирования санитарно-эпидемиологические станции получают информацию о плане перспективных проектных работ институтов Госстроя союзной республики а также краевых областных и городских проектных институтов. Кроме того в СЭС должны быть решения исполкомов городских и областных советов и градостроительных Советов о сроках проектирования головной проектной организации составе участников и др. Оперативная информация получается путем участия главного врача или его заместителя в работе градостроительного Совета других комплексных и ведомственных организаций и делового контакта с ними. Если в план проектных работ по республике области краю включаются города областного краевого подчинения то вышестоящая санитарная организация должна уведомить нижестоящую о начале проектных работ и сообщить ей сроки проектирования и головную проектную организацию. 2.2. В соответствии с решением исполкома о начале проектных работ санэпидстанция должна разработать и передать градостроительному Совету санитарное задание для включения его в общее задание на проектирование города. В санитарном задании должно быть сформулировано мнение санитарно-эпидемиологической службы по следующим наиболее важным вопросам перспективного развития города: а направление и границы территориального роста города с учетом природно-климатических условий и санитарного состояния внешней среды; б мероприятия по охране и оздоровлению внешней среды: вынос за черту города особо вредных промышленных предприятий и крупных транспортных объектов изменение их профиля технологии организация санитарно-защитных зон; строительство сооружений по улавливанию выбросов промышленных предприятий; охрана водоемов и почвы от загрязнения хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами твердыми отходами и отбросами; озеленение обводнение и благоустройство территории и т.п.; в выбор новых площадок для жилого гражданского и промышленного строительства а также реконструкция существующей застройки жилых и промышленных районов; г перспективы улучшения водоснабжения: необходимый уровень водопотребления увеличение мощности существующих водопроводных сооружений строительство новых; замена и увеличение протяженности водопроводных сетей; выбор нового источника водоснабжения и т.д.; д перспективы канализования и очистки территории от твердых отходов и отбросов: увеличение мощности или строительство новых сооружений по обезвреживанию сточных вод строительство мусоросжигательных или мусороперерабатывающих установок организация усовершенствованных свалок полигонов и т.д. повышение мощности парка мусороуборочных машин и т.д.; е перспективы развития сети лечебно-профилактических культурно-бытовых и спортивно-массовых учреждений мест отдыха. 2.3. Следующим этапом деятельности органов санитарно-эпидемиологической службы является участие в составлении программы работ. Программа разрабатывается головной проектной организацией совместно с участниками работы в том числе по характеристике санитарного состояния города совместно с санитарно-эпидемиологической станцией. В программе определяются объем сроки и исполнители отдельных частей работы. При составлении программы необходимо выяснить какие материалы имеются в местных органах здравоохранения санитарно-эпидемиологической службы научных гигиенических и лечебных учреждениях медико-санитарных частях и промышленно-санитарных лабораториях статистическом отделе отделе коммунального хозяйства исполкома и в самой проектной организации. 2.4. В программу работы органов санитарного надзора должно входить: а санитарное обследование территории города; б сбор анализ и обобщение материалов имеющихся в органах и учреждениях санэпидслужбы за предшествующие годы; в проведение специальных наблюдений за состоянием окружающей среды; г ознакомление с необходимыми материалами в проектной и других организациях; д оформление санитарной характеристики и обоснование оздоровительных мероприятий. При необходимости и по согласованию с вышестоящим органом государственного санитарного надзора к работе привлекаются гигиенические научно-исследовательские институты и кафедры медицинских институтов. 2.5. Учитывая что составление санитарной характеристики и разработка оздоровительных мероприятий связаны с большим объемом работы и что СЭС как правило не располагают для этого необходимыми штатами целесообразно в программе работ предусмотреть возможность заключения хозяйственного договора. Такой договор заключается на общих основаниях проектной организацией с исполнителями СЭС или НИИ . В параграфах хозяйственного договора должны быть предусмотрены ассигнования на весь запланированный объем натурных наблюдений на привлечение внештатных специалистов оформление имеющихся материалов а также на командировочные выезды приобретение необходимой контрольно-измерительной аппаратуры посуды и химических реактивов. 2.6. Органы санитарно-эпидемиологической службы должны принять участие также в составлении программы работ по разделу "Охрана и оздоровление внешней среды" так как этот раздел является наиболее существенным для создания благоприятных условий жизни населения города. С этих позиций важно убедиться что программа предусматривает необходимость выполнения специальных наблюдений расчетов и составления прогноза для обоснования оздоровительных мероприятий ожидаемые уровни фонового и локального загрязнения атмосферного воздуха водоемов и почвы с учетом природно-климатических особенностей существующего положения перспектив развития промышленности энергетики и транспорта а также оздоровительных мероприятий; предполагаемые уровни шума на территории города составление шумовой карты города и отдельных участков; оценка микроклиматических условий на территории города в том числе особенностей ветрового режима радиационных условий прогнозирование гидрогеологических условий в том числе возможного подъема уровня грунтовых вод и т.д. 3. Участие органов государственного санитарного надзора в разработке генерального плана города 3.1. На этапе разработки генерального плана города санитарно-эпидемиологическая служба в соответствии с утвержденной программой работы см. п. 2.4 составляет санитарную характеристику города и дает обоснования к оздоровительным мероприятиям. 3.2. Одним из важных разделов работы является участие в комплексном обследовании города которое организуется градостроительным Советом с привлечением представителей головной проектной организации. При этом обследовании специалисты санитарно-эпидемиологической службы должны уделить особое внимание районам сложной планировочной и санитарной ситуации местам массового отдыха населения а также территориям предназначенным для перспективной застройки жилыми и другими зданиями и сооружениями. Обследованию подлежат также водозаборы централизованных источников водоснабжения территории требующие проведения мелиоративных мероприятий и др. Результаты комплексного обследования оформляются в виде справки и используются в дальнейшем для составления санитарной характеристики города. 3.3. В целях подробной санитарной характеристики города проводится углубленное обследование в котором принимают участие санитарные врачи и специалисты различного профиля. Обследование осуществляется путем осмотра объектов и занимаемых ими территорий и ознакомления с материалами по санитарной характеристике объекта. Первичные материалы необходимые для паспортизации объектов хранятся в санитарной организации и используются для санитарной характеристики города. 3.4. Для составления санитарной характеристики города и обоснования оздоровительных мероприятий используются также результаты многолетних наблюдений за санитарным состоянием атмосферного воздуха водоемов и почвы изучения шумовибрационного режима анализа заболеваемости населения а также материалы текущего санитарного надзора за состоянием жилых зданий учреждений обслуживания и мест массового отдыха населения. 3.5. Санитарная характеристика города должна состоять из следующих разделов: а оценка природно-климатических условий и их влияния на санитарное состояние городской среды; б оценка функционального зонирования территории города и сложившейся планировочной ситуации размещение промышленных энергетических и транспортных предприятий и сооружений; планировка жилых районов; уличная сеть и др. ; в данные о санитарном состоянии атмосферного воздуха по городу в целом и по отдельным районам; г санитарное состояние водоемов и почвы по городу в целом и по отдельным районам; д санитарное состояние водоснабжения в городе; е санитарная характеристика удаления и обезвреживания сточных хозяйственно-бытовых и промышленных вод; ж санитарная характеристика организации очистки от твердых отбросов и отходов; з оценка шумового режима жилых районов прилегающих к магистральным улицам городского и районного значения скоростным авто- и железнодорожным линиям и др. источникам; и санитарная оценка организации обслуживания населения учреждениями лечебно-профилактического культурно-бытового и спортивно-массового назначения. 3.6. Характеристика климата дается на основании материалов многолетних наблюдений метеорологической станции которые обычно имеются в разработанном виде в головной проектной организации или местных учреждениях гидрометеослужбы. Кроме того используются данные маршрутных и стационарных наблюдений выполненные научно-исследовательскими институтами кафедрами и другими учреждениями при оценке микроклиматического режима на территории города. 3.7. При оценке климатических условий особое внимание необходимо уделить ветровому режиму который имеет важное значение в распространении и рассеивании воздушных загрязнений. Тщательно анализируется сезонная роза ветров по скорости и направлению критические скорости ветра. Оценивается повторяемость штилей туманов температурных инверсий в связи с рассеиванием загрязнений в атмосферном воздухе. Оценивая влияние климата на санитарные условия жизни населения желательно использовать материалы по биоклиматической характеристике среды; особенности местных погодных условий перепады температуры влажности воздуха атмосферного давления в межсуточном разрезе межсуточная изменчивость погоды повторяемость дискомфортных условий ограничивающих пребывание человека на открытом воздухе режим ультрафиолетовой радиации. 3.8. Особого внимания требует санитарная характеристика промышленных предприятий и других объектов оказывающих неблагоприятное влияние на санитарные условия жизни населения. В связи с этим по каждой из промышленных зон районов или групп промышленных предприятий необходимо иметь материалы характеризующие санитарные условия размещения предприятий наличие санитарно-защитных зон их благоустройство состав выбросов наличие и эффективность работы очистных сооружений и т.п. . Раздел "Санитарное состояние атмосферного воздуха водоемов и почвы" является одним из основных в санитарной характеристике города и должен быть подготовлен особенно тщательно т.к. приведенные в нем материалы должны обосновать рекомендации по оздоровлению внешней среды города. Санитарная оценка состояния атмосферного воздуха водоемов и почвы должна войти в главу "Мероприятия по охране и оздоровлению внешней среды" которая разрабатывается головной проектной организацией. Для облегчения работы по сбору и анализу материалов по санитарной характеристике размещения промышленных предприятий см. таблицы Приложение . 3.9. Следующим в санитарной характеристике города является раздел посвященный оценке шумового режима вибрации и электромагнитных колебаний на территории города. Эта оценка дается на основании: а имеющихся в СЭС данных об уровнях шума на отдельных магистралях вблизи от объектов ж.д. транспорта аэродромов промышленных предприятий; б анализа жалоб населения на шум; в расчетов шумового режима и прогноза уровней шума на перспективу выполненных специальными организациями. В период подготовки и разработки генерального плана города целесообразно ставить вопрос о создании шумовой карты города или его отдельных участков Приказ Министра здравоохранения СССР "О мерах по снижению шума на предприятиях в жилых и общественных зданиях и на территории" . 3.10. Оценка состояния сети обслуживающих население учреждений проводится на основании данных о количестве учреждений их вместимости и санитарном состоянии зданий и участков а также о равномерности их распределения по территории города и отдельных районов. 3.11. Важное значение для оценки санитарного состояния города имеет характеристика условий водоснабжения канализования и очистки сточных вод. В этом разделе необходимо привести данные о водопотреблении качестве воды в источнике и сети о работе водопроводной станции эффективности очистки воды мощности водопроводных сооружений состоянии сети проценте обеспечения домовладений централизованным водоснабжением и т.п. Значительное внимание должно уделяться санитарному состоянию водоемов и почвы характеристике источников загрязнения и оценке эффективности работы очистных сооружений - локальных и общегородских. В этом разделе должна быть также дана оценка прогноза развития водоснабжения канализования и очистки сточных вод. 3.12. Особым разделом необходимо выделить вопросы оценки санитарной очистки территории города от твердых отходов и отбросов оценка существующей системы сбора транспортировки и обезвреживания отходов и отбросов санитарная характеристика свалок полей запахивания и др. сооружений для обезвреживания твердых отходов; состояние транспорта его достаточность регулярность вывоза мусора и т.п. . В заключение необходимо оценить перспективу развития санитарной очистки территории города. 3.13. Одним из важных разделов санитарной характеристики города является раздел посвященный анализу заболеваемости населения города в целом и отдельных возрастных групп. В этом разделе следует привести данные которыми располагают статистические управления отделы здравоохранения отдельные лечебные учреждения НИИ и кафедры а также результаты специально выполненных работ по изучению заболеваемости населения в связи с теми или иными факторами внешней среды климат состояние атмосферного воздуха качество питьевой воды и т.д. . 3.14. В конце санитарной характеристики города необходимо привести перечень оздоровительных мероприятий рекомендованных СЭС на основании анализа всех материалов по санитарному состоянию внешней среды и прогнозу. 4. Рассмотрение генерального плана 4.1. Проекты планировки и застройки городов а также технико-экономические основы генеральных планов крупных и крупнейших городов подлежат обязательному согласованию с органами государственного санитарного надзора. Для согласования генерального плана головная проектная организация должна представить в городскую санитарно-эпидемиологическую станцию пояснительную записку и графический материал до обсуждения проекта на градостроительном Совете при горисполкоме. 4.2. В санэпидстанцию обязательно должны быть представлены следующие графические материалы: схема прилегающего района с вариантами выбора площадок опорный план план-схема планировочных ограничений генплан основной чертеж на расчетный срок схема водоснабжения и канализования схема размещения жилищного строительства первой очереди проект пригородной зоны если последние входят в состав рассматриваемого проекта а также планы и карты характеризующие природные условия и инженерное оборудование. 4.3. Генеральный план не принимается к рассмотрению если в СЭС не представлены все материалы которые могут иметь значение для санитарных условий жизни населения. Не допускается выдача заключения только по материалам "Основные положения генплана". 4.4. Рассмотрение генерального плана проводится в СЭС врачами коммунального отделения с обязательным привлечением специалистов-врачей или инженеров других отделений замечания которых по соответствующим разделам должны включаться в общее заключение по генеральному плану. При необходимости СЭС может привлечь к рассмотрению генерального плана специалистов НИИ санитарно-гигиенического профиля или других учреждений для консультации и подготовки заключения по отдельным вопросам. 4.5. В основу рассмотрения генерального плана города следует положить ранее разработанные: 1 задание на проектирование города санитарное задание и 2 санитарную характеристику с перечнем оздоровительных мероприятий. Кроме того следует проверить соответствуют ли предложения проекта по размерам территории спискам основных предприятий организации пригородной зоны схеме районной планировки и схеме расселения на территории административного района области или территориально-промышленного комплекса. КонсультантПлюс: примечание. Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 4.7. Целесообразно начинать рассмотрение проекта с перспектив развития города изложенные в главах "Экономическая база города" "Градообразующая база города" "Промышленность". При этом необходимо обратить внимание на обоснованность решений по следующим вопросам: 1 направление и территориальные резервы развития города; 2 меры по предотвращению роста города за пределами планируемого по генплану регулирование роста системы городов находящихся в пределах влияния проектируемого большого крупного или крупнейшего города ; 3 правильность решения вопроса о сохранении существующих промышленных предприятий или их выноса за пределы города; 4 перспективы развития новых производств; 5 перспективы роста населения расчет градообразующей обслуживающей и несамодеятельной групп по СНиПу II-60-75 проектная численность населения демографические данные и др.; 6 правильность расчета потребности жилого фонда с учетом перспективной численности населения города современной обеспеченности жилой площадью ростом норм общей и жилой площади а также сноса ветхого неблагоустроенного жилья и вывода из санитарно-защитных зон; 7 правильность выбора этажности жилых зданий использования типовых проектов в соответствии с демографическим составом населения и особенностями природно-климатических условий. 4.8. При рассмотрении главы "Природно-климатические условия" следует оценить полноту представленных данных и проконтролировать использованы ли в главе материалы санитарной характеристики города. Следует особенно тщательно проверить какие данные представлены для оценки температурно-влажностного режима ветрового режима радиационного режима а также учтены ли местные особенности климата и микроклимата. Нельзя признать достаточной характеристику климата только по средним показателям метеорологических элементов. Обязательным является представление данных по повторяемости тех или иных погод состояний атмосферы и др. Существенным является прогноз возможного изменения микроклимата под влиянием застройки и благоустройства. Поэтому целесообразно представление прогноза и мероприятий по улучшению микроклимата отдельных территорий например снижение скорости ветра ветрозащитной застройкой зелеными полосами; улучшение условий инсоляции при правильной застройке склонов и т.д. . Характеристика рельефа территории рассматривается с учетом влияния рельефа на решение вопросов вертикальной планировки инженерной подготовки территории и санитарно-технического оборудования. Поэтому важно посмотреть в пояснительной записке и на схемах как показаны особенности рельефа: уклоны тальвеги водоразделы и т.д. Следует помнить что в главе "Инженерная подготовка территории" также могут быть представлены сведения по рельефу местности. В местностях где для жилой застройки будут использоваться участки с большими уклонами больше 6 - 8% следует обратить особое внимание на приемы застройки и благоустройства. В описании почв следует оценить их пригодность для произрастания насаждений а также возможность использования почвенных методов обезвреживания твердых и жидких отбросов. Необходимо проконтролировать указаны ли участки которые ранее были загрязнены органическими и неорганическими веществами. Гидрогеологические условия рассматриваются в отношении полноты характеристики высоты стояния и состава грунтовых вод заболоченных и затапливаемых территорий подрусловых вод и подземных водоносных горизонтов. В главе отдельно может быть выделено описание открытых водоемов качество воды мощность стока и др. Следует обратить внимание на характеристику лесов и пригородных лесопарковых насаждений: имеются ли данные по породному составу размерам состоянию лесных и парковых массивов дается ли характеристика ветрозащитных лесополос. 4.9. На основе представленных текстовых и графических материалов необходимо оценить правильность рекомендуемых в генплане решений по зонированию территории города организации пригородной зоны рассмотреть и оценить карту планировочных ограничений: уточнить все ли территории нуждающиеся в мелиорации показаны на схеме учитываются ли особенности неинфекционной краевой патологии а также источники и пути распространения инфекционных заболеваний зоонозов и глистных инвазий. 4.10. Рассматривая следующие главы пояснительной записки и графические материалы необходимо основное внимание уделить оценке существующей ситуации и проектных предложений по функциональному зонированию города: правильность взаимного расположения селитебной промышленной коммунально-складской транспортной зон возможность территориального роста каждой из зон мероприятия по упорядочению зонирования созданию укрупненных промышленных коммунально-складских и транспортных районов разделение их зелеными полосами специального назначения естественными рубежами рельеф и др. . 4.11. При рассмотрении планировки промышленных районов необходимо проверить: а размещается ли большинство промышленных предприятий в обособленных промышленных зонах или районах с соблюдением санитарных требований; б не оказывают ли влияния друг на друга предприятия разного класса вредности при размещении их в одном промрайоне; в не допускается ли размещение предприятий пищевой промышленности и продовольственных складов и баз в промрайонах где располагаются источники загрязнения атмосферного воздуха токсическими и неприятно пахнущими веществами; г предусмотрено ли кооперирование производственного инженерного оборудования и транспортного обслуживания; д возможно ли создание общих для группы производств сооружений по очистке выбросов в атмосферу сточных вод промышленных отвалов и полигонов для складирования и обезвреживания твердых отходов. 4.12. Особое внимание следует уделить проверке обеспечения санитарно-защитных зон от промышленных районов и отдельных производств а также реальности и правильности проектных предложений по выводу из санитарно-защитных зон детских школьных и лечебно-профилактических учреждений с установлением конкретных сроков сноса или изменения назначения зданий характера озеленения и благоустройства территории. При невозможности организовать требуемые санитарно-защитные зоны для промышленных предприятий следует проверить включение этих предприятий в список выводимых из города убедиться в реальности мер по созданию санитарно-защитной зоны "особого режима" вокруг сохраняемых производств до изменения их профиля. 4.13. Особое внимание следует уделить анализу и проверке материалов представленных в главе "Оздоровление и охрана внешней среды". Эта глава в соответствии с Приказом Госгражданстроя от 21.03.1973 N 61 должна содержать обоснованные расчеты натурные наблюдения и другие объективные данные материалы по оздоровлению и охране внешней среды с учетом существующего положения перспектив развития промышленности и транспорта а также планируемых оздоровительных мероприятий. В главе должны быть расчеты выбросов промышленных предприятий количественный и качественный их состав расчеты рассеивания выбросов а также обоснованные этими расчетами мероприятия по снижению содержания вредных веществ и по улучшению условий рассеивания выбросов в атмосфере расчет высоты выбросов . В этой же главе должны приводиться расчеты санитарно-защитных зон с учетом возможных мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу вредных веществ. Размеры санитарно-защитных зон принятые по СН-245-71 должны уточняться в каждом конкретном случае с учетом существующего фонового загрязнения атмосферы местных особенностей режима метеорологических факторов состава и объема выбросов высоты трубы и других условий в соответствии с СН-367-74. При этом должны также учитываться эффективность действующих и перспективных очистных сооружений изменение технологии или профиля производства рекуперация безотходное производство и т.д. 4.14. Серьезное внимание должно быть уделено контролю проектных решений по разделу "Организация селитебной территории". При этом следует проверить: а расчеты площади селитебной территории плотности жилого фонда озелененных территорий; б условия размещения в жилой зоне отдельных предприятий V класса вредности предназначенных для обслуживания повседневных нужд населения города хлебозаводы кондитерские фабрики молокозаводы швейные фабрики фабрики по ремонту обуви и т.п. ; в соответствие приемов организации селитебной территории прогрессивным решениям планировки озеленения и благоустройства жилых районов и микрорайонов а также организация обслуживания населения; г соответствие приемов планировки селитебной территории местным природно-климатическим и социально-демографическим условиям; д организацию сети магистралей и улиц систему их застройки разрывы от жилой застройки и т.п. 4.15. При анализе проектных предложений по разделу "Культурно-бытовое обслуживание" необходимо проверить целесообразность сохранения ряда объектов уточнить их вместимость и номенклатуру обслуживающих учреждений их соответствие действующим нормативам и демографическому составу населения проверить радиусы обслуживания обеспечение ступенчатости обслуживания достаточность площади земельных участков ограничение встроенных учреждений создание центров обслуживания и т.п. При расчете сети лечебно-профилактических учреждений желательно учесть характер местной заболеваемости жителей города и тяготеющих к нему населенных мест. 4.16. Рассматривая раздел "Организация загородной рекреационной системы" следует проверить: а правильность размещения объектов кратковременного длительного и смешанного отдыха в пригородной зоне с учетом природно-климатических особенностей транспортной доступности соседства промышленных коммунально-складских объектов аэродромов транспортных магистралей а также достаточность санитарно-защитных разрывов между ними и местами отдыха; б равномерность размещения крупных зеленых массивов и открытых водоемов используемых в оздоровительных целях а также достаточность мероприятий по озеленению и обводнению мест отдыха режим использования курортных ресурсов в пригородной зоне; в правильность использования лесопаркового пояса для массового кратковременного отдыха населения вывод из его пределов учреждений длительного отдыха промышленных и коммунально-складских объектов; г правильность расчета потребности в различных оздоровительных учреждениях с учетом перспективной численности населения города и тяготеющих к нему населенных мест пригородной зоны; д правильность функционального зонирования рекреационных территорий планировочную их организацию; е правильность использования прибрежных участков рек и водоемов в местах массового отдыха и т.п. 4.17. В разделах "Теплоснабжение" "Газоснабжение" "Энергоснабжение" следует проверить правильность размещения ГРЭС ТЭЦ АЭС по отношению к жилой застройке и рекреационным территориям правильность установления и организации санитарно-защитных зон. Необходимо уточнить также планируется ли изменение топливного баланса в сторону увеличения использования газа и жидкого топлива а также мероприятия по снижению содержания сернистого газа окиси углерода пыли и сажи в выбросах повышение эффективности улавливания утилизация и т.д. . 4.18. В разделах "Организация внутригородского транспорта" и "Организация внешнего транспорта" следует проверить проектные предложения по реконструкции уличной сети расширение озеленение и т.д. с учетом шумовой карты города данных натурных наблюдений за шумовым режимом и загрязнением атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта. При этом следует уточнить обеспечат ли намечаемые мероприятия защиту жилой застройки и мест отдыха от шума и загрязнения воздуха с учетом развития городского и внешнего транспорта и местных природно-климатических условий. Следует проверить также правильность размещения междугородних автобусных станций крупных гаражей автобаз и депо для коммунального и ведомственного транспорта. Необходимо проверить санитарно-защитные разрывы от железнодорожных сооружений и путей открытых линий метрополитена а также правильность размещения грузовых и сортировочных станций мастерских и депо железных дорог грузовых пассажирских портов речных и морских . Особое внимание следует обратить на размещение аэропортов и аэровокзалов направление взлетно-посадочных полос по отношению к жилой застройке и местам отдыха а также меры по защите населения от авиационного шума с учетом увеличения объема авиаперевозок применения новых типов самолетов. 4.19. В разделе "Водоснабжение города" следует прежде всего уточнить достаточность имеющихся и предусматриваемых водных ресурсов для бесперебойного удовлетворения всех бытовых и хозяйственных нужд проверив: а расчет необходимого количества воды для питьевых промышленных и хозяйственных целей с учетом проектной численности населения местных особенностей водопотребления инженерного благоустройства а также санитарно-технического оборудования зданий озеленения города и местных природно-климатических условий; б гидрогеологическую и санитарную характеристику существующих и проектируемых источников водоснабжения а также обоснования по выбору новых источников централизованного водоснабжения; в принципиальные решения проектируемых водозаборных сооружений. В местностях где природные водные ресурсы ограничены и имеется необходимость использования вод с малой и повышенной минерализацией или содержанием микроэлементов необходимо проверить предусмотрено ли улучшение качества воды. Необходимо проверить предложения по размещению водозаборных сооружений в плане города и по обеспечению надлежащих санитарно-охранных зон источников водоснабжения и водопроводных сооружений. Следует проанализировать достаточность мер по уменьшению доли промышленного водопотребления и переходу большинства предприятий особенно водоемких на мало- или безводные режимы технологии. При рассмотрении перспектив водоснабжения городов в районах с жарким сухим климатом следует обратить внимание на правильность расчетов водопотребления на орошение и полив территории. 4.20. При рассмотрении раздела "Канализование города" следует оценить достаточность мер по полному и своевременному удалению жидких нечистот с территории города а также по пригодности предусматриваемых в проекте методов очистки и обезвреживания сточных вод и др. Для этого необходимо проверить правильность принятой проектом схемы канализации в отношении: а присоединения к системе всех объектов селитебной территории города рекреационных объектов и промышленных и коммунальных предприятий; б поэтапного развития сети и очистных сооружений предназначенных для обеспечения вводимых в строй объемов жилищно-гражданского строительства; в места выпуска очищенных сточных вод в открытые водоемы согласованные ранее с органами государственного санитарного надзора; г возможности применения в зависимости от качества и количества сточных вод и мощности водоемов рекомендуемых в проекте методов обезвреживания и очистки сточных вод и их соответствия санитарным правилам спуска сточных вод в водоемы общественного пользования; д условий размещения величины разрывов и размеров земельных участков для очистных канализационных сооружений и возможности их последующего расширения. Необходимо также решить обоснован ли выбор той или другой схемы канализации санитарными показателями обеспечено ли обезвреживание и обеззараживание сточных вод после очистки и имеется ли необходимость закрытия или перепрофилизации отдельных производств где практически невозможно обезвредить сточные воды от содержащихся в них токсических веществ. Следует проверить не допускается ли возможность спуска сточных вод без очистки и как решается удаление и обезвреживание ливневых стоков. При выпуске сточных вод в море озеро водохранилище необходимо также оценить как учитываются местные течения нагоны воды ветром места расположения пляжей и т.п. Необходимо проверить как решаются вопросы удаления жидких нечистот из неканализованных районов города как разработана и достаточна ли для них предусматриваемая проектом система очистки где и как размещены сливные станции и базы ассенизационного транспорта. 4.21. При рассмотрении раздела "Санитарная очистка города" необходимо проверить правильность: а расчетов количества твердых отбросов и жидких нечистот требующих удаления с помощью вывозной системы; б предусматриваемой проектом системы сбора хранения и удаления твердых отбросов и мусора; в выбранных методов обезвреживания и использования отбросов а также устройства мусороутилизационных и мусоросжигательных заводов; г планируемого расположения устройств по приему и обезвреживанию отбросов и обеспечения надлежащих санитарно-защитных зон от них по отношению к жилой застройке и местам отдыха. Следует оценить достаточность размеров земельных участков для коммунальных предприятий в том числе кладбищ свалок скотомогильников; достаточность парка транспортных средств для своевременного удаления отбросов а также проверить правильность выделения специальных территорий: полигонов для складирования и обезвреживания промышленных отходов золо- и шламоотвалов и т.д. 4.22. При анализе разделов по инженерной подготовке и вертикальной планировке территории следует проверить достаточность реальных проектных решений по: а осушению территорий затапливаемых и с высоким стоянием грунтовых вод; б созданию искусственных грунтов подсыпке и укреплению почв профилактике карстовых явлений; в ирригации и обводнению территории в городах с засушливым климатом; г закреплению движущихся песков предотвращению лавино- овраго- и селеобразования; д ликвидации ущерба и разрушений природных ландшафтов в результате хозяйственной деятельности человека карьеры вырубки пожарища и т.п. . Надо уточнить также какие сроки намечаются в проекте для использования участков мало пригодных и не пригодных для застройки. 4.23. В разделе "Строительство первой очереди" необходимо обратить особое внимание на следующие мероприятия: перепрофилирование и вывод особо вредных промпредприятий и цехов увеличение обеспеченности жилым фондом вывод жилья из санитарно-защитных зон обеспечение населения доброкачественной водой в достаточном количестве совершенствование систем канализования и санитарной очистки. 4.24. После рассмотрения пояснительной записки к проекту планировки города и указанных выше графических материалов следует ознакомиться с "Основными положениями генплана города" и проверить изложены ли в этом документе основные и первоочередные мероприятия по созданию благоприятных условий быта и отдыха населения города. 4.25. Проект планировки и застройки города может быть согласован лишь в том случае если в нем предусмотрены реальные решения в соответствии с рекомендациями изложенными в главе "Санитарная характеристика". Условное согласование проектов планировки и застройки городов не допускается. По рассмотренному проекту планировки и застройки города санэпидстанция должна подготовить развернутое заключение за подписью главного государственного санитарного врача города или области . В нем должны быть изложены краткое содержание проекта его положительные и отрицательные стороны. Положительное заключение по рассмотренному проекту города республиканские областные городские санэпидстанции обязаны выдать головной проектной организации. 4.26. Согласно установленному порядку проекты планировки и застройки городов и поселков принимаются к утверждению гор- обл- крайисполкомами Советами Министров союзных и автономных республик лишь при наличии согласования с органами государственного санитарного надзора. В случаях нарушения установленного порядка рассмотрения и согласования проектов а также отклонения от согласования в связи с серьезными замечаниями нижестоящая организация государственного санитарного надзора обязана письменно или телефонограммой уведомить об этом вышестоящую санитарно-эпидемиологическую станцию или СЭУ. Главные санитарно-эпидемиологические управления санэпидуправления Министерств здравоохранения республиканские санэпидстанции обязаны систематически проверять через Госстрой республик порядок рассмотрения и утверждения проектов. 5. Государственный санитарный надзор за реализацией генпланов городов 5.1. Утвержденный проект генплана является документом которым обязаны руководствоваться все организации и ведомства при размещении различных видов строительства; органы и учреждения государственного санитарного надзора должны контролировать его осуществление при любых видах использования земель в проектных границах города и пригородной зоны. 5.2. При проведении предупредительного санитарного надзора органы санэпидслужбы обязаны требовать от проектных строительных и других организаций четкого выполнения генерального плата города на всех последующих стадиях проектирования строительства и благоустройства а именно: размещения первоочередного строительства проектов детальной планировки жилых и промышленных зон а также проектов инженерного оборудования проектов застройки жилых районов и микрорайонов схем озеленения и внешнего благоустройства территорий организации культурно-бытового и транспортного обслуживания организации загородного отдыха использования подземного пространства. При рассмотрении указанных документов представители санэпидстанции должны проверить отмечено ли в пояснительной записке соответствие предложений утвержденному генеральному плану или указать на его изменения. 5.3. Все перечисленные в п. 5.2 проектные материалы и корректировка проектов подлежат согласованию с органами государственного санитарного надзора и должны быть представлены в полном объеме для обязательного рассмотрения их в санэпидстанции в сроки установленные для проведения экспертизы. 5.4. Следует осуществлять систематический контроль за реализацией генерального плана в части очередности нового жилищного и культурно-бытового строительства принятой этажности жилых зданий развития и реконструкции промышленных энергетических коммунально-складских и транспортных предприятий выполнения оздоровительных мероприятий по изменению профиля технологии и выводу объектов строительству газопылеулавливающих установок организации и озеленению санитарно-защитных зон. При проверке реализации генерального плана особое внимание должно быть обращено на своевременность проведения инженерной подготовки территории трассировки магистральных улиц и проездов строительства водопроводных и канализационных сетей и соответствующих очистных сооружений до начала строительства жилых и общественных зданий. Повседневный контроль следует осуществлять за строительством зданий культурно-бытового обслуживания и внешним благоустройством территории которые должны вестись одновременно со строительством и быть завершены до ввода в эксплуатацию жилых зданий и санитарно-оздоровительных объектов. С этой целью санэпидстанции не реже 1 раза в год осуществляют проверку хода реализации генплана а при обнаружении грубых нарушений выносят вопрос на рассмотрение исполкома. Результаты систематического контроля за ходом реализации генплана следует освещать в пояснительной записке к годовому отчету а при обсуждении на исполкоме - высылать копию его решения в вышестоящие санитарные организации. 5.5. В целях усиления надзора санэпидстанции союзных и автономных республик должны периодически осуществлять выборочный контроль за ходом реализации генеральных планов отдельных городов. По поручению ГСЭУ СЭУ республик возможен перекрестный взаимный контроль отдельных областей и городов. 5.6. Изменения генерального плана проектными и другими организациями в части объемов и сроков строительства границ выделенных территорий осуществления оздоровительных мероприятий должны быть обоснованы и представлены для рассмотрения в органы или учреждения государственного санитарного надзора. Если отступления и изменения от проекта генерального плана могут привести к ухудшению санитарной ситуации должны быть разработаны меры предотвращающие вредное влияние предлагаемых изменений на среду и условия жизни населения. При проектировании и строительстве таких объектов с нарушением генерального плана и гигиенических требований органы и учреждения государственного санитарного надзора обязаны приостанавливать проектные и строительные работы а в случае невыполнения предписаний привлекать виновных к судебной ответственности на основании прав изложенных в п. 9 "Положения о государственном санитарном надзоре". 5.7. При отводе участков под все виды пользования не предусмотренные генеральным планом и прочей проектной документацией органы санэпидслужбы обязаны потребовать от проектной организации или ведомства обоснования необходимости размещения данного объекта на территории города внимательно изучить и оценить их с учетом местных природно-климатических условий и сложившейся санитарной ситуации. При этом проектная организация обязана представить все необходимые материалы гарантирующие санитарную безопасность и безвредность данного объекта по его влиянию на окружающую среду и здоровье населения. Отвод участка оформляется специальным заключением хранящимся в санэпидстанции в соответствии с порядком установленным при выборе площадок для нового города см. раздел 4 настоящего документа . Приложение Таблица 1 ПРОМПРЕДПРИЯТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ КАК ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ------T------T---------T-------------------T------------------------------T------T---------T------T------T-----¬ ¦От- ¦На- ¦ Класс ¦Санитарно-защитная ¦ Характеристика выбросов ¦Наиме-¦Эффектив-¦Пер- ¦Пер- ¦При- ¦ ¦расль¦имено-¦вредности¦ зона в м ¦ в атмосферу ¦нова- ¦ность ¦спек- ¦спек- ¦меча-¦ ¦про- ¦вание ¦ по +------T----T-------+----T-----T------T-----T------+ние ¦очистки в¦тива ¦тива ¦ние ¦ ¦мыш- ¦пред- ¦СН-245-71¦согла-¦фак-¦требуе-¦сос-¦коли-¦орга- ¦не- ¦перио-¦очист-¦т/год ¦раз- ¦уст- ¦ ¦ ¦лен- ¦прия- ¦ ¦сно ¦ти- ¦мая по ¦тав ¦чест-¦низо- ¦орга-¦дич- ¦ных +----T----+вития ¦рой- ¦ ¦ ¦ности¦тия ¦ ¦СН- ¦чес-¦расче- ¦ ¦во в ¦ван- ¦низо-¦ность ¦соору-¦рас-¦фак-¦про- ¦ства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦247-71¦кая ¦там ¦ ¦т/год¦ные с¦ван- ¦выбро-¦жений ¦чет-¦ти- ¦извод-¦очист-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦возмож-¦ ¦ ¦ука- ¦ные ¦сов ¦ ¦ная ¦чес-¦ства ¦ных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦ ¦ ¦занием¦ ¦ ¦ ¦ ¦кая ¦ ¦соору-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рассеи-¦ ¦ ¦в тыс.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вания ¦ ¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------+---------+------+----+-------+----+-----+------+-----+------+------+----+----+------+------+-----+ L-----+------+---------+------+----+-------+----+-----+------+-----+------+------+----+----+------+------+------ Таблица 2 ЗОНАЛЬНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РАЙОНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОМПРЕДПРИЯТИЙ -------T-----T-----T---------------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦Наиме-¦Сезон¦Рас- ¦ Максимальные разовые концентрации вредных веществ ¦ ¦нова- ¦года ¦стоя-+-------------------T-------------------T-------------------T-------------------T-------------------+ ¦ние ¦ год ¦ния ¦ SO ¦ CO ¦ пыль ¦ сажа ¦ другие ¦ ¦пред- ¦ис- ¦в м ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прия- ¦сле- ¦от +------T----T-------+------T----T-------+------T----T-------+----T------T-------+------T----T-------+ ¦тия ¦дова-¦ис- ¦конц. ¦чис-¦% проб ¦конц. ¦чис-¦% проб ¦конц. ¦чис-¦% проб ¦чис-¦конц. ¦% проб ¦конц. ¦чис-¦% проб ¦ ¦ пром-¦ний ¦точ- ¦в мг/ ¦ло +---T---+в мг/ ¦ло +---T---+в мг/ ¦ло +---T---+ло ¦в мг/ +---T---+в мг/ ¦ло +---T---+ ¦комп- ¦ ¦ника ¦куб. м¦проб¦ 1 ¦ 5 ¦куб. м¦проб¦ 1 ¦ 5 ¦куб. м¦проб¦ 1 ¦ 5 ¦проб¦куб. м¦ 1 ¦ 5 ¦куб. м¦проб¦ 1 ¦ 5 ¦ ¦лекса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПДК¦ПДК¦ ¦ ¦ПДК¦ПДК¦ ¦ ¦ПДК¦ПДК¦ ¦ ¦ПДК¦ПДК¦ ¦ ¦ПДК¦ПДК¦ +------+-----+-----+------+----+---+---+------+----+---+---+------+----+---+---+----+------+---+---+------+----+---+---+ L------+-----+-----+------+----+---+---+------+----+---+---+------+----+---+---+----+------+---+---+------+----+---+----