МУ 2164-80

МУ 2164-80 Методические указания по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведений

Утверждаю Начальник Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР В.Е.КОВШИЛО 10 апреля 1980 г. N 2164-80 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ "Методические указания по гигиеническому контролю за проектированием строительством и эксплуатацией высших учебных заведений" разработаны докт. мед. наук В.И. Берзинь кафедра гигиены Рижского медицинского института . Методические указания касаются условий размещения вузов и учебно-научных комплексов функционального зонирования их территории гигиенических особенностей проектирования специализированных структурных подразделений вузов их планировки оснащения микроклимата условий видимости оснащения техническими средствами обучения. Настоящие Указания дополняют и разъясняют отдельные положения главы СНиП II-68-78 "Высшие учебные заведения. Нормы проектирования". Указания составлены на основании результатов специально проведенных исследований. Методические указания предназначены для органов санитарно-эпидемиологической службы работников проектных и строительных организаций и сотрудников высших учебных заведений. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Высокие темпы развития народного хозяйства в нашей стране предусмотренные решениями XXVI съезда КПСС требуют расширения подготовки высококвалифицированных специалистов строительства новых и реконструкции существующих высших учебных заведений. В процессе обучения студенты встречаются со многими производственными факторами. Интенсивность и длительность их воздействия ниже чем на промышленных предприятиях однако как показывают исследования сочетание этого воздействия с интенсивной умственной нагрузкой определяет не только уровень работоспособности но и состояние здоровья эффективность учебного процесса и труда студентов и сотрудников ВУЗов. Условия труда студентов определяются с одной стороны спецификой учебного процесса а с другой - материально-технической базой ВУЗов состояние которой во многом определяется качеством проектирования и строительства объектов. Здания ВУЗов в настоящее время проектируются в соответствии с главой СНиПа II-68-78 "Высшие учебные заведения. Нормы проектирования" и других его глав. Настоящие Методические указания разъясняют и дополняют основные положения этой главы регламентирующие условия размещения ВУЗов и учебно-научных комплексов функционального зонирования территории особенности проектирования учебных специализированных структурных подразделений планировку микроклимат освещение оснащение техническими средствами различных групп учебных помещений. Методические указания <*> разработаны доктором мед. наук В.И. Берзинь Рижский медицинский институт и предназначены для санитарных врачей архитекторов и сотрудников ВУЗов. -------------------------------- <*> Настоящие Указания распространяются на высшие учебные заведения всех типов: институты университеты академии высшие школы высшие училища консерватории. 1. Гигиенические требования к территории ВУЗов 1.1. Размещение высших учебных заведений в генеральном плане города определяется профилем и размерами ВУЗа. Университеты крупные технические и политехнические ВУЗы институты физической культуры следует размещать в зеленой зоне города или в пригороде. Малые и средние по вместимости ВУЗы педагогические экономические институты ВУЗы культуры и искусства можно размещать на селитебной территории города. Медицинские ВУЗы следует размещать на базе крупных больниц. Сельскохозяйственные институты - в пригороде на базе учебно-производственных хозяйств. ВТУЗы допустимо размещать на периферии промышленных зон. 1.2. На территории ВУЗа предусматриваются следующие основные зоны: учебно-научная с лабораторными корпусами аудиторными блоками и научно-исследовательскими подразделениями; хозяйственная с подсобными мастерскими гаражами складами и т.п.; жилая со студенческими общежитиями и домами для сотрудников; спортивная с закрытыми и открытыми спортивными сооружениями. Последние две зоны могут быть общими для нескольких ВУЗов. 1.3. Плотность застройки учебно-научной зоны должна быть в пределах 20 - 30%. Зонирование территории ВУЗа производится с учетом смежного размещения спортивной зоны с учебно-научной и жилой. Не менее 40% земельного участка ВУЗа отводится под озеленение. 1.4. В крупных ВУЗах и вузовских комплексах не допускается размещение учебных корпусов в одну вытянутую линию. Наиболее рационально размещение специализированных лабораторий в параллельно или периметрально стоящих корпусах. Максимально допустимое расстояние между учебными корпусами одного факультета не должно превышать 700 м. Для ВУЗов размещаемых в 1-м строительно-климатическом районе предусматриваются отапливаемые переходы между отдельными учебными зданиями. 1.5. При наличии магистральных дорог вблизи учебных зданий последние должны располагаться не менее чем в 50 м от границы проезжей части. Земельный участок высшего учебного заведения ограждается и не должен пересекаться транспортными магистралями. 2. Гигиенические требования к объемно-планировочным решениям ВУЗов 2.1. Здания ВУЗов следует проектировать с учетом их функционального назначения объединяя в планировочные группы: - общеинститутские помещения - ректорат административно-хозяйственные подразделения мастерские столовые корпуса общеинститутских кафедр общеинститутский аудиторный блок технический центр института центральная библиотека блок актового зала и клуба медицинский центр; - факультетские помещения - корпуса специализированных кафедр факультета факультетский аудиторный блок деканат; - корпуса научно-исследовательских подразделений могут примыкать или объединяться с учебными зданиями соответствующих факультетов ; - спортивные сооружения; - корпуса производственных складских хозяйственных и вспомогательных помещений; - жилые здания для студентов и сотрудников. Перечисленные структурные элементы необходимо размещать на территории ВУЗа в соответствующих функциональных зонах. 2.2. По характеру учебно-технологического процесса состоянию учебно-производственной среды влиянию ее на функциональное состояние организма студентов и виду их деятельности учебные помещения ВУЗов распределяются на 5 групп: I группа. Помещения общего назначения - лекционные и групповые аудитории читальные залы библиотек; II группа. Специализированные учебные помещения - лаборатории физические радиотехнические с вычислительной техникой с техническими средствами обучения лингафонные кабинеты лаборатории с точными измерительными приборами и с электро- и радиоаппаратурой залы курсового и дипломного проектирования; III группа. Учебные лаборатории-практикумы с выделением производственных вредностей - стеклодувные сварочные химические со средним и тяжелым машинным оборудованием ; IV группа. Лаборатории-практикумы со специальным технологическим оборудованием - технология пищевых продуктов химическая технология; обработка сырья металлов сплавов пластмасс; ядерные установки и т.п.; V группа. Спортивные помещения. 2.3. Поточные лекционные аудитории следует размещать в специализированных аудиторных блоках. В малых и средних ВУЗах допустимо размещение поточных аудиторий в торцевой части лабораторного блока на нижних этажах или в пристройке к нему. Изоляция лекционных аудиторий от лабораторий в этом случае достигается посредством холла или вестибюля. 2.4. Размеры площади учебных помещений I и II групп принимаются согласно таблице 1. Таблица 1 +---+----------------------------------------------+----------------------+ ¦ N ¦ Наименование помещений ¦Площадь на одно место ¦ ¦п/п¦ ¦ в кв. м ¦ +---+----------------------------------------------+----------------------+ ¦ ¦ I группа - помещения общего назначения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦Аудитория на 50 - 75 мест ¦1 5 ¦ ¦2 ¦-"- 100 мест ¦1 3 ¦ ¦3 ¦-"- 150 мест ¦1 2 ¦ ¦4 ¦-"- 200 мест ¦1 1 ¦ ¦5 ¦-"- 300 мест ¦1 1 ¦ ¦6 ¦-"- 400 мест ¦1 0 ¦ ¦7 ¦-"- 500 мест ¦0 9 ¦ ¦8 ¦Групповые аудитории на 25 мест ¦2 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ II группа - специализированные учебные ¦ ¦ ¦ ¦ помещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦Полугрупповые аудитории на 12 мест кабинеты с¦3 0 ¦ ¦ ¦вычислительной техникой лингафонные кабинеты ¦ ¦ ¦2 ¦Учебные кабинеты на 25 мест ¦2 2 ¦ ¦3 ¦Аудитории с обратной связью на 50 - 100 мест ¦1 8 ¦ ¦4 ¦Чертежные залы залы курсового и дипломного ¦3 6 ¦ ¦ ¦проектирования ¦ ¦ +---+----------------------------------------------+----------------------+ 2.5. Для обеспечения оптимальных условий видимости на меловой доске минимально допустимый угол рассматривания физиологически обоснованный должен составлять 35`. Допускается его уменьшение до 30` при этом площадь рабочей поверхности меловой доски для аудитории на 50 - 75 мест должна быть не менее 5 кв. м для аудитории на 100 - 150 мест - не менее 7 кв. м для аудитории на 200 и более мест - не менее 10 кв. м. Ширина меловой доски должна быть не менее 4 м в аудиториях до 100 мест и не менее 5 м в аудиториях вместимостью более 100 мест. При контроле за эксплуатацией аудиторий следует исходить из физиологически обоснованного минимального "угла рассматривания" меловой доски в 35`. При величине угла рассматривания 35` веерообразное размещение рабочих мест в аудиториях на 100 мест и более допустимо в пределах рабочего сектора с углом не более 110`. При соблюдении такой величины угла рабочего сектора приемлемой конфигурацией лекционных аудиторий может быть прямоугольная квадратная и трапецевидная. 2.6. Расстояние между оборудованием в аудиториях определяется условиями видимости объектов на меловой доске а также органометрическими требованиями и принимается в соответствии с таблицей 2 СНиП II-68-78; 3.23 . Ширина коридоров в учебных зданиях и переходов между ними должна быть не менее 2 2 м. Таблица 2 +---+-----------------------------------------------------+---------------+ ¦ N ¦ Расстояние между оборудованием ¦ Допустимые ¦ ¦п/п¦ ¦ величины см ¦ +---+-----------------------------------------------------+---------------+ ¦1 ¦От меловой доски до демонстрационного стола ¦100 ¦ ¦2 ¦От демонстрационного стола до пюпитров первого ряда в¦ ¦ ¦ ¦аудиториях: ¦ ¦ ¦ ¦- до 100 мест включительно ¦110 ¦ ¦ ¦- свыше 100 мест ¦250 ¦ ¦3 ¦От меловой доски до стола преподавателя ¦не менее 90 ¦ ¦4 ¦От меловой доски до первого ряда в аудиториях без ¦не менее 200 ¦ ¦ ¦демонстрационного стола ¦ ¦ ¦5 ¦От меловой доски до последнего ряда в аудиториях ¦не более 2000 ¦ ¦6 ¦Между аудиторными столами включая место для стульев ¦не менее 70 ¦ ¦7 ¦Между торцами столов в аудиториях до 50 мест ¦не менее 60 ¦ ¦8 ¦От пола до нижней кромки меловой доски ¦90 ¦ ¦9 ¦От пола до верхней кромки меловой доски в рабочем ¦не более 230 ¦ ¦ ¦положении ¦ ¦ +---+-----------------------------------------------------+---------------+ 2.7. Применение технических средств обучения в ВУЗах требует учета технических возможностей проекционной аппаратуры и соблюдения гигиенических рекомендаций по оптимальному ее использованию в лекционных и групповых аудиториях разной вместимости и размеров табл. 3 . С целью сохранения оптимальных условий в аудиториях вместимостью более 200 мест проекционную аппаратуру рекомендуется размещать в смежном помещении - аппаратной. При использовании препараторских для проекции "на просвет" их площадь и глубина принимаются в зависимости от вида аппаратуры. Расстояние от экрана до спинки первого ряда сидений должна быть не менее 3 м а до спинки последнего ряда - не более 20 м. Таблица 3 УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ВУЗОВ +-----------------+-----------+--------------+------------+---------------+ ¦Виды проекционной¦ Фокусное ¦ Максимальное ¦ Размеры ¦ Расстояние от ¦ ¦ аппаратуры ¦расстояние ¦ проекционное ¦ экрана м ¦экрана до 1-го ¦ ¦ ¦ м ¦расстояние м ¦ ¦ ряда м ¦ +-----------------+-----------+--------------+------------+---------------+ ¦1. Луч ¦18 ¦4 50 ¦110 х 80 ¦1 65 ¦ ¦2. Протон ¦75 ¦4 60 ¦208 х 142 ¦3 12 ¦ ¦3. Протон ¦100 ¦6 15 ¦208 х 141 ¦3 12 ¦ ¦4. Протон ¦150 ¦9 20 ¦208 х 141 ¦3 12 ¦ ¦5. Горизонт ¦78 ¦4 80 ¦209 х 142 ¦3 13 ¦ ¦6. ЛЭТИ 36 х 24 ¦92 ¦6 83 ¦260 х 170 ¦3 90 ¦ ¦7. ЛЭТИ 36 х 24 ¦122 ¦9 06 ¦260 х 170 ¦3 90 ¦ ¦8. ЛЭТИ 36 х 24 ¦143 ¦10 00 ¦260 х 170 ¦3 90 ¦ ¦9. Украина-4 ¦35 ¦8 75 ¦240 х 180 ¦3 60 ¦ ¦10. Украина-4 ¦50 ¦12 50 ¦240 х 180 ¦3 60 ¦ ¦11. Украина-4 ¦65 ¦16 25 ¦240 х 180 ¦3 60 ¦ ¦12. КПТ-2 ¦110 ¦16 60 ¦320 х 230 ¦4 80 ¦ ¦13. Черноморец ¦35 ¦12 75 ¦350 х 261 ¦5 25 ¦ ¦14. Черноморец ¦50 ¦10 25 ¦350 х 261 ¦5 25 ¦ ¦15. Черноморец ¦65 ¦23 70 ¦350 х 261 ¦5 25 ¦ +-----------------+-----------+--------------+------------+---------------+ 2.8. При проектировании учебных лабораторий и практикумов со специальным учебно-технологическим оборудованием III и IV группы следует руководствоваться нормами СНиП для предприятий соответствующих отраслей промышленности и народного хозяйства. В указанных помещениях предусматривается защита от газовыделений шума вибрации ионизирующих излучений электромагнитных полей избыточных низких или высоких температур и т.п. согласно установленным соответствующими документами нормативам. 2.9. Помещения научно-исследовательских подразделений проектируются в соответствии с инструкцией по проектированию зданий научно-исследовательских учреждений. 2.10. Закрытые спортивные помещения и сооружения для ВУЗов проектируются в соответствии с главой СНиП II-76-78 по проектированию спортивных сооружений. Размещение крытых спортивных сооружений над учебными помещениями не допускается. 2.11. Спортивные помещения ВУЗов должны размещаться в специальных корпусах. Размеры и количество спортивных залов принимаются согласно таблице 4. Для ВУЗов или группы ВУЗов с контингентом более 10 тыс. студентов допускается устройство легкоатлетических манежей и бассейна для плавания с ванной 50 х 25 м. Таблица 4 +--------------------------------+-----------+----------------------------+ ¦ Виды спортивных помещений ¦Размеры м ¦ Количество залов при ¦ ¦ ¦ ¦ расчетном числе студентов ¦ ¦ ¦ ¦ тыс. чел. ¦ ¦ ¦ +----+----+---+----+----+----+ ¦ ¦ ¦до 2¦ 4 ¦ 6 ¦ 8 ¦ 10 ¦ 12 ¦ +--------------------------------+-----------+----+----+---+----+----+----+ ¦Универсальный зал для спортивных¦36 х 18 х 8¦2 ¦2 ¦3 ¦3 ¦4 ¦4 ¦ ¦игр и гимнастики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Универсальный зал для спортивных¦42 х 24 х 8¦- ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦2 ¦ ¦игр с местами для зрителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Универсальный специализированный¦24 х 15 х 7¦- ¦1 ¦2 ¦3 ¦4 ¦4 ¦ ¦зал для борьбы фехтования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бокса и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Зал занятий специальных ¦18 х 12 х 4¦- ¦- ¦1 ¦2 ¦2 ¦3 ¦ ¦подготовительных групп ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+-----------+----+----+---+----+----+----+ 2.12. Количество открытых спортивных сооружений ВУЗов принимается согласно таблице 5. Открытые спортивные сооружения не должны размещаться со стороны окон учебных и библиотечных помещений. От окон остальных помещений ВУЗов спортивные площадки должны размещаться на расстоянии не менее 20 м. Допускается предусматривать лыжные базы с необходимым инвентарем на 20% студентов дневной формы обучения. Для ВУЗов размещенных в IV строительно-климатическом районе допускается устройство открытых бассейнов с подогревом воды. Таблица 5 +---------------------------------+------------------------------+ ¦ Виды спортивных сооружений ¦Количество спортсооружений при¦ ¦ ¦расчетном количестве студентов¦ ¦ ¦ тыс. человек ¦ ¦ +-----+----+----+----+----+----+ ¦ ¦до 2 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 8 ¦ 10 ¦ 12 ¦ +---------------------------------+-----+----+----+----+----+----+ ¦Спортивное ядро с полем для ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦ ¦футбола и беговой дорожкой 400 м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Площадка для волейбола ¦3 ¦3 ¦4 ¦6 ¦7 ¦9 ¦ ¦Площадка для баскетбола ¦2 ¦2 ¦3 ¦4 ¦5 ¦6 ¦ ¦Площадка для тенниса ¦2 ¦2 ¦2 ¦4 ¦4 ¦4 ¦ +---------------------------------+-----+----+----+----+----+----+ 2.13. Общая площадь служебных помещений ВУЗов ректорат учебная часть деканаты административно-хозяйственные помещения и др. принимается в зависимости от численности контингента студентов: студентов не менее 1000 - по 1 0 кв. м на 1 студента -"- 1000 - 2000 - по 0 8 -"- -"- 2000 - 4000 - по 0 7 -"- -"- 4000 - 6000 - по 0 6 -"- -"- 6000 - 10000 - по 0 5 -"- -"- 10000 - 12000 - по 0 4 -"- В составе каждой кафедры предусматривается: кабинет заведующего кафедры - 18 кв. м методический кабинет - 54 кв. м кабинеты для преподавателей из расчета по 4 кв. м на одного преподавателя. 2.14. Столовые и буфеты высших учебных заведений проектируются в соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий общественного питания. Количество буфетов в зданиях общежитий принимается в соответствии с главой СНиП II-Л.1-71. "Жилые здания". Столовые ВУЗов следует размещать в отдельных зданиях. Наибольшее расстояние от учебно-производственных помещений до столовых не должно превышать 500 м. 2.15. Общее количество посадочных мест в столовых ВУЗов должно составлять 20% расчетного контингента студентов. В том числе: в столовых для студентов и сотрудников - 13% в столовых для сотрудников - 1% в диетических столовых - 2% в буфетах для студентов - 3% в буфетах для сотрудников - 1% Количество посадочных мест в одном зале буфета должно быть не более 50. 2.16. Для студентов и сотрудников ВУЗов с контингентом 8000 студентов и более предусматривается поликлиника. В ВУЗах с контингентом до 8000 студентов должен быть медицинский пункт состоящий из: кабинета заведующего медпунктом и дежурной медсестры терапевтического кабинета с приемной и помещением для ожидающих зубоврачебного кабинета процедурной физиотерапевтического кабинета. Площадь указанных помещений принимается по 18 кв. м. В ВУЗах с контингентом студентов более 4000 площадь терапевтического и физиотерапевтического кабинетов и процедурной увеличивается до 36 кв. м. Для туалета следует выделять помещение на 2 - 4 унитаза с умывальником. В составе медпунктов консерваторий и музыкальных факультетов должен быть фониатрический кабинет площадью 54 кв. м. В учебных корпусах ВУЗов допускается размещение аптечного киоска. 3. Естественное и искусственное освещение учебных помещений ВУЗов 3.1. Учебные помещения ВУЗов должны иметь непосредственное естественное освещение качественные и количественные показатели которого принимаются в соответствии с главой СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования". Объемно-планировочные решения аудиторий и лабораторий ВУЗов и размещение в них учебно-технологического оборудования должны обеспечить боковое левостороннее естественное освещение рабочей поверхности. В поточных лекционных аудиториях на 200 и более мест необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов. 3.2. Размещение залов курсового и дипломного проектирования чертежных и рисовальных залов производится с учетом их ориентации на С СВ СЗ. Для остальных видов учебных помещений допускается свободная ориентация светопроемов. Солнцезащитные устройства рассчитываются в зависимости от климатического района и ориентации помещений. 3.3. Помещения используемые в качестве рекреаций обеспечиваются естественным освещением. При освещении коридора с одного торца длина коридора не должна превышать 24 м а при освещении с обоих торцов - не более 60 м. Расстояние между "световыми карманами" и коридорах принимается не более 30 м. 3.4. Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях принимаются не менее: стены - 0 6 двери - 0 7 потолок - 0 7 оконные переплеты - 0 7 полы - 0 25 мебель и оборудование - 0 35 3.5. Физиологически обоснованный минимальный коэффициент естественной освещенности КЕО на рабочих местах в наиболее удаленной от окон точке в лекционных и групповых аудиториях составляет 2 5% для помещений. Указанная величина КЕО. может быть обеспечена только за счет верхнего света. При боковом освещении минимально допустимая величина КЕО составляет 1 5%. 3.6. Искусственное освещение в аудиториях читальных залах и лабораториях ВУЗов должно обеспечивать на рабочих местах не менее 300 лк при использовании люминесцентных ламп СНиП II-4-79 . Оптимальный уровень освещенности на рабочих местах студентов составляет 600 лк. В кабинетах преподавателей искусственная освещенность от общего освещения должна быть не менее 200 лк с обязательным дополнительным местным освещением; в залах курсового и дипломного проектирования а также в чертежных залах требуется 500 лк в спортивных залах - 400 лк. 4. Воздушно-тепловой режим в помещениях разного назначения 4.1. Расчетные температуры воздуха в отопительный сезон в учебных помещениях разного назначения принимаются согласно СНиП II-68-78 таблица 6 . Таблица 6 +---+---------------------------------+-----------------------------------+ ¦ N ¦ Назначение помещений ¦ Температура <*> воздуха `С ¦ ¦п/п¦ +-----------+-----------+-----------+ ¦ ¦ ¦Допустимые ¦Оптимальные¦ Расчетная ¦ ¦ ¦ ¦ пределы ¦ параметры ¦температура¦ ¦ ¦ ¦ колебаний ¦ ¦ ¦ +---+---------------------------------+-----------+-----------+-----------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ +---+---------------------------------+-----------+-----------+-----------+ ¦ ¦ I группа - помещения общего ¦20 - 21 ¦20 ¦18 ¦ ¦ ¦ назначения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦Поточные лекционные аудитории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ¦Читальные залы библиотек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3 ¦Учебные кабинеты на 25 мест ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4 ¦Чертежные и рисовальные залы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5 ¦Залы курсового и дипломного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проектирования на 50 мест ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ II группа - специализированные ¦19 - 21 ¦20 ¦20 ¦ ¦ ¦ лаборатории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦Физические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ¦Радиотехнические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3 ¦С точной измерительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аппаратурой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4 ¦С электро- и радиоаппаратурой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5 ¦Кабинеты с вычислительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦техникой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6 ¦Кабинеты с техническими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средствами обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7 ¦Лингафонные кабинеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ III группа - лаборатории ¦17 - 18 ¦17 ¦16 ¦ ¦ ¦ с выделением производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вредностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦Химические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ¦Стеклодувные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3 ¦Сварочные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4 ¦Практикумы с машинным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оборудованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ IV группа - лаборатории ¦ ¦ ¦ ¦ со специальным технологическим ¦ ¦ ¦ ¦ оборудованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦Технология пищевых продуктов ¦Принимается в соответствии с ¦ ¦2 ¦Химическая технология ¦технологическим заданием и нормами ¦ ¦3 ¦Обработка сырья металлов ¦СНиП для предприятий соответствую- ¦ ¦ ¦сплавов ¦щих отраслей промышленности и ¦ ¦4 ¦Ядерные установки и пр. ¦отраслей народного хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ V группа - спортивные помещения ¦12 - 14 ¦14 ¦14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Служебные помещения: ¦20 - 22 ¦20 ¦18 ¦ ¦ ¦ общественные организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вспомогательные помещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ книгохранилища фотолаборатории¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Гардероб вестибюли рекреации ¦16 - 18 ¦16 ¦16 ¦ +---+---------------------------------+-----------+-----------+-----------+ -------------------------------- <*> При относительной влажности воздуха 30 - 60% и скорости движения воздуха до 0 15 м/сек. 4.2. Кратность воздухообмена на одно рабочее место в учебных помещениях I и II групп предусматривается не менее 30 куб. м воздуха. В лабораториях и практикумах с выделением производственных вредностей предусматривается подача не менее 90% от общего расчетного объема приточного воздуха остальное количество воздуха подается в коридоры. При наличии в лабораториях вытяжных шкафов вытяжка осуществляется через них. 4.3. Скорость движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов принимается в зависимости от ПДК выделяемых химических веществ: 1 0 - 1 5 м/сек. при ПДК менее 0 1 мг/куб. 0 6 - 1 0 м/сек. при ПДК от 0 1 до 10 мг/куб. м 0 5 м/сек. при ПДК более 10 мг/куб. м. 4.4. В моечных помещениях и лабораториях без вытяжных шкафов обеспечивается приток свежего воздуха в объеме 4 куб. м/час вытяжка 6 куб. м/час на человека. В вестибюлях и рекреациях предусматривается приток воздуха по 2 куб. м/час на человека. Вытяжка из служебных помещений должна составлять 1 куб. м/час на человека. В остальных помещениях кратность воздухообмена принимается по расчету в соответствии с технологическим заданием. 4.5. Вытяжные и приточные вентиляционные системы в специализированных лабораториях практикумах и поточных аудиториях должны иметь пульт дистанционного управления контроля за их работой. 4.6. Оконные переплеты во всех видах учебных помещений должны иметь открывающиеся створки фрамуги и форточки в верхней зоне окна. 4.7. У входных дверей высших учебных заведений рекомендуется проектировать воздушно-тепловые завесы в соответствии с главой СНиП II-33-75 "Отопление вентиляция и кондиционирование воздуха". 5. Санитарное содержание территории и помещений ВУЗов 5.1. Территория ВУЗа должна использоваться студентами и сотрудниками в качестве дополнительных рекреаций во время перерывов между занятиями и для проведения спортивных игр на площадках спортивной зоны. Во все сезоны года необходимо организовывать очистку территории ВУЗа. В летний период проводятся мероприятия по уходу за зелеными насаждениями дорожками площадками. Зимой дорожки и площадки очищаются от снега. 5.2. Полы мебель подоконники оборудование в помещениях ВУЗов подлежат влажной уборке 3 - 4 раза в неделю. Санузлы периодически дезинфицируются 10% раствором хлорной извести. 5.3. Спортивные помещения проветриваются после каждого занятия. Инвентарь и мебель подвергаются влажной уборке. Занятия в спортивных помещениях допускаются только в спортивных костюмах и спортивной обуви. 5.4. Административно-хозяйственная часть обеспечивает регулярный контроль за осветительной аппаратурой и приборами по обеспечению воздушно-теплового режима. Очистка светильников осуществляется не реже одного раза в 3 месяца. 5.5. Администрация и общественные организации ВУЗа обязаны содействовать соблюдению оптимальных условий во всех помещениях. При этом необходимо руководствоваться Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" 19 июля 1979 г. и Приказом N 438 5 мая 1978 г. Министерства высшего и среднего специального образования СССР "О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений". 5.6. Санитарный надзор за условиями обучения труда быта и отдыха студентов возлагается на персонал медпунктов ВУЗов и местные санитарно-эпидемиологические станции.