НАОП 1.3.10-5.02-88

НАОП 1.3.10-5.02-88 Типовая инструкции по охране труда при эксплуатации внутризаводского транспорта

МИНИСТЕРСТВО ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 14.11.88г. №17-1-9/535 Руководителям Главных управлений и управлений В0"Союзреактив" предприятий и организаций Минхимпрома О вводе Типовой инструкции по охране труда при эксплуатации внутризаводского транспорта Примите к сведению и руководству утвержденную Минхимпромом Типовую инструкцию по стране труда при эксплуатации внутризаводского транспорта ВНЭ 29-88/ Минхимпром Типовая инструкция по охране труда при эксплуатации внутризаводского транспорта вводится в действие с 1 марта 1989 года. Прошу обеспечить строгое соблюдение требований предусмотренных настоящей Типовой инструкцией. Приложение: Типовая инструкция ..- Первый заместитель начальника  Управления охрани труда техники  безопасности и горногазоспасательных  частей                                                       В.Т.Гаврилов ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА В Н Э 29-88 Минхимпром СССР УТВЕРЖДЕНА Министерством химической промышленности СССР 27 октября 1988 г. РАЗРАБОТАНА Всесоюзным научно-исследовательским институтом техники безопасности в химической промышленности Министерства химической промышленности СССР Директор института В .И.Жуков Руководитель работы Э.Н.Иовенко ИСПОЛНИТЕЛИ В.И.Кузьменко С.Я.Тарасенко ВНЕСЕНА Управлением охраны труда техники безопасности и горногазоспасательных частей Минхимпрома СССР С введением в действие настоящей Типовой инструкции утрачивает силу "Типовая инструкция по технике безопасности для водителей электрокаров и Электропогрузчиков грузоподъемностью до 3 тонн" утвержденная Минхимпромом СССР С сентября 1972 г. Министерство химической промышленности СССР Минхимпром СССР  Ведомственные нормы В Н Э 29-88 Типовая инструкция по охране труда при эксплуатации внутризаводского транспорта Минхимпром СССР ; 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая Инструкция обязательна для всех предприятий и организаций химической промышленности осуществляющих на закрепленной территории эксплуатацию самоходного безрельсового колесного транспорта: автомобилей различных тип и марок авто- и электропогрузчиков авто- и электрокаров и лесных тракторов грузовых мотоциклов мотороллеров и велосипедов. 1.2.В Инструкции не приведены требования безопасности при эксплуатации транспортных средств и выполнении отдельных видов работ сварочных вулканизационных шиномонтажных окрасочных зарядки и ремонта аккумуляторных батарей и др. изложенные в Правилах дорожного движения Правилах устройства электроустановок Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилах техники безопасности при эксплуатации электроустановок Потребителей стандарт системы стандартов безопасности труда и др. документах которыми следует руководствоваться наряду с настоящей Инструкцией. 1.3. Инструкция регламентирует: требования к работающим и их ответственность при эксп/ аташга внутризаводского транспорта; Внесена Управлением охраны труда техники безопасности и горногазоспасательных частей Минхимпрома СССР Утверждена Минхимпромом CCCР 27 октября 1988 г. Срок введения в действие с 1 марта 1989г. "Перечень основных нормативно-технических документов приведен в приложении № 1 требования безопасности при подготовке внутризаводского транспорта к работе; требования безопасности при работе внутризаводского транспорта на линии; требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте внутризаводского транспорта. 1.4. Выбор вида транспортного средства определяется условиями его эксплуатации габаритами весом объемами перевозимого груза и объемами перевозок. 1.5. С целью унификации операций технического обслуживания и ремонта а также более квалифицированной эксплуатации транспортных средств на линии подвижной состав внутризаводского транспорта предприятия целесообразно оснащать машинами однотипных марок.  1.6. К управлению внутризаводским транспортом допускаются лица не моложе 18 лет прошедшие предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр обученные безопасным методам труда имеющие допуск к самостоятельной работе и удостоверение на право управления указанным транспортным средством а также талоны предупреждения о нарушении правил техники безопасности. Водитель который выполняет функции стропальщика должен иметь соответствующее удостоверение. К управлению транспортными средствами с электрическим приводом электропогрузчиками электрокарами электромобилями и т.п. допускаются водители имеющие квалификационную группу допуска по электробезопасности не ниже второй.   1.7. Водители а также работники занятые обслуживанием транспортных средств проходят инструктаж обучение и проверку знаний по технике безопасности в соответствии с требованиями Положения о порядке проведения инструктажа обучения и проверки знаний по технике безопасности работающих на предприятиях в организациях и учреждениях Минхимпрома. В процессе стажировки водителей должно быть предусмотрено обучение безопасным методам работы ознакомление с маршрутами движения и опасными участками трасс на территории предприятия. Примечание. В программу обучения следует также включать изучение схемы организации движения транспортных средств и пешеходов отдельных требований Правил дорожного движения относящихся к конкретному транспортному средству например наличие на водителе при движении на мотоцикле застегнутого мотошлема проезд перекрестков буксировка транспортных средств и др. .  1.8. В случае перевода водителя с одного вида транспортного средства на другой он должен пройти стажировку и проверку знаний по управлению этим видом транспортного средства.  1.9 Общее руководство по организации безопасной эксплуатации внутризаводского транспорта на предприятии в организации осуществляет заместитель директора по транспорту а при отсутствии указанной должности - один из заместителей директора или другое лицо на которое приказом по предприятию возложены эти функции.  1.10. Непосредственное руководство организацией работы по охране труда при эксплуатации внутризаводского транспорта возлагается на начальника транспортного цеха участка а при закреплении транспортных средств за производственными цехами - на начальников этих цехов. 1.11. Подготовку планов графиков периодических осмотров технического обслуживания и ремонта транспортных средств заявок на их ремонт специализированными организациями а также  на приобретение материалов запасных частей инструмента и измерительных приборов осуществляет механик транспортного цеха или цеха которому принадлежит транспортное средство а на транспортные средства с электрическим приводом - энергетик или лицо выполняющее его функции. 1.12. Водитель транспортного средства является ответственным за правильное расположение и надежность крепления груза а также за соответствие веса груза грузоподъемности транспортного средства. 1.13. Если транспортное средство выделяется для определенного вида работ а также при использовании его в вечернее и ночное время ответственность за безопасную эксплуатацию транспортного средства возлагается на руководителя этих работ начальника смены мастера и т.п. . 1.14. Перед выездом на линию диспетчер транспортного цеха механик цеха должен предупредить водителя об установившихся или возможных неблагоприятных метеорологических условиях на линии тумане гололеде снегопаде пыльной буре напомнить ему о соблюдении особой осторожности при работе; в путевом листе сделать отметки штамп и подпись об изменении метеорологических и дорожных условий. 1.15. На каждом предприятии в организации должна быть разработана схема организации движения транспортных средств и пешеходов и утверждена лицом указанным в п. 1.9 настоящей Инструкции. Лицо утверждающее указанную схему устанавливает круг лип и служб с которыми она согласовывается. 1.16. При разработке схемы организации движения транспортных средств в пешеходов учитываются опасные участки возможность проезда транспортных средств с негабаритным грузом интенсивность движения транспортных средств и пешеходов возможность беспрепятственного проезда спецтранспорта в случае аварии пожара и т.п. На схеме соответствующими знаками указываются номера дорог разрешенные и запрещенные направления движения места поворотов въездов выездов остановок стоянок транспортных средств а также пути следования пешеходов. 1.17. При использовании транспортных средств в производственных помещениях следует разрабатывать внутрицеховые схемы организации движения транспортных средств и пешеходов. 1.18. Число дорожных знаков и указателей а также места их установки должны соответствовать Правилам дорожного движения и обосновываться принятой схемой организации движения транспортных средств и пешеходов. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К РАБОТЕ НА ЛИНИИ 2.1. К эксплуатации допускаются транспортные средства выпускаемые как правило промышленными предприятиями. Разрешается также эксплуатировать транспортные средства модернизированные или изготовленные силами предприятия по проектам согласованным в установленном порядке. 2.2. Получаемые предприятием новые транспортные средства должны быть полностью укомплектованы в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. 2.3. Для каждого транспортного средства поступающего на предприятие с завода-изготовителя ремонтного завода или с другого предприятия должен составляться акт приемки который является основанием для включения транспортного средства в списочный состав транспортных средств предприятия. 2.4. При несоответствии технического состояния отдельных агрегатов и узлов поступившего на предприятие транспортного средства условиям или требованиям инструкции завода-изготовителя а также при отсутствии указанных в заводской спецификации приборов или другого оборудования принимающее предприятие имеет право требовать от сдающего устранения выявленных недостатков или отказаться от приемки данного транспортного средства. При этом оформляется акт. 2.5. Автоцистерны и прицепы предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся горючих жидкостей и сжиженных газов должны иметь отводы зарядов статического электричества. 2.6. Вновь поступающие на предприятия транспортные средства в том числе и после капитального ремонта проходят обкатку согласно инструкциям заводов-изготовителей и ремонтных предприятий. После проведения обкатки составляется акт. 2.7. В случае доставки вновь поступающих на предприятие транспортных средств своим ходом водители должны соблюдать требования инструкций завода изготовителя или ремонтного предприятия. 2.8 Каждому поступающему на предприятие транспортному средству должен быть присвоен инвентарный регистрационный номер который наносится краской на видных местах дверях кабины боковых стенках капота и т.п. . На транспортных средствах принадлежащих отдельным цехам на видных местах наносится также наименование номер цеха. 2.9. Транспортные средства предназначенные для эксплуатации на внутризаводской территории предприятия подлежат обязательным техническим осмотрам - один раз в год. 2.10. Технический осмотр проводится комиссией в составе: заместителя директора по транспорту или другого лица указанного в п. 1.9. настоящей Инструкции инженера по безопасности движения инженера отдела охраны труда и техники безопасности механика транспортного цеха или цеха которому принадлежит данное транспортное средство энергетика при техническом осмотре транспортных средств»с электрическим приводом . 2.11. Распоряжением начальника подразделения цеха все транспортные средства закрепляются за определенными водителями бригадой водителей которым они передаются по акту. 2.12. Перед выездом на линию а также при смене водителя техническое состояние транспортного средства проверяется механиком мастером или другим лицом ответственным за безопасную эксплуатацию транспортного средства совместно с водителем закончившим смену и водителем приступившим к работе. Исправность транспортного средства подтверждается соответствующей записью в путевом листе а для транспортных средств используемых внутри производственных помещений в журнале учета выдачи приема транспортных средств приложение 2 . 2.13. Транспортное средство выпускаемое на линию должно быть в полной технической исправности основные требования которой заключаются в следующем: техническое состояние двигателя должно обеспечивать его надежную и экономичную работу во всех эксплуатационных режимах; агрегаты трансмиссии должны обеспечивать плавную передачу без повышенного шума стуков и рывков крутящего момента от двигателя к ведущим колесам при нагрузке и скорости движения допустимых для данного транспортного средства по технической характеристике; рулевое управление должно обеспечить легкость и надежность управления транспортным средством при движении с различными скоростями в различных дорожных условиях; тормоза должны обеспечивать плавную и надежную остановку транспортного средства на длине тормозного пути установленной Правилами дорожного движения; техническое состояние ходовой части передняя ось рама подвеска шины колеса должно обеспечивать надежность крепления деталей рулевого управления и ходовой части правильность установки и надежность крепления всех агрегатов. Подвески должны обеспечивать гашение колебаний при погрузке и движении транспортного средства. Состояние шин и колес должно обеспечивать надежность и безопасность движения с установленной скоростью и легкость управления; электрооборудование должно обеспечивать надежный пуск двигателя безотказное действие освещения сигнализации и электрических контрольных приборов; техническое состояние кабины и рабочего места водителя должно обеспечивать нормальные условия для работы водителя в различное время года; окраска опасных при эксплуатации элементов транспортного средства должна соответствовать ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности".   2.14. Перед выездом на линию водитель должен проверить: исправность тормозов рулевого управления сигнальных устройств грузозахватных и грузоподъемных устройств; наличие тормозной жидкости в тормозной системе; отсутствие подтекания горючего масла электролита воды; укомплектованность приспособлениями инструментом огнетушителями; состояние шин давление в них; наличие и исправное состояние плавких предохранителей; наличие и надежность крепления крышки аккумуляторных батарей; механизм подъема и наклона исправность гидропривода; наличие и исправность фиксаторов вилочного захвата и пр. Примечание. При осмотре авто- и электропогрузчиков вилы должны быть опушены до нижнего положения. В случае осмотра частей погрузчика расположенных под вилочным захватом необходимо захват устанавливать на подставку для предотвращения его самопроизвольного опускания. 2.15. При выявлении несоответствия транспортного средства требованиям Правил дорожного движения и технической неисправности водитель не имеет права выезжать на линию а администрация не имеет права принудить водителя к выезду на линию в соответствии со статьей 12 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г. № 8918-х . 2.16. Перед выездом на линию водитель обязан пройти предрейсовый медицинский контроль с соответствующей отметкой в путевом листе или журнале учета выдачи приема транспортных средств. 2.17. При выезде на линию водитель обязан иметь при себе следующие документы: удостоверение на право управления данным транспортным средством оформленный в установленном порядке путевой лист. Водитель транспортного средства оборудованного грузоподъемным устройством если выполняет функции крановщика должен дополнительно иметь удостоверение на право эксплуатации грузоподъемных механизмов. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ЛИНИИ 3.1. Работа внутризаводского транспорта на территории предприятия должна осуществляться в соответствии с утвержденной схемой движения. 3.2. Выезд на линию и работа на транспортном средстве не имеющем инвентарного регистрационного номерного знака наименования номера цеха запрещается. 3.3. По первому требованию работников службы безопасности движения или лиц ответственных за эксплуатацию и техническую исправность транспортных средств а также работников отдела охраны труда и техники безопасности общественных инспекторов по охране труда водитель должен предъявить документы перечисленные в п.2.17 настоящей Инструкции. При выявлении нарушений правил дорожного движения делается соответствующая отметка в талоне предупреждения и сообщается руководителю транспортного цеха или руководителю цеха участка которому принадлежит транспортное средство. 3.4. При эксплуатации транспортного средства во взрывопожароопасных производствах должна быть обеспечена взрывопожаробезопасность автотранспорт и тракторы должны быть оборудованы специальными искрогасителями; рабочие поверхности грузозахватных устройств должны быть выполнены из материалов исключающих искрообразование и т.п. . 3.5. При запуске двигателя транспортное средство должно быть заторможено стояночным тормозом а рычаг переключения передач должен находиться в нейтральном положении. 3.6. Запуск двигателя транспортного средства следует производить с помощью специального ключа зажигания ключа контактного замка питания стартера. Использовать для запуска пусковую рукоятку может только водитель причем он должен поворачивать ее снизу вверх. Запрещается производить запуск двигателя за счет использования движения транспортного средства под уклон. 3.7. При запуске двигателя колесного трактора при помощи шнура запрещается наматывать его на руку. "4 3.8. Максимальная скорость движения транспортных средств по территории предприятия устанавливается руководством предприятия в зависимости от состояния и протяженности транспортных путей интенсивности грузовых и пешеходных потоков типов транспортных средств специфики перевозимых грузов и т.д. 3.9. Максимальная скорость движения транспортных средств по территории предприятия должна быть согласована со службой безопасности движения а при ее отсутствии - со службой охраны труда и техники безопасности. В производственных помещениях максимальная скорость движения транспортных средств не должна превышать 5 км/ч. 3.10. Скорость движения транспортных средств при въезде и выезде из ворот на перекрестках переездах поворотах с ограниченной обзорностью при разворотах и. т.д. должна быть минимальной и обеспечивать безопасность движения. При плохой обзорности места разворота маневрирование должно осуществляться по команде второго лица. 3.11. При движении водитель должен подавать предупреди- тельный звуковой сигнал во всех случаях когда имеется опасность травмирования людей или неожиданной встречи с транспортным средством на поворотах перед началом движения в производственных помещениях при выезде из ворот и въезде при выезде из-за угла зданий обгонах объездах и т.п. . При движении внутри цехов с высоким уровнем шума звуковой сигнал должен подаваться часто и прерывисто. После подачи звукового сигнала водитель обязан убедиться что его сигнал воспринят. 3.12. При движении электропогрузчика с грузом или без груза необходимо раму подъемника устанавливать в положение при котором вилы должны быть подняты от пола земли на высоту 200-300 мм а рама полностью наклонена назад. 3.13. При эксплуатации электрифицированного транспортного средства в условиях ограниченного маневра и на малых участках пути 1-2 метра следует производить кратковременное включение контролера с последующим быстрым его отключением. 3.14. Дистанция между движущимися транспортными средствами должна составлять не менее 10 м. 3.15. Расстояние между движущимся транспортным средством и станками трубопроводами и другим оборудованием должно быть не менее 0 5 м а при наличии в этой зоне людей -не менее 1 м. 3.16. Если на пути движения встречаются переносные лестницы подмостки и другие приспособления с работающими на них людьми водитель должен остановить транспортное средство и потребовать освободить путь. 3.17. Не допускается остановка транспортного средства на уклонах подъемах железнодорожных переездах перекрестках в местах интенсивного движения людей и т.д. В случае вынужденной остановки на уклоне водитель должен отключить двигатель затормозить транспортное средство стояночным тормозом и поставить упоры со стороны уклона.  3.18. Оставляя транспортное средство водитель должен выключить двигатель и принять меры исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя. 3.19. Водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицам не указанным в путевом листе и не имеющим удостоверения на право управления данным транспортным средством. 3.20. При эксплуатации электрифицированного транспортного средства запрещается для остановки машины переводить контролер на обратный ход. Остановка должна производиться выключением контролера и включением тормоза. 3.21. Перед выключением двигателя колесного трактора рычаг всережимного регулятора необходимо перевести на пониженный скоростной режим. 3.22. При выходе из кабины на проезжую часть дороги водитель должен предварительно убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств в обоих направлениях. 3.23. Перед началом движения задним ходом водитель должен убедиться что поблизости нет каких-либо препятствий людей и движущихся навстречу или обгоняющих его транспортных средств после этого следует подать звуковой сигнал и начать движение. 3.24. При движении задним ходом в условиях ограниченной видимости должен быть выделен человек для подачи сигналов водителю о возможности перемещения транспортного средства.  3.25. При движении транспортных средств с прицепами на поворотах следует двигаться по дуге большого радиуса а при движении задним ходом необходимо зафиксировать переднюю ось прицепа стопорным устройством. 3.26. При эксплуатации автомобиля-цистерны емкость которой заполнена менее чем на 75% водитель обязан на поворотах снижать скорость до минимальной. 3.27. Запрещается применять транспортные средства для от- . рыва примерзшего или закрепленного каким-либо образом груза а также для буксировки узлов конструкций оборудования и других грузов. 3.28. Перевозка людей на транспортных средствах должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения. 3.29. При эксплуатации электро- и автопогрузчиков запрещается перевозить поднимать и опускать людей на грузозахватных и навесных устройствах и поддонах. 3.30. Запрещается движение транспортного средства при нахождении людей на его подножках бортах крыльях буферах.   3.31. При авариях и несчастных случаях водитель должен немедленно остановить транспортное средство оказать помощь пострадавшему и сообщить о случившемся дежурному диспетчеру по предприятию и непосредственному руководителю. 3.32. Эксплуатация транспортного средства при температуре ниже допустимой техническим паспортом запрещается. 3.33. При движении в условиях гололеда на ведущие колеса следует надевать цепи противоскольжения. 3.34. Запрещается проезд на велосипедах по территории предприятия при гололеде и наличии снежного покрова. 3.35. При обнаружении неисправностей транспортного средства требующих немедленного устранения и технической возможности проведения ремонта непосредственно на линии продувки системы питания монтажа и демонтажа шин смены колес устранения неисправностей в системе освещения замены плавких предохранителей подтяжки крепежных болтов и т.п. водитель обязан остановить транспортное средство с обязательным использованием стояночного тормоза а при необходимости проведения ремонта на уклонах дорог - подложить под колеса транспортного средства не менее двух упоров башмаков и выполнять ремонтные работы с соблюдением правил техники безопасности и в соответствии с требованиями раздела 4 настоящей Инструкции. Водитель транспортного средства совершившего вынужденную остановку вне специальной площадки для стоянки должен обозначить ее в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. В темное время суток ремонтируемое транспортное средство должно быть освещено. 3.36. В случае отсутствия у водителя необходимых для ремонта инструментов и приспособлений или невозможности устранения неисправности он обязан вызвать техническую помощь для доставки неисправного транспортного средства буксиром в ремонтные мастерские предприятия и сообщить об этом своему непосредственному руководителю. 3.37. Буксировать неисправное транспортное средство как правило должен автомобиль технической помощи. Допускается использование для этих целей и линейных автомобилей. Буксировка должна производиться в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. 3.38. После окончания работы на линии водитель обязан: очистить от грязи и пыли транспортное средство и поставить в отведенное место или на зарядную станцию электрифицированные транспортные средства при этом вынуть и взять с собой ключ из замка включения электрической цепи управления замка зажигания и произвести обесточивание электрооборудования с помощью установленного на автомобиле выключателя а при сдаче его на зарядную станцию ключ от замка сдать аккумуляторщику; о всех неполадках и неисправностях которые были замечены во время работы сообщить механику энергетику цеха   сделав при этом запись в журнале приема и сдачи транспортного  средства. 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 4.1. Подвижной состав внутризаводского транспорта его агрегаты и узлы должны постоянно поддерживаться в надлежащем техническом состоянии путем своевременного проведения технических обслуживании и ремонтов в соответствии с утвержденным графиком. 4.2. Техническое обслуживание по периодичности и трудоемкости работ для всех транспортных средств подразделяется на ежедневное первое второе и сезонное. Исключение составляют колесные тракторы для которых дополнительно вводится третье техническое обслуживание. 4.3. Ремонтные работы выполняются как по графику через определенный пробег предупредительный ремонт так и по потребности - после выявления неисправностей. 4.4. Техническое обслуживание проводится как правило централизовано в специальных помещениях или на закрепленных постах оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами смотровыми канавами эстакадами подъемниками и т.п. соответствующим набором оборудования установок передвижных средств приспособлений приборов инструментов материалов и запасных частей которые обеспечивают безопасное качественное и своевременное выполнение операций при техническом обслуживании. 4.5. При техническом обслуживании и ремонте транспортных средств следует применять исправные приспособления оборудование и инструменты. 4.6. Техническое обслуживание и ремонт внутризаводского транспорта проводятся лицами имеющими соответствующую квалификацию. 4.7. Результаты технического обслуживания и ремонта заносятся в специальный журнал или другие установленные на предприятии документы. 4.8. На техническое обслуживание транспортное средство направляется очищенным от грязи. 4.9. Основное назначение ежедневного технического обслуживания выполняемого перед началом в течение и после рабочей смены - обеспечение высокоэффективной безопасной эксплуатации внутризаводского транспорта. Назначение первого и второго технического обслуживания выявление отказов и неисправностей с целью обеспечения безотказной работы транспортных средств на линии. 4.10. Периодичность и объем работ того или иного вида технического обслуживания устанавливаются заводскими инструкциями разработанными в соответствии с рекомендациями предприятий-изготовителей. 4.11. Техническое обслуживание транспортного средства производится при выключенном двигателе и заторможенных колесах за исключением случаев проверки работы тормозов и двигателя. 4.12. Проверку двигателя агрегатов механизмов устройств внутризаводского транспорта необходимо осуществлять во время движения в мостах специально выделенных для этих целей. Запрещается опробование машины на линии. 4.13. При техническом обслуживании транспортного средства необходимо навесить на рулевое колесо табличку с надписью "Двигатель не пускать - работают люди" и принять меры предотвращающие самопроизвольное движение транспортного средства. 4.14. Агрегаты и узлы массой более 20 кг необходимо перемешать с помощью подъемно транспортных механизмов. 4.15. При обслуживании транспортного средства с помощью подъемника на его пульте управления навешивается табличка с надписью "Не трогать - работают люди". В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника. 4.16. В процессе проведения технического обслуживания транспортных средств запрещается в помещении для обслуживания машин оставлять порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов; в ремонтной зоне пользоваться открытым огнем переносными горнами паяльными лампами и т.п.; мыть детали керосином бензином и другими легковоспламеняющимися жидкостями; хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в количествах превышающих допустимые нормы} заправлять автомобили топливом; загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений и т.п.; использовать случайные подставки и подкладки вместо специальных упоров и пользоваться переносным светильником с напряжением более 36 В не имеющим защитной арматуры. 4.17. Помещения для производства вулканизационных работ должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.  4.18. Зарядка кислотных и щелочных аккумуляторных батарей в одном помещении не допускается. 4.19- На дверях помещения для зарядки аккумуляторов должны быть знаки безопасности с надписями "Огнеопасно" "С огнем не входить" "Курить запрещается". 4.20. Системы вытяжной вентиляции удаляющие воздух из помещений зарядки кислотных и щелочных аккумуляторных батарей должны быть раздельными. 4.21. В зарядном помещении и в помещении приготовления электролита используются светильники во взрывозащищенном исполнении. 4.22. Все зарядные устройства и аппаратура реостаты реле обратного тока и т.п. должны устанавливаться в помещении отделенном стеной от помещения в котором производится зарядка батарей. Стена должна обеспечивать непроницаемость для выделяющихся в процессе зарядки газов. 4.23. Аккумуляторные батареи устанавливаемые для зарядки соединяют между собой плотно прилегающими пружинными зажимами для кислотных аккумуляторных батарей имеющими надежный электрический контакт исключающий возможность искрения. Соединять зажимы аккумуляторных батарей проволокой закруткой не допускается. 4.24. Контроль за ходом зарядки должон осуществляться при помощи специальных приборов. Не допускается во время зарядки замерять напряжение на клеммах с помощью нагрузочной вилки а также проверять наличие напряжения аккумуляторных батарей коротким замыканием. 4.25. Аккумуляторные батареи массой более 20 кг следует перевозить по территории предприятия на специальных тележках платформы которых должны исключать возможность падения батарей. 4.26. При переноске вручную малогабаритных аккумуляторных батарей необходимо использовать приспособления захваты и соблюдать меры предосторожности во избежание обливания электролитом. 4.27. Приготовлять кислотные электролиты следует в специальных сосудах керамических эмалированных и т.п. ; при этом необходимо сначала налить дистиллированную воду а затем в нее лить тонкой струей кислоту при непрерывном перемешивании. Переливать кислоту из бутылей следует при помощи стеклянных сифонов с грушей. 4.28. Переносить бутыли с кислотами разрешается в исключительных случаях и на близкое расстояние. При этом бутыли переносят в исправных корзинах или деревянных обрешетках два человека 4.29. При проведении электросварочных работ непосредственно на автомобиле необходимо перед началом работы заземлить раму автомобиля и кузов. 4.30. При проведении сварочных работ над топливным баком автомобиля или в непосредственной близости бак необходимо снять. 4.31. Монтаж и демонтаж шин должен осуществляться на специально отведенном участке оснащенном необходимым оборудованием приспособлениями и инструментом. 4.32. Перед монтажом шины необходимо проверить исправность обода диска колеса и замочного кольца. Обод должен быть без ржавчины не иметь вмятин трещин и заусениц. 4.33. Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. 4.34. Накачивание и подкачивание снятых с транспортных средств шин на специально отведенном участке должно выполняться с использованием предохранительных ограждений. При выполнении этих операций в дорожных условиях необходимо в окно диска установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз. 4.35. При накачивании шин на специально отведенном участке должны быть установлены дозаторы давления воздуха или манометры. Приложение 1 Справочное ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ 1. СНиП 2.05.07-65. Промышленный транспорт /Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР 1986. - 68 с. 2. Положение о порядке проведения инструктажа обучения и проверки знаний по технике безопасности работающих на предприятиях в организациях и учреждениях Министерства химической промышленности /Минхимпром СССР. - М.. 1982. - 33 с. 3. Правила дорожного движения / МВД СССР. - Киев: Техніка 1987. - 48 с. 4. ГОСТ 18962-86. Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия. -Ввел. 01.07.87. - 22 с. УДК 621.86/87:006.354. Группа Т 50 СССР. 5. ГОСТ 16215-80. Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия. Введ. 01.01.82. 15 с. УДК 021.869.275:006.354. Группа Г 86 СССР. 6. ГОСТ 12.3.020-80. ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности. - Введ. 01.07.81. - 8 с. УДК 658.286.2:658.382.3:006.354. Группа Т 58 СССР. 7. ГОСТ 12.3.009-76. ССБТ. Работы погрузочно-разгрузоч-ные. Общие требования безопасности. Введ. 01.07.77. 8 с. УДК 658.382.3 083.74 . Группа Т 58 СССР. 8. ОСТ 6 28 012-86. ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности. - Введ. 01.01.88. - 36 с. УДК 621.86/87:658.382.3. Группа Т 58 СССР. 9.Типовые правила пожарной безопасности для промышленных предприятий / ГУПО МВД СССР. - М. 1976. - 52 с. 10. Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий химической промышленности ВНЭ 5 79 /Минхимпром / Минхимпром СССР. - М.: Химия 1981. - 168 с. 11. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей / Главгосэнергонадзор СССР. 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Энергоатомиадат 1986. - 424 с. 12. Правила устройства электроустановок / Минэнерго СССР. - 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат 1987. -648 с. 13. СНиП П-39-76. Железные дороги колеи 1520 мм / Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР 1976. - 51 с. 14. ГОСТ 12.4.026-76. ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности. - Введ. 01.01.78. - 32 с. УДК 614.8.084.4:658: 382.3:006.354. Группа Т 58 СССР. 15. ГОСТ 21392-75. Транспортные средства оперативных служб. Цветографические схемы опознавательные знаки специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования. 16. СНиП П 4 79. Естественное и искусственное освещение/ Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР 1980. - 49 с. 17. СНиП П-93 74. Предприятия по обслуживанию автомобилей / Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР 1974. 18. ГОСТ 12.3.017-79. ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности. - Введ. 01.07.80. - 9 с. УДК 629.114.004.67:658.58:658.382.3:006.354. Группа Т 58 СССР. 19. ГОСТ 12.3.003-86. ССБТ. Работы электросварочные. Требования безопасности. - Введ. 01.01.88. - 15 с. УДК 621.791. 7:658.382.3:006.354. Группа Т 52 СССР. 20. Правила пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства / ГУПО МВД СССР. - М. 1973. - 22 с. 21. Типовая инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах / Госгортехнадзор СССР. - М.: Недра 1975. - 14 с. 22. Правила и нормы техники безопасности пожарной безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов / Союзкраска. - М.: Машиностроение 1977. - 78 с. 23. Санитарные правила при окрасочных работах с применением ручных распылителей/ Минздрав СССР. - М. 1974. - 21с. 24VTOCT 12.3.005-75. ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности. Введ. 01.07.76. - 9 с. УДК 667.64:658. 382.3 083.74 . Группа Т 58 СССР. 25. ГОСТ 25478-82. Автомобили грузовые и легковые автобусы автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки. Ввел. 01.01.84. - 34 с. УДК 629.114: 006.354. Группа Д 08 СССР. 26. Правила по охране труда на автомобильном транспорте/ Министерство автомобильного транспорта РСФСР - М.: Транспорт 1982. - 95 с. 27. Инструкция по безопасному ведению работ для машинистов крановщиков стреловых самоходных кранов железнодорожных автомобильных гусеничных пневмоколесных /Госгор-технадзор СССР. - М.: Недра 1977. - 25 с. Приложение 2  Рекомендуемое Титульный лист Министерство химической промышленности СССР                                 наименование предприятия ЖУРНАЛ учета выдачи приема транспортных средств                  наименование цеха участка службы Дата выуска приема Вид транс портного средства Фамилия имя отчество водителя Техническое состояние транспортного средства Подпись проверяющего Подпись водителя о получении транспортного средства Отметка о про хождении медос мотра При ме чание