НАОП 1.3.10-5.07-78

НАОП 1.3.10-5.07-78 Инструкция по эксплуатации цистерн для суперфосфорной кислоты

МИНИСТЕРСТВО ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР Научно-исследовательский институт удобрений инсектофунгицидов НИУИФ им.проф. Я.В.Самойлова Государственный институт по проектированию заводов основной химической промышленности ГИПРОХИМ "Утверждаю" Зам. министра химической промышленности А.А.Новиков 11.07.1978г. ИНСТРУКЦИЯ по эксплуатации цистерн для суперфосфорной кислоты   "Согласовано" Начальник В/О "Союзосновхим" А.А.Свергуненко 22.06.1978г. Начальник транспортного управления Минхимпрома П.С.Разживин 20.06.1978г. Начальник В/О "Союзазот" В.И.Кандела Главный инженер п/о "Ждановтяжмаш" И..Д.Нагаевский 05.07.1978г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Назначение 3. Техническая характеристика суперфосфорной кислоты 4. Технические данные вагона-цистерны 5. Состав вагона-цистерны 6. Устройство вагона-цистерны 7. Обслуживание вагона-цистерны 8. Ремонт котла цистерны 9. Пломбирование 10. Условия безопасной работы 11. Маркировка 12. Содержание и эксплуатация цистерн   1. Введение "Инструкция по эксплуатации"  вагона- цистерны для перевозки супкрфосфорной кислоты модели 15-889 предназначена для изучения устройства и работы вагона-цистерны а также содержит сведения необходимые для правильной эксплуатации полного использования технических возможностей и поддержания вагона-цистерны в исправном состоянии.     Инструкция по эксплуатации включает в свой состав описание конструкции вагона-цистерны и рекомендации по обслуживанию ремонту и монтажу разработанные на основе документации инофирмы "Фридрих Удэ" - поставщика партии комплектных котлов к этому изделию.     Дополнительно в местах загрузки и разгрузки вагонов-цистерн должны быть разработаны инструкции учитывающие местные условия эксплуатации а также требования безопасности. 2. Назначение      Вагон-цистерна предназначается для перевозки по железным дорогам СССР колеи 1520 мм суперфосфорной кислоты Н3РО4 п с удельным весом 1 95?2 1 т/м3 и максимальной температурой заполнения +85оС с разогревом при необходимости в пунктах слива. Цистерна вписывается в габарит 1-Т ГОСТ 9238-73. Эксплуатация цистерны предусмотрена при нормальных значениях климатических факторов внешней среды и нижним предельном значении температуры окружающего воздуха не ниже минус 50оС. 3. Техническая характеристика суперфосфорной кислоты     Импортная суперфосфорная кислота представляет собой вязкую сиропообразную жидкость темнокоричневого или черного цвета. Плотность суперфосфорной кислоты 1 98?2 1 т/м. Вязкость при +65оС до 2000спз при повышении температуры вязкость суперфосфорной кислоты снижается. При температуре ~42оС СФК суперфосфорная кислота быстро затвердевает за счет структурирования в связи с чем хранение и перевозка СФК должны осуществляться при температурах от +85 до +60оС. Температура кристализации СФК в зависимости от состава от +4 4оС до -32оС. СФК концентрации 70?72% Р2О5 содержит примеси Fe2O3 Al2O3 CaО SO3 SО2 F и др. При контакте СФК с влагой воздуха происходит ее гидролиз с потерей полиформ и наблюдается выпадение осадка. При +25оС распад полиформ Р2О5 происходит очень медленно при повышении температуры - ускоряется. Нагрев и хранение СФК выше +140оС возможно затвердевание кислоты из-за протекания реакции дегидратации примесей сопровождающейся увеличением твердых включений в кислоте. СФК действует металлы и сплавы значительно менее сильно чем обычная ортофосфорная кислота. Углеродистая сталь при комнатной температуре устойчива к действию СФК но при температуре более 54оС подвергается коррозии. Высокую стойкость в СФК при температуре до +150оС показывают стали марок ОХ23Н28МЗДЗТ ОХ17Н13М2Т. СФК токсична. Пары вызывают атрофические процессы в слизистой носа приводящие в отдельных случаях к раздражению крыльев носа и прободению носовой перегородки. Оказывает значительное прижигающее действие вызывает воспалительные заболевания кожи. ПДК составляет 1 мг/м3. 4. Технические данные вагона-цистерны 4.1. Грузоподъемность: расчетная тс    -  126        фактическая минимальная тс          -  120 4.2. Коэффициент тары расчетный        -   0 4 4.3. Масса тары теоретическая т           -   50        фактическая                                       -   53 5 4.4. Объем котла полный расчетный м3- 63 0 4.5. Нагрузка расчетная тс        а от колесной пары на рельсы         - 22 0        б погонная                                          - 9 0 4.6. Габаритные размеры        а по осям автосцепок мм                 - 19510        б ширина по лестнице мм            -  3130        в высота                                             - 4512 4.7. База        а вагона мм                                       - 12180        б тележки мм                                    - 3200 4.8. Высота от уровня головок рельсов        до оси автосцепок мм                       - 1040?1080 4.9. Тип ходовой части   -  2-х осные тележки по ГОСТ 9246-70                 4.10. Колесная пара  -  ГОСТ 4835-71 4.11. Ударно-тяговые устройства   -  автосцепки СА по чертежу Уралвагонзавода  518.00.000-4 4.12. Тормоз - автоматический и стояночный с ручным приводом 4.13. Конструктивная допустимая скорость км/час  -  120 4.14. Рабочее давление в котле кгс/см2     - 0 65 4.15. Давление в котле при гидравлическом испытании кгс/см2  -   4 36 4.16. Давление в системе резогрева при гидравлическом испытании кгс/см2  -  6 0 4.17. Теплоноситель    -   пер с максимальной температурой +120оС 4.18. Вписывается в кривую обеспечивает проход одиночной вагон-цистерны через дуговую кривую м - 60 5. Состав вагона цистерны 5.1. Вагон-цистерна состоит из следующих основных частей: 5.1.1. Комплектного котла поставленного фирмой ФРГ "Фридрих Удэ" ГМБХ согласно контракта № 4608/77233-117 от 23.07.76 г. 5.1.2. Тележек четырехосных 5.1.3. Автосцепных устройств 5.1.4. Автотормоза 5.1.5. Тормоза стояночного 5.2. Комплектный котел состоит из следующих основных частей: 5.2.1. Котла с гуммированой внутренней поверхностью 5.2.2. Наружных лестниц с площадками 5.2.3. Теплоизоляции котла 5.2.4. Устройства для разогрева продукта 5.2.5. Несущих рам с передними и задними упорами пятниками кронштейнами для тормозных устройств 5.2.6. Комплекта арматуры 6. Устройство вагона-цистерны 6.1. Вагон-цистерна см. общий вид 8-осной вагон-цистерны рис.1 для СФК состоит из комплектного котла 1 включающего изолированный пенополиуретаном  котел с гуммированой внутренней поверхностью; наружные лестницы с площадками для обслуживания; устройство для разогрева продукта типа змеевика ; несущую раму с передними задними упорами пятниками кронштейнамидля тормоза; комплект арматуры для выполнения операций по наливу и сливу продукта а также двух четырехосных тележек2 автоматического тормоза 4 и автосцепного оборудования 5. 6.2. Котел выполнен цилиндрической формы и состоит из обечайки и двух эллиптических днищ. В верхней части котла имеются три люка-лаза: два крайних - технологических и один средний с изолированной крышкой в котором расположены: сливо-наливная труба ? 150 мм с кулачковой муфтой. В нижней части котла расположено сливное обогреваемое устройство с тремя шаровыми клапанами типа Ду 150 двумя патрубками с быстросъемными крышками. На одном из днищ котла расположены 2 овальных отверстия для нагревательных штуцеров - труб обогрева. Снаружи котел изолирован пенополиуретаном и обшит оцинкованной листовой сталью толщиной 1 мм. Котел устанавливается в специальную несущую чашу в которой закрепляется и снаружи крепится двумя хомутами. 6.3. Сливное устройство предназначено для слива перевозимого продукта и обеспечения его сохранности при транспортировке и состоит из: - двух боковых патрубков ? 150 мм с быстросъемными крышками; - одного центрального шарового клапана типа Ду-150; - двух боковых шаровых клапанов типа Ду-150; - рычажного механизма для открывания и закрывания клапанов; - труб обогрева и слива конденсата с кулачковой муфтой. 6.4. Наружная лестница предназначена для обеспечения удобства обслуживания цистерны в эксплуатации и состоит из: - лестниц выполненных из труб: -поручней; помостов из решеток и перил ограждения из труб. 7. Обслуживание вагона-цистерны 7.1. Подготовка цистерны к загрузке Под загрузку должны ставится технологически исправные цистерны с опломбированными: - предохранительно-впускным клапаном; - изоляционной крышкой; - технологическими крышками; - изоляционными крышками сливных патрубков; - воздухораспределителем. После установки цистерны на пост прочно затянуть ручной тормоз чтобы предохранить ее от смещения. Тормозные рукава необходимо подвесить на подвески. Проверить пломбировку предохранительного клапана исправность котла запорных клапкнов и системы трубопроводов. Запорные клапаны на трубопроводах разгрузки закрыть. В случае обнаружения неисправностей немедленно сообщить мастеру и устранить их до загрузки. Пломбирование и установку ручки предохранительного клапана разрешается производить только специально установленными лицами. 7.2. Открывание крышки люка При нахождении на площадке нужно быть особенно осторожным. Открывание крышки состоящей из двух частей производится следующим образом: -открывается боковой затвор и части крышки разводятся в стороны по мере необходимости ложатся на поперечину перил площадки. Благодаря этому появляется доступ к арматуре наполнения. 7.3. Загрузка котла. 7.3.1. Перед загрузкой котел должен быть провентилирован что осуществляется с помощью отсоединения кулачковой муфты 1 1/4" на пневмоштуцере Е . Осуществить осмотр состояния внутренней поверхности котла в соответствии требованиям изложенным в п. 7.9. В случае необходимости нахождения обслуживающего персоналав котле цистерны необходимо соблюдать требования изложенные в п.7.8. и разделе 10. 7.3.2. Процесс заполнения котла рис.3 а ручку А предохранительного клапана В поставить в положение "Вентиляция" и разъединить быстросъемное соединение С ; б удалить быстросъемное соединение С на штуцере наполнения Д ; в подсоединить заполняющий трубопровод с помощью быстросъемного соединения 6" на штуцере Е ; г подсоединить уровнемер к кулачковой муфте  1 1/4" на пневмоштуцере Е ; д открыть кран поста загрузки и заполнить емкость мак. 98% . Во время заполнения нужно следить за тем чтобы в районе перепускной трубы не было обслуживающего персонала. По окончании процесса заполнения котла необходимо тщательно смыть водой пролившиеся остатки СФК. Затем закрываем штуцер а заполнения предохранительный клапан поставить  в нормальное положение 0 7 кг/см2 крышку люка плотно закрыть и опломбировать все узлы перечисленные в пункте 7.1. Перед перемещением состава освободить ручной тормоз. 7.4. Разгрузка Цистерну установить на пост разгрузки . Жестко затянуть ручной тормоз и тормозные рукава поместить в подвеску. Открыть крышку люка удалить кулачковую муфту 1 1/4" на штуцере Е вентиляция котла а при пневмозагрузке произвести подсоединение пневмопровода к штуцеру Е . Предохранительный клапан В остается в нормальном положении. Температуру СФК измерить с помощью измерительного прибора подключенного к трехполюсной розетке рис.4 . Если температура понизилась то необходимо произвести подогрев СФК в соответствии с п. 7.6. Подсоединить транспортирующий трубопровод; для чего: а снять защитный колпачек А разгрузочного клапана  рис. 5 и присоединить к последнему приемный рукав поста разгрузки; б освободить фиксатор В и открыть кран ручным рычагом С ; в поднять защелку Д и открыть сливной клапан ручкой Е . После полной разгрузки котла закрыть все клапаны отсоединить разгрузочные и вентиляционные рукава и установить защитные колпачки. Предохранительный клапан установить в нормальное положение. Закрыть крышку люка и произвести пломбирование всех узлов указанных в разделе 9. Перед перемещением цистерны отпустить ручной тормоз. 7.5. Аварийная разгрузка. В случае необходимости аварийной разгрузки СФК из котла цистерны на посту разгрузки должна быть предусмотрена аварийная разгрузочная труба А рис. 7 которая после открывания крышки и защитного колпачка вводится в штуцер В . Эта труба доходит почти до дна котла и жестко соединяется посредством открытого быстросъемного соединения С со штуцером наполнения В . Аварийная разгрузочная труба снабжена собственным штуцером наполнения Е к которому крепится приемный рукав поста разгрузки с помощью быстросъемного затвора NW 150 6" . Для аварийной разгрузки необходимо подключить котел через штуцер Д к системе сжатого воздуха и создать избыточное давление 1 5 кг/см2 При этом предохранительный клапан рис.6 должен быть распломбирован и поставлен в положение "Аварийная разгрузка". После окончания аварийной разгрузки установить предохранительный клапан в нормальное положение и запломбировать его. Отсоединить все шланги отсоединить и вынуть аварийную разгрузочную трубу промыть котел в установленном порядке закрыть и опломбировать все необходимые узлы. 7.6. Подогрев СФК Подогревающее устройство рис.8 к системе снабжения паром параметры пара для нагрева- tмак. =+120оС; р=2кг/см2 подключается через кулачковую муфту А NW40 1 1/2" . Перед подачей пара присоединяется или открывается арматура для отвода конденсата В - кулачковая муфта NW40 1 1/2" . Трубопровод пара снабжен запорными клапанами С и Д позволяющими выборочно подогревать СФК а котле цистерны и разгрузочный штуцер. Имеются следующие варианты обогрева: а нагрев подогревающих труб и разгрузочного устройства при открытых обоих запорных кранах С и Д ; б нагрев одних подогревающих труб - при открытом кране С ; в нагрев одного разгрузочного устройства- при открытом кране Д ; При открытых кранах С и Д и открытой крышке штуцера отвода конденсата В начинать подачу пара следует с малых количеств во избежание появления резких тепловых напряжений и осадки конденсата. Полная подача пара возможна через 10-15 минут. Пар подается до тех пор пока СФК не станет жидкой однако температура ее не должна превышать +85оС 7.7. Промывка котла цистерны Промывка цистерны осуществляется заводом-потребителем СФК через 3-4 рейса но не реже 1 раза в 2 месяца. О необходимости проведения промывки и нейтрализации конкретных цистерн заводу-потребителю сообщает в сопроводительных документах владелец цистерны - Одесский припортовый завод. На промывку цистерны перестанавливаются одна за другой при помощи маневрового устройства. После установки ж/д цистерн под промывку жестко затянуть ручной тормоз. Открыть центральный люк и два боковых люка расположенных в верхней части котла. Подключить шланг откачки промывных вод к разгрузочному клапану А рис.5 предварительно сняв с него защитный колпачек. Освободить фиксатор В и открыть кран ручным рычагом С . Поднять защелку Д и открыть сливной клапан ручкой е . Специальным приспособлением опустить в открытые люки расположенные в верхней части котла три форсунки. Включить насос подачи воды на промывку и насос откачки промывных вод. Промывку проводить 15?30 минут водой с t=20?40оС. После окончания промывки котла отключить насосы и поднять форсунки. Затем закрыть все клапаны отсоединить рукава слива промывных вод установить защитные колпачки   закрыть верхние люки и произвести пломбирование узлов указанных в разделе 9. Перед перемещением цистерн опустить ручной тормоз. 7.8. Порядок обращения с гуммированной поверхностью. 7.8.1. Цистерны следует эксплуатировать в соответствии с их назначением т.к. универсальных обкладок не существует и их легко можно вывести из строя при изменении условий эксплуатации при увеличении давления разряжения при повышении температуры при заполнении какой-либо другой жидкостью и т.п. . 7.8.2. При эксплуатации цистерн обкладки требуют осторожного  обращения. Не следует смазывать поверхность обкладок различными маслами бензином и т.п. т.к. резина способна набухать в них а также нельзя обогревать открытым огнем. 7.8.3. Нельзя производить замер уровня жидкости в цистерне металлическими стержнями. 7.8.4. Нельзя ударять по обкладке металлическими предметами. 7.8.5. В случае осмотра поверхности обкладки или каких-либо других операций внутри цистерны обслуживающий персонал должен пользоваться резиновой или войлочной обувью. Следить за тем чтобы лестница в местах соприкосновения с горловиной и нижней частью котла не имела острых кромок и была обшита мягким материалом. 7.9. Проверка состояния внутренней поверхности котла цистерн производится владельцем цистерн - Одесским припортовым заводом. Перед каждой заливкой СФК производится контрольный осмотр через 3 люка а через 3?4 рейса после промывки но не реже 1 раза в 2 месяца производится тщательное обследование состояния гуммировки котла Состояние гуммировки контролируется путем : а наружного осмотра - каждый раз перед заливкой; б простукивания - в сомнительных местах но не реже 1 раза в месяц; в испытания на электропробой - по мере необходимости но не реже 1 раза в месяц. В результате наружного осмотра выявляют наличие дефектов на покрытии отверстия проколы и т.п. . Простукивание производят деревянным или металлическим молотком для обнаружения отставания покрытий от металлической поверхности. Для более тщательной проверки качества покрытия последнее испытывают на сопротивление электрическому току искровым индуктором позволяющим обнаружить незаметные для глаза проколы   микропоры трещины или иные дефекты. Требуемое напряжение электрического тока от 2000 до 10000 в. 7.10. Регистрации в органах Госгортехнадзора котлы цистерны не подлежат. Однако все работы связанные с эксплуатацией котла должны производиться в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосуды работающих под давлением" утвержденных Госгортехнадзором 19мая 1970 г. 7.11. Эксплуатацию ремонт и регулировку предохранительно-выпускных клапанов выполнять в соответствии с "Указаниями по применению и эксплуатации предохранительных клапанов не имеющих приспособлений для подрыва   на предприятиях химической промышленности" утвержденных Минхимпромом 5 февраля 1971г. и согласованных с Госгортехнадзором СССР 15 января 1971г. 8.Ремонт котла цистерны 8.1. Ремонт резинового покрытия. Ремонт резинового покрытия производится владельцем цистерн - Одесским припортовым заводом. Возможные повреждения гуммировки : - отставание резинового покрытия; - пузыри; - расслоения; - трещины; - рваные места; - различные включения и т.п. 8.1.1. Подготовка к ремонту На месте ремонта поврежденная резина удаляется до металла. Если в месте повреждения и его окружении резина расплылась тогда ее нужно удалять до тех пор пока не будет достигнута зона нормальной "здоровой" резины. Поврежденные места рекомендуется разделывать в геометрически ясных формах круг прямоугольник . Края исправной резины скашиваются под углом 30о . Это можно осуществлять путем резания или зачистки абразивным кругом или наждачной бумагой. Металл котла находящийся в зоне ремонта очистить от остатков раствора продуктов коррозии и зачистить абразивным кругом использовать гибкие шлифовальные круги нельзя . 8.1.2. Нанесение ремонтной пластины. Подготовленную резиновую заготовку накладывают на освобожденное место и прикатывают узким роликом. Кромки заготовки должны перекрывать дефектное место на 10-20 мм. В целях предохранения швов последние могут быть еще раз перекрыты. Если ремонтируемое место маленькое тогда это осуществляется с помощью больших пластин а если большое - перекрывать полосами в местах швов. 8.1.3. Вулканизация Непосредственно после окончания ремонта резина становится пригодной для соприкосновения с СФК. Однако если есть возможность то прежде можно провести вулканизацию например посредством наполнения котла водой и нагревания до 95оС в течение 8 часов. 8.1.4. Материалы применяемые для ремонта Материалы применяемые для ремонта по своим физико-химическим свойствам должны быть не хуже основного покрытия и удовлетворять следующим требованиям : основа - хлорпреновый каучук цвет - черный плотность - 1 52 г/см3 прочность при разрыве - 85 кг/см2 относительное удлинение - 530% твердость - 65+/-5 по Шору Примечание: Ввиду отсутствия в отечественной практике подобного вида оборудования более точные методы ремонта а также материалы применяемые для него будут представлены в дополнении к данной инструкции. 8.2. Ремонт теплоизоляции рис.9 Поврежденный участок теплоизоляции вырезать в правильной геометрической форме прямоугольник квадрат . Пеноизоляция лежащая под этим местом удаляется до металла котла. Полученное таким образом отверстие нужно обложить оцинкованным стальным листом с учетом нахлестки и укрепить через уплотняющие полосы с помощью листовых самонарезных винтов. В максимальном месте выреза пеноизоляции в листовой обшивке нужно вырезать отверстие диаметром 30 мм для выпуска воздуха в процессе вспенивания. Во время вспенивания отверстие закрывать нельзя. После затвердевания пены излишки ее срезаются а отверстие закрывается пробкой из пластмассы. Если ремонтируемая поверхность больших размеров то рекомендуется заменять эти куски новыми вкладышами. При вспенивании нужно следить за тем чтобы температура окружающего воздуха и температура обшивки  цистерны была не ниже +20оС. 8.3. Ремонт предохранительного клапана рис.10 8.3.1. Замена пружины А и В а отпустить гайку М16 с шайбами С и снять комплектный предохранительный клапан б отпустить болты М8х55 с шайбами Д и снять крышку Е в снять оба резьбовых диска F и G к снять поврежденную пружину А или В и вставить новую Сборка осуществляется в обратном порядке. При сборке все болты и гайки смазать консистентной смазкой. 8.3.2. Замена пружины Н а аналогично 8.3.1. а б аналогично  8.3.1. б в снять верхние упругие шайбы I г заменить поврежденную пружину Н Сборка осуществляется в обратном порядке. Все болты и гайки смазать консистентной смазкой. 8.3.3. Замена уплотнительных колец К и L а аналогично 8.3.1. и 8.3.2. б удалить поврежденное уплотнение К и L и установить новое. Сборка осуществляется в обратном порядке. 8.3.4. Ремонт и настройка предохранительного клапана должны осуществляться в условиях ремонтной мастерской. 8.4. Ремонт сливного клапана  рис.11 8.4.1. Демонтаж сливного клапана а снять изоляцию А с разгрузочного устройства; б снять элемент В и болты С ; в удалить болты м16х70 с пружинящим кольцом Д ; г снять болты М16х35 с гайкой и пружинным кольцом Е с бокового верхнего элемента F ; д снять болтовое соединение G с трубопровода Н и удалить распределительную трубу; е снять цилиндрический болт  М12х30 с пружинным кольцом I и сливной клапан опустить вниз. при этом использовать поддерживающее устройство . 8.4.2. Замена уплотнения корпуса А рис.12 . а поврежденное уплотнение заменить новым 8.4.3. Замена комплекта шарового уплотнителя В а Вал С и цапфу Д снять и извлечь шарик Е ; б снять комплект уплотнения В и заменить новым 8.4.4. Замена уплотнения переключающего вала F а снять цилиндрический болт М8х25 с пружинным кольцом G и извлечь переключающий вал С придерживая при этом шарик; б снять пружину Н и заменить комплект уплотнения F 8.4.5. Сборка рассмотренных узлов и их монтаж осуществляется в обратном порядке. 8.5. Ремонт спускных клапкнов рис.13 8.5.1. Демонтаж спускного клапана  рис.11 а удалить изоляцию А насколько это нужно; б снять фланцевое соединение В для стекания конденсата; в снять болтовое соединение трубопровода С ; г отпустить гайки М20 с пружинным кольцом Д поддерживая клапан опорным или подъемным устройством; д снять спусковой клапан Е 8.5.2. Замена комплекта шарового уплотнения В рис.13 а отпустить болты М10х25 с пружинными кольцами А и снять внешний корпус С ; б аналогично 8.4.3. 8.5.3.Сборка рассмотренных узлов и их монтаж осуществляются в обратном порядке. 9. Пломбирование Пломбирование вагона-цистерны осуществляется в следующих местах : а предохранительно-впускной клапан котла  - 1 пломба; б крышка изоляционная    -  1пломба; в лючки технологические    - 2 пломбы; г крышки изоляционные сливных патрубков  -  4 пломбы; д воздухораспределитель   - 1 пломба Пломбирование должно осуществляться перед каждым выходом ж.д. цистерны на пути МПС независимо от того груженная цистерна или нет. Распломбирование осуществляется обслуживающим персоналом на сливных или наливных пунктах. Пломбирование предохранительного клапана осуществляется после регулировки и испытания на срабатывание. Распломбирование производится только при нарушении правильной работы  клапана регулировке или замене деталей вышедших из строя. Пломбирование и распломбирование воздухораспределителя производится в соответствии с указаниями специальных инструкций МПС. 10. Условия безопасной работы 10.1. Правила безопасной работы при производстве сливо-наливных работ. а к обслуживанию цистерн по их наливу и сливу допускаются лица не моложе 18-летнего возраста прошедшие обучение специальный инструктаж и сдавшие экзамены в квалификационной комиссии; б обслуживающий персонал осуществляющий операции по сливу и наливу промывке и осмотру цистерн должен работать в спецодежде состоящей из резиновых сапог суконного костюма брюки поверх сапог резиновых перчаток суконного головного убора и защитных очков; в перед наливом мастер по наливу и аппаратчик должны тщательно осмотреть цистерну особенно тщательно состояние сливо-наливной арматуры и внутренней гуммировки котла . Цистерны с неисправной арматурой гуммировкой крышками использовать под налив запрещается; г при заполнении цистерны следить за тем чтобы в районе перепускной трубы не было обслуживающего персонала; д заполнение цистерн производить при жестко затянутом ручном тормозе; е нахождение посторонних лиц возле цистерны при наливе и сливе не допускается; ж при наливе цистерны следить за величиной уровня СФК в цистерне и не допускать перелива; з в случае попадания кислоты на тело необходимо пораженный участок промыть большим количеством холодной воды и обратиться в здравпункт; и при несчастном случае немедленно оказать пострадавшему помощь вызвать скорую помощь и о случившемся доложить мастеру; к в случае аварии - разливе СФК  - это место обильно смачивается струей воды и нейтрализуется известью или содой; л в местах налива и слива СФК должен быть запас извести или соды асбеста резиновых рукавиц и пломбировочной проволоки; м при производстве маневровых работ на месте налива и слива находиться на переходных площадках лестницах и верхней площадке цистерны запрещается; н соблюдать осторожность при работе с паром для нагрева СФК. Запрещается открывать запорную арматуру пароприводов до подключения нагревательных устройств и устройств для отвода конденсата. 10.2. Правила безопасной работы при ремонте а при выполнении ремонтных работ пользоваться исправным инструментом и приспособлениями; б выполнять ремонтные работы внутри котла рабочие - гуммировщики должны в спецодежде по п.10.1.б и в изолирующих противогазах или в противогазах с выкидными дыхательными шлангами выведенными в зону свежего воздуха. Помимо этого должна осуществляться принудительная вентиляция котла путем подачи свежего воздуха от внешнего вентилятора;  в перед производством ремонтных работ котел цистерны должен быть тщательно очищен от остатков СФК и промыт; г при производстве работ в котле на верхней площадке цистерны должен находиться дежурный; д во время работ по ремонту гуммировки категорически запрещается курить и пользоваться открытым огнем в котле а также в близи открытых люков сливных штуцеров и др.; е при производстве гуммировочных работ при работе с растворителями клеями не следует зачищать поверхность котла металлическим инструментом; работать в котле разрешается только в мягкой резиновой обуви без металлических гвоздей; ж требования безопасности при производстве гуммировочных работ должны соответствовать ОСТ 23-01-955-74. 10.3. При выполнении работ связанных с осмотром и ремонтом руководствоваться "Инструкцией по технике безопасности при проведении работ в закрытых аппаратах колодцах и другом аналогичном оборудовании емкостях и сооружениях на предприятиях химической промышленности" утвержденной Комитетом химической промышленности при Госплане СССР 29 сентября 1964г. 11.Маркирование 11.1. Вагон-цистерна для суперфосфорной кислоты имеет маркировку на раме на боковых поверхностях и днищах кожуха изоляции выполненную краской при помощи трафаретов. 11.2. На поверхности кожуха изоляции с обоих сторон нанесена полоса шириной 500мм ярко желтого цвета. На полосе с обоих сторон нанесены надписи "Опасно" "Суперфосфорная кислота" черной краской номер цистерны и грузоподъемность - черной краской. Над полосой с левой стороны - условный знак оборудования цистерны роликовыми подшипниками   а справой - знак транзитности наносятся в соответствии с альбомом МПС "Знаки и надписи на вагонах железных дорог СССР". Ниже полосы расположена надпись "не толкать с горки не спускать" и место для меловых надписей в виде прямоугольника 500х600 мм черной масляной краской. 11.3. На днищах кожуха выполнены надписи: "Опасно" "Суперфосфорная кислота" места и времени постройки "Срочный возврат" наименования станции и дороги приписки. 11.4. На раме окрашенной в зеленый цвет нанесены белой краской следующие надписи и знаки: номер и тара цистерны условный знак оборудования цистерны роликовыми подшипниками знак места постановки приемочных клейм. Кроме нанесения надписей к раме прикрепляются металлическая табличка с указанием на ней завода-изготовителя года постройки и заводского номера цистерны. 11.5. На боковинах тележек ударным способом нанесен заводской номер тележки дата ее постройки база и номер присвоенный заводу. 11.6. На обечайке запасного резервуара нанесена надпись: ЖЗТМ    РЗ-135 ГОСТ 1561-75                       6 5 кгс/см2  с указанием номера резервуара и года постройки. 11.7. На боковой поверхности тормозного цилиндра нанесен знак оборудования цистерны композиционными колодками. 11.8. В специальном лючке в месте А см. рис. 1 общего вида к котлу прикреплена табличка с надписями выполненными ударным способом соответствующими требованиями Госгортехнадзора СССР для сосудов работающих под давлением утвержденных в 1970 г. Лючок закрывается крышкой с изоляцией и наносится трафарет номера котла. 12. Содержание и эксплуатация цистерн Содержание обслуживание эксплуатация и ремонт цистерны должен производиться в соответствии с правилами и инструктивными указаниями Министерства путей сообщения СССР и Минхимпрома. Основные из них: 12.1. "Правила технической эксплуатации железных дорог СССР". 12.2. "Правила технической эксплуатации  ж. д. транспорта промышленных предприятий Минхимпрома". 12.3. "Правила перевозки грузов". 12.4. "Правила по технике безопасности и производственной санитарии при производстве погрузочно-разгрузочных работ на ж.д. транспорте". 12.5. "Правила ремонта и испытания тормозного оборудования вагонов ЦВ/2331" 12.6. "Инструктивные указания по ремонту и содержанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог" 12.8. "Инструкция по осмотру освидетельствованию ремонту и формированию вагонных колесных пар утвержденная 25.05.65г." ЦВ/2391.   Директор НИУИФ       В.И. Борисов Директор ГИПРОХИМ         Ю.М. Розвальдовский     Рис 1. Общий вид 8-осной вагон-цистерны для суперфосфорной кислоты       Рис 2.                                                                                                                                                                               Рис 3.       Рис 4.     Рис 5 .   Рис 6       Рис 7.   Рис 8.   Рис 9. Рис 10.        Рис 11.   Рис 12.      Рис 13.   Рис 14. Четырехосная тележка       Рис 15.  Двухосная тележка   Рис 16. Соединительная тележка        Рис 17. Установка автосцепки        Рис 18. Тормоз автоматический     Рис 19. Тормоз стояночный