ОСТ 22 1502-82

ОСТ 22 1502-82 Машины торфяные. Общие требования безопасности

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ МАШИНЫ ТОРФЯНЫЕ Общие требования безопасности ОСТ 22-1502-82 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПРИКАЗОМ Министерства строительного дорожного и коммунального машиностроения от 6 декабря 1982 г № 730 ИСПОЛНИТЕЛИ: Э Г. Эйзерсон А. В Яковлева В Г. Шмуклер Ю. В. Потехин В. П. Хорошилов. СОГЛАСОВАН: Министерством здравоохранения РСФСР. Заместитель Главного государственного санитарного врача РСФСР Н. С. Титков Республиканским промышленным объединением по добыче торфа РОСТОРФ a Зам начальника А. А. Крючковa. ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности Зав отделом охраны труда А.С. Горошкевич Московским научно-производственным объединением по строительному дорожному и коммунальному машиностроению объединение ВНИИстройдормаш Начальник КБ А. Н. Сорокин УДК 622.331.05:658.382.3 Группа Т 58 ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ Система стандартов безопасности труда МАШИНЫ ТОРФЯНЫЕ Общие требования безопасности ОСТ 22-1502-82 Взамен ОСТ22-1301-79 в части Разд. 2 Приказом Министерства строительного дорожного и коммунального машиностроения от 6 декабря 1982г. № 730 срок введения установлен с 01.07.84г. Несоблюдение стандарта преследуется по закону Настоящий стандарт распространяется на самоходные прицепные и навесные торфяные машины. Стандарт не распространяется на краны безопасность которых регламентируется правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов а также на тракторы агрегатируемые с прицепными и навесными машинами за исключением требований оговоренных в настоящем стандарте. Стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции торфяных машин. Специальные требования безопасности не предусмотренные настоящим стандартом должны быть установлены в технических условиях на машину. 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1. Машины должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 12.2.003-74 в части требований относящихся к торфяным машинам. 1.2. Сборочные единицы и детали далее изделия представляющие опасность для обслуживающего персонала зубчатые цепные и клиноременные передачи карданные валы муфты двигательная установка и др. изделия должны быть ограждены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.062-81. 1.3. Ограждения механизмов машин требующих ежесменного технического обслуживания и технического обслуживания ТО-1 должны быть быстро съемными или открывающимися с фиксацией в закрытом и открытом положениях для чего в их конструкции должны быть предусмотрены рукоятки скобы или другие приспособления для удобства и безопасности их снятия или открывания. 1.4. Машины у которых в ходе эксплуатации возможен выброс грунта торфа пней древесины на кабину должны быть снабжены ограждением кабины или рабочего органа. Необходимость установки ограждения должна быть оговорена техническим заданием. 1.5. Внутренние поверхности ограждений должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76. Масленки заливные горловины пробки для слива масла устройства для выпуска воздуха должны иметь отличительную окраску. 1.6. Механизмы машин требующих ежесменного технического обслуживания должны быть расположены на высоте не более 1600мм от опорной поверхности для ног. 1.7. Опорные поверхности расположенные на высоте более 1000мм от земли должны выполняться в виде площадок шириной не менее 400мм оборудованных лестницами и поручнями. Для опорных поверхностей расположенных на высоте до 1000мм от земли допускается использование вместо площадок лестниц и подножек. 1.7.1. Площадки расположенные на высоте более 2000мм от земли должны иметь по периметру обшивку высотой не менее 100мм и перила на высоте 1000мм от настила. Между перилами и обшивкой на высоте 500мм от настила должна быть ограждающая планка. 1.8. Лестницы с углом наклона к горизонту до 75о должны иметь ширину не менее 400мм. Расстояние между ступеньками должно быть не более 300мм глубина ступеньки не менее 100мм. Требования к лестницам с углом наклона к горизонту более 75о устанавливаются техническими условиями на машину. 1.8.1. Лестница или подножка используемая в качестве опорной поверхности должна иметь глубину не менее 150мм. 1.8.2. Расстояние от наружной кромки подножки или ступеньки лестницы до стенки должно быть не менее 150мм. 1.8.3. Высота расположения первой ступеньки лестницы подножки должна быть не более 400мм. Допускается по согласование с потребителем увеличение этого расстояния до 500мм. 1.8.4. Подножка должна иметь ширину не менее 150мм и боковые бортики высотой 20-30мм. 1.9. Площадка ступенька и подножка должна иметь поверхность препятствующую скольжению ног рифли резиновое покрытие и др. . 1.10. Длина охватываемой части поручня должна быть не менее 120мм ширина диаметр - не менее 15мм. 1.11. Места смазки регулировки и осмотра должны иметь свободный доступ. Места смазки доступ к которым затруднен и представляет опасность должны быть снабжены автоматической смазкой а подшипниковые узлы - подшипниками с одноразовой смазкой на срок эксплуатации до ТО-3 или ремонта предусмотренного эксплуатационной документацией. 1.12. На машинах должны быть нанесены предупредительные надписи по безопасности а также при необходимости расстояние до границы опасной зоны. 1.13. Элементы конструкции машин представляющие опасность для обслуживающего персонала должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76. 1.14. Машины должны иметь устройства сигнализирующие о забивании рабочих органов расположенных вне поля видимости машиниста. 1.15. Шум на рабочем месте машиниста в кабине самоходной машины или в кабине трактора прицепной и навесной машины не должен превышать значений установленных ГОСТ 12.1.003-76. 1.16. Машина должна быть оборудована звуковой сигнализацией включаемой с рабочего места машиниста. Уровень звука сигнала должен быть на 4 дБА выше уровня звука внешнего шума машины при её работе на максимальном режиме. 1.17. Вибрация на сиденье машиниста и на органах управления в кабине самоходной машины и в кабине трактора прицепной или навесной машины не должна превышать значений установленных ГОСТ 12.1.012-78. 1.18. Освещенность рабочей зоны находящейся в поле зрения машиниста должна быть не менее предусмотренной строительными нормами и правилами проектирования освещения СНиП П-4-79 утвержденными ГОССТРОЕМ СССР. 1.19. Конструкция прицепных устройств должна обеспечивать безопасную сцепку машины с трактором одним машинистом. 1.20. На самоходных машинах должен быть установлен огнетушитель. Снятие огнетушителя должно производиться без применения инструментов. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ КОНСТРУКЦИИ 2.1. Требования к кабинам самоходных машин 2.1.1. Самоходные машины должны быть оборудованы кабинами с рабочим местом по ГОСТ 12.2.061-81. 2.1.2. Внутренние размеры одноместной кабины должны быть не менее 1600мм по высоте 920мм по ширине и 1400мм по длине на высоте 800мм от пола. 2.1.3. Кабины имеющие одну дверь должны снабжаться аварийным люком. 2.1.4. Двери кабины должны снабжаться замком и устройством для их фиксации в открытом положении. Допускается устанавливать замок на одной двери при наличии на другой внутреннего запора. 2.1.5. Не допускается расположение основной двери напротив силовой установки. 2.1.6. Для безопасного входа и выхода из кабины должны быть предусмотрены лестница или подножка по п.1.8-1.9. а также поручни по п.1.10. 2.1.7. Для остекления кабины Должно применяться стекло по нормативно-технической документации предназначенное для остекления наземного транспорта тракторов и сельскохозяйственных машин. 2.1.8.* Лобовое стекло должно быть оборудовано солнцезащитным щитком стеклоочистителем с механизированным приводам работающим независимо от режима работы двигателя и скорости машины а для работы в холодный период - обогревом. 2.1.9. Открывающиеся окна должны иметь устройства для фиксации их в открытом положении и в закрытом. 2.1.10. Двери и окна должны иметь уплотнения препятствующие проникновению внутрь кабины пыли и атмосферных осадков при закрытых дверях и окнах. 2.1.11. Рабочее место машиниста должно быть оборудовано сиденьем со спинкой. Конструкция сиденья должна иметь регулировку в продольном и вертикальном положениях по массе машиниста а также изменение угла наклона спинки. Сиденье должно изготавливаться по нормативно-технической документации утвержденной в установленном порядке. 2.1.12. Допускается установка второго сиденья без регулировок. 2.1.13. Пол в передней части кабины если в ней не предусмотрены педали управления должен иметь опорную площадку для ног с уклоном 25-40°. 2.1.14. Пол кабины должен быть покрыт резиновым ковриком. 2.1.15. С рабочего места машиниста должен быть обеспечен обзор в направлении возможных перемещений машины рабочих органов за исключением скрытых ограждениями находящихся внутри машины и скрытых в обрабатываемой залежи. * Для вновь проектируемых машин технические задании на разработку которых утверждены после введения в действие настоящего стандарта. 2.1.16. Коэффициент обзорности в горизонтальной плоскости должен быть не менее 0 6. 2.1.17. Кабина должна быть оборудована зеркалами заднего вида при расположении рабочих органов сзади машины. 2.1.18. В кабине должны быта пластинки по ОСТ 22-339-72 с указательными и инструктивными надписями схема управления машиной схема смазки требования по обеспеченно безопасности . 2.1.19. В кабине должны быть установлены приборы контроля за работой силовой установки температуры и давления рабочей жидкости гидравлической системы. 2.1.20.* Температура воздуха в кабине при оснащении её кондиционером должна быть в теплый период года не более чем на 3оС выше температуры наружного воздуха но не ниже плюс 14оС и не выше плюс 28оС при относительной влажности 40-60% и не выше плюс 26оС при относительной влажности 60-80%. Для районов со средней температурой наружного воздуха в 13ч самого жаркого -месяца превышающей плюс 25°С температура воздуха в кабине «е должна превышать плюс 31оС. 2.1.21. Кабины должны иметь регулируемые системы обогрева обеспечивающие при снижении температуры воздуха в холодный период от плюс 10оС до минус 20°С температуру воздуха в кабине не ниже плюс 14оС при перепаде её по высоте кабины не более 4оС. 2.1.22. Температура летом внутренних поверхностей кабины кроме поверхностей стекол не должна быть более 35оС. 2.1.23. Скорость воздуха на уровне груди машиниста должна быть 0 2-0 5м/с при температуре воздуха в кабине до плюс 22оС и 0 5-1 5м/с при температуре воздуха в кабине более 22оС. *Для вновь проектируемых машин технические задание на разработку которых утверждены после введения в действие настоящего стандарта. 2.1.24. Усилия перемещения органов управления и должно быть более: на органах управления двигателем внутреннего сгорания - 50Н; на органах управления рабочим оборудованием используемых в каждом рабочем цикле - 60Н для рычагов и 120Н для педалей; на органах управления машиной используемых при передвижении - 120Н для рычагов и 245Н для педалей; на рычагах и педалях используемых не более пяти раз в смену - 200Н; на педали тормоза - 300Н. 2.1.25. Органы управления при необходимости должны снабжаться указательными надписями или символами по ГОСТ 12.4.040-78. Указанные символы должны быть приведены в эксплуатационной документации с указанием их смыслового значения. 2.1.26. Рукоятки рычагов управления должны быть изготовлены из нетеплопроводного материала. 2.1.27. Расположение в кабине органов управления машиной не должно затруднять машинисту вход на рабочее место и выход с него. 2.1.28. Содержание в воздухе кабины окиси углерода и пыли растительного происхождения торфяной пыли с примесью двуокиси кремния не должны превышать предельно допустимых концентраций ПДК предусмотренных ГОСТ 12.1.005-76. 2.1.29.* В кабине должны быть место для аптечки первой помощи термос для питьевой воды вешалка для одежды и вентилятор. 2.1.30. В кабине должно быть предусмотрено место для хранения комплекта инструмента. * При оборудовании кабины кондиционером вентилятор не устанавливается. 2.2. Требования к силовым установкам самоходных машин 2.2.1. Запуск двигателя должен осуществляться из кабины машиниста. Допускается запуск двигателя вне кабины при наличии устройств отключающих силовую и ходовую трансмиссию от двигателя. 2.2.2. Двигатель должен оборудоваться глушителем обеспечивающим гашение искр до выхода отработанных газов в атмосферу и закрываться ограждением капотом . Струя отработанных газов не должна быть направлена на рабочее место машиниста и горючие материалы. 2.2.3. Баки и их заправочные устройства для топлива рабочей жидкости гидравлической системы и охлаждающей жидкости должны располагаться вне кабины машиниста в местах исключающих попадание горючего и масла на чести машины способные вызвать воспламенение. 2.2.4. Заправочные устройства баков для топлива и охлаждающей жидкости должны располагаться не выше 1400мм от опорной поверхности для ног. 2.2.5. Баки должны снабжаться указателями уровня. 2.2.6. Машины предназначенные для работы при отрицательных температурах должны снабжаться подогревателем обеспечивающим предпусковой разогрев двигателя без применения открытого огня. 2.3. Требования к гидроприводу 2.3.1. Требования безопасности к гидравлическому приводу должны соответствовать ГОСТ 12.2.040-79. 2.3.2. Предохранительные клапаны должны быть отрегулированы на давление указанное в гидравлической схеме и опломбированы. 2.4. Требования к электрооборудованию 2.4.1. Электрооборудование должно изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.007.0-75. 2.4.2. Электропроводка в местах возможных повреждений должна прокладываться в металле рукавах металлических трубах или коробах. 2.4.3. При прокладке в одном трубопроводе нескольких проводов изоляция каждого провода должна соответствовать наибольшему электрическому напряжению. 2.4.4. Электрические аппараты открытого исполнения должны устанавливаться в закрытых шкафах снабженных уплотнениями против проникновения внутрь шкафа атмосферных осадков и пыли. Внутренняя поверхность шкафа должна иметь сигнальную окраску по ГОСТ 12.4.026-76. 2.4.5. В электрических шкафах не допускается размещение механических пневматических и гидравлических устройств и их коммуникаций не относящихся к электрической схеме. 2.4.6. На шкафах с электрической аппаратурой напряжением более 24В должен быть нанесен знак электрического напряжения по ГОСТ 12.4.027-76. 2.4.7. Конструкция отопителя для поддержания температуры в кабине по п.2 1.21 должна предохранять машиниста от ожогов и поражения электрическим током. 2.4.8. На самоходных машинах аккумуляторная батарея должна располагаться вне кабины машиниста. 2.4.9. На самоходных машинах должна быть предусмотрена розетка для подключения переносной электрической лампы в сеть напряжением до 24В. 2.4.10. Кабина самоходных машин должна быть оборудована плафоном общего освещения а приборы контроля должны иметь подсвет шкалы или светящуюся шкалу и стрелку. Освещенность в кабине должна быть не менее 10лк. Освещенность шкалы при подсвете - не менее 5лк. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МОНТАЖЕ РЕМОНТЕ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ 3.1. Конструкция машины должна обеспечивать удобный доступ и безопасность при монтаже техническом обслуживании ремонте и транспортировании. 3.2. Конструкция машины должна обеспечивать проведение монтажных и демонтажных работ у потребителя без применения дополнительной механической обработки. 3.3. Машины а также сборочные единицы и детали имеющие массу более 20кг должны иметь устройства или места для строповки. 3.4. Места зачаливания машины должны быть окрашены цветом контрастным цвету окраски машины и приведены в эксплуатационной документации. 3.5. Конструкция самоходных машин должна иметь устройства для крепления их к буксировочному устройству в аварийных ситуациях. Места крепления должны быть окрашены по п.3.4. 3.6. Машины должны приводиться в рабочее и транспортное состояние из кабины машиниста. 3.7. Машины поставляемые в разобранном виде должны снабжаться чертежами для сборки их на месте эксплуатации. 4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ 4.1. Контроль требований безопасности должен осуществляться: при разработке согласовании и утверждении технического задания технического проекта и рабочей документации в соответствии с методическими указаниями по контролю требований безопасности в конструкторской и технологической документации РД 50-134-78 утвержденными Госстандартом; на опытном образце в процессе предварительных и приемочных испытаний согласно ОСТ 22-9-74; на машинах серийного производства в процессе приемо-сдаточных и периодических испытаний согласно ОСТ 22-9-74; 4.2. Контроль при предварительных приемочных и периодических испытаниях должен производиться в полном соответствии с настоящим стандартом. 4.3. Контроль при приемо-сдаточных испытаниях по п.п. 1.11 1.15-1.19 2.1.15 2.1.16 2.1.20-2.1.24 2.1.28 и 3.1 допускается не производить. 4.4. Контроль по п.п. 1.6-1.8.4 1.10 2.1.2 должен производиться измерением. Относительная погрешность измерения не должна быть грубее 2 5%. Контроль по п.п. 1.4 1.11 1.19 2.1.15 2.1.27 3.1 должен осуществляться методом экспертизы которая проводится членами комиссии участвующими в испытаниях. 4.5. Контроль шума на рабочем месте машиниста 4.5.1. Контроль шума на рабочем месте машиниста по п.1.15 должен производиться непосредственным измерением уровней звукового давления в октавных полосах частот и уровней звука в кабине машин генерирующих непостоянный шум. 4.5.2. Для измерения шума следует применять шумомеры по ГОСТ 17187-81 и полосовые фильтры по ГОСТ 17168-71. Допускается применение шумомеров иностранных фирм прошедших госповерку. 4.5.3. При измерении шума в кабине вблизи машины на расстоянии 25м от неё не должно быть наземных сооружений леса кустарника и других посторонних предметов отражающих звук. 4.5.4. Измерения шума должны производиться при работе машины с загрузкой двигателя не менее 80% от номинальной мощности. 4.5.5. Измерения шума должны производиться при закрытых дверях и окнах кабины с включенными на максимальную производительность приборами по нормализации в кабине микроклимата э также с открытыми окнами. 4.5.6. В начале и конце измерений должны определяться уровни постороннего шума. Если разница между уровнем помех и уровнем шума излучаемого машиной равна или больше 10дБ дБА то влияние помех на результат измерений не учитывается. При меньшей разнице вносятся поправки: при разнице 6-9дБ дБА - результат уменьшается на 1дБ дБА ; при разнице 4-5дБ дБА - результат уменьшается на 2дБ дБА ; Если разница меньше 4дБ дБА или уровень звука помех сильно колеблется во времени то проведение измерений не допускается. 4.5.7. При измерении шума в кабине кроме машиниста допускается нахождение не более одного человека. 4.5.8. При измерении шума микрофон должен быть размещен на высоте 1500± 10 мм от пола у головы машиниста и удален не менее чем на 500мм от оператора производящего измерения. Мембрана микрофона должна быть направлена в сторону источника шума если источник шума один и вертикально вниз если источников шума несколько и они расположены в разных направлениях относительно машиниста. 4.5.9. При скорости воздуха в кабине более 1м/с микрофон должен быть защищен экраном. 4.5.10. При постоянном шуме измерения звукового давления в каждой октавной полосе и уровня звука следует производить не менее трех раз. Если разность между результатами отдельных измерений превышает 1дБА для уровня звука и 3дБ для уровня звукового давления то проводят повторные трехкратные измерения. За оценочный параметр следует принимать среднеарифметическое значение из всех проведенных измерений. 4.5.11. Расчет эквивалентного уровня звука в дБА для непостоянного шума должен производиться по ГОСТ 20445-75 приложение 2. 4.6. Контроль уровня звука сигнала 4.6.1. Уровень звука сигнала по п.1.16 определяют в условиях эксплуатации или на испытательной площадке при выполнении условий свободного звукового поля. Допускается проведение измерений если разность измеренных средних уровней звука при удвоении расстояния точек измерения от центра машины отклоняется от 6дБА не более чем на 2дБА. 4.6.2. Измерения производят в режиме холостого хода машины на номинальных оборотах двигателя. 4.6.3. Для измерения устанавливают четыре контрольные точки расположенные на границе опасной зоны в двух взаимно перпендикулярных направлениях по осям машины направленных одна по направление движения машины другая - перпендикулярно. 4.6.4. Микрофон устанавливают на высоте 1 2м от поверхности площадки в направлении оси измерения в сторону машины. 4.6.5. Порядок проведения измерений следующий: вначале производят измерение уровней звука в дБА при работе машины без сигнала затем с включенным на максимальную громкость звуковым сигналом. 4.6.6. Уровень звука сигнала определяется как разность измеренных средних значений уровней звука с включенным звуковым сигналом и без него. 4.6.7. При определении уровня звука сигнала должны выполняться требования по п.п. 4.5.2 и 4.5.9. 4.7. Контроль вибрации 4.7.1. Контроль вибрации на рабочем месте машиниста должен производиться при предварительных и приемочных испытаниях опытных образцов и периодических испытаниях серийных машин. 4.7.2. Измерение вибрации должно производиться при работе машины с загрузкой не менее 80% от номинальной мощности двигателя. 4.7.3. Измерения общей вибрации должны производиться по трем координатным осям ортогональной системы координат где ось Z- вертикальная а оси X и У - горизонтальные для локальной вибрации по трем координатным осям где ось совпадает с геометрической осью места охвата рычага а ось X лежит в плоскости перемещения рычага. 4.7.4. Для измерения вибрации должны применяться приборы по ГОСТ 12.4.012-75. Допускается применение приборов иностранных фирм прошедших госповерку. 4.7.5. Общие требования к проведению измерений по ГОСТ 13731-68. 4.7.6. Измерения на сиденье должны производиться после регулировки сиденья по массе и росту машиниста 4.7.7. При измерении вибрации на сиденье виброизмерительный преобразователь крепят на поверхности металлического диска диаметром 250±50 мм и толщиной не менее 4мм. Диск помещают между подушкой сиденья и машинистом. Диск не должен иметь контакта с металлическими частями сиденья. 4.7.8. При измерении вибрации на органах управления вибрационный преобразователь должен крепиться в месте охвата рычага рукой. К органам управления должны прилагаться усилия необходимые для выполнения технологических операций. 4.7.9. Оси вибрационных преобразователей должны быть ориентированы по установленным направлениям измерений. 4.7.10. Если разница между результатами трех измерений в какой-либо полосе частот превышает 3дБ или максимальное значение превышает минимальное более чем в 1 41раз то число измерений удваивают. 4.7.11. За оценочный параметр принимается среднее значение из всех измерений в каждой из нормируемых полос частот для каждого направления. 4.8. Контроль освещенности 4.8.1. Освещенность по п.1.18 измеряют в точках координаты которых должны быть приведены в программе и методике испытаний. 4.8.2. При измерении освещенности чувствительный элемент люксметра должен устанавливаться в горизонтальной и вертикальной плоскости. 4.8.3. Погрешность измерения не должна превышать 10%. 4.9. Определение коэффициента обзорности 4.9.1.Коэффициент обзорности по п.2.1.16 определяется светотеневым методом в ночное время. 4.9.2. Горизонтальная площадка на которой определяется коэффициент обзорности не должна иметь предметов отбрасывающих тень. 4.9.3. Размеры площадки и расположение на ней машины должны быть указаны в программе и методике испытаний. 4.9.4. На поверхности площадки должна наноситься сетка со стороной квадрата 1-2 м. 4.9.5. Источник света мощностью не менее 200Вт помещается на уровне глаз машиниста. 4.9.6. Освещенность площадки посторонними источниками света не должна затруднять определение теневого контура машины на площадке. 4.9.7. В процессе испытаний определяют границу тени машины на площадке и строят это изображение на схеме в масштабе по которой определяют коэффициент обзорности по формуле 4.1. К = SВ / Sобщ 4.1. где К - коэффициент обзорности в горизонтальной плоскости безразмерная величина ; Sв - площадь видимой части площадки м2; Sобщ- площадь всей площадки м2. 4.10. Определение содержания в кабине вредных веществ 4.10.1. Концентрация окиси углерода в воздухе кабины машиниста по п.2.1.28 должна определяться индикаторными трубками по ГОСТ 12.1.014-79. Арбитражный метод контроля - путем отбора проб воздуха с последующим химическим анализом. 4.10.1.1. Измерения проводятся при работе машины с нагрузкой и 80-90 % от номинальной мощности двигателя при закрытых дверях; и окнах с включенными приборами регулирования микроклимата. 4.10.1.2. Машина кроме экскаваторов и машин для сводки леса должна передвигаться по ветру и против ветра. Отклонение от заданного направления не более 30о. 4.10.1.3. Пробы воздуха отбирают в зоне дыхания машиниста не раньше чем через 2 часа после начала работы с интервалом 10-15 минут. Количество проб должно быть не менее трех при каждом заданном направлении передвижения машины. 4.10.1.4. Определение концентрации проводят по инструкции прилагаемой к приборам применяемым при измерениях. 4.10.1.5. За оценочный параметр принимают среднеарифметическое значение измерений полученных при движении машины по ветру и против ветра. 4.10.2. Запыленность воздуха в кабине по п.2.1.28 определяют с расчетом по результатам взвешивания пыли отфильтрованной из заданного объема воздуха взятого в кабине. 4.10.2.1. Перед измерениями внутренние поверхности кабины очищают от пыли влажной ветошью или пылесосом. 4.10.2.2. Намерения проводят в производственных условиях работы машины. Машина должна передвигаться в соответствии с требованиями п.4.10.1.2. Скорость ветра не должна быть более 5м/с а относительная влажность наружного воздуха не более 70%. 4.10.2.3. Измерения должны производиться при работе машины с закрытыми дверями и окнами и включенными приборами регулирования микроклимата. 4.10.2.4. Пробы воздуха отбирают в зоне дыхания машиниста не реже чем через каждые 30 мин работы машины. Количество проб не менее пяти при каждом заданном направлении движения машины. 4.10.2.5. Объем воздуха просасываемого через фильтр при каждом измерении должен быть не менее 50л. 4.10.2.6. Запыленность воздуха определяют по формуле 4.2. Кп = [ m2 -m1 * 6 * 104] / V* t 4.2. где Кп - концентрация пыли в воздухе кабины машиниста мг/м3; m1 m2 - масса фильтра после просасывания через него воздуха и до просасывания мг; 6x104 - переводной коэффициент; V - скорость отбора проб л/мин; t - время отбора пробы с. 4.10.2.7. За оценочный параметр принимается максимальное среднеарифметическое значение из пяти величин определяемых по формуле 4.2. при движении машины по ветру или против ветра. 4.11. Определение температуры относительной влажности и скорости воздуха в кабине машиниста 4.11.1. Температура воздуха в кабине по п. 2. 1.20 должна определяться непосредственным измерением. 4.11.2. Измерения должны производиться в холодный и теплый период года для машин предназначенных для работы в течение всего года и в теплый период - для остальных машин. 4.11.3. При измерении температуры в теплый период условия и режим работы должны быть следующими: температура окружающего воздуха - не ниже плюс 25оС; погода солнечная; скорость ветра - не более 3м/с; машина должна работать на режимах предусмотренных техническими условиями при загрузке двигателя 80-90% от номинальной мощности; движение машины в соответствии с требованиями п.4.10.1.2; двери и окна кабины закрыты приборы по нормализации микроклимата - включены; измерения проводят после начала работы машины не менее одного часа в период от 12 до 15ч. 4.11.4. При измерении температуры в кабине в холодный период условия и режим работы должны быть следующими: температура окружающего воздуха не выше минус 20оС. Если температура не достигает указанных значений то допускается проведение испытаний при средней температуре для данной местности; машина должна работать на режимах предусмотренных техническими условиями при загрузке двигателя 80-90% от номинальной мощности. 4.11.5. Температуру измеряют на высоте 100 и 1500мм от пола кабины у ног и головы машиниста. 4.11.6. Относительную влажность и скорость воздуха измеряют на высоте 1500мм от пола кабины у головы машиниста. 4.11-7. Одновременно с измерением микроклимата в кабине измеряют метеорологические условия - температуру наружного воздуха относительную влажность и скорость воздуха. Измерения должны производиться на незащищенном от ветра свободном участке на расстоянии не менее 10м от машины на высоте 1500мм от земли. 4.11.8.Приборы и методы измерения не должны обладать погрешностью более: температуры ± 0 5оС; относительной влажности ± 5% при измерении продолжительностью не более 5 мин; скорости движения воздуха ± 0 1м/с. 4.11.9. При установившемся режиме работ машины измерения должны производиться не менее трех раз с интервалом не более 15 мин. 4.11.10. Продолжительность измерения скорости движения воздуха не менее 60с. Измерение должно быть начато не ранее чем через 15с после фиксирования анемометра в воздушном потоке. 4.12. Контроль усилий перемещений органов управления 4.12.1. Измерение усилий перемещений органов управления по п.2.1.24 должно производиться на стояние при работающем двигателе и холостой работе рабочих органов. 4.12.2. Для измерения усилий должны применяться динамометры по ГОСТ 15837-79 и ГОСТ 9500-75. 4.12.3. Для крепления динамометра могут применяться приспособления произвольной конструкции. 4.12.4. Усилие замеряется в точке находящейся в середине рукоятки рычага под углом 90о к линии соединяющей середину рукоятки с осью вращения рычага и в центре площадки педали. 4.12.5. За оценочный параметр величины усилия перемещения рычага и педали следует принимать среднее арифметическое значение не менее чем по трем измерениям. Для случая когда управление режимом работы двигателя рабочим органом и ходовой трансмиссией осуществляется рычагом с фиксацией за усилие перемещения принимается среднее по трехкратным измерениям в трех положениях рычага при переводе его из одного фиксированного положения в другое. 4.12.6. Арбитражный метод измерений усилий перемещения органов управления - методом тензометрирования. Среднее его значение определяется как частное от деления площади осциллограммы находящейся под кривой усилия на её длину умноженной на масштабный коэффициент полученный в результате тарировки тензометрического датчика. Фактическое усилие на рычаге педали определяется как среднее но не менее чем по трем измерениям.