НПАОП 35.1-7.06-81

НПАОП 35.1-7.06-81 Електропостачання суден, що будуються і ремонтуються. Вимоги безпеки

Согласован: с МРФ МРХ Министерством здравоохранения РСФСР ЦК профсоюза. Группа Т58 ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ СТРОЯЩИХСЯ И РЕМОНТИРУЕМЫХ СУДОВ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОСТ5.0346-81 Введен впервые Распоряжением Министерства от 22 декабря 1981 г. № 32/7-0346-905 срок введения установлен с 01.01.1983 г. На тер. Украины срок действия продлен до 30.06.2007 основание ИУ ІПС 2004 №8 с. 79 Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности при электроснабжении строящихся и ремонтируемых судов. Стандарт обязателен для всех предприятий и организаций занимающихся проектированием строительством и ремонтом судов. I. ОБЩИЕ ТРЕБАВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1. Требования к конструкторской и технологической документации 1.1.1. Каждое строящееся и ремонтируемое судно для выполнения работ по электроснабжению должно иметь: утвержденный технический проект временного электроснабжения соответствующий технологии постройки или ремонта судна; рабочие чертежи; эксплуатационные инструкции по обслуживанию электроустановок монтируемых на время постройки или ремонта судна; инструкции по технике безопасности при электроснабжении строящегося или ремонтируемого судна. 1.1.2. Техническая документация на системы временного электроснабжения должна быть разработана в соответствии с действующими в отрасли документами: «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» утвержденными Госэнергонадзором СССР; ОСТ5.0207-76 "Основные положения организация временного энергоснабжения и вентиляции строящихся и ремонтируемых кораблей и судов"; "Нормами и правилами проектирования монтажа и эксплуатации временных систем электроснабжения на строящихся и ремонтируемых судах" № 78341-008-72 утвержденными Министерством и Президиумом ЦК профсоюза рабочих отрасли; ОСТ5.0241-78 "Безопасность труда при строительстве и ремонте судов. Основные изложения"; "Типовыми правилами пожарной безопасности для промышленных предприятий" утвержденными Главным управлением пожарной охраны МВД СССР а также настоящим стандартом 1.1.3. Конструкторской документацией по временному электроснабжению строящихся и ремонтируемых судов должны быть учтены требования обеспечения безопасного проведения работ: пожаробезопасность и взрывобезопасность строящихся и ремонтируемых судов; обеспечение безопасной эвакуации работающих при аварийных ситуациях; создание необходимых санитарно-гигиенических условий для работающих; наличие съёмных листов при погрузке выгрузке крупногабаритного оборудования; наличие оптимального количества штатных или технологических вырезов для прокладки коммуникаций временного электроснабжения вентиляций помещений и прохода работающих на судне; наличие ограждений подвижных и опасных элементов оборудования 1.1.4. В рабочей технологической документации Проекта монтажа временных систем электроснабжения должны быть указаны средства и способы обеспечивающие безопасное ведение работ а также должен быть разработан организационно-технологический план выполнения монтажа эксплуатации демонтажа ремонта и хранения оборудования кабелей и монтажных узлов включающий необходимые мероприятия по подготовке энергоснабжения. 1.1.5. Эксплуатационные инструкция по обслуживанию электроустановок монтируемых на время постройки или ремонта судна должны быть разработаны исходя из конкретных условий производства работ при постройке и ремонте судов. 1.1.6. Эксплуатационные инструкции должны содержать раздел "Указание мер безопасности" в котором должны быть указаны конкретные меры безопасности предупреждающие при их использовании случаи травматизма. 1.1.7. Эксплуатационные инструкции повышающие безопасность производственного и обслуживающего персонала должны составляться на основе настоящего стандарта а также: "Правил устройства электроустановок" выпущенных Государственным производственным комитетом по энергетике и электрификация СССР и Техническим управлением по эксплуатации энергосистем; "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" утвержденных Госэнергонадзором СССР. 1.2. Требования к персоналу выполняющему работы по электроснабжению строящихся и ремонтируемых судов 1.2.1. Организация обучения работающих безопасности труда должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.0.004-79. 1.2.2. Перед допуском к работам по электроснабжению строящихся и ремонтируемых судов производственный персонал должен: иметь возраст не менее 18 лет; иметь разрешение медицинской комиссии на допуск к работе в электроустановках; пройти соответствующие профилю и объёму работ подготовку в соответствии с "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" утвержденными Госэнергонадзором СССР; пройти инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии в соответствии с действующим в отрасли "Типовым положением о порядке проведений инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии работающих на предприятиях и в организациях отрасли" утвержденным Министерством и ЦК профсоюза рабочих отрасли; пройти обучение и инструктаж по противопожарной безопасности; пройти обучение и инструктаж по правильному пользованию средствами индивидуальной защиты. 1.2.3. Производственный персонал должен быть обеспечен специальной одеждой специальной обувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими в отрасли "Нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды специальной обуви и предохранительных приспособлений" утвержденными Советом Министров СССР. 1.2.4. Производственный персонал обязан: соблюдать требования по технике безопасности производственной санитарии гигиене труда и противопожарной безопасности предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями; содержать в порядке и чистоте свое рабочее место; правильно пользоваться специальной одеждой специальной обувью я защитными средствами. 1.2.5. Производственный персонал при выполнении работ по электроснабжению судов обязан не допускать травмоопасных ситуаций а при их возникновении немедленно принять меры к их устранению. 1.3. Требования к применению персоналом средств индивидуальной защиты 1.3.1. Выбор средств индивидуальной защиты должен производиться с учетом характера и условий производственного процесса в зависимости от вида и степени воздействия опасных и вредных производственных факторов. 1.3.2. Средства индивидуальной защиты должна использоваться только по своему прямому назначению в соответствии с инструкциями по их эксплуатация. 1.3.3. Средства индивидуальной защиты должны выдаваться производственному персоналу только на время выполнения тех работ для которых они предназначены. Защитными наголовными касками необходимо пользоваться постоянно. 1.3.4. Производственный персонал применяющий средства индивидуальной защиты и предохранительные приспособления должен пройти специальный инструктаж по правилам пользования и способам проверки их исправности. 1.3.5. При выполнений работ связанных с опасностью падения с высоты необходимо применять предохранительные пояса и страховочные канаты которые должны соответствовать требованиям ГОСТ 6718-77 и ГОСТ 14188-77. 1.3.6. Предохранительные пояса и страховочные канаты должны иметь паспорт и через каждые шесть месяцев испытываться методом указанным в документе на предохранительный пояс или страховочный канат. 1.3.7. Диэлектрические перчатки и рукавицы должны не реже одного раза в три месяца дезинфицироваться и посыпаться тальком. 1.3.8. Производственный персонал должен быть обеспечен не менее чем двумя парами диэлектрических перчаток рукавиц бот галош соответствующих наибольшему и среднему размерам рук и ног персонала. 1.3.9. Минимальная ширина изолирующих резиновых дорожек должна быть 75 см а минимальный размер изолирующих резиновых ковриков - 75?75 см. 1.3.10. Для работ под напряжением в электрических установках до 220 В разрешается применять в качестве основного защитного средства монтерский инструмент с изолирующими рукоятками. 1.3.11. При выполнении работ по электроснабжению судов должен применяться постоянные и временные переносные предупредительные плакаты изготовленные из прессованной бумаги картона текстолита и т.д. Применение предупредительных плакатов изготовленных из металла запрещается. Также запрещается крепление плакатов с помощью металлического провода или шнура. 1.3.12. Запрещается хранить защитные средства вместе с инструментом. 1.3.13. Запрещается пользоваться неисправными защитными средствами а также средствами с истекшим сроком испытания. 1.3.14. Все защитные средства при приёмке в эксплуатацию должны быть испытаны независимо от заводского испытания а также должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам не реже одного раза в три месяца электрическим и механическими испытаниями в сроки и по нормам в соответствии с "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" утвержденными Госэнергонадзором СССР. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ИСТОЧНИКАМ ПИТАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 2.1. Электроснабжение строящихся в ремонтируемых судов должно осуществляться в соответствии с утвержденным проектом временного электроснабжения. 2.2. На всех стадиях постройки и решите судов в зависимости от рода тока назначения и характера электроприемников необходимо применять следующие напряжения: При постоянном токе: для силовых электроприёмников и сварочных агрегатов устанавливаемых на период постройки и ремонта судов - 220 В; для общего освещения - до 220 В включительно; для переносного освещений - 24 В; при переменном токе: для силовых электроприёмников и сварочных агрегатов устанавливаемых на период постройки и ремонта судов - 380 В 50 Гц; для общего освещения - до 127 В 50 Гц; для переносного освещений - 12 В 50 Гц; для ручного электроинструмента - 36 В 50 и 200 Гц. 2.3. Сети освещений должны быть выполнены с изолированной нейтралью источника электропитания. 2.4. Силовые электроприемники систем временного электроснабжения должны получать питание от сети с глухозаземленной нейтралью источника электропитания. 2.5. Напряжение 127 В переменного тока и 220 В постоянного тока для общего электроосвещения допускается применять при наличии специальной электрозащищенной блокированной безопасной арматуры конструктивно исключающей возможность доступа к лампам и токоведущим частям светильника без специальных приспособлений и обеспечивающей снятие напряжения с патрона и с токоведущих частей лампы при разрушении ее колбы или при снятой зада ной сетке а также при использовании взрывозащищенных светильников не имеющих блокировка но открывающихся специальным инструментом или специальным ключом. При напряжении 36 В и ниже допускается применять светильники без электрозащитной блокировки. Сеть общего освещения напряжением 127 В переменного тока и 220 В постоянного тока в замкнутых и труднодоступных помещениях должна быть выполнена кабелем марки КРПТН или КРПСН с защитой в местах возможных механических повреждений. Напряжение 220 В и 380 В Переменного тока и 220 В постоянного тока для силовых потребителей допускается применять при условии использования специальных средств защиты обеспечивающих невозможность доступа к частям находящимся под напряжением без применения специального инструмента. 2.6. Изменения уровней напряжения должны соответствовать допускаемым "Правилами устройства электроустановок" выпущенными Государственным производственным комитетом по энергетике и электрификации СССР и Техническим управлением по эксплуатации энергосистем. 2.7. Разрешается ввиду разветвленности временных сетей и потерь в них напряжения применять источники питания с выходными параметрами: однофазного тока - 25 В 50 Гц; трехфазного тока - 38 4; 133 В 50 Гц. 2.8. Разрешается применять в качестве источников электроэнергии для шатания дежурного освещения во время спуска судна на воду при подъеме судна на стапель или в док для производства ремонтных работ специально предусмотренные на этот период источники питания дизель-генераторы аккумуляторные батареи . 2.9. Аварийное освещение должно быть предусмотрено для освещения следующих помещений и пространств: проходов люков и трапов; выходов из помещений; машинных помещений и выходов из них; передней и задней сторон районных магистральных электрораспределительных устройств устанавливаемых в будках и контейнерах; помещений строителей. 2.10. Для аварийного освещения должны применяться автономные аккумуляторные светильники с подзарядным устройством на напряжение сети рабочего освещения. 2.11. При применении для аварийного освещения светильников без автономных аккумуляторных батарей аварийное освещение должно питаться от независимого источника электропитания при этом: сети рабочего и аварийного освещения должны быть раздельными; должно быть обеспечено автоматическое включение аварийного освещения при исчезновении напряжения на лампах рабочего и дежурного освещения. 2.12. Допускается использовать при спуске судна на воду при подъеме судна на стапель или в док для производства ремонтных работ аварийное освещение. При этом спусковая команда должна быть снабжена аккумуляторными фонарями. 2.13. Для распределения электроэнергии получаемой о берега или плавучих энергоблоков должны применяться электрораспределительные устройства устанавливаемые в зависимости от стадии строительства и водоизмещения судна на стапеле достроечной набережной или на палубе судна. 2.14. Электрораспределительные устройства должны располагаться в местах удобных для безопасной эксплуатации и обеспечивающих защиту от механических повреждений. 2.15. Проходы к электрораспределительным устройствам должны быть свободными и не должны загромождаться. 2.16. Пусковая электроаппаратура ответвительные соединительные и распределительные коробки устанавливаемые в местах подверженных воздействию атмосферных осадков должны быть снабжены кожухами и защитными; крышками предохраняющими от проникновения влаги. 2.17. Запрещается устанавливать электрораспределительные устройства в судовых помещениях задирающихся во время работы даже на непродолжительное время. 2.18. Запрещается применять электрораспределительные устройства и аппаратуру с открытыми токоведущими частями. 2.19. Для систем временного электроснабжения необходимо применять электрораспределительные устройства по альбому ВСЭ 640-78.001. До централизованного обеспечения предприятия электрораспределительными устройствами по альбому ВСЭ 640-78.001 допускается для систем временного энергоснабжения применять прочие электрораспределительные устройства удовлетворяющие требованиям нормативно-технических документов для электрораспределительных устройств временных систем энергоснабжения. 2.20. Электрораспределительные устройства должны иметь замки для дверец исключающие их открывание без специальных ключей. 2.21. Электрораспределительные устройства должны быть снабжены надписями указывающими номер электрораспределительного устройства принадлежность к системе и номер источника питания в соответствии о действующими в отрасли документом а также знаком безопасности по ГОСТ 12.4-026-76. 2.23. Электрораспределительные устройства должны устанавливаться на жестких конструкциях и надежно закрепляться. Высота крепления верхняя точка крепления не должна превышать два метра. 2.23. Способ крепления всего электрооборудования временного электроснабжения не должен уменьшать прочности палубы или переборки и не нарушать их герметичности. 2.24. Конструкция крепления электрооборудования временного электроснабжения должна допускать возможность его демонтажа и повторную его установку простыми средствами. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ВРЕМЕННЫМ СЕТЯМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 3.1. Временные электрические сети на строящихся и ремонтируемых судах в зависимости от вида электропотребителей и способа прокладки должны осуществляться шланговыми кабелями или кабелями других типов с медными жилами с резиновой негорючей маслостойкой изоляцией на номинальное напряжение 1000 В. 3.2. Разрешается выполнять временные электрические сети на напряжения 12 В 50 Гц; 24 В 50 Гц и 36 В 50 и 200 Гц проводами и кабелями с изоляцией на номинальное напряжение не ниже 500 В. 3.3. Запрещается применять для распределения электроэнергии кабели и провода с алюминиевыми жилами. 3.4. Электрические распределительные сети для питания силовых и осветительных электроприёмников должны быть раздельными. 3.5. Сети общего освещения напряжением 127 В 50 Гц должны быть выполнены с изолированной нейтралью источника электропитания понижающих трансформаторов 380 220/27В . 3.6. Разрешается монтировать вторичные сети общего освещения напряжением 127 В 50 Гц двухпроводным и трехпроводными. 3.7. Кабели и провода временного электроснабжения должны быть проложены в местах наименее подверженных опасности механического воздействия и прикосновения людей в процессе работы. 3.8. Кабели и провода в местах подверженных опасности их механического повреждения должны быть надежно защищены. 3.9. Защитные средства кабелей и проводов временного электроснабжения должны быть надежно закреплены и иметь отличительную окраску. 3.10. Разрешается применять для сварочных работ только шланговый провод с резиновой изоляцией на номинальное напряжение не ниже 1000 В. 3.11. Запрещается производить совместную прокладку электросварочных проводов со шлангами и трубопроводами ацетилена и кислорода. Наименьшее расстояние между электросварочными проводами и ацетиленовыми и кислородными шлангами и трубопроводами должно быть 300 мм. 3.12. Запрещается производить прокладку кабелей и проводов по опорам трубопроводов нефтепродуктов. 3.13. При применении на судах сварочных шинопроводов последние должны быть заключены в защитные изолированные короба. Места подключения сварочных постов должны быть закрыты крышками. 3.14. Запрещается использовать для прохода кабелей и проводов временного электроснабжения люки лазы иллюминаторы горловины а также штатные переборочные коробки сальники и т.д. 3.15. Запрещается по условиям механической прочности и надежности производить прокладку к силовым электроприёмникам кабелей и проводов сечением менее 2 5 мм2. 3.16. Сопротивление изоляции временного освещения на участках между двумя смежными аппаратами зашиты или за последним аппаратом защиты между любым проводом и землей а также любыми двумя проводами должно быть не менее 0 5 МОм. 3.17. Все соединения и ответвления проводов и кабелей временных сетей необходимо производить в ответвительных соединительных и распределительных коробках снабженных штепсельными разъёмами и разъёмными контактами. 3.18. Кабель и провода временного электроснабжения должны быть оплошными без сростков. 3.19. При проводке кабелей с набережных на токоприёмники Временного энергоснабжения строящегося и ремонтируемого судна должны быть приняты меры исключающие их повреждение при качке судна и изменений уровня воды. 3.20. Вое силовые кабели на строящихся и ремонтируемых судах должны быть взяты на контроль электротехническим персоналом обслуживающим временное электроснабжение ежедневно осматриваться и результаты осмотров должны отмечаться в специальном журнале. 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ПЕРЕДВИЖНЫМ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАМ 4.1. Подключение к питающей сети передвижных электроприёмников необходимо выполнять при помощи гибких кабелей или проводов в металлорукавах. 4.2. Необходимо применять для передвижных и переносных силовых электроприёмников напряжением выше 36 В 50 Гц кабели и провода имеющие дополнительную жилу для заземления корпуса электроприёмника. 4.3. Разрешается подключать силовые передвижные электроустановки как при помощи штепсельных разъёмов так и ори го-мощи кабельных наконечников. 4.4. При подключении при помощи кабельных наконечников должны соблюдаться следующие требования: снятие напряжения с токоведущих частей и принятие мер против ошибочного включения или самовключения; вывешивание плакатов "Не включать - работают люди" на всех рукоятках рубильников автоматов и на пусковых кнопках аппаратов которыми может быть подано напряжение к месту работы; присоединение к "земле" переносных заземлений; проверка отсутствия напряжения на токоведущих частях из которые должно быть наложено заземление; наложение переносных заземлений; ограждение рабочего места и вывешивание плакатов "Работать здесь". Величина сопротивления заземляющего устройства не должна превышать 4 Ома. 4.5. При подключении при помощи штепсельных соединений штепсельные соединения должны быть снабжены защитным устройством от самопроизвольного выпадания вилки из штепсельного гнезда. 4.6. Штепсельные розетки для передвижных и переносных электроприёмников с заземляемыми корпусами должны быть снабжены специальным контактом для присоединения заземляющего проводника. При этом конструкция штепсельного соединения должна исключать возможность использования токоведущих контактов в качестве контактов предназначенных для заземления. 4.7. Соединение между заземляющими контактами вилки и штепсельной розетки должно устанавливаться до того как войдут в соприкосновение токоведущие контакты. Порядок отключения должен быть обратным. Заземленный контакт штепсельной розетки должен быть электрически соединен с корпусом её если этот корпус выполнен из металла. 4.8. Штепсельные вилки должны быть выполнены таким образом чтобы их нельзя было включать в штепсельные розетки с большим номинальным напряжением чем номинальное напряжение вилки. Конструкция штепсельных розеток и вилок должна быть такова чтобы нельзя было вставить в розетку только один полюс двухполюсной вилки а также один или два полюса трехполюсной вилки. 4.9. Все подключения и отключения должны производиться с записью в специальном журнале. 4.10. Штепсельные соединения служащие для присоединения передвижных электроприёмников мощностью более 1 кВт должны иметь блокировку при которой отключение и включение возможны только при отключенном положения пускового аппарата в питающей цепи. 4.11. Сварочные агрегата и их аппаратура устанавливаемые на судне должны быть защищенного типа. 4.12. Все электросварочное оборудование незащищенного типа должно быть установлено в закрытых будках. 4.13. Вторичная обмотка сварочного трансформатора должна быть подсоединена к металлическому корпусу судна. 4.14. Длина первичной цепи между пунктом питания и передвижной сварочной установкой не должна превышать 10 м. Сопротивление изоляции сварочной цепи должно быть не ниже 1 МОм. 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОМУ ИНСТРУМЕНТУ 5.1. На строящихся и ремонтируемых судах необходимо применять электроинструмент напряжением не выше 36 В частотой 50 или 200 Гц. 5.2. Электроинструмент следует использовать только по прямому назначению 5.3. Разрешается пря ремонте и достройке судна производить питание электрифицированного инструмента от штатной судовой сети через переносные понижающие трансформаторы или преобразователи с вторичным напряжением до 36 В с заземленной вторичной обмоткой и корпусом. 5.4. Электроинструмент на 36 В 50 Гц должен получать питание от отдельной электрической сети 36 В 50 Гц. 5.5. Запрещается применять для питания переносного электроинструмента с целью понижения напряжения автотрансформаторы и добавочные сопротивления. 5.6. Запрещается вносить переносные понижающие трансформаторы и преобразователи внутрь замкнутых и труднодоступных помещений а также ёмкостей котлов и т.п. 5.7. Электроинструмент должен удовлетворять следующим основным конструктивным требованиям: быстро включаться и отключаться от электросети не самопроизвольно ; быть безопасным в работе и иметь недоступные для случайного прикосновения токоведущие части; электродвигатель инструмента должен быть закрытым; соединительные жилы проводов в электроинструменте должны иметь надежную изоляцию; выключатель электроинструмента должен быть расположен на самом корпусе так чтобы обеспечить удобное управление им; рукоятки электроинструмента должны иметь форму и расположение обеспечивающее наибольшее удобство при работе; иметь заземляющую шпильку внутри корпуса для возможности использования в замкнутых и труднодоступных помещениях. 5.8. Разрешается подключать электрифицированный инструмент к питающей сети только посредством штепсельного разъёма и несъёмного гибкого шлангового кабеля о резиновой негорючей маслостойкой изоляцией на напряжение не ниже 500 В минимальным сечением 1 5 мм2 длиной до 10 м. Конструкция разъёма должна исключать возможность подключения электрифицированного инструмента к сети о иной величиной напряжения. 5.9. Величина сопротивления изоляции электрифицированного инструмента должна быть не менее 0 5 МОм 5.10. Кабель в месте присоединения к зажимам электрифицированного инструмента не должен испытывать натяжений. В местах ввода должна быть устранена возможность излома или истирания жил проводов . 5.11. Перед включением электрифицированного инструмента в сеть необходимо убедиться в исправности кабеля и заземления. 5.12. Питание переносного электрифицированного инструмента необходимо осуществлять самостоятельными линиями. Запрещается включение в одну линию цепочку разных электроприёмников. 5.13. При исчезновении напряжения во время работы с электрифицированным инструментом и во время перерыва работы с ним необходимо его отключить от сети. 5.14. Необходимо применять предусматриваемые инструкциями средства индивидуальной защиты при работе с электрифицированным инструментом. 6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СВЕТИЛЬНИКАМ 6.1. Светильники применяемые для общего переносного и аварийного освещения на строящихся и ремонтируемых судах должны отвечать следующим требованиям: повышенной механической прочности; электробезопасности; удобству крепления в местах производства работ; иметь прочное контактное соединение лампы с цоколем устойчивое к сотрясениям и вибрациям; иметь габариты дозволяющие устанавливать в них лампы накаливания: для общего освещения - не более 200 Вт; для местного переносного освещения - не более 60 Вт; иметь надежное соединение между собой всех разъёмных нетоковедущих металлических частей 6.2. Светильники для общего освещения на напряжение 127 В 50 Гц должны иметь электрозащищенную блокировку обеспечивающую безопасное пользование ими. 6.3. Разрешается применять светильники для общего освещения на напряжение 36 В 50 Гц без электрозащитной блокировки. 6.4. Светильники аварийного освещения должны иметь отличительную маркировку в виде поясков красного цвета. 6.5. Типы светильников для аварийного освещения должны отличаться от типов светильников общего освещения 6.6. Разрешается применять однотипные светильники для общего и аварийного освещения при условии их питания от независимых источников. 6.7. Разрешается использовать светильники общего освещения в качестве светильников аварийного освещения в случае если имеется возможность получения питания также от аварийного автономного источника электропитания подключаемого автоматически. 6.8. Переносные светильники должны иметь электрозащищенную конструкцию и защитную сетку. 6.9. Корпус и рукоятка переносного светильника должны быть изготовлены из влагостойкого изолирующего материала достаточной механической прочности. 6.10. Все разъёмные нетоковедущие металлические части светильников как для общего местного так и для переносного освещения могущие оказаться под напряжением должны иметь надежное соединение между собой. 6.11. Патроны с изолирующей оболочкой должны иметь конструкцию обеспечивающую полное закрытие цоколя лампы во ввинченном состоянии. 6.12. Переносные светильники должны быть зарегистрированы в специальном журнале и за их техническим состоянием установлен постоянный контроль ответственного лица назначенного администрацией цеха. 6.13. Электропитание светильников напряжением 36 В 50 Гц и ниже должно осуществляться от трансформаторов с раздельным обмотками первичного и вторичного напряжения. Корпус а также вывод или средняя точка вторичной обмотки трансформатора должны быть заземлены. 6.14. Запрещается применять для понижения напряжения питания светильников автотрансформаторы и добавочные сопротивления. 6.15. Присоединение светильника к сети должно быть выполнено шланговым проводом с резиновой негорючей маслостойкой изоляцией и оболочкой с помощью штепсельного разъёма с накидной гайкой и путем присоединения жил кабеля к штатным клеммам светильника 6.16. Во взрывоопасных помещениях необходимо применять электрооборудование взрывазащищенного исполнения при этом кабель прокладывать в трубах. 6.17. Светильники общего освещения должны быть подвешены и закреплены так чтобы исключалась возможность их раскачивания и вращения вокруг точки подвеса. 6.18. Уровень освещенности помещений судов в период достройки и ремонта должен соответствовать ОСТ5.0308-80. 7. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЗЕМЛЕНИЮ И ЗАЩИТНЫМ МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ 7.1. Запрещается производство всех работ на судне связанных с эксплуатацией временных систем электроснабжения до выполнения защитного заземления корпуса судна. 7.2. Для обеспечения безопасности людей в период строительства и ремонта судов металлические конструкции оборудования временных систем электроснабжения а также другие металлоконструкции которые могут оказаться под напряжением в случае повреждения токоведущих частей или изоляции электроустановок должны быть надежно присоединены к защитному заземлению. 7.3. Защитное заземление электроустановок должно выполняться: во взрывоопасных помещениях - при всех напряжениях переменного и постоянного тока; в особо опасных помещениях - при напряжении выше 36 В переменного тока и 110 В постоянного тока; в замкнутых и труднодоступных помещениях при работе о электроинструментом на напряжение 24 В и выше. 7.4. Заземлению подлежат: металлический корпус судна; корпуса кожухи и вое нетоковедущие части электрических машин трансформаторов аппаратуры светильников контейнеров электрораспределительных устройств и другого электрооборудования в том числе переносного и передвижного на напряжение свыше 36 В переменного тока и 110 В постоянного тока а в замкнутых и труднодоступных помещениях - на напряжение с 24 В и выше; один из зажимов вторичной обмотки измерительных трансформаторов а также понижающих о напряжением вторичной обмотки 36 В и выше; наружные металлические оболочки кабелей трубы и кожухи используемые для защиты от механических повреждений кабелей; щиты питания инструмента и переносного освещения с трансформаторами 127/36 127/24 127/12 В и преобразователи о первичным напряжением 127 и 220 В. 7.5. Заземлению не подлежат: элементы электроустановок и конструкций при напряжении 36 В и ниже переменного тока и 110 В и ниже постоянного тока кроме электроустановок устанавливаемых во взрывоопасных помещениях и в замкнутых и труднодоступных помещениях при работе с электроинструментом на напряжение 24 В и выше; электроприёмники с корпусами из изоляционного материала и с двойной изоляцией; съёмные и открывающиеся металлические части без аппаратуры заземленных каркасов электрораспределительных устройств шкафов и т.п. 7.6. Магистраль заземления судна металлический корпус должна быть надежно присоединена к заводской магистрали не менее чем в двух точках максимально удаленных между собой. 7.7. На судах с неметаллическим корпусом в качестве магистрали заземления должны быть использованы специально прокладываемые медные шины сечением от 35 до 70 мм2 в зависимости от суммарной мощности источников питания в соответствии с ОСТ5.6066-75. 7.8. Защитное завещание строящегося или ремонтируемого судна можно совмещать с заземлением для защиты радиоприёма от помех и с заземлением для снятия статических зарядов. 7.9. Запрещается совмещение защитного заземления с заземлением молниеотводов. 7.10. На судах с металлическим корпусом заземлением молниеотводного устройства является сам корпус судна. 7.11. На судах о неметаллическим корпусом заземлением должен быть медный лист толщиной 2-5 мм и площадью не менее 0 5 м2 прикрепленный к наружной поверхности корпуса судна так чтобы оставаться погруженным в воду при любых осадках и крене судна. 7.12. Отводящими проводами молниеотводного устройства должны быть использованы металлические проводники соединяющие молниеуловитель с заземлением в виде троса или прутка из меди сечением 50 мм2 или из стали сечением 100 мм2. 7.13. Сопротивление молниеотвода измеренное между штырем молниеуловителя и листом заземления или корпусом судна не должно превышать 0 02 Ом . 7.14. Для каждой мачты на неметаллических судах должен быть предусмотрен свой собственный заземлитель. Металлическая мачта используется в качестве молниеуловителя и токоотвода при этом для предотвращения разрушения сигнальных фонарей установленных на топе мачт должны быть предусмотрены стальные молниеуловительные штыри возвышающиеся над фонарями не менее чем на 0 3 м. 7.15. При наличии складывающихся мачт между мачтами и корпусом судна должны быть установлены гибкие перемычки из меди сечением не менее 50 мм. Перемычки не должны свертываться в спираль. 7.16. Молниеприёмник и токоотвод а также отельные части последнего должны быть соединены сваркой или некоррозирующими болтовыми соединениями образующими надежный контакт по площади не менее 10 см2. Применение пайки оловом или мягкими припоями запрещается. 7.17. Токоотводы должны быть проложены с наименьшим числом изгибов минимальной длиной и максимальной доступностью для наблюдения и ухода за ними. 7.18. На стапеле для соединения магистрали заземления судна с заводским заземляющим устройством должны быть использованы медные провода сечением не менее 50 мм2. 7.19. На плаву при достройке и ремонте судна для соединения магистрали заземления с заводским заземляющим устройством должны быть использованы гибкие медные шланговые кабели сечением не менее 50 мм2 исключающие возможность их повреждения при качке судна и изменении уровня воды. Кабели должны быть защищены от механических повреждений. 7.20. Присоединение заземляющих проводников к магистрали заземления должно быть выполнено сваркой или болтовым соединением. 7.21. Заземление металлических оплеток кабелей труб кожухов и других средств используемых для защиты кабелей от механических повреждений должно быть выполнено не менее чем в двух местах на концах заземляющими проводниками перемычками . 7.22. Заземляющие проводники должны быть выполнены из меди. 7.23. Запрещается использовать для заземления проводники из алюминия. 7.24. Запрещается использовать в качестве заземляющих проводников швартовы и стальные тросы. 7.25. Запрещается последовательное заземление электрооборудования и электроосветительной арматуры. 7.26. Для заземления осветительной арматуры в помещениях покрытых изоляционной обшивкой допускается выполнять заземление светильников третьей жилой а силовое электробоорудование трехфазного тока заземлять четвертой жилой. 7.27. Заземление переносных и передвижных электроприёмников необходимо осуществлять специальной жилой или одной из резервных кил кабеля которая не должна служить одновременно для подвода рабочего тока. Заземляющую жилу необходимо прокладывать в общем шланге с питающими. 7.28. Разрешается для заземления передвижных силовых потребителей при отсутствии кабелей о заземляющей жилой вместо заземляющей жилы применять отдельный кабель прокладываемый в одном жгуте о питающим. 7.29. При постройке и ремонте судов на стапелях набережных и доках и электропитании от заводских сетей с глухозаземленной нейтралью должны быть выполнены повторные заземления нулевого провода в точках разветвлений сети заземления и на концах ответвлений в соответствии с "Правилами устройства электроустановок" выпущенными Государственным производственным комитетом по энергетике и электрификации СССР и Техническим управлением по эксплуатации энергосистем. 7.30. Повторные заземления нулевого провода должны быть выполнены также при значительной протяженности ремонтно-достроечных набережных и стапельных мест не менее чем через каждые 1000 м линий. 7.31. Сопротивление повторных заземлений стапельных мест доков и набережных должно быть не более 10 Ом. 7.32. Запрещается использование нулевого провода на судне для подключения потребителей временных систем электроснабжения за исключением электросварочных устройств. 7.33. Запрещается установка предохранителей и выключателей в проводах защитного заземления и нулевых проводах. 7.34. Запрещается использование корпуса судна в качестве обратного провода за исключением производства электросварочных работ когда корпус судна является объектом сварки. 7.35. Проводники заземления электрооборудования должны иметь следующие сечения: для кабеля до 16 мм2 включительно: сечение равное сечению токоведущих жил кабеля заземляемого оборудования; для кабеля более 16 мм2: сечение равное 50% сечения токоведущей жилы но не менее 16 миг. 7.36. Проводники заземления установочной арматуры и сетей освещения должны иметь сечение не менее 1 5 мм2. 7.37. Проводники заземления силового электрооборудования должны иметь сечение не менее 4 мм2 но не более 70 мм2. 7.38. Сопротивление защитного заземления должно быть: в сетях напряжением до 380 В включительно с глухозаземленной или изолированной нейтралью - не более 4 Ом; для генераторов и трансформаторов мощностью менее 100 кВт -не более 10 Ом; для силовых передвижных или переносных токоприёмников - не более 4 Ом. 7.39. Присоединение заземляющих проводников к заземлителям и заземляемым конструкциям должно быть выполнено сваркой а к корпусам аппаратов машин и т.д. сваркой или надежным болтовым соединением при этом контактные поверхности должны иметь защитные антикоррозионные покрытия обладающие высокой электропроводностью. Концы заземляющих гибки ч проводников применяемых для присоединения к корпусам аппаратов машин и т.д. должны иметь приваренные или спрессованные наконечники. 7.40. Устройство для заземления должно устанавливаться на выступающих площадках корпуса судна и оборудования. 7.41. Запрещается установка устройства для заземления на съёмных деталях. 7.42. Заземляющие проводники должны быть доступны для осмотра и защищены от механических повреждений. 8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МОНТАЖА ВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 8.1. Ввиду наличия на строящихся и ремонтируемых судах помещений с повышенной опасностью и особо опасных в отношении возможности поражения электрическим током производственного и обслуживающего персонала строящиеся и ремонтируемые суда в целом включая внутренние и наружные леса устанавливаемые на судне по условиям производства работ и окружающей среды относятся к категорий особо опасных помещений. 8.2. При выполнении монтажа временных систем электроснабжения на строящихся и ремонтируемых судах персонал отвечающий за организацию работ и руководящий этими работами обязан соблюдать выполнение требований настоящего стандарта а также требований следующих документов: "Правил техники безопасности при выполнении электромонтажных радиомонтажных настроечно-регулировочных и электрорадио-ремонтных работ на судах в установках напряжением до и свыше 1000 В" утвержденных Министерством и Президиумом ЦК профсоюза рабочих отрасли; "Правил техники безопасности при выполнении работ по ремонту электрооборудования в условиях цеха и заказа" утвержденных Министерством и ЦК профсоюза рабочих отрасли; "Норм и правил проектирования монтажа и эксплуатации временных систем электроснабжения на строящихся и ремонтируемых судах" № 78341-008-72 утвержденных Министерством и Президиумом ЦК профсоюза рабочих отрасли; "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" утвержденных Госэнергонадзором СССР; "Правил устройства электроустановок" выпущенных Государственным производственным комитетом по энергетике и электрификации СССР и Техническим управлением по эксплуатации энергосистем; "Санитарных правил при работе с эпоксидными смолами" утвержденных Главным санитарным инспектором СССР; "Правил техники безопасности и производственной санитарии при заливке компаундами кабельных коробок и стаканов в электромонтажных работах на судах" утвержденных Министерством и Президиумом ЦК профсоюза рабочих отрасли; 8.3. Работы по монтажу временных сетей электроснабжения необходимо производить при выполнении следующих технических мероприятии: установке лесов во всех местах где будут производиться работы по временному электроснабжению на высоте 1 5 м и выше; установке во всех закрытых помещениях приточно-вытяжной вентиляция обеспечивающей содержание вредных примесей не выше предельно допустимых норм; обеспечения телефонной связи судна с берегом; проведении необходимых отключений от питающей сети участка выделенного для работы и принятия мер против ошибочного включения или самовключения; установке ограждений у всех люков шахт снятых листов настила и т.д.; вывешивании предупредительных плакатов; проверке отсутствия напряжения на части электроустановки выделенной для работы; присоединении отключенной части электроустановки к заземляющей шине или к магистрали заземления путем наложения непосредственно после проверки отсутствия напряжения переносного заземления и вывешивания плаката "Работать здесь". 8.4. Монтаж электрооборудования и кабелей временных систем электроснабжения в замкнутых и труднодоступных помещениях строящихся и ремонтируемых судов должен производиться только после анализа состояния воздушной среды при работающей приточно-вытяжной вентиляции. 8.5. Монтаж электрооборудования и кабелей временных систем электроснабжения в замкнутых и труднодоступных помещениях должен выполняться только по наряду-допуску не менее чем двумя лицами один из которых должен быть наблюдающим. 8.6. На месте производства работ должны быть отключены вое токоведущие части на которых производятся работы или токоведущие частя доступные случайному прикосновению к ним работающих. 8.7. Отключение должно производиться таким образом чтобы выделенные для выполнения работ часть электроустановки или электрооборудование были со всех сторон отделены от токоведущих частей находящихся под напряжением коммутационными аппаратами или снятием предохранителей. 8.8. При выполнении работ с частичным снятием напряжения с установки остающиеся под напряжением токоведущие части доступные случайному прикосновению к ним работающих должны быть ограждены временными ограждениями. 8.9. Персонал производящий отключение должен вывесить запрещающие плакаты типа "Не включать - работают люди" на всех рукоятках приводов рубильников автоматов а также на пусковых кнопках аппаратов которыми может быть подано напряжение к месту работы. 8.10. После установки запрещающих плакатов и временных ограждений необходимо проверить отсутствие напряжения на отключенных частях установки предназначенной для производства работ. 8.11. Проверка отсутствия напряжения на отключенных частях установки должна производиться контрольной лампой в установках до 220 В линейного напряжения и переносным вольтметром или индикатором напряжения в установках свыше 220 В . 8.12. Запрещается во время производства работ снимать запрещающие плакаты или убирать ограждения. 8.13. Работы в электроустановке считаются законченными после того как будут последовательно выполнены следующие мероприятия: выведена бригада с рабочего места; снятие заземлений с проверкой в соответствии с принятым порядком учета; удаление временных ограждений и плакатов "Работать здесь" "Влезать здесь"; установка на место постоянных ограждений и снятие всех прочих вывешенных до начала работы плакатов. Проверка изоляции отремонтированного оборудования непосредственно перед включением производится если в этом есть необходимость до удаления временных ограждений и плакатов тотчас же после снятия переносных заземлений. Включение оборудования может быть произведено только после закрытия наряда об окончании работ. 8.14. Работы с эпоксидно-тиоколовыми компаундами должны выполняться в соответствии о "Санитарными правилами при работе с эпоксидными смолами" утвержденными Главным санитарным инспектором СССР и "Правилами техники безопасности и производственной санитарии при заливке компаундами кабельных коробок и стаканов в электромонтажных работах на судах" утвержденными Министерством и Президиумом ЦК профсоюза рабочих отрасли. 9. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ВРЕМЕННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ СТРОЯЩИХСЯ И РЕМОНТИРУЕМЫХ СУДОВ 9.1. К эксплуатации систем временного электроснабжения могут быть допущены лица: имеющие возраст не менее 18 лет; прошедшие медицинское освидетельствование; прошедшие обучение и проверку знаний правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей дополнительно по ведомственным правилам и инструкциям применительно к занимаемой должности или выполняемой работе допущенные к самостоятельному обслуживанию электрооборудования с квалификацией не ниже ІІІ группы. 9.2. Эксплуатация систем временного электроснабжения разрешается только после их приёмки заводской комиссией с составлением акта разрешающего пуск и эксплуатацию систем электроснабжения. При приёмке систем временного электроснабжения должен быть составлен паспорт заземления с записью замеров сопротивлений заземления систем временного электроснабжения. 9.3. В состав комиссии по приёмке систем временного электроснабжения должны входить: старший строитель судна ответственный за безопасную эксплуатацию систем энергоснабжения судна - председатель комиссии представители службы главного энергетика отделов главного технолога главного конструктора техники безопасности пожарной охраны представитель специализированного подразделения производившего монтаж систем а при приёмке охранной сигнализации - и представитель режима. 9.4. Приёмка выполненных работ должна производиться на соответствие проекту. При этом должны быть проведены замеры сопротивления заземления сопротивления изоляции электрической сети а также исправность электрооборудования и соответствие его "Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" утвержденным Госэнергонадзором СССР. 9.5. Надзор и руководство за правильным ведением эксплуатация я ремонта временных систем электроснабжения должны осуществляться назначенным инженерно-техническим персоналом предприятия прошедшим обучение и проверку знаний "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" утвержденных Госэнергонадзором СССР по ведомственным правилам и инструкциям применительно к занимаемой должности комиссией предприятия допущенным к самостоятельному обслуживанию электрооборудования с квалификацией не ниже IV группы до 1000 В или не ниже V группы выше 1000 В. 9.6. Ответственным за безопасную эксплуатацию систем электроснабжения является старший строитель судна. 9.7. Руководитель ответственный за правильную и безопасную эксплуатацию временных систем электроснабжения должен обеспечить: организацию систематического инструктажа эксплуатационного персонала который периодически не реже одного раза в год должен проходить проверку знаний в квалификационной комиссии с документальным оформлением результатов проверки; повседневный технический контроль за состоянием электросиловых и осветительных установок; укомплектование обслуживающего персонала защитными средствами; подачу прекращение подачи электроэнергии к системам электроснабжения. 9.8. Повседневный технический надзор и обслуживание электроустановок на строящихся и ремонтируемых судах должны производиться эксплуатационным персоналом и соответствии с настоящим стандартом а также: "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатация электроустановок потребителей" утвержденными Госэнергонадзором СССР; действующими на предприятии эксплуатационными инструкциями разработанными в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по энергоснабжению судов ОСТ5.0207-76 9.9. Работы по распоряжениям и в порядке текущей эксплуатации систем временного электроснабжения должны выполняться в соответствии с перечнем работ составленным лицом ответственным за электрохозяйство временного электроснабжения. 9.10. Система планово-предупредительных осмотров ремонтов испытаний электроустановок должна осуществляться в соответствии с "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" утвержденными Госэнергонадзором СССР и действующей на заводе системой планово-предупредительного ремонта. Особое внимание должно быть обращено на: состояние и величину сопротивления защитных заземляющих устройств; правильность выполнения надежность и исправность защитных заземляющих устройств; состояние изоляции электроустановок; испытания аппаратов защиты реле автоматов и т.п. и защитных средств диэлектрических перчаток галош и т.п. . 9.11. Результаты проводимых испытаний и осмотров должны оформляться записью в эксплуатационном журнале. 9.12. Испытания заземляющих устройств должны проводиться не реже одного раза в шесть месяцев и не реже одного раза за время строительства или ремонта судна. Результаты измерений сопротивления должны оформляться протоколом. Заключение после измерений должно заноситься в паспорт заземляющего устройства. 9.13. Плановые осмотры заземляющих устройств должны производиться не реже одного раза в месяц и после каждого переустройства или перестановки оборудования. Осмотры должны производиться также после устранения аварий и при обнаружении признаков возможного повреждения заземляющих устройств. При обнаружении повреждения оно должно быть немедленно устранено. 9.14. Величина сопротивления изоляции для вновь смонтированных или прошедших капитальный ремонт силовых и осветительных электропроводок и электрооборудования должна быть не менее 1 МОм а для находящихся в эксплуатации - не менее 0 5 МОм. 9.15. При приёмке и эксплуатации измерение величины сопротивления изоляции должно производиться мегомметром на напряжение 1000 В. Сопротивление изоляции сетей освещения и электроинструмента напряжением 36 В и ниже необходимо измерять мегомметром на напряжение 500 В. 9.16. При измерении величины сопротивления изоляции в силовых цепях должны быть отключены электроприемники а также аппараты приборы и т.п. 9.17. Величину сопротивления изоляции необходимо измерять при снятых плавких вставках на участке между смежными предохранителями или за последними правоохранителями между любым кабелем проводом и землей а также между двумя любыми кабелями проводами . 9.18. На взрывозащищенное электрооборудование устанавливаемое на время окраски и гуммированных работ должны быть паспорта. 9.19. Во время обслуживания электрораспределительных устройств необходимо выполнять следующие требования: осуществлять контроль напряжения нагрузки и величины сопротивления изоляции; следить за световой сигнализацией; отключать нагрузку необходимость электропитания которой отпадает; заменять перегоревшие плавкие вставки предохранителей. 9.20. Необходимо производить замену плавких вставок только калиброванными 9.21. Установка и снятие предохранителей должны производиться при снятом напряжении. 9.22. Запрещается зачищать контакты электрических аппаратов наждачным полотном а также смазывать их какой-либо смазкой если это не предусмотрено специально в заводских инструкциях на аппараты. 9.23. Необходимо следить за наличием и исправным состоянием указателей позволяющих четко распознавать положение "включено" и "отключено" на пусковой коммутирующей аппаратуре закрытого исполнения. 9.24. К обслуживанию преобразователей могут быть допущены лица знакомые c его устройством и имеющие Ш квалификационную группу а к ремонту - лица имеющие IV группу по технике безопасности. 9.25. При эксплуатации преобразователей обслуживающий персонал обязан проверять состояние заземления и соответствие надписей и маркировок следить за показаниями щитовых приборов при этом проверяя: отклонение напряжения от номинального; перегрузку преобразователя не допуская перегрузки свыше допустимой нормы ; величину сопротивления изоляции; температуру нагрева преобразователя и нормальную работу подшипников по отсутствию посторонних шумов и допустимому нагреву . 9.26. При эксплуатации трансформаторов обслуживающий персонал обязан: проверить состояние заземления и соответствие надписей и маркировок; проверить состояние наружных контактных соединений; проверить наличие ограждений от случайного прикосновения; проверить величину сопротивления изоляций обмоток; не допускать перегрева трансформаторов. 9.27. Переносные светильники и электрифицированный инструмент может выдаваться для работы лицам с квалификационной группой по технике безопасности не ниже II. Переносные светильники и электрифицированный инструмент перед выдачей эксплуатационному персоналу должны подвергаться наружному осмотру и проверке в работе под напряжением. 9.28. Контроль за сохранностью и исправностью электроинструмента и переносными электрическими светильниками должен осуществляться лицом специально уполномоченным на это. Электроинструмент должен иметь порядковый номер и храниться в сухом помещении. 9.29. Запрещается эксплуатировать неисправные переносные светильники и электроинструмент. 9.30. Запрещается использовать светильники без штатных защитных сеток и колпаков а также не по назначению. 9.31. Переносные светильники должны иметь хорошую изоляцию токоведущих частей от корпуса и исправный кабель. 9.32. Устранение неисправностей в системах временного освещения должно производиться при снятом напряжении. 9.33. Замену электроламп в светильниках необходимо производить при снятом напряжении. Допускается производить замену электроламп в светильниках имеющих электрическую блокировку при необесточенной питающей сети при условии установки этих светильников в помещениях кроме взрывоопасных. 9.34. Запрещается использовать светильники предназначенные для общего освещения в качестве переносных светильников. Перенос отдельных светильников гирлянды общего освещения или гирлянда в целом в период работ на судне должен производиться только по указанию лица ответственного за временное электроснабжение судна. При этом гирлянда должна быть обесточена. 9.35. Разрешается работать в замкнутых и труднодоступных помещениях а также при наличии неблагоприятных условий только заземленным электроинструментом на напряжения 24 и 36 В 50 и 200 Гц с применением диэлектрических перчаток и дополнительных защитных средств диэлектрические коврики и т.д. . 9.36. Запрещается переделка конструкции электроинструмента заводского изготовления. 9.37. Электрифицированный инструмент должен подвергаться специальному плановому осмотру не реже одного раза в месяц а также перед каждой выдачей его на руки рабочим. 9.38. При эксплуатации электроинструмента запрещается: передавать его без разрешения руководителя работ другим лицам; производить его разборку; допускать натяжение или перекручивание кабеля; останавливать руками рабочий орган сверло шарошку и т.д. . 9.39. Запрещается работать электроинструментом под дождем на открытой палубе без навеса и при относительной влажности воздуха превышающей 70%. 9.40. Запрещается оставлять без присмотра присоединенный к сети электроинструмент. 9.41. Запрещается осуществлять ремонт неисправного электроинструмента работающему с ним персоналу. 9.42. При эксплуатации кабельных сетей временного электроснабжения обслуживающий персонал не должен допускать: сращивания кабелей и проводов на участках между соединительными коробками распределительными пунктами и т.п. устройствами предназначенными для соединений; натяжения у переносных проводов подключаемых к сети посредством штепсельных разъемов. 9.43. Запрещается при эксплуатации использовать кабели провода с поврежденной изоляцией а также оставлять под напряжением неизолированные концы. 9.44. Все работы связанные с очисткой и окраской корпуса с ревизией и ремонтом донной арматуры необходимо производить с помощью заводского электрооборудования получающего питание от сети с глухозаземленной нейтралью источника электропитания. 10. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 10. Производственный персонал при выполнении работ на судах обязан: быть обученным правилам и способам пользования средствами пожаротушения; твердо знать и неукоснительно выполнять правила противопожарной безопасности. 10.2. В целях пожарной безопасности на судах должен быть установлен строгий противопожарный режим; установлена периодическая проверка технических средств борьбы с пожаром и контроль за соблюдением персоналом противопожарного режима; определены и оборудованы места для курения; установлен порядок проведения огневых работ; установлен порядок осмотра и закрытия помещений судна после окончания работ. 10.3. Запрещается проведение каких бы то ни было электромонтажных работ в помещениях где ведутся окрасочные и другие работы с применением легковоспламеняющихся жидкостей а также в смежных сообщающихся о ними помещениях 10.4. Запрещается передвижение по лесам и трапам с разогретым электротигелем или зажженной паяльной лампой. 10.5. Судовые помещения должны быть постоянно свободны от ветоши и тряпья. 10.6. Подходы к пожарным постам и гидрантам должны быть постоянно свободными 10.7. Запрещается выполнять работы инструментом с неисправностями могущими привести к загоранию и пожарам. 10.8. Тушение горящих электроустановок допускается только с помощью углекислотных огнетушителей. 10.9. Персональную ответственность за невыполнение действующих требований безопасности несут: старший строитель судна начальник специализированного подразделения а в целом по заводу - главный инженер. 10.10. Во всех вопросах техники безопасности и производственной санитарии не предусмотренных настоящим стандартом следует руководствоваться отраслевыми правилами нормами а также инструкциями по отдельным видам работ. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1. Требования к конструкторской и технологической документации 1.2. Требования к персоналу выполняющему работы по электроснабжению строящихся и ремонтируемых судов 1.3. Требования к применению персоналом средств индивидуальной защиты 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ИСТОЧНИКАМ ПИТАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ВРЕМЕННЫМ СЕТЯМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ПЕРЕДВИЖНЫМ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАМ 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОМУ ИНСТРУМЕНТУ 6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СВЕТИЛЬНИКАМ 7. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЗЕМЛЕНИЮ И ЗАЩИТНЫМ МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ 8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МОНТАЖА ВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 9. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ВРЕМЕННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ СТРОЯЩИХСЯ И РЕМОНТИРУЕМЫХ СУДОВ 10. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Лист регистрации изменений Изм. Номера листов страниц Обозначение извещения Подпись Дата Срок введе ния изменения изменен ных Заменен ных новых Аннули рован ных