ОСТ 13-171-83

ОСТ 13-171-83 Управление охраной труда в лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Управление охраной труда в лесной целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности ОСТ 13-171-83 Введен впервые Срок введения с 1 января 1985 г. УТВЕРЖДЕН Министерством лесной целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР 29 сентября 1983 г. Заместитель Министра Ю. А ЯГОДНИКОВ ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ С 1 января 1985 г. ИСПОЛНИТЕЛИ Центральный научно-исследовательский институт бумаги ЦНИИБ : А. С. ЛУКАШЕВИЧ канд. техн. наук Л. В. ГОРДОН канд. техн. наук М. И. САНЖАРОВСКАЯ Управление охраны труда и техники безопасности Минлесбумпрома СССР: А. А. ЛИЗОРКИН Отдел охраны труда ЦК профсоюза рабочих лесной бумажной и деревообрабатывающей промышленности- П. М. АРЯМОВ Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт механизации и энергетики лесной промышленности ЦНИИМЭ Н. С. ФЕДОРОВ Л. Г. КАЗАКОВ канд. техн. наук Ленинградское научно-производственное объединение «Ленпроектмебель»: П.Э. ПЮДИК канд. техн. наук Б. Л. ФЕЛЬДМАН Ленинградская ордена Ленина лесотехническая академия им. С. М. Кирова: О Н. РУСАК Д-р техн. наук проф. Уральский ордена Трудового Красного Знамени лесотехнический институт им Ленинского комсомола: В. В. РОЗЕНБЛАТ д-р медиц. наук проф. Н. Д. ЛОДЫГИНА канд. биол. наук Всесоюзное лесопромышленное объединение «Свердлеспром»: В. П. БОРОДИН Украинское производственное объединение целлюлозно-бумажной промышленности «Укрбумпром»: И. Г. ПАНЬКОВСКАЯ СОГЛАСОВАНО с Центральным комитетом профсоюза рабочих лесной бумажной и деревообрабатывающей промышленности Секретарь ЦК профсоюза В. П. КАРНЮШИН Настоящий стандарт устанавливает систему управления охраной труда в лесной целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Целью управления охраной труда является обеспечение безопасных условий труда на предприятиях отрасли сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. 1.2. Объектами управления являются: на уровне Минлесбумпрома СССР деятельность министерств союзных республик главных управлений всесоюзных объединений по управлению охраной труда; на уровне министерств союзных республик главных управлений всесоюзных объединений деятельность подчиненных производственных объединений и предприятий по управлению охраной труда; на уровне производственных объединений без специального аппарата управления и предприятий деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах производственных участках в цехах и предприятии в целом. 1.3. Деятельность по управлению охраной труда направляется на: предупреждение несчастных случаев на производстве; предупреждение производственно-обусловленных заболеваний; нормализацию условий труда; обеспечение безопасности выпускаемой продукции. 1.4. Нормативной и методической основой системы управления охраной труда СУОТ являются: законодательство о труде постановления и решения директивных органов по охране труда система стандартов безопасности труда ССБТ другие действующие нормативные и организационно-методические документы по охране труда. 1.5. Работа по внедрению стандартов ССБТ должна проводиться в соответствии с РДМУ 83-82 и указаниями Минлесбумпрома СССР. 1.6. Монтажные пусконаладочные управления строительные тресты управления рабочего снабжения и другие организации а также подчиненные им предприятия и стройки осуществляют управление охраной труда применительно к настоящему стандарту. 2. ПОРЯДОК РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МИНЛЕСБУМПРОМА СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОТРАСЛИ 2.1. Общее руководство управлением охраной труда в отрасли осуществляет заместитель Министра непосредственную работу Управление охраны труда и техники безопасности. 2.2. Управление охраны труда и техники безопасности анализирует информацию министерств союзных республик главных управлений всесоюзных объединений рассматривает материалы надзора и контроля за состоянием охраны труда принимает а в необходимых случаях подготавливает для руководства министерства решения направленные на улучшение работы по охране труда и выполняет другие работы в соответствии со своими функциональными обязанностями. 2.3. В работе по управлению охраной труда участвуют другие подразделения министерства в соответствии с их функциональными обязанностями. 2.4. Для подготовки важнейших решений по управлению охраной труда создается постоянно действующая рабочая группа. Председателем группы является заместитель Министра заместителем председателя начальник Управления охраны труда и техники безопасности. Состав и планы работы рабочей группы утверждаются ее председателем. В состав рабочей группы входят представители Центрального комитета профсоюза рабочих лесной бумажной и деревообрабатывающей промышленности. 2.5. Рабочая группа рассматривает: проекты сводных комплексных планов улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий; результаты работы министерств союзных республик главных управлений всесоюзных объединений по выполнению комплексных планов внедрению стандартов ССБТ обеспечению безопасности труда в подчиненных им производственных объединениях и на предприятиях; состояние выполнения приказов и решений коллегии Минлесбумпрома СССР по вопросам охраны труда; проекты перспективных пятилетних планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны труда; другие вопросы в соответствии с планом своей работы. 2.6. Подготовка планов работы рабочей группы материалов к ее заседаниям оформление принятых решений в виде приказов директивных указаний и др. и доведение их до исполнителей осуществляется Управлением охраны труда и техники безопасности совместно с другими подразделениями в соответствии с их компетенцией. 3. ПОРЯДОК РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ ВСЕСОЮЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА* 3.1. Управление охраной труда в министерстве союзной республики главном управлении всесоюзном объединении осуществляют министр заместитель министра начальник главный инженер главного управления всесоюзного объединения и служба охраны труда. 3.2. Министерство союзной республики главное управление всесоюзное объединение анализирует информацию производственных объединений и предприятий материалы надзора и контроля за состоянием охраны труда принимает решения направленные на улучшение работы по охране труда и обеспечивает их выполнение. * Этот раздел распространяется также на производственные объединения со специальным аппаратом управления Усть-Илимский и Братский ЛПК 3.3. Процесс управления охраной труда состоит в выполнении следующих функций: прогнозирование и планирование работы по охране труда; организация работы по охране труда; контроль за состоянием охраны труда в подчиненных производственных объединениях и предприятиях; учет анализ и оценка показателей состояния охраны труда; стимулирование работы производственных объединений и предприятий по совершенствованию охраны труда. 3.4. В работе по управлению охраной труда участвуют все подразделения министерства союзной республики главного управления всесоюзного объединения в соответствии с возложенными на них обязанностями. Каждое министерство союзной республики главное управление всесоюзное объединение утверждает детальное распределение обязанностей по управлению охраной труда между своими подразделениями службами с учетом Типового положения об организации работы в области охраны труда в министерствах союзных республик управлениях и объединениях Минлесбумпрома СССР структуры аппарата и практики работы. Примерное распределение основных обязанностей по управлению охраной труда приведено в рекомендуемом приложении 1. 3.5. Для подготовки важнейших решений по управлению охраной труда приказом по министерству союзной республики главному управлению всесоюзному объединению создается постоянно действующая рабочая группа комиссия Совет по охране труда. В ее состав входят: заместитель министра или главный инженер главного управления всесоюзного объединения председатель руководители главные специалисты соответствующих подразделений представители комитета профсоюза соответствующего уровня. Рабочая группа работает по годовому плану утверждаемому руководителем министерства союзной республики главного управления всесоюзного объединения. 3.6. Обязанности рабочей группы приведены в рекомендуемом приложении 2 показатели оценки состояния охраны труда в подчиненных производственных объединениях и предприятиях в обязательном приложении 3. 3.7. Информационные потоки между различными уровнями управления должны осуществляться в соответствии с обязательным приложением 4. 4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ* 4.1. Система управления охраной труда СУОТ в производственных объединениях далее ПО и промышленных предприятиях далее ПП устанавливается настоящим стандартом и стандартами предприятий. 4.2. Управление охраной труда осуществляют: в ПО ПП в целом руководитель главный инженер ; в цехах участках и службах их руководители. 4.3. Организационно-методическую работу координацию деятельности подразделений и служб ПО ПП по вопросам охраны труда подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляет служба охраны труда. 4.4. ПО ПП организует и координирует работу по управлению охраной труда. Принципиальная схема организационного построения СУОТ приведена в рекомендуемом приложении 5. 4.5. Решение задач управления охраной труда должно обеспечиваться деятельностью всех подразделений и служб ПО ПП в соответствии с возложенными на них обязанностями. Каждое ПО ПП утверждает приказом детальное распределение обязанностей по реализации задач управления охраной труда между подразделениями службами с учетом своей структуры и практики работы. Примерное распределение обязанностей по реализации задач управления охраной труда приведено в рекомендуемом приложении 6. 4.6. ПО ПП осуществляет планирование работы по охране труда в соответствии с обязательным приложением 7. 4.7. ПО ПП организует контроль за состоянием охраны труда и функционированием СУОТ в соответствии с обязательным приложением 8. * Этот раздел не относится к производственным объединениям со специальным аппаратом управления; он распространяется на предприятия подчиненные этим объединениям. 4.8. ПО ПП ведет учет анализ и оценку показателей состояния охраны труда с целью разработки и принятия управленческих решений руководителями всех уровней от мастера до директора . Анализу подлежат: материалы о несчастных случаях профессиональных заболеваниях авариях и их последствиях; результаты различных видов надзора контроля и специальных обследований; данные о состоянии оборудования условиях труда на рабочих местах состоянии обучения и аттестации работающих о затратах на охрану труда; выполнение планов мероприятий приказов распоряжений предписаний по вопросам охраны труда. Организацию учета и анализа показателей состояния охраны труда и функционирования СУОТ а также подготовку установленной отчетности осуществляет служба охраны труда с участием других подразделений и служб в соответствии с их компетенцией. 4.9. ПО ПП разрабатывает виды и формы материального и морального стимулирования руководителей подразделений инженерно-технических работников служащих рабочих общественных инспекторов по охране труда совместно с профсоюзным комитетом и с соблюдением постановлений и указаний Совета Министров СССР Госкомтруда СССР и ВЦСПС по вопросам стимулирования. Рекомендации по стимулированию деятельности работников ПО ПП в области охраны труда приведены в рекомендуемом приложении 9. 4.10. Оценка безопасности производственного оборудования производится в соответствии с обязательным приложением 10. 4.11. Оценка безопасности производственных процессов производится путем выявления степени соответствия их требованиям стандартов ССБТ и другой нормативной документацией по безопасности труда. 4.12. Оценка условий труда на рабочих местах производится в соответствии с обязательным приложением И. 4.13. ПО ПП разрабатывает стандарты предприятия по безопасности труда СТП ССБТ в качестве организационно-нормативной основы функционирования СУОТ. Перечень СТП ССБТ определяет каждое ПО ПП с учетом местных условий. Примерный перечень СТП ССБТ приведен в рекомендуемом приложении 12. 4.14. Для подготовки важнейших решений по управлению охраной труда приказом по ПО ПП создается постоянно действующая рабочая группа комиссия Совет по охране труда. В ее состав входят: главный инженер председатель руководители главные специалисты соответствующих подразделений и служб представитель профсоюзного комитета. Рабочая группа работает по годовому плану утверждаемому руководителем ПО ПП . 4.15. Обязанности рабочей группы приведены в рекомендуемом приложении 13. Допускается возложение этих обязанностей на рабочую группу по КС УКП с пополнением ее соответствующими специалистами. Приложение 1. Рекомендуемое Примерное распределение основных обязанностей между подразделениями службами министерств союзных республик главных управлений всесоюзных объединений по управлению охраной труда на подчиненных предприятиях Наименование работ Подразделения службы * ответственные за выполнение участвующие в выполнении 1. Прогнозирование и планирование работы по охране труда Прогнозирование влияния реализации планов строительства и реконструкции производств цехов модернизации оборудования внедрения новой техники и технологии на уровень безопасности труда и определение необходимых мероприятий для включения в комплексные планы ТО ПРО ОГМ ОГЭ ОКС ООГЗ ООТ Рассмотрение проектов комплексных планов предприятий и подготовка сводного плана министерства союзной республики главного управления всесоюзного объединения ООТ ПЭО ПРО ОГМ ОГЭ ООТЗ по разделам II VI ПЭО ОКС по разделам III IV V ТО по разделу VI ОМТС ООК Включение работ предусмотренных комплексными планами а также планами организационно-технических мероприятий по внедрению стандартов ССБТ в планы министерства союзной республики главного управления всесоюзного объединения по разделам производства новой техники капитального строительства материально-технического снабжения ПЭО ПРО ТО ОКС ОМТС ООК 2. Организация работы по охране труда Координация работы подразделений по управлению охраной труда ООТ Подготовка приказов директивных указаний принятие оперативных мер по устранению недостатков в работе по охране труда ООТ Другие подразделения в соответствии с их компетенцией * Принятые условные обозначения подразделений служб пояснены в справочном приложении 14 Продолжение Наименование работ Подразделения службы ответственные за выполнение участвующие в выполнении Подготовка директивных указаний по внедрению стандартов ССБТ и планов организационно-технических мероприятий по организации внедрения этих стандартов руководство работой БОС БТ рассмотрение годовых итогов ее работы ОС ООТ и другие подразделения в соответствии с их компетенцией 3. Контроль за состоянием охраны труда на предприятиях Подготовка планов-графиков контроля за состоянием охраны труда и функционированием СУОТ на предприятиях ООТ ОС ПРО ОГМ ОГЭ ООТЗ Осуществление планов-графиков контроля и оперативный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях ООТ ПРО по безопасности производственных процессов и на рабочих местах ОГМ ОГЭ по безопасности оборудования ООТЗ по снижению численности занятых на вредных и тяжелых физических работах ОС по внедрению стандартов ССБТ 4. Учет анализ и оценка состояния охраны труда Учет состояния охраны труда на предприятиях на основе статистической отчетности ООТ Анализ данных учета материалов надзора и контроля показателей согласно приложению 3 и оценка состояния охраны труда на предприятиях ООТ ОС ПРО ОГМ ОГЭ ООТЗ 5. Стимулирование ра5оты по охране труда Подготовка предложений по стимулированию предприятий за совершенствование охраны труда и по привлечению к ответственности лиц виненных в ухудшении этой работы ООТ ООТЗ Примечание: В зависимости от масштаба министерства союзной республики главного управления всесоюзного объединения его подразделения службы могут быть представлены управлениями отделами бюро группами а также отдельными специалистами. Приложение 2.  Рекомендуемое Обязанности рабочей группы по охране труда министерства союзной республики главного управления всесоюзного объединения 1. Рассмотрение проектов сводных комплексных планов улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. 2. Рассмотрение проектов планов организационно технических мероприятий по внедрению государственных и отраслевых стандартов ССБТ. 3. Рассмотрение проектов планов-графиков контроля за состоянием охраны труда и функционированием СУОТ на предприятиях. 4. Рассмотрение и оценка один раз в квартал состояния охраны труда на предприятиях и определение дополнительных мер по повышению безопасности труда и ускорению внедрения стандартов ССБТ. Для оценки изменения состояния охраны труда за год на предприятиях и в целом по министерству союзной республики главному управлению всесоюзному объединению используются показатели приведенные в приложении 3. В рассмотрении годовых итогов принимают личное участие министр начальник главного управления всесоюзного объединения 5. Рассмотрение предложений по стимулированию предприятий за совершенствование охраны труда и по привлечению к ответственности лиц виновных в ухудшении этой работы. 6. Определение тематики и сроков проведения семинаров школ передового опыта смотров конкурсов и других мероприятий по пропаганде охраны труда 7. Рассмотрение работы подразделений служб министерства союзной республики главного управления всесоюзного объединения по выполнению возложенных на них обязанностей по управлению охраной труда. 8. Рассмотрение других вопросов в соответствии с утвержденным планом работы. 9 Подготовка планов работы рабочей группы оформление принятых решении в виде приказов директивных указаний планов мероприятий и др. представление их руководству на утверждение и доведение до исполнителей осуществляется службой охраны труда совместно с другими подразделениями в соответствии с их комплекцией Приложение 3.  Обязательное Показатели оценки состояния охраны труда на предприятиях Наименование показателя Источник информа ции Подсчет величины показателя 1. Показатель  частоты   несчастных случаев Стат. отчет по форме № 7 -т Число пострадавших раздел I строка I колонка 1 разделить на среднесписочную   численность   работающих и результат умножить на 1000 в т. ч. со смертельным исходом Число пострадавших раздел I строка I 3 колонка 1   разделить на среднесписочную численность работающих и результат умножить на 1000 2. Показатель    нетрудоспособности из-за производственного травматизма коэффициент потерь Стат. отчет по форме № 7- т Число чел. -дней нетрудоспособности  раздел I строка 2 колонка  1    разделить на среднесписочную численность работающих и результат умножить на 1000 3. Выполнение комплексного плана за год Стат. отчет по форме № 21 -т Вычислить процент выполнения заданий по численности работающих для которых условия труда должны быть приведены в соответствие с требованиями и нормами   охраны   труда    раздел I строка 1 колонки 2 и 1 ; по числу цехов участков производств   которые  должны быть реконструированы или капитально отремонтированы раздел I строка 4 колонки 2 и 1 ; по сокращению численности занятых на работах с вредными условиями    труда    раздел  II строка  10 колонки 5 и 3 по сокращению численности занятых на тяжелых физических работах раздел II строка 11 колонки 5 и 3 ; по затратам средств на улучшение условий труда  раздел II строка 9 колонки 8 и 7 . Примечания: 1. Величина показателей по травматизму сравнивается со средними показателями   за   предыдущее пятилетие а также за предыдущий год.  2 . При определении лучших и худших предприятий по состоянию охраны труда учитываются также                       аварии и их последствия дорожно-транспортные происшествия выполнение других заданий комплексного плана результаты различных проверок    выполнение приказов и предписаний. Приложение 4.  Обязательное Информационные потоки Наименование Содержание информации Кому направляется Сроки Минлесбумпром  СССР Управление        охраны труда и техники безопасности Приказы директивные указания методические документы   планы-графики ведомственного контроля рекомендации по внедрению законченных разработок по охране труда Министерствам    союзных    республик главным  управлениям всесоюзным          объединениям ЦГОС ГОС и БОС БТ Постоянно Управление стандартов и качества продукции Утвержденные отраслевые стандарты ССБТ директивные указания Министерствам   союзных    республик   главным управлениям всесоюзным         объединениям ЦГОС ГОС и БОС БТ Постоянно Центральная   головная организация Минлесбумпрома СССР по стандартизации в области безопасности   труда   ЦГОС БТ Сводные отчеты о внедрении стандартов ССБТ в Минлесбумпроме СССР Управлению    охраны    труда и техники безопасности Отделу охраны труда ЦК профсоюза Ежегодно в апреле за истекший год Научно исследовательские институты головные организации по стандартизации в области безопасности труда в подотраслях ГОС БТ Сводные отчеты о внедрении стандартов ССБТ в подотрасли ЦГОС БТ Ежегодно в марте за истекший год Министерство  союзной республики   главное  управление всесоюзное объединение Приказы  директивные указания   по управлению охраной труда и внедрению стандартов ССБТ планы организационно-технических мероприятий по внедрению стандартов Предприятиям    базовым   организациям по стандартизации в области     безопасности     труда БОС БТ Постоянно Планы-графики контроля   за   состоянием охраны труда на предприятиях БОС БТ Ежегодно в IV квартале на следующий год Сведения о работе подчиненных предприятий по показателям приложения 3 Управлению    охраны    труда и техники безопасности Ежегодно в феврале за истекший год БОС БТ Планы работы на утверждение Вышестоящей организации Ежегодно в октябре на следующий год Сводные отчеты о внедрении стандартов ССБТ   в   министерстве   союзной республики главном управлении всесоюзном объединении ГОС БТ вышестоящей организации Ежегодно в феврале за истекший год Предприятия Статистические   отчеты    по    формам №№ 7-т 21 -т ДТП-3 и пояснительные записки к ним Вышестоящей организации Установлены ЦСУ Планы-графики внедрения государственных    и    отраслевых     стандартов ССБТ БОС БТ Ежегодно в октябре   на следующий год Планы разработки СТП ССБТ на согласование БОС БТ Ежегодно в октябре на следующий год Утвержденные СТП ССБТ по 1 экз. БОС БТ В месячный срок    после утверждения Отчеты о внедрении стандартов ССБТ БОС БТ Ежегодно в январе  за истекший год Примечание   Каждое ПО  ПП   устанавливает информационные потоки   между   своими подразделениями   и службами с учетом местных условий. Приложение 5. Рекомендуемое Приложение 6.  Рекомендуемое Примерное распределение обязанностей   по реализации задач управления охраной труда между подразделениями и службами ПО ПП Задачи управления Подразделения службы * Руководители ответственные за выполнение участники выполнения ПО ПП курирующие реализацию задач 1. Обучение работающих и пропаганда вопросов охраны труда ООТ ОТО Главный инженер Проведение вводного инструктажа ООТ ОТО Проведение инструктажа и стажировки на рабочих местах РР Курсовое обучение и проверка знаний рабочих РП ООТ Курсовое обучение и аттестация инженерно-технических работников ООТ ОТО ОГМ ОГЭ РП ПК Повышение квалификации   общественных   инспекторов по охране труда ПК ООТ Пропаганда вопросов охраны труда с использованием местной печати теле- и радиосети кинофильмов лекций бесед выставок информационных стендов ООТ СНТИ РП Организация работы кабинета охраны труда ООТ ПК Организация    уголков    стендов     охраны труда в цехах РП ООТ Внедрение передового опыта по охране труда РП ООТ 2. Обеспечение  безопасности  производственного оборудования Главный инженер Выпускаемого ПКО ОТК Эксплуатируемого ОГМ ОГЭ * Принятые условные обозначения подразделений  служб   пояснены в справочном приложении 14. Оценка степени  безопасности  оборудования   заполнение и корректировка карт технической безопасности РП ОГМ ОГЭ СПЛ ОС ОГМетр   Приведение  оборудования  в  соответствие  с  требованиями стандартов ССБТ и правилами Госгортех-надзора вывод работающих из опасных зон ОГМ ОГЭ РП СПЛ ОМТС   Обеспечение соблюдения мер безопасности заложенных в конструкцию   оборудования н правил   его технической эксплуатации РП РР ОГМ ОГЭ   Обеспечение соблюдения    требований    безопасности при монтаже   ремонте и реконструкции оборудования ОГМ ОГЭ РП РР   3. Обеспечение безопасности производственных процессов ОГТ Заместитель директора по   Обеспечение соответствия технологических регламентов карт и др. требованиям    стандартов    ССБТ правил и норм государственного надзора и др. ОГТ РП ОГМ ОГЭ ОС ООТ производству   Оценка безопасности производственных процессов и приведение их в соответствие с указанными требованиями ОГТ РП СПЛ ОГМетр ОМТС   Обеспечение безаварийной работы соблюдения технологических регламентов карт и др. РП РР ЦЗЛ ОТК   Обеспечение безопасного хранения транспортировки и использования опасных и вредных веществ механизация и автоматизация работы с ними РП ПКО ОГТ ОГМ ОГЭ ОМТС   Разработка и внедрение новых безопасных технологических процессов ОГТ ПРО РП ЦЗЛ ОГМ ОГЭ   4. Обеспечение безопасности зданий и сооружений   Строящихся: Обеспечение соответствия  проектно-конструкторской документации    требованиям    СНиП     стандартов ССБТ и др. ОКС ПКО ОС ООТ Заместитель директора по строительству   Обеспечение соответствия строящихся зданий и сооружений указанным требованиям ОКЕ ОМТС   Эксплуатируемых: ОГМ РСО Главный   Обеспечение соответствия зданий и сооружений требованиям СНиП стандартов ССБТ и др. ОГМ РСО РП ОМТС инженер   Выявление потенциально опасных элементов зданий и сооружений и устранение опасностей ОГМ РСО РП РСО   Обеспечение   соблюдения   требований   безопасности при ремонте и реконструкции зданий и сооружений ОКС РСО РП   5. Нормализация условий труда   Нормализация      санитарно-гигиенических      условий труда: РП Заместитель директора по произ водству   Выявление  причин  возникновения  опасных  и вредных производственных факторов ОГТ РП ОГМ ОГЭ ЦЗЛ   Составление карт условий труда на рабочих местах РП СПЛ ЦЗЛ ЛНОТ   Устранение   снижение уровня    опасных и вредных производственных факторов ОГТ РП ПКО ОГМ ОГЭ СПЛ ЦЗЛ   Обеспечение эффективности действия средств коллективной защиты работающих вентиляционных установок средств борьбы с шумом вибрацией излучениями II др. РП ОГМ ОГЭ СПЛ ЦЗЛ ОМТС   Обеспечение освещенности рабочих мест в соответствии с нормами РП ОГЭ ОМТС СПЛ   Метрологическое обеспечение работы по управлению охраной труда ОГМетр ОГТ ОГЭ ОГМ СПЛ ЦЗЛ РП ООТ   Планирование  метрологического   обеспечения ОГМетр ОГЭ ОГМ СПЛ ЦЗЛ   Разработка планов-графиков   измерения   опасных и вредных производственных факторов СПЛ  ЦЗЛ ОГТ РП ООТ   Определение уровня  опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах СИЛ ЦЗЛ РП   Улучшение психофизиологических условий труда: ЛНОТ   Определение уровня психофизиологических производственных факторов на рабочих местах ЛНОТ РП   Совершенствование    производственных  процессов  и организации рабочих мест с целью снижения воздействия психофизиологических производственных факторов на работающих РП ОГТ ОГМ ЛНОТ   Механизация тяжелых физических работ ОГМ ПКО ЛНОТ РП   6. Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты СИЗ ОМТС ОМТС Заместитель директора по материально- техническому снабжению   Определение потребности в СИЗ ОМТС РП   Организация приемки хранения и выдачи СИЗ ОМТС РП   Организация    стирки     химической    чистки     сушки обеспыливания и ремонта СИЗ ОМТС   Обеспечение правильного использования СИЗ РП РП   7. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха ООТЗ Директор   Внедрение   рекомендованных   министерством и разработанных ЛНОТ оптимальных режимов труда и отдыха для всех работников в первую очередь для занятых на работах с повышенными физическими ООТЗ ЛНОТ РП ООТ ПК   и нервно-эмоциональными нагрузками в условиях монотонности и с воздействием опасных и вредных производственных факторов   Обеспечение    соблюдения    установленных  режимов труда и отдыха РП ООТ ПК   8. Организация лечебно-профилактического обслуживания работающих ЗП Заместитель директора по кадрам и быту   Проведение предварительного и периодических медосмотров ЗП РП ООТ ОК ПК   Обеспечение лечебно-профилактическим питанием РП ОМТС ООТ ПК   Осуществление лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения заболеваний работающих ЗП РП ПК   9. Санитарно-бытовое   обслуживание  работающих РП Заместитель директора по кадрам и быту   Определение потребности  в  санитарно-бытовых  помещениях и устройствах РП ООТ ПК   Доведение санитарно-бытовых    помещений    и    устройств до уровня требуемого нормами ОКС РСО РП ОМТС   Содержание   санитарно-бытовых   помещений и устройств в исправном состоянии РП ОКС РСО   10. Профессиональный отбор работающих ОК ЛНОТ ЗП Заместитель директора по кадрам и быту   Определение   физиологической  и  психофизиологической пригодности работающих к безопасному выполнению  работ  по  отдельным  специальностям  в соответствии с устанавливаемым    Минлесбумпромом СССР перечнем ЛНОТ ЗП   Примечание: Распределение обязанностей между  подразделениями службами   и отдельными    специалистами подлежит уточнению в каждом ПО ПП   с учетом существующей структуры и практики работы. Приложение 7.  Обязательное Порядок планирования работы по охране труда 1. Планирование работы по охране труда в ПО ПП осуществляется на основе: оценки соответствия существующих производственных процессов оборудования зданий и сооружений условий труда требованиям стандартов ССБТ и другой нормативной документации по охране труда; прогноза изменения безопасности и условий труда в связи со строительством новых и реконструкцией действующих производств цехов модернизацией оборудования внедрением повой техники и технологии; приказов директивных указаний предписаний вышестоящих организаций органов надзора и контроля; мероприятий определенных по актам расследования несчастных случаев аварий на производстве и др. результатам анализа производственного травматизма и профессиональной заболеваемости материалам контроля внутри ПО ПП . 2. Планирование работы по охране труда обеспечивает служба охраны труда ПО ПП с участием других служб в соответствии с их компетенцией. 3. Планирование работы по охране труда подразделяется на перспективное па 5 лет текущее па год и оперативное на квартал месяц . 4. Перспективное планирование осуществляется в форме комплексного плана улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. 4.1. Подготовка пятилетнего комплексного плана производится в соответствии с указаниями Минлесбумпрома СССР и ЦК профсоюза на основе рекомендаций ВЦСПС Госкомтруда СССР и Госплана СССР по разработке комплексных планов улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий министерств ведомств производственных научно-производственных и других объединений предприятий и организаций. 4.2. Комплексный план должен быть взаимоувязан с пятилетним планом экономического и социального развития ПО ПП . 4.3. Работы включенные в комплексный    план     должны быть учтены в планах ПО ПП    по   разделам производства новой техники капитального строительства материально-технического снабжения и подготовки кадров. 5. Текущее планирование осуществляется на основе утвержденного комплексного плана мероприятия которого должны ежегодно включаться в коллективные договоры и в техпромфинплан ПО ПП . Мероприятия должны разрабатываться в соответствии с номенклатурой утвержденной постановлением Президиума ВЦСПС от 31 марта 1980 г. № 3-11. 6. В комплексные планы коллективные договоры и в техпромфинпланы должны быть включены работы предусмотренные планами организационно-технических мероприятий по внедрению стандартов ССБТ. 7. Очередность проведения мероприятий по охране труда определяется в процессе планирования с учетом их значимости и обеспечения материально-техническими и финансовыми ресурсами. 8. Оперативное планирование осуществляют руководители подразделений для обеспечения выполнения дополнительных мероприятий необходимость в которых возникает в течение года в соответствии с приказами предписаниями актами расследования несчастных случаев и др. 9. Планирование работы по охране труда должно обеспечивать непрерывное повышение безопасности оборудования и устранение снижение уровня вредных производственных факторов па рабочих местах для чего в текущих и оперативных планах: предусматривают с учетом приложения 10 осуществление ранее не соблюдавшихся требований безопасности к оборудованию; предусматривают с учетом приложения 11 мероприятия по устранению снижению уровня вредных производственных факторов. При этом ПО ПП осуществляющие балльную оценку тяжести труда указывают в планах величину интегрального показателя тяжести труда на соответствующих рабочих местах которую намечается достигнуть в результате выполнения планируемых мероприятий. 10. Составной частью планирования работы по охране труда является определение материальных и финансовых ресурсов потребных для выполнения запланированных мероприятии. Выявленная потребность в ресурсах должна быть учтена в планах материально-технического снабжения финансирования и в сметах расходов.  Приложение 8 Обязательное Порядок контроля за состоянием охраны труда и функционированием СУОТ 1. Контроль за состоянием охраны труда в ПО ПП должен быть направлен на проверку выполнения подразделениями и службами своих обязанностей и планов мероприятий по охране труда выявление и устранение отклонений от норм и требований охраны труда. 2. Контролю подлежат: соблюдение законодательства о труде постановлений и решений директивных органов но охране труда нормативных документов по охране труда; выполнение работ по управлению охраной труда предусмотренных в приложении 6; выполнение приказов распоряжений предписаний мероприятий комплексного текущего и оперативного планов по охране труда; правильность расходования средств выделенных на охрану труда. 3. В ПО ПП должны осуществляться следующие виды контроля: административно-общественный контроль; текущий надзор и контроль проводимый руководителями всех уровней и ответственными должностными лицами; контроль проводимый службой охраны труда; комплексные и целевые проверки проводимые специально назначенными комиссиями в соответствии с планами работы службы охраны труда и профсоюзного комитета. Состояние охраны труда в ПО ПП контролируется также органами государственного надзора технической и правовой инспекциями труда ЦК профсоюза и советов профсоюзов вышестоящими организациями. 4. Надзор и контроль осуществляется службами и должностными лицами ПО ПП в соответствии с Типовым положением о правах обязанностях и ответственности в области охраны труда руководителей и инженерно-технических работников производственных объединений предприятий и организаций Минлесбумпрома СССР положениями о службах и должностными инструкциями в объеме возложенных на них этими документами обязанностей. 5. В ПО ПП имеющих автоматизированную систему управления АСУП следует создавать автоматизированную подсистему контроля за исполнительской дисциплиной по охране труда. 6. Метрологическое обеспечение контроля за состоянием охраны труда должно осуществляться в соответствии с  Методическими указаниями по организации работы ведомственных метрологических служб в области безопасности труда утвержденными Госстандартом и ВЦСПС. 7. При проведении всех видов надзора и контроля должны устанавливаться причины выявленных отклонений от норм и требований охраны труда. На основе этой информации органы управления принимают решения о мероприятиях направленных на устранение указанных отклонений. Эти мероприятия должны включаться в планы работы по охране труда приложение 7 а в необходимых случаях выполняться во внеочередном порядке сверх плана. Служба охраны труда обнаружив нарушения требований безопасности выдает предписания об их устранении и контролирует выполнение этих предписаний. 8. Каждое ПО ПП устанавливает порядок документального оформления и передачи результатов контроля службе охраны труда руководителям подразделений служб и в необходимых случаях руководству ПО ПП .  Придожение 9 Рекомендуемое Рекомендации по стимулированию деятельности работников подразделений и служб  ПО ПП в области охраны труда 1. Стимулирование деятельности работников ПО ПП в области охраны труда должно быть направлено на создание заинтересованности работников всех подразделений и служб в обеспечении безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах производственных участках в цехах и предприятии в целом. 2. Для оценки деятельности подразделений должно систематически как правило ежемесячно производиться количественное определение уровня охраны труда с помощью комплексных показателей па каждом участке и в целом по цехам. 3. В качестве комплексного показателя рекомендуется использовать коэффициент безопасности труда Кбт учитывающий динамику травматизма и заболеваемости соблюдение норм и требований охраны труда выполнение плановых мероприятий по охране труда. Кбт цеха участка принимается равным единице при отсутствии несчастных случаев и аварий полном выполнении норм и требований охраны труда планов мероприятий приказов предписаний и др. При наличии нарушений Кбт снижают на величину указанную в таблице. 4. Рост Кбт должен быть основанием для премирования руководителей инженерно-технических работников и служащих подразделений а снижение Кбт для их депремирования с учетом действующих Основных положений о премировании работников производственных объединений комбинатов и предприятий за основные результаты хозяйственной деятельности. В соответствии с этим ПО ПП по согласованию с профсоюзным комитетом: 4.1. Увеличивает размеры премий начисленных руководителям инженерно-техническим работникам и служащим цехов участков за выполнение и перевыполнение установленных показателей и условий премирования за основные результаты хозяйственной деятельности если эти работники обеспечивают систематический рост Кбт; при этом максимальное увеличение размера премий в установленных пределах производить при достижении Кбт= 1. Вид нарушения Размер снижения Кбт Нарушение требований  безопасности    труда   повлекшее за собой несчастный сличай или аварию за каждое нарушение 0 20 и более Увеличение потерь рабочего времени из-за травматизма против средней величины за предыдущий год: до 10% 0 05 свыше 10% 0 10 Увеличение потерь рабочего времени из-за заболеваемости   против   соответствующего    периода предыдущего года: до 10% 0 0 1 свыше 10% 0 10 Невыполнение  в срок плановых мероприятий  по охране труда приказов предписаний и др. за каждый случаи 0 02 0 03 Нарушение стандартов ССБТ правил технической эксплуатации   оборудования   технологических режимов карт и др. за каждое выявленное в отчетном периоде нарушение 0 02 0 03 То же по объектам повышенной опасности 0 05 0 10 Невыполнение в  срок плановых показателей  повышения безопасности оборудования и улучшения условий труда за каждое рабочее место 0 02 0 03 Несвоевременное   проведение  инструктажа   аттестации рабочих и ИТР по охране   труда    за каждый случай 0 02 0 03 Допуск к работам повышенной опасности без надлежащего оформления нарушение правил проведения этих работ за каждый случай 0 05 Отсутствие или неисправность средств индивидуальной защиты за каждое нарушение 0 03 Отсутствие утвержденных   инструкций по охране труда за каждый случай 0 03 Неисправность или неиспользование средств коллективной защиты 0 05 0 10 Несоблюдение ПДК ПДУ вредных факторов выявленное в отчетном периоде за каждый случай 0 02 0 03 Ненадлежащее     содержание     производственных площадей создающее опасность травматизма 0 05 Неправильная  информация  о состоянии    охраны труда 0 05 Примечания: 1. Конкретный размер снижения Кбт в указанных пределах определяют службы должностные лица осуществляющие контроль 2.  ПО ПП может вносить коррективы в перечень видов нарушений и размеры снижения Кбт с учетом местных условий. 4.2. Уменьшает указанным категориям работников размеры премий если они допускают снижение Кбт вплоть до полного лишения премий. 4.3. Увеличивает размер премий работникам общезаводских служб при обеспечении роста Кбт в целом по ПО ПП . 4.4. При премировании работников в рамках комплексной системы улучшения качества продукции использует величину Кбт для корректировки показателей качества труда работников. Примечание. Увеличение размера премий производится во всех случаях с учетом личного вклада работника в улучшение показателей охраны труда уменьшение размера премий с учетом личной вины в ухудшении показателей. 5. ПО ПП может вместо Кбт использовать обобщенный коэффициент охраны труда Кот в соответствии с Методическими рекомендациями ВЦНИИОТ ВЦСПС по оформлению информационного стенда «Охрана труда». 6. ПО ПП лесозаготовительной подотрасли могут вместо Кбт Кбт использовать для оценки деятельности своих подразделений в области охраны труда показатели частоты несчастных случаев нетрудоспособности снижения процента числа рабочих занятых тяжелым физическим трудом. 7. ПО ПП по согласованию с профсоюзным комитетом: 7.1. Устанавливает порядок премирования из фонда материального поощрения бригадиров рабочих общественных инспекторов по охране труда обеспечивающих на своих участках работу без несчастных случаев аварий нарушений норм и требований охраны труда. 7.2. Предусматривает в положении о премировании по результатам работы снижение размера премий рабочим за нарушение инструкций по охране труда а при бригадной организации труда учет этих нарушений при определении коэффициента трудового участия членов бригады. 8. ПО ПП устанавливает систему морального стимулирования лучших подразделений по охране труда награждение Почетными грамотами вымпелами и др. лучших бригадиров рабочих общественных инспекторов по охране труда награждение Почетными грамотами помещение на Доску Почета упоминание в местной печати и по радио и др. . 9. ПО ПП устанавливает систему работы с руководителями и инженерно-техническими работниками допускающими снижение Кбт рассмотрение их работы на вышестоящем уровне обсуждение в общественных организациях отчет у руководства ПО ПП административные взыскания понижение в должности и др. . а также с рабочими нарушающими требования охраны труда беседы руководителей обсуждение в общественных организациях внеочередной инструктаж и проверка знаний наложение взысканий отсрочка присвоения более высокого разряда перевод на нижеоплачиваемую работу и др. . 10. Результаты оценки уровня охраны труда в подразделениях должны использоваться в наглядной агитации и пропаганде по вопросам охраны труда. 11. Каждое ПО ПП устанавливает на основе настоящих рекомендаций конкретный порядок стимулирования деятельности работников подразделений и служб в области охраны труда.  Приложение 10 Обязательное Порядок оценки безопасности производственного оборудования 1. Оценку безопасности эксплуатируемого а также вновь устанавливаемого стационарного производственного оборудования производят по числу несоблюдаемых требований безопасности. Оценка с помощью этого показателя самоходных и транспортных машин переносных механизмов инструментов и др. не производится. 2. Все требования безопасности к каждому виду оборудования содержащиеся в стандартах ССБТ и других нормативно-технических документах заносят в карту технической безопасности оборудования и помечают буквой «С» те пункты которые соблюдаются а буквой «Н» те которые не соблюдаются. Затем подсчитывают число несоблюдаемых пунктов. 3. Определение числа несоблюдаемых требований безопасности производят для каждой единицы оборудования отдельно. По мере устранения нарушений требований безопасности а также в случае выхода из строя имевшихся мер безопасности в карты вносят соответствующие коррективы. 4. Число несоблюдаемых требований безопасности суммируют по цеху лесопункту и используют для оценки работы подразделений по приведению производственного оборудования в соответствие с требованиями безопасности. 5. Мероприятия по снижению числа несоблюдаемых требований безопасности должны включаться в текущие и оперативные планы мероприятий по охране труда. 6. При введении в действие новых государственных и отраслевых стандартов ССБТ и других нормативно-технических документов и изменений к ним а также при получении предписаний органов надзора и контроля о применении дополнительных мер безопасности в карты вносят соответствующие поправки. 7. Ответственность за ведение карт технической безопасности оборудования возлагается на начальников цехов лесопунктов. 8. Порядок и сроки введения в действие данного приложения устанавливаются Минлесбумпромом СССР. Карта технической безопасности оборудования форма и пример заполнения Предприятие: мебельный комбинат № ВПО Производство деревообрабатывающее Цех № 1 Участок Наименование и тип модель    оборудования: фуговальный станок СФ-4 Инвентарный номер 65 Дата заполнения 12.04.85. Наименование показателей и требований безопасности ссылка на нормативный документ Показатели требования нормативные фактические на дату заполнения на 1.12.1985 на 1 . Ножевые валы должны иметь цилиндрическую форму ГОСТ 122026.2 80 п.  1.2 С С 2. Расстояние между осями вальцов подающих устройств должно быть на  100 мм    меньше    наименьшей длины обрабатываемой заготовки ГОСТ 12.2.026.2 80 п. 1.3. С С 3. Корпуса   подшипников   ножевого вала не должны со стороны рабочего места выступать над поверхностью столов и не должны иметь выступающих      частей      болтов и др. ГОСТ  122.026.2 80 п.  1.8 С С 4. Неработающая    часть    режущего инструмента должна быть закрыта выдвижным ограждением в соответствии с шириной   обрабатываемых заготовок ГОСТ  12.2.0262 80 п.  1.9 С С 5. Края   столов   у   ножевого   вала должны быть снабжены стальными   остроконечными   накладками заподлицо с рабочей поверхностью ГОСТ 122.026.2 80 п. 10 С С 6  Станки с несъемными   ножевыми валами  должны   комплектоваться контрольными    приспособлениями для выверки ножей при установке их в ножевом валу ГОСТ 122026.2 80 п. 1.11 С С 7  Ограждения режущих инструментов которые необходимо    открывать или снимать для  замены  и правки инструмента должны быть сблокированы с пусковыми и тормозными устройствами ГОСТ   122026 77   п.  2 5 Н Н 8  Оборудование при необходимости должно  быть снабжено устройствами    местного    освещения зоны обработки которые должны отвечать требованиям ГОСТ  122026 77   п. 919 Н С 9  Уровень      звукового      давления дБА   ГОСТ 12 1 003 76 85 95  Н 95 Н 10   Заземление ГОСТ 12 1 030 81 С С 11.  Части оборудования представляющие опасность для людей должны  быть окрашены в сигнальные цвета.   На них должны быть нанесены знаки безопасности ГОСТ 124026 76 Н С Число несоблюдаемых требований безопасности 4 2 Коэффициент технической безопасности оборудования отношение числа соблюдаемых требований  к  общему их  числу 0 64 0 82 Подписи Начальник цеха лесопункта Механик цеха лесопункта Старший общественный инспектор по охране труда Согласовано Представитель службы охраны труда Примечания : 1. Конкретный набор показателей и требований безопасности определяется для каждого вида оборудования отдельно на основе соответствующих стандартов ССБТ и других нормативно технических документов 2. Карта заполняется в двух экземплярах из которых один хранится в цехе лесопункте второй в ООТ или ОГМ. Приложение 11.  Обязательное Порядок оценки условий труда на рабочем месте 1. Для характеристики условий труда на рабочем месте производят количественное измерение уровня факторов условий труда и их оценку в баллах по шестибалльной шкале в соответствии с критериями приведенными в таблице 11.1. 2. Результаты измерения уровня факторов условий труда и их оценку в баллах заносят в Карту условий труда на рабочем месте в соответствии с таблицей 11.2. Карту условий труда заполняют отдельно на каждое рабочее место или на группу аналогичных рабочих мест с одинаковыми условиями труда. 3. На основе балльной оценки факторов условий труда определяют по таблице 11.3 и заносят в Карту условий труда интегральный показатель и категорию тяжести труда. Категория тяжести труда характеризует в обобщенном виде условия труда и их влияние на организм человека I категория оптимальные условия труда Оказывают тренирующее действие и повышают выносливость работающих II категория допустимые условия труда Не вызывают отклонений в состоянии здоровья работающих и не снижают работоспособность. III категория не вполне благоприятные условия труда но близкие к нормальным. Вызывают ухудшение состояния организма к концу смены Путем совершенствования режимов труда и отдыха можно сравнительно быстро устранить отрицательные сдвиги в состоянии организма IV категория неблагоприятные условия труда. Вызывают предпатологическое состояние организма утомление повышение заболеваемости и травматизма V категория весьма неблагоприятные экстремальные условия труда Вызывают ухудшение производственных показателей преходящие патологические реакции а у части работающих профессиональные заболевания. VI категория особо неблагоприятные сверхэкстремальные критические условия труда. Вызывают патологические явления которые могут развиваться очень быстро иногда даже внезапно и приводить в короткие или отдаленные сроки к тяжелым нарушениям здоровья имеющим частично или полностью необратимый характер; уровень производственно обусловленной и профессиональной заболеваемости особо высокий. 4. Карты условий труда на рабочих местах являются исходными документами для планирования мероприятий по улучшению условий труда. В первую очередь должны проводиться мероприятия направленные на снижение уровня факторов имеющих наиболее высокую балльную оценку и на устранение высоких категорий тяжести труда. 5. Ответственность за ведение карт условий труда возлагается на начальников цехов. 6. Предприятия фабрично-заводских подотраслей с небольшим числом работающих при отсутствии санитарной центральной лаборатории группы оценивают условия труда на основе санитарно-технических паспортов цехов а также определяют наличие на рабочих местах тяжелого ручного физического труда в соответствии с критериями приведенными в таблице 11.4. Такой же порядок оценки условий труда применяют ПО ПП лесозаготовительной подотрасли. 7. Порядок и сроки введения в действие данного приложения устанавливаются Минлесбумпромом СССР. Таблица 11.1. Критерии для оценки условий труда Наименование фактора условий труда и единица измерения Оценка фактора 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов 6 баллов Санитарно-гигиенические факторы условий труда 1   Температурный фактор а эффективная эквивалентная температура воздуха на рабочем месте °С в помещении теплый период года 18 20 21 22 23-28 29 32 33 35 свыше 35 холодный период года 20 22 17 19 15 16 7 14 ниже +7 на открытом воздухе летом 27 35 36 39 40 45 свыше 45 б    инфракрасное   тепловое    излучение кДж/см2 в мин. до 2 1 до 8 4 до 21 свыше 21 2. Промышленный   шум    превышение над ПДУ дбА ниже ПДУ на уровне ПДУ до 5 до 10 свыше 10 свыше 10 +вибрация 3. Вибрация превышение над ПДУ дБ ниже ПДУ на уровне ПДУ до 3 до 6 до 9 свыше 9 +охлаждение 4  Химические токсические вещества кратность превышения ПДК Отсутст-вуют до ПДК до 2 5 до 4 ДО 6 свыше 6 5. Промышленная  пыль   кратность превышения ПДК отсутствует до ПДК до 5 до 10 до 30 свыше 30 Психофизиологические факторы условий труда 6   Физическая     динамическая    нагрузка а    перемещение груза вручную по горизонтали кгм/смену общая нагрузка до 42000 до 83000 до 125000 до 170000 свыше 170000 - региональная нагрузка до 11000 до 20000 до 32000 до 45000 свыше б подъем   груза   вручную    максимальная разовая величина поднимаемого груза при частом повторении кг 45000 мужчины до 10 до 20 до 30 до 40 свыше 40 женщины до 3 до 6 до 10 до 13 свыше 13 7. Физическая статическая нагрузка и мышечное напряжение а    статическая  нагрузка   удержание   и   поддержание  груза кг.с.   за смену на одну руку до 18000 до 36000 до 70000 до 97000 свыше 97000 на две руки до 43000 до 86000 до 144000 до 220000 свыше 220000 на   все   тело   мышцы   корпуса рук ног до 61000 до 123000 до 210000 до 300000 свыше 300000 б величина    прилагаемых   усилий при частом повторении кг до 2 до 6 до 10 до 20 свыше 20 8   Рабочая  поза   и   перемещение в пространстве а стационарное рабочее место пребывание в вынужденной позе на коленях на корточках в наклонном положении в подвеске и др. % от времени смены Поза свободная удобная работа с деталями до 5 кг Поза свободная удобная работа с деталями свыше 5 кг до 25 до 50 свыше 50 свыше 50 с грузом б нестационарное   рабочее   место ходьба км за смену до 4 до 7 до 10 до 17 свыше 17 9  Темп количество в час а рабочих движений мелких кисти пальцев до 360 до 720 до 1080 до 300 свыше 3000 крупных  рук плечевого пояса до 250 до 500 до 750 до 1800 свыше 1800 б   информационных сигналов до 75 до 175 до 300 свыше 300 10. Монотонность число повторений однообразных операций в час до 100 до 180 до 360 до 720 свыше 720 11. Нагрузка на внимание а   число важных объектов наблюдения до 5 до 10 до 25 свыше 25 б    длительность    сосредоточенного наблюдения % от времени смены до 25 до 50 до 75 до 90 свыше 90 12.   Нагрузка   на   зрение    точность зрительных   работ  наименьший размер объектов различения мм грубая свыше 5 малая 5 0 1 1 средняя 1 0-0 51 высокая 0 5 0 31 очень высокая 0 3 0 15 наивысшей точности менее 0 15 Примечания к таблице 11.1 1. Температурный фактор оценивают как среднюю величину из многократных замеров в теплый период года когда среднесуточная температура воздуха не ниже +10° и отдельно в холодный период. Оценку производят по обоим подпунктам 1а и 1б и из двух полученных оценок принимают более высокую. Эффективную эквивалентную температуру определяют по номограмме В. А. Яковенко. 2. Содержание в воздухе рабочей зоны химических токсических веществ и промышленной пыли оценивают как среднюю величину из многократных замеров в теплый и отдельно в холодный период года. При наличии в воздухе двух или более химических веществ или видов пыли оценку производят по тем из них концентрация которых в наибольшей степени превышает ПДК. 3. Если указанные в пунктах 1 и 2 факторы действуют на рабочего менее 70% времени смены оценка снижается на 1 балл. Пример 1. Рабочий находится в общей сложности 60% времени смены в рабочей зоне где концентрация пыли превышает ПДК в 20 раз оценка 5 баллов. Остальные 40% смены он находится в кабине с кондиционированным воздухом где пыли нет. Поскольку действие пыли продолжается менее 70% времени смены оценка данного фактора снижается с 5 до 4 баллов. Если те же факторы действуют на рабочего менее 30% времени смены допускается снижение оценки на 2 балла. 4. При непостоянном уровне шума в течение смены а также в тех случаях когда рабочий находится в течение смены в зонах с различным уровнем шума определяют по ГОСТ 20445 75 эквивалентный по энергии уровень звука в дБА и сравнивают его с нормой установленной ГОСТ 12.1.003 76. 5. Физическую динамическую нагрузку оценивают в зависимости от выполняемой работы либо по подпункту 6а либо 66 либо по обоим подпунктам; в последнем случае из двух полученных оценок принимают более высокую. При оценке по подпункту 6а различают общую нагрузку характеризующуюся участием мышц рук корпуса и ног например ходьба с грузом и региональную нагрузку характеризующуюся преимущественным   участием   мышц   плечевого пояса  например перекладывание груза в положении сидя . При оценке по подпункту 66 частым повторением считают более 100 подъемов груза с пола в течение смены или 200 подъемов с рабочей поверхности. Пример 2. За смену рабочий переносит 5000 кг груза на расстояние 10 м и 3000 кг на 20 м. Характер нагрузки общая. Величина нагрузки 5000X10+3000X20 = = 110000 кгм/смену. Оценка по строке «общая нагрузка» подпункта 6а 3 балла. Если переноска груза производится по пересеченной местности или по снежному покрову применяют коэффициент 1 5 а при рыхлом грунте или снежном покрове 2. В данном примере нагрузка составила бы например 110000X1 5 = = 165000 кгм/смену и оценка возросла бы до 4 баллов. Пример 3. За смену рабочий перекладывает в положении сидя 10000 кг груза с верстака на конвейер расстояние 1 2 м. Характер нагрузки региональная. Величина нагрузки 10000X1 2=12000 кгм/смену. Оценка по строке «региональная нагрузка» подпункта 6а 2 балла. Пример 4. За смену рабочий мужчина поднимает груз с пола 110 раз максимальная разовая величина груза 32 кг. Оценка по подпункту 6б 4 балла. 6. Физическую статическую нагрузку оценивают в зависимости от выполняемой работы либо по подпункту 7а либо 7б либо по обоим подпунктам; в последнем случае из двух полученных оценок принимают более высокую. При использовании подпункта 7а выбирают тот вид нагрузки который преобладает в процессе труда. Пример 5. За смену работница удерживает одной рукой пневмопистолет с лаком массой 2 кг в общей сложности 4 5 часа или 16200 сек. Величина нагрузки 2X16200 = 32400 кг.с. Оценка с учетом коэффициента 70% для женщин 3 балла для мужчин та же нагрузка получила бы оценку 2 балла . 7. Если работа связанная с физической динамической или статической нагрузкой и оцениваемая в 5 баллов выполняется во вредных условиях то оценку повышают с 5 до 6 баллов. 8. Величина физической нагрузки в подпунктах 6а 7а и 7б даны для мужчин не старше 50 лет. Если данное рабочее место обслуживается мужчинами старше 50 лет или женщинами не старше 50 лет то берут 70% от указанных величин если женщинами старше 50 лет то 50%. При любом виде физической нагрузки следует учитывать законодательные ограничения массы перемещаемого за смену и поднимаемого груза установленные для женщин а именно' предельно допустимая масса груза при подъеме и перемещении тяжестей вручную постоянно в течение рабочей смены 10 кг; то же при чередовании с другой работой 15 кг; предельно допустимая суммарная масса грузов перемещаемых вручную в течение рабочей смены 7000 кг; предельно допустимая масса груза при подъеме вручную на высоту более 1 5 м 10 кг; предельно допустимое усилие при перемещении грузов на тележках или в контейнерах 15 кг. Указанные ограничения вводятся в действие в течение 11 пятилетки по графику утверждаемому Минлесбумпромом  СССР но согласованию с ЦК профсоюза рабочих лесной бумажной и деревообрабатывающей промышленности. 9. Оценку темпа для рабочих станочников сборщиков и др. производят по подпункту 9а причем используют либо строку «мелких» либо «крупных» в зависимости от того какие движения преобладают. Для оценки темпа работы операторов аппаратчиков и рабочих других профессий управляющих сложными агрегатами применяют подпункт 96. При этом количество информационных сигналов определяют с учетом обьема содержащейся в них информации. Каждый сигнал содержит до пяти признаков: объект о котором поступил сигнал; процесс которому подвергается объект; момент времени когда совершается процесс; место где происходит процесс; время затрачиваемое рабочим на переработку поступившей информации и выполнение при необходимости соответствующего корректирующего или технологического действия. Конкретный сигнал может содержать не все из этих признаков Например сигнал о заполнении резервуара и необходимости отключения насоса не требует фиксирования момента времени. Для расчета плотности сигналов проводят регистрацию всех сигналов полученных рабочим в течение смены и количество признаков в каждом из них. Пример 6   За восьмичасовую смену поступило 440 сигналов    из   них 240 имели по 5 признаков и 200 по 4 признака Плотность сигналов равна 240X5+200X4 = 2000 в смену или 2000:8 = 250 в час. Оценка по подпункту 9б 3 балла. 10. Оценку монотонности труда производят по количеству одинаковых бедных содержанием рабочих операций с количеством элементов в операции не более 5 выполняемых рабочим в течение часа. 11. Оценку нагрузки на внимание производят раздельно по подпунктам На и 11б и из двух полученных оценок принимают более высокую Под важными объектами наблюдения понимают такие которые в случае оставления без внимания могут вызвать нарушения технологического режима и создать опасность для обслуживающего персонала а также приборы сигнализирующие о возникновении опасной ситуации. Если сосредоточенное наблюдение осуществляется при освещенности объектов наблюдения ниже установленных нормативов то оценку повышают на один балл 12 Оценку нагрузки на зрение производят по точности зрительных работ определяемой наименьшей величиной объектов различения объектов зрительного контроля При освещенности рабочего места ниже установленного норматива оценку повышают на один балл 13. Если на рабочем месте какой-либо фактор отсутствует принимают его оценку в 1 балл Таблица 11.2. Карта условий труда на рабочем месте форма и пример заполнения 1. Предприятие:   мебельный комбинат №    ВПО 2.  Производство мебельное 3 . Цех отделочный 4. Участок облицовывания 5 . Профессия должность отделочница разряд работы 5 6. Наименование и тип модель оборудования:   пульверизационная кабина пневмопистолет 7 . Количество рабочих мест      2 8. Численность рабочих      6       из них женщин       6 Дата заполнения      8 июля 1984 г. Факторы условий труда № факторов по таблице 11. 1 ПДК ПДУ Фактические значения На дату заполнения на на абсолютная величина балл абсолютная величина балл абсолютная величина балл Температурный фактор теплый период 1а по ГОСТ +28° 3 холодный период + 18° 2 Промышленный шум 2 80 72 1 Вибрация 3 1 Химические   токсические    вещества мг/м3  растворитель лака 4 6 11 3 Промышленная пыль мг/м3 5 1 Физическая динамическая нагрузка 6а Незначит. 1 Физическая статическая нагрузка 7а 32400 кг.с. 3 Рабочая поза вынужденная 8а 40% 4 Темп движения крупные 9а 700 в час 3 Монотонность 10 1 Нагрузка на внимание 116 60% 3 Нагрузка на зрение 12 0 5 0 7 мм 3 Ведущий фактор 8а Величина ведущего фактора 4 Средний  балл остальных факторов * 2 1 Интегральный показатель 43 Категория тяжести труда IV Подписи: Начальник цеха Начальник участка              Общественный инспектор начальник цеха                                                        л                                                     по охране труда *По факторам оцениваемым раздельно летом и зимой берут одну- более высокою оценку Примечания к таблице 11.2 1. Карта заполняется в двух экземплярах из которых один хранится в цехе второй в ЛНОТ ООТЗ или ООТ. 2. Величину санитарно-гигиенических факторов для заполнения карт условий труда принимают по результатам замеров производимых санитарной центральной лабораторией группой санитарно-эпидемиологической станцией другими привлекаемыми организациями. Величину психофизиологических факторов определяют путем проведения специальных исследований. Если измерить величину какого-либо фактора нет возможности используют данные технических паспортов оборудования конструкторской документации технологических и хронометражных карт планировок рабочих мест других производственных документов. 3. При изменении условий труда совершенствование технологии реконструкция оборудования внедрение средств коллективной защиты выполнение мероприятий по улучшению условий труда в карту вносят соответствующие коррективы. 4. После внесения в карту величины всех 12 факторов условий труда и их балльной оценки определяют интегральный показатель и категорию тяжести труда. 5. Если все факторы имеют оценку в 1 балл то категория тяжести труда первая. 6. Если оценка факторов 1 и 2 балла а более высоких оценок нет то категория тяжести труда вторая. 7. Если хотя бы один фактор получил оценку в 6 баллов то категория тяжести труда шестая независимо от величины других факторов. 8. Если на рабочем месте имеется один или несколько факторов получивших оценку в 3 4 или 5 баллов причем оценок в 6 баллов нет то интегральный показатель определяют следующим образом: 8.1. Выбирают из числа факторов условий труда тот который получил наибольшую оценку в баллах. Если имеются два или более фактора с одинаково высокой оценкой то выбирают тот из них абсолютная величина которого ближе к верхней границе оценочного диапазона.    Этот  фактор является ведущим для данного рабочего места. 8.2. Вычисляют средний балл остальных 11 факторов для чего суммируют их балльные оценки и сумму делят на 11. 8.3. По величине ведущего фактора и среднему баллу остальных факторов находят в таблице 11.3 величину интегрального показателя тяжести труда Ип . Интегральный показатель рассчитан по формуле Ип = В+0 9 1- В-С / В-1 где: В величина ведущего фактора в баллах; С средний балл остальных факторов. Таким образом интегральный показатель равен величине ведущего фактора с корректирующей надбавкой которая тем больше чем выше средний балл остальных факторов. 8.4. По величине Ип определяют категорию тяжести труда: Величина Ип Категория тяжести труда 2 0 2 9 II 3 0 3 9 III 4 0 4 9 IV 5 0 5 8 V 5 9 VI В пределах каждой категории величина Ип более детально характеризует условия труда. Если например два рабочих места имеют Ип соответственно 4 3 и 4 8 то категория тяжести труда одинаковая а именно четвертая но на первом из них условия труда ближе к третьей категории а на втором к пятой. Поэтому уменьшение Ип даже на несколько десятых балла имеет существенное значение однако коренное улучшение условий труда достигается лишь при снижении величины ведущего фактора и других факторов имеющих одинаковую оценку с ним. Таблица 11.3. Определение интегрального показателя тяжести труда Средний балл 11 факторов Величина ведущего фактора в баллах Сред ний балл 11 Фак торов Величина ведущего вектора 3 4 5 3 4 б Интегральный показатель Интегральный показатель 1 1 3 0 4 0 5 0 3 1 4 6 5 5 1 2 3 1 4 1 5 0 3 2 4 7 5 5 1 3 3 1 4 1 5 1 3 3 4 7 5 5 1 4 3 2 4 1 5 1 3 4 4 7 5 5 1 5 3 2 4 2 5 1 3 5 4 7 5 6 1 6 3 3 4 2 5 1 3 6 4 8 5 6 1 7 3 3 4 2 52 3 7 4 8 1 6 1 8 3 4 4 2 52 3 8 4 8 5 6 1 9 3 4 4 3 52 3 9 4 9 ? 7 2 0 3 4 4 3 5 2 4 0 4 9 5 7 2 1 3 5 4 3 5 2 4 1 5 7 2 2 3 5 4 4 5 3 4 2 5 7 2 3 3 6 4 4 5 3 4 3 5 7 2 4 3 6 4 4 5 3 4 4 5 8 2 5 3 7 4 4 5 3 4 5 5 8 2 6 3 7 4 5 5 4 4 6 5 8 2 7 3 8 4 5 5 4 4 7 5 8 2 8 3 8 4 5 5 4 4 8 5 9 2 9 3 9 4 6 5 4 4 9 5 9 3 0 3 9 46 5 4 5 0 5 9 Таблица 11.4. Критерии тяжести ручного физического труда Виды физической нагрузки Величина физической нагрузки мужчины женщины Физическая динамическая нагрузка за смену при перемещении груза по горизонтали вручную кгм Сменный   грузооборот    суммарная   величина за смену перемещаемого вручную груза на расстояние более 9 м 104000 62000 с рабочей поверхности тонн 12 7 с пола тонн 5 3 Суммарная   величина   груза     перемещаемого за смену вручную или с помощью ручного инструмента  лопаты вилы и др. по горизонтальной поверхности земля земля пол пол на расстояние до 2 м или сбрасывание вниз тонн 15 10 Подъем груза с помощью ручного инструмента на высоту более 1 2 м тонн 8 5 5 Максимальная разовая величина груза поднимаемого вручную 1 с рабочей поверхности при выполнении более 200 операций или с пола более 100 операций за смену кг 30 с рабочей поверхности при выполнении более 240 операций или с пола более 120 операций за смену кг 10 Статическая  физическая  нагрузка  удержание и поддерживание груза в течение более 2 5 часа на смену одной рукой кг 5 3 двумя руками кг 11 7 Примечание:  В соответствии с Типовой методикой по определению тяжести ручного физического и монотонности труда в отраслях народного хозяйства утвержденной Минздравом СССР ВЦСПС и Госкомтрудом СССР в сентябре 1982 г ручной физический труд считается тяжелым если нагрузка превышает любой из указанных в таблице показателей. Приложение 12.  Рекомендуемое Примерный перечень стандартов предприятия по безопасности труда 1. Организация работы по охране труда на предприятии. Основные положения. 2. Планирование работы по охране труда на предприятии. 3. Организация контроля за состоянием охраны труда на предприятии. 4. Порядок стимулирования работы по охране труда на предприятии. 5. Порядок проведения анализа производственного травматизма и профзаболеваний на предприятии. 6. Порядок производства работ повышенной опасности. 7. Порядок внесения требований безопасности в конструкторскую и технологическую документацию и проведения контроля за полнотой изложения этих требований. 8. Требования к обеспечению эксплуатации уходу и содержанию средств защиты работающих. 9. Порядок проведения измерений производственных факторов условий труда. 10. Кабинет охраны труда. Примечание. В каждом стандарте предприятия   по   безопасности   труда СТП ССБТ должны быть указаны: работы функции необходимые для обеспечения безопасности труда   по теме данного стандарта ;  порядок их выполнения; периодичность и сроки выполнения работ; требования к результатам выполнения работ; подразделения и должностные лица отвечающие за выполнение этих работ функций ; порядок взаимодействия между подразделениями и или должностными лицами выполняющими данную работу функцию ; способы и средства контроля за выполнением требований данного стандарта подразделения и или должностные лица осуществляющие контроль Приложение 13.  Рекомендуемое Обязанности рабочей группы по охране труда ПО ПП 1. Рассмотрение и оценка один раз в квартал состояния охраны труда в подразделениях ПО ПП и определение дополнительных мер по повышению безопасности труда и ускорению внедрения стандартов ССБТ. 2. Рассмотрение работы подразделений служб ответственных должностных лиц по обеспечению выполнения планов мероприятий приказов предписаний и др. 3. Рассмотрение предложений по поощрению работников ПО ПП за совершенствование охраны труда и по привлечению к ответственности лиц виновных в ухудшении этой работы. 4. Рассмотрение проектов комплексных планов улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. 5. Рассмотрение планов мероприятий по внедрению государственных и отраслевых стандартов ССБТ. 6. Рассмотрение проектов планов разработки и внедрения СТП ССБТ. 7. Рассмотрение заданий подразделениям ПО ПП по улучшению показателей безопасности оборудования и условий труда на рабочих местах. 8. Рассмотрение вопросов обеспечения планируемых мероприятий по охране труда материально-техническими и финансовыми ресурсами. 9. Рассмотрение других вопросов в соответствии с утвержденным планом работ. 10. Подготовка планов работы рабочей группы оформление принятых решений в виде приказов планов мероприятий и др. представление их на утверждение руководству ПО ПП и доведение до исполнителей осуществляется службой охраны труда совместно с другими подразделениями в соответствии с их компетенцией. Приложение 14.  Справочное Принятые условные обозначения БОС БТ Базовая организация министерства союзной республики главного управления всесоюзного объединения по стандартизации в области безопасности труда. ГОС БТ Головная    организация    по    стандартизации в области безопасности труда в подотрасли. ЗП  МСЧ Здравпункт медсанчасть . ЛНОТ Лаборатория научной организации труда и управления старший инженер инженер по НОТ . ОГМ ОГМЭ Отдел главного механика   отдел главного механика и главного энергетика . ОГМетр Отдел главного метролога  старший инженер инженер по метрологии . ОГТ ПТО Отдел главного технолога производственно-технический отдел . ОГЭ ЭО Отдел главного энергетика энергоотдел . ОК Отдел кадров. ОКЕ Отдел капитального строительства. ОМТС Отдел материально-технического снабжения. ОНТИ Отдел научно-технической информации  старший инженер инженер по научно-технической информации . ООК Отдел оборудования и комплектации. ОСТ Отдел охраны труда   старший    инженер     инженер по охране труда . ООТЗ Отдел организации труда н заработной платы. ОС Отдел стандартизации   старший инженер инженер по стандартизации . ОТК Отдел технического контроля. ОТО Отдел технического обучения  старший инженер инженер по технической учебе . ПК Профсоюзный комитет. ПКО ОГК Проектно-конструкторский отдел отдел главного конструктора . ПО ПП     Производственное объединение предприятие . ПРО Производственный отдел                                                       ПЭО Планово-экономический отдел. РП           Руководители подразделений служб . РР Руководители работ начальники смен мастера механики цехов и др . РСО РСЦ РСГ Ремонтно-строительный отдел цех группа . СПЛ СПГ Санитарная лаборатория группа предприятия. ТО Технический отдел. ЦГОС БТ Центральная   головная   организация   Минлесбумпрома СССР по стандартизации в области безопасности труда. ЦЗЛ Центральная заводская лаборатория. Лист регистрации изменений ОСТ 13-171-83 изменение Номера листов страниц Номер Документа Подпись Дата Срок изменения измененных замененных новых аннулированных ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-технической документации на которую даны ссылки в отраслевом стандарте ГОСТ 12.1.003-76 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.1.030-81 ССБТ.   Электробезопасность.   Защитное заземление зануление. ГОСТ 12.2.026-77 ССБТ. Оборудование деревообрабатывающее. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.2.026.2-80 ССБТ. Оборудование деревообрабатывающее.   Станки   строгальные. Требования безопасности. ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности. Взамен ГОСТ 15548-70 . ГОСТ 20445-75 Здания    и    сооружения    промышленных предприятий. Метод измерения шума на рабочих местах. РДМУ 83-82 Методические   указания   по   внедрению стандартов.  Системы стандартов безопасности труда в отраслях народного хозяйства. Взамен РДМУ 83-76 .  Методические указания по организации работы ведомственных метрологических служб в области безопасности труда. Утверждены Госстандартом и ВЦСПС в 1981 году. Номенклатура мероприятий по охране труда. Утверждена постановлением Президиума ВЦСПС от 31 марта 1980 г. № 3 11.           ИСПРАВЛЕНИЯ Страница строка Напечатано Следует 37 пункт 9а графа 5 строка 3 300 3000