ОСТ 32.99-87

ОСТ 32.99-87 Пропитка древесины на шпалопропиточных заводах. Требования безопасности

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ Система стандартов безопасности труда. Пропитка древесины на шпалопропиточных заводах. Требования безопасности. ОКСТУ 3180; 3107; 0012 ОСТ 32 99-87 Дата введения 01.01.88  Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к пропитке древесины и погрузочно-разгрузочным работам с пропитанными материалами на шпалопропиточных заводах. Требования стандарта являются обязательными для всех шпалопропиточных заводов МПС. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Соблюдение требований безопасности труда при пропитке древесины должно предупредить воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов: физических движущийся подвижной состав перемещающиеся грузоподъемные машины перемещаемые грузы движущиеся безрельсовые средства движущиеся части пропиточного оборудования повышенная и пониженная температура воздуха повышенное давление и вакуум в пропиточных цилиндрах; химических - применение антисептиков обладающих вредным действием на организм человека при попадании на кожу и при вдыхании их паров; психофизических - физические перегрузки. 1.2. Предельно допустимые концентрации вредных примесей в воздухе на рабочих местах в производственных помещениях и на территории шпалопропиточных заводов далее по тексту заводы и состояние воздушной среды на рабочих местах температура относительная влажность скорость движения воздуха - по ГОСТ 12.1.005-76 и ГОСТ 12.3.034-84. 1.3. Допустимые уровни звукового давления - по ГОСТ 12.1.003 83. 1.4. Искусственное освещение в производственных помещениях и на территории заводов по ОСТ 32-9-81. В машинном зале смесительном и крышечном отделениях а также на сливном пункте светильники должны быть пыле- и влагонепроницаемыми во взрывобезопасном исполнении. 1.5. Управление работой по охране труда на заводах должно осуществляться в соответствии с Основными положениями управления работой по охране труда на железнодорожном транспорте № ЦЗТ/424 и стандартами предприятий разработанными в соответствии с этими Положениями. 1.6. Меры безопасности при эксплуатации электроустановок на заводах - по ГОСТ 12.1.019-79 Правилам устройства электроустановок Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. 1.7. Общие требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и перемещениях грузов по ГОСТ 12.3.009 76 ГОСТ 12.3. 020 80 и Правилам техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте. 1.8. Требования безопасности установленные настоящим стандартом должны быть отражены в технологической документации заводов. 1.9. Каждый завод должен иметь систему аварийного освещения независимую от постоянных источников электроэнергии. 1.10. На территории в производственных помещениях на оборудовании и на рабочих местах заводов должны быть установлены нанесены вывешены знаки безопасности труда и нанесена предупреждающая окраска по ГОСТ 12.4.026- 76 и ОСТ 32.4-76. Администрацией заводов должен быть разработан перечень устанавливаемых знаков безопасности труда с указанием мест размеров и способов их установки а также перечень сооружений и устройств которые должны иметь предупреждающую окраску. 1.11. Пожарная безопасность на заводах должна быть организована по ГОСТ 12.1.004 85 и Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте утвержденным МПС. 1.12. Каждое рабочее место должно быть обеспечено необходимыми инструкциями по охране труда и пожарной безопасности и плакатами по технике безопасности и пожарной безопасности. 1.13. Производственные и бытовые сточные воды удаляемые с территории завода должны быть очищены от остатков антисептика. Сброс их производится в порядке установленном органами местного санитарного надзора. 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ 2.1. Территория шпалопропиточного завода должна быть ограждена сплошным железобетонным забором не допускающим проникновения посторонних лиц. Необходимое количество проходов проездов в ограждении и их места определяет руководство завода. Проходы проезды должны быть оборудованы запирающимися воротами. Нормальное положение ворот - заперты на замок. Порядок пользования проходами проездами устанавливает администрация предприятия. 2.2. Пункты слива и хранилища антисептиков узлы водоснабжения должны быть ограждены независимо от общего ограждения завода и иметь запирающиеся двери ворота . 2.3. Исправность ограждения должна проверяться ежедневно на всем протяжении. Директор начальник завода лично должен проверять состояние ограждения не реже двух раз в год зимой и летом . 2.4. Территория завода регулярно не реже одного раза в месяц должна очищаться от мусора и остатков древесины. 2.5. Железнодорожные пути на территории завода должны содержаться в исправном состоянии в соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожных путей Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и регулярно очищаться от остатков антисептика и древесины. 2.6. Поверхность грунта под предцилиндровыми путями узкоколейными путями соединяющими цех пропитки со складами пропитанных материалов узкоколейными и совмещенными путями на территории складов пропитанных материалов должна быть забетонирована. 2.7. В забетонированной поверхности предцилиндровой площадки и около совмещенных путей должны быть оборудованы канавы и колодцы для стока и сбора остатков антисептика. Канавы и колодцы должны быть закрыты сплошными крышками. Колодцы должны ежедневно очищаться от остатков антисептика. 2.8. Железнодорожные пути на территории завода должны быть оборудованы сигналами сигнальными указателями и знаками в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР. Особое внимание должно быть уделено стрелочным указателям предельным столбикам сигналам "С" и номерам стрелок. Для проверки правильности укладки лесоматериалов в вагонетки перед выходом на предцилиндровые пути должны быть оборудованы габаритные ворота. Конструкция габаритных ворот должна обеспечивать проверку правильности укладки лесоматериалов в вагонетки и пропуск через ворота локомотива вводится с 01.01.89 г. . 2.9. На заводе должна быть составлена схема расположения сигналов сигнальных указателей и знаков на железнодорожных путях. Схема должна быть утверждена руководителем завода. 2.10. Дороги предназначенные для движения автотранспорта на территории завода должны иметь твердое покрытие и быть пригодны для проезда в любое время года и при любой погоде. На этих дорогах должны быть выставлены дорожные знаки по ГОСТ 10807-78. Администрацией заводов должна быть составлена схема расположения дорожных знаков на территории завода. 2.11. Администрация завода должна не реже одного раза в полугодие организовывать проверку наличия и состояния знаков безопасности труда п. 1.10 сигналов сигнальных указателей и знаков п. 2.8 и дорожных знаков п. 2.10 и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков. 2.12. Для проезда ко всем опасным в пожарном отношении объектам на территории завода должны быть оборудованы и четко обозначены пожарные проезды обеспечивающие проезд пожарных машин в любое время года и при любой погоде. 2.13. В местах где нет дорог для проезда автотранспорта для прохода персонала должны быть оборудованы пешеходные дорожки с твердым покрытием шириной не менее 1 м. 2.14. Дороги для автотранспорта и пешеходные дорожки в местах пересечения их с железнодорожными путями должны быть оборудованы переездами переходами с искусственным освещением. 2.15. Лесоматериалы поступающие на завод для пропитки и пропитанные лесоматериалы должны храниться раздельно. 2.16. Площадки для складирования лесоматериалов должны быть очищены от растительного покрова и мусора. 2.17. Лесоматериалы около железнодорожных путей на территории завода должны укладываться не ближе 5 м от оси пути. 2.18. Высота штабелей шпал не должна превышать: для стреловых кранов на железнодорожном ходу 6м; для козловых кранов 8м; для башенных и портальных кранов 12м. 2.19. Площадь группы штабелей не должна превышать 1200 м2. Между соседними группами штабелей должны быть созданы продольные и поперечные разрывы шириной не менее 5 м. Если эти разрывы используются как рабочие проезды их ширина должна быть не менее 10м. 2.20. На участках погрузки пропитанных материалов должны быть оборудованы эстакады позволяющие осуществлять укладку лесоматериалов в полувагоны без нахождения в них стропальщиков. Допускается использование передвижных эстакад. Пол на площадке эстакады должен быть деревянным вводится с 01.01.89 г. . 2.21. Территория завода должна быть оборудована системой водоотводов обеспечивающих отвод поверхностных вод с территории складов древесины. 2.22. Ямы колодцы и другие углубления на территории завода должны быть закрыты крышками и иметь ограждения с предупреждающей окраской. 2.23. Наземные хранилища антисептиков должны быть обвалованы. 2.24. Применение открытого огня на территории завода не допускается. Для курения должны быть оборудованы специальные места. При необходимости проведения ремонтных и строительных работ с применением открытого огня администрация завода в каждом случае должна определить порядок их выполнения и необходимые меры пожарной безопасности. 3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ МАШИННЫЙ ЗАЛ СМЕСИТЕЛЬНОЕ И КРЫШЕЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ 3.1. Производственные помещения должны быть оборудованы принудительной механической общеобменной вентиляцией. 3.2. Углубления канавы приямки люки в производственных помещениях должны быть закрыты плитами или металлическими листами или же иметь ограждения. 3.3. В каждом производственном помещении должно быть отведено специальное место для хранения обтирочных материалов в закрывающейся таре. 3.4. Ворота производственных помещений и входные двери в холодное время года должны быть утеплены а в машинном зале иметь тепловые завесы. 3.5. Стены и пол машинного зала смесительного и крышечного отделений должны облицовываться легко очищаемыми видами покрытий устойчивых к воздействию антисептиков как правило различными керамическими плитками . Очистка стен побелка и окраска потолков элементов перекрытий в производственных помещениях проводятся в сроки установленные администрацией предприятия. 3.6. Пролитый на пол антисептик должен быть засыпан песком или опилками. Песок или опилки загрязненные антисептиком должны быть убраны и захоронены в местах установленных органами местного санитарного надзора. 3.7. Администрация завода должна организовать регулярные осмотры состояния производственных помещений в порядке установленном Инструкцией о порядке осмотра зданий и сооружений на железнодорожном транспорте. 3.8. Машинный зал 3.8.1. Машинный зал должен быть изолирован от смесительного и крышечного отделения капитальной стеной из негорючего материала. 3.8.2. Проходы из машинного зала в смесительное и крышечное отделения должны быть оборудованы таким образом чтобы были исключены сквозняки и возможность распространения пожара автоматически закрывающиеся двери тамбуры и т. д. . 3.8.3. Машинный зал должен быть оборудован приточно-вытяжной вентиляцией зонального действия с сосредоточенным удалением воздуха от выступающих частей цилиндров и от других мест с наибольшими теплоизбытками и с подачей приточного воздуха к рабочим местам. Части цилиндров выходящие в машинный зал трубопроводы для пара и горячего антисептика должны иметь теплоизоляцию наружная поверхность которой не должна прогреваться до температуры превышающей температуру в машинном зале. 3.9. Крышечное отделение 3.9.1. Над передним срезом каждого пропиточного цилиндра должен быть оборудован местный отсос. Мощность его вентилятора должна обеспечивать полное удаление паров антисептика выходящих из цилиндра при открывании крышки и выводе из него состава с пропитанными материалами. Вентилятор отсоса должен автоматически включаться при открывании крышки и выключаться после ее закрывания. Блокировочное устройство должно допускать выключение вентилятора только после закрытия крышки цилиндра. Пары антисептика отсасываемые от пропиточных цилиндров должны конденсироваться а конденсат удаляться. Выбрасывание паров антисептика в атмосферу не допускается. 3.9.2. Железнодорожные пути в крышечном отделении должны быть уложены так чтобы верх головок рельсов находился на уровне пола. 3.9.3. Пол в крышечном отделении должен быть забетонирован. 3.9.4. Под верхним срезом пропиточных цилиндров должен быть оборудован приямок с зацементированными стенками и дном для сбора остатков антисептика стекающих при открывании крышек цилиндров и выводе составов с пропитанными материалами. В конце каждой смены приямок должен очищаться от антисептика. 3.9.5. Над въездом к каждому пропиточному цилиндру должен быть установлен светофор с красным и зеленым светом. Нормальное состояние светофора - включенный красный свет. Зеленый свет должен включаться после открывания крышки цилиндра. 3.9.6. Крышечное отделение должно быть оборудовано пожарной сигнализацией. 3.10. Пульт управления процессом пропитки. 3.10.1. Пульт управления процессом пропитки должен быть расположен в отдельном помещении и иметь дистанционное управление всем процессом. На действующих заводах до капитального ремонта или реконструкции допускается иметь пульт управления в машинном зале. 3.10.2. Оборудование пульта управления - по ГОСТ 21752-76 ГОСТ 21753-76 ГОСТ 21829-76 ГОСТ 12.2.004-81. 3.10.3. На пульте управления должна быть установлена световая сигнализация указывающая по каждому пропиточному цилиндру: положение крышки открыто закрыто; достижение заданного давления или вакуума; достижение заданной температуры; выравнивание давления с атмосферным; наличие антисептика в цилиндре антисептик есть антисептик спущен . 3.10.4. Перед пультом управления пол должен быть покрыт резиновыми ковриками. 3.10.5. Пульт управления должен быть связан с машинным залом и крышечным отделением телефонной связью. С крышечным отделением эту связь рекомендуется иметь громкоговорящей. 4. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 4.1. Общие требования безопасности к производственному оборудованию шпалопропиточных заводов - по ГОСТ 12.2.003-74. 4.2. Пропиточные цилиндры должны быть оборудованы: герметически закрывающимися крышками; устройствами не допускающими всплывание и сход с рельсов вагонеток с пропитываемыми материалами; устройствами обеспечивающими быстрое снижение давления в аварийной ситуации; устройствами предотвращающими засорение трубопроводов соединенных с ними частицами древесины; контрольными приборами показывающими давление вакуум температуру и уровень антисептика. 4.3. Процессы открывания и закрывания крышек пропиточных цилиндров должны быть автоматизированы. Управление этими процессами должно быть дистанционным. 4.4. Система управления работой пропиточных цилиндров должна быть оборудована блокировками: исключающими возможность открывания крышки при наличии в цилиндре давления выше атмосферного или антисептика; исключающими возможность включения компрессоров вакуум-насосов гидронасосов для подачи антисептика при незапертой крышке. 4.5. Предварительный разогрев антисептика должен осуществляться в закрытых баках заполняемых через трубопроводы. Трубы для отвода паров антисептика из этих баков должны находиться вне пропиточного цеха а пары отводиться через конденсатосборник. 4.6. Эксплуатация пропиточных цилиндров маневровых цилиндров и мерников должна осуществляться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением извлечения из этих Правил приведены в приложение 1 . 4.7. Фланцы трубопроводов для антисептика и пара со стороны обращенной к месту возможного нахождения персонала должны быть закрыты ограждениями. 4.8. Эксплуатация грузоподъемных кранов должна осуществляться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов извлечения из этих Правил приведены в приложении 2 . Применяемые дизель  краны должны быть оборудованы искрогасительными устройствами. 4.9. Дня перемещения составов пропиточных вагонеток далее по тексту вагонетки должны использоваться тепловозы с искрогасящими устройствами. Использование для этой цели паровозов не допускается. 4.10. Локомотивы узкой колеи и пропиточные вагонетки должны быть оборудованы сцепными устройствами: не требующими захода составителя в промежутки между вагонетками при выполнении операций по расцепке и сцепке; не требующими захода составителя в зону крышки пропиточного цилиндра при отцепке локомотива от состава находящегося в пропиточном цилиндре и сцепке локомотива с этим составом; не допускающими саморасцепления в ходе маневров и при нахождении состава в пропиточном цилиндре. 4.11. Для подачи состава в пропиточный цилиндр между локомотивом и составом должны устанавливаться вагонетка-толкатель не загружаемая лесоматериалами. Вагонетка-толкатель должна быть оборудована приспособлениями для толкания состава которые не вызывают смещения отдельных элементов погрузки шпал столбов брусьев при их толкании. Допускается осуществлять подачу составов в пропиточные цилиндры непосредственно локомотивами без вагонеток-толкателей. В этом случае указанными приспособлениями должны быть оборудованы локомотивы. 4.12. Устройство и эксплуатация компрессорных установок должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.016-81 и Правил устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок воздухопроводов и газопроводов. 4.13. Компрессорные установки должны быть оборудованы устройствами обеспечивающими автоматическую остановку компрессора при достижении заданного давления. 4.14. Оборудование технологических линий в цехах по укреплению шпал винтами должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.026. 0-77 ГОСТ 12.2.026 4-80. 4.15. Движущиеся части конвейеров и транспортеров в цехах где укрепляются шпалы винтами должны быть оборудованы откидными или съемными ограждениями и снабжены блокировками не допускающими включение привода при отсутствии или открывании хотя бы одного элемента ограждения. 4.16. Технологические линии в цехах по укреплению шпал винтами включающие несколько последовательно связанных машин и транспортеров конвейеров должны иметь устройства обеспечивающие при остановке какой-либо машины одновременную автоматическую остановку всех предыдущих машин и транспортеров конвейеров а также устройства аварийной остановки обеспечивающие остановку всей линии с каждого рабочего места. 4.17. Для каждой машины агрегата станка и т. д. используемой на заводе должна быть разработана инструкция по охране труда и пожарной безопасности при ее эксплуатации и обслуживании. При наличии инструкции по эксплуатации и обслуживанию машины меры безопасности при ее эксплуатации и обслуживании должны быть изложены в ней отдельным разделом. 5. ПОГРУЗКА НЕПРОПИТАННЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В ВАГОНЕТКИ 5.1. При формировании пакетов наверху штабелей стропальщиками их рабочие места должны быть оборудованы устройствами обеспечивающими применение предохранительных поясов вводится с 01.01.89 г. . 5.2. Вагонетки поставленные под погрузку должны быть сцеплены между собой а колеса крайних вагонеток заторможены тормозными башмаками. 5.3. На период работы в жаркое и холодное время года администрацией завода в установленном порядке должен быть определен режим работы и отдыха для стропальщиков в соответствии с Методическими рекомендациями по определению необходимого времени на отдых при физических работах в условиях комфортной повышенной и высокой температуры воздуха утвержденными Главсанупром МПС и межотраслевыми методическими рекомендациями Определение нормативов времени на отдых и личные надобности утвержденными Минздравом СССР. 5.4. Около каждой группы штабелей должны быть оборудованы места для укрытия от дождя вместимостью 4 6 чел. Необходимость оборудования мест для обогрева в холодное время года определяется администрацией завода по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от удаления бытовых помещений. Места для обогрева и укрытия от дождя должны соответствовать СНиП Н-92 76 и Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. 6. ПОДАЧА СОСТАВА В ПРОПИТОЧНЫЙ ЦИЛИНДР 6.1. На территории расположения предцилиндровых путей и в крышечном отделении не должны находиться люди не имеющие отношения к выполнению технологического процесса. 6.2. Персонал участвующий в процессе подачи состава в цилиндр должен находиться не ближе двух метров от оси пути по которому перемещается состав. 7. ПРОПИТКА 7.1. Процесс пропитки может быть начат после запирания крышки пропиточного цилиндра и выключения механизма ее закрывания. 7.2. При пропитке должно осуществляться непрерывное наблюдение за контрольными приборами каждого цилиндра. 7.3. Каждый раз при замене антисептика применяемого при пропитке должна быть определена температура его вспышки. На пульте управления должна быть вывешена табличка с указанием применяемого антисептика и допустимой температуры его нагрева. Эта температура должна быть ниже температуры вспышки не менее чем на 5 °С. 7.4. Построение и режимы процесса пропитки должны обеспечивать вывод пропитанных материалов с сухой поверхностью. 7.5. В случае появления течи антисептика через уплотнение крышки пропиточного цилиндра пропитка должна быть прекращена а давление в цилиндре снижено до атмосферного. 7.6. Выполнение работ по очистке и срочному ремонту в пропиточном цилиндре разрешается после полного удаления антисептика и остывания цилиндра до температуры не выше + 40 °С с соблюдением мер безопасности изложенных в приложении 3. 8. ВЫВОД СОСТАВА ИЗ ПРОПИТОЧНОГО ЦИЛИНДРА При выводе состава из пропиточного цилиндра должны соблюдаться меры безопасности предусмотренные разделом 6 настоящего стандарта. 9. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ С ПРОПИТАННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ 9.1. Пропитанные материалы после окончания пропитки могут быть сняты с вагонеток не ранее чем через 1 ч при температуре воздуха 0 °С и ниже и не ранее чем через 2 ч при температуре воздуха выше 0 °С. 9.2. Пропитанные шпалы должны быть уложены в штабель пакетами. Между пакетами должны быть уложены прокладки. Высота штабеля не более 5 м 5 пакетов . Пакеты увязанные тросами могут быть уложены без прокладок. 9.3. Погрузка пропитанных материалов в подвижной состав разрешается не ранее чем через двое суток после пропитки. В холодное время года этот срок может быть сокращен до одних суток при условии полного остывший пропитанных лесоматериалов. 9.4. Обставка торцов и бортов полувагонов должна производиться сухими остывшими шпалами с помощью специальных устройств исключающих необходимость перемещать шпалы вручную. 9.5. Погрузка пропитанных шпал в полувагоны должна осуществляться пакетами пачками с разделением их про кладками и вертикальными стойками для удобства механизированной выгрузки. Пакеты увязанные тросом могут быть уложены без прокладок и стоек. 9.6. Необходимые перемещения пакетов и отдельных единиц пропитанных материалов в полувагоне при погрузке стропальщики должны выполнять находясь на эстакаде и не спускаясь в полувагон вводится с 01.01.89 г. . 10. МАНЕВРОВАЯ РАБОТА НА ПУТЯХ УЗКОЙ КОЛЕИ И НА СОВМЕЩЕННЫХ ПУТЯХ 10.1. При выполнении маневровой работы на путях узкой колеи и на совмещенных путях должны быть обеспечены безопасность движения безопасность работников связанных с маневрами безопасность персонала перемещающегося по территории завода сохранность подвижного состава оборудования пропиточных цилиндров и железнодорожных путей. 10.2. Порядок осуществления маневровой работы на каждом заводе должен быть установлен инструкцией предприятия разработанной на основе данного стандарта и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР с учетом конкретных условий завода. 10.3. Маневровой работой должно руководить одно лицо как правило сменный мастер . 10.4. Маневровую работу осуществляет составитель совместно с машинистом локомотива. 10.5. Маневровая работа должна производиться со скоростью не превышающей: 10 км/ч на прямых участках при движении с вагонами вагонетками прицепленными сзади: 5 км/ч - на прямых участках при движении вагонами вагонетками вперед; 3 км/ч при подходе к составу при выходе на предцилиндровые пути в условиях плохой видимости туман дождь снегопад метель а также при перемещении цистерн с антисептиком. 10.6. Движение со скоростью 10 км/ч может осуществляться когда машинист предупрежден о свободности пути. При отсутствии такого предупреждения локомотив должен перемещаться со скоростью обеспечивающей своевременную остановку при появлении препятствий мешающих движению. 10.7. Составы при остановках и стоянке не должны располагаться около стрелок ближе предельных столбиков. 10.8. Стоящие вагонетки и составы должны быть закреплены от ухода тормозными башмаками. 10.9. Не допускается перемещение составов без сцепления вагонеток между собой и с локомотивом. 10.10. Подача состава в пропиточный цилиндр и вывод его из цилиндра должны осуществляться плавно без толчков. 10.11. Составы и локомотивы не должны останавливаться и оставляться на переходах и переездах. 10.12. Обозначение маневровых составов и локомотивов в ночное время в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР. 10.13. Пропуск подвижного состава по взрезанной стрелке может быть разрешен после ее осмотрам ремонта. 10.14. Проезд маневрового светофора с запрещающим показанием вследствие неисправности осуществляется по разрешению сменного мастера пропиточного цеха. 10.15. При осуществлении маневровой работы одновременно двумя локомотивами им должны быть установлены маневровые районы. Составитель должен назначаться на каждый локомотив. Передвижение локомотива из одного района в другой может быть произведено по распоряжению сменного мастера цеха пропитки. 10.16. При необходимости выделения работы на совмещенном пути сменный мастер цеха пропитки должен поставить об этом в известность стрелочный пост и проверить сигнал о занятости пути. 11. СЛИВ И ХРАНЕНИЕ АНТИСЕПТИКОВ 11.1. Перечень антисептиков разрешенных к применению на шпалопропиточных заводах МПС разрабатывает и утверждает Главное управление пути МПС по согласованию с Главным врачебно-санитарным управлением МПС и ЦК профсоюза рабочих железнодорожников транспорта и транспортного строительства. 11.2. Площадка сливного пункта должна быть забетонирована. Сливной пункт должен быть оборудован электрическим освещением. 11.3. Для обслуживания железнодорожных цистерн с верхнего люка на сливных пунктах должны быть оборудованы эстакады. Площадка эстакады должна иметь перила высотой 0 9 1 м и переходной мостик. Перила должны состоять из поручня одного промежуточного горизонтального элемента и бортовой доски высотой не менее 0 15 м. 11.4. Сливно-наливные железнодорожные пути эстакады резервуары трубопроводы должны быть заземлены. Наземные хранилища антисептиков должны быть оборудованы молниеотводами. Оборудование сливного пункта должно исключать возможность случайного контакта персонала со сливаемым антисептиком. Возникшая течь в трубопроводах фланцах задвижках сальниках и т. д. должна быть немедленно устранена. 11.5. Наконечники всасывающих и заправочных шлангов должны быть выполнены из цветных металлов или полимерных материалов. 11.6. Сливные пункты должны быть обеспечены устройствами для открывания сливных приборов цистерн со свернутой резьбой и сливными головками к шлангам позволяющими присоединять шланги к сливным патрубкам разных диаметров. Эти устройства и сливные приборы должны быть выполнены из неискрообразующего материала. 11.7. Слив антисептиков должен быть механизирован и производиться через сливной прибор по трубопроводам в приемные резервуары. Допускается осуществление слива самотеком сифоном при помощи сжатого воздуха или вакуума. 11.8. Перед разогреванием и сливом антисептика из цистерны должно быть проверено соответствие прибывшего продукта сопроводительным документам. 11.9. Разогрев антисептика в железнодорожных цистернах должен осуществляться через верхний люк с помощью паровых змеевиков электронагревателей и других специальных устройств. Допускается производить разогрев струей горячего антисептика. Производить разогрев острым паром не допускается. 11.10. При разогреве антисептика в железнодорожной цистерне должна быть исключена возможность его выплескивания через верхний люк цистерны. 11.11. Удаление остатков антисептика из котлов цистерн должно производиться путем смывания их горячим антисептиком через верхний люк цистерны и слива через сливной клапан. Оставшийся нерастворимый осадок может быть удален вручную. Меры безопасности при удалении осадка по ОСТ32.13-82. 11.12. Инструменты и устройства применяемые для работы на цистернах и резервуарах должны быть изготовлены из меди латуни и ли другого неискрообразующего материала. Работы с деталями цистерны должны вестись плавно без ударов. 11.13. Перемещение цистерн толчками а также с открытыми люками не допускается. Для подтормаживания железнодорожных цистерн на территории сливного пункта должны применяться деревянные подкладки. Не допускается перемещение цистерн во время разогревания антисептика. 11.14. Антисептик должен храниться в наземных или подземных хранилищах-резервуарах. Хранение антисептиков должно быть организовано по ГОСТ 1510-84. 11.15. Хранилища антисептиков должны быть оборудованы и эксплуатироваться в соответствии со СНиП П-106-79 с Правилами и инструкцией по технической эксплуатации металлических резервуаров и очистных сооружений. 11.16. Резервуары для хранения антисептиков должны быть оборудованы плотными запирающимися люками. 11.17. У резервуаров с раздельными заборный и откачивающий трубопроводами у места ввода заборного трубопровода должен устанавливаться обратный клапан для предотвращения вытекания антисептика при неисправности этого трубопровода. 11.18. Все резервуары в которых временно или постоянно хранится антисептик должны иметь устройства для его разогрева до температуры при которой возможна перекачка. 11.19. Пролитый антисептик должен быть засыпан песком или опилками. Песок опилки загрязненный антисептиком должен быть убран и захоронен в установленном порядке в местах определенных органами местного санитарного надзора. 12. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ 12.1. К работам связанным с пропиткой древесины антисептиками и к погрузочно-разгрузочным работам должны допускаться лица не моложе 18 лет прошедшие медицинский осмотр и признанные пригодными по состоянию здоровья обученные и прошедшие проверку знаний по охране труда пожарной безопасности и правилам применения средств пожаротушения. 12.2. Медицинские осмотры предварительные при поступлении на работу и периодические работников шпалопрониточных заводов проводятся в соответствии с приказами Минздрава СССР и МПС. 12.3. Обучение и проверка знаний по охране труда и пожарной безопасности должны проводиться в соответствии с требованиями ОСТ 32.36-83 и стандартами предприятий разработанными в соответствии с отраслевыми стандартами. 12.4. Машинисты грузоподъемных кранов и локомотивов машинисты-пропитчики водители автомашин машинисты котельных а также рабочие допущенные к погрузочно-разгрузочным работам и работам связанным с пропиткой древесины должны проходить специальное обучение с последующей аттестацией. 12.5. Персонал связанный с работами по пропитке древесины должен знать по охране груда и пожарной безопасности. опасные и вредные производственные факторы связанные с применением антисептиков и с характером выполняемой каждым работы; безопасные приемы и необходимые меры безопасности при выполнении работы; правила пользования средствами индивидуальной защиты и первичными средствами пожаротушения предусмотренные для данной работы; правила личной гигиены; способы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях. 12.6. Использовать труд женщин на работах непосредственно связанных с погрузочно-разгрузочными работами не допускается. 13. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 13.1. Обеспечение спецодеждой спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты по нормам установленным приказом МПС. 13.2. Исполнители работ связанные с пропиткой древесины должны быть обеспечены: спецодеждой защищающей от попадания антисептика на кожные покровы; спецобувью защищающей от попадания антисептиков на кожные покровы и от травм ног при случайных ударах о древесину; средствами зашиты рук предохраняющими от травм при работе с древесиной; средствами защиты кожи от воздействия антисептика мази и пасты ; Работающие на погрузочно-разгрузочных работах должны быть обеспечены касками и предохранительными поясами от падения с высоты. Работающие по ремонту внутри цилиндров и по очистке осадков в котлах железнодорожных цистерн должны быть обеспечены костюмами типа противоипритных и средствами защиты органов дыхания от попадания паров антисептика. 14. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ 14.1. Контроль за состоянием охраны труда на шпалопропиточных заводах осуществляют Главное управление пути МПС управления железных дорог путем проведения комплексных и целевых проверок организуемых в установленном МПС порядке. 14.2. Контроль за выполнением требований техники безопасности и пожарной безопасности на рабочих местах в том числе за применением работающими безопасных приемов работы и необходимых средств индивидуальной защиты осуществляется администрацией руководством завода цехов непосредственными руководителями работы входе оперативного и ступенчатого контроля. Применение защитных паст и мазей должно проверяться перед началом и в ходе работы. 14.3. Контроль за состоянием воздушной среды микроклимат наличие и концентрация вредных примесей по ГОСТ 12.1.005 76. Контроль должен осуществляться в машинном зале в крышечном отделении во время подачи и вывода составов а также в полувагонах при погрузке пропитанных материалов. Контроль уровней звукового давления - по ГОСТ 12.1.003-83 уровней освещенности - по ОСТ 32-9-81. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное  Извлечения из Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением утверждены Госгортехнадзором СССР 19.05.70 г. 5.3.2. Манометры для измерения давления в сосудах должны иметь класс точности не ниже 2 5. 5 3 3. Манометр должен выбираться с такой шкалой чтобы предел измерения рабочего давления находился во второй трети шкалы. 5.3.4. Манометр должен иметь красную черту по делению соответствующему разрешенному рабочему давлению в сосуде. Взамен красной черты разрешается прикреплять к корпусу манометра металлическую пластину окрашенную в красный цвет и плотно прилегающую к стеклу манометра. 5.3.5. Манометр должен быть установлен так чтобы его показания были отчетливо видны обслуживающему персоналу; при этом шкала его должна находиться в вертикальной плоскости или с наклоном вперед до 30 . Манометр должен быть защищен от лучистой теплоты и от холода замерзания . Номинальный диаметр манометров устанавливаемых на высоте от 2 до 5 м от уровня площадки наблюдения за ними должен быть не менее 150 мм. Установка манометра на высоте более 5 м от уровня площадки обслуживания не разрешается 5.3.8. Манометр не допускается к применению в случаях когда: а отсутствует пломба или клеймо; б просрочен срок проверки; в стрелка манометра при его выключении не возвращается на нулевую отметку шкалы; г разбито стекло или имеются другие повреждения которые могут отразиться на правильности его показаний. 5.3.9. Проверка манометров с их опломбированием или клеймением должна производиться не реже одного раза в 12 мес.; кроме того не реже одного раза в 6 мес. предприятием должна проводиться дополнительная проверка рабочих манометров контрольным манометром с записью результатов в журналы контрольных проверок. При отсутствии контрольного манометра допускается дополнительную проверку производить проверенным рабочим манометром. 7.2.1. Ремонт сосуда и его элементов во время работы не допускается. 7.2.2. Обслуживающий персонал обязан строго выполнять инструкции по режиму работы сосудов и безопасному их обслуживанию и своевременно проверять исправность действия арматуры контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств. 7.2.3. Сосуд должен быть остановлен в случаях предусмотренных инструкцией в частности: а при повышении давления в сосуде выше разрешенного несмотря на соблюдение всех требований указанных в инструкции; б при неисправности предохранительных клапанов; в при обнаружении в основных элементах сосуда трещин выпучин значительного утончения стенок пропусков или потения в сварных швах течи в заклепочных и болтовых соединениях разрыва прокладок; г при возникновении пожара непосредственно угрожающего сосуду под давлением; д при неисправности манометра и невозможности определить давление по другим приборам; ж при неисправности или неполном количестве крепежных деталей крышек и люков; з при неисправности указателя уровня жидкости; и при неисправности предохранительных блокировочных устройств; к при неисправности отсутствии предусмотренных проектом контрольно-измерительных приборов и средств автоматики. ПРИЛОЖЕНИЕ 2  Справочное Извлечения из Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов  утверждены Министерством путей сообщения 28.03.73 г 13. Грузоподъемные машины предназначенные для работы при расчетной температуре ниже - 40 °С должны изготовляться в специальном северном исполнении. 160. Грузоподъемные машины с электрическим приводом должны быть оборудованы устройствами концевыми выключателями для автоматической остановки: а механизма подъема грузозахватного органа стрелы перед подходом к упору; б механизма передвижения грузоподъемной машины ее тележки; г механизма передвижения портального крана снабженного кабельным барабаном при сматывании кабеля. 316. Допуск к работе крановщиков машинистов помощников крановщиков и машинистов слесарей электромонтеров и стропальщиков должен оформляться приказом по предприятию. 339. На предприятии стройке должны быть разработаны способы правильной строповки грузов не имеющих специальных устройств петли цапфы рамы и обучены этим способам строповщики . 341. На предприятии стройке должен быть установлен порядок обмена условными сигналами между стропальщиком и крановщиком машинистом . . . 346. При производстве работ по подъему и перемещению грузов владелец грузоподъемных машин и организация производящая работу обязаны обеспечить соблюдение требований: а на месте производства работ по подъему и перемещению грузов а также на грузоподъемных машинах не должно допускаться нахождение лиц не имеющих прямого отношения к работе; з при подъеме груза он должен быть предварительно приподнят на высоту не более 200 300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза; и при подъеме груза установленного вблизи стен колонны штабеля железнодорожного вагона станка или другого оборудования не должны находиться люди в том числе и лица производящие зацепку груза между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием; настоящее требование должно также строго выполняться и при опускании груза; к подъем опускание и перемещение груза не должны производиться при нахождении людей под грузом. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема и опускания если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки на которой находится стропальщик; л при перемещении груза в горизонтальном направлении он должен быть предварительно поднят на 0 5 м выше встречающихся на пути предметов; н опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место где исключается возможность падения опрокидывания или сползания устанавливаемого груза . Укладка груза в полувагоны на платформы в автомашины должна производиться таким образом чтобы была обеспечена возможность удобной и безопасной строповки его при разгрузке. Для этого должны применяться прокладки многооборотные стропы контейнеры и т. п. Погрузка и разгрузка полувагонов платформ автомашин вагонеток должны выполняться без нарушения их равновесия; о не разрешается опускать груз на автомашины или полувагоны или поднимать груз находящийся на них при нахождении людей в кузове автомашины или в полувагоне; с после окончания или при перерыве работы груз не должен оставаться в подвешенном состоянии; рубильник в кабине крановщика или рубильник подающий напряжение на гибкий кабель башенного крана должен быть отключен и заперт. По окончании работы башенного портального козлового крана и мостового перегружателя должна быть заперта кабина управления и кран укреплен всеми имеющимися на нем противоугонными устройствами. Для портальных кранов могут быть приняты другие меры против угона крана ветром. 347. При работе грузоподъемной машины не допускается: а вход на грузоподъемную машину во время ее движения; б нахождение возле работающего стрелового или башенного крана во избежание зажатия между поворотной и неповоротной частями крана; в подъем груза находящегося в неустойчивом положении или груза подвешенного за один рог двурогого крана; г подъем и перемещение груза с находящимися на нем людьми; д подъем груза засыпанного землей или примерзшего к земле заложенного другими грузами укрепленного болтами или залитого бетоном . е подтаскивание груза по земле попу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов а также передвижение железнодорожных вагонов платформ вагонеток или тележек крюком без применения направляющих блоков обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов . ж освобождение с помощью грузоподъемной машины зацепленных грузом стропов канатов или цепей; з оттягивание груза во время его подъема перемещения и опускания. Дня разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения должны применяться крючья соответствующей длины; и выравнивание поднимаемого или перемещаемого груза собственной массой а также поправка стропов на весу; л погрузка и выгрузка автомашины при нахождении людей в ее кабине; м пользование концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов . н работа при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности и тормозах; о включение механизмов крана при нахождении людей на кране вне его кабины галерее машинном помещении стреле противовесе и т.п. . Исключение допускается для лиц ведущих осмотр и регулировку механизмов и электрооборудования. В этом случае включение механизмов должно производиться по сигналу лица производящего осмотр. ПРИЛОЖЕНИЕ 3  Обязательное Порядок работы в пропиточном цилиндре находящемся в горячем состоянии 1. Работы в пропиточном цилиндре далее - цилиндр находящемся в горячем состоянии допускаются в аварийных случаях сход вагонетки падение шпал мелкий ремонт и др. . 2. Вход в цилиндр осуществляется по письменному разрешению главного инженера шпалопропиточного завода. Работы должны осуществляться под личным руководством сменного мастера цеха пропитки. 3. Вход в цилиндр разрешается при температуре в нем не выше + 40 °С. 4. Перед входом работающих в цилиндр привод механизма открывания и закрывания крышки должен быть отключен а под шарнир крышки должна быть вложена деревянная прокладка не допускающая закрывания крышки. 5. При работе в цилиндре работающие должны быть одеты в костюмы типа противоипритных шляпы резиновые сапоги и перчатки и использовать шланговые или изолирующие противогазы. 6. Одновременно в цилиндре должны находиться не менее двух и не более четырех человек. У среза цилиндра на протяжении всей работы для оказания помощи в случае необходимости должны находиться два работника одетые также как и работающие в цилиндре и имеющие наготове дыхательные приборы. 7. Инструменты применяемые в этих случаях для работе цилиндре должны быть изготовлены из материалов не образующих искр а осветительные приборы должны иметь взрывобезопасное исполнение. 8. Непрерывная работа в горячем цилиндре должна продолжаться не более 20 мин после чего работающие в котле должны быть заменены другими или выведены на отдых. 9. Вход сменяющей группы в цилиндр может быть разрешен после выхода работавшей группы. 10. На каждом шпалопропиточном заводе для работающего должна быть разработана инструкция по технике безопасности при работе в пропиточном цилиндре. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. УТВЕРЖДЕН Министерством путей сообщения СССР 30.07.87 2. И С П О Л Н И Т Е Л И: В. И. Александров руководитель темы В. И. Сороко канд. экон. наук Н. В. Терентьев канд. техн. наук А. Л. Левицкий канд. техн. наук В. Д. Черников Т. А. Константиновская канд. мед. наук руководитель темы С В. Суворов канд. мед. наук Е. Г. Кахоян. 3. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Всесоюзным информационным фондом стандартов и технических условий за № 8406821 от 14 октября 1987 г. 4. Взамен Правил по технике безопасности и промышленной санитарии на шпалопропиточных заводах утвержденных МПС 22 августа 1960 г. 5.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ Обозначение НТД на который дана ссылка Номер пункта подпункта перечисления приложения 1 2 ГОСТ 10807-78 1.1 ГОСТ 12.1 .003-83 2.3 ГОСТ 12.1 .004-76 1.4 2.1-3.6 4.1 ГОСТ 12.1 .005 -76 1.1. -1.9 2.1 приложение ГОСТ 12.1 .019-79 2.1-2.3 ГОСТ 12.2.003-74 2.1-2.3.9. ГОСТ 12. 2 .01 6-81 2.1.10 2.2-3.8 ГОСТ 12.2.026.0-77 2.1-2.18 ГОСТ 12.3.002-75 2.1-2.9 ГОСТ 12. 3.009-76 2.1-3.7 ГОСТ 12. 3.020-80 3.1-3.3 ГОСТ 12.3.034-84 1.1-2.8 ГОСТ 12.4.026-76 3.10-3.13 5.1-5.3 ГОСТ 15 10-76 4.1-5.9 ГОСТ 21752-76 1.1-2.7 ОСТ 32-9-81 табл. 2. 2.1 и п. 24 ОСТ 32.4-76 1.4-3.9 ОСТ 32.1 3-80 2.1-2.27 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения .................................... 2. Содержание и оборудование территории ...................... 3. Производственные помещения машинный зал смесительное и крышечное отделения пульт управления   4. Производственное оборудование ........................... 5. Погрузка непропитанных лесоматериалов в вагонетки ............. 6. Подача состава в пропиточный цилиндр ...................... 7. Пропитка. .... .................................... 6. Вывод состава из пропиточного цилиндра. ..................... 9. Погрузочно-разгрузочные работы с пропитанными материалами ....... 10. Маневровая работа на путях узкой колеи и на совмещенных путях ...... 11. Слив и хранение атисептиков. ............................ 12. Требования к персоналу. ..... ......................... 13. Средства индивидуальной защиты. ......................... 14. Контроль за выполнением требований безопасности .............. Приложение 1. Извлечения из Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов .работающих под давлением ................... Приложение 2. Извлечение из Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов............................... Приложение 3. Порядок работы в пропиточном цилиндре находящемся в горячем состоянии  Информационные данные .................................