НАОП 5.1.11-3.04-86

НАОП 5.1.11-3.04-86 Отраслевые нормы естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА “ТРАНСПОРТ” 1989 МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ Согласованы   Утверждены Отделом охраны труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства   Министерством путей сообщения 18.10.86 г.   30.12.86 г. ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА МОСКВА “ТРАНСПОРТ” 1989 Разработаны сотрудниками кафедры “Здания и сооружения” Московского института инженеров железнодорожного транспорта МИИТ кандидатами технических наук А. М. Годиным и Л. В. Саркисовой инженером Т. Д. Мартыновой. Согласованы: Научно-исследовательским институтом строительной физики НИИСФ Госстроя СССР Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта ВНИИЖТ МПС Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены ВНИИЖТ МПС Главными управлениями Министерства путей сообщения СССР :             локомотивного хозяйства             вагонного хозяйства             электрификации и энергетического хозяйства             по ремонту подвижного хозяйства и производству запасных частей Главным техническим управлением МПС Управлением экспертизы проектов и смет МПС Вводятся в действие с 1 января 1990 г. Указанием МПС А-245у от 27.12.88 г. З а в е д у ю щ и й  р е д а к ц и е й  В. Н. Тютюнник Р е д а к т о р  С. А. Каткова Выпущено по заказу Министерства путей сообщения СССР   О 3202030000-120 049 01 -89 заказное   ©Главное управление по безопасности движения МПС   УДК 628.97 083.74 :656.2 1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Отраслевые нормы естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта разработаны на основе и в развитие СНиП II-4-79 “Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования”. 1.2. Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании естественного и совмещенного освещения вновь строящихся расширяемых технически перевооружаемых и реконструируемых предприятий по ремонту подвижного состава и другой железнодорожной техники депо заводы базы пункты и т. п. а также при реконструкции систем естественного и совмещенного освещения этих предприятий. 1.3. При проектировании естественного и совмещенного освещения во вспомогательных помещениях производственных предприятиях железнодорожного транспорта следует руководствоваться СНиП II-4-79. 1.4. По задачам зрительной работы производственные цеха участки и отделения локомотивных и вагонных депо и заводов по ремонту подвижного состава и другой железнодорожной техники согласно СНиП-4-79 отнесены к I группе помещений в которых производится различение объектов зрительной работы при фиксированном направлении линии зрения работающих на рабочую поверхность. 1.5. Все производственные помещения депо и заводов по техническому обслуживанию ремонту и контролю технического состояния подвижного состава и другой железнодорожной техники с постоянным пребыванием людей должны иметь как правило естественное освещение. 1.6. Естественное освещение помещений производственных предприятий железнодорожного транспорта может иметь следующие виды: боковое через световые проемы в наружных стенах; верхнее через фонари световые проемы в стенах и местах перепада высот зданий; верхнее и боковое комбинированное сочетание верхнего и бокового естественного освещения. 1.7. В соответствии со СНиП II-4-79 в помещениях локомотивных и вагонных депо и заводов по ремонту подвижного состава и другой железнодорожной техники допускается предусматривать совмещенное освещение. 1.8. При проектировании естественного и совмещенного освещения следует учитывать коэффициенты запаса и сроки чистки заполнений световых проемов согласно табл. 1. Т а б л и ц а  1 Цехи производственные участки отделения   Коэффициент запаса К3 при естественном освещении и расположении светопропускающего материала Сроки чистки заполнений световых проемов   верти-кально наклонно горизон-тально Цехи кузнечные литейные сварочные 1 4 1 5 1 8 3 раза в год Цехи технического обслуживания текущего ремонта сборочные механосборочные инструментальные 1 3 1 4 1 5 2 раза в год 2. НОРМЫЕСТЕСТВЕННОГООСВЕЩЕНИЯ 2.1. Технологической особенностью стойловой части деповских и заводских железнодорожных зданий является то что рабочие операции при ремонте и техническом обслуживании поездов локомотивов вагонов транспортных машин выполняются по всему поперечному и продольному контурам последних. При этом условная рабочая поверхность может быть горизонтальной вертикальной и наклонной. Уровень выполнения рабочих операций меняется в интервале от пола помещения до крыши локомотивов вагонов и т.п. В связи с этим при проектировании освещения необходимо обеспечить требуемую освещенность по всем боковым торцовым и крышным частям подвижного состава. Нижняя и внутренняя части локомотивов вагонов и другой железнодорожной техники при ремонте техническом обслуживании и осмотре как правило освещаются искусственным светом. При составлении норм естественного и совмещенного освещения были учтены следующие специфические факторы осложняющие зрительную работу: наличие в цехах стойловой части депо и заводов крупногабаритных громоздких технологических объектов локомотивов вагонов поездов и другой железнодорожной техники ; затенение экранирование междупутных технологических зон подвижным составом; повышенная опасность травматизма при передвижении транспортных единиц а также при работе на крыше локомотивов вагонов; расстояние от глаз до объекта различения превышающее 0 5 м; выполнение непрерывной однообразной напряженной работы на протяжении более 0 5 рабочей смены. 2.2. В стойловой части деповских заводских и других предприятий из-за присутствия в стойлах подвижного состава допускается деление помещения на расчетные световые зоны: с боковым естественным освещением зоны примыкающие к наружным стенам с окнами и с верхним естественным освещением. Нормирование и расчет освещения в каждой зоне производятся независимо. В стойловой части имеющей ширину в плане до 15 м один-два ремонтных пути следует устраивать боковое освещение; при ширине свыше 15 м три-четыре ремонтных пути должно устраиваться верхнее или верхнее и боковое естественное освещение. 2.3. За характерный разрез в зоне с боковым естественным освещением стойловой части депо и заводов следует принимать поперечный разрез цеха. На междупутных технологических участках стойловой части в качестве характерных разрезов следует принимать продольные проходящие посередине междупутий. 2.4. В помещениях мастерских депо и заводов характерным разрезом является как правило поперечный посередине помещения плоскость которого перпендикулярна к плоскости остекления световых проемов при боковом освещении или к продольной оси пролетов помещения при верхнем и комбинированном освещении . 2.5. В характерный разрез помещения должны попадать участки с наибольшим количеством рабочих мест и наиболее удаленные от световых проемов. 2.6. В качестве условной рабочей поверхности в цехах производственных помещений железнодорожных ремонтных предприятий депо заводов и т. п. в которых выполняются работы различной точности в целом по помещению следует принимать условно принятую горизонтальную поверхность расположенную на высоте 0 8 м от пола. При этом на рабочих поверхностях в цехах и мастерских должен быть обеспечен уровень освещенности указанной в графе 2 табл. 2 в таблице приняты сокращения: Г горизонтальная плоскость; после тире цифра означает высоту над уровнем пола в метрах . 2.7. При проектировании бокового естественного освещения производственных помещений железнодорожных депо заводов и других предприятий площадь световых проемов следует определять из условий обеспечения нормированного значения коэффициента естественной освещенности КЕО на глубине не превышающей полторы высоты помещения для работ I IV разрядов двух высот помещения для работ V VII разрядов трех высот помещения для работ VIII разряда. 2.8. Нормированные значения КЕО для деповских заводских и других производственных железнодорожных предприятий располагаемых в I II IV и V поясах светового климата см. Карту светового климата СССР в СНиП II-4-79 следует определять по формуле где   значение КЕО принимаемое по табл. 2 данных отраслевых норм; С– коэффициент солнечности климата принимается по табл. 3; m коэффициент светового климата который в зависимости от пояса световом климата принимается равным:   Пояс светового климата..............   I II IV V Значение m................................. 1 2 1 1 0 9 0 8 Т а б л и ц а  2 Цехи производственные участки и отделения       Плоскость поверх-      ность норми-  рования освещен-   ности       Характери- стика зрительной работы       Наимень- ший размер работы объекта различе- ния мм       Разряд зритель- ной работы       Нормированные значения коэффициентов естественной освещенности % при освещении естественном совмещенном Верхнее Боковое освещение Верхнее Боковое освещение или верх- нее и бо- ковое ос- вещение в зоне с устойчи- вым снежным пок- ровом на осталь- ной территории СССР или верх- нее и бо- ковое ос- вещение в зоне с устойчи- вым снежным покровом на осталь- ной территории СССР Стойловая часть 1. Цехи текущего ремонта ТР-1 ТР-2 ТР-3 и технического об-служивания ТО-2 ТО-З ТО-4 локомотивов Рабочая поверх-       ность Средней точности Св. 0 5 до 1 IV 4 0 1 2 1 5 2 4 0 7 0 9 2. Производ-ственные участки всех видов технического обслуживания и ремонта вагонов То же То же Св. 0 5 до 1 IV 4 0 1 2 1 5 2 4 0 7 0 9 3. Ремонтно-экипировоч-ное депо участки и отделения по ремонту контейнеров всех типов “ Малой точ-   ности Св. 1 до 5 V 3 0 0 8 1 0 1 8 0 5 0 6 4. Промывоч-  но-пропароч-        ные станции и пункты участки экипировки вагонов пункты подготовки вагонов к перевозкам “ Грубая очень малой точности Св. 5 VI 2 0 0 4 0 5 1 2 0 3 0 3 5. Сборочные цеха локомотиво- и вагоноремонтных заводов заводов по ремонту путевых машин “ Малой точ-ности Св. 1 до 5 V 3 0 0 8 1 0 1 8 0 5 0 6 Мастерские 6. Автоматный цех Г 0 8 Высокой точности Св. 0 3  до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 7. Кузнечное отделение Г 0 8 Грубая очень малой точности Св. 5 VI 2 0 0 4 0 5 1 2 0 3 0 3 8. Термиче-ское отделение Г 0 8 Малой точ-ности Св. 1 до 5 V 3 0 0 8 1 0 1 8 0 5 0 6 9. Гальваническое отделение Г 0 8 Средней точности Св. 0 5 до 1 IV 4 0 1 2 1 5 2 4 0 7 0 9 10. Контроль-   но-испыта-  тельные пункты автосцепок Г 0 8 То же Св. 0 5 до 1 IV 4 0 1 2 1 5 2 4 0 7 0 9 11. Цех автостопов Г 0 8 Высокой точности Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 12. Электро-сварочное отделение Г 0 8 Малой точ-   ности Св. 1 до 5 V 3 0 0 8 1 0 1 8 0 5 0 6 13. Механи-ческий цех Г 0 8 Высокой точности Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 14. Аккумуля-торное отделение Г 0 8 Малой точ-   ности Св. 1 до 5 V 3 0 0 8 1 0 1 8 0 5 0 6 15. Аппаратный цех Г 0 8 Высокой точности Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 16. Тележеч-ное отделение Рабочая поверх-ность Малой точ-   ности Св. 1 до 5 V 3 0 0 8 1 0 1 8 0 5 0 6 17. Колесное отделение цех ремонта деталей буксового узла То же Высокой точности Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 18. Электро-аппаратное отделение Г 0 8 То же Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 19. Отделе-ние секций холодильни-ков Рабочая поверх-ность Малой точ-ности Св. 1 до 5 V 3 0 0 8 1 0 1 8 0 5 0 6 20. Автотор-мозное отделение Г 0 8 Высокой точности Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 21. Цех отопительной аппаратуры Г 0 8 Малой точ-ности Св. 1 до 5 V 3 0 0 8 1 0 1 8 0 5 0 6 22. Шатунно-поршневая группа Г 0 8 Средней точности Св. 0 5 до 1 IV 4 0 1 2 1 5 2 4 0 7 0 9 23. Отделе-ние регуляторов числа оборотов Г 0 8 Высокой точности Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 24. Инстру-ментальный цех Г 0 8 То же Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 25. Дизель-агрегатное отделение Г 0 8 Средней точности Св. 0 5 до 1 IV 4 0 1 2 1 5 2 4 0 7 0 9 26. Малярный цех и отделение По высоте боковых стенок подвижно-го состава Малой точ-ности Св. 1 до 5 V 3 0 0 8 1 0 1 8 0 5 0 6 27. Отделе-ние редукторно-карданного привода Г 0 8 Высокой точности Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 28. Отделение ремонта щелочных и кислотных ба-тарей Г 0 8 Грубая очень малой точности Св. 5 VI 2 0 0 4 0 5 1 2 0 3 0 3 29. Ремонтно-комплектово- чный участок Г 0 8 Средней точности Св. 0 5 до 1 IV 4 0 1 2 1 5 2 4 0 7 0 9 30. Отделение ремонта вентиляции Г 0 8 То же Св. 0 5 до 1 IV 4 0 1 2 1 5 2 4 0 7 0 9 31. Отделение ремонта замков металлических деталей Г 0 8 Высокой точности Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 32. Отделение ремонта приборов водоснабжения Г 0 8 Высокой точности Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 33. Дерево-обрабатыва- ющее отделение дерево-обрабатыва- ющие станки: строгальные фрезерные шлифоваль-ные сверлильные токарные Обрабаты- ваемая по- верхность То же Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 34. Распилов-          ка древесины Г 0 8 Малой точ-   ности Св. 1 до 5 V 3 0 0 8 1 0 1 8 0 5 0 6 35. Электро-цех. Отделение ремонта электрообо-рудования и электричес-ких машин Г 0 8 Высокой точности Св. 0 3 до 0 5 III* 3 0 1 0 1 2 36. Хромиро- вочно-никели- ровочное отделение Г 0 8 Малой точ-   ности Св. 1 до 5 V 3 0 0 8 1 0 1 8 0 5 0 6 37. Роликовое отделение Г 0 8 То же Св. 1 до 5 V 3 0 0 8 1 0 1 8 0 5 0 6   В соответствии с изменением гл. СНиП II-4-79 утвержденным Госстроем СССР в декабре 1985 г. нормированные значения КЕО в производственных помещениях с III разрядом зрительной работы уменьшены на 40%. Постоянство среднегодовых значений эффективной освещенности достигается применением совмещенного освещения с повышением освещенности от искусственного освещения на одну ступень шкалы освещенности. Т а б л и ц а  3 Пояс светового климата       Значения коэффициента солнечности климата С Для световых проемов ориентированных по сторонам горизонта азимут град При зенит- ных фона- рях     в наружных стенах зданий в прямоугольных и трапециевидных фонарях при фонарях типа “шед” 136 225 226 315; 316 45 46 135 69 113; 24 68; 204 248; 159 203; 249 293; 114 158; 294 338; 339 23 316 45 I 0 9 0 95 1 1 1 1 1 1 II 0 85 0 9 1 0 95 1 1 1 1 IV: севернее 50Oс.ш. 0 75 0 8 1 0 85 0 9 0 95 1 0 9 50Oс.ш. и южнее 0 7 0 75 0 95 0 8 0 85 0 9 0 95 0 85 V:  севернее 40Oс.ш. 0 65 0 7 0 9 0 75 0 8 0 85 0 9 0 75 40Oс.ш. и южнее 0 6 0 65 0 85 0 7 0 75 0 8 0 85 0 65   При разработке типовых проектов депо заводов нормированные значения КЕО следует принимать как для III пояса светового климата с последующей корректировкой при привязке типового проекта к конкретным условиям. 2.9. Неравномерность естественного освещения производственных помещений железнодорожного транспорта без ввода подвижного состава с верхним или верхним и боковым естественным освещением не должна превышать 3:1. Расчетные значения КЕО при верхнем или верхнем и боковом освещении в любой точке на линии пересечения условной рабочей поверхности и плоскости характерного вертикального разреза помещения должны быть не менее нормированного значения КЕО при боковом освещении для работ соответствующих разрядов. В цехах с введенным подвижным составом неравномерность естественного освещения при верхнем и комбинированном освещении должна быть не более 3:1 в пределах характерных разрезов. Неравномерность естественного освещения не нормируется для производственных помещений с боковым освещением а также для помещений в которых выполняются работы VII и VIII разрядов при верхнем или верхнем и боковом освещении. 2.10. В помещениях депо заводов и других предприятий специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков нормированные значения КЕО повышаются на один разряд. 3. НОРМЫСОВМЕЩЕННОГООСВЕЩЕНИЯ 3.1. В помещениях локомотивных и вагонных депо заводов по ремонту подвижного состава и другой железнодорожной техники следует предусматривать совмещенное освещение при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным : в ремонтных цехах стойловой части при наличии затенения технологических междупутных зон подвижным составом; для производственных помещений в которых выполняются работы I и II разрядов; в цехах и отделениях когда по условиям технологии организации производства или климата требуются объемно-планировочные решения которые не позволяют. обеспечить нормированное значение КЕО при естественном освещении. П р и м е ч а н и е. Недостаточным естественным освещением является такое при котором расчетное значение КЕО менее 90% нормированного значения КЕО для естественного освещения. Т а б л и ц а  4 Разряды зрительной работы     Наименьшее нормированное значение КЕО % при совмещенном освещении при верхнем при боковом освещении или верхнем и боковом освещении в зоне с устойчивым снежным покровом на остальной территории СССР I 3 0 1 0 1 2 III 2 5 0 8 1 0 III 2 0 0 6 0 7 IV 1 5 0 4 0 5 V VII 1 0 0 2 0 3 V 0 7 0 2 0 2   3.2. Нормированные значения КЕО при совмещенном освещении должны приниматься по табл. 2 данных Отраслевых норм для совмещенного освещения при соответствующем для данного разряда зрительных работ нормированном значении искусственной освещенности. 3.3. Для производственных помещений локомотивных и вагонных депо заводов и других предприятий по ремонту подвижного состава нормированные для совмещенного освещения значения КЕО допускается снижать но принимать не менее указанных в табл. 4 в следующих случаях: при расположении предприятий в северной строительно-климатической зоне; в помещениях в которых выполняются работы I и II разрядов. 3.4. Для производственных помещений при снижении нормированных значений КЕО согласно п. 3.3 настоящих Отраслевых норм следует: освещенность от системы общего искусственного освещения повышать на одну ступень по шкале освещенности кроме разрядов Iа Iб IIа IIб если повышение освещенности не предусматривается в соответствии с нормами проектирования искусственного освещения и принимать в пределах указанных в табл. 5; освещенность от светильников общего освещения в системе комбинированного принимать согласно табл. 6. 3.5. Искусственное освещение при совмещенном освещении производственных предприятий железнодорожного транспорта должно удовлетворять требованиям СНиП II-4-79 ОСТ 32-8 81 “Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта”. Т а б л и ц а  5 Лампы   Освещенность лк от системы общего искусственного освещения при совмещенном освещении наибольшая наименьшая Газоразрядные 200 750 Накаливания 100 300 Т а б л и ц а  6 Разряды зрительной работы   Освещенность лк от системы общего искусственного освещения при совмещенном освещении в системе комбинированного для совмещенного освещения при лампах газоразрядных накаливания Iа 600 300 Iб IIа 500 300 Iв IIб 400 300 Iг 200 150 IIв IIIа 300 200 IIIв IIIв IV Vа Vб 200 100   3.6. В целях экономии электроэнергии при совмещенном освещении необходимо предусматривать автоматическое регулирование уровня искусственной освещенности в помещениях. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ................................................................................................................ 2. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ................................................................................... 3. НОРМЫ СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ...................................................................................