НАОП 5.1.11-4.02-80

НАОП 5.1.11-4.02-80 Положение о кабинете охраны труда на железнодорожном транспорте

МИНИСТЕРСТВОПУТЕЙСООБЩЕНИЯСССР СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Секретарь ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта Зам. министра путей сообщения СССР П. Н. ПОПОВ В. Н. КОЧАН 10.12.80 г. 12.12.80 г. ЦЗТ 3945       ПОЛОЖЕНИЕ О КАБИНЕТЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1982 УДК 656.2:658.382 Положением регламентированы назначение задачи оснащение и организация работы кабинетов охраны труда на железнодорожном транспорте. В приложениях приведены примерные тематические планы экспозиций кабинетов на железнодорожных станциях в локомотивных депо на дистанциях пути заводах по ремонту подвижного состава изложены требования к помещениям кабинетов размещению в них оборудования дан перечень основных видов наглядных пособий технических средств обучения оборудования и учебной мебели рекомендуемых для использования в кабинетах охраны труда. Положение разработано Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта руководитель темы А. Л. Левицкий и Центральным научно-исследо-вательским институтом информации технико-экономических исследований и пропаганды железнодорожного транспорта. Выпущено по заказу Министерства путей сообщения СССР П 3601000000 -763                         © Управление труда заработной платы и тех-     049 01 -82                                       ники безопасности МПС 1982 1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение разработано на основе Типового положения о кабинете охраны труда утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 68.06.78 № 197/16-17 с учетом особенностей железнодорожного транспорта. Положение распространяется на сеть кабинетов уголков охраны труда железнодорожного транспорта включающую кабинеты уголки охраны труда на предприятиях в организациях в дорожных центрах научно-технической информации и пропаганды вагоны охраны труда передвижные кабинеты Центральный кабинет охраны труда при Центральном научно-исследовательском институте информации технико-экономических исследований и пропаганды железнодорожного транспорта ЦНИИТЭИ МПС . 1.2. Кабинеты охраны труда создаются для обучения инструктажа и повышения квалификации по безопасным методам труда рабочих инженерно-технических работников и служащих учащихся и студентов проходящих производственную практику а также для пропаганды научно-технических достижений и передового опыта в области охраны труда. Обучение и пропаганда охраны труда в кабинетах уголках осуществляются путем проведения инструктажей тематических занятий семинаров лекций бесед занятий по повышению квалификации; организации школ передового опыта консультаций выставок демонстрации кинофильмов; проведения проверок знаний и т. д. 1.3. Кабинет охраны труда располагается в специальном помещении площадь которого в соответствии со СНиП II-92-76 при списочном числе работающих до 1000 чел. должна составлять 24 м2 от 1001 до 3000 чел.– 48 м2 и от 3001 до 5000 чел. – 72 м2. 1.4. Кабинет охраны труда создается на предприятиях в организациях со списочным числом работающих З00 чел. и более. При меньшем числе работающих создается уголок охраны труда. На предприятиях в организациях со списочным числом работающих до 500 чел. кабинет охраны труда может быть совмещен с техническим кабинетом. 1.5. На предприятиях в организациях наряду с кабинетом в цехах и на производственных участках могут создаваться уголки охраны труда. 1.6. В дорожных центрах научно-технической информации и пропаганды создаются кабинеты охраны труда. 1.7. Организация и проведение работы кабинета уголка охраны труда возлагаются на одного из инженерно-технических работников назначаемого приказом руководителя предприятия организации . 1.8. В Центральном научно-исследовательском институте информации технико-зконо-мических исследований и пропаганды железнодорожного транспорта предусмотрен Центральный кабинет охраны труда функции которого осуществляет отдел информации и пропаганды охраны труда на железнодорожном транспорте этого института. 2. ОСНАЩЕНИЕКАБИНЕТА УГОЛКА ОХРАНЫТРУДА 2.1. Кабинет уголок охраны труда оборудуется по проекту разработанному в соответствии с настоящим Положением и утвержденному руководителем главным инженером предприятия организации . Примерные тематические планы экспозиций кабинетов охраны труда на предприятиях железнодорожного транспорта приведены в приложениях 1 – 4. 2.2. Помещение кабинета охраны труда должно отвечать требованиям изложенным в приложении 5. 2.3. Кабинет уголок охраны труда должен быть оснащен: нормативно-технической документацией по охране труда стандартами нормами правилами инструкциями директивными методическими и информационными материалами по вопросам трудового законодательства технике безопасности производственной санитарии технической эстетике инженерной психологии эргономике пожарной безопасности и др.; учебными программами по охране труда для технических школ курсов подготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий на железнодорожном транспорте; наглядными учебными пособиями плакатами фотовыставками альбомами схемами макетами моделями диафильмами кинофильмами натурными образцами защитных средств и др. по технике безопасности и производственной санитарии приложение 6 ; техническими средствами обучения проекционной звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратурой контрольно-обучающими машинами и т. д. охране труда приложение 7 ; оборудованием для демонстрации наглядных пособий и учебной мебелью приложение 8 ; учебными пособиями справочниками учебниками книгами памятками и периодическими изданиями по охране труда; контрольно-измерительной аппаратурой для оценки факторов условий труда люкс-метрами шумомерами и т. п. . 3. ОРГАНИЗАЦИЯРАБОТЫИОСНОВНЫЕЗАДАЧИКАБИНЕТАОХРАНЫТРУДАПРЕДПРИЯТИЯ 3.1. Руководство контроль и ответственность за организацию работы кабинета охраны труда возлагаются на главного инженера заместителя начальника предприятия организации ; 3.2. Работа кабинета охраны труда осуществляется в соответствии с годовым и месячным планами утвержденными главным инженером заместителем начальника предприятия организации и согласованными с местным заводским комитетом профсоюза; 3.3. Основными задачами кабинета охраны труда являются: проведение вводного инструктажа со всеми лицами вновь поступающими на железнодорожный транспорт или переводимыми с одного предприятия на другое а также с учащимися направленными на данное предприятие для прохождения производственной практики; организация обучения безопасным методам работы вновь принятых работников массовых профессий железнодорожного транспорта; проведение консультаций для инженерно-технических работников и профсоюзного актива по вопросам охраны труда: трудовому законодательству технике безопасности и производственной санитарии; организация и проведение внепланового инструктажа с целью разбора и анализа допущенных нарушений требований безопасности труда на всех производственных участках; организация и проведение первичных и периодических проверок знаний рабочих служащих и инженерно-технических работников по вопросам охраны труда; организация и проведение мероприятий по пропаганде и внедрению передового опыта работы без травм и нарушений требований охраны труда; обобщение передового опыта по охране труда подготовка информационных материалов с описанием передового опыта и организация передачи их соответствующим органам информации на железных дорогах отделениях дорог заводах и т д.; оказание помощи цехам и производственным участкам в организации уголков охраны труда; организация и проведение систематических проверок соблюдения требований безопасности труда на предприятии в организации ; подготовка предложений по совершенствованию работы и оснащению кабинета охраны труда. 3.4. Сведения о проделанной работе в кабинете за полугодие и год представляются соответственно к 15 июля и 15 января в кабинет охраны труда дорожного центра научно-технической информации и пропаганды. 4. ОРГАНИЗАЦИЯРАБОТЫИОСНОВНЫЕЗАДАЧИКАБИНЕТАОХРАНЫТРУДАДОРОЖНОГОЦЕНТРАНАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙИНФОРМАЦИИИПРОПАГАНДЫ 4.1. Общее руководство и контроль за работой кабинета охраны труда возлагаются на главного инженера – заместителя начальника железной дороги. 4.2. Работа кабинета охраны труда осуществляется в соответствии с годовым и квартальным месячным планами утвержденными главным инженером – заместителем начальника железной дороги и согласованными с отделом организации труда заработной платы и техники безопасности управления дороги и главным техническим инспектором труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства на дороге. 4.3. Повседневную работу в кабинете охраны труда организует и проводит инженер по охране труда дорожного центра научно-технической информации и пропаганды. 4.4. Основными задачами кабинета охраны труда являются: пропаганда научно-технических достижений и передового опыта в области охраны труда на дороге путем проведения лекций совещаний семинаров и школ передового опыта; ознакомление инженерно-технических работников и работников массовых профессий с новыми нормативными документами стандартами ССБТ правилами инструкциями и литературой по вопросам охраны труда на железнодорожном транспорте; оказание помощи в организации работы и оснащении кабинетов уголков охраны труда на предприятиях дороги; изучение условий труда на предприятиях дороги выявление достижений и недостатков в области охраны труда с разработкой предложений по распространению достижений и устранению недостатков; обобщение передового опыта по вопросам охраны труда подготовка информационных материалов с описанием передового опыта и представление их в соответствующие органы информации на железных дорогах и в Центральный кабинет охраны труда; оказание методической помощи общественным инспекторам по охране труда инженерам и другим работникам в организации работы по технике безопасности на предприятиях; разработка технических заданий на изготовление для кабинетов уголков охраны труда новых образцов наглядных пособий модели макеты плакаты альбомы и т. д. ; ведение учета работы кабинетов уголков предприятий и организаций дороги а также критических замечаний и предложений по улучшению их работы в области охраны труда; 4.5. Сведения о проделанной работе в кабинете охраны труда за полугодие и год представляются соответственно к 1 августа и 1 февраля в от- дел организации труда заработной платы и техники безопасности управления дороги дорпрофсож и Центральный кабинет охраны труда. 5. ОРГАНИЗАЦИЯРАБОТЫИОСНОВНЫЕЗАДАЧИ ЦЕНТРАЛЬНОГОКАБИНЕТАОХРАНЫТРУДА 5.1. Общее руководство работой Центрального кабинета охраны труда осуществляет Управление труда заработной платы и техники безопасности МПС. 5.2. Работа Центрального кабинета охраны труда проводится по перспективным годовым и квартальным планам утвержденным руководством ЦНИИТЭИ и согласованным с Управлением труда заработной платы и техники безопасности МПС и отделом охраны труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства. 5.3. Основными задачами Центрального кабинета охраны труда являются: обобщение и распространение научно-технических достижений и передового опыта в области охраны труда включая предупреждение несчастных случаев на предприятиях железнодорожного транспорта; подготовка и издание серийных выпусков по охране труда; организация тематических выставок на ВДНХ СССР и передвижных выставок пропагандирующих передовой опыт предприятий научные разработки Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта и Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожной гигиены по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на железнодорожном транспорте; подготовка и проведение отраслевых конференций совещаний-семинаров и школ передового опыта по охране труда в том числе с руководящими и инженерно-техническими работниками министерства управлений железных дорог с техническими инспекторами труда ЦК профсоюза и общественными инспекторами по охране труда; организация и проведение лекций консультаций демонстрация кинофильмов по охране труда для руководящих работников министерства управлений железных дорог работников кабинетов охраны труда и других работников железнодорожного транспорта; периодический контроль совместно с Управлением труда заработной платы и техники безопасности МПС и отделом охраны труда ЦК профсоюза за оборудованием и работой кабинетов охраны труда на железных дорогах за эффективностью проведения обучения и пропаганды; разработка совместно с Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта Управлением труда заработной платы и техники безопасности МПС и отделом охраны труда ЦК профсоюза методических рекомендаций и предложений по совершенствованию оснащения и организации работы кабинетов уголков охраны труда на предприятиях железнодорожного транспорта включая использование программированного метода обучения новых форм и методов пропаганды охраны труда; организация и проведение совместно с Управлением труда заработной платы и техники безопасности МПС и отделом охраны труда ЦК профсоюза смотров-конкурсов работы кабинетов уголков охраны труда на предприятиях отрасли; систематическое пополнение картотеки кабинета данными о нормативной документации научно-технических достижениях и передовом опыте в области охраны труда; проведение совместно с Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта и Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены исследований основных тенденций развития техники безопасности и организации работы по охране труда на железных дорогах СССР и зарубежных стран; подготовка информационных материалов по общим вопросам охраны труда для министерства и ЦК профсоюза по системе избирательного распределения информации; координация деятельности дорожных органов информации и пропаганды по отбору обобщению и распространению научно-технических достижений и передового опыта в области охраны труда; подготовка информации о новых средствах пропаганды и обучения методических и других материалах необходимых для работы кабинетов уголков охраны труда; организация обеспечения кабинетов охраны труда предприятий железнодорожного транспорта информационными материалами наглядными пособиями и техническими средствами по охране труда; подготовка информации о действующих стандартах системы безопасности труда правилах и типовых инструкциях по технике безопасности и других нормативных документах по охране труда; 5.4. Для пропаганды научно-технических достижений и передового опыта в области охраны труда на железнодорожном транспорте Центральный кабинет использует средства массовой информации: радио телевидение и прессу. 5.5. Сведения о проделанной за год работе Центральный кабинет охраны труда представляет к 1 марта в Управление труда заработной платы и техники безопасности Научно-технический совет МПС и отдел охраны труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства. Начальник Управления труда заработной                 Заведующий отделом охраны труда платы и техники безопасности МПС                            ЦК профсоюза В. Т. ЧАРЫКОВ                                                                      В. С. КРУТЯКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИМЕРНЫЙТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАНЭКСПОЗИЦИИКАБИНЕТАОХРАНЫТРУДАНАСТАНЦИИ Вводныйраздел* Политика Коммунистической партии и Советского правительства в области создания здоровых и безопасных условий труда на производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов – основа повышения безопасности труда. Организация работы и контроля по охране труда. Нормативные документы и литература по технике безопасности производственной санитарии и трудовому законодательству. Динамика производственного травматизма. Опасные и вредные производственные факторы. Раздел "Содержаниерабочихмест территорииислужебныхпомещений" Требования безопасности к содержанию в том числе в зимних условиях рабочих мест на территории станции. Габариты приближения строений перечень имеющихся негабаритных мест правила складирования грузов вблизи железнодорожных путей. Сигнальная окраска устройств и сооружений на территории станции. Маршруты служебного прохода по территории станции их оборудование и содержание. Искусственное освещение рабочих мест и проходов на территории станции. Нормы и фактические уровни освещенности станционных парков Приборы для измерения. Светильники для освещения железнодорожных станций. Температура и влажность воздуха в служебных помещениях. Нормы и фактические уровни их в конкретных помещениях. Приборы для измерения. Производственный шум на рабочих местах в помещениях и на территории. Нормы и фактические уровни. Приборы для измерения Средства и способы снижения шума. Раздел "Коллективныеииндивидуальныесредствазащитыработающих"      Шарнирно-коленчатые замыкатели стрелочных переводов с ручным управлением. Башмаконакладыватели и башмакосбрасыватели. Автоматическая оповестительная сигнализация для дежурных стрелочных постов и сигналистов о приближении подвижного состава. Световая и звуковая предупредительная сигнализация в местах перехода через пути и у выходов из зданий. Оградительные барьеры у выходов из зданий расположенных вблизи железнодорожных путей. Сетчатые заборы отделяющие главные пути от маневровых районов. Подножки и поручни для составителей поездов на грузовых вагонах и на маневровых локомотивах. Устройства изоляции ограждения и защитного заземления на электроустановках опорах контактной сети и осветительных установках. Знаки безопасности труда. Вилки для подкладывания тормозных башмаков под колеса второй тележки движущихся вагонов отцепов. Вилки для расцепления автосцепки вагонов надвигаемых на сортировочную горку. Летняя и зимняя специальная одежда и обувь. Водозащитная и сигнальная одежда. Рукавицы и диэлектрические перчатки. Нормы выдачи порядок использования хранения чистки и ремонта Раздел «Безопасностьтрудапривыполненииотдельныхвидовработ>> Общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях. Правила прохода вдоль путей и перехода через них. Переход через путь занятый подвижным составом. Пропуск поезда или маневрового состава. Меры безопасности при выполнении работ на станциях с электрифицированными путями. Сцепление и расцепление вагонов вагонов и локомотива. Осмотр автосцепки. Разъединение неисправной автосцепки. Соединение и разъединение воздушных тормозных рукавов. Укладка и снятие тормозных башмаков. Требования безопасности к башмаку. Укладка башмаков под колеса второй тележки движущегося вагона отцена. Обслуживание стрелочных переводов. Перевод стрелки и подача сигналов локомотиву. Очистка стрелочных переводов и порядок ограждения места работы. Коммерческий осмотр и устранение коммерческих неисправностей на вагонах. Погрузочно-разгрузочные работы с багажом и грузобагажом. Раздел «Санитарно-бытовыеустройства гигиенаифизиологиятруда» Санитарно-бытовые помещения и устройства на станциях и порядок пользования ими. Режим работы и отдыха. Режим питания на производстве. Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИМЕРНЫЙТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАНЭКСПОЗИЦИИКАБИНЕТАОХРАНЫТРУДАВЛОКОМОТИВНОМДЕПО Вводныйраздел Перечень тем вводного раздела см. на с. 8. Раздел “Меры безопасности при эксплуатации локомотивов” Состав бригады приемка и сдача локомотива подготовка его к работе. Меры безопасности в пути следования на станциях и деповских путях. Меры безопасности при маневровой работе. Раздел“Мерыбезопасностиприосмотреиремонтеосновныхагрегатов локомотива” Порядок ввода локомотива в депо. Электрические машины и аппаратура. Дизель и его вспомогательное оборудование. Экипажная часть. Раздел“Основныетребованияктехнологическомуоборудованиюимерыбезопасностиприегоэксплуатации” Электрическое оборудование и сети – требования к электроустановкам к помещениям в которых находится электрооборудование состояние его изоляции заземление блокировки и сигнализация устраиваемые для предупреждения случаев производственного травматизма; требования к помещениям для трансформаторов; требования к электроинструментам. Грузоподъемные краны и механизмы – требования безопасности предъявляемые к конструкциям различных видов грузоподъемных машин механизмов и устройств техническое освидетельствование и осмотр грузоподъемных машин механизмов и съемных грузозахватных приспособлений требования к тормозам канатам домкратам. Котлы компрессоры трубопроводы и сосуды работающие под давлением – требования к оборудованию правила освидетельствования и меры безопасности при эксплуатации. Оборудование для сварки и резки металлов – требования к оборудованию ограждение рабочего места сварщика от вредных воздействий сварочной дуги требования к размещению корпусов трансформаторов сварочных агрегатов и рабочих столов к баллонам со сжатыми газами. Металлорежущие станки оборудование приспособления инструмент для холодной обработки металлов испытания абразивных кругов – требования к оборудованию меры безопасности при работе. Кузнечное и термическое оборудование – особые условия работы и закрепление наковален требования к рабочему месту машиниста молота механизация подъема снятия и установки дверок крышек печей загрузка и выгрузка заготовок деталей применение блокировок и защитных экранов. Оборудование для изготовления и ремонта деталей из древесины и полимерных материалов – ограждения предохранительные приспособления воздухоотсасывающие устройства к режущим инструментам защитные кожуха вентиляционные установки вытяжки отсосы в полимерных отделениях защитные экраны используемые при нанесении эпоксидных смол и композиций на летали локомотивов. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИМЕРНЫЙТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАНЭКСПОЗИЦИИКАБИНЕТАОХРАНЫТРУДАВДИСТАНЦИИПУТИ Вводный раздел Перечень тем вводного раздела см. на с. 8. Раздел “ Общие меры безопасности при работе на железнодорожных путях Порядок прохода монтеров пути к рабочим местам ухода с пути при приближении подвижного состава к месту работы расположения при пропуске подвижного состава по соседнему пути. Раздел “ Электробезопасность» Требования техники безопасности при работах на электрифицированных участках пути и при пользовании электроинструментом защитные средства от поражения электрическим током. Раздел“Безопасностьтрудаприобслуживаниипутевыхмашинимеханизмов” Меры безопасности при обслуживании путевой техники. Раздел“Техникабезопасностиприпогрузочно-разгрузочныхработах” Рабочие операции по погрузке и выгрузке материалов фотоальбомы плакаты . Безопасные приемы труда макет погрузочно-разгрузочной площадки для наглядного обучения вновь поступающих работников безопасным приемам труда . Раздел“Путевойинструмент” Требования безопасности к путевому инструменту безопасные приемы труда при пользовании инструментом. Раздел“Мерыбезопасностиприработенаискусственныхсооружениях” Специфика работ в тоннелях на мостах виадуках и других искусственных сооружениях меры безопасности технические средства защиты. Раздел“Техникабезопасностиприсварочно-наплавочныхработах” Особенности безопасных приемов труда и меры безопасности при производстве сварочно-наплавочных работ. Раздел“Гигиенатруда” Гигиенические мероприятия проводимые на железнодорожном транспорте и в путевом хозяйстве по улучшению условий труда. Раздел “ Правила перевозки людей к месту работы и обратно” Порядок перевозки людей к месту работы и обратно правила инструкции фотографии иллюстрирующие отдельные пункты правил схемы путей и дорог по которым осуществляется перевозка людей . ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИМЕРНЫЙТЕМАТИЧЕСКИИПЛАНЭКСПОЗИЦИИКАБИНЕТАОХРАНЫТРУДАНАЗАВОДЕПОРЕМОНТУПОДВИЖНОГОСОСТАВА* Вводныйраздел Перечень тем вводного раздела см. на с. 8. Раздел“Главныефакторыусловийтруда” Характеристика напряженности труда и условий производственной среды климатограммы цехов завода приборы и методы измерения метеорологических параметров в производственных помещениях. Новые образцы спецодежды спецобуви индивидуальных средств защиты. Раздел“Вентиляция” Естественная механическая и смешанная системы общеобменной и местной вентиляции схемы рисунки . Неорганизованная и организованная аэрация механическая приточная и вытяжная вентиляция схемы макеты . Раздел“Шумивибрация” Физическая природа шума и вибрации и факторы определяющие степень их вредности Энергетическая характеристика уровни звукового давления частотный состав. Физиологическая опасность шума и вибрации в зависимости от регулярности и продолжительности воздействия. Принципы нормирования производственного шума и вибрации. Способы борьбы с производственным шумом и вибрацией методы их уменьшения в источнике возникновения путем применения изолирующих и поглощающих устройств глушителей а также использование индивидуальных средств защиты. Раздел“Электробезопасность” Условия поражения человека электрическим током. Виды соприкосновения человека с токоведущими частями: однофазное соприкосновение в системах с заземленной и изолированной нейтралью двухфазное соприкосновение и шаговое напряжение. Факторы влияющие на характер и степень поражения человека электрическим током с графической иллюстрацией опасной силы тока в зависимости от продолжительности воздействия и пути прохождения через тело человека а также от рода и частоты тока. Защита от поражения электрическим током и индивидуальные защитные средства. Схемы электрозащиты – заземление зануление защитное отключение и выравнивание потенциалов изолирующие и заземляющие штанги различные виды ограждений; предупредительные плакаты и надписи; диэлектрические резиновые перчатки боты коврики изолирующие подставки каски из изолирующих материалов и др. Положение о ведомственном энергонадзоре на железнодорожном транспорте. Перечень основных профессий и должностей работников подлежащих аттестации и периодической проверке знаний по электробезопасности. Оказание первой помощи пострадавшим от электрического тока описание способов оказания первой помощи; искусственное дыхание изо рта в рот а также с применением воздухонагнетательного аппарата непрямой массаж сердца проводимый одновременно с искусственным дыханием использование дефибриллятора для восстановления ритмичной работы сердечных мышц. Анализ случаев электротравматизма. Раздел“Электрогазопламеннаясварка” Меры безопасности при эксплуатации н обслуживании электросварочного сварочные трансформаторы машины средства защиты и т. д. и газосварочного кислородные и ацетиленовые станции ацетиленовые генераторы газопроводы газовые баллоны и др. оборудования. Раздел“Освещение” Нормы естественного и искусственного освещения как в помещениях так и на территории предприятия приборы и методы измерения освещенности характеристики ламп и светильников рациональное размещение светильников. Раздел“Производственнаяэстетикаиэргономика” Оптимальное цветовое оформление объектов предприятия Формы и размеры оборудования в зависимости от функциональных возможностей человека а также требования эргономики и научной организации труда к производственному оборудованию. Раздел“Техническиесредствабезопасности” Защитные экраны и ограждения на станках кузнечно-прессовом деревообрабатывающем и другом оборудовании ограничители грузоподъемности безопасные приемы и методы выполнения работ современные эффективные технические средства безопасности. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ТРЕБОВАНИЯКПОМЕЩЕНИЯМКАБИНЕТОВОХРАНЫТРУДАИРАЗМЕЩЕНИЮВНИХОБОРУДОВАНИЯ Кабинеты охраны труда размещают в отдельных помещениях с хорошим естественным и искусственным освещением и вентиляцией. Оборудование и художественное оформление кабинетов с точки зрения обеспечения благоприятных условий для работы должны служить образцом для других помещений. Проектно-конструкторско-технологическим бюро по вагонам ЦТВР МПС разработано 3 варианта типовых планировок для кабинетов площадью 27 51 и 72 м' где размещены учебные столы витрины подставки для макетов стенды для литературы и столы для инженеров по технике безопасности. Типовые планировки обеспечивают рациональное использование площади кабинетов охраны труда. В соответствии со СНиП II-65-73 проходы и расстояния между оборудованием в кабинете охраны труда должны быть не менее в см : между рядами двухместных столов 60 между рядами столов и наружной продольной стеной 50 между рядами столов и внутренней продольной стеной перегородкой или шкафами стоящими вдоль этой стены 50 между передними столами и демонстрационным столом 80 от классной доски до передних двухместных столов средних рядов 160 – 200 от классной доски до передних двухместных столов крайних рядов 215 между столами в ряду 50 от последних столов до задней стены перегородки 65 от последних столов до шкафов стоящих вдоль задней стены перегородки 80 между столом преподавателя п передней стеной перегородкой 65 от демонстрационного стола до классной доски 100 между столом преподавателя и передними столами 50 между последними столами и классной доской не более 1000 между нижним краем классной доски и полом в рабочем положении 80 – 90 Экспонаты на стенах или вертикальных стенках стендов следует размещать на высоте не менее 0 8 и не более 3 м от пола. Уровень освещенности на поверхности учебных столов должен быть не менее 150 лк при лампах накаливания и не менее 30 лк при люминесцентных лампах. На окнах предусматриваются шторы для затемнения помещения во время демонстрации диапозитивов и диафильмов. Вагоны охраны труда оборудуются на базе цельнометаллического жесткого купейного вагона. Площадь зрительного зала не менее 34 5 м'. Вместимость до 50 чел. В кабинете не рекомендуется выставлять много учебных пособий. Часть из них может храниться в шкафах. Для большей компактности учебных пособий их целесообразно оформлять в виде альбомов. Для отличия одного тематического раздела экспозиции от другого стенды и планшеты можно окрашивать в разные цвета. Оформление кабинета в целом должно отвечать современным требованиям технической эстетики. Рекомендуется для оформления кабинета привлекать художников-конструкторов и архитекторов работающих в области промышленной эстетики а также психологов и физиологов работающих в области научной организации труда. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ОСНОВНЫЕВИДЫНАГЛЯДНЫХУЧЕБНЫХПОСОБИЙ ПООХРАНЕТРУДА К учебным пособиям относятся: фотовыставки плакаты альбомы модели макеты тренажеры электрифицированные стенды слайды кинофильмы и диафильмы. Наглядные пособия по технике безопасности разрабатываются главными управлениями Министерства путей сообщения и московским опытным заводом “ Макет”  Главного управления по ремонту подвижного состава и производству запасных частей. Фотовыставки модели и макеты по технике безопасности изготовляются заводом “ Макет” . Заказы на их изготовление следует направлять по адресу: 107140 Москва Б-140 Комсомольская пл. д. 3/30. Плакаты по технике безопасности выпускаются издательством “ Транспорт” . Заказы на плакаты следует направлять в отделения издательства при управлениях железных дорог или магазин “ Транспортная книга”  107078 Москва Садовая Спасская ул. д. 21 . Здесь же принимаются заявки на литературу выпущенную издательствами “ Транспорт”  и “ Профиздат” . Подписка на периодические издания осуществляется органами Союзпечати. Заявки на приобретение диафильмов и прокат кинофильмов выпущенных по заказу МПС следует направлять в дорожные центры научно-технической информации г пропаганды. Перечень издаваемых учебных пособий для кабинетов охраны труда приводится в приказах МПС “ О плане работ по дальнейшему улучшению и оздоровлению условий труда на предприятиях железнодорожного транспорта” . ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ОСНОВНЫЕТЕХНИЧЕСКИЕСРЕДСТВАОБУЧЕНИЯ РЕКОМЕНДУЕМЫЕДЛЯИСПОЛЬЗОВАНИЯВКАБИНЕТАХОХРАНЫТРУДА К техническим средствам обучения которыми целесообразно оборудовать кабинеты и вагоны охраны труда относятся: магнитофоны эпидиаскопы и диапроекторы предназначенные для показа диафильмов и диапозитивов заказы на эти средства направляются через службу материально-технического обеспечения или приобретаются через специализированные магазины . Для оборудования кабинетов и вагонов охраны труда в локомотивных и вагонных депо целесообразно использовать технические средства контроля условий труда: измерители шума и вибрации газоанализаторы и др. В качестве проекционных можно использовать следующие аппараты диапроектор настольный ЛЭТИ-60 с дистанционным управлением для демонстрации диафильмов ориентировочная стоимость 194 руб. ; автоматический диапроектор ДП-4 для демонстрации диафильмов склеенных в кольцо ориентировочная стоимость 700 руб. ; настольный эпидиаскоп ЭПД-455 для малых аудиторий обеспечивающий проецирование на экран непрозрачных объектов – чертежей текстов и т. п. ориентировочная стоимость ЗОО руб. ; диапроектор “ Свет”  для демонстрации диапозитивов ориентировочная стоимость 30 руб. ; звуковую кинопроекционную установку “ Украина-4”  для демонстрации кинофильмов ориентировочная стоимость 2000 руб. . С помощью магнитофона можно воспроизвести обзорную информацию по охране труда и технике безопасности а также беседы и выступления врачей работников ГАИ прокуратуры представителей энерго- котло- и санитарного надзора. Для программированного обучения по охране труда применяются контрольно-обучаю-щие машины “ Киси-8” “ Ком-5” “ КОБРа” “ Экзаменатор МЭИ” а также класс программированного обучения “ Аккорд С”  и др. Применение этих машин позволяет улучшить подготовку по охране труда обеспечить более строгую и объективную проверку знаний и в несколько раз сократить затраты времени на проведение экзаменов по охране труда. Ленинградское оптико-механическое объединение ЛОМО выпускает комплекс малогабаритной аппаратуры для записи телевизионных изображений стоимость 3600 руб. . В кабинетах охраны труда рекомендуется использовать экзаменаторы-консультанты работающие по принципу выбора экзаменуемым одного правильного ответа из нескольких предлагаемых. Отделом техники безопасности треста “ Ленинградоргстрой”  разработана установка-консультант которая максимально проста по устройству дешева и может быть собрана из любых подручных средств. Установка может работать при любых питающих напряжениях необходимо лишь применять соответствующие индикаторные элементы. Потребляемая мощность 0 05 кВт. За материалами обращаться в трест “ Ленинградоргстрой”  по адресу: 190121 Ленинград наб. р. Мойки 122 ПРИЛОЖЕНИЕ 8 ОСНОВНОЕУЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕИМЕБЕЛЬ РЕКОМЕНДУЕМЫЕДЛЯКАБИНЕТОВОХРАНЫТРУДА Проектно-конструкторско-технологическим бюро по вагонам ЦТВР МПС разработаны конструкции малогабаритного экспозиционного и учебного оборудования: витрин подставок для макетов стендов для литературы учебных столов меловых досок. Заказы на рабочие чертежи этого оборудования следует направлять по адресу: 111112 Москва шоссе Энтузиастов 30 ПКТБ ЦТВР МПС. Оборудование разработанное с учетом использования его в помещениях с различными планировочными решениями состоит из унифицированных элементов и представляет собой сборно-разборные конструкции каркасно-панельного типа. Каркас витрин подставок стендов состоит из металлических стоек и соединительных планок скрепленных между собой стяжками. Это позволяет вести сборку отдельных изделий в четырех направлениях. Соединение частей производится с помощью общей стойки. Металлические стойки изготовляются из стальных труб квадратного сечения и покрываются нитроэмалью. Для нивелирования высоты стойки снабжены уравнительными винтами. Соединительные планки плиты и полки экспозиционного оборудования изготовляются из древесно-стружечных плит брусков из древесины лиственных пород и облицовываются строганым шпоном. Перфорированные стенки витрин окрашиваются нитроэмалью белого или черного цвета остальные стенки полки и соединительные планки покрываются лаком. Стенки витрин чертежи Н-22375-2.00.00-00 и Н-22375-7.00.00-00 с трех сторон делаются из стекла. Отверстия в задней стенке предназначены для навешивания на нее с помощью крюков и кронштейнов различных экспонатов касок перчаток очков спецодежды схем плакатов . При необходимости в витринах можно сделать внутреннюю подсветку. Габаритные размеры витрин 1250 x 650 x 2100 мм и 650 x 650 x 2100 мм. Двухместный учебный стол чертеж Н-22375-4.00-00 состоит из металлического каркаса и деревянной крышки. Габаритные размеры стола 1295 x 445 х 720 мм. Для кабинета охраны труда рекомендуется комплект меловых досок состоящий из двух досок соединенных между собой. Такая конструкция позволяет использовать одну или две доски одновременно Меловые доски облицовывают березовым шпоном и окрашиваются в черный цвет. При помощи петель они навешиваются на стены. Сверху доски крепится раздвижной двухрядный карниз на который навешиваются шторки. При необходимости они закрывают записи на доске рисунки схемы и т. д. используемые при чтении лекции или проведении инструктажа. Это делается для того чтобы не отвлекать слушателей от темы занятия. В зажиме карниза можно прикреплять наглядные пособия. При демонстрации кинофильмов и диафильмов в центре доски навешивается экран для крепления которого предусмотрено специальное приспособление чертеж Н-22315-5.00.00-00 . Габаритные размеры доски 1460 х 1900 мм. Для хранения и экспозиции литературы наиболее удобны специальные стенды чертежи Н-22375-3.00.00-00 или Н-22375-8.00-00 которые представляют собой витрины открытого типа с горизонтальными и наклонными полками. Габаритные размеры стендов 1250 х 650 х 2100 мм и 650 х 650 х 2100 мм. Всесоюзным проектно-конструкторским и технологическим институтом мебели Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности ВПКТИМ разработано следующее экспозиционное оборудование и учебная мебель рекомендуемые для кабинетов охраны труда на железнодорожном транспорте: стол для эпидиаскопа передвижной открытый проект Н0-064-04 габаритные размеры 100Ох600х900 мм; стол для хранения и демонстрации плакатов передвижной открытый проект Н0-064-03 габаритные размеры 1030 х 600 х 900; стол для хранения и демонстрации плакатов передвижной закрытый проект Н0-064-03А габаритные размеры 860 х 434 х 1000 мм; подставки для хранения и демонстрации экспонатов проекты НО-064-0701 и Н0-064-07-08 габаритные размеры 650 х 650 х 400; 1250 х 650 х 400 и 1250х1250х400 мм; стенды-витрины для плакатов проекты НО-064-07-09 и НО-064-07-0!9 габаритные размеры 650 х 2100; 1275 х 2100 и 2475 х 2100 мм; стенды-витрины для литературы проекты НО-О64-07-20 и Н0-064-07-21 габаритные размеры 650 х 650 х 2100 мм и 650 х 1250 х 2100 мм. Заказы на рабочие чертежи следует направлять по адресу: 129075 Москва Шереметьевская ул. 85 ВПКТИМ. ОГЛАВЛЕНИЕ   1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ........................................................................................................... 2. ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА УГОЛКА ОХРАНЫ ТРУДА............................................................ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КАБИНЕТА ОХРАНЫ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ       4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КАБИНЕТА ОХРАНЫ ТРУДА ДОРОЖНОГО ЦЕНТРА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ....................................................... 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  ЦЕНТРАЛЬНОГО КАБИНЕТА ОХРАНЫ ТРУДА    приложения 1. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭКСПОЗИЦИИ КАБИНЕТА ОХРАНЫ ТРУДА НА СТАНЦИИ     2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭКСПОЗИЦИИ КАБИНЕТА ОХРАНЫ ТРУДА В ЛОКОМОТИВНОМ ДЕПО........................................................................................................................................ 3. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭКСПОЗИЦИИ КАБИНЕТА ОХРАНЫ ТРУДА В ДИСТАНЦИИ ПУТИ................................................................................................................................................. 4. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН ЭКСПОЗИЦИИ КАБИНЕТА ОХРАНЫ ТРУДА НА ЗАВОДЕ ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА*........................................................................................ 5. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ КАБИНЕТОВ ОХРАНЫ ТРУДА И РАЗМЕЩЕНИЮ В НИХ ОБОРУДОВАНИЯ...................................................................................................................... 6. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАГЛЯДНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.......................... 7. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАБИНЕТАХ ОХРАНЫ ТРУДА.................................................................................................... 8. ОСНОВНОЕ УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МЕБЕЛЬ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ КАБИНЕТОВ ОХРАНЫ ТРУДА.......................................................................................................................................       * Содержание вводного раздела примерно одинаково для всех экспозиций кабинетов охраны труда на предприятиях железнодорожного транспорта.