НАОП 5.1.11-4.03-86

НАОП 5.1.11-4.03-86 Положение о контроле за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР СОГЛАСОВАНО: Секретарь ЦК профсоюза рабочих  железнодорожного транспорта и  транспортного строительства Л. Б. Титова "18" июня 1986 г. УТВЕРЖДАЮ:  Зам. министра путей сообщения С. И. Соловьев "04" августа 1986 г. № ЦЗТ /4392 ПОЛОЖЕНИЕ о контроле за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте 1. Общие положения 1.1. Контроль за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте предусматривает выявление отклонений от требований стандартов ССБТ норм правил инструкций и другой нормативной документации по охране труда проверку выполнения органами управления и руководящим составом своих обязанностей в области охраны труда условий труда готовности исполнителей к работе соблюдения ими требований безопасности труда. На основе результатов контроля должны приниматься меры по устранению выявленных недостатков. 1.2. На железнодорожном транспорте применяют следующие виды контроля за состоянием охраны труда: оперативный; ступенчатый административно-общественный ; ведомственный; общественный; контроль осуществляемый органами государственного и ведомственного надзора. 1.3. При ухудшении состояния безопасности труда начальник дороги метрополитена отделения дороги территориального объединения промышленного железнодорожного транспорта по согласованию с дорожным районным комитетом профсоюза может вводить особые условия контроля предусматривающие резкое усиление контрольно-проверочной работы за состоянием охраны труда. При этом комиссиями под председательством руководителей предприятий и их структурных подразделений 1Далее по тексту ОПЖТ. проводятся ежедневные рейды-проверки по всем производственным участкам и рабочим местам. К проведению этих рейдов проверок привлекают работников аппарата управления отделения дороги метрополитена ОПЖТ управления дороги технических инспекторов труда инспекторов энергонадзора котлонадзора и др. 1.4. Настоящее Положение определяет основные направления организации контроля за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте. Конкретный порядок проведения контроля за состоянием охраны труда в депо дистанциях на сортировочных и участковых станциях заводах и других предприятиях железнодорожного транспорта должен быть установлен стандартами предприятий СТП разработанными в соответствии с настоящим Положением с учетом особенностей организационной структуры и характера производства данного предприятия. 2. Оперативный контроль 2.1. Руководители работ мастера бригадиры инструктора дежурные по станциям маневровые диспетчеры а также старшие в группах рабочих составитель поездов старший регулировщик скорости движения вагонов старший приемосдатчик груза и багажа старший машинист старший осмотрщик вагонов старший электромеханик и др. должны осуществлять оперативный контроль за применением безопасных приемов и методов труда выполнением требований техники безопасности при эксплуатации оборудования и соблюдением других требований предусмотренных нормативными документами по охране труда. При этом в первую очередь должны проверяться вопросы приведенные в приложении 1. При обнаружении нарушений требований техники безопасности руководитель работ должен принять меры к их немедленному устранению а при невозможности все необходимые меры для обеспечения безопасности работающих вплоть до прекращения работы и сообщить об этом своему непосредственному начальнику. 2.2. Дополнительно оперативный контроль за соблюдением работниками путевого хозяйства правил нахождения на пути при приближении и пропуске поездов должен осуществляться в соответствии с Положением по организации работы по системе информации "Человек на пути" утвержденным МПС приложение 2 . 2.3. Руководителям предприятий инженерно-техническим работникам ревизорскому аппарату следует проводить оперативный контроль за состоянием охраны труда в соответствии с должностными обязанностями т. е. они должны контролировать безопасность труда на рабочих местах при проведении внезапных ночных и других видов проверок. При этом прежде всего должны проверяться вопросы указанные в приложении 1. Результаты таких проверок необходимо регистрировать в журналах учета ступенчатого контроля по охране труда внезапных проверок ревизорских указаний и т. п. 2.4. Руководители железных дорог метрополитенов ОПЖТ служб управления дорог и метрополитенов отделений дорог должны осуществлять оперативный контроль за выполнением аппаратом управления нормативов участия в работе по охране труда руководящих работников железнодорожного транспорта. При выезде на линию предприятия руководители а также инженерно-технические работники указанных организаций проверяют выполнение руководителями и специалистами предприятий и их структурных подразделений своих должностных обязанностей по охране труда а также соблюдение требований техники безопасности на рабочих местах и прежде всего по вопросам указанным в приложении 1. Результаты проверки должны быть оформлены актом докладной запиской справкой которые передают руководителю проверяемого предприятия и оставляют в проверяющей организации. 3. Ступенчатый административно-общественный контроль за состоянием охраны труда на предприятии 3.1. Основные положения 3.1.1. Администрацией совместно с профсоюзной организацией предприятия должен осуществляться ступенчатый контроль за состоянием условий работы безопасности труда на рабочих местах производственных участках в цехах и на предприятии в целом. 3.1.2. Объектами контроля на каждой ступени как правило должны быть: на первой ступени рабочие места оборудование средства защиты исполнители работ; на второй ступени - бригада пост группа или другие аналогичные им подразделения входящие в состав производственного участка пункта цеха и т. п.; на третьей ступени производственный участок пункт цех и другие структурные подразделения; входящие в состав предприятия. Число ступеней контроля на каждом предприятии устанавливается стандартом предприятия в зависимости от особенностей его организационной структуры. 3.1.3. Примерный перечень вопросов проверяемых на каждой ступени контроля приведен в приложениях 1 и 3. Уточненный перечень вопросов для каждой ступени по каждому объекту контроля устанавливают в стандарте предприятия. 3.2. Первая ступень 3.2.1. Первую ступень контроля должны осуществлять мастера бригадиры инструктора дежурные по станциям маневровые диспетчеры старшие в группе рабочих старший регулировщик скорости движения старший приемосдатчик груза и багажа старший машинист старший осмотрщик вагонов старший электромеханик и т. д. руководители других аналогичных подразделений совместно с общественными инспекторами по охране труда. 3.2.2. Первую ступень контроля проводят ежедневно ежесменно перед началом и в течение рабочего дня смены . 3.2.3. На первой ступени контроля проверяют подготовленность и состояние рабочих мест оборудования средств защиты готовность к работе самих исполнителей и другие вопросы указанные в приложениях 1 и 3. 3.2.4. Результаты проверки должны фиксироваться в журналах первой ступени контроля которые ведут руководители смен бригад постов групп и других аналогичных подразделений входящих в состав производственного участка пункта цеха и т. п. В журнале указывают дату проверки фамилию и должность проверявшего обнаруженные недостатки в том числе фамилии работников нарушивших требования техники безопасности принятые меры сроки устранения недостатков для недостатков которые не могли быть устранены в ходе проверки . Запись должна быть заверена подписью проверяющего. 3.3. Вторая ступень 3.3.1. Вторую ступень контроля осуществляют комиссии под председательством старших мастеров мастеров начальников участков цехов пунктов технического обслуживания при участии председателя профсоюзной группы бюро или старшего общественного инспектора по охране труда. Конкретный состав комиссии устанавливается стандартом предприятия. Проверка должна проводиться в присутствии руководителя и общественного инспектора по охране труда проверяемого подразделения. 3.3.2. Вторую ступень контроля проводят не реже двух раз в месяц. Дни проведения второй ступени контроля по каждому объекту устанавливаются стандартом предприятия. 3.3.3. На второй ступени контроля проверяют организацию и результаты проведения первой ступени контроля выполнение мероприятий по охране труда в бригадах группах и других аналогичных подразделениях а также состояние рабочих мест содержание оборудования средств защиты соблюдение работающими приемов труда и других вопросов указанных в приложениях 1 и 3. 3.3.4. Результаты проверки председатель комиссии записывает в журнале второй ступени контроля. Эти журналы должны вести руководители участков пунктов цехов и т. д. В журнале фиксируют дату проверки фамилии и должности проверяющих обнаруженные недостатки а также меры принятые к их устранению. По недостаткам которые не могли быть устранены в ходе проверки указывают срок их устранения и ответственного за исполнение. Запись в журнале должна быть заверена подписью председателя комиссии. 3.4. Третья ступень 3.4.1. Третью ступень контроля должна осуществлять комиссия под председательством начальника директора предприятия. В состав комиссии должны входить главный инженер и другие заместители начальника директора предприятия инженер по охране труда и технике безопасности председатель профсоюзного комитета предприятия или председатель комиссии по охране труда и медицинский работник. В отдельных случаях в проведении третьей ступени контроля может принимать участие представитель отделения дороги. Конкретно состав комиссии должен быть установлен стандартом предприятия. Для проверки всех подразделений предприятия комиссия может быть подразделена на несколько подкомиссий возглавляемых руководством этого предприятия. 3.4.2. Третью ступень контроля провопят один раз в месяц не более трех дней. На крупных заводах Главного управления по ремонту подвижного состава и производству запасных частей ЦТВР и на территориально разобщенных или протяженных предприятиях дистанции пути защитных лесонасаждений станции находящиеся на балансе отдела движения отделения дороги механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ и т. п. третья ступень контроля может проводиться по годовому графику составленному с таким расчетом чтобы каждый цех участок пункт станция проверялся не реже одного раза в месяц. Этот график должен быть составной частью годового плана мероприятий по дальнейшему улучшению условий и охраны труда предприятия. График должен быть направлен руководителям подразделений и членам комиссии. 3.4.3. На третьей ступени контроля проверяют организацию и результаты проведения первой и второй ступеней контроля выполнение мероприятий по охране труда на участках в цехах и других подразделениях а также условия труда содержание оборудования состояние средств защиты и соблюдение работниками безопасных приемов труда на рабочих местах проведение медицинских освидетельствований и проверку знаний по охране труда а также другие вопросы указанные в приложениях 1 и 3. 3.4.4. Результаты проверки на третьей ступени контроля оформляются актом или в специальном журнале с указанием обнаруженных недостатков сроков их устранения и ответственных за исполнение. Копия акта или выписка из журнала должны быть вручены руководителям проверяемых подразделений. Подлинники актов или журнал третьей ступени контроля должны храниться у инженера по охране труда. Срок их хранения - один год. 3.4.5. Результаты проверки на третьей ступени контроля не более чем в трехдневный срок со дня ее окончания должны быть обсуждены с руководителями подразделений и представителями профсоюзной организации. Проведение совещания следует оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений сро- ков исполнения и ответственных лиц. По итогам проверки на третьей ступени контроля руководителю предприятия необходимо издать приказ с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и при необходимости о наказании виновных лиц. 3.4.6. В апреле и октябре вместо третьей ступени контроля должны проводиться весенняя и осенняя проверки состояния охраны труда при этом особое внимание следует уделять проверке обеспечения безопасности эксплуатации машин оборудования грузоподъемных и транспортных средств территорий зданий сооружений средств коллективной защиты и т. д. соответственно в весенне-летнем и осенне-зимнем периодах а также готовность их к эксплуатации в эти периоды. Кроме этого необходимо проверить подготовку спецодежды спецобуви и других средств индивидуальной защиты. 4. Ведомственный контроль за состоянием охраны труда 4.1. Комплексные проверки 4.1.1. Комплексные проверки провопят с целью всестороннего контроля за состоянием условий труда и работы по охране труда в подчиненных предприятиях. 4.1.2. Комплексные проверки выполняют: МПС - на железных дорогах по планам утвержденным заместителем министра путей сообщения. Организация проверок и руководство их проведением осуществляет отдел охраны труда и техники безопасности МПС; управления МПС - в отраслевых службах и предприятиях железных дорог на метрополитенах и ОПЖТ на предприятиях непосредственно подчиненных управлениям МПС по планам утвержденным начальниками управлений; управления железных дорог в отделениях дорог и на предприятиях непосредственно подчиненных управлениям дорог по планам утвержденным начальниками дороги. Организацию проверок и руководство их проведением осуществляют отделы секторы охраны труда и техники безопасности управлений железных дорог; отраслевые службы управлений железных дорог - в отраслевых отделах отделений дорог и на линейных предприятиях по планам утвержденным начальниками служб; управления метрополитенов на предприятиях метрополитенов по планам утвержденным начальниками метрополитенов; ОПЖТ на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта по планам утвержденным начальником объединения; отделения железных дорог и отраслевые отделы отделений на линейных предприятиях по планам утвержденным начальниками отделений. Организацию проверок и руководство их проведением осу- ществляют специалисты по охране труда и технике безопасности при руководстве отделения дороги. 4.1.3. Комплексные проверки проводят: на каждом предприятии кроме заводов ЦТВР не реже одного раза в два года; в отраслевых отделах отделения дороги и отделениях дорог не реже одного раза в два года. На дорогах включающих не более пяти отделений - ежегодно; в отраслевой службе управления дороги не реже одного раза в пять лет; на метрополитене не реже одного раза в три года; ОПЖТ не реже одного раза в три года; на железной дороге не реже одного раза в пять лет; на заводах ЦТВР не реже одного раза в пять лет. 4.1.4. Проведение комплексных проверок в подчиненных организациях и предприятиях должно входить в годовые планы по дальнейшему улучшению условий и охраны труда управлений МПС железных дорог метрополитенов объединений ПЖТ отраслевых служб отделений дорог отраслевых отделов отделений дорог. 4.1.5. Для проведения комплексной проверки создаются специальные комиссии в состав которых должны входить специалисты организации осуществляющей проверку в том числе представители органов ведомственного надзора котлонадзора энергонадзора пожарного надзора санитарного надзора а также технические инспектора главные технические инспектора труда. 4.1.6. О проведении комплексной проверки не позже чем за две недели до ее начала издают приказ указание в котором должны быть установлены объект проверки состав комиссии и сроки проверки. 4.1.7. Во время комплексных проверок контролируется работа по охране труда проводимая аппаратом управления и ее состояние в подчиненных и подведомственных подразделениях. На предприятиях проверяют состояние оборудования средств защиты соблюдение работающими требований безопасности и т. д. Перечень основных вопросов по которым проводится комплексная проверка состояния охраны труда приведен в приложении 4. 4.1.8. Результаты комплексной проверки должны быть оформлены в форме справки акта включающей предложения о мероприятиях необходимых для устранения обнаруженных недостатков. Результаты проверки доводят до сведения руководителей проверяемой организации. 4.1.9. Руководитель проверяемой организации в течение двух недель издает приказ с указанием мероприятий по устранению недостатков и сроков их выполнения. 4.2. Целевые проверки 4.2.1. Целевые проверки проводят для выяснения состояния отдельных вопросов охраны труда хода выполнения приказов указаний и распоряжений по охране труда осуществления намеченных мероприятий или работ по охране труда. 4.2.2. Целевые проверки в подведомственных организациях и предприятиях осуществляют вышестоящие организации см. п. 4.1.2 и руководители предприятий в подразделениях предприятий. 4.2.3. Целевые проверки организации работы по охране труда в аппаратах управления выполняют. в управлениях МПС - отдел охраны труда и техники безопасности МПС; в службах управлений железных дорог - отделы секторы охраны труда и техники безопасности управлений железных дорог; в отраслевых отделах отделений железных дорог - специалисты по охране труда и технике безопасности при руководстве железных дорог; в управлениях метрополитенов и ОПЖТ отделы труда и заработной платы или другие отделы на которые возложена работа по охране труда и технике безопасности. 4.2.4. Целевые проверки в зависимости от их объема и характера могут проводить комиссии или отдельные работники. 4.23. Результаты целевой проверки оформляют актом справкой служебной запиской. Руководитель может ограничиться и заслушиванием устного доклада. Форму управляющих воздействий по результатам целевой проверки определяет руководитель. 5. Контроль проводимый органами государственного и ведомственного надзора и технической инспекцией труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства 5.1. Надзор за правильностью изготовления установки и безопасной эксплуатации объектов котлонадзора на железнодорожном транспорте осуществляют дорожные инспекции котлонадзора в соответствии с Положением об инспекции котлонадзора Министерства путей сообщения СССР утвержденным МПС. 5.2. Надзор за техническим состоянием электроустановок электрических станций трансформаторных и тяговых подстанций электрических сетей внутренних электропроводок и отдельных токоприемников у потребителей и за обеспечением безопасного обслуживания электрических установок и устройств ведут: на железных дорогах органы хозяйства электрификации и энергетики МПС в соответствии с Положением о ведомственном энергетическом надзоре на железнодорожном транспорте утвержденным МПС; метрополитенах - главный энергетик и служба электроподстанций и сетей в соответствии с Положением о ведомственном энергетическом надзоре на метрополитенах утвержденным МПС; на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта заводах получающих электроэнергию непосредственно от электросетей энергосистемы территориальные органы энергетического надзора в соответствии с Положением о государственном энергетическом надзоре в СССР. 5.3. Контроль за соблюдением правил безопасности при эксплуатации газовых сетей и газового оборудования промышленных коммунально-бытовых предприятий жилых домов и учреждений железнодорожного транспорта получающих газ от магистральных и городских газопроводов осуществляют территориальные органы газового надзора в соответствии с Положением о Государственном комитете СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору утвержденным Советом Министров СССР. 5.4. Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ проводимых организациями железнодорожного транспорта осуществляет горнотехническая инспекция Министерства транспортного строительства СССР в соответствии с Положением о горнотехническом надзоре утвержденным Минтрансстроем. 5.5. Санитарный надзор за соблюдением предприятиями учреждениями и организациями железнодорожного транспорта санитарно-гигиенических норм и правил осуществляют органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы МПС в соответствии с Положением о санитарном надзоре на железнодорожном транспорте утвержденным МПС. 5.6. Надзор за противопожарным состоянием железнодорожных объектов и подвижного состава находящихся в полосе отвода железных дорог проводит военизированная охрана МПС а надзор за противопожарным состоянием объектов расположенных за пределами полосы отвода территориальные органы государственного пожарного надзора. 5.7. Государственный надзор за соблюдением законодательства по охране труда безопасностью работ состоянием производственной санитарии на железнодорожном транспорте осуществляет техническая инспекция труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства в соответствии с Положением о технической инспекции труда утвержденным Президиумом ВЦСПС. 5.8. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде ведется в соответствии со статьей 104 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. 6. Общественный контроль 6.1. Комитеты профсоюза осуществляют общественный контроль за деятельностью предприятий и организаций по охране труда в соответствии с Уставом профессионального союза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства и Положением о правах профсоюзного комитета предприятия учреждения организации .утвержденным Президиумом Верховного Совета СССР. 6.2. Комиссии по охране труда профсоюзных комитетов контролируют соблюдение трудового законодательства состояние охраны труда в соответствии с Положением о комиссии охраны труда комитета профсоюза утвержденным Президиумом ВЦСПС. 6.3. Общественные инспектора по охране труда контролируют состояние охраны труда в соответствии с Положением об общественном инспекторе по охране труда утвержденным Президиумом ВЦСПС. 6.4. Внештатные технические инспектора труда осуществляют контроль за состоянием охраны труда в соответствии с Положением о внештатных технических инспекторах труда утвержденным Президиумом ВЦСПС. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примерный перечень вопросов для проверки соблюдения требований техники безопасности Своевременность записей в журналах осмотра путей стрелочных переводов устройств СЦБ и контактной сети о месте и времени производства работ соблюдение порядка оповещения локомотивных бригад о месте работ на станциях а работающих на путях - о движении поездов наличие заявок о выдаче предупреждений при работе на перегонах своевременность схода с пути в том числе при пропуске поездов по соседнему пути наличие сигналистов и сигнальных принадлежностей при работе на путях и стрелочных переводах обслуживание устройств СЦБ и контактной сети; устранение неисправностей расцепных устройств автосцепок и спецподножек в парках прибытия сортировочных станций ликвидация или обеспечение специальными знаками и сигнально-предупреждающей окраской негабаритных мест на станциях подъездных путях и территориях предприятий; соблюдение мер безопасности при производстве маневров и обслуживании стрелочных переводов; соблюдение мер безопасности работниками пунктов технического обслуживания вагонов особенно при переходе путей Надежность ограждения обрабатываемых составов; использование маршрутов служебного прохода их обустроенность; обеспечение требований охраны труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ в первую очередь с помощью грузоподъемных механизмов вблизи линий электропередачи а также при работе на высоте; правильность оформления нарядов и соблюдение включенных в них требований по технике безопасности при обслуживании и ремонте контактных сетей линий электропередачи и электроустановок; соблюдение требований безопасности труда правил дорожного движения правил технической эксплуатации при использовании автомобильного и моторно-рельсового транспорта; использование спецодежды спецобуви и индивидуальных средств защиты. ПРИЛОЖЕНИЕ 2  Утверждено 30.12.85 г. № Т-40684 Указание МПС Положение по системе информации "Человек на пути" 1. Общие положения Порядок обеспечения безопасности персонала при выполнении работ на железнодорожных путях по техническому обслуживанию и ремонту устройств пути СЦБ и связи электрификации и энергетики регламентируется правилами и инструкциями. Случаи производственного травматизма на перегонах в результате наезда подвижного состава являются следствием невыполнения этих правил а также недостаточного контроля со стороны руководителей дистанции пути СЦБ и связи дистанции электроснабжения за действиями персонала и непринятия должных мер к нарушителям. Наиболее распространенными нарушениями являются несвоевременный уход с пути при приближении поезда работа без сигнальных жилетов без выдачи предупреждений на поезда об особой бдительности локомотивных бригад без ограждения места работ установленным порядком Система информации "Человек на пути" направлена на усиление контроля за соблюдением работниками указанных хозяйств правил нахождения на пути при приближении и пропуске поездов и предупреждение случаев производственного травматизма по причине наезда подвижного состава на работающих на пути людей. Система информации "Человек на пути" эффективна только при наличии совместных действий работников хозяйств пути СЦБ и связи электрификации и энергетики локомотивного   движения. 2. Действия локомотивной бригады Локомотивная бригада при следовании по перегону следит за свободностью пути. О каждом случае несвоевременного схода людей с пути по которому следует поезд и с соседнего пути кроме бригады контактной сети работающей с изолирующей съемной вышки производства работ без ограждения установленным порядком без выдачи предупреждения на поезда работы персонала без сигнальных жилетов машинист локомотива немедленно по радиосвязи должен сообщить дежурному ближайшей станции. Кроме того если при проследовании поезда на соседнем пути работы не прекращены необходимо информировать об этом машиниста встречного поезда который получив такое предупреждение должен принять необходимые меры по предупреждению наезда на людей подача более частых оповестительных сигналов большой громкости снижение скорости экстренное торможение . По прибытии в локомотивное депо машинист производит запись в журнале регистрации системы информации "Человек на пути". 3. Действия дежурного по станции Дежурный по станции при получении от машиниста локомотива сообщения о нарушении работниками хозяйств пути СЦБ и связи электрификации и энергетики требований техники безопасности при производстве работ немедленно передает его дежурному дистанции пути сменному инженеру дистанции СЦБ и связи а при их отсутствии - руководству дистанции . дежурному энергодиспетчеру. 4. Порядок действия по системе информации "Человек на пути" в дистанции пути ПМС СЦБ и связи дистанции электроснабжения Дежурный соответствующего подразделения получив сообщение о нарушении работниками при нахождении на пути требований техники безопасности немедленно ставит в известность об этом лицо в непосредственном подчинении которого находятся люди допустившие нарушение и руководителя подразделения. В этом случае если нарушителями являются работники ПМС дежурный дистанции пути передает информацию в ПМС где должен быть установлен тот же порядок действия по системе "Человек на пути" что и в дистанции пути Одновременно дежурный должен сделать запись в журнале регистрации информации "Человек на пути" см. данные приложения 2 . После получения информации лицо в непосредственном подчинении которого находятся люди допустившие нарушение обязано провести расследование и принять самые строгие меры к нарушителям обсудить на рабочем собрании ходатайствовать о лишении премии наложении взыскания и т. п. о чем сообщает дежурному. Начальник дистанции пути ПМС СЦБ и связи дистанции электроснабжения периодически не реже одного раза в месяц совместно с представителями локомотивного депо рассматривают ход работы по системе "Человек на пути". Результаты разбора оформляются протоколом в необходимых случаях - приказом по предприятию. Один экземпляр протокола приказа направляется начальнику депо для объявления машинистам о принятых мерах 5. Контроль за действием системы информации "Человек на пути" 5.1. На отделении дороги Контроль за действием системы информации "Человек на пути" на отделении дороги осуществляется во время комплексных проверок весенних и осенних осмотров состояния охраны труда но не реже одного раза в квартал. Результаты проверок должны рассматриваться у руководства отделения дороги с заслушиванием отчетов начальников отраслевых отделов а также руководителей предприятий допустивших наибольшее количество нарушений требований техники безопасности по замечаниям машинистов Итоги разбора оформляются протоколом приказом по отделению дороги 5.2. В управлении железной дороги Контроль за работой системы информации "Человек на пути" на железной дороге должен осуществляться не реже двух раз в год во время весенних и осенних осмотров состояния охраны труда а также при расследовании случаев производственного травматизма Результаты проверок должны быть рассмотрены руководством дороги с заслушиванием начальника соответствующей службы и определены конкретные меры направленные на повышение эффективности системы информации "Человек на пути" и предупреждения наездов подвижного состава на людей работающих на пути. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Примерный перечень вопросов проверяемых при ступенчатом контроле Первая ступень общее состояние и подготовленность исполнителей к работе; наличие у работающих положенных удостоверений на право управления локомотивом дрезиной краном самоходной путевой машиной автокаром трактором автомобилем и другими транспортными средствами а также на выполнение специальных работ; наличие и правильность оформления наряд-допусков к производству работ по обслуживанию и ремонту контактной сети линий электропередачи электроустановок и к другим работам при которых оформляется наряд-допуск; проведение текущего и повторного инструктажей наличие подписей проинструктированных работников; правильность ограждения места производства работ на путях наличие сигналистов сигналов и сигнальных принадлежностей а также записей в журналах осмотра путей стрелочных переводов устройства СЦБ и контактной сети о месте и времени производства работ; маршруты безопасного прохода по путям места где должны находиться работники при пропуске подвижного состава; соблюдение габаритов приближения строений выгруженных грузов наличие знаков безопасности труда и предупреждающей окраски; исправность подвижного состава кранов машин оборудования и инструмента а также действие блокирующих устройств и предупреждающей сигнализации; состояние рабочих мест ограждений настилов подмостей площадок отсутствие посторонних предметов свободность проходов и проездов достаточность освещения работа вентиляционных устройств; наличие средств пожаротушения; наличие и состояние спецодежды спецобуви и других средств индивидуальной зашиты: наличие на рабочих местах инструкций по охране трупа; выполнение мероприятий по устранению недостатков выявленных предыдущими проверками Вторая ступень: регулярность проведения первой ступени контроля наличие необходимых записей в журнале первой ступени; соблюдение требований техники безопасности на рабочих местах при эксплуатации оборудования выполнении технологических процессов по перечню вопросов первой ступени и указанных в приложении 1; своевременность проведения первичных инструктажей на рабочем месте повторных и текущих инструктажей наличие соответствующих записей в журналах инструктажей: выполнение приказов и распоряжений руководства по охране труда изданных после последней проверки по третьей ступени контроля; содержание санитарно-бытовых помещений; ведение документации на эксплуатацию оборудования; состояние наглядной агитации по охране труда; устранение недостатков выявленных предыдущими проверками по первой и второй ступеням. Третья ступень: организация и результаты проведения первой и второй ступеней контроля; выполнение мероприятий намеченных при проведении предыдущей третьей ступени контроля; соблюдение требований безопасности труда в производственных помещениях на территории рабочих местах выборочно при эксплуатации оборудования ведении производственных процессов по перечню первой ступени и указанных в приложении 1; выполнение приказов и распоряжений вышестоящих органов постановлений профсоюзных органов а также предписаний и указаний органов надзора по вопросам охраны труда; выполнение мероприятий предусмотренных комплексным планом коллективным договором соглашениями по охране труда и другими документами; выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев и аварий; наличие и правильность ведения паспорта санитарно-технического состояния условий труда в цехах других аналогичных цеху подразделениях ; обеспеченность работающих спецодеждой спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты их состояние правильность их выдачи хранения организация стирки чистки и ремонта; содержание санитарно-бытовых помещений и устройств; лечебно-профилактическое обслуживание работающих в том числе своевременное проведение медицинских освидетельствований; состояние кабинета и уголков охраны груда; состояние стендов по охране труда своевременное и правильное их оформление и состояние наглядной агитации; проведение обучения инструктажей и проверки знаний по охране труда; подготовленность персонала к работе в аварийных условиях; соблюдение режима труда и отдыха. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Перечень основных вопросов комплексных проверок состояния охраны труда Выполнение пятилетнего комплексного плана улучшения условий. охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий годового плана мероприятий по дальнейшему улучшению условий и охраны труда соглашений по охране труда коллективного договора Освоение средств на мероприятия по охране труда в том числе номенклатурных; положение с производственным травматизмом; организация рассмотрения обстоятельств несчастных случаев а также контроля за выполнением мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве; контроль за обеспечением установленных режимов труда и отдыха работающих; обучение повышение квалификации и обмен опытом работы по охране труда с руководителями и инженерно-техническими работниками Внедрение стандартов ССБТ ГОСТ ОСТ разработка и внедрение стандартов предприятий и другой нормативной документации по охране труда; контроль за выполнением приказов распоряжений и указаний по охране труда; проведение комплексных и целевых проверок состояния охраны труда в подчиненных организациях учреждениях и предприятиях организация контроля за устранением недостатков выявленных проверками; распределение обязанностей в работе по охране труда между должностными лицами выполнение нормативов участия в работе по охране труда руководящих работников железнодорожного транспорта; осуществление организационно-методических и контрольных- функций отделами охраны тр>да и техники безопасности или другими отделами на которые эти функции возложены и инженерами по охране труда или другими должностными лицами на которых эти функции возложены На предприятиях кроме перечисленных проверяют соблюдение законодательства о труде в том числе о труде женщин подростков студенческих отрядов; выполнение требований Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев на производстве на железнодорожном транспорте; соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации объектов котлонадзора; выполнение требований электробезопасности и пожарной безопасности; обеспечение санитарно-бытовыми помещениями и устройствами; осуществление ступенчатого контроля; соблюдение требований безопасности в производственных помещениях на территории рабочих местах при эксплуатации оборудования ведении производственных процессов - по перечню указанному в приложениях 1 и 3 а также выполнение работающими техники безопасности; выполнение предписаний органов государственного надзора и ведомственного контроля по охране труда СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения .................................. 2. Оперативный контроль. ............................... 3. Ступенчатый административно-общественный контроль за состоянием охраны труда на предприятии. . .  4. Ведомственный контроль за состоянием охраны труда ............ 5. Контроль проводимый органами государственного и ведомственного надзора А технической инспекцией труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства ....... 6. Общественный контроль. ... ...... ... ......... .... Приложения 1. Примерный перечень вопросов для проверки соблюдения требований техники безопасности ................. 2. Положение по системе информации "Человек на пути". . . . 3. Примерный перечень вопросов проверяемых при ступенчатом контроле . ............. ............ 4. Перечень основных вопросов комплексных проверок состояния охраны труда ............. ... .....