НАОП 5.1.11-5.07-84

НАОП 5.1.11-5.07-84 Инструкция по содержанию земляного полотна и технике безопасности при производстве работ на скально-обвальных участках железных дорог

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПУТИ Согласовано Отделом охраны труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства 26.03.84  ЦП/4222   Утверждено Министерством путей сообщения СССР 27.07.84.   ИНСТРУКЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ НА СКАЛЬНО-ОБВАЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ           СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения. 2. Скально-обвальные явления и борьба с ними 3. Надзор за состоянием земляного полотна    4. Работы по текущему содержанию земляного полотна. 5. Ликвидация последствий скальных обвалов 6. Техника безопасности при текущем содержании земляного полотна на скальнообвальных участках Приложения.   1.Учебный план альпинистской подготовки обборщиков верхолазов . 2. Оценка состояния скальных откосов и склонов. 3.   Примерная  должностная инструкция обходчику железнодорожных путей на обвальном участке. 4. Примерная должностная инструкция бригадиру монтеров пути на обвальном участке. 5. Примерная должностная инструкция бригадиру обборщиков. 6. Примерная должностная инструкция мастеру по земляному полотну. 7. Распорядительный акт обвального поста образец 8. График текущего осмотра и проверки нагорных откосов склонов образец 9. Журнал наблюдений за "маяками" образец . 10. График работ по текущему содержанию земляного полотна образец . 11. Ведомость результатов наблюдений за падением обломков скального грунта на железнодорожное полотно во время их съемки с откоса выемки склона   образец 12. Ведомость результатов наблюдений за интенсивностью осыпания продуктов выветривания со скальных откосов образец 13. Ведомость учета случаев произвольных обвалов и падения обломков скального грунта на железнодорожное полотно образец 14. Акт расследования случая обвала образец . 15. Специальное снаряжение обборщиков скальных откосов 16. Виды основных узлов и приемы страховки. . . . 17. Техника передвижения по различным формам горного рельефа 18. Методика испытаний противообвальных улавливающих сооружений Настоящая Инструкция разработана с учетом достижения в области содержания земляного полотна на скально-обвальных участках железных дорог а также повышения требований к обеспечению безопасности движения поездов внедрения механизации работ и использования скальной техники альпинизма; в Инструкции обобщен отечественный и зарубежный опыт содержания земляного полотна на указанных участках. В разработке Инструкции принимали участие сотрудники ВНИИ транспортного строительства А. И. Песов Ф. И. Целиков ПТКБ ЦП МПС В. Г. Ходоров В. Э. Цомиров Грузинского политехнического института им. В. И. Ленина А. П. Сакварелидзе. Приложения 1 15 16 и 17 согласованы Государственным тренером по альпинизму В. Н. Шатаевым. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая Инструкция разработана в развитие Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути и устанавливает требования к текущему содержанию земляного полотна и технике безопасности при производстве работ на скально-обвальных участках. Инструкция является обязательной для работников связанных с содержанием земляного полотна на скально-обвальных участках 1.2. Земляное полотно на скально-обвальных участках следует содержать с учетом особенностей каждого участка инженерно-геологических и климатических условий; при этом должны быть соблюдены требования бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями. 1.3. Для текущего содержания земляного полотна на обвальных участках в штате дистанции пути предусматриваются специализированные бригады обборщиков скальных откосов верхолазов занятых удалением неустойчивых обломков скального грунта а также бригады монтеров пути. 1.4. На бригады обборщиков возлагаются работы по осмотру откосов земляного полотна и профилактические мероприятия предупреждающие скальные обвалы а на бригады монтеров пути одержание основной площадки земляного полотна и его обустройств. 1.5. Каждый обвальный участок обслуживается бригадой обборщиков и бригадой монтеров пути под общим руководством мастера по земляному полотну. 1.6. Обборщики назначаются из числа рабочих прошедших специальную альпинистскую подготовку что подтверждается наличием спортивных альпинистских документов. Альпинистской подготовкой должны заниматься работники служб пути прошедшие специальное обучение и сдавшие экзамены на получение прав инструктора альпинизма; такая подготовка может вестись и непосредственно под руководством инструкторов альпинизма при альпинистских секциях ДСО. Кандидатуры инструкторов согласовываются с местными альпинистскими организациями. Наряду с альпинистской подготовкой все обборщики ежегодно обязаны проходить переподготовку по учебному плану приведенному в приложении 1 к настоящей Инструкции. 1.7. На обвальных участках должны быть отмечены границы обвальных мест. На каждое обвальное место составляют форму ПУ-9 паспорт неустойчивого или деформирующегося земляного полотна с указанием степени его опасности. Границы обвальных мест и степень их опасности устанавливаются инженерно-геологической базой или путеобследовательской станцией по земляному полотну в зависимости от морфологических и инженерно-геологических характеристик участка согласно приложению 2 и уточняются в соответствии с п. 3.9. Перечень особо опасных обвальных участков устанавливается приказом начальника железной дороги. Машинисты локомотивов при проследовании обвальных участков обязаны соблюдать особую бдительность. 1.8. Для осуществления надзора за обвальными местами на дистанциях пути следует предусматривать штат обходчиков железнодорожных путей на обвальных участках подчиненных дорожным мастерам. Техническое руководство обходчиками железнодорожных путей на обвальных участках возложено на мастеров по земляному полотну. 1.9. Общее руководство содержанием земляного полотна на скально-обвальных участках дистанций пути возлагается на заместителя начальника дистанции пути инженерным сооружениям а на дистанциях где эта должность отсутствует на главных инженеров. Методическое руководство осуществляется отделами инженерных сооружений инженерно-геологическими базами или путе обследовательскими станциями по земляному полотну. 1.10. Результаты наблюдений а также сведения о случаях обвалов заносят в паспорт ПУ-9 и сообщают на дорогу в инженерно-геологическую базу или путеобследовательскую станцию по земляному полотну для анализа и принятия своевременных мер по защите земляного полотна от скально-обвальных явлений. Формы учета и наблюдений приведены в приложениях 11 12 13 к настоящей Инструкции. 1.11. Для обеспечения надежной защиты пути опор контактной сети линий автоблокировки и других сооружений и коммуникаций от скально-обвальных явлений и уменьшения затрат по содержанию земляного полотна поступающая от проектных организаций проектно-сметная документация по противообвальной защите до ее утверждения должна быть рассмотрена службой пути с участием заинтересованных служб и инженерно-геологических баз или путеобследовательских станций по земляному полотну с последующим согласованием со всеми причастными службами. 1.12. При рассмотрении и согласовании проектно-сметной документации особое внимание следует обращать на правильное расположение противообвальных улавливающих сооружений в плане и профиле. Указанные сооружения не должны иметь в плане резких переломов; ширину улавливающих пазух по дну принимают не менее 3 4 м; в сооружениях через каждые 100 м оставляют разрывы шириной не менее 4 м. В местах разрывов улавливающих сооружений необходимо устраивать дополнительные ограждающие сооружения в виде съемных решеток из старогодных рельсов. Смежные по высоте сооружения размещают с перекрытием их концов на длину от 5 до 10 м. Дну улавливающих пазух придают уклон не менее 3 0/00 по направлению к концам сооружения. Следует предусматривать устройство подъездов к улавливающим пазухам как на время строительства так и на период эксплуатации. 1.13. На стадии строительства противообвальных сооружений и осуществления мероприятий по борьбе со скально-обвальными явлениями устанавливается технический надзор за своевременным и качественным их выполнением с тем чтобы в процессе текущего содержания земляного полотна обеспечить его надежную эксплуатацию. Технический надзор осуществляется дистанцией пути отделом инженерных сооружений инженерно-геологической базой или путеобследовательской станцией по земляному полотну в соответствии с действующими инструкциями МПС и соответствующими главами Строительных норм и правил. 2. СКАЛЬНО-ОБВАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И БОРЬБА С НИМИ1 2.1. Мероприятия по борьбе с обвальными явлениями назначают с учетом их механизма смещения и масштабности. 2.2. В местах возможных крупных скальных обвалов объемом до нескольких тысяч кубических метров и более следует удалять трассу дороги от подошвы откосов и склонов или делать обходы уположение откосов склонов устраивать рвы и валы 2.3. При скальных обвалах объемом от нескольких десятков до нескольких сотен кубических метров должны выполняться следующие мероприятия: профилактическое обрушение неустойчивых скальных массивов; укрепление откосов склонов анкерами опоясками контрфорсами сваями шпонами подпорными и поддерживающими стенами инъецированием вяжущих; устройство улавливающих сооружений траншей стен валов рвов и противообвальных галерей 2.4. Для защиты от падения одиночных скальных обломков следует выполнять профилактическую очистку откосов и склонов от неустойчивых обломков укреплять неустойчивые блоки пломбами опоясками заанкеренными сетками инъецированием вяжущих устраивать улавливающие сооружения траншеи стены сети надолбы . 2.5. В целях борьбы с осыпями можно уполажимть откосы и склоны террасировать их проводить агролесомелиоративные мероприятия устраивать защиту откосов и склонов от выветривания и осыпания различными покрытиями пневмонабрызгом аэроцемом торкрет-бетоном набрызг-бетоном одевающими стенами устраивать у подошвы откосов противоосыпные улавливающие сооружения уголковые железобетонные стены улавливающие траншеи и полки . 2.6. Для предотвращения деформаций делювиально-элювиальных слоев уполаживают откосы устраивают нагорные водоотводы с изолированными боковыми поверхностями и дном дренаж грунтовых вод террасирование выполняют агролесомелиоративные мероприятия устраивают верховые подпорные стены в зоне делювиального слоя устанавливают сваи и шпоны удаляют неустойчивые обломки из элювиального слоя. 3. НАДЗОР ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 3.1. Надзор за состоянием земляного полотна и его обустройствами укрепительными защитными и водоотводными сооружениями на скально-обвальных участках осуществляют обходчики железнодорожных путей на обвальных участках бригадиры специализированных бригад и мастера по земляному полотну в соответствии 1 Указанные  в нестоящем разделе мероприятия выполняются только при реконструкции или капитальном ремонте пути.   с Инструкцией по содержанию земляного полотна железнодорожного пути и должностными инструкциями см. приложения 3 4 Б и 6 . Обходчик железнодорожных путей на обвальных участках следит за состоянием земляного полотна в границах обвального места по графику обхода согласно распорядительному акту и должностной инструкции утвержденной начальником дистанции пути см. приложение 3 . 3.2. Распорядительный акт приложение 7 составляется на каждый обвальный пост мастером по земляному полотну при участии дорожного мастера и утверждается начальником дистанции пути. Один экземпляр распорядительного акта передают на обвальный пост для обязательного и повседневного руководства обходчику железнодорожных 1путей на обвальном участке другой находится на дистанции пути. 3.3. Текущий осмотр земляного полотна и его сооружений на скально-обвальных участках выполняют с привлечением бригад обборщиков путем специального осмотра основной площадки земляного полотна а также прилегающих к ней откосов и склонов. Осмотр выполняют согласно ежемесячному графику утвержденному начальником дистанции пути см. приложение 8 . График этих работ составляется мастерами по земляному полотну из расчета производства осмотра каждого обвального места не реже одного раза в месяц. 3.4. В период затяжных дождей пропуска весенних и ливневых вод метелей и землетрясений по специальному распоряжению руководства дистанции пути бригадиры обборщиков осуществляют сплошную внеочередную проверку всех скально-обвальных участков. 3.5. Во время осмотра скальных откосов и склонов следует особое внимание уделять выявлению неустойчивых в обвальном отношении скальных грунтов. Их устойчивость проверяют опробованием ломами а также учитывая наблюдение за ростом трещин по заранее установленным "маякам". При выполнении указанных работ необходимо соблюдать требования техники безопасности изложенные в разделе 6 настоящей Инструкции. 3.6. "Маяки" устанавливаются в тех местах где возможно увеличение трещин в скальных грунтах и ослабление их устойчивости. При наличии трещин шириной до 1 см "маяки" сделаные из цементного теста в виде плоских фигур устанавливают так чтобы был перекрыт скальный грунт по обе стороны от трещины не менее чем на 3 см. Если трещины имеют ширину более 1 см в качестве "маяков" в зависимости от размера трещин используют гальку щебень или другие материалы которые закладывают в трещины и цементируют в них. Каждый "маяк" нумеруют и заносят в специальный журнал наблюдений с указанием даты установки образец журнала приведен в приложении 9 . 3.7. Выявленные при осмотре неустойчивые в обвальном отношении элементы скального грунта впредь до их уборки маркируют краской с указанием даты осмотра и очередности удаления. Особо опасные элементы маркируют двумя крестами эти элементы должны быть удалены в течение суток с момента выявления. Опасные участки маркируют одним крестом и удаляют во время очередной плановой очистки откоса склона от неустойчивых обломков скального грунта. К особо опасным элементам скального грунта следует относить отдельные отделившиеся на крутых откосах склонах и от основного массива блоки и глыбы которые при опробовании ломом расшатываются или же элементы скального грунта со следами подвижек обнаруженных по "маякам". К опасным элементам относятся скальные блоки и глыбы имеющие слабую связь с основным массивом но не расшатывающиеся при опробовании ломом. 3.8. По данным результатов осмотра мастером по земляному полотну составляется ведомость выявленных неисправностей с указанием степени опасности точного местоположения объема работ и сроков их выполнения. На основании указанных данных составляется график работ специализированных бригад на следующий месяц который утверждается начальником дистанции пути. Образец такого графика приведен в приложении 10. 3.9. Для уточнения границ и степени опасности обвальных участков проверки эффективности принятых мероприятий по борьбе с обвалами и обоснования дальнейших мер по борьбе с ними на дистанциях пути должны проводиться: наблюдения за падением обломков скального грунта на железнодорожное полотно во время их принудительного удаления с откосов выемок склонов ; результаты наблюдений заносят в специальную ведомость приложение 11 ; наблюдения за интенсивностью выветривания откосов выемок в легковыветривающихся скальных грунтах; результаты наблюдений заносят в ведомость приложение 12 ; ежемесячный учет случаев произвольных обвалов и падения отдельных обломков скального грунта на железнодорожное полотно как вызвавших перерывы в движении поездов так и не вызвавших. Учет выполняют путем регистрации случаев обвалов в специальной ведомости приведенной в приложении 13. 4. РАБОТЫ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 4.1. Работы по текущему содержанию земляного полотна на скально-обвальных участках ведут согласно Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути. 4.2. Для обеспечения нормальной эксплуатации земляного полотна на скально-обвальных участках необходимо дополнительно выполнять: профилактические мероприятия по предупреждению скальных обвалов; очистку улавливающих пазух противообвальных сооружений путевых полок траншей водоотводов и обочин земляного полотна от осыпей и обломков скального грунта; ремонт противообвальных сооружений. 4.3. Профилактические мероприятия по предупреждению скальных обвалов заключаются в своевременной очистке срезке слабоустойчивых обломков скального грунта с откосов выемок или склонов. Указанные работы должны выполняться в "окна" между поездами предоставляемые согласно Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР и Инструкции о порядке предоставления и использования "окон" для ремонтных и строительных работ. 4.4. Очистку откосов скальных выемок склонов от неустойчивых обломков скального грунта выполняют в три стадии подготовительную основную и заключительную. 4 5. Все подготовительные работы должны быть организованы и проведены заблаговременно без закрытия перегона пути для движения поездов. Время полного прекращения движения по перегону должно быть минимальным. 4.6. Подготовительная стадия включает следующие виды работ: осмотр места производства работ и подходов к нему; уточнение   объема   съемки   неустойчивого   скального   грунта; ознакомление бригады обборщиков с характером и объемом предстоящих работ и расстановкой рабочей силы; проведение инструктажа по технике безопасности; сбор на месте работ представителей организаций причастных к выполнению профилактических мероприятий по предупреждению скальных обвалов и производство подготовительных работ не требующих закрытия перегона; подъем   бригады   обборщиков   к   месту   производства   работ. 4.7. При производстве скально-съемочных работ очистке откосов выемок или склонов от неустойчивых обломков скального грунта обязательно присутствие работников дистанции сигнализации и связи а в зонах воздушных и кабельных линий электропередачи и на электрифицированных участках бригады работников участка энергоснабжения. Указанные работники и бригады являются к назначенному времени до закрытия перегона с необходимым инструментом и запасом материалов для быстрого восстановления устройств СЦБ и связи а также контактной сети в случае их повреждения . Все эти работники должны быть проинструктированы руководителем работ по вопросам техники безопасности. 4.8. Руководителей всех организаций представители которых должны присутствовать при скально-съемочных работах предупреждают о предстоящих работах заблаговременно. Не позже 25 числа каждого месяца дистанция пути ПЧ обязана предоставить в дистанцию сигнализации и связи ШЧ и энергоучасток ЭЧ календарный график производства скально-съемочных работ на следующий месяц по каждому перегону. В случае изменения графика начальник дистанции пути обязан за два дня до указанного срока предупредить об этом руководителей ШЧ и ЭЧ. 4.9. В день производства скально-съемочных работ после проведения соответствующего инструктажа руководитель работ направляет бригаду обборщиков к месту производства работ с таким расчетом чтобы после окончания подъема и до начала работы у обборщиков имелось не менее получаса времени на отдых. 4.10. Для защиты опор контактной сети высоковольтных линий автоблокировки линий связи устройств СЦБ от повреждений при скально-съемочных работах работники дистанции пути устанавливают деревянные щиты или столбы для ограждения указанных устройств. 4.11. Работы на электрифицированных участках и в охранных зонах линий электропередачи следует выполнять в соответствии с действующими правилами в присутствии владельцев линий. Технология работ в таких местах и порядок их безопасного производства должны быть согласованы с владельцами линий. 4.12.   В   подготовительный   период   обязательно   должна   быть установлена телефонная или радиосвязь между руководителем работ находящимся в безопасном месте в зоне железнодорожного пути с непосредственным местом производства скально-съемочных работ. 4.13. Основная стадия включает следующие виды работ: закрытие перегона и ограждение места работ сигналами остановки; работы по защите пути и его обустройств которые нельзя выполнить при открытом перегоне от возможных поврежедений в результате ударов обломков скального грунта; производство скально-съемных работ. 4.14. Закрытие перегона и ограждение места работ производятся в установленном порядке. 4.15. Защита пути и обустройств от возможного повреждения осуществляется путем обкладки рельсов шпал и сооружений бревнами или старогодными шпалами скрепляемыми между собой скобами. Если при производстве работ ожидаются значительные повреждения пути и линейных обустройств то рельсовую колею разбирают а контактную подвеску провода высоковольтной линии и линий связи демонтируют. 4.16. Перед началом работ по очистке откосов выемок склонов от неустойчивых обломков скального грунта из зоны возможного падения их на путь должны быть выведены все люди и скот. На подходах к месту работ выставляют охрану. Границы возможного падения скальных обломков на железнодорожный путь устанавливают согласно п. 1.7 настоящей Инструкции. 4.17. К производству скально-съемочных работ бригада обборщиков приступает по сигналу руководителя работ. Съемку неустойчивых обломков скального грунта начинают с самых верхних точек откоса выемки склона . По мере спуска к месту работы обборщики проверяют устойчивость встречающихся на пути элементов скальных обнажений и отдельно лежащих на откосе склоне обломков скального грунта. По окончании основных работ обборщики по сигналу руководителя постепенно переходят на нижние ярусы откоса склона и по пути следования к железнодорожному полотну ведут тщательную проверку и очистку откоса склона от задержавшихся обломков скального грунта. 4.18. Поскольку снятые неустойчивые обломки скального грунта при движении вниз могут разрушить или ослабить нижележащие элементы скальных обнажений при производстве скально-съемочных работ обборщики откосов склонов должны следить за направлением движения сбрасываемых обломков скального грунта отмечая для себя места их ударов о нижележащие скальные обнажения. 4.19. Скально-съемочные работы как правило выполняют с помощью отбойных молотков ломов клиньев и кувалд. 4.20. В отдельных случаях при наличии за бровкой откоса технологической полки площадки неустойчивые обломки скального грунта можно удалять механизированным способом протягиванием по откосу цепей или специальных устройств прикрепленных к тяговым механизмам перемещаемым по полке вдоль откоса. После окончания работ бригада обборщиков должна тщательно осмотреть откос и убедиться в отсутствии на нем неустойчивых обломков скального грунта. 4.21. В тех случаях когда отдельные неустойчивые глыбы не поддаются удалению с откосов склонов с использованием указанных выше способов допускается применение взрывных работ по предварительно разработанному проекту согласно Инструкции по производству буровзрывных работ при срезке скальных откосов на железных дорогах Министерства путей сообщения. Вопрос о целесообразности применения взрывных работ решается в каждом конкретном случае -постоянно действующей на дистанции пути горно-обвальной комиссией при обязательном участии представителей инженерно-геологической базы или путеобследовательской станции по земляному полотну. 4.22. Для достижения взаимной согласованности в работе при очистке откосов выемок склонов от неустойчивых обломков скального грунта все сигналы подаваемые руководителем работ у пути в обязательном порядке должны повторяться бригадиром обборщиков на откосе склоне и наоборот. 4.23. После окончания скально-съемочных работ и спуска к железнодорожному полотну бригады обборщиков руководитель работ подает сигнал и все рабочие бригад обборщиков монтеров пути и другие переключаются на исправление пути и очистку его в пределах габарита приближения строений. 4.24. В зависимости от объема снятого скального грунта и местных условий очистку пути можно вести экскаваторами с погрузкой грунта на автомобили-самосвалы и с вывозкой его в отвал бульдозерами рабочими поездами лебедками с тросами модеронами вагонетками по специально устроенному узкоколейному пути тачками Отдельные негабариты дробят мелкошпуровыми зарядами или с помощью отбойных молотков кувалд и клиньев. 4.25. В случае повреждения контактной сети линий автоблокировки или связи восстановительные бригады энергоучастка и дистанции сигнализации и связи принимают меры к быстрейшему их восстановлению. 4.26. Открытие перегона производится поездным диспетчером только после получения от руководителя работ уведомления об их окончании и возможности безопасного движения поездов. 4.27. Работы по очистке улавливающих пазух противообвальных сооружений путевых полок траншей и обочин земляного полотна от осыпей и обвалившихся обломков скального грунта ведут в зависимости от местных условий так же как работы по очистке железнодорожного пути во время производства скально-съемочных работ см. п. 4.24 настоящей Инструкции . 4.28. При осмотре противообвальных сооружений для своевременного выявления степени заполнения улавливающих пазух и полок обломками скальных грунтов следует производить съемку поперечников с последующим сопоставлением их отметок с проектными . Съемку поперечников выполняют таким образом чтобы были захвачены берма сооружения обратный откос улавливающей пазухи ее дно и частично нагорный откос. 4.29. Улавливающие пазухи и полки противообвальных сооружений очищают с доведением размеров сооружений до проектных. 4.30. При ремонте поврежденных элементов противообвальных сооружений заделывают трещины в кладке восстанавливают разрушенную кладку или амортизирующую отсыпку. 4.31.  Для  определения  характера и степени развития трещин используют гипсовые и цементные контрольные маяки. Трещины шириной до 4 мм заполняют жидким цементным раствором после чего поверхность затирают более густым раствором. 4.32. При восстановлении разрушенную кладку в местах деформации разбирают с оставлением штраб. Новую кладку выполняют тщательно с перевязкой швов. 4.33. В случае деформации амортизирующие отсыпки разбирают мощение срезают выпучившийся грунт и планируют откос. По спланированной поверхности снизу вверх восстанавливают нарушенное мощение. 4.34. С целью своевременного выявления недостатков в работе противообвальных улавливающих сооружений и галерей необходимо вести наблюдения за их работой по следам скальных обвалов а также во время профилактической очистки косогоров от неустойчивых обломков скального грунта в пределах сооружения. В процессе таких наблюдений устанавливают места вывалов обломков скального грунта их объем характер движения по склону места их ударов в пределах сооружения и глубину проникания в амортизирующую отсыпку. Необходимо также фиксировать случаи перелета или выскакивания обломков скального грунта при улавливающих сооружениях а также по возможности определять их скорости движения на участке перед сооружением. Задержанные сооружением обломки скального грунта следует маркировать с указанием даты обвала или даты проведения профилактической очистки откоса склона . В отдельных случаях производят испытания противообвальных сооружений согласно методике приведенной в приложении 18. 4.35. При деформации участков защитных покрытий например поверхности пневмонабрызга необходимо предварительно удалить нарушенный слой покрытия и повторно произвести- пневмонабрызг. 4.36. При выполнении работ указанных в настоящем разделе должны соблюдаться требования техники безопасности предусмотренные пп. 6.13 6.33. 5. ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ СКАЛЬНЫХ ОБВАЛОВ 5.1. Получив извещение о происшедшем обвале и выдав соответствующее предупреждение в установленные адреса с конкретным уведомлением о возможности или запрещении отправления поездов на перегон дорожный мастер совместно с мастером по земляному полотну немедленно направляют на место обвала путевую и специализированные бригады по земляному полотну обеспечив их в достаточном количестве инструментом и материалами. 5.2. В необходимых случаях при крупных обвалах и большом объеме восстановительных работ вызывают восстановительный поезд и необходимую технику для расчистки обвала. Для выполнения восстановительных работ привлекают специализированные организации по буровзрывным и строительным работам. 5.3. Прибыв на место обвала дорожный мастер и мастер по земляному полотну должны проверить правильность ограждения места обвала сигналами остановки расставить рабочих и непосредственно руководить работами по расчистке обвала и исправлению пути. Восстановительные работы в охранных зонах линий электропередачи и связи следует выполнять в присутствии представителя организации эксплуатирующей линию. 5.4. До начала работ по расчистке пути от обвала необходимо с помощью бригады обборщиков тщательно проверить скальный откос склон выявить и обрушить оставшиеся на нем неустойчивые обломки скального грунта; эти работы ведут с соблюдением требований указанных в разделе 4. 5.5. По окончании восстановительных работ дорожный мастер убедившись в исправности пути ставит в известность поездного диспетчера о возможности открытия перегона одновременно снимается ограждение места обвала. 5.6. Мастер по земляному полотну обязан составить схему обвального места с указанием общего объема обвала крупности отдельных обломков и места их падения на путь а также снять схематический поперечный профиль земляного полотна и нагорного склона с указанием высоты и места с которого произошел обвал 5 7. Все данные о происшедшем обвале заносят в Акт о расследовании случая обвала который составляют в соответствии с образцом указанным в приложении 14. 6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕКУЩЕМ СОДЕРЖАНИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА СКАЛЬНО-ОБВАЛЬНЫХ УЧАСТКАХ 6.1. К работам по текущему содержанию земляного полотна на скально-обвальных участках и к руководству такими работами допускаются лица не моложе 18 лет прошедшие специальное медицинское освидетельствование и признанные годными к выполнению работ связанных с движением поездов выдержавшие испытания в знании Правил техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве Инструкции по обеспечению безопасности движения Поездов при производстве путевых работ Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР должностных инструкций а также настоящей Инструкции. Кроме того лица связанные с работой на высоте должны проходить специальное медицинское освидетельствование в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР № 400 от 30.05.69 и быть годными по состоянию здоровья к выполнению работ на высоте 6.2. Все работники связанные с текущим содержанием земляного полотна обязаны проходить инструктаж обучение и проверку знаний техники безопасности и производственной санитарии с учетом характера выполняемых работ. Порядок обучения и проверки знаний указан в Инструктивных указаниях о порядке инструктажа обучения и проверки знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта. 6.3. Перед допуском к работе вновь зачисленных в штат монтеров пути и обборщиков а также в процессе выполнения ими работ руководители организаций обязаны обеспечить обучение и проведение инструктажа по безопасным приемам труда в соответствии с требованиями ОСТ 32-36 83 6.4.  В дистанциях сигнализации и связи и на   энергоучастках должен быть определен перечень лиц имеющих допуск к работам по текущему содержанию устройств СЦБ и связи энергоучастков и контактной сети   на скально-обвальных участках обученных и инструктированных   в   соответствии   с   требованиями   настоящего   раздела. 6.5. На должность обходчиков железнодорожных путей на обвальных участках назначаются лица имеющие стаж работы в должности монтера пути не менее шести месяцев если до этого они занимали на железнодорожном транспорте должности не связанные с движением поездов или если не поступают на железнодорожный транспорт вновь . Для лиц которые в течение не менее шести месяцев занимали должности связанные с движением поездов стаж работы в должности монтера пути не обязателен. 6.6. Администрация дистанции пути обязана обеспечить работников связанных с текущим содержанием земляного полотна спецодеждой спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды спецобуви и предохранительных приспособлений утвержденными Госкомтрудом СССР и ВЦСПС а обборщиков скальных откосов специальным снаряжением. Перечень специального снаряжения для обборщиков скальных откосов и основные требования к снаряжению приведены в приложении 15. 6.7. Работники специализированных бригад по текущему содержанию земляного полотна участники комиссионных осмотров и другие лица связанные с текущим содержанием земляного полотна должны передвигаться в стороне от пути или по обочине под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица. При невозможности прохода в стороне от пути или по обочине может быть допущено продвижение по пути с применением мер предосторожности указанных в Правилах техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве. Лица производящие обследование земляного полотна и его обустройств при записи результатов наблюдений должны сойти с железнодорожного пути и находиться за пределами габарита приближения строений. Запрещается производить обследовательские работы или проверку состояния земляного полотна одному работнику без сопровождения его другим лицом обязанным следить за движением поездов и своевременно предупреждать о приближении поезда. 6.8. При детальном инженерно-геологическом обследовании земляного полотна места ведения буровых работ на железнодорожном полотне следует ограждать сигналами в порядке установленном Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР. На участках с интенсивным движением поездов при интервале между поездами менее 30 мин буровые работы в пределах габарита приближения строений разрешается производить только в "окно" предоставляемое в установленном порядке управлением железной дороги. 6.9. При бурении на действующем пути разрешается применять следующие механизмы и оборудование: переносные механические станки массой не более 50 кг которые могут быть удалены с пути усилиями двух человек; выносные буровые снаряды; ручные ударно-вращательные комплекты. 6.10. С получением сигнала о приближении поезда работы по бурению прекращают а буровые агрегаты немедленно удаляют с пути за пределы габарита приближения строений. 6.11. По окончании работы скважины должны быть затампонированы а в пределах балластной призмы засыпаны песком с трамбовкой его. Все геологические выработки шурфы закопушки и расчистки должны быть засыпаны грунтом из той же выработки с трамбовкой слоями толщиной не более 0 4 м откосы спланированы и укрепление их восстановлено. 6.12. При использовании механизированного бурового инструмента шум которого ухудшает условия слышимости руководитель работ обязан: установленным порядком дать заявку на выдачу предупреждений машинистам локомотивов об особой бдительности и подаче оповестительных сигналов при приближении к месту работ; выставить сигналистов для оповещения о приближении поездов так чтобы подход поездов с обеих сторон был виден не менее чем на 500 м. 6.13. К самостоятельным работам по проверке и очистке откосов выемок склонов от неустойчивых обломков скального грунта допускаются как правило мужчины в возрасте не менее 18 лет имеющие стаж работы обборшиком не менее одного года в прошедшие специальную альпинистскую подготовку согласно п. 1.6 настоящей Инструкции. Рабочие впервые допускаемые к этим работам в течение одного года должны работать под непосредственным надзором опытных обборщиков назначенных приказом начальника дистанции пути. 6.14. Выполнять работы по профилактической очистке откосов скальных выемок склонов от неустойчивых обломков скального грунта и проверке таких откосов разрешается только при условии обеспечения надежной страховки обборщиков. 6.15. Надежность страховки зависит от правильной вязки узлов веревки. Узлы не должны растягиваться и сами развязываться под нагрузкой но при необходимости они должны развязываться легко и быстро. Виды узлов и приемы страховки приведены в приложении 16. 6.16. Техника передвижения по скальным осыпным травянистым и моховым склонам по льду снегу и фирну приведена в приложении 17. 6.17. При производстве работ по проверке откосов выемок склонов и их очистке от неустойчивых обломков скального грунта обборщики обязаны находиться в безопасном месте. Каждый обборщик должен быть привязан двумя веревками рабочей и запасной. 6.18. Для достижения согласованности в работе обборщнка и страхующего его работника из членов бригады назначают корректировщика который может находиться рядом со страхующим на верхней площадке или вне ее. Страхующий не имеет права снимать страховку до завершения работы обборщиком и его спуска к железнодорожному полотну. 6.19. Рабочим запрещается находиться под скальными вависаниями и козырьками. Во время производства скально-съемочных работ все рабочие а также сигналисты на пути должны находиться в безопасном месте. 6.20. Проверку откосов выемок склонов и очистку их от неустойчивых обломков скального грунта следует вести сверху вниз согласно пп. 4.13 4.22 настоящей Инструкции. 6.21. Все работы по проверке откосов выемок склонов и очистке их от неустойчивых обломков скального грунта должны производиться под постоянным надзором мастера по земляному полотну и бригадира обборщиков. 6 22. Мастер по земляному полотну выдает обборщикам снаряжение ведет специальный журнал фиксируя в нем срок выдачи инвентаря и спецодежды а также периодичность проверки веревок и предохранительных поясов с указанием сроков очередной проверки. 6 23. Бригадир обборщиков до начала работ по проверке откосов выемок склонов и их очистке от неустойчивых обломков скального грунта обязан лично убедиться в надежности выбора места и способа закрепления на откосе склоне обборщиков их страховки и самостраховки 6 24. Одновременная работа двух обборщиков на одном откосе склоне допускается лишь при условии их нахождения на одной высоте и на расстоянии не ближе 5 м друг от друга 6.25. Работы по проверке откосов выемок склонов и очистке их от неустойчивых обломков скального грунта разрешается вести только в светлое время дня при сухой погоде. Производство указанных работ не допускается при тумане при видимости менее 200 м во время дождей или снегопада грозы бурана а также при ветре скорость которого превышает 10 м/с и температуре воздуха ниже минус 20 °С. В исключительных случаях при аварийной ситуации можно работать в темное время суток но с обязательным освещением прожекторами места работы Освещенность при этом должна быть не менее 10 50 лк 6.26. При механизированном способе удаления с откосов выемок или склонов неустойчивых обломков скального грунта необходимо соблюдать требования безопасности при эксплуатации строительных машин а также требования главы СНиП Ш-4-80 "Правила производства и приемки работ Техника безопасности в строительстве" ГОСТ 12.2 011 75 "Машины строительные и дорожные. Общие требования безопасности" и настоящей Инструкции. Наименьшая ширина технологической полки необходимой для движения трактора перемещающего по откосу цепи или специальные устройства в виде гирлянд из отдельных цилиндров с шипами должна составлять в элювиальном слое 6 8 м в делювии 7 8 м в скале 5 м. Допустимая крутизна косогора и полки в сторону откоса по условиям техники безопасности должна составлять при высоте защищаемого откоса до 20 м в мерзлых грунтах 5°; во всех остальных случаях 15°; при высоте зачищаемого откоса выше 20 м в мерзлых грунтах работа не допускается а во всех остальных случаях работа допускается при крутизне косогора и полки до 10°. 6.27 При выполнении работ по содержанию и ремонту земляного полотна у подошвы откосов выемок или склонов запрещается одновременно вести какие-либо другие работы на расположенных выше участках. На время производства работ руководитель должен выделить из числа монтеров пути лицо на которое возлагается осуществление наблюдений за состоянием откосов выемок или склонов с целью своевременного предупреждения работающих в случае появления опасности 6.28. Земляные каменные и бетонные работы при текущем содержании и ремонте земляного полотна следует выполнять с учетом требований главы СНиП Ш-4-80 "Правила производства и приемки работ. Техника безопасности в строительстве" Правил техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве и настоящей Инструкции. При выполнении работ по восстановлению защитных покрытий пневмонабрызгом необходимо руководствоваться также Правилами технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий и Правилами устройств и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением. 6.29. До начала производства работ по уборке осыпей и обвалов очистке водоотводных сооружений кюветов водоотводных и нагорных канав лотков и т. п. мастер по земляному полотну обязан выяснить нет ли на месте производства работ подземных коммуникаций электрического кабеля газо- и водопровода или канализации и т. д. и в случае их наличия принять меры по обеспечению безопасности производства работ которые разрешается вести только в присутствии владельца коммуникаций. 6.30. Бели во время производства работ будут обнаружены подземные сооружения коммуникации мастер по земляному полотну обязан немедленно приостановить работы для осмотра и определения возможности дальнейшего их ведения и принятия мер по обеспечению безопасности. 6.31. Если для уборки грунта используют тачки то их перемещают по катальным доскам ширина которых должна быть не менее 25 см а толщина не менее б см. Доски следует укладывать так чтобы в торцах не было ступеней и больших зазоров. Уклон тачечных ходов в Направлении движения с грузом не более 17 %о при подъемах и не более 20 %о при спусках. Катальные доски следует постоянно очищать от грязи снега и льда. Тачки для перевозки грунта должны быть удобны легки и прочны при трогании их с места рабочему следует немного согнуть ноги. 6.32. При укладке узкоколейного пути для ручной откатки вагонеток соблюдают следующие условия: откаточные пути не должны иметь резких перепадов уклонов ручная откатка допускается при уклонах не более 5 %о ; рельсы на всем протяжении пути соединяют накладками; расстояние между осями шпал не должно превышать 1 м 6.33. Рабочий при откатке должен находиться сзади вагонетки. Рабочим запрещается находиться на стороне отвала где происходит разгрузка вагонетки. При спуске под уклон вагонетка должна тормозиться специальными тормозными устройствами. Не разрешает ся пользоваться вагонетками не имеющими тормозных устройств. Вагонетки оставленные на пути должны быть заторможены. ПРИЛОЖЕНИЕ 1  Согласовано Управлением прикладных видов спорта Спорткомитета СССР "31" мая 1983 г. Учебный план альпинистской подготовки обборщиков верхолазов № п/п Темы занятий   Число часов Всего   В том числе на изуче- ние тео- рии           на практи- ческие занятия I. Общая подготовка 1    Физико-географические усло                вия и особенности района работы   2   2     2 Формы горного рельефа   2   2     3     Элементы топографии   6   2   4   итого   10   6   4   П. Специальная подготовка 4 Альпинистское снаряжение при текущем содержании земляного полотна на скально-обвальных участках   4   2   2   5 Техника страховки при передви      жении в горах: вязка надежных узлов   6   1   4   приемы веревочной страховки   6   1   5   взаимная страховка и само            страховка 4   1   3   6 Техника передвижения по горным участкам :                                передвижение по травянистым 4  2  2  склонам и осыпям страховка на них передвижение по курумникам и страховка на них  2   1   1   передвижение по скалам и страховка на них 20  2  1  передвижение по снежным и об-    леденелым склонам и страховка на них 4    2.    2 7 Переправа через горные реки  2  1  1  8 Предупреждение несчастных слу          чаев в горах и оказание первой помощи потерпевшим   4    2  2  9 Техника безопасности при произ  водстве работ по содержанию зем ляного полотна на скально-         обвальных участках    4    4    - итого 60 18 42 всего  70  24  46    ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Оценка состояния скальных откосов и склонов Степень и класс опасности обвальных откосов и склонов определяют с учетом оценки их морфологических и инженерно-геологических характеристик каждую из которых оценивают в баллах. К сумме баллов оценивающих морфологические характеристики 1 6 табл. I приплюсовывают сумму баллов оценивающих инженерно-геологические характеристики 6 17 табл. 2 при этом группу пород характеристика 14 принимают по табл. 3. В зависимости от полученной общей суммы баллов принимают по табл. 4 оценку откоса и склона по степени обвальной опасности.   Таблица 1  Оценка морфологических характеристик откосов и склонов Характеристика     Оценка состояния баллы 0   2   4   б   1   Высота м   <3   3-6   6-12   >12   2  Крутизна град   <30   30 45   45-60   >60   3 Форма поверхности   Ровная   Неровная   С высту пами   С   нави сающи ми выс тупами  4  Расстояние от подош                         вы откоса до ближай                    шего рельса м  >4   4-3   3-2   <2   5  Расстояние от повер                   хности головки рельса до дна кювета тран   шеи полки м   <1 б   1 5-0 7   7-0 4   <0 4   Таблица 2 Оценка инженерно-геологических характеристик откосов и склонов     Характеристика       Оценка состояния баллы 0   1   2   3   6  Среднее число трещин на 1 м длины   ?1   2-10   10-20   >20   7  Направление угла падения трещин по отношению к пути град  <20   20-30   30-40   >40   8 Ширина раскрытия трещин см  0  <0 5  0 5-1  >1 0  9 Глубина трещин м  0 1  0 1-1 0  1 0-10  >10  10 Обводненность трещин   Отсутст вует пол ностью  Признаки периоди ческого обводне ния. Признаки постоян ного об воднения  Постоян ное   об водне ние  11 Заполненность трещин мелкоземом  Тоже  Легкие признаки  Частичное заполнение  Полное эаполне ние  12 Характер поверхности стенок трещин  Неровные шерохова тые  Ровные шерохова тые  Неровные гладкие  Ровные гладкие  13 Прочность пород на сжатие   Очень прочные 0=150? 200 МПа 1500? 2000 кгс/см2  Прочные 0=100? 150 МПа 1000? 1500 кгс/см2  Средней прочности 0=40?100 МПа 400?1000 кгс/см2   Слабой прочно сти   0<40 МПа 400 кгс/см2  14 Группа пород выветриваемости см. табл. 3   I  II   III   IV V   15 Выветрелость пород откоса в момент обследования Невывет- релая  Слабая   Средняя   Сильная   16 Объем обвально-осыпных явлений за год на 1 м длины м3  Нет   <1 0   1 0-3 0   >3 0   17 Сейсмичность баллы 6  7  8  9     Таблица 3 Группы пород по степени выветриваемости Характеристика    Группы пород I  II  III  IV  V  Число циклов переменного высушивания и увлажнения  >50   50-30   30-12   12-5   <5   Уменьшение массы образца при просеивании через сито с размерами отверстий 10 мм %  <60   60-100   100   100   100     Таблица 4 Оценка опасности состояния скальных откосов и склонов Характеристика      Классы откоса по потенциальной опасности   I  II  III  Сумма баллов оценивающих степень нарушения устойчивости скальных откосов и склонов по табл. 1 и 2  66-45   44-23   22-0   Оценка откоса и склона по степени опасности Особо опасный  Опасный  Неопас ный    ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Примерная должностная инструкция обходчику железнодорожных путей на обвальном участке 1. Обходчик железнодорожных путей на обвальном участке при исполнении служебных обязанностей должен руководствоваться настоящей Инструкцией Правилами техники безопасности при производстве работ в путевом хозяйстве Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР Распорядительным актом обвального поста а также действующими на дороге приказами положениями и распоряжениями относящимися к нему по кругу обязанностей. 2. Обходчик на обвальном участке подчиняется непосредственно дорожному мастеру и бригадиру пути соответствующего околотка. Без разрешения дорожного мастера или бригадира пути он не имеет права прерывать дежурство или поручать его другому лицу. В случае болезни или невозможности исполнять по какой-либо причине свои обязанности обходчик железнодорожных путей на обвальном участке должен немедленно известить об этом дорожного мастера иди бригадира пути. 3. Обходчик железнодорожных путей на обвальном участке обязан: вступая на дежурство тщательно проверить наличие и состояние ручных сигналов петард и инструмента указанных в распорядительном акте; находиться в пределах своего поста в соответствии с графиком утвержденным начальником дистанции пути; наблюдать за исправностью пути в пределах своего поста и за состоянием нагорного откоса склона и основной площадки земляного полотна; ставить в известность дорожного мастера или бригадира пути обо всех обнаруженных неисправностях и случаях падения скальных обломков на железнодорожное полотно и другие сооружения; в случае обвала немедленно оградить место препятствия действуя в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР и Распорядительным актом обвального поста; принять все зависящие от него меры к своевременной остановке поезда перед местом обвала. 4 Установив  ограждение пути обходчик обязан немедленно известить бригадира пути и дорожного мастера о происшедшем обвале с указанием места и характера обвала а также поставить в известность об этом дежурного ближайшей станции или разъезда. В случае повреждения иди возникновения опасности повреждения устройств СЦБ и связи линий автоблокировки контактной сети и других объектов сообщить об этом работникам СЦБ и связи и энергодиспетчеру.   ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Примерная должностная инструкция бригадиру монтеров пути на обвальном участке 1. Бригадир монтеров пути рабочих по земляному полотну подчиняется непосредственно мастеру по земляному полотну. Он отвечает за исправное состояние земляного полотна водоотводных и защитно-укрепительных сооружений. 2. Бригадир монтеров пути рабочих по земляному полотну обязан: знать должностную инструкцию Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Союза ССР Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ технические указания и нормы содержания пути Инструкцию по текущему содержанию земляного полотна на скально-обвальных участках и технике безопасности правила учета и отчетности относящиеся к его должности а также все приказы распоряжения и руководства относящиеся к нему по кругу обязанностей и обеспечивать безопасность производства работ; систематически осуществлять надзор за земляным полотном и своевременно принимать меры к устранению его неисправностей; руководить всеми работами по содержанию основной площадки земляного полотна водоотводных и защитно-укрепительных сооружений и принимать участие при необходимости совместно с бригадой монтеров пути в работах по ликвидации последствий деформаций земляного полотна; во время производства скально-съемочных работ совместно с бригадой принимать участие в работах по защите от повреждения верхнего строения пути линии связи и СЦБ контактной сети и других обустройств железнодорожного пути в уборке скального грунта и восстановлении движения поездов   ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Примерная должностная инструкция бригадиру обборщиков 1. Бригадир обборщиков пользуется правами установленными для бригадира пути и подчиняется непосредственно мастеру по земляному полотну. Он отвечает за безопасное состояние обвальных косогоров обеспечивая при этом своевременное выполнение работ по надзору за откосами выемок склонов и уборке с них неустойчивых обломков скального грунта. 2. Бригадир обборщиков обязан: знать должностную инструкцию Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Союза ССР Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ технические указания и нормы содержания пути Инструкцию по текущему содержанию земляного полотна на скально-обвальных участках и технике безопасности правила учета и отчетности относящиеся к его должности а также все приказы распоряжения и руководства относящиеся к нему по кругу обязанностей и обеспечивать безопасность производства работ; систематически осуществлять надзор за скально-обвальными участками и тщательно проводить наблюдения за сомнительными в отношении устойчивости откосами выемок склонов и отдельными скальными массивами; детально знать все обвальные места на своем участке и принимать меры к немедленному устранению обвалов; руководить работами по проверке откосов выемок склонов и проведению мероприятий по предотвращению обвалов принимать участие в ликвидации последствий скальных обвалов и других деформаций; принимать меры во время производства скально-съемочных работ по защите от повреждения верхнего строения пути линии связи и СЦБ контактной сети и других обустройств пути.   ПРИЛОЖЕНИЕ б Примерная должностная инструкция мастеру по земляному полотну 1. Мастер по земляному полотну пользуется правами дорожного мастера и подчиняется непосредственно начальнику дистанции пути и его заместителям. Он отвечает за безопасность и бесперебойность движения поездов исправное состояние земляного полотна защитно-укрепительных и водоотводных сооружений а также за своевременное выполнение работ по текущему содержанию земляного полотна в пределах своего обвального участка. Он несет ответственность за обеспечение техники безопасности при производстве работ по содержанию земляного полотна. 2. Мастер по земляному полотну входит в состав постоянно действующей на дистанции пути горно-обвальной комиссии и принимает участие во всех мероприятиях проводимых на дистанции пути по оздоровлению земляного полотна на скально-обвальных участках. 3. Мастер по земляному полотну обязан: в конце каждого месяца разрабатывать и представлять на утверждение начальнику дистанции пути месячные графики по проверке земляного полотна и производству оздоровительных работ подлежащих выполнению бригадами обборщиков и монтеров пути; осуществлять систематический надзор за правильным содержанием земляного полотна и всех защитно-укрепительных и водоотводных сооружений на своем обвальном участке вести необходимую техническую документацию по земляному полотну по формам ПУ-9 ПУ-14 ПУ-28 и др. проводить инструктаж бригад обборщиков монтеров пути и обходчиков железнодорожных путей на обвальных участках; при деформациях земляного полотна и загромождениях пути вызванных горными обвалами и другими природными явлениями принимать меры к скорейшей ликвидации возникших деформаций и устранению препятствий для открытия движения поездов а также участвовать в определении причин деформаций и составлении акта их расследования; руководить всеми работами по текущему содержанию земляного полотна обрабатывать и систематизировать результаты наблюдений своевременно представляя полученный материал через дистанцию пути в инженерно-геологическую базу или путеобследовательскую станцию по земляному полотну службы пути.   ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Утверждаю: Образец                                                                                                                                          Начальник дистанции подпись " 19 г. Распорядительный акт   обвального поста № на 205/206 км Участок Рыбачье Быстровка Схема обвального места 1. Границы обвального поста: от 204-го км + ПК 4 + 50 м до 205-го км + ПК 2 + 40 м. 2. Описание обвального места. Нагорный склон сложен трещиноватыми сильно выветривающимися гранитогнейсами. Особую опасность представляет нагорный склон в пределах: от ПК 6 + 30 до ПК 6 + 70 м; от ПК 7 + 80 до ПК 8 + 40 м; от ПК 9 + + 30 до ПК 0 + 30м. Наибольшее число произвольных обвалов на данном посту наблюдается в период дождей и снеготаяния. Этим участкам обходчик железнодорожных путей должен уделять повышенное внимание. Условные обозначения: О - пост кладовая ; ? - пункт хорошей видимости; X - опасные места на косогоре;   места падения скальных обломков на путь;  границы обвального поста; высоковольтная линия  3   Месторасположение обвального поста и условия видимости. Будка обвального поста расположена с правой стороны пути на ПК 7 + + 50м 205-й км . Пункт хорошей видимости на обвальном посту расположен с правой стороны пути на ПК 7 + 80 м 205-й км . Дальность видимости: в сторону ст. Рыбачье 300 м от будки и 400 м от пункта на ПК 7 + 80 м; в сторону ст.Быстровка 250 м от будки и 350 м от пункта на ПК 7 + 80 м. 4. Порядок ведения дежурства. Во время дежурства обходчик железнодорожных путей на обвальном участке обязан ходить от границы к границе своего участка внимательно наблюдая за состоянием нагорного склона и железнодорожного полотна. Обходчик железнодорожных путей на обвальном участке непосредственно подчиняется бригадиру пути и дорожному мастеру и без их разрешения не имеет права оставлять своего поста или поручать дежурство другому лицу. 5. Перечень инструментов и средств сигнализации. На обвальном посту имеются следующие инструменты: Кувалды. ............... 1 шт. Ломы остроконечные. ...... 2 шт. Лопаты железные ......... 2 шт. Кирки ................. 2 шт. Веревка капроновая ....... 30 м Петарды ................ 6 шт. Сигнальные принадлежности ................ 1 комп. 6. Постоянное местонахождение линейных работников. Линейные работники 3-го околотка 10-й дистанции пути находятся в следующих местах: мастер по земляному полотну в казарме 150-и км; дорожный мастер в казарме 200-й км; бригадир обборщнков в селе Ахта 182-й км; бригадир пути в полуказарме 196-й км. 7 План действий обходчика железнодорожных путей на обвальном участке при обвале. При обнаружении загромождения пути обвалом или отдельными обломками скального грунта обходчик железнодорожных путей на обвальном участке обязан немедленно принять меры к остановке приближающихся поездов руководствуясь должностной инструкцией. В случае если ему неизвестно с какой стороны ожидается подход первого поезда в первую очередь необходимо поставить ограждение со стороны станции Быстровка а затем со стороны станции Рыбачье. После ограждения препятствия с обеих сторон обходчик железнодорожных путей на обвальном участке принимает меры к тому чтобы сообщить о случившемся происшествии дежурным по станциям Быстровка и'Рыбачье а также линейно-путевым работникам находящимся в казарме 200-й км и полуказарме 196-й км . 8. Прием и сдача дежурства. Сдача поста очередному дежурному производится в часы установленные графиком после совместного обхода поста сменяющимися дежурными и тщательного его осмотра. Прием и сдача дежурства оформляются подписью в постовом журнале находящемся на посту. Акт составили: Мастер по земляному полотну подпись Дорожный   мастер   подпись " " 198 г. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Образец Утверждаю: ПЧ " " 198 г. ГРАФИК текущего осмотра и проверки нагорных откосов склонов на " " обвальном участке " "   дистанции пути ....... ж. д. на февраль 1984 г.   Перегон       Место работы   Дни работы Кило- метр   ПК   1   2   3   4   5   б   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   200 201 203 205 206   1-5 3-8 4-10 3-10 1-3   -     -   -    -    -   -     -    -   -     -    -    -    -    -    -    -    -   -  -      -    -    -        -        -    -   -  -    -   Мастер по земляному полотну                                                      подпись " " 198 г.   ПРИЛОЖЕНИЕ 9  Образец Журнал наблюдений за "маяками" на ...... обвальном участке ........... дистанции пути .......... ж. д.   Пере гон № мая ка Место уста новки "ма яка"......... +ПК...... +.........м   Дата уста Новки "маяка" Результаты наблюдений Дата съемки неустойчи вого скаль ного массива и ликвида ции "мая ка"   При меч ание Дата 28.10.81   Дата 25.12.81   Дата 92.04.82   Дата 05.06.82   Дата   Раск рытие тре щины мм Подпись бригади ра Раск рытие тре щины мм Подпись бригади ра Раск рытие тре щины мм Подпись бригади ра Раск рытие тре щины мм Подпись бригади ра Раск рытие тре щины мм Подпись бригади ра А-Б   1   204+5+13   25.08.81   1   Иванов.   1   Иванов   2   Иванов   -   -    -    -   15.04.82   -    То же   2   204+5+25   25.08.81   0   Иванов   0   Иванов   0   Иванов   0   Иванов    -    -  -    - "-"   3   204+5+70   25.08.81   0 5   Иванов   0 5   Иванов   0 5   Иванов   1   Иванов    -    -    -    -   "-"   4   204+5+95   25.08.81   0   Иванов   0   Иванов   0   Иванов   0   Иванов    -    -    -    -   ПРИЛОЖЕНИЕ 10  Образец Утверждаю: ПЧ " 198 г. ГРАФИК работ по текущему содержанию земляного полотна на ...... обвальном участке ...... дистанции пути .   .    ..... ж. д. на март 1984 г. № п/п   Наименование работ     Измери- тель   Объем     Место работы   Дни месяца При- Муча ние   километр   ПК   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   . .  .   1   Удаление неустойчивых обломков скального грунта   м3   12 0   200   1-5   -   -     -    -    -   -          В О С К Р Е С Е Н Ь Е    -    -    -    -    -   2   Тоже   м3   18 5   201   3-8    -   -   -    -    -   -     -    -    -    -    -   3   Расчистка нагорной канавы   м3   12 5   200   2-3   -   -    -    -    -   -     -    -    -   -     -   4   Уборка осыпей   м3   15 0   185   1-3    -   -    -   -   -        -    -    -    -    -   5   Очистка от осыпей и обвала застойной пазухи улавливающей стены   м3   10 0   185   5-7   -   -     -   -     -   -   -   -   -   -    -   Мастер по земляному полотну                                                           подпись " " 198 г.   ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Образец ВЕДОМОСТЬ результатов наблюдений за падением обломков скального грунта на железнодорожное полотно вовремя их съемки с откоса выемки склона на . . . . . обвальном участке ....       .     . дистанции пути ...     .     .ж. д. за июль 1984 г. Схематический профиль откоса выемки склона Краткая инженерно-геологическая характеристика откоса склона Дата производства съемки Место производства съемки вм+ПК+м   Высота откоса склона Н м Крутизна участков откоса склона ?. град Высота падения скальных обломков h м Общий объем сбрасываемого скального материала м3 Объем отдельных обломков скального грунта дошедших до пути м3 Место падения обломков скального грунта на путь км+ПК+м Расстояние от подошвы откоса склона до упавших обломков м   Склон сложен грано- диоритами в средней части они прикрыты суглинисто- пылеватым делювием у подошвы склона об нажены   25.05.81   305+2+13 110 ? 1=60  ?2=30  ?3=80   85   2 0   0 5 0 7 0 3 0 2   305+2+50 305+2+25 304+1+95 304+1+95   3 0 1 8 2 0 0 5     Мастер по земляному полотну                                                                  подпись Бригадир обборщиков                                                                    подпись   ПРИЛОЖЕНИЕ 12   Образец Ведомость результатов наблюдений за интенсивностью осыпания продуктов выветривания со скальных откосов откос выемки на................обвальном участке..................дистанции пути.................................ж.д. Месторасполо жение площадки от км+ПК+м до км+ПК+м   Длина площад- ки м    Высо- та от коса м    Кру- тизна отко са град  Шири на пло- щадки м    Процентное соотношение мощностей литологи- ческих раз ностей в откосе  Дата начала наблюдений      Состав осыпавшегося грунта откоса Дата осмотра    Общая масса грун та кг  Масса кг фракций мм >40  40-20  20-10  10-5  5-2  <2  308+ПК+2+30 308+ПК+2+35  5  15  75  4  50 % гли нистого слан          ца 50 % извест    няка  3.03.81   3.06.81   80   15   32   15   10   6   2   Примечания.  1.К ведомости должны быть приложены поперечники земляного полотна и откоса зарисовки фотографии и другие материалы. 2. Методика наблюдений по определению интенсивности осыпания продуктов выветривания со скальных откосов приведена в приложении 19. Мастер по земляному полотну                                                       подпись   " " 198 г.