НАОП 5.1.12-6.05-92

НАОП 5.1.12-6.05-92 Методичні вказівки. Проведення атестації умов праці на робочих місцях водіїв

Украинская государственная корпорация автомобильного транспорта ПРИКАЗ 14.02.92 г.Киев 0 введении в действие РД 238 Украины 84001-92-92  "Методические указания. Проведение аттестации условий труда на рабочем месте водителей №5 В целях установления контроля за состоянием условий труда  на рабочих местах водителей а также единого порядка при его проведении на предприятиях и организациях отрасли  ПРИКАЗЫВАЮ: 1 1. Ввести в действие с 01.03 92 "Методические указания. I Проведение аттестации условий труда на рабочем месте водителей" -  РД 238 Украины 84001-92-92. I 2. Руководителям территориально-производственных объединений | автотранспорта концерна "Укрпромавтошиноремонт" ВО "Укртранс"   предприятий и организаций обеспечить соблюдение установленного порядка проведения аттестации условий труда на рабочих местах водителей. 3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить . на управление безопасности движения и охраны труда /т.Гуминский И.П./. Первый вице-президент               В.М.Рева СОГЛАСОВАНО Председателем профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйстве Украины А. Г. Королем 05 февраля 1992г. УТВЕРЖДЕНО Первым вице-президентом корпорации "Укравтотранс" В. М. Ревой 29 января 1992г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ВОДИТЕЛЕЙ РД 238 Украины 84001-92-92 Корпорация "Укравтотранс" Киев 1992 Группа Т 58  РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Проведение аттестации условии труда РД 238 Украины 84001-92-92 на рабочем месте водителей с 01 03 92 Срок действия до01.0 Настоящие методические указания распространяются на кабины как постоянное рабочее место водителя /далее - рабочее место/ грузовых легковых специальных автомобилей и автобусов /далее -автомобилей/ находящихся в эксплуатации в предприятиях и организациях корпорации "Укравтотранс". Настоящий руководящий документ устанавливает основной порядок проведения аттестации рабочего места водителя и основные методические требования по выполнению визуальных оценок и инструментальных измерений параметров характерезующих санитарно гигиенические условия его труда в кабине автомобиля. I. АТТЕСТАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ В КАБИНЕ АВТОМОБИЛЯ 1.1. Цель настоящей аттестации заключается в комплексной оценке рабочего места водителя на его соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. 1.2. Санитарно-гигиенические требования к рабочему месту водителя определяются характеристиками оценивавший визуально и с помощью специальной измерительной аппаратуры. Перечень основных характеристик с элитарно-гигиенических условий труда водителей в кабине автомобиля и их шифры - согласно приложению I. 1.3. Общий порядок организации и проведения аттестации условий труда на рабочем месте водителей - согласно "Положению об организации учета аттестации и рационализации рабочих мает в автотранспортных предприятиях" РД 200 УССР 85000-54-87. Для учета рабочих мест водителей необходимо использовать марку автомобиля и его номерной знак /гаражный номер/. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать для учета код состоящий из шести знаков согласно классификации РД 200 УССР 85000-54-87. 1.4. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест водителей возлагается на руководителей службы эксплуатации. 1.5. Для проведения аттестации рабочих мест водителей в автотранспортном предприятии создается аттестационная комиссия возглавляемая заместителем начальника предприятия по "эксплуатации. В приказе по автотранспортному предприятию по проведению аттестации определяйся порядок ее проведения включая состав комиссии сроки проведения аттестации и т.п. 1.6. К проведению аттестации рабочего места водителя не допускаются автомобили не прошедшие технический осмотр в сроки установленные "Правилами проведения государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов". 1.7. Аттестация с измерением характеристик санитарно-гигиенических условий труда водителей в кабине автомобиля проводится выборочно базируясь на следующих принципах: I/ общий объем выборки /т.е. количество транспортных средств некоторых могут быть выполнены инструментальные измерения характеристик санитарно-гигиенических условий труда водителей /определяется практической производительностью базовой лаборатории ТПО по контролю за состоянием условий труда /далее -базовая лаборатория/; 2/ в выборке участвуют только транспортные средства выполняющие основные технологические перевозки /Например в автобусном АТП имеющем в своем составе для выполнения различных хозяйственных и административных нужд несколько грузовых в легковых автомобилей последние аттестации не подлежат. Измерения проводят только на подвижном составе автобусов/; 3/ транспортные средства ТПО подлежащие аттестации делятся на группы по базовым маркам автомобилей: ЗИЛ ГАЗ КРАЗ КАМАЗ МАЗ/КРАЗ/ ЛАЗ ПАЗ/КАВЗ/ ЛИАЗ ИКАРУС   ВОЛГА МОСКВИЧ и т.д. 4/ внутри каждой группы транспортные средства в свою очередь разделяются на три подгруппы с пробегом: 1-я группа - до 20тыс.км 2-я группа -140-170 тыс.кл /автобусов 180-200 тыс.км автомобилей "Москвич" - 80-100 тыс.км/ 3-я группа - до 20 тыс.км пробега пос- ле капитального ремонта; 5/ общее количество транспортных средств для каждой группы определяется соответственно по процентному составу в общем количестве автомобилей ТПО. Например если в ТОО общее число автомобилей 8000 из которых автомобили марки ГАЗ /в количестве 1360 шт./ составляют 17% ЗИЛ /1680 шт/ - 21% КАМАЗ /720 шт/ - 9% МАЗ /КРАЗ/ /240 шт - 3% ГАЗ-24 /680 шт/ - 11% ЛАЗ /1120 шт/ - 14% к т.д. то при общем количестве аттестуемых базовой лабораторией автомобилей равном скажем 250 /определяется ТПО совместно с базовой лабораторией/ по маркам они составят: ГАЗ - 43/17%/ ЗШ - 53/21%/ КАШЗ-23/9%/ МАЗ /КРАЗ/ - 8/3%/ ГАЗ-24 -'28/11%/ ЛАЗ - 35/14%/ и т.д. Каждая из этих групп по маркам должна включать примерно 10-20% автомобилей с пробегом до 20 тыс.км 50-70$ автомобилей с пробегом 140-170 тыс.км /автобусов 160-200 тыс.км автомобилей "Москвич" -- 80-100 тыс.км/ 20-30% автомобилей с пробегом до 20 тыс.км после капитального ремонта. В каждой группа должно быть не менее 10 автомобилей каждой марки; 6/ располагая данными о численности и структуре парка автомобилей ТПО составляет график проведения аттестации и доводит его до подведомственных автотранспортных предприятий и базовой лаборатории. 1.8. Санитарно-гигиенические условия работы водителя в кабине автомобиля оцениваемые визуально определяется членами аттестационной комиссии автотранспортного предприятия и оформляться в виде протокола согласно приложению 2. 1.9. Оценка характеристик требующих инструментальных измерений выполняется базовой лабораторией по контролю за состоянием условий труда областных /Киевского городского/ ТПО корпорации "Укравтотранс": 1.10. Оценка характеристик измеряемых инструментально производится сравнением с действующими нормативами; определяемых визуально /приложение I/ - методом экспертных опенок заключающемся в выработке итоговой оценки на основании обобщения мнений /оценок/ каждого из членов аттестационной комиссии исходя из рекомендаций разд.2. 1.11.Каждая характеристика оценивается положительно /обозначается в протоколе знаком "I"/ или отрицательно /обозначается знаком "О"/. Положительная оценка выставляется при соответствии харак- теристики предъявляемым требованиям /нормативам/ и при отклонениях от них в сторону улучшения санитарно-гигиенических условий труда. 1.12. На основе анализа оценок каждой характеристики проставляется результат аттестации по каждому рабочему месту оформляется аттестационной комиссией в виде акта согласно приложению 3. 1.13. По результатам аттестации каждое рабочее место относится к одной из следующих групп: аттестованные - рабочие места все характеристики которых оценены положительно /обозначаются в акте знаком "А"/; временно неаттестованные - рабочие места на которых одна или более характеристик оценены отрицательно но могут быть доведены до требуемого уровня силами автопредприятия /обозначаются в акте знаком "ВН"/; неаттестованные - рабочие места характеристики которых не соответствуют и не могут быть доведены до уровня установленных требований силами автопредприятия применением обычных средств /методов/. В акте обозначается знаком "Н". 1.14. Временно неаттестованные рабочие места после устранения отмеченных недостатков проходят повторную аттестацию /только в части проверки этих недостатков/ после чего становятся аттестованными. 1.15. Неаттестованные рабочие места /не менее 10% неаттестованных автомобилей каждой марки/ подлежат повторному контрольному определению условий труда водителей при обязательном соблюдении требований п.3.2.8. После установления невозможности устранения силами АТП недостатков отрицательно влияющих на санитарно-гигиенические характеристики условий труда водителей но возможном использовании этих рабочих мест /автомобилей/ в случае применения индивидуальных или коллективных средств запиты водителя введения сокращенного рабочего дня дополнительной оплаты труда и т.п. они могут быть условно аттестованы /обозначается в акте знаком "УА"/ с обязательной записью: условно аттестовано с применением средств защиты водителя /указать конкретно каких/ и компенсационных мер /указать конкретно каких/. 2.ВИЗУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ХАРАКТЕРИСТИК САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЬ В КАБИНЕ АВТОМОБИЛЯ 2.1. Визуальная оценка предусматривать качественную оценку того или иного элемента оснащения автомобиля влияющего на санитарно-гигиенические условия труда водителей путем его внешнего осмотра или проверки его работоспособности. 2.2. Под герметичностью кабины автомобиля при проведении аттестации следует понимать обеспечение условий предотвращения попадания в кузов пыли и холодного воздуха. Это достигается применением уплотнителей предусмотренных технической документацией автомобиля. При проверке уплотнения нужно установить непрерывность контакта наружных уплотнителей дверей с кузовом. Контакт можно проверить по зажиму бумажной ленты шириной 30 мм  между дверью и проемом двери или по отпечатку на кузове для чего уплотнитель натирают малом. 2.3. В кабине в зоне расположения ног водителя и пассажиров обязательно должен быть уложен напольный коврик. Он не должен иметь разрывов изломов и других повреждений по краю длинной более 5 см. 2.4. Обивка кабины не должна иметь повреждений: разрывов порезов и т.п. 2.5. Обивка сиденья не должна иметь повреждений. Небольшие разрывы должны быть заштопаны или затянуты нитками. Сиденья и спинка не должны иметь остаточных деформаций /из-за повреждений н а б и в к и/ приводящих к утере упругости. Бугры и пустоты под обивкой не допускается. 2.6. При оценке состояния регулировочного механизма сиденья необходимо проверить его работоспособность на установку сиденья по высоте по весу водителя изменение наклона спинки и свободное продольное перемещение /вперед-назад/ относительно рулевого колеса. 2.7. Стекла кабины /переднее заднее боковые/ не должны иметь трещин и других повреждений затрудняющих водителю обзорность. Стекла должны быть чистыми в зонах ветрового стекла считаемых стеклоочистителям не должно оставаться грязных следов.   2.8. При оценке работы стеклоочистителя необходимо убедиться в том что щетки не касаются уплотнителя стекла и после выключения останавливаются в нижнем положении. 2.9. При проверке действия стеклоподъемников необходимо убедиться в том . что при вращении ручки стеклоподъемника стекло равномерно движется от одного крайнего положения до другого без повышенного усилий на ручке. Частично или полностью поднятое стекло не должно произвольно опускаться даже если пытаться сдвинуть его вниз руками. 2.10. При оценке вентиляционной системы необходимо проверить состояние вентиляционных люков их способность свободно открываться и закрываться надежно фиксироваться в положениях предусмотренных конструкцией завода-изготовителя. Вентиляционные стекла /"ветрянки"/ должны поворачиваться свободно надежно фиксироваться в любом промежуточном положении своим тормозом и хорошо запираться защелками. 2.11. Система отопления оценивается ее работоспособностью: при включении должно равномерно излучаться тепло из всех насадок воздухораспределителя. В холодный период года система отопления должна обеспечивать быстрое оттаивание ветрового стекла и защиту его от запотевания быстрый прогрев воздуха и внутренних поверхностей кабины поддерживать в них параметры микроклимата в соответствии с санитарными нормами. 3.ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА  ВОДИТЕЛЕЙ В КАБИНЕ АВТОМОБИЛЯ 3.1. Общие положена 3.1.1. Инструментальные измерения величин показателей микроклимата в кабине автомобиля концентраций вредных веществ уровней щука инфразвука и вибрации проводят с целью осуществления и  контроля соответствия фактических параметров условий труда водителя  допустимым значений установленным санитарно-гигиенических нормами и государственными стандартами безопасности труда. 3.1.2. Измерения параметров микроклимата концентрации  вредных веществ уровней шума инфразвука к вибрации должны проводиться  с использованием методик утвержденных в установленном порядке и настоящим РД. 3.1.3. Измерения проводит базовая лаборатория по контролю условий труда ТПО корпорации "Укравтотранс" во взаимодействии со структурными подразделениями ТПО /автотранспортными предприятиями/ с учетом положений п. 1.7. 3.1.4. Автопредприятие в соответствии с графиком проведения аттестации должно представить в распоряжение базовой лаборатории аттестуемые автомобили и обеспечить условия необходимые для проведения измерений тех или иных характеристик. 3.1.5. Базовая лаборатория организует свою работу на основании планов сформированных в соответствии с графиком проведения аттестации ТПО и заявками автопредприятий объединения. 3.1.6. Результаты выполненных измерений согласно РД 238 УССР 84001-15-90 "Типовое положение. Базовая лаборатория по контролю за состоянием условий труда" представляют администрация предприятия не позднее чем через три дня после их окончания в виде протоколов /приложения 6 8-11/. 3.2. Требования к условиям проведения измерений 3.2.1. Измерения необходимо ПРОВОДИТЬ при атмосферных условиях характернее для климата данной местности и с учетом требований к работе измерительной аппаратуры. Не рекомендуется проводить измерения при относительно редких атмосферных явлениях: дождь снег гроза скорость ветра более 5 м/с. 3.2.2. Измерения следует проводить: в автобусах к маршрутных такси - на улицах /дорогах/ по которым проходит их постоянный маршрут; в легковых такси - на улицах с параметрами /продольные уклоны ширина проезжей части дорожные покрытия/ и режимами движения «наиболее характерными для данного населенного пункта; в грузовых автомобилях - на улицах /дорогах/ по которым наиболее часто пролегают пути их движения /например элеватор - грузовая станция хлебзавод - конкретные магазины морской /речной/ порт - грузовая станция и т.п./ пли на улицах /дорогах/ с параметрами и режимами движения наиболее характерными для условий их работы. Измерения проводят: на автобусах городских маршрутов - в зонах подъезда к остановочным пунктам при торможении и открывании дверей на остальных транспортных средствах включая автобусы пригородного а междугороднего сообщения - на участках с установившейся скоростью /на перегонах/ при максимально разрешенной скорости движения на данной улице /дороге/. 3.2.3. Автомобиль предназначенный для проведения измерений должен быть технически исправным соответствовать требованиям Правил дорожного движения и ГОСТ 25478-82 он должен быть укомплектован заправлен топливом и смазочными материалами в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. 3.2.4. Автомобили на которых проводят замеры должны быть полезно загружены исходя из расчета: коэффициент использования грузоподъемности грузовых автомобилей /без прицепов и полуприцепов/ - 0 85-0 95 автобусов на городских и пригородных маршрутах- -0 8 -0 9 /от максимальной вместимости/ на междугородных -0 9-1 0 /из расчета количества мест для сидения/ легковых таксомоторов--0 75. 3.2.5. Во время проведения измерений:  I/ окна автомобиля люки в крыше и отверстия для вентиляции должны быть закрыты; 2/ оборудование специальных и специализированных автомобилей работающее во время движения автомобиля /например холодильные установки/ должно быть включено; 3/вентиляционные установки /вентиляторы кондиционеры отопители/ должны работать в режиме максимальной производительности; . 4/ жалюзи и /или/ вентиляторы системы охлждения двигателя с автоматическим приводом должны работать в автоматическом режиме /в протоколе замеров указать рабочее положение/. Если автомобиль оборудован жалюзи с ручным управлением замеры проводят при полностью открытых жалюзи; 5/ регулируемые сиденья спинки подголовники должны находиться в положении каждодневно используемом водителем аттестуемого автомобиля. При измерениях характеристик микроклимата содержания пыли и вредных веществ система нормализации микроклимата / предусмотренная конструкцией автомобиля/ должна работать в режиме соответствующем периоду года. 3.2.6. Перед началом проведения измерений / не ранее чем через 30 дан. после начала непрерывной работы двигателя / двигатель и другие агрегаты автомобиля должны быть прогреты до рабочей температуры. 3.2.7. При проведении измерений на рабочем месте количество операторов проводящих измерения как правило не должно превышать число мест в кабине предназначенных для сиденья не считая места водителя. Отступление от этого требования допускается только в исключительных случаях когда других возможностей для проведения измерений нет. 3.2.6'. Выполнение измерений при повторном определении условий труда водителя /см. п.1.16/ должно производиться при обязательном соблюдении следующих требований: в дополнение к п.ц. .2.3. '3.2.5. - 3.2.7. автомобиль должен быть без полезной нагрузки прицепов и полуприцепов /за исключением нерасцепляемых/ шины не должны иметь повреждений их износ не должен превышать 30% первоначальной высоты рисунка протектора. Испытания следует проводить на прямом сухо?4 гладком и чистом участке дорога с асфальто- или цементобетонным покрытием без сколько-нибудь серьезных повреждений /ям выбоин широких и глубоких трещин и т.п./. Продольный уклон дороги не должен превышать 1%. На расстоянии 20 и от продольной оси дороги не должно быть высокой застройки. Климатические условия должны удовлетворять следующим требованиям: отсутствие атмосферных осадков; атмосферное давление - 101 3 кПа /760 мм рт.ст./ с допустимым отклонением +5%; температура окружающего воздуха от -5 до +30°С; скорость ветра не более 5м/с. При измерениях куш на рабочем месте уровень внешнего шума должен быть не менее чем на 10 дБА ниже установленного для рабочего места в автомобиле данной марки а при измерениях концентрации вредных веществ их величина в атмосферном воздуха на дороге не должна превышать ПДК согласно приложению 5. 3.3. Измерение и оценка параметров микроклимата 3.3.1. К нормируемым показателям характеризующим микроклиматические условия рабочей зоны в кабине автомобиля относятся: температура воздуха относительная влажность воздуха скорость движения воздуха интенсивность теплового излучения /облученность/. Кроме того определят1 температуру внутренних поверхностей кабины. 3.3.2. Для температуры относительной влажности скорости движения воздуха установлены оптимальные и допустимые норда. Для кабины автомобиля их необходимо принимать в соответствии с "Санитарными правилами по гигиене труда водителей автомобилей" №4616 -68 Минздрава СССР. Согласно этим . Правилам определятся нормативные требования к тепловой облученности водителя перепадам температуры по высоте кабины температуре внутренних поверхностей кабины. 3.3.3. Для измерения температуры воздуха использует термометры для измерения температуры и относительной влажности воздуха - психрометры /например аспирационного типа МВ-4М/. . Допускается измерять эти показатели суточными и недельными термографами / ЬИ6 С и Н / и гигрографами / У-21 С и Н/ при обязательной тарировке по показаниям аспирационного психрометра и защите от попадания прямых солнечных лучей на датчики. 3.3.4. Скорость движения воздуха необходимо измерять ротационными анемометрами типа АСО-3 НС-13 термоанемометрами типа ТАМ-1. Эти измерения необходимо производить только при закрытых окнах и вентиляционных люках. 3.3.5. Интенсивность потоков теплового излучения измеряют антинометрами радиометрами типа РОТС-П ДОЦ-1 СРП. 3.3.6. При измерении температуры внутренних поверхностей кабины применяют контактные термометры типа ЗТП-И термопреобразователи сопротивления ТХК ММТ. 3.3.7. Допустимая погрешность измерительных приборов и диапазон измерений - согласно ГОСТ 12.1.005-88. 3.3.8. Условия проведения измерений параметров микроклимата  согласно разд.3.2. В дополнение к п.3.2.5. перечисление I/ измерения: параметров микроклимата/ за исключением скорости движения воздуха/ при температуре наружного воздуха  +24°С и выше необходи- мо производить при открытом окне или вентиляционных люках. Кроме того должно быть соблюдено требование проведения измерений в теплый и холодный периода года в течение одной рабочей смены при температурах наружного воздуха характерных для периода года и климата местности /приложение 4/. 3.3.9. Температуру относительную влажность и скорость движения воздуха измеряют в зоне дыхания водителя на расстоянии 100+30 мм вправо и влево от его головы. Кроме того температуру воздуха  измеряют на высоте 100 км от уровня пола в точках не мешающих работе водителя в непосредственной близости от его ног. 3.3.10. На каждой высоте /100 т от уровня пола и на уровне зоны дыхания водителя/ должно проводиться по три измерения показателей микроклимата /соответственно п.3.3.9./ в течение не более одного часа при наружной температуре воздуха отличающейся от средней температуры самого теплого или самого холодного месяцев данного климатического района не более чем на + 3°С /приложение4 /.  Перепад температуры в кабине по высоте определяют как разность измеренных температур на указанных уровнях. 3.3.11. Температуру внутренних поверхностей кабины измеряются  в центрах однородных по материалу и степени нагрева   охлаждения непрозрачных окружающих водителя поверхностей /пол потолок передняя панель левая дверь/. 3.3.12. Интенсивность потоков теплового излучения измеряют при движения автомобиля против солнца /или с отклонением от направления солнечных лучей на угол до 30° /. Датчик прибора располагается у облучаемой части тела водителя на расстоянии 10-20 см перпендикулярно направлению солнечных лучей. Проводится по три замера в течение 15 мин. Тепловое излучение от двигателя размещенного в кабине измеряется в центре поверхности капота двигателя обращенной к водителю. 3.3.13. Результаты всех измерений оформляют протоколом /приложение 6/ -3.4. Измерение и оценка концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны 3 .4.1. Перечень вредных веществ концентрацию которых необходимо определять в воздухе кабины автомобиля зависит от вида используемого топлива /таблица I/. Предельно допустимая концентрация этих веществ - согласно ГОСТ 12.1.005-88. Таблица I Предельно допустимые концентрации /ПДК/ вредил веществ Вид топлива   марка Вредных веществ и их ПДК мг /м3 угле- водо- роды  оксид угле рода; оксиды диок- сиды азота сви-  нец  пета- зол    фор-  маль- дегид акро- летш  мер- кап- тан Бензин: А-72Д-76 А-92 Я т.п. 300 20 5/2/ - - - этилированный 300 20 5/2/. 0.01 0:007* - - - - метилированный бензин и чистый метанол 300 20 5/2/   5 0.5 - дизельное топливо 300 20 5/2/ - - - 0.2 - газовое топливо 300 20 5/2/ 1 *среднесменная   Кроме того при необходимости рекомендуется определиться вредные вещества характерные для воздушного бассейна региона и по данным Госкомгидромета превышающие ПДК для населенных мест в 10 раз и более. 3.4.2. При массовых обследованиях и при условии загрязнения воздуха только продуктами неполного сгорания автомобильного топлива  оценку рекомендуется  проводить по наиболее часто превышающему ПДК веществу - оксиду углеродов. 3.4.3.Измерения концентрация вредных веществ санитарно-химические исследования воздуха в кабине автомобиля должны выполняться с использованием методов анализа утвержденных Минздравом СССР в качестве "Методические указания". 3.4.4. Для измерения концентраций вредны* веществ в кабине автомобиля можно использовать газоанализатор типа УГ-2 работающий на принципе аспирирования исследуемого воздуха с помощью воздухозаборного устройства /типа сильфона насоса и др./ через индикаторную трубку заполненную зернистым сорбентом с нанесенным на него цветообразующим реагентом. Перечень вредных веществ определяемых с помощью газоанализатора УГ-2 характеристика и избирательность порошков к этим веществам а также проведение измерений концентраций вредных веществ в воздухе кабины автомобиля индикаторными трубками - в соответствии с ГОСТ 12.1.014-64. Подготовку аппаратуры к измерению концентраций вредных веществ проводят в соответствии с нормативно-технической документацией на индикаторные и фильтрующие трубки и предназначенное для  них воздухозаборное устройство. Аппаратура а прибора используемые при санитарно-химических исследованиях подлежат поверке и тарировке в установленном порядке. 3.4.5. В случаях когда концентрация вредных веществ незначительно выше или ниже ПДК рекомендуется использовать более точные методы их определения /приложение 7/. 3.4.6. Условия проведения измерений - согласно разд.3.2. 3.4.7. Измерения концентрации вредных веществ проводят в зоне дыхания водителя /с отклонением от его лица на 200 +-50 мм/. 3.4.8. Для получения достоверных результатов рекомендуется последовательно отобрать не менее 5 проб воздуха.  По отобранным пробам вычисляют среднюю арифметическую Х и ее т.н. доверительный интервал /?/: Х = К1 + К2 + К3 + К4 + К5   / 5  мг /м3   1   ?   = Кмакс - Кмин * 60   /  Х .% 2   где К1.. К5 концентрация в отдельных пробах; Кмакс - максимальная концентрация в отобранных пробах;  Кмин - минимальная концентрация в отобранных пробах. Золи полученное значение ? <40% то величина  Х считается достоверной если превышает 40% должны быть отобраны дополнительные пробы количество которых /h/ определяется по формуле h=  5 8 Кмакс - К мин 2  / Х    -5  3   За окончательный результат измерений принимают вычисленную достоверную среднеарифметическую величину концентрации  вредного вещества в рабочей зоне и приводят ее к условиям: температуре 293 К /20°С/ и давлению 101 3 вПа /760мм рт.ст./. Результаты измерений оформляют протоколом /приложение 8/. 3.4.9. При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия /по заключению органов государственного санитарного надзора/ сумма отношений их фактических концентраций /К1 К2.../к их ПДК не должна превышать единицы К1 / ПДК1  + К2 / ПДК2 + ...К / ПДК < 1 4 3.5. Измерение и оценка запыленности воздушной среды кабины автомобиля 3.5.1. Определение запыленности воздуха в кабине автомобиля проводят при работе в условиях интенсивного пылеобразовании: при постоянной работе на дорогах не имеющих твердого покрытия в зонах с повышенной запыленностью атмосферного воздуха /например в районе расположения цементного завода/ и т.п. 3.5.2. Для гигиенической оценки запыленности воздуха применяется гравиметрический метод основанный на отборе находящейся в зоне дыхания пыли с помощью различных аспираторов на фильтры. Определение запыленности воздуха заключается в просасывании некоторого объема запыленного воздуха через аналитический фильтр с последующим нахождением привеса фильтра и расчетом концентрации пыли в весовых единицах на единицу объема воздуха - мг/м3. 3.5.3. Измерения и оценку запыленности воздушной среды рекомендуется проводить в соответствии с "Методическими указаниями на гравиметрическое определение пыли в воздухе рабочей зоны и в системе вентиляционных установок" №1719-77 Минздрав СССР. 3.5.4. Предельно допустимые концентрации пыли в воздухе рабочей зоны принимаются по ГОСТ 12.1.005-88 в зависимости от химического состава пыли / наличия свободной двуокиси кремния и других фиброгенных компонентов /. Практически чаще всего измерения содержания пыли проводах исходя из предположения наличия в воздухе кабины почвенной пыли содержащей двуокись кремния в пределах до 10% /ПДК - 4 мг/м3/. При более высоком содержании двуокиси кремния ПДК -по ГОСТ 12.1.006--88 . 3.5.5. Для измерений запыленности применяют электроаспиратор или любой другой переносной побудитель расхода производительность! до 15-20 л/мин в комплекте с двумя ротаметрами на расход воздуха с погрешностью в пределах до ±5% от измеряемой величина. Отбор проб пыли проводят на фильтры /аналитические аэрозольные/ АМ-ВП-10 АФА-ВП-20 или АФА -ХП-20. 3.5.6. Условия проведения измерений - согласно разд.3.2. 3.5.7. Отбирать пробы воздуха на содержание пыли нужно в зоне дыхания водителя /с отклонением от его лица на 200+50 мм/ количество проб - не «жнее трех. - 3.5.В. Время /мин/отбора пробы воздуха зависит от степени запыленности воздуха скорости фильтрации и необходимой величины навески; его вычисляют по формуле t = 1000 a / C Q    5 где a - минимально необходимая навеска пыли на фильтре - 1мг / для большей точности измерения целесообразно навеску пыли на фильтре принимать в пределах 5-10мг/; с - предполагаемая величина концентраций пыли в воздухе мг/м3; Q - расход воздуха л/мин /рекомендуется работать при расходе воздуха не менее 100 л/мин 3.5.9. Объем аспирируемого воздуха зависит от предполагаемого содержания пыли и определяется необходимостью накопления на фильтре такого количества пыли которого достаточно для надежного взвешивания 1-2 мг и не превышают пылеемкости применяемого фильтра. Ориентировочные скорости аспирации и продолжительность отбора проб приведенных в таблице 2. Таблица 2 * Скорость аспирация в продолжительность отбора проб Содержание   пыли шум! Скорость аспирации   л/чин ! Продолжительность  проботбора мин Менее 0 5 100 30 0 5-2 0 100  20-30 2 0-10 0 50 10-20 10 0-50 0 20 10 Более 50 0 20 5 Содержание пыли в мг/мм воздуха начисляют по формуле Х =  W 1000 /  V20 6   где W -привес фильтра мг ; V20 -объем аспирированного воздуха приведенный к стандартным условиям л. В соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-88 объем воздуха аспирированного при отборе проб приводят к стандартным условиям: температуре 20°С а бараметрическому давлению 101.33 кПа /760 им ртутного столба/ по формуле  V cт = Vt  273 +  20 Р   / 273 + t 101 33    7   где Vt  - объем воздуха измеренный при t oC и давлении 101 ЗЗкПа .Результаты измерений должны быть оформлены протоколом /приложение 9/. 3.6. Измерение и оценка вибрации 3.6.1. Общий методический подход к измерению вибрации в кабине автомобиля - согласно ГОСТ 12.1.012-90 и в соответствии с требованиями "Санитарных норм и правил при работе с машинами и оборудованием создающем локальную вибрацию передающуюся на руки работающих" №3041-84 и "Санитарных норм вибрации рабочих мест" №3044-84 Минздрава СССР. 3.6-.2. Измерение вибрации на рабочих местахваодителей автомобилей основано на применении дозиметрических методов контроля т.е. определении одного числа - дозы воздействия механических колебаний на тело водителя в его отдельные часта в нормируемой полосе частот Б течение времени воздействия механических колебаний. Измеряемым параметром вибрации является корректированное значение виброускорения /виброскорости/. Допустимые значения нормируема параметров вибрации должны приниматься в соответствии  ГОСТ 12.1.012 -90 по категории I - "Транспортная". 3.6.3. Средства измерения вибрации - согласно ГОСТ 12 4 012-83. Рекомендуется использовать виброметры имеющие специальный корректирующий фильтр : 00042 и М1ЗОО фирмы "Роботрон" 'ГДР 2512 фирмы "Брюль и Кьер" Дания. Могут быть использованы измерители шума и вибрации ВШВ - 003 ВШВ-ООЗМ. Предельная погрешность измерений вибрации не должна быть более + -ЗдБ с вероятностью 0 95. Виброкзмарнтэльная аппаратура должна иметь действующее свидетельство о поверке. 3.6.4. Условия проведения измерений вибрации - согласно разделу 3.2. 3.6.5. На .рабочем месте водителя автомобиля измерения вибрации проводят : общую - на сидении водителя локальную - на органах управления : рулевом колесе рычагах переключения скоростей» 3.6.6. При измерениях общей вибрация вибропреобразователь /вибродатчик/ устанавливает на промежуточном жестком диске размещаемом на сидении под опорными поверхностный водителя. Крепят его с помощью резьбовой шпильки магните ЕЛИ другим способом не влияющем  на характер контролируемой вибрации и не вносящим погрешности в намерения. Конструкция и размеры промежуточного диска /жесткого/ - по "ГОСТ 12.1.012-80. 3.6.7. При измерениях локальной вибрация на рулевом колесе и рычаге переключения скоростей вибропреобразователь устанавливают на переходном элементе-адапторе. Рекомендуемые конструкции размеры масса способ крепления адаптера - по ГОСТ 12.1.012-90 приложение 9. 3.6.8.Измерение вибрационного параметра связано с усреднением по времени величины этого параметра за время усреднения прибора. Вреда усреднения прибора поя измерении локальней вибрации должно бив не менее 1 с а общей вибрации - не менее 10 с. 3.6.9. При непрерывном измерения спектров и корректировавшее по частота значений длительность измерения должна быть: для локальной вибрации - не менее Зс; для общей вибрации - не менее 30с. 3.6.10. При непрерывном измерении дозы вибрации или эквивалентного корректированного значения контролируемого параметра длительность наблюдения должна быть: для локальной вибрации - не менее 5 мин; для общей вибрации - не менее 15мин. 3.6.11. Параметры вибрационной нагрузки на водителя измеряют по каждому направлению действия вибрации в соответствии с направлением осей ортогональной система координат. Для общей  вибрации: ось Z0 - вертикальная перпендикулярная к опорной поверхности /к сидению/ ось Х0 - горизонтальная от спины к груди ось У0 - горизонтальная от правого плеча к левому. Для локальней вибрации / по отношению к кисти вытянутой руки/: ось Хл - в направлении большой палец - мизинец ось Zл- перпендикулярно кисти от внешней стороны к ладони. Практически при выполнении аттестации рабочих мест водителей автомобилей измерения вибрации допускается проводить в направлениях: на сиденья - только вертикально не рулевом колесе - перпендикулярно и в плоскости воздействия. Измерения на рычаге переключения скоростей в обычных условиях жжет не проводиться. 3.6.12. В качестве контролируема определяются среднеквадатические корректированные значения параметров вибрации рассчитанные по формуле                     n  u? = ? 1 /n   ? ?ui2     8                            i=1  ?ui- текущее корректируете значение виброускорения /виброскорости/; n. - общее число измеренных корректированных значение в течение установленного времени измерений. 3.6.13. При использовании аппаратуры не имеющей корректи- рующих фильтров /например ВШВ-ОЗМ/ по измеренным спектрам вибрации / не менее 30/ сначала расчитывают корректированное значение каждого измеренного спектра /"Методические указания по проведения измерений и гигиенической оценка производственных вибраций" приложение 2 №3911-85 Минздрав СССР/ затем корректированное значение по формуле 8 . 3.6.14. Необходимое число измерений вибрации обеспечивающее требуемую точность результатов н обработка результатов измерений - - по ГОСТ 12.1.012-90 приложение 9. 3.6.15. Результаты измерений должны быть оформлены протоколом /приложение10 . 3.7. Измерение и щенка уровня шума . 3.7.1. Методический подход к измерению уровня шума в кабине автомобиля - согласно ГОСТ 12.1.050-86. 3.7.2. Для целей гигиенической оценки реальной шумовой нагрузки на водителя рекомендуется использовать одночасовой показатель-дозу /экспозиции/ учитывающий интенсивность и длительность звукового давления за рабочую еж ну. Характеристикой шума на рабочем месте водителя в кабине автомобиля является интегральный показатель эквивалентный /по энергии/ уровень звука в дМ определяемый в соответствии с ГОСТ 12.1.050-86 приложение 5 и "Методическими указаниями по проведению измерений и гигиенической оценке шумов на рабочих местах №1844-78 .Минздрав СССР. 3.7.3. Допустимые уровни шума - согласно ГОСТ 27435-87. 3.7.4. Дня измерения шума автомобилей применяют шумомеры 1-го класса по ГОСТ 17187-81. В частности могут быть рекомендованы шумомеры советского производства :шум -1М ВШВ-О0З Ш-1 ШМ-1 -шумомеры- 2206 фирмы"Брюль и Кьер" Дания 00017 фирмы "Роботрон" ГДГ 3.7.5. Условия проведения измерения шумов - согласно разд.3.2. Кроме того при проведении измерения шумов уровень шумовых помех создаваемых посторонними источниками шума должен быть не менее чем на 10 дБА ниже измеряемого шума. При соблюдении этого следует внести поправки на уровень помех по ГОСТ 12.1.026-80. 3.7.6. Место размещения микрофона при измерении шума должно  определяться координатами : по вертикали - на высотке уха водителя по горизонтали 0 20+р 02м от продольной оси сидения водителя  в сторону продольной оси автомобиля. Ось максимальной чуствителъности микрофона должна находиться в направлении движения автомобиля.  Расстояние микрофона от стенок кабины или лиц проводящих измерения должно быть не менее 0 15 м при возможности - 05м /. Если при измерениях в автомобиле находится третье лицо расстояние от него до микрофона должно быть не менее 1м. 3.7.7. Измерения уровня звука проводят по характеристике "А" шумомера. Калибровку приборов следует проводить непосредственно перед и после каждой серии измерений. Все измерения следует проводить при динамической характеристике шумомера "медленно". 3.7.8. Каждое измерение проводят в течение 5с .регистрируя среднее значение показаний шумомера при колебании стрелки с точностью до I дБА. Общая продолжительность намерения 30 мин. Результаты измерений должны быть оформлены протоколом /приложение И/. 3.8. Измерение и оценка инфразвуковых шумов /инфразвука/ 3.8.1.Инфразвук - область аккустических колебаний в дипазоне частот ниже 20 Гц. 3.8.2. В соответствии с "Гигиенические нормы инфразвука на рабочих местах" №2274-80 Минздрав СССР допустимые уровни звукового давления равны 105 дБ в октавах 2 4 8 16 Гц и 102 дБ в октаве 31 5 Гц* при этой общий уровень звукового давления не должен превышать 110 дБлин. 3.8.3. Измерение инфразвука производится щумомерами 1-го класса точности по ГОСТ 17187-81 с частотной характеристикой усилителя от 2 Гц. Микрофоны шумомеров должны иметь нижнюю  граничную частоту 2 Гц. Рекомендуемые приборы для измерения инфразвука .-система 00017 фирмы "Роботрон" ГДР система 2631 с магнитофоном 7003 и анали- *Октава 31 5 Гц включена в нормируемый диапазон инфразвука поскольку ока не регламентируется ГОСТ 12.1.003-83 "ССБГ.Шум.Общие требования безопасности". затором 2131 фирмы "Брюль и Кьер" Дания. 3.8.4. Условия проведения измерений уровней инфразвука  - в соответствии  с разд.3.2. 3.8.5. Место размещения микрофона  - в соответствии с п.3.7.6. 3 8.6. Результата измерений должны быть занесены  в протокол /аналогично протоколу приложения П./. 3 8.7. Для ориентировочной оценки степени выраженности инфразвука относительно шума следует использовать разность по шкалам  "линейная" и "А" шумомера L лин -  LА ? 10 дБ - инфразвук практически отсутствует L лин -  LА ? 20 дБ - инфразвук не выражен L лин -  LА > 10 дБ - инфразвук выраженный. ПРИЛОЖЕНИЕ 1  Справочной; Перечень основных характеристик санитарно-гигиенических условий туда водителей в кабине автомобиля ШИФР  1 Наименование характеристик санитарно-гигиенических условий труда водителей   I. Характеристики определяемое визуально 1.1. Герметичность кабины 1.2 Наличие напольных ковриков 1.3. Состояние обивки кабины обивки и набивки сидения: 1.4. Остекление кабины: состояние переднего заднего к боковых стекол Наличие к состояние зеркал заднего видя 1.5. Состояние регулировочного механизма сидений 1.6. Состояние  механизме стеклоочистителей 1.7. Состояние регулировочного механизма стетклоподъемников 1.8. Состояние системы вентиляции  1.9. Состояние система отопления 2. Характеристики определяемые инструментально 2.1.   Параметры микроклимата: температура воздуха относительная влажность скорость движения воздуха перепад температур на внутреннее поверхности кабины и температур воздуха кабины по высоте остаточная «таловая облученность 2.2. Вредные вещества в воздушной среда кабины 2.3. Запыленность воздушной среды кабины 2.4. Вибрация; общая локальная 2.5. Шум в кабине автомобиля -2.6. Инфразвук в кабине ПРИЛОЖЕНИЕ  2  Обязательное  /Оценка дана условно/ ПРОТОКОЛ оценки санитарно-гигиенических условий труда водителе /по характеристикам определяемым визуально/ 1. Принадлежность автомобиля /АТП.ТПО/ 2. Автомобиль /тип марка/ 3. Номерной знак автомобиля код рабочего места 4. Отметка о прохождении технического осмотра /дата/ 5. Результаты оценки санитарно гигиенических условий труда водителя Шифр  Наименование характеристик санитарно- гигиенических условии труда водителя   Оценка характеристики 1.1. Герметичность кабины I 1.2. Наличие напольных ковриков I 1.3. Состояние: обивки кабины I   обивки сидения I    набивки сидения 0 1.4. Остекление кабины состояние стекол: переднего I   заднего I   боковых I   Наличие и состояние -зеркал заднего вида I 1.5. Состояние регулировочного механизма сидений I 1.6. Состояние  механизма стеклоочистителей I 1.7. Состояние регулировочного механизма стекло-подьмников 0 1.8. Состояние системы вентиляции I 1.9. Состояние системы отопления I 6. Заключение по результатам оценки характеристик Председатель комиссии /поспись ф.и.о./ Члены комиссии Дата- Водитель Примечание   1. Шифры - согласно приложению 1 обозначения  -согл.п.1.11. ПРИЛОЖЕНИЕ  3 Обязательное  /Пример заполнения дан условно/ Корпорация "Укравтотранс" ТПО. АШ Начальник АТП " " 19 г АКТ результатов аттестации достоянных рабочих мест водителей Дата прове- дения аттестации Номерной знак авто-  мобиля его тип марка Код рабочего  места /авто/ Оценка характеристик условий труда результаты аттестации 1.1 1.2. 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6. 21.05.91 КИА 35-64 ГАЗ 24-01 1.02.126 I I I I 0 1 I I I I I I I I 1  ВН " КИВ 46-17 ЛАЗ 695 1.02.129 I I 1 I I I I I I I I I I I 1  А ." КИВ 46-21 1А&695 1.02.14? I I I I I I I I I I 0 I I I 1  Н 22.05.91 КИВ 46-24 1АЗ 699 1.02.150 I I I I I I I I I I I I I 0 1  УА Примечания: I. Условные обозначения: I- соответствует нормативному значению; 0 - не соответствует нормативному значению; А - аттестовано; Н- неаттестовано; ВН - временно неаттестовано; УА - условно аттестовано. 2. Шифры 1.1. 1.2. ...1.9. 2.1. ...согласно приложению 1 Заключение по результатам аттестации Председатель  комиссии  Члены комиссии Начальник колонны ПРИЛОЖЕНИЕ 4  Справочное Средние  температуры воздуха самого холодного /январь/ и самого теплого /июль/месяцев на Украина /по СНИП 2.01.01-82/ Области   Средняя месячная температура град январь 1 июль Винницкая -6.0 18 7 Волынская -4 9 18 6 Днепропетровская -5.4 22 3 Донецкая -5.7 21 1 Житомирская -5.7 18 9 Закарпатская -3.1 20 6 Запорожская :-5.2 22 7 Ивано-Франковская -0 1 18 5 Киевская -5 9 19 8 Кировоградская -6 6 20 2 Кримская -1.0 21 8 ЛЬВОВСКОЙ -4 3 18 8 Луганская -6 6 22 3  Николаевская -3.6 23 0 Одесская -3 0 22 5 Полтавская -6 9 20 6 Ровенская -5.4 18 5 Сумская -7 9 19 3 Тернопольская -64 18 4  Харьковская -7.3 20 8 Херсонская -3.2 20 3 Хмельницкая -5 6 18 6 Черкасская -5 8 20 0 Черниговская -67 19 4 Черновицкая -5 0 19 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 5  Справочное Предельно-допустимые концентрации пыли и вредных химических веществ в атмосферном воздухе Измеряемое  вещество  ПДК мг/м3  максимально -  разовая среднесуточная Пыль 0 5 0 15 Окись углерода 3 0 1 0 Двуокись азота 0 085 0 085 ПРИЛОЖЕНИЕ 6  Обязательное ПРОТОКОЛ измерений параметров микроклимата 1. Принадлежность автомобиля /АТП.ТПО/ 2. Автомобиль /тип марка/ . 3. Номерной знак автомобиля 4. Пробег автомобиля до начала измерений 5. Место проведения измерений 6. Тип дорожного покрытия его состояние . 7. Измерительные приборы /тип модель номер/ 8. Сведения о Государственной поверке /дата.номер свидетельства/ 9. Метеоусловия:температура воздуха °С атмосферное давление мм рт.от.  скорость ветра м/с .относит.влажность % 10.Результаты измерений Наименование показателя  Номер измерений  Оценочное значение Нормативн. значение I  2   3 I. Показатели в зоне дыхания: температура воздуха °С относит влажность % скорость движ воздуха м/с температура воздуха на высоте 100мм от уровня пола оС   2. Температура внутренних поверхностей кабины оС:  пола  потолка  передней панели °С  левой двери °С   8. Тепловое облучение от солнечной радиации Вт/м 2   9. Тепловая облученность от двигателя Вт/м           максимальное в теплый период минимальное -в холодный . II.Заключение по результатам измерений Наименоваеие лаборатории проводившей измерения.  Дата  Ответственный исполнитель   ПРИЛОЖЕНИЕ 7  Справочное Методы определения вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны № п/п  Вещество    Принцип метода Диапазон  измеряемых  концентраций ПДК  мг/м3 Погрешность метода %  Специфичность 1  2  3  4  15  6   7 I. Оксид и диоксод азота 1. Фотометрический основан на окислении оксида азота до диоксида с помощью трубок с окислителем и дальнейшим определением диоксида азота по образованию озотокрасителя с реактивом Грисса-Илосвая  /7 №41 87-86 с 130/* от1 0 до 6 7   5 0 оксид/ 2 0 /диоксид/ Не превы- шать ±25 Определению не мешают оксиды сэры сероводород. Мешают определению нитросоединения легко отщепляющие ион нитрата     2. Фотометрический основан на окислении оксида азота до диоксида азота перманганатом калия в растворе серной кислоты взаимодействии диоксида азота с реактивом Грисса-Илосвая /9 №4751188 с. 133/ от 0 65 до 16 7 -  -       3. Линейно-колористический основан на изменении окраски слоя индикаторного порошка в индикаторной трубка после просасывания черва не -   ±25 Определению мешают галогены и озон в концентрациях превышающих ПДК в 10 и более раз     исследуемого воздуха /Газоанализатор УГ-2/         2. Акролеин СН=СНСНО 1. Фотометрический основан на взаимодействии акролеина с сульфаниловой кислотой при рН 1 5-2 5 о образованием окрашенного в желтый цвет красителя /4 №2719-83 с. 130/ от 9 1 до 1 4 0 2 ±9 5 Определению не мешают кетоны формальдегид оксиды азота     2. Хроматографический в тонком слое основан на переведении акролеина в нелетучее производное с м-фенилендиамином и выделении полученного соединения способом восходящей тонкослойной хроматограмме последующим обнаруженном та хроматограмме производного акролеина в УФ- области спектра /7 №4162-86 с. 5/ от 0 07 до 1 33     Не превышает ±25 Определению не мешают альдегиды кетоны оксиды азота 3. Метанол I. Фотометрический основан на окислении метилового спирта перманганатом калия до формальдегида и взаимодействии последнего с хромотропной кислотой /2 . №1674-77 с. 136/ от 2 5 до 50 0 5 0   Формальдегид в концентрации до 0 1 мг не мешает определению. Мешают определению органические соединения образующие формальдегид в данных условиях реакции 72 №1674-77 с. 136/     2. Фотометрический / в присутствии формальдегида/ ос- от 1.0 до 200 0 - ±5 5 Определению -не мешает формальдегид     нован на поглощении формалъдегида и метанола водой окислении в части пробы метанола до формадельгида и последующем определении их по реакции  с хромотропной кислотой / 3 №2323-81 с.68/           3. Газохроматографический основан на использовании метода газоадсорбционной хроматографии на приборе с спламенно -ионизационным детектором / 5. №3899-83 с. 90/ от 1.7 до 16 7   Не превышает ±25 Определению не мешают предельные и ароматические углеводороди спирты жирного ряда     4. Газохромотографический основан на использовании метода газожидкостной хроматографии на приборе с пламенно-ионизационным детектором /7 * 4181-86 с. 104/ от 0.4 до 10 0   Не повышает ±25 Определению не мешают другие углеводорода     5. Газохроматографический основан на использовании метода газожидкостной хроматографии на приборе с пламенно-ионизационным детектором / 8 № 3975-85 с. 181/ от 2 5 Д025.0   Не превышает ±25 Определению не мешают этан этилен диметил-бутан гептан 4.  Меркаптаны 1. Фотометрический основан на образовании окрашенных в сине-зеленый цвет соединений меркаптанов с N N - диметил-h - фенилендиамином в присутствии железосинеродистого калия и хлорного железа в уксус- от 0 5 до 10  1 0 этил меркаптан 0 8 -метил Не превышают ±20 Определению не мешают алкилсульфиды   нокислой среде / 8 3965-85. с. 123/   меркаптан     2. Газохроматографический основан на использовании ме-тоць гпзожидкостной хромато-грауми на приборе с пламенно-ионизационным детектором / 1 №2009-79 с. 93/       Определению не мешают углеводороды не содержащие в молекуле атома серы     3. Газохроматографический основан на использовании метода газожидкостной хроматографии на приборе о пламенно-ионизационным детектором / 7 №4101-86 с. 104/ от 0 4 до 10 0   Не превышает ±25 Определению не мешают другие углеводороды 5. Оксид углерода 1. Газохроматографический основан на использовании газо-адсорбционной хроматографии на приборе с детектором теплопроводности / 2 №1641-77.С.64/ от 5 0   20 0 ±26 Определению не мешают диоксид углерода органические вещества присутствующие в воздухе     2. Газохроматографический основан на конверсии оксида углерода в мотан с последующей регистрацией метана пламенно-ионизационным детектором /2 №1641-77 с. 66/ от 0 1   ±25 Определению не мешают диоксид углерода метан и др. углеводороды     3. Газохроматографический /в присутствии метана этана от 0 1до 3000 0   ±10 -     диоксида углерода и др. /основан на использовании газо-жидкостной и газо-адсорбционнои хроматографии на приборе с аргоново-ионизадионным детектором / 1 №19 93-79 с. 32/         4. Газохроматографический / в присутствии метана этана толуола бензола и др./ основан на использовании газо-адсорбционной хроматографии на приборе с катарометром и пламенно-ионизационным детектором / I №1994-79 с. 30/ от 0 1   ±10         5. Газохроматографический основан на использовании метода реакционной газовой хроматографии на приборе с пламенно-ионизационным детектором / 5 №2905-83 с. 113/ от 0.1 до 300 0 Не превышает ±25 Метод специфичен для оксида углерода     6. Линейно-колористический /Газоанализатор УГ-2 ГХ/ от 5 0 до 200 0 ±25 Мешают определению карбонилы металлов 6.  Углеводоро  ды предель- ные I. Газохроматографический основан на использовании метода газожидкостной хрометографии на приборе с пламенно-ионизационным детектором / 5 №2892-83 с. 60/ от 150 до 1500  300  Не превышает ±25 Определению не мешают ароматические углеводороды     2. Газохроматографический основан на использовании газо-адсорбционной и газожид -костной хроматографии на приборе с пламенно-ионизационным детектором /6 №3112-84 с. 66/ от 27 0 и выше   ±10 Определению не мешают метанол этанол хлороформ четыреххлористый углерод бензол толуол     3. Газохроматографический основан на использовании газожидкостной хроматографии на приборе с пламенно- ионизационным детектором /6 №3119-84 с. НО/ от 0 1 до 1000 0   ±20 Определению не мешают органические примеси     4 . Линейно-колористический /Газоанализатор УТ-2/ до 1000 0   ±25 -   Бензин I. Газохроматический основан на использовании газожидкостной хроматографии на приборе г- пламенно-ионизационным детектором /7 №4167-86 с. 28/ от 0 4 до 40.0  100 в пере счете на С  Не превы- шает ±25   Определению не мешают углеводороды С1 -С7     2-Линейно-колористический /Газоанализатор УГ-2/ от 5 0   ±25 -   * Здесь и далее в приложении номер литературного источника по прилагаемому списку Список использованной литературы 1. Методические указания на методы определения вредных веществ в воздухе - вып. ХУ И. 1979 2. Методические указания на определение вредных веществ в воздухе - П. ЦРИА "Морфлот" 1981. 3. Методические указания пе определению вредных веществ в воздухе - вып. ХУП М. 1981. 4. Методические указания по определению вредных веществ в воздухе - выл. ХУШ Н. 1983. 5. Методические указания по определении вредных веществ в воздухе - вып. XIX Ы. 1984. 6. Методические указания по измерению вредных веществ в воздухе - вып. XX М. 1984. 7. Методические указания по измерению концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны переработанные технические условия выпуск № 9 - М. 1986. 8. Методические указания по измерению концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны - вып. XXI М. 1986. 9. Методические указания по измерению концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны вып. 23 М. 1968. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Обязательное ПРОТОКОЛ измерений содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны 1. Принадлежность автомобиля /АТП .ТПО/ 2. Автомобиль /тип марка/ 3. Номерной знак автомобиля 4. Вид топлива 5. Пробег автомобиля до начала измерений  6. место проведения измерений 7. Тип дорожного покрытия его состояние 8. Измерительные приборы /тип модель номер/ 9. Сведения о Государственной поверке /дата номер свидетельства/ 10. Метеоусловия:  температура окружающего воздуха °С   атмосферное давление мм рт.ст.   относительная влажность %   скорость ветра м/с 11. Результаты измерений Найменование вредного  вещества  Условия отбора  проб  Номер   проб  Содерж.  вредных  веществ   мг/м3  ПДК мг/м3  Скорость    м/мин  Время  мин  Объем  пропущ.  воздуха   л 12. Заключение по результатам измерений Данные о лаборатории проводящей измерения: наиме нование . ответственный исполнитель /подпись ФИО/ Дата   ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Обязательное ПРОТОКОЛ  измерений содержания пыли в воздухе рабочей зоны 1. Принадлежность автомобиля /АТП.ТПО/ 2. Автомобиль /тип марка/ 3. Номерной знак автомобиля 4. Пробег автомобиля до начала измерений 5. Место проведения измерений 6. Тип дорожного покрытия его состояние 7. Измерительные приборы /тип модель номер/ 8. Сведения о Государственной поверке /дата номер свидетельства/ 9. Метеоусловия: температура окружающего воздуха °С   атмосферное давление мм рт.ст.  скорость ветра м/с .отвесит.влажность% 10. Результаты измерений Номер фиьтра- Условия отбора проб Масса фильтра Привес фильтра мг Содер- жание пыли мг/м3      Найме-  нованне вещест- ва    ско-  рость л/мин время мин обьем  пропущ..  возду   ха л  до от- бора мг   после  отбора мг  ПДК мг/м3     Данные о лаборатории проводящей измерения: наиме нование . ответственный исполнитель /подпись ФИО/ Дата   ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Обязательное ПРОТОКОЛ измерений вибрации на рабочем месте водителя 1. Принадлежность автомобиля /АТП.ТПО/ 2. Автомобиль /тип марка/ 3. Номерной знак автомобиля 4. Грузоподъемность кг   5. Загрузка кг 6. Пробег автомобиля до начала измерений тыс.км 7. Место проведения измерении 8. Тип дорожного покрытия его состояние 9. Измерительные приборы /тип модель номер/ 10.Сведения о Государственной поверка /дата номер свидетельства/ 11.Метеоусловия:температура окружающего воздуха °С   атмосферное давление ми рт.ст. относительная влажность %   скорость ветра м/с 12.Результаты измерений  Фактические значения измеренных параметров по тесту установил датчиков и  направлению измерений Сиденье {вертикально  рулевое колесо      перпендикулярно  в плоскости воздействия  Среднеквадратические корректированные значения параметров Нормативные значения измеренных параметров 13. Заключение по результатам измерений Данные о лаборатории проводящей измерения: найменование ответственный исполнитель Дата ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Обязательное ПРОТОКОЛ измерений шума в кабине автомобиля 1. Принадлежность автомобиля /АТП.ТПО/ 2. Автомобиль /тип марка/ 3. Номерной знак автомобиля 4. Грузоподьемность.кг   5.Загрузка кг 6. Вид топлива 7. Тип и размер шин 8. Давление в шинах кПа/кг/см2/:передних ; задних 9. Пробег автомобиля до начата измерений тыс.км   10.Место проведения измерений 11 Тип дорожного покрытия его состояние 12.Измерительные приборы/тип модель номер/ 13.Сведения о Государственной поверке/дата номер свидетельства/ 14.Метеоусловия:   температура окружающего воздуха °С атмосферное давление км рт.ст.   относительная влажность %  скорость ветра м/с 15.Уровень звука внешнего шума дБА 16.Скорость движения автомобиля   км/ч 17. Результаты измерений Интервалы уровней звука. дЕА Отметки отсчетов Число отсчетов Частные индексы Суммарный индекс От 63 до 67         68до 72         73-77         78 - 82         83- 87         88 -92         93- 97         98- 102         103- 107         108- 112         Примечание .Расчет величин частных и суммарных индексов и величины эквивалентного уровня звука - согласно ГОСТ 12.1.С50-86 18. Заключение по результатам измерений Данные о лаборатория проводящей измерения: наименование   ответственный исполнитель /подпись ф.и.о./ Дата   ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН Государственным автотранспортным и научно--исследовательским и проектным институтом Директор О.Д.Климпущ Зав. отделом исследования методов безопасной работы на автотранспорте О.Я.Остапюк ИСПОЛНИТЕЛИ А.А.Рыжков; М.И.Захаренко канд. мед.наук В.ИЧернюк доктор мед. наук Г.А.Хохолькова канд.биол. наук Й.А.Репик 2. ВНЕСЕН Упралением безопасности движения и охраны труда корпорации "Укравтотранс" Начальник управления И.П.Гуминский 3. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом корпорации "Укравтотранс" 4. Срок первой проверки - 1996г периодичность проверки -4 года  5. ССЫЛОЧНЫЕ  НОРМАТИВНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ Обозначение НТД на который дана ссылка Номер пункта подпункта приложения ГОСТ 25478-82 3.2.3. ГОСТ 12.1.005-88 3.3.7; 3.4.1; 3.5.4. ГОСТ 12.014-84 3.4.4. ГОСТ 12.1.012-90 3.6.1; 3.6.2; 3.6.6; 3.6.7; 3.6.14. ГОСТ 12.4.012-83 3.6.3.  ГОСТ 12.1.050-86 3.7.1; 3.7.2; прилож.П ГОСТ 27435-87 3.7.3. ГОСТ 12.1.003-83 3.8.2.  ГОСТ 17187-81 3.7.4; 3.8.3. ГОСТ 12.1.026-80 3.7.5.  СНиП 2.01.01-82 прилож.4