НПАОП 63.22-1.08-84

НПАОП 63.22-1.08-84 Правила безопасности труда при производстве дноуглубительных работ и обслуживании специальных механизмов и устройств на дноуглубительных снарядах Минречфлота

МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР   ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ОБСЛУЖИВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ И УСТРОЙСТВ НА ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ СНАРЯДАХ МИНРЕЧФЛОТА РСФСР УДК 658.382.3 [627.748:621.879.4] Правила безопасности труда при производстве дноуглубительных работ и обслуживании специальных механизмов и устройств на дноуглубительных снарядах Минречфлота - М.: Транспорт 1984.-24 с. Настоящие Правила издаются взамен ранее действовавших Правил техники безопасности при производстве дноуглубительных работ и обслуживании специальных механизмов и устройств на дноуглубительных снарядах Минречфлота утвержденных постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота 29 августа 1973 г. и введенных в действие с I июля 1974 г. приказом министра речного флота РСФСР № 167 от 31 октября 1973 г. Правила содержат основные требования безопасности труда при производстве дноуглубительных работ и обслуживании специальных механизмов и устройств на дноуглубительных снарядах и являются дополнением к Требованиям техники безопасности к судам внутреннего и смешанного плавания и судовому оборудованию РТМ 212.0095 - 79} и Правилам безопасности труда на судах речного флота. Все подразделения Минречфлота РСФСР эксплуатирующие дноуглубительные снаряда обязаны руководствоваться настоящими Правилами. Разработаны коллективом кафедры механизации и организации перегрузочных работ Горьковского института инженеров водного транспорта. В разработке принимали участие проф. А.П.Казаков зав. кафедрой канд. техн. наук З.П.Шерле руководитель темы инж. А.И.Гусев ответственный исполнитель ивж. А.Н.Двойников. Главное управление водных путей и гидротехнических сооружений Минречфлота РСФСР 1984 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Порядок применения Правил 1.1.1. Настоящие Правила распространяются на все суда дноуглубительных караванов Министерства речного флота РСФСР. 1.1.2. Выполнение требований настоящих Правил обязательно для экипаже! судов дноуглубительных караванов работников бассейновых управлений нуги управлений каналов н районов гидротехнических сооружений а также других предприятий организаций связанных с эксплуатацией дноуглубительных снарядов. 1.1.3. Судовладелец обязан разработать и видать на суда инструкции по безопасности труда для членов экипажа но профессиям должностям отдельным рабочим местам устройствам или производственным процессам инструкция по безопасности труда разрабатываются на основе технологических ж эксплуатационно-технических инструкций настоящих Правил и других нормативных документов перечисленных в приложении. 1.1.4. Командиры дноуглубительных снарядов в дальнейшем именуемых снарядами обязаны организовать изучение настоящих Правил командным составом и изучение инструкций по безопасности труда рядовым составом. Судовладелец обязан обеспечить настоящими Правилами все суда дноуглубительных караванов. 1.1.5. Организация и обеспечение безопасных условий труда возлагается на командный состав судов дноуглубительного каравана и на судовладельца в объеме распространяющихся на них обязанностей в соответствии с Положением об организации работа по охране труда в Министерстве речного флота РСФСР [1]. 1.1.6. Выполнение требований настоящих Правил не должно препятствовать спасению людей и предотвращению аварий. 1.1.7. Ответственность за соблюдение настоящих Правил на снаряде и судах дноуглубительного каравана несут командир и вахтенный начальник снаряда а также капитаны и вахтенные начальники приписанных судов. 1.2. Общие требования безопасности при работе на судах дноуглубительного флота 1.2.1. Все работы регламентированные настоящими правилами должны выполняться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации специального оборудования дноуглубительных снарядов и инструкций заводов-изготовителей по обслуживанию специальных механизмов и устройств а также действующих отраслевых нормативных документов распространяющихся на суда дноуглубительного флота приложение . 1.2.2. Если специальные механизмы и устройства находящиеся в эксплуатации невозможно привести в соответствие с Правилами и требованиями то объем отступлений следует согласовать с технической инспекцией труда. При этом должен быть разработаны соответствующие инструкции но безопасности труда при их обелуживании 1.2.3. Освещенность рабочих мест должна соответствовать действующим нормам естественного и искусственного освещения на судах речного флота. 1.2.4. Для предупреждения людей о возможной опасности в соответствующих местах дноуглубительного каравана необходимо применять сигнальные цвета и знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026 - 76. Места установки знаков безопасности определяются судовладельцем и администрацией дноуглубительного каравана и согласуются в установленном порядке как при разработке инструкций так и при составления технологических карт. 1.2.5. Запрещается оставлять на трапах и площадках механизмов находящихся на высоте инструмент и другие предметы которые от вибрации толчков и качки могут упасть и причинить увечье людям. 1.2.6. Передачи шкивы муфты механизмов и приводов должны быть закрыты прочно укрепленными исправными кожухами иди ограждениями. Снимаемые на время ремонта иди осмотра механизмов ограждения или кожухи должны быть после окончания работ немедленно установлены на место. Запрещается пуск и работа механизмов и устройств со снятыми кожухами и ограждениями движущихся частей а также с незакрепленными болтами и соединительными пальцами. Нельзя снимать выставленные ограждения без разрешения вахтенного начальника. 1.2.7. Перед началом работ необходимо проверить наличие в исправность защитных кожухов концевых выключателей ограничительных устройств всех специальных -механизмов в соответствии с требованиями Правил [ 7] . 1.2.8. На время осмотра и ремонта механизмов и узлов необходимо отключить их привода а на пусковых аппаратах местных и дистанционных постов управления ими вывесить зная безопасности "Не включать работают люди" установленной формы. 1.2.9. При наличии дистанционного управления перед включением механизмов следует подавать предупредительный сигнал. 1.2.10. Запрещается смазывать регулировать и ремонтировать движущиеся части механизмов и устройств во время их работы. 1.2.11. Запрещается без спасательных страховочных жилетов выполнять работы на землесосной черпаковой раме снаряда на плавучем грунтопроводе мотозавознях с плотиков при выездах в шлюпках ври швартовке шаланд а таете другие судовые работы связанные с опасностью падении в воду. При работах на землесосной черпаковой раме и на промерном мостике следует также пользоваться страховочным поясом и защитной каской. На каждом судне дноуглубительного каравана должен быть утвержденный судовладельцем и согласованный с местным комитетом профсоюза перечень профессий должностей и видов работ при выполнении которых требуется обязательное ношение защитных касок в соответствии с письмом Минречфлота № 69 от 20 апреля 1973 г. 1.2.12. Рядовой состав снарядов и судов дноуглубительных караванов допускается к несению вахты только в исправной и соответствующей выполняемой работе застегнутой спецодежде и спецобуви. Все работы с якорем и канатаи следует выполнять в рукавицах. 1.2.13. При пропуске судов и плотов канат над которым проходит судно или флот должен быть стравлен а муфта лебедки отключена. Запрещается стравливать набивать канаты якорей во время прохождения над ними под ними лодок или судов подплывать на шлюпках и судах под грунтовый лоток или подвесной грунтопровод. 1.2.14. Командир-механик механик-пом. камандира механик снаряда обязан своевременно проводить технические осмотры механизмов и устройств предусмотренные инструкциями по их обслуживанию. Эксплуатация неисправных механизмов и устройств запрещается. 1.2.15. Ответственность за безопасную работу специальных механизмов и устройств в целом несет командир снаряда а за их исправное действие - механик. Помощника командира и механика отвечают за безопасную работу и исправное действие механизмов и устройств закрепленных за ними по заведованию а на своей вахте - совместно с командиром и механиком за все механизмы и устройства снаряда. 1.2.16. При выполнении работ не указанных в настоящих Правилах следует руководствоваться действующий Правилами 6 . 2. ПРОИЗВОДСТВО ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ  2.1. Установка дноуглубительного снаряда 2.1.1. Установка и перестановка снаряда на месте работ проводятся как правило в светлое время суток под руководством командира или его первого помощника. 2.1.2. При движении дноуглубительного каравана отдача судового якоря сваи запрещается кроме случаев аварийной ситуации . 2.1.3. Перед отдачей подъемом закольных свай вахтенный начальник должен убедиться в отсутствии людей в зове их действия. 2.1.4. Отдавать судовой якорь сваю разрешается только после команды вахтенного начальника и подачи предупредительного сигнала. Предварительно дноуглубительный караван следует развернуть против течения и удерживать на месте. 2.1.5. При развороте снаряда дополнительный канат для перевода вспомогательных судов грунтопровода и других плавучих средств под корму обносится по борту снаряда с внешней стороны леерного ограждения и надежно укрепляется на барабане кормовой лебедки. Эти работы должны выполняться при соблюдении требований пп. 2.14.11 - 2Л4.14 Правил безопасности труда на судах речного флота. 2.1.6. При развороте снаряда во избежание перекрещивания канатов носовой якорь следует заводить с противоположного борта по отношению к канатам поданным на вспомогательные суда. Пои атом необходимо следить чтобы канаты удерживающие вспомогательные суда не задевали за леерные ограждения или другие выступающие части снаряда. 2.1.7. Судовой якорь сваю следует выбирать поднимать после окончательной установки снаряда на оперативных якорях сваю . 2.1.8. Установку подвесного грунтопровода в рабочее положение необходимо выполнять после окончательной установки снаряда на месте работ. 2.1.9. Установку противовеса заполнение балластной цистерны или проводку вспомогательного понтона дан устранения крена снаряда выполняют одновременно с установкой подвесного грунтопровода в рабочее положение. 2.1.10. Присоединять подвесной грунтопровод к снаряду можно только после разворота и надежно швартовки его понтона. 2.1.11. Установку подвесного грунтопровода в рабочее положение выполняют плавно без рывков. 2.1.12. Нахождение людей на подвесном грунтопроводе и под ним во вреда его установки и поворота запрещается. 2.1.13. При подготовке к действию подвесного грунтопровода необходимо руководствоваться Правилами [7] п. 3.2.4.3 . 2.1.14. Перед началом дноуглубительных работ вспомогательные суда дноуглубительного каравана необходимо убрать в сторону от судового хода. Устанавливать брандвахту у борта снаряда запрещается. 2.2. Завозка и перекладка якорей 2.2.1. Запрещается выполнение операций по завозке уборке и перекладке якорей на судах не приспособленных для этой цели. 2.2.2. Перед началом работ по завозке ж перекладке якорей необходимо проверить исправность якореподъемного оборудования мотозавозни лебедки канатонаправляющих роликов откидного гака кран-балки наличие на ней рабочего инструмента багра топора лома . Работы при неисправном якореиодъемвом оборудовании мотозавозни отсутствии рабочего инструмента а также с деформированными якорями запрещается. 2.2.3. Все операции по завозке и перекладке якорей выполняются под общим руководством вахтенного начальника снаряда. 2.2.4. Работы по завозке и перекладке якорей выполняются на мотозавозне не менее чем двумя работниками. Нахождение на мотозавозне лиц не участвующих в выполняемых работах запрещается. Работами по отдаче и подъему якорей на мотозавозне руководит старший лебедчик-водитель -моторист. 2.2.5. Леерные ограждения палубы мотозавозни следует содержать в исправном состоянии съемные ограждении после выполнения работ требующих их снятия необходимо установить на место и надежно закрепить. 2.2.6. При завозке якоря к месту закладки на бортовом откидном гаке мотозавозни якорь нужно подвешивать на гак с помощью крана снаряда или кран-балки мотозавозни после присоединения к нему рабочего каната. 2.2.7. При завозке якоря к месту закладки на палубе мотозавозни якорь следует закрепить на барабане лебедки мотозавозни. Во время снятия с барабана лебедки и присоединения его к якорю канат закрепляют в канатном стопоре. Перед отдачей якоря канат необходимо освободить из канатного стопора и сбросить в воду со стороны закладки якоря. 2.2.8. При завозке носовых якорей мотозавозней с якорем и завозимым канатом нужно спуститься к корме снаряда для образования слабины каната необходимой для маневрирования мотозавозни после чего следовать к месту закладки якоря. 2.2.9. Отдавать якорь следует с откидного гака. При отдаче якоря с гака кран-балки ее необходимо повернуть так чтобы якорь находился над водой и при сбрасывании своими частями и канатом не задевал борт мотозавозни. Разрешается завозка и перекладка якорей подвешенных через носовую киповую планку. 2.2.10. Перед отдачей якоря буйреп должен быть разложен по краю палубы "змейкой" для беспрепятственного схода вместе с буйком за борт после отдачи якоря. Рабочий якорь следует отдавать при небольшом натяжении каната. 2.2.11. При отдаче якоря мотозавозню необходимо поставить бортом на котором подвешен якорь в сторону снаряда и удерживать на месте работой движителя. 2.2.12. При завозке и перекладке якоря барабан лебедки снаряда нужно включить на свободное вращение. Резкое торможение барабана во время завозки якоря не допускается. При перекладке якоря мотозавозня должна после подъема якоря двигаться к сна ряду по направлению каната а затем к месту укладки якоря. 2.2.13. Вылавливать якорный буек разрешается багром кошкой иди специальным устройством мотозавозни. 2.2.14. При подъеме якоря за буйреп с помощью лебедки мотозавозни буйреп скобой соединяется с канатом намотанным на барабан лебедки. Поднимать якорь на турачке запрещается. 2.2.15. Во время отсоединения или соединения буйка с буйрепом или буйрепа с канатом намотанным на барабан лебедки буйреп должен быть надежно закреплен на палубе мотозавозни. 2.2.16. При отрыве якоря от грунта работникам находящимся на мотозавозне запрещается стоять у борта и впереди лебедки. 2.2.17. Отрывать якорь от грунта и поднимать его следует при малой частоте вращения лебедки при этом необходимо следить чтобы завозня не имела опасного крена. При невозможности отрыва якоря из- за опасного крена следует поднимать его через носовую киповую планку. При достижении максимально допустимого дифферента на нос якореподъемную лебедку мотозавозни следует остановить затем буйреп потравить лебедкой. Эту операцию нужно повторять до отрыва якоря от грунта. 2.2.18. Запрещается поднимать и перекладывать якорь во время прохождения мимо мотозавозни судов и плотов. 2.2.19. Подвешивать якорь на откидной гак разрешается только после остановки якореподъемной лебедки мотозавозни. 2.2.20. При подъеме якорей запрещается находиться внутри угла перегиба буйрепа в направляющих роликах мотозавозни. 2.2.21. До окончания работ по завозке якоря и ухода завозни в сторону от каната выбирать слабину каната лебедкой снаряда запрещается. Выбирать канат можно только после подачи сигнала с мотозавозни. По окончании работ с кран-балкой ее необходимо установить в положение по-походному а гак поднять вверх до упора. 2.2.22. При завозке якоря с помощью теплохода буксирующего завозню канат следует закреплять на теплоходе а якорь укладывать на палубе завозни. 2.2.23. Погрузку якоря на палубу мотозавозни краном снаряда осуществляют только после надежной швартовки завозни к снаряду. При укладке якоря на палубу снаряда или мотозавозни а также при подвешивании его на канат лебедки необходимо использовать строп. 2.2.24. Если работникам занятым на завозке и перекладке якоря угрожает опасность то якорь и канат следует немедленно сбросить за борт судна. 2.2.25. При выбирают каната закрепленного на "мертвый" якорь стоять на линии натяжения каната впереди лебедки запрещается. 2.2.26. Подъем якорей отсоединение канатов от береговых "мертвых" якорей или рымов следует выполнять после подачи сигнала со снаряда. 2.2.27. Перед отсоединением канатов от береговых "мертвых" якорей рымов или других предметов необходимо ослабить канат. 2.3. Установка и перестановка плавучего грунтопровода 2.3.1. Работа на плавучем грунтопроводе следует выполнять только по распоряжению вахтенного начальника снаряда. 2.3.2. Соединять и разъединять отдельные секции плавучего грунтопровода а также выполнять ремонтные работы связанные с опасностью падения человека в воду осущение понтонов ремонт леерного ограждения и т.п. во время буксировки грунтопровода запрещается. 2.3.3. Соединять отсоединять плавучий грунтопровод с грунтопроводом корпуса разрешается только с плавсредств достаточной грузоподъемности надежно пришвартованных к снаряду. При выполнении этих работ необходимо руководствоваться Правилами [б] пп. 2.14.11 - 2.14.20 . 2.3.4. Дверное ограждение настал и переходные трапы плавучего грунтопровода должны всегда быть в исправном состоянии. Поручни леерного ограждения соседних секций должны быть соединены съемными цепочками или жесткими поручнями переменной длины. Для перехода со снаряда на плавучий грунтопровод нужно положить специальный трап или сходню обеспечивавшие безопасность перехода. Запрещается перемещение по плавучему грунтопроводу при неисправном вентиле отсутствии леерного ограждения с обеих сторон переходного настила трапа ж без спасательного жилета 2.3.5. Нельзя находиться на плавучем грунтопроводе лицам не связанным с выполнением работ по его обслуживанию. Перед входом на плавучий грунтопровод следует вывесить знак запрещающий вход без разрешения вахтенного начальника. 2.3.6. В темное время суток все переходные трапы между секциями и проходы по всему грунтопроводу должны быть освещены светильниками водозащитного исполнения со светозащитными козырьками для предотвращения ослепления судоводителей проходящих судов. Металлические корпуса светильников ж соединительной арматуры необходимо надежно заземлить. 2.3.7. В темное время суток хождение по плавучему грунтопроводу и выполнение на нем работ в одиночку запрещается. 2.3.8. Работники находящиеся на грунтопроводе должны постоянно находиться в поле зрения вахтенного начальника и периодически информировать его о своих действиях. 2.3.9. Запрещается находиться в грунтопроводе с целью ликвидации забоя и очистки. 2.3.10. Смену гибких соединений плавучего грунтопровода следует выполнять с помощью кран-балки мотозавозни или грузоподъемных средств снаряда. Для ремонта и замены гибких соединений между секциями грунтопровода с обеих сторон гибких соединений должен быть установлен прочный настил и проверена надежность соединения понтонов. Перед разъединением грунтопровода для буксировки смены или ремонта гибких соединений все кабели силовой осветительный связи должны быть отключены на ГЭРЩ их предохранители сняты а на проводах выключателей вывешен знак безопасности "Не включать. работают люди" после чего кабели должны быть разъединены и уложены на смежных секциях плавучего грунтопровода. 2.3.11. При соединении и разъединении отдельных секций плавучего грунтопровода отсоединенную присоединенную секцию следует удерживать на канате укрепленном на основной нитке плавучего грунтопровода. Канат нельзя ослаблять до полного соединения или разъединения секций. При соединении плавучего грунтопровода с помощью мотозавозни необходимо пользоваться стропом и канифас-блоком. 2.3.12. При выполнении работ на концевом понтоне плавучего грунтопровода управление лебедкой концевого понтона нужно переключить с дистанционного на местное с автоматического -на ручное. 2.3.13. Перед пуском грунтового насоса вахтенный начальник должен подать предупредительный сигнал если на плавучем грунтопроводе находятся люди. 2.3.14. При завозке плавучего грунтопровода к месту отвала грунта теплоходом во избежание перевертывания секций набивать буксирный канат нужно плавно без рывков. Скорость движения теплохода должна быть минимальной. Завозить плавучий грунтопровод следует па канате поданном о лебедки концевого понтона. Тормозное устройство лебедки должно быть готово к немедленному свободному стравживашго каната. 2.3.15. Перед завозкой и перекладкой якорей плавучего грунтопровода необходимо проверить исправность лебедка концевого понтона. 2.3.16. При завозке подъеме якорей концевого понтона плавучего грунтопровода для управления лебедкой и наблюдения за канатом возле нее должен присутствовать работник снаряда. Грунтовый насос должен быть остановлен до момента натяжения каната лебедкой после укладки якоря. 2.3.17. При перекладке якоря концевого понтона плавучего грунтопровода выбирать канат разрешается только после подачи сигнала с мотозавозни. 2.3.18. Хождение по свеженамытому грунту без прокладки трапов запрещается. 2.3.19. Нельзя ходить по трубам плавучего и берегового грунтопроводов. На береговом грунтопроводе следует вывешивать Знак "Хождение по трубам запрещается". 2.3.20. Подготовка к работе плавучего грунтопровода должна выполняться в соответствии с требоваиимя Правил [?] п. 3.2.4.1 . 2.3.21. При снятии с мели плавучего грунтопровода при помощи мотозавозни следует начинать стягивать ниже расположенные по течению понтоны взяв их на буксирный канат. Крепить канат нужно за грунтовую трубу или лючок понтона при помощи якорного замка. 2.3.22. Крышки горловин на плавучем грунтопроводе должны устанавливаться с уплотнительными прокладками и закрепляться всеми болтами. Отверстия для проверки уровня воды в отсеках должны быть закрыты. 2.3.23. При обнаружении водотечности в секциях плавучего грунтопровода необходимо немедленно доложить вахтенному начальнику и принять меры к ее устранению. Бели причину водотечности быстро устранить невозможно то следует удалить понтон из грунтопровода. 2.4. Дноуглубительные работа 2.4.1. Выбранный способ разработки прорези должен соответствовать утвержденной технологической карте и исключать всякую опасность для обслуживавшего персонала. 2.4.2. На снарядах необходимо применять стальные канаты соответствующие данному типу снаряда и отвечающие требованиям государственных стандартов. На канаты должен быть сертификат завода-изготовителя. При отсутствии сертификатов стальных канатов для грузоподъемных лоткоподъемных рамоподъемных и свайных устройств буйрепов применяемых при сборке черпаковой цепи их следует испытать в соответствии с ГОСТ 3241 - 80. 2.4.3. Запрещается использовать канаты имеющие износ сверх установленных норм. Участки каната в которых количество оборванных проволок или поверхностный износ превышает нормы выбраковки следует вырубить. После соединения концов каната сплеснем выступавшие концы в сплеснях следует заклетневать мягкой проволокой или бензелем. 2.4.4. Канаты применяемые при сборке плавучего грунтопровода и в случаях перечисленных в п. 2.4.2 сращивать не разрешается; они должны состоять из одного отрезка. 2.4.5. При выполнении дноуглубительных работ запрещается: находиться у действующих механизмов посторонним лицам и работникам снаряда не обслуживающим эти механизмы; находиться у выходных роликов и сваи снаряда; подходить к снаряду на шлюпке или другом судне со стороны его рабочих органов; становиться на рабочие канаты. 2.4.6. Перед пуском в работу черпаковой цепи необходимо убедиться в отсутствии людей на черпаковой цепи черпаковой раме в грунтовом колодце и подать предупредительный сигнал. 2.4.7. Очищать черпаки извлекать из них крупные предметы и камни можно только после остановки черпаковой цепи. При этом черпак должен находиться на уровне главной палубы. 2.4.8.'Извлекать из черпаков камни и другие предметы вручную разрешается только при условии возможности свободного подъема их одним человеком с соблюдением правил подъема и переноски тяжестей. Для извлечения крупных предметов нужно применять кран обращая внимание на строго вертикальное положение его грузовых канатов. 2.4.9. Очищать решетки грунтоприемника снаряда нужно багром с промерного мостика. При невозможности очистки этим способом допускается спуск рабочего на грунтоприемник для его очистки вручную при этом рабочей должен быть в спасательной жилете и обвязан страховочным поясом с предохранительным линем конец которого закрепляется на промерном мостике а рама должна быть закреплена по-походному. 2.4.10. Очищать грунтоприемник вручную разрешается только под постоянным наблюдением специально назначенного лица за работающим 2.4.11. Запрещается спуск на землесосную черпаковую раму снаряда до остановки механизма подъема рамы. На время пребывания работника на землесосной черпаковой раме на посту управления следует отключить автомат механизма подъема и вывесить плакат "Не включать работают люди". 2.4.12. На штанговом снаряде очищать черпак следует только после опускания и установки его на комингс или площадку на палубе шаланды и открытия днища черпака. При этом на пульте управления вывешивается знак "Не включать работают люди". Подходить к черпаку при закрытом днище запрещается. 2.4.13. Нахождение людей на шаланде или на берегу в зоне действия черпака грейфера работавшего штангового грейферного снаряда запрещается.  2.4.14. Осмотр деталей расположенных на стреле штангового грейферного снаряда а также нахождение на ней людей во время работы снаряда запрещается. 2.4.15. Отсоединять черпак можно только при опущенной на опоры штанге с помощью грузоподъемных средств. 2.4.16. Находиться на подвесном грунтопроводе можно только с разрешения вахтенного начальника снаряда. Работы должны выполняться со страховочным поясом закрепленным за конструкцию грунтопровода. 2.4.17. При выполнении работ в зоне скопления людей - и местах купания и массового отдыха администрация снаряда должна принять дополнительные мерк по организации пункта спасения утопающих ж через громкоговорящую связь оповещать о запрещении купания в зоне работы снаряда. Ограждение береговой зоны в установка запрещающих знаков возлагается на заказчика и оговаривается в договоре на выполнение работ. 2.5. Шаланды. Погрузка грунта 2.5.1. Леерные ограждения ограждения тяговых канатов я цепей створок трап для спуска в грунтовый лик шаланды стопорные устройства створок грунтовых трюмов следует постоянно содержать в исправном состоянии. 2.5.2. Приемка швартовых и отдача их с кнехт шаланда производятся вахтенный рулевым-мотористом шаландировщика или самоходной шаланды. 2.5.3. Спускаться в грунтовый трюм во время наполнения шаланда грунтом и ходить по грунту груженой шаланды запрещается. 2.5.4. Запрещается во время наполнения шаланды грунтом а также при поднятом лотке во время стоянки снаряда находиться в опасной зоне грунтового лотка 2.5.5. После наполнения шаланды ее палубу следует очистить от просыпей грунта. 2.5.6. Створки грунтовых трюмов можно раскрывать только для опорожнения трюмов от грунта и ремонта их. Оставлять створки открытыми запрещается. 2.5.7. Очищать грунтовые трюмы от налипшего грунта и различных предметов следует с палубы шаланда струей вода из брандспойта. Очищать трюмы баграми ж лопатами разрешается при условии что длина их рукояток обеспечит работу без нагибания рабочих над грунтовым трюмом. Спускаться на межлюковые переборки запрещается. 2.5.8. Спускаться в трюм для ремонта створок и их тяговых устройств разрешается только при закрытых створках по специальному трапу или при установке настала вдоль трюма на межлюковые переборки. 2.5.9. Работа в опорожненном грунтовом трюме разрешается только под наблюдением специально выделенного лица стоящего на палубе шаланды. Работающий в трюме должен надеть предохранительный пояс со страховочным концом закрепленным эа конструкцию шаланда вне трюма с тем чтобы наблюдающий мог в любой момент оказать помощь. 2.5.10. Вставать на тяговые канаты цепи створок грунтовых люков шаланда запрещается. 2.6. Формирование и буксировка дноуглубительного каравана 2.6.1. Работами по формированию и швартовке дноуглубительного каравана руководит первый помощник командира. Формирование каравана проводится вне границ судового хода и как правило в светлое время суток с учетом конкретных условий. 2.6.2. При подъеме якорей загромождать палубу мотозавозни несколькими якорями запрещается. При размещении якорей должны б соблюдены требования Правил [б] п. 2.12.25. 2.6.3. При формировании каравана рабочие якоря следует укладывать на штатные места. Оставлять их на канатах оперативных лебедок за бортом снаряда на время буксировки и длительного хранения запрещается. ^ 2.6.4. Нельзя подтаскивать рабочие якоря лебедками удерживая снаряд на землесосной черпаковой раме. 2.6.5. Швартовные и буксировочные работы должны проводиться в соответствии с требованиями Правил [б] разделы 2.5 2.6 . Перед буксировкой дноуглубительного каравана черпаковую землесосную раму грунтовые лотки поворотную платформу черпакового устройства стрелы кранов закольные сваи следует закрепить в положение по-походному. 2.6.6. Перед буксировкой необходимо проверить состояние иллюминаторов всех судов дноуглубительного каравана. Иллюминаторы должны быть задраены. 2.6.7. При буксировке в ледовых условиях а также при недостаточных глубинах и каменистом дне следует постоянно наблюдать за состоянием корпусов судов дноуглубительного каравана. 2.6.8. Переходить с судна на судно во время буксировки или стоянки можно только по трапам или сходням. При невозможности устройства безопасных переходов вахтенный персонал следует доставлять на суда каравана на мотозавозне. Переход с судна на судно при счале в кильватер запрещается. 2.6.10. Во время буксировки каравана нельзя выполнять работы на черпаковой землесосной раме и сваях а также забортные работы. 3. ОБСЛУЖИВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ И УСТРОЙСТВ  3.1. Черпаковый привод 3.1.1. Для предотвращения разрыва черпаковой цепи и поломок привода необходимо содержать в исправном состоянии ограничитель нагрузки двигателя черпакового привода. 3.1.2. При неисправном тормозном устройстве работы на черпаковой раме и черпаковой цепи запрещаются. 3.1.3. Верхний черпаковый барабан черпаковая цепь и грунтовый колодец должны иметь исправные ограждения препятствующие попаданию на площадку и палубу снаряда води г грунта. 3.1.4. Без разрешения вахтенного начальника снаряда вход на площадку черпакового привода для обслуживания и осмотра запрещаются. Перед входом на трап площадки верхнего черпакового привода следует вывешивать плакат "Вход запрещен". 3.1.5. Узлы и тяжелые детали черпакового привода при ремонтных работах рекомендуется снимать устанавливать береговыми или плавучими кранами соответствующей грузоподъемности. Краны должны обладать плавным спуском и подъемом. При отсутствии крана допускается снятие установка деталей и узлов верхнего черпакового привода ручными талями для чего необходимо установить надежные леса балки и другие приспособления рассчитанные на суммарные нагрузки от деталей и работников. Технология выполнения работ а также чертежи лесов балок и приспособлений должны быть утверждены главным инженером предприятия выполняющего ремонт. 3.2. Черпаковая рама и черпаковая цепь 3.2.1. Серьги и рымы предназначенные для крепления черпаковой рамы по-походному а также для крепления захватов при сборке и разборке черпаковой цепи не должны иметь трещин или износа свыше 10 % площади поперечного сечения. 3.2.2. На время буксировок и длительных стоянок а также смены рамоподъемного каната и ремонта рамоподъемного устройства черпаковую раму следует закрепить по-походному. 3.2.3. Щиты ограждающие черпаковую раму в прорези снаряда следует надежно укрепить и содержать в исправном состоянии. Попадание грунта через щиты на палубу снаряда при работе черпаковой цепи не допускается. 3.2.4. Осмотр и смену нижнего барабана необходимо выполнять с завозни или понтона а черпаковых скатов - с настила на черпаковой раме изготовленного из досок толщиной не менее 40 мм. Сменять скаты и барабан следует с помощью крана или талей достаточной грузоподъемности. 3.2.5. Работа по смене черпаковых пальцев чек планок нужно выполнять на уровне главной палубы получив специальный инструктаж вахтенного начальника. 3.2.6. При необходимости осмотра деталей черпаковой цепи во время работы привода скорость ее движения должна быть минимальной 1-2 черпака в минуту . 3.2.7. До начала работ по сборке и разборке черпаковой цепи с работниками привлеченными к выполнению этих работ командир снаряда должен провести специальный инструктаж по безопасным методам труда и сделать соответствующую запись об этом в личной карточке инструктажа по технике безопасности. 3.2.8. Сборку и разборку черпаковой цепи следует выполнять с помощью крана снаряда или прочно пришвартованного плавучего крана под непосредственным руководством командира снаряда или его первого помощника по заранее составленной технологии обеспечивавшей безопасность проведения работ. 3.2.9. Тормозные устройства барабанов лебедок используемых при сборке и разборке черпаковой цепи должны быть исправными. 3.2.10. При затягивании на нижний барабан идущей снизу черпаковой цепи верхний ее конец следует надежно прикрепить к раме захватным приспособлением. 3.2.11. Перезаделку поддерживающих канатов при сборке разборке черпаковой цепи нужно выполнять поочередно. Одновременная отдача обоих поддерживающих канатов не допускается. 3.2.12'. Перед передвижением черпаковой цепи во время сборки и разборки следует подавать звуковой предупредительный сигнал. 3.2.13. Запрещается передвигать черпаковую цепь с незакрепленными незашплинтованными черпаковыми пальцами. 3.2.14. Нахождение людей на черпаковой раме или внутри ее при передвижении цепи и натягивании секций цепи на раку не допускается. 3.2.15. Перед разъединением соединением черпаковую цепь следует надежно закрепить захватами к черпаковой раме ниже места разъединения соединения . 3.2.16. Вспомогательное судно используемое дан сборки секций черпаковой цепи должно иметь достаточную грузоподъемность и остойчивость. Расположение собранных: секций должно совпадать с расположением черпаковой цепи на раме. 3.2.17. При соединении собранных секций с участком черпаковой цепи находящейся на раме последняя должна быть поднята так чтобы верхние грани нижнего барабана находились на уровне палубы вспомогательного судна. 3.2.18. При замене втулок в отверстиях полозков черпаков необходимо обеспечить устойчивость черпаков от опрокидывания. 3.2.19. Кантовать черпаки следует с помощью грузоподъемных средств. Ручное кантование запрещается. 3.3. Землесосная рама рамоподъемное и разрыхлительное устройства 3.3.1. Перенабивку сальникового уплотнения шарового соединения смену грунтоприемника и грунтовых труб ремонт разрыхлителя следует проводить со специальных плотиков или завозни достаточной грузоподъемности. Работы проводимые с плотиков или завозен разрешается выполнять только в тихую погоду при отсутствии волнения. 3.3.2. При осмотре и ремонте землесосной рамы и ее оборудования с плотиков или завозен раму нужно закрепить по-походному. Осмотр необходимо проводить каждую вахту и перед буксировкой дноуглубительного каравана. 3.3.3. Разборка и ремонт узлов рамоподъемного устройства разрешается только после закрепления землесосной черпаковой рамы снаряда специальными тягами или стропами. 3.3.4. Для удобства ремонта вала механического разрыхлителя по всей длине землесосной рамы снаряда должен быть устроен решетчатый настил с бортиком высотой не менее 100 мм. 3.3.5. Соединения трубопровода гидроразрыхлителя не должны иметь пропусков воды. 3.3.6. При попадании на раму или заклинивании между корпусом снаряда и рамой бревен или других крупных предметов подъем рамы следует остановить и удалить попавшие предметы. 3.4. Оперативные лебедки 3.4.1. Перед пуском лебедки необходимо убедиться в ее исправности и отсутствии людей в опасных зонах работы вблизи выбираемого каната и направляющих роликов. 3.4.2. При местном управлении лебедки следует пускать и останавливать только по сигналу вахтенного начальника. 3.4.3. При намотке каната на барабан лебедки необходимо следить за правильностью его укладки. При заедании каната на барабане его нужно освободить обратным вращением барабана. Поправлять канат руками или ломом нельзя. 3.4.4. Во время сматывания каната с барабана лебедки мотозавозней или теплоходом нахождение людей у лебедки и в районе прохождения каната по палубе снаряда запрещается. Для предотвращения ослабления шлагов каната необходимо отрегулировать тормоз барабана. 3.4.5. При натяжении сматывании каната на барабан с барабана оперативной лебедки нельзя допускать: заломов скручивания и образования колышек; спадания каната с роликов и заклинивания его между роликом и щекой обоймы; большой слабины и неправильной укладки каната на барабане. 3.4.6. Эксплуатация оперативных лебедок с неисправными канатоукладчиками или без них а также применение на лебедках канатов не соответствующих проектным диаметру каната и шагу канатоукладчика запрещается. 3.4.7. Проводить уборку под лебедками во время их работы нельзя. 3.5. Грунтовые лотки и лоткоподъемные устройства 3.5.1. Поднимать и опускать грунтовые лотки снаряда разрешается только по команде вахтенного начальника после подачи предупредительного сигнала. 3.5.2. Запрещается поднимать и опускать грунтовые лотки при нахождении под ними людей а также проходить под работающими лотками. У грунтового лотка -следует вывесить знак "Проход запрещен". 3.5.3. Ремонт лоткоподъемного устройства следует выполнять при отключенной лебедке только после постановки грунтовых лотков в положение по-походному на специальные стопорные устройства. Для ремонта лотков необходимо поставить надежные леса. 3.5.4. Вое работы по очистке грунтовых лотков от крупных камней и других предметов необходимо проводить со страховочным поясом. Очищать лотки нужно баграми и лопатками с длинными черенками находясь выше застрявших предметов и грунта. Нельзя подниматься для этой цели в лоток и находиться под ним. 3.5.5. Опускать лоток разрешается только лоткоподъемной лебедкой. Стравливание лоткоподъемного каната под действием силы тяжести лотка путем растормаживания тормоза запрещается. 3.6. Грунтовый клапан и грунтовый колодец 3.6.1. Перед пуском лебедки грунтового клапана необходимо убедиться в отсутствии людей в грунтовом колодце и в гоне движения рычага шкива грунтового клапана. 3.6.2. Перед спуском в грунтовый колодец для осмотра и ремонта грунтового клапана или колодца необходимо: обесточить электропривод клапана жестко зафиксировать сектор привода клапана в нулевом положении на пусковых аппаратах черпакового привода и лебедки вывесить знак "Не включать работают люди"; убедиться в отсутствии грунта в черпаках находящихся на верхнем барабане а также примерзшего к стенкам колодца выше клапана. 3.6..3. Спускаться в грунтовый колодец следует по трапу через грунтовый лоток. Работник выполняющий осмотор и ремонт грунтового клапана и колодца должен быть в резиновых сапогах и защитной каске. 3.7. Грунтовый насос и корпусный грунтопровод 3.7.1. Люки на грунтовом насосе и грунтопроводах следует содержать в исправном состоянии чтобы исключить самопроизвольное их открытие при работе насоса. Пропуск воды и грунта через них не допускается. 3.7.2. При осмотрах грунтового насоса через люки а также при разборке его механик снаряда или вахтенный помощник должны принять меры особой предосторожности обесточить электропривод и полностью исключить случайный пуск двигателя насоса. Для этого они обязаны руководствоваться Правилами [б] п.3.2.12 . 3.7.3. Пуск и остановку грунтового насоса следует выполнять только по команде вахтенного начальника снаряда. 3.7.4. Запрещается открывать смотровые люки грунтового насоса и грунтопровода а также сменять сальниковые уплотнения при работе грунтового и заливочного насосов. 3.7.5. Во избежание затопления отсеков снаряда следует систематически контролировать состояние корпусного грунтопровода. Наличие течи воды и гидросмеси через неплотности грунтопровода не допускается. 3.7.6. Во избежание затопления МКО при работе снаряда на берег открывать крышки люков насоса и грунтопровода для очистки рабочего колеса насоса следует после прекращения истечения воды из грунтоприемника и поднятия рамы. 3.7.7. Все ремонтные работы связанные с разборкой грунтового насоса следует проводить под руководством механика снаряда или его первого помощника. 3.7.8. Люки на грунтовом насосе и всасывающем грунтопроводе должны иметь удобные крепления и ручки для их снятия. 3.7.9. Детали грунтового насоса массой более 32 кг при разборке и сборке следует поднимать и перемещать с помощью грузоподъемных механизмов. Детали насоса которые после отсоединения могут упасть следует перед работой насоса надежно застропить. 3.7.10. Снимать рабочее колесо с вала грунтового насоса необходимо с помощью специальных устройств и приспособлений. Свертывать колесо поворотом вала приводящим двигателем запрещается. 3.8. Свайные устройства 3.8.1. Эксплуатация в ремонт свайных устройств должны проводиться в соответствии с требованиями Правил [7]. 3.8.2. Прорезь свайной тележки и свайные колодцы следует ограждать. 3.8.3. Ремонт свайного устройства разрешается только после подвесив свай на специальное подвесное устройство при отключенной свайной лебедке. На пусковой аппарате свайной лебедки следует вывешивать плакат "Не включать работают люди". 3.8.4. Людям нельзя находиться в опасной зоне во время подъема и спуска свай. При включении свайных лебедок вахтенный начальник обязан подавать предупредительный сигнал. Приложение Перечень нормативных документов по охране труда обязательных при выполнении работ на судах дноуглубительного флота 1. Положение об организации работы по охране труда в Министерстве речного флота РСФСР введенное в действие приказом минречфлота №107 от 8 августа 1978 г. 2. Типовое положение о постоянной контроле по охране труда на предприятиях судах и организациях Министерства речного флота РСФСР Письмо Минречфлота № 98 от 7 августа 1978 г. . 3. Положение о порядке обучения проведения инструктажа и проверки знаний по безопасности труда работающих на предприятиях и судах Минречфлота РСФСР Письмо № 200 Минречфлота от19 декабря 1979 г. . 4. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 20 мая 1966 г. 5. Инструкция о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве на судах морского и речного флота утвержденная Президиумом ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота 26 января 1983 г. 6. Правила безопасности труда на судах речного флота утвержденные приказом Минречфлота № 42 от 4 марта 1976 г. 7. Правила технической эксплуатации специального оборудования дноуглубительных снарядов. М.: Транспорт 1981. 8. Правила безопасности труда при выполнении очистных окрасочных изолировочных и отделочных работ на предприятиях и судах Министерства речного флота РСФСР утвержденные заместителем министра речного флота А.П.Введенским от 30 октября 1978 г. 9. Требования техники безопасности к судам внутреннего и смешанного плавания и судовому оборудованию. РТМ 212.0095 - 79. 10. Санитарные правила для судов внутреннего плавания СССР. М.: Транспорт 1979. 11. Нормы искусственного освещения на судах речного флота утвержденные Зам.главного государственного санитарного врача СССР АЛ.Зайченко 10 декабря 1979 г. 12. Правила пожарной безопасности на речном транспорте Министерства речного флота РСФСР введенные в действие приказом министра речного флота № 177 от 4 ноября 1968 г. М.: Транспорт 1968. 13. Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР введен в действие с I апреля 1970 года приказом министра резного флота № 138 от 14 октября 1968 г. . М.: Транспорт 1970. 14. Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР. М.: Транспорт 1974. 15. Правила технической эксплуатации речного транспорта. М.: Транспорт 1974. 16. Единые правила безопасности при взрывных работах. Утверждены Госгортехнадзором СССР 1967. 17. Техническая инструкция по производству землечерпательных работ утвержденная членом коллегии Главводпути МРФ РСФСР Г.И.Садовским 2 июля 1968 г. М.: Транспорт 1968. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Общие положения  1.1.. Порядок применения Правил  1.2. Общие требования безопасности при работе на судах дноуглубительного флота 2. Производство дноуглубительных работ  2.1. Установка дноуглубительного снаряда  2.2. Завозка и перекладка якорей  2.3. Установка и перестановка плавучего грунтопровода  2.4. Дноуглубительные работа  2.5. Шаланда. Погрузка грунта  2.6. Формирование и буксировка дноуглубительного каравана 3. Обслуживание специальных механизмов и устройств  3.1. Черпаковый привод  3.2. Черпаковая рама и черпаковая цепь  3.3. Землесосная рама рамоподъемное и разрыхлительное устройства  3.4. Оперативные лебедки 3.5. Грунтовые лотки и лоткоподьемные устройства  3.6. Грунтовый клапан и грунтовой колодец  3.7. Грунтовый насос и корпусный грунтопровод  3.8. Свайные устройства  Приложение. Перечень нормативна документов по охране труда обязательных при выполнении работ на судах дноуглубительного флота