ОСТ 54 30030-84

ОСТ 54 30030-84 Воздушные суда гражданской авиации. техническое обслуживание. Общие требования электробезопасности

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ Система стандартов безопасности труда ВОЗДУШНЫЕ СУДА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ   ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Общие требования электробезопасности ОСТ 54 30030 84 Введен впервые Указанием Министерства гражданской авиации от 27.03.84 № 204/У срок введения установлен с 01.01.85 Несоблюдение стандарта преследуется по закону Настоящий стандарт распространяется на производственные процессы технического обслуживания воздушных судов гражданской авиации в рабочей зоне территории места стоянки и устанавливает общие требования к системе организационных и технических мероприятий и применению средств обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока. Стандарт обязателен для эксплуатационных предприятий ремонтных заводов учебно-летных организаций и летно-испытательных подразделений гражданской авиации. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Перечень опасных и вредных факторов которые могут возникать в рабочей зоне в процессе технического обслуживания воздушных судов и предельно допустимые значения их параметров приведены в ОСТ 54 71001 82. 1.2. Для обеспечения защиты работающих от вредного и опасного воздействия электрического тока следует выполнять требования стандартов и нормативно-технической документации приведенной в обязательном приложении 1 и настоящего стандарта. 1.3. При организации процесса технического обслуживания воздушных судов должны выполняться следующие мероприятия по обеспечению безопасности производственного процесса: назначение лиц ответственных за организацию работ; оформление работы нарядом или распоряжением; осуществление допуска к проведению работ; организация надзора за проведением работ; оформление перерыва в работе перевода на другое рабочее место окончания работы использование работ по совершенствованию технического обслуживания достижений науки и техники изобретений и рационализаторских предложений; применение методов прекращения работы на неисправном электрооборудовании и своевременного устранения возникших неполадок. 1.4. Ответственность за безопасное производство конкретных работ по техническому обслуживанию воздушных судов с использованием электроустановок возлагается на инженерно-технических работников руководящих производством этих работ. 1.5. Повседневный контроль за соблюдением требований электробезопасности при техническом обслуживании должны осуществлять отдел бюро инженер охраны труда и непосредственные руководители работ. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ 2.1. Проектирование организация и проведение технологических процессов технического обслуживания воздушных судов должны предусматривать: устранение опасного и вредного воздействия электрического тока на работающих; комплексную механизацию и автоматизацию тяжелых работ выполняемых работающими занятыми обслуживанием электроустановок; применение малого напряжения и средств коллективной защиты работающих от поражения электрическим током перечень которых указан в ГОСТ 12.4.001 75; своевременное получение информации о том что уровень напряжения прикосновения может быть выше предельно допустимого указанного в ГОСТ 12.1.038 82. 2.2. При техническом обслуживании воздушных судов должны использоваться режимы работы электрооборудования исключающие его перегрев и разряд статического электричества. 2.3. При обслуживании электрооборудования средств наземного обслуживания воздушных судов должен соблюдаться следующий порядок: 2.3.1. Места стоянки воздушных судов и электроколонки предназначенные для подключения средств наземного обслуживания и переносных ламп в ночное время должны быть освещены. Освещение должно соответствовать требованиям ОСТ 54 72003 83 СНиП11 4 79и СНиП 11 85 80. 2.3.2. Обслуживание и ремонт силовых цепей должны выполняться со снятием напряжения. 2.3.3. Перед началом работы необходимо произвести внешний осмотр электрооборудования средств наземного обслуживания и убедиться в отсутствии механических повреждений и целостности внешней оболочки питающего кабеля. 2.3.4. До подключения к бортовой электросети наземного источника электроэнергии необходимо убедиться в том что переключатель выключатель подключающий его к бортовой электросети не находится в положении соответствующем включению наземного источника электроэнергии и плакат запрещающий включение этого источника не вывешен. 2.3.5. Подключение наземных источников электроэнергии к бортовой электросети воздушного судна и их отключение должно осуществлять допущенное к выполнению этой работы лицо с разрешения бригадира-электрика бригады обслуживающей воздушное судно. 2.3.6. Перед каждым подключением наземного источника электроэнергии к бортовой электросети воздушного судна необходимо проверить его напряжение и частоту. В случае недостаточной или чрезмерной величины напряжения и частоты наземный источник электроэнергии отключить. Установление причины ненормальной работы и устранение неисправности наземного источника электроэнергии должен осуществлять технический персонал ответственный за поддержание этого источника в исправном состоянии. 2 3.7. При подключении к бортовой электросети наземного источника электроэнергии требующего подключения к электроколонке необходимо подсоединить его к бортовой электросети воздушного судна затем подключить к электроколонке включить в работу и проверить напряжение и частоту. 2.3.8. Подключение и отключение наземных источников электроэнергии к бортовой электросети воздушного судна в процессе запуска и опробования авиадвигателей должен производить авиатехник допущенный к выполнению этой работы по команде лица производящего запуск. 2.3 9. В случае необходимости электрооборудование под напряжением следует осматривать под непрерывным наблюдением лица из обслуживающего персонала с квалификационной группой по технике безопасности не ниже III с обеспечением безопасного расположения работающего. 2.3.10. Определять наличие напряжения в электрической цепи необходимо в диэлектрических перчатках и только прошедшим проверку измерительным средством соединяя его с цепью с помощью гибких проводов оканчивающихся щупами. 2.3.11. В условиях дождя снега тумана и измороси запрещаются работы требующие применения защитных изолирующих средств. При этом допускается производить присоединение отсоединение оперативное переключение и другие работы не требующие использования изолирующих средств в любых условиях. 2.3.12. При аварии отказе или существенном повреждении электрооборудования обслуживающий персонал должен немедленно отключить средство наземного обслуживания воздушного судна выяснить и устранить причину возникновения и последствия аварии и только после этого следует продолжить работу по техническому обслуживанию воздушного судна. 2.4. При техническом обслуживании воздушного судна должны применяться знаки безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026 76. 2.5. Воздушное судно на котором не производится техническое обслуживание и подготовка к полету должно быть обесточено и заземлено в соответствии с ГОСТ 12.1.030 81. 2.6. Правила безопасности при эксплуатации ручных электрических машин ГОСТ 12.2.013 75 разд. 6. Допускается применять переносные электрические светильники постоянного тока напряжением не выше 24 В и переменного не выше 12 В. 2.7. Требования электробезопасности при использовании переносных электрических светильников должны выполняться в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» утвержденными Госэнергонадзором. 2.8. Техническое обслуживание ручных электрических машин паяльников переносных электрических светильников и их проверка должны проводиться работающими имеющими квалификационную группу по технике безопасности не ниже III. 2.9. Система управления и контроля технологическими процессами технического обслуживания воздушных судов должна обеспечивать защиту работающих от опасного и вредного воздействия электрического тока а также отключение производственного оборудования или его остановку в обычных условиях эксплуатации и в аварийной ситуации. 2.10. Источниками опасного и вредного воздействия электрического тока- на работающих при техническом обслуживании воздушных судов могут быть: однофазное прикосновение; однополосное прикосновение; двухфазное прикосновение; двухполосное прикосновение; попадание в зону растекания тока; приближение к неизолированным токоведущим частям находящимся под напряжением на расстояние меньше безопасного; прикосновение к металлическим нетоковедущим частям оказавшимся под напряжением в результате повреждения изоляции; прикосновение к человеку находящемуся под напряжением; действие электрической дуги; действие атмосферного электричества при грозовых разрядах. 3. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ СТОЯНОК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 3.1. Места стоянок воздушных судов должны ежедневно очищаться от пролитых горюче-смазочных материалов и острых посторонних предметов битого стекла ворсинок металлических щеток . 3.2. Необходимо обеспечивать постоянную исправность чистоту и маркировку заземлений на местах стоянок. Места расположения заземлителей должны систематически очищаться от пыли мусора льда и снега в соответствии с «Наставлением по аэродромной службе в гражданской авиации СССР». 3.3. Места стоянок воздушных судов в отношении опасности поражения работающих электрическим током приравниваются к особо опасным помещениям «Правила устройства электроустановок» пятое издание разд. 1 . 3.4. Места стоянок воздушных судов должны соответствовать требованиям ОСТ 54 71001 82 разд. 3. 4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ 4.1. Расстояние между электрическими проводами кабелями разматываемыми в зоне обслуживания воздушного судна и металлическими стремянками машинами спецавтотранспорта должно быть не менее 1 5 м. 4.2. Расстояние в свету от корпусов средств наземного обслуживания до корпуса электроустановки должно быть не менее 1 м а до ее пульта управления не менее 2 м. 4.3. Рабочее место на средствах наземного обслуживания воздушных судов должно быть оснащено выключающим устройством окрашенным в красный цвет для снятия напряжения с размещенного на этих средствах электрооборудования при возникновении неисправности. Рабочее место на наземных источниках электроэнергии дополнительно должно быть оснащено освещенными вольтметром и амперметром для каждой розетки бортового электрического соединителя аэродромного питания. 5. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ДОПУСКАЕМОМУ К РАБОТАМ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 5.1. Персонал допускаемый к работам по обслуживанию электроустановок при техническом обслуживании воздушных судов должен: быть не моложе 18 лет постановление Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 29.08.59 № 629 ; проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в сроки согласно приказу Министерства гражданской авиации от 15.05.85 № 109; знать должностную инструкцию технические характеристики принцип работы и конструкцию эксплуатируемой наземной авиационной техники инструкции по эксплуатации данной авиационной техники режимы ее работы установленные ограничения особенности эксплуатации в различных метеорологических условиях; пройти обучение по программе повышения квалификации безопасным методам работы на рабочем месте под руководством опытного работника и проверку знаний в квалификационной комиссии в соответствии с «Положением об организации работы по охране труда технике безопасности и производственной санитарии на предприятиях в учреждениях и организациях гражданской авиации» с присвоением определенной квалификационной группы по технике безопасности; освоить приемы освобождения пострадавшего от электрического тока и правила оказания первой помощи на практике. 6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ РАБОТАЮЩИХ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА 6.1. Работающие занятые техническим обслуживанием воздушных судов должны пользоваться изолирующими средствами индивидуальной защиты приведенными в обязательном приложении 2. 6.2. Средства защиты от поражения электрическим током должны использоваться до срока указанного в штампе проставляемом на средствах защиты прошедших испытания. Перед применением защитного средства работающий должен проверить его исправность отсутствие внешних повреждений и установить что величина напряжения на которую оно рассчитано не ниже величины напряжения обслуживаемого оборудования Пользоваться неисправными защитными средствами возле воздушного судна запрещается. Защитные средства необходимо защищать от загрязнения воздействия факторов и веществ ухудшающих их диэлектрические свойства и от механических повреждений. 6.3. Заземляющие устройства должны надежно подключаться к фюзеляжам воздушных судов и металлическим нетоковедущим частям электрооборудования доступным прикосновению которые вследствие нарушения изоляции могут оказаться под напряжением. 6 4 Технические способы и средства защиты от воздействия электрического тока должны быть указаны в нормативно-технической документации на воздушное судно и его средства наземного обслуживания в соответствии с ГОСТ 15001 73 ГОСТ 18675 79 и ГОСТ 1.5 68. 7. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ 7.1. Контроль напряжений прикосновения и токов протекающие через тело человека в соответствии с ГОСТ 12.1.038 82. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Обязательное ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-технической документации устанавливающей требования к защите людей от опасного и вредного действия электрического тока 1 ГОСТ 12 0 004 79 ГОСТ 12 1 019- 79 ГОСТ 12 1 030 81 ГОСТ 12 1 038 82 ГОСТ 1220070 75 ГОСТ 122013 75 ГОСТ 12 3 002 75 ОСТ 54 71001 82 2 Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации СССР утвержденное Министерством гражданской авиации СССР 3 Наставление по аэродромной службе в гражданской авиации СССР утвержденное Министерством гражданской авиации СССР 4 Наставление по светотехническому обеспечению полетов и электроустановкам в гражданской авиации СССР утвержденное Министерством гражданской авиации СССР 5 Правила устройства электроустановок ПУЭ-76 утвержденные Министерством энергетики и электрификации СССР 6 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей утвержденные Госэнергонадзором ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное ИЗОЛИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 1. Основные изолирующие средства индивидуальной защиты: диэлектрические перчатки; инструменты с изолированными рукоятками; указатели напряжения; изолирующие клещи. 2. Дополнительные изолирующие средства индивидуальной защиты: диэлектрические галоши; диэлектрические резиновые коврики; изолирующие подставки.