НПАОП 35.3-7.02-85

НПАОП 35.3-7.02-85 Работы на газоструйных машинах. Требования безопасности

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ Система стандартов безопасности труда РАБОТЫ НА ГАЗОСТРУЙНЫХ МАШИНАХ Требования безопасности ОСТ 54 30036 85 Введен впервые Указанием заместителя Министра гражданской авиации от 23.03.85 № 180/У  срок введения установлен с 01.01.87 Несоблюдение стандарта преследуется по закону Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности при выполнении работ с применением аэродромных тепловых льдоуборочных излучательных ветровых и самолетных тепловых обдувочных машин в дальнейшем газоструйные машины . Наименования аэродромных тепловых льдоуборочных излучательных ветровых и самолетных тепловых обдувочных машин приведены в справочном приложении 1. .Перечень документов на которые имеются ссылки в стандарте приведен в справочном приложении 2. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящий стандарт разработан на основе требований ГОСТ 12.3.002 75. 1.2. Газоструйные машины в части требований безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.2.003 74. 1.3. Организация мероприятий по выполнению требований настоящего стандарта возлагается на руководителей авиапредприятий организаций заводов и учебных заведений гражданской авиации. 1.4. При выполнении работ с применением газоструйных машин возможно действие следующих основных опасных и вредных производственных факторов: высокоскоростных газовоздушных струй генерируемых газотурбинными двигателями машин; частей разрушающихся конструкций лопаток компрессора и турбины газотурбинного двигателя сосудов под давлением входящих в состав гидравлической пожарной топливной систем газо-струйных машин ; повышенной температуры газовоздушной струи и узлов газо-струйной машины газотурбинного двигателя излучателя ; повышенной загазованности воздуха рабочей зоны отработавшими газами автомобильного и газотурбинного двигателя газо-струйных машин; повышенной или пониженной температуры влажности и подвижности атмосферного воздуха в кабинах персонала газоструйных машин; повышенного уровня шума и вибрации на рабочих местах персонала газоструйных машин создаваемого газовоздушной струей и элементами конструкции газоструйных машин; повышенного значения напряжения в электрической цепи замыкание которой может произойти через тело человека; повышенного уровня статического электричества возникающего при движении горюче-смазочных материалов и спецжидкостей по трубопроводам и в емкостях топливной масляной и гидравлической систем газоструйных машин; недостаточной освещенности рабочей зоны имеющей место при круглосуточной работе газоструйных машин на открытых площадках; повышенной яркости света от работающих излучателей льдоуборочных излучательных аэродромных машин; в пониженной контрастности газовоздушной струи газотурбинного двигателя по отношению к обрабатываемой поверхности; расположения рабочих мест персонала управляющего газоструйными установками тепловых обдувочных машин на значительной высоте относительно поверхности земли; токсических химических веществ входящих в состав горюче-смазочных материалов спецжидкостей отработавших газов автомобильного и газотурбинного двигателя газоструйных машин воздействующих на органы дыхания и желудочно-кишечный тракт; физических перегрузок органов зрения вследствие малой контрастности газовоздушной струи газотурбинного двигателя по отношению к обрабатываемой поверхности и недостаточной освещенности рабочей зоны: нервно-психических перегрузок перенапряжение анализаторов вследствие повышенного внимания к воздушной обстановке и обстановке на аэродроме в процессе работы газоструйных машин наличия большого числа операций по управлению газоструйной машиной. 1.5. Снижение вероятности разрушения элементов конструкции газоструйных машин должно достигаться своевременным выполнением планово-предупредительных ремонтов газоструйных машин в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей качественной эксплуатацией газоструйных машин. 1.6. Во избежание ожогов работающих не допускается выполнение каких-либо операций на газотурбинном двигателе и излучателе газоструйной машины в процессе их работы. 1.7. Величины предельно допустимых концентраций вредных веществ выделяющихся в воздух рабочей зоны в процессе работы автомобильных и газотурбинных двигателей газоструйных машин должны соответствовать ГОСТ 12.1.005 76. Указанные величины приведены в справочном приложении 3. При эксплуатации газоструйных машин должны осуществляться следующие меры по предупреждению или уменьшению вредных выделений в воздух рабочей зоны: проведение периодических измерений концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны в соответствии с п. 8.5 8.7; проверка эффективности работы системы вентиляции кабин персонала газоструйных машин при подготовке газоструйных машин к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации. Вентиляция кабин должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.023 76 относящимся к кабинам грузовых автомобилей; работу газоструйных машин следует организовать таким образом чтобы предотвратить задувание ветром отработавших газов автомобильного и газотурбинного двигателя машины в кабины персонала газоструйных машин. 1.8. Допустимые нормы температуры относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне в холодный и переходный периоды года должны соответствовать ГОСТ 12.1.005 76. В кабинах персонала газоструйных машин необходимо поддерживать следующие параметры метеорологических условий на уровне головы работающего : температура воздуха при наружной температуре до минус 25 оС оС . . ... ....... .........................................15 21 относительная влажность воздуха % не более ............. 75  скорость движения воздуха м/с не более ..... ................0 4 При наружной температуре до минус 40 °С допускается снижение температуры в кабине на указанном выше уровне до плюс 10 °С. Требуемые параметры воздуха должны поддерживаться регулированием системы отопления и вентиляции кабин. 1.9. Значение характеристик шума на рабочих местах персонала газоструйных машин уровни звукового давления в октавных полосах частот уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА не должны превышать допустимых величин установленных ОСТ 54 72001 78. Уровни указанных характеристик шума приведены в справочном приложении 4. 1.10. Максимальные значения характеристик вибрации на рабочих местах персонала газоструйных машин не должны превышать норм установленных ГОСТ 12.1.012 78. Уровни нормируемых значений виброскорости в дБ приведены в справочном приложении 5. 1.11. Для снижения степени вредного воздействия шума и вибрации на персонал газоструйных машин необходимо осуществлять следующие основные мероприятия: обеспечить инструментальный контроль уровней шума и вибрации на рабочих местах персонала газоструйных машин; обеспечить персонал газоструйных машин средствами индивидуальной защиты от шума для выполнения работ на газоструйных машинах вне кабин см. разд. 7 ; разработать рациональные режимы труда персонала газоструйных машин на основе «Положения о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации» утвержденного Министром гражданской авиации от 04.02.80 № 2И; организовать проведение лечебно-профилактических мероприятий для персонала газоструйных машин в соответствии с «Рекомендациями по защите обслуживающего персонала тепловых и ветровых машин от вредного воздействия шума а также по организации профилактических мероприятий» утвержденными заместителем Министра гражданской авиации от 19.03.76. 1.12. Для обеспечения электробезопасности при работах на газоструйных машинах должны осуществляться организационные и технические мероприятия предусмотренные ГОСТ 12.1.019 79 разд. 3 «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» утвержденными Госэнергонадзором.  1.13. Для предупреждения накапливания заряда статического электричества в элементах конструкции газоструйных машин необходимо обеспечить исправность устройств используемых для заземления газоструйных машин при заправке их топливом и в процессе движения в соответствии с требованиями «Инструкции по технике безопасности при наполнении топливозаправщиков автоцистерн и воздушных судов топливом» утвержденной Министерством гражданской авиации от 03.11.81 относящейся к топливозаправщикам. 1.14. При недостаточной освещенности рабочей зоны несоответствии ее требованиям СНиП II 4 79 необходимо выполнять следующие мероприятия обеспечивающие видимость и снижающие перегрузку органов зрения: регулировать осветительные приборы газоструйных машин таким образом чтобы персоналу газоструйных машин были отчетливо видны газовоздушная струя и детали обрабатываемой поверхности; периодически очищать осветительные приборы и стекла кабин газоструйных машин от загрязнений. 1.15. Во избежание падений персонала с высокорасположенных рабочих мест газоструйных машин необходимо обеспечить исправность средств служащих для прохода на рабочее место предохранительных ограждений средств аварийного покидания газоструйной машины и соответствие их технической документации завода-изготовителя. Для обеспечения исправности указанных средств необходимо ежегодно перед началом осенне-зимней эксплуатации проверить перечисленные средства внешним осмотром на надежность крепления отсутствие коррозии трещин и механических повреждений снижающих прочность и надежность конструкции. 1.16. Для уменьшения нервно-психических перегрузок перенапряжение анализаторов необходимо принимать следующие меры: ограничивать круг выполняемых операций персонала газоструйных машин штатными операциями предусмотренными инструкцией завода-изготовителя по эксплуатации газоструйной машины; разрешать выполнение работ с применением тепловых обдувочных машин только при наличии исправной системы связи лица управляющего газоструйной установкой с водителем машины по СПУ и визуальной связи персонала тепловой обдувочной машины с руководителем работ. 1.17. Для организации безопасной работы газоструйных машин на аэродроме необходимо: оборудовать газоструйные машины средствами аэродромной радиосвязи в соответствии с требованиями указания Министерства гражданской авиации от 29.12.84 № 884/У-2; установить на газоструйные машины проблесковые импульсные и габаритные огни. Установку огней производить в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя. Огни не должны создавать помех радиосвязи; оснастить газоструйные машины буксировочными тросами; выделить безопасные места на аэродроме для размещения газоструйных машин при отводе их со взлетно-посадочной полосы по команде руководителя полетов диспетчера службы движения либо при возникновении неисправностей газоструйных машин во время работы на взлетно-посадочной полосе. 1.18. На все виды работ выполняемых с применением газоструйных машин должны разрабатываться инструкции по охране труда в соответствии с ОСТ 54 70001 84 учитывающие требования настоящего стандарта. В инструкциях должен быть отражен порядок действий персонала в опасных и аварийных ситуациях занос газоструйной машины на скользкой поверхности опрокидывание отказ системы подъема-опускания газоструйной установки тепловой обдувочной машины нарушение режима работы или пoвреждение газотурбинного двигателя газоструйной машины возникновение пожара и т. п. . 1.19. На все газоструйные машины должен вестись формуляр по ГОСТ 2.601 68. Документация на базовый автомобиль должна оформляться в соответствии с требованиями «Наставления по службе спецтранспорта аэропортов гражданской авиации СССР» НСС ГА . 1.20. Эксплуатация газоструйных машин должна осуществляться с соблюдением общих правил пожарной безопасности изложенных в «Наставлении по пожарной охране в гражданской авиации СССР» и требований ГОСТ 12.1.004 76. Пожарная безопасность при эксплуатации газоструйных машин должна обеспечиваться за счет: соблюдения мер пожарной безопасности в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации газоструйных машин; проведения профилактических проверок исправности системы пожаротушения газотурбинных двигателей газоструйных машин в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей по эксплуатации газоструйных машин; проведения проверок работоспособности пожарного оборудования которым оснащены газоструйные машины. Сведения о результатах указанных проверок должны вноситься в формуляры газоструйных машин; проведения заправки газоструйных машин горюче-смазочными материалами и спецжидкостями в условиях исключающих возможность появления открытого пламени и искрения. 1.21. При работах на газоструйных машинах в целях обеспечения охраны окружающей среды необходимо: исключить вредное воздействие газовоздушной струи газотурбинного двигателя на почву растительный покров и зеленые насаждения территории аэродрома; не допускать переноса газовоздушной струей газотурбинного двигателя удаляемой с искусственных покрытий аэродромов пыли и других загрязнений в сторону водоемов зеленых насаждений служебных помещений; осуществлять меры по уменьшению выбросов указанных в справочном приложении 3 вредных веществ в атмосферу с отработавшими газами автомобильных и газотурбинных двигателей газоструйных машин путем регулировки" топливной аппаратуры автомобильных двигателей очистки от нагара топливных форсунок газотурбинных двигателей контроля расхода масла газотурбинными двигателями и соответствия его нормам установленным инструкциями заводов-изготовителей газотурбинных двигателей. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ 2.1. Особенности работ с применением тепловых и ветровых машин при очистке искусственных покрытий аэродромов от льда снега и пыли. 2.1.1. Организация и выполнение работ на аэродроме с применением газоструйных машин должны осуществляться в соответствии с требованиями «Наставления по аэродромной службе в гражданской авиации СССР НАС ГА 80 » относящимися к применению аэродромных машин требованиями настоящего стандарта и нормативно-технических документов Министерства гражданской авиации по вопросам применения газоструйных машин. 2.1.2. В аэропортах должен разрабатываться и утверждаться в соответствии с требованиями НАС ГА 80 альбом технологических карт. Наряду с требованиями к содержанию альбома изложенными в НАС ГА 80 технологические карты альбома на основные характерные виды работ по очистке аэродрома от льда снега и пыли с применением газоструйных машин должны содержать сведения: о типаже газоструйных машин которые должны применяться в данных конкретных условиях; о режиме работы газотурбинных двигателей газоструйных машин; о скорости движения газоструйных машин в процессе работы и выполнении различных маневров; об особенностях выполнения работ в ночное время и при неблагоприятных погодных условиях. Администрация авиапредприятий должна обеспечить знание требований технологии всем персоналом выполняющим указанные виды работ. 2.1.3. Перед началом работ на аэродроме с использованием газоструйных машин руководитель работ сменный инженер техник сменный мастер аэродромной службы назначаемый начальником старшим инженером аэродромной службы в качестве ответственного лица за безопасное проведение работ должен провести инструктаж по безопасным методам работы в конкретных условиях эксплуатации и ознакомить водителей газоструйных машин с технологией выполнения работ технологической картой . 2.1.4. Взаимодействие аэродромной службы и службы движения организация и порядок связи при выполнении работ на аэродроме должны осуществляться в соответствии с требованиями НАС ГА 80 и указанием Министерства гражданской авиации 29.12.84 №884/У-2. 2.1.5. Очистку ВПП и РД от снега льда и пыли газоструйными машинами следует выполнять при отсутствии воздушных судов на ВПП и РД. Очистку искусственных покрытий других элементов аэродрома от снега льда и пыли необходимо выполнять при отсутствии людей воздушных судов и другой техники в зоне работы газоструйных машин на расстоянии менее 100 м от среза сопла газотурбинного двигателя газоструйной машины в направлении распространения струи . 2.1.6. При выполнении работ на аэродроме с применением газоструйных машин водители не должны превышать режима работы газотурбинного двигателя и скорости движения газоструйной машины ограничиваемых инструкцией по эксплуатации машины и технологическими картами.  2.2. Особенности работ с применением тепловых обдувочных машин при удалении льда снега и инея с поверхности воздушных судов. 2.2.1. Организация и выполнение работ с применением тепловых обдувочных машин должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и «Инструкции по эксплуатации тепловых обдувочных машин для удаления льда и снега с поверхностей самолетов» утвержденной Министерством гражданской авиации от 26.02.79. 2.2.2. При освоении эксплуатации новых типов воздушных судов вопрос о возможности применения тепловых обдувочных машин для удаления льда снега и инея по каждому типу воздушного судна должен решаться Министерством гражданской авиации по согласованию с предприятием-разработчиком воздушного судна. 2.2.3. На основании документов указанных в п. 2.2.1 «Руководства по организации движения воздушных судов спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах гражданской авиации приказ Министра гражданской авиации от 15.10.75 № 155 » инструкции заводов-изготовителей тепловых обдувочных машин по их эксплуатации должна разрабатываться с учетом местных условий аэропорта и утверждаться руководителем авиапредприятия технология выполнения работ по удалению льда снега и инея для каждого типа воздушного судна. В технологии необходимо указать сведения: о режимах работы газотурбинного двигателя тепловой обдувочной машины при обработке воздушного судна; о скорости передвижения тепловой обдувочной машины в процессе обработки воздушного судна; о схемах подъезда отъезда и маневрирования тепловой обдувочной машины при обработке воздушного судна; о порядке выполнения технологических операций при обработке воздушного судна; об особенностях выполнения работ в ночное время и при неблагоприятных погодных условиях; о безопасных зонах при работе газоструйных машин; об организации связи и взаимодействия между персоналом тепловой обдувочной машины и руководителем работ по удалению льда снега и инея с воздушного судна. 2 2.4. Работа тепловых обдувочных машин по удалению льда снега и инея с поверхности воздушных судов должна производиться с разрешения начальника смены АТБ который обязан назначить руководителя работ по удалению льда снега и инея с поверхности воздушных судов инженер смены АТБ авиатехник-бригадир авиатехник . 2.2.5. При обработке воздушных судов тепловыми обдувочными машинами персонал производящий работы обязан руководствоваться технологией выполнения работ по удалению льда снега и инея с поверхности воздушных судов. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПЛОЩАДКАМ 3.1. Очистка воздушных судов от льда снега и инея тепловыми обдувочными машинами должна выполняться на местах стоянок воздушных судов и перронах требования к оборудованию и содержанию которых изложены в ОСТ 54 71001 82. 3.2. Освещение мест стоянок воздушных судов перронов площадок специального назначения при выполнении работ с применением газоструйных машин должно соответствовать требованиям ОСТ 54 72003 82. При необходимости дополнительного освещения обрабатываемой поверхности оно обеспечивается включением осветительных приборов которыми оснащаются газоструйные машины. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНЫМ МАТЕРИАЛАМ 4.1. Применяемые при работах на газоструйных машинах горюче-смазочные материалы керосин этилированный бензин и спецжидкости антифризы автомобильные тормозные жидкости противообледенительные жидкости содержат в своем составе вредные вещества. При работе с ними должны соблюдаться меры изложенные в «Требованиях безопасности труда в службах спецтранспорта авиапредприятий» утвержденных Министерством гражданской авиации от 18.04.77 и требования утвержденных по авиапредприятию инструкций по охране труда. 4.2. Персонал газоструйных машин допускаемый к работам с материалами перечисленными в п. 4.1 должен пройти специальное обучение и инструктаж по мерам безопасности при применении указанных материалов и медицинский осмотр в соответствии с приказом Министра здравоохранения СССР от 19.06.84 №700. 4.3. В процессе эксплуатации газоструйных машин необходимо систематически контролировать наличие соответствующих предупредительных надписей на конструктивных элементах газоструйных машин содержащих сведения о типе и степени опасности применяемых на машинах веществ. 5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ 5.1. Расстановка и организация движения газоструйных машин в процессе очистки искусственных покрытий аэродрома должны осуществляться в соответствии с технологическими картами см. п. 2.1.2 . 5.2. При одновременной работе нескольких газоструйных машин в колонне в процессе очистки искусственных покрытий аэродрома безопасная дистанция между машинами в направлении их движения должна составлять не менее 30±5 м. Колонна должна формироваться и двигаться таким образом чтобы передние по движению газоструйные машины обеспечивали очистку поверхности с захватом колеи своего движения и перед колесами последующих газоструйных машин обеспечивалась видимость обрабатываемой поверхности и передних по движению газоструйных машин. 5.3. Перемещения и расстановку тепловых обдувочных машин при обработке воздушных судов следует осуществлять в соответствии с технологией выполнения работ по удалению льда снега и инея с поверхности воздушных судов см. п. 2.2.3 . 5.4. Администрация авиапредприятий должна обеспечить рабочие места персонала газоструйных машин медицинскими аптечками первой помощи. 5.5. На тепловых обдувочных машинах имеющих подъемные газоструйные установки необходимо разместить в кабинах персонала предупредительные таблички с надписями определяющими порядок выполнения работ при осуществлении подъема и опускания газоструйной установки и допустимые режимы работы газотурбинного двигателя. 5.6. Персоналу газоструйных машин должны быть выданы инструкции по эксплуатации газоструйных машин инструкции по охране труда технологии выполнения работ. 6. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ 6.1. К работам с применением газоструйных машин допускаются лица мужского пола не моложе 18 лет прошедшие медицинский осмотр в соответствии с приказом Министра здравоохранения СССР от 19.06.84 № 700 по допуску к работам во вредных и неблагоприятных условиях труда. Для допуска к работам на газоструйных машинах у которых рабочее место может быть расположено на высоте более 5 м от уровня земли персонал должен пройти медицинский осмотр по допуску к работам на высоте. Водители газоструйных машин прошедшие медицинский осмотр в соответствии с требованиями ГАИ МВД СССР должны дополнительно пройти медицинский осмотр по допуску к работам в условиях повышенного шума. 6.2. Персонал допускаемый к выполнению работ с применением газоструйных машин должен знать материальную часть газоструйных машин правила их эксплуатации безопасности труда в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004 79 требования «Руководства по организации движения воздушных судов спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах гражданской авиации приказ Министра гражданской авиации от 15.10.75 № 155 » указание Министерства гражданской авиации от 29.12.84 № 884/У-2. 6.3. В авиапредприятиях должна быть разработана и утверждена руководителем авиапредприятия программа обучения безопасности труда персонала допускаемого к выполнению работ с применением газоструйных машин на основе положений примерной тематики изложенных в рекомендуемом приложении 7. 6.4. Обучение проверка знаний допуск к самостоятельной работе персонала участвующего в выполнении работ с применением газоструйных машин оформление документов на допуск к самостоятельной работе должны осуществляться в соответствии с требованиями НСС ГА 76 и названного «Руководства...» по п. 6.2. 6.5. Персонал участвующий в выполнении работ с применением газоструйных машин должен проходить ежеквартально инструктаж по безопасности труда по программе инструктажа на рабочем месте с записью в журнале регистрации инструктажа. 6.6. Все водители газоструйных машин должны проходить проверку физического состояния на алкоголь два раза перед началом и в конце смены проводимую медицинским персоналом авиапредприятия результаты проверки должны фиксироваться в специальном журнале. Водители у которых при проверке установлено алкогольное опьянение к работе не допускаются. 7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ 7.1. Персонал газоструйных машин должен обеспечиваться администрацией авиапредприятий средствами индивидуальной защиты по «Нормам бесплатной выдачи специальной одежды специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты рабочим и служащим гражданской авиации приказ Министра гражданской авиации от 22.01.82 № 11 ». 7.2. Администрация авиапредприятий должна обеспечить контроль за использованием персоналом газоструйных машин выданной ему спецодежды спецобуви и других средств индивидуальной защиты. 7.3. В процессе работы персонал газоструйных машин должен находиться в кабинах с плотно закрытыми дверями. При нахождении в зонах где уровни шума превышают допустимые нормы 85 дБА персонал газоструйных машин и руководители работ по удалению с воздушного судна льда снега и инея тепловой обдувочной машиной должны пользоваться средствами индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты от шума следует выбирать в зависимости от превышения допустимых норм уровня шума в зоне выполнения работ. При превышении норм шума на 10 20 дБА необходимо использовать противошумные наушники одного из типов: ВЦНИИОТ-7И ВЦНИИОТ-2М ПН-2К ГАУ с телефонами. При превышении норм шума более чем на 20 дБА необходимо применять гарнитур Г-63 с телефонами или шумозащитное оголовье ШЗО-1. Акустические характеристики перечисленных средств индивидуальной защиты приведены в справочном приложении 6. 7.4. Администрация авиапредприятий должна выполнять мероприятия по осмотру стирке дезинфекции ремонту и хранению средств индивидуальной защиты в соответствии с «Инструкцией о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» введенной в действие указанием Министерства гражданской авиации от 04.08.83 № 542/У. 8. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ 8.1. Контроль за выполнением требований настоящего стандарта должен осуществляться лицами которые руководят работами с применением газоструйных машин сменным инженером техником сменным мастером аэродромной службы инженером смены АТБ авиатехником-бригадиром авиатехником и должностными лицами ответственными за обеспечение безопасности труда в авиапредприятиях организациях учебных заведениях и на заводах гражданской авиации. 8.2. Контроль параметров вредных производственных факторов по пп. 8.3 8.8 должен осуществляться санитарно-эпидемиологической службой управлений производственных объединений гражданской авиации и лицами прошедшими специальную подготовку и имеющими разрешение органов санитарно-эпидемиологической службы на право проведения контроля. 8.3. Проверка уровня шума на рабочих местах персонала газоструйных машин должна проводиться в соответствии с требованиями ОСТ 54 72001 78. Методика измерений шума на рабочих местах должна соответствовать ГОСТ 20445 75 и ГОСТ 19358 74 а средства измерений ГОСТ 17187 81 и ГОСТ 17168 82. 8.4. Контроль вибрации на рабочих местах персонала газоструйных машин должен проводиться в соответствии с ГОСТ 12.1.012 78. Методы измерения параметров вибрации должны соответствовать требованиям ГОСТ 13731 68 и ГОСТ 12.1.034 81 а средства измерений и контроля вибрации на рабочих местах ГОСТ 12.1.012 83. 8.5. Контроль за состоянием воздушной среды и содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны должен проводиться два раза в год при подготовке к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации а также после выполнения ремонтных работ с учетом требований ГОСТ 12.1.005 76. Методы и средства измерений должны соответствовать ГОСТ 12.1.014 84. 8.6. Контроль за содержанием свинца в воздухе рабочей зоны должен выполняться в соответствии с «Методическими указаниями на фотометрическое определение свинца и его соединений в воздухе №2013 79 и №2014 79» утвержденными заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 06.06.79. 8.7. Контроль содержания окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями должен проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.2.03 77. Контроль дымности отработавших газов автомобилей с дизелями должен проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 21393 75. 8.8. Освещенность в зоне работы газоструйных машин должна контролироваться в соответствии с требованиями ОСТ 54 72003 82. Методы и средства измерения освещенности должны соответствовать ГОСТ 24940 81 и ОСТ 54 50001 83. 8.9. Контроль сопротивления изоляции электропроводников и средств защиты от поражения электрическим током методы и средства измерений периодичность контроля должны соответствовать «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» утвержденным Госэнергонадзором СССР. Измерения сопротивления растеканию зарядов статического электричества должны проводиться два раза в год при подготовке к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации. 8.10. Сведения о результатах контроля параметров по пп. 8.3 8.7 8.9 должны вноситься в формуляры газоструйных машин со ссылкой на акты измерений. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СТАНДАРТЕ 1. Газоструйная машина термин определяющий обобщенную группу машин включающих аэродромные тепловые льдоуборочные излучательные ветровые и самолетные тепловые обдувочные машины. 2. Тепловая аэродромная машина самоходная машина предназначенная для удаления гололедных и снежно-ледяных образований с искусственных покрытий аэродромов. Принцип работы машины разрушение льда путем теплового и механического воздействия выходящей струи газотурбинного двигателя используемого на машине в качестве генератора газовоздушного потока. 3 Льдоуборочная излучательная аэродромная машина самоходная машина предназначенная для удаления гололедных образований с искусственных покрытий аэродромов путем воздействия на лед теплового излучения и газовоздушной струи создаваемых соответственно лампами теплового излучателя и газотурбинным двигателем. 4 Ветровая аэродромная машина самоходная машина предназначенная для удаления снега влаги пыли и загрязнений с искусственных покрытий аэродромов путем сдува их газовоздушной струей газотурбинного двигателя. 5. Самолетная тепловая обдувочная машина самоходная машина предназначенная для удаления льда снега и инея с поверхности воздушных судов газовоздушной струей газотурбинного двигателя. 6 Газоструйная установка установка включающая газотурбинный двигатель и его системы топливную масляную управления смонтированные на общей раме. 7. Места стоянки самолетов в соответствии с ГОСТ 23071 78. 8. Воздушные суда в соответствии с ГОСТ 23071 78. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное ПЕРЕЧЕНЬ документов на которые имеются ссылки в стандарте Обозначение наименование документа Номер пункта стандарта ГОСТ 2.601 68 ЕСКД. Эксплуатационные документы. 1.19 ГОСТ 12.0.004 79 ССБТ. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения. 6.2 ГОСТ 12.1.004 76 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. 1.20 ГОСТ 12.1.005 76 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования. 1.7 1 8 8.5 ГОСТ 12.1.012 78 ССБТ. Вибрация. Общие требования безопасности. 1.10. 8.4 ГОСТ 12.1.014 84 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Метод измерения концентрации вредных веществ индикаторными трубками. 8.5 ГОСТ 12.1.019 79 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования. 1.12 ГОСТ 12.1.034 81 ССБТ. Вибрация. Общие требования к проведению измерений. 8.4 ГОСТ 12.2.003 74 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности. 1.2 ГОСТ 12.2.023 76 ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя. Расположение органов управления грузовых автомобилей автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования. 1.7 ГОСТ 12.3.002 75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности. 1.1 ГОСТ 12.4012 83 ССБТ. Вибрация. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования. 8.4 ГОСТ 17.2.203 77 Охрана природы. Атмосфера Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и метод определения. 8.7 ГОСТ 13731 68 Колебания механические. Общие требования к проведению измерений. 8 4 ГОСТ 17168 82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие требования и методы испытаний. 8.3 ГОСТ 17187 81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний. 8.3 ГОСТ 19358 74 Автомобили автопоезда автобусы мотоциклы мотороллеры мопеды и мотовелосипеды. Внешний и внутренний шум. Предельно допустимые уровни. Методы измерений. 8.3 ГОСТ 20445 75 Здания и сооружения промышленных предприятий. Метод измерения шума на рабочих местах. 8.3 ГОСТ 21393 75 Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений 8.7 ГОСТ 23071 78 Аэродромы гражданской авиации. Термины и определения. Приложение 1 ГОСТ 24940 81 Здания и сооружения. Метод измерения освещенности. 8.8 ОСТ 54 50001 83 "Освещение искусственное в эксплуатационных предприятиях гражданской авиации. Метод измерения 8.8 ОСТ 54 70001 84 ССБТ. Порядок разработки согласования и утверждения инструкций по охране труда в гражданской авиации. 1.18 ОСТ 54 71001 82 ССБТ. Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Техническое обслуживание. Общие требования безопасности. 3.1 ОСТ 54 72001 78 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности труда в эксплуатационных предприятиях гражданской авиации. 1.9 8.3 ОСТ 54 72003 82 ССБТ Освещение искусственное в эксплуатационных предприятиях гражданской авиации. Нормы и требования безопасности. 3.2 8.8 СНиП II 4 79 Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования. 1.14 СССР. Министерство энергетики и электрификации. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. М.: Атомиздат 1975. 352с. 1.12 8.9 СССР. Министерство гражданской авиации. Наставление по пожарной охране предприятий организаций и учреждений гражданской авиации СССР НПО ГА 70 . М.: Редиздат МГА 1970 276 с. 1.20 СССР. Министерство гражданской авиации. Наставление по аэродромной службе в гражданской авиации СССР НАС ГА 80 . М.: Воздушный транспорт 1981. 312 с. 2.1.1 2.1.2 2.1.4 СССР. Министерство гражданской авиации. Наставление по службе спецтранспорта аэропортов гражданской авиации СССР. НСС ГА 76 . М : Редиздат МГА 1976. 144 с. 1.19 6.4 СССР Министерство гражданской авиации. Руководство по организации движения воздушных судов спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах гражданской авиации. М.: Редиздат МГА 1976 64 с. 2.2.3 6.2 СССР. Министерство гражданской авиации. Требования безопасности труда в службах спецтранспорта авиапредприятий. М.: Воздушный транспорт 1978. 158 с. 4.1 СССР. Министерство гражданской авиации. Инструкция по эксплуатации тепловых машин для удаления льда и снега с поверхностей самолетов М.: Воздушный транспорт 1979. 114 с. 2.2.1 СССР. Министерство гражданской авиации. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт 1980 63 с 1.11 СССР. Министерство гражданской авиации Рекомендации по защите обслуживающего персонала тепловых и ветровых машин от вредного воздействия шума а также по организации профилактических мероприятий. М. 1976 18 с. 1.11 СССР. Министерство гражданской авиации. Нормы бесплатной выдачи специальной одежды специальной обуви и других средств индивидуальной защиты рабочим и служащим гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт 1983. 192 с. 7.1 СССР. Министерство гражданской авиации. Инструкция о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. М. 1983. 7.4 СССР. Министерство здравоохранения. Приказ Министра здравоохранения от 19.06.84 № 700. О проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда. М. 1984. 84 с. 4.2 6.1 СССР Министерство гражданской авиации Типовая технология взаимодействия службы движения с аэродромной и другими наземными службами аэропорта обеспечивающими полеты Указание от 29 1284 №884/У 2 1.17 2.1 4 6.2 СССР Министерство гражданской авиации Инструкция по технике безопасности при наполнении топливозаправщиков автоцистерн и воздушных судов топливом М 1982 1.13 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справочное ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ГАЗОСТРУЙНЫХ МАШИН В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ Наименование вещества Величина предельно допустимой концентрации мг/м3 Окись углерода 20 Окислы азота в пересчете на NO2 5 Углеводороды в пересчете на С 300 Пары керосина в пересчете на С 300 Пары бензина 'в пересчете на С 100 Свинец и его неорганические соединения при работе автомобильного двигателя на этилированном бензине 0 007 Акролеин 02 ПРИЛОЖЕНИЕ 4  Справочное ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ В ОКТАВНЫХ ПОЛОСАХ ЧАСТОТ УРОВНИ ЗВУКА И ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ УРОВНИ ЗВУКА В дБА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ПЕРСОНАЛА ГАЗОСТРУЙНЫХ МАШИН Среднегеометрическая частота октавной полосы Гц Уровень звука и эквивалентный 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000 дБА 99 92 86 83 80 78 76 74 85 ПРИЛОЖЕНИЕ 5  Справочное ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ВИБРАЦИИ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА ПЕРСОНАЛ ГАЗОСТРУЙНЫХ МАШИН Вид вибрации   Направление по которому нормируется вибрация Логарифмический уровень виброскорости дБ в октавных полосах со среднегеометричекими частотами Гц 1 2 4 8 16 31 5 63 125 250 500 1000 Транспорт ная   Вертикальное по оси Z 132 123 114 108 107 107 107 Горизонтальное по осям X и Y 122 117 116 116 116 116 116 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Справочное АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ШУМА РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРСОНАЛУ ГАЗОСТРУЙНЫХ МАШИН   Средства индивидуальной защиты   Среднегеометр. частота октавной полосы Гц 125 250 500 1000 2000 4000 8000 Среднее ослабление шума Дб ВЦНИИОТ 7И 10 16 18 28 36 40 32 ВЦНИИОТ 2М 7 11 14 22 35 45 38 ПН2К 14 15 20 30 30 34 40 Г АУ с телефонами 20 20 20 20 40 45 50 ШЗО-1 12 18 30 31 34 38 34 Гарнитур Г 63 с телефонами 22 25 28 30 39 40 42 ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Рекомендуемое ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ДОПУСКАЕМОГО К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГАЗОСТРУЙНЫХ МАШИН Обучение проводится с учетом типа газоструйных машин и вида выполняемых работ 1 Требования безопасности предусмотренные настоящим стандартом инструкциями по эксплуатации газоструйных машин технологиями выполнения работ с применением газоструйных машин инструкциями по охране труда разрабатываемыми администрацией авиапредприятий 2 Сущность физического процесса очистки искусственных покрытий аэродромов и поверхности воздушных судов с использованием газовоздушной струи газотурбинного двигателя и инфракрасных излучателей Возможные неблагоприятные факторы воздействия газовоздушной струи на обрабатываемую поверхность воздушное судно оборудование окружающую природную среду 3 Характер воздействия вредных факторов шум вибрация высокая температура и скоростной напор газовоздушной струи и др. и вредных веществ горюче-смазочные материалы спецжидкости отработавшие газы автомобильных и газотурбинных двигателей газоструйных машин на организм человека Оказание первой помощи при отравлении вредными веществами Меры защиты предусмотренные в конструкции газоструйных машин Порядок пользования средствами индивидуальной защиты Возможное вредное воздействие инфракрасных излучателей на организм человека при нарушении требовании охраны труда 4 Влияние тяги газотурбинного двигателя на устойчивость и управляемость газоструйной машины Меры направленные на предупреждение опасных ситуаций потеря управляемости газоструйной машины на скользкой поверхности потеря устойчивости перемещение газоструйной машины под действием тяги газотурбинного двигателя и т д 5 Опасные ситуации возникающие при нарушении правил эксплуатации газо-турбинного двигателя нарушение допустимых режимов работы превышение допустимой температуры газовоздушной струи работа на запрещенных режимах при поднятой газоструйной установке тепловых обдувочных машин и меры по их недопущению 6 Правила безопасности при выполнении работ на высокорасположенных рабочих местах газоструйных машин порядок пользования средствами защиты предусмотренными в конструкции газоструйных машин ограждения и др 7 Влияние погодных условий ветер гололед и др на безопасность работ с применением газоструйных машин Меры по недопущению опасных ситуаций 8 Особенности выполнения работ с применением газоструйных машин в ночное время и в условиях ограниченной видимости Дополнительные меры безопасности Порядок пользования осветительными приборами газоструйных машин 9 Правила пользования средствами связи Порядок взаимодействия лиц участвующих в работах с применением газоструйных машин Установленные для руководства работами команды и сигналы 10 Правила безопасности при эксплуатации электрооборудования газоструйных машин Сущность защитных мер предусмотренных в конструкции газоструйных машин 11 Меры безопасности при эксплуатации сосудов под давлением установленных на газоструйной машине гидроаккумуляторы пожарные баллоны и др . 12 Основы пожарной безопасности при эксплуатации газоструйных машин Влияние зарядов статического электричества на пожарную безопасность и меры по предупреждению их накапливания Порядок контроля и применения средств защиты от статического электричества Степень пожароопасности горюче-смазочных материалов и спецжидкостей меры по предупреждению их воспламенения Возможные причины пожара при работе газотурбинного двигателя Действия на случай по жара Изучение практических приемов применения средств пожаротушения и средств экстренной эвакуации обслуживающего персонала с высокорасположенных рабочих мест газоструйных машин Установленные правила безопасности по предупреждению пожаров на стоянках воздушных судов Меры оказания первой помощи при ожогах 13 Цели и задачи медицинского контроля за состоянием здоровья персонала участвующего в работах с применением газоструйных машин Меры по недопущению профессиональных заболеваний Режим труда и отдыха его влияние на состояние здоровья работающих. Правила пользования медицинской аптечкой