ОСТ 54 30052-87

ОСТ 54 30052-87 Воздух рабочей зоны воздушных судов. Общие санитарно-гигиенические требования

СССР ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ Система стандартов безопасности труда ВОЗДУХ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Общие санитарно-гигиенические требования ОКСТУ 7502 0012 ОСТ 54 30052-07 Дата введения 01.03.88 Настоящий стандарт распространяется на воздух рабочей зоны герметичных и негерметичных кабин самолетов и вертолетов гражданской авиации и устанавливает общие санитарно-гигиенические требования к микроклимату и содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Стандарт не содержит требований к радиоактивному и бактериальному загрязнению воздуха рабочей зоны воздушных судов гражданской авиации. Термины и определения используемые в настоящем стандарте приведены в обязательном приложении. I. МИКРОКЛИМАТ КАБИН ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 1.1. Температура относительная влажность и скорость движения воздуха перепад температуры воздуха по вертикали и горизонтали кабин самолетов и вертолетов должны соответствовать нормам указанным в табл. I. Таблица I Оптимальные допустимые и предельные нормы микроклимата рабочей зоны воздушных судов   Показатель Оптимальные нормы Допустимые нормы Предельные нормы на постоянных рабочих местах на непостоянных рабочих местах Температура воздуха °С 21-23 20-24 17-25 18-30 Относительная влажность воздуха % 60-40 72-25 75-25 85-10 Скорость движения воздуха м/с 0 2 0 3 0 4 0 5 Перепад температуры воздуха но вертикали и горизонтали °С не более 2 3 4 5 Примечания. 1. Максимальная относительная влажность соответствует минимальной температуре а минимальная относительная влажность -максимальной температуре воздуха. 2. Нормы микроклимата соответствуют категории работ с энерготратами до 150 ккал/ч. 1.2. Температура ограждающих поверхностей не должна отличаться от температуры воздуха при обеспечении оптимальных норм более чем на 2°С при обеспечении допустимых норм более чем на 5°С. Предельная температура ограждающих поверхностей не должна быть ниже 5°С и более 45°С. 1.3. Оптимальные нормы микроклимата устанавливаются для воздуха рабочей зоны кабин экипажа воздушных судов с герметичными кабинами на этапе установившегося горизонтального полета во всех ожидаемых условиях эксплуатации. 1.4. Допустимые нормы микроклимата устанавливаются для воздуха рабочих зон воздушных судов с герметичными кабинами на этапах взлета набора высоты снижения и посадки а также для воздушных судов с негерметичными кабинами на этапе установившегося горизонтального полета во всех ожидаемых условиях эксплуатации. 1.5. Предельные нормы микроклимата устанавливаются для воздуха рабочих зон воздушных судов с герметичными и негерметичными кабинами на этапах наземной подготовки а также для воздушных судов с негерметичными кабинами на этапах взлета набора высоты снижения и посадки. 1.6. 3 особой ситуации при усложнении условий полета устанавливаются нормы температуры воздуха рабочей зоны кабин экипажей воздушных судов с ограничением времени работы летного состава: -при температурах воздуха от 31°С до 35°С - от 180 до 120 минут; -при температурах воздуха от З6°С до 40°С - от 100 до 90 минут; -при температурах воздуха от 41°С до 45°С - от 60 до 30 минут; -при температурах воздуха от 46°С до 50°С - от 20 до 15 минут. Максимальное время работы летного состава соответствует минимальной температура воздуха минимальное время - максимальной температуре воздуха. 2. СОДЕРЖАНИЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ КАБИН ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2.1. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны кабин всех типов воздушных судов не должно превышать предельно допустимых концентраций ПДК указанных в табл. 2. Таблица 2 Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны кабин воздушных судов Наименование вещества Величина пре- дельно допустимой концентрации мг/м3 Класс опасности 1. Азота окислы в пересчете на NО2 5 2 2. Акролеин 0 2 2 3. Альдегид кретоновый 0 5 2 4. Альдегид масляный 5 3 5. Альдегид пропионовый 5 3 6. Ангидрид сернистый 10 3 7. Ацетальдегид 5 3 8. Аэрозоль и пары минеральных масел 10 3 9. Аэрозоль и пары синтетических масел 2 3 10. Бензол* 5 2 11. Диоктиловый эфир себациновой кислоты 10 3 12. Керосин в пересчете на С 300 4 13. Кислота акриловая 5 3 14. Кислота валериановая 5 3 15. Кислота капроновая 5 3 16. Кислота масляная 10 3 17. Кислота муравьиная* 1 2 18. Кислота пропионовая 2 4 19. Кислота уксусная 5 3 20. Ксилол 50 3 21. Кетоны в пересчете на метилэтилкетон 200 1 22. Озон 0 1 1 23. Спирт бутиловый 10 3 24. Спирт н-октидовый 10 3 25. Спирт пропиловый 10 3 26. Толуол 50 3 27. Трикрезилфосфат содержащий свыше 3% ортоизомеров* 0 1 1 28. Трикрезилфосфат содержащий менее 3% ортоизомеров* 0 5 2 29. Углерода окись 20 4 30. Углеводороды алифатические предельные С 1 -С 10 в пересчете на С 300 4 31. Фенол* 0 3 2 32. Формальдегид 0 5 2 Примечание. Знак "*"означает что веществе опасно при поступлении через кожу. 2.2. Содержание пестицидов в воздухе рабочей зоны воздушных судов сельскохозяйственной авиации не должно превышать величин определенных требованиями ГОСТ 20762-75. 2.3. Для кабин экипажей воздушных судов устанавливаются оптимальные нормы подачи наружного воздуха в количестве не менее 24 кг/ч на одного человека при кратности воздухообмена не менее 1.5 в I ч. 2.4. Для пассажирских кабин салонов воздушных судов устанавливаются допустимые нормы подачи наружного воздуха в количестве не менее 15 кг/ч на одного человека при кратности воздухообмена не менее 3 в 1 ч. 2.5. В условиях аварийной ситуации для кабин экипажей воздушных судов нормы подачи наружного воздуха и кратность воздухообмена должны соответствовать требованиям п. 2.3 а для пассажирских кабин салонов устанавливаются предельные нормы подачи наружного воздуха а количестве не менее 12 кг/ч при кратности воздухообмена не менее 2 в 1 ч. 2.6. При применении рециркуляции содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны кабин воздушных судов за исключением кабин экипажей не должно превышать 30% предельно допустимых концентраций установленных ГОСТ 12.1.005-76. 2.7. Подача рециркуляционного воздуха в кабины экипажей воздушных судов всех типов на всех этапах полета запрещается. 2.8. Содержание в воздухе рабочей зоны кабин воздушных судов углерода двуокиси не должно превышать 0 3%. 2.9. Но мере внедрения новых горючесмазочных материалов перечень вредных веществ указанных в табл. 2 может дополняться после разработки для них предельно допустимых концентраций ПДК и методов определения утвержденных Министерством здравоохранения СССР. ПРИЛОЖЕНИЕ  Обязательное ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СТАНДАРТЕ 1. РАБОЧАЯ ЗОНА ВОЗДУШНОГО СУДНА - пространство высотой до 2 м над уровнем пола кабины экипажа пассажирской и грузовой кабины салона в которых находятся места постоянного ми временного пребывания членов экипажа и бортпроводников 2. ПОСТОЯННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО - место на котором член экипажа или бортпроводник находится во время выполнения всего полета включая пред- и послеполетное обслуживание воздушного судна. При атом постоянным рабочим местом для членов экипажа считается кабина экипажа а для бортпроводников - вся рабочая зона пассажирских кабин салонов и кухни-буфета. 3. ВОЗДУШНОЕ СУДНО - летательный аппарат поддерживаемый а атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом отличного от взаимодействия с воздухом отраженным от земной поверхности 4. ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА - лица которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна при выполнении задания на полет и состоящий из командира других лиц летного состава и обслуживающего персонала. 5. ЛЕТНЫЙ СОСТАВ - состав экипажа к которому относятся пилоты штурманы штурманы-аэрофотосъемщики бортинженеры бортмеханики бортрадисты а также бортоператоры аэрофотосъемки летчики-наблюдатели инструкторы парашютной службы и др. 6. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ - состав экипажа к которому относятся бортпроводники и другие лица в зависимости от цели полета. 7. ЧЛЕН ЭКИПАЖА - человек выполняющий работу по управлению воздушным судном в полете и имеющий соответствующее свидетельство на управление данным воздушным судном. 8. МИКРОКЛИМАТ КАБИН ВОЗДУШНЫХ СУДОВ - климат внутренней среды кабин экипажа пассажирских и грузовых кабин самолетов и вертолетов который определяется действующими на организм человека сочетаниями температуры влажности и скорости движения воздуха а также температуры окружающих поверхностей. 9. ОПТИМАЛЬНЫЕ МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ - по ГОСТ 12.1.005-76. 10. ДОПУСТИМЫЕ МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ - по ГОСТ 12.1.005-76. 11. ПРЕДЕЛЬНЫЕ МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ - сочетания параметров микроклимата которые при воздействии на человека могут вызывать преходящие изменения функционального и теплового состояния организма и напряжение терморегуляции находящиеся на грани пределов физиологических возможностей но не выходящие за них. При этом не возникает повреждений и нарушений состояния здоровья но могут наблюдаться ухудшение самочувствия и понижение как умственной так и физической работоспособности. 12. ВРЕДНОЕ ВЕЩЕСТВО - по ГОСТ 12.1.005-76. 13. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ПДК ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ - по ГОСТ 12.1.005-76. 14. ОСОБАЯ СИТУАЦИЯ - ситуация возникающая в полете в результате воздействия неблагоприятных факторов или их сочетаний и приводящая к снижению безопасности полета. По степени опасности особые ситуации разделяются на: усложнение условий полета; сложную ситуацию; аварийную ситуацию; катастрофическую ситуацию. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием Министерства гражданской авиации от 30.11.87 У 859/У 2. РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации ИСПОЛНИТЕЛИ Б.Г.Лыткин канд. мед. наук руководитель темы ; С.А.Ипатова канд. биол. наук; Г.В.Галкина; А.Г.Дементьева; В.В.Ясонов; В.Д.Глуховский 3. СОГЛАСОВАН Центральным комитетом профсоюза авиаработников  Заведующий отделом охрани труда Е.А.Ефремов Главным научно-техническим управлением МГА Начальник отдела новых средств механизации метрология и качества Главный метролог МГА Н.А.Тимофеев Медико-санитарным управлением МГА Начальник управления В.Ф.Токарев Отделом охраны труда МГА Начальник отдела В.П.Ермаков НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР Директор института Н.Ф.Измеров 4. ЗАРЕГИСТРИРОВАН И ВНЕСЕН В РЕЕСТР ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ за № 8411258 от 18 января 1988 г. 5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ Обозначение НТД на который дана ссылка Номер пункта подпункта перечисления приложения ГОСТ 12.1.005-76 2.6 ГОСТ 20762-75 2.2