НАОП 8.5.10-5.04-83

НАОП 8.5.10-5.04-83 Типовая инструкция по технике безопасности при монтаже и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

МИНИСТЕРСТВО ГЕОЛОГИИ СССР .  Всесоюзное промышленное объединение "Союзгеотехника" Всесоюзный научно-исследовательский институт методики и техники разведки /ВИТР/ СОГЛАСОВАНО Госгортехнадзор СССР 23 февраля 1983 г. Президиум ЦК профсоюза  рабочих геологоразведочных работ 17 Февраля 1983 г. Протокол № 13 УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра геологии СССР  В.Ф.Рогов 29 марта 1983 г. ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности при монтаже и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания Типовая инструкция по технике безопасности при монтаже и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания разработана Всесоюзным научно-исследовательским институтом методики и техники разведки /ВИТР/ ВПО "Союзгеотехника" по заданию Министерства геологии СССР в дополнение к "Правилам безопасности при геологоразведочных работах". Инструкция является обязательней для всех организаций Министерства геологии СССР при монтаже и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. Геологические организации в соответствии с пунктом 1.1.4. "Правил безопасности при геологоразведочных работах" могут разрабатывать и по согласованию с местными органами Госгортехнадзора и профсоюзными организациями вносить дополнения в данную инструкцию исходя из местных условий. Составители: П.Я.Богинский Е.Д.Разрезов Р.Т.Чиркин I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Монтаж /демонтаж/ и эксплуатация двигателей внутреннего сгорания /ДВС/ должны выполняться с соблюдением требований "Правил безопасности при геологоразведочных работах" "Правил пожарной безопасности для геологоразведочных организаций и предприятий" настоящей инструкции а также инструкции по эксплуатации ДВС. 1.2. Ремонт ДВС должен выполняться с соблюдением требований "Инструкции по технике безопасности при ремонтно-механических работах" и "Положения о планово-предупредительном ремонте оборудования применяемого на геологоразведочных работах". 1.3. Рабочие и ИГР занятые монтажом /демонтажем/ эксплуатацией и ремонтом ДВС должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты знать и выполнять правила их использования. 1.4. При эксплуатации ДВС являющихся приводами компрессоров генераторов и других машин и механизмов обслуживающий персонал должен выполнять требования соответствующих типовых инструкций по охране труда. 1.5. Персонал обслуживающий ДВС обязан выполнять правила санитарии и гигиены. Рабочие места площадки проходы оборудование инструмент и т.п. должны содержаться в чистоте и порядке. Уборку рабочих мест следует производить по мере загрязнения но не реже одного раза в смену. Пролитые горюче-смазочные материалы /ГСМ/ и токсичные вещества должны быть немедленно удалены. 1.0. Персонал обслуживающий ДВС должен быть обучен способам и приемам оказания первой /доврачебной/ помощи и самопомощи при поражении электрическим током химических и термических ожогах ушибах ранениях и отравлениях. 1.7. В машинных помещениях ДВС должны быть: аптечка термос или бачок с питьевой водой умывальник мыло полотенце или сушильный аппарат. 1.8. Освещенность при монтаже и эксплуатации ДВС должна составлять : а/ на рабочих местах не менее 50 лк; б/ контрольно- измерительных приборов не менее 100 лк; в/ площадок для хранения ГСМ не менее 10 лк. При недостаточности общего освещения рабочие места должны быть обеспечены стационарным местным освещением. Светильники местного освещения должны иметь отражатели из непросвечивающего материала. 1.9. В машинном помещении ДВС должно быть предусмотрено аварийное освещение обеспечивающее освещенность не менее 1096 от установленных норм. Аварийное освещение должно выполняться переносными электрическими фонарями с аккумуляторами или сухими элементами. 1.10. Для осветительных сетей а также для стационарных световых точек в машинных помещениях ДВС должно применяться напряжение не выше 220 В. При высоте установки светильников с лампами накаливания над полом менее 2 5 м должны применяться светильники конструкция которых исключает возможность доступа к лампе /с вводом металлических труб подводящей электропроводки или защитных оболочек кабелей и проводов в светильники/ либо должно применяться напряжение не выше 42 В. 1.11. Электропроводка и арматура силовой и осветительной сетей должны быть надежно защищены от воздействия высокой температуры механических повреждений и химических воздействий причем арматура должна быть заземлена. 1.12. Для питания ручных светильников должно применяться напряжение не выше 42 В. При производстве работ в помещениях где работы связаны с соприкосновением с большими металлическими хорошо заземленными поверхностями /корпус ДВС или приводного агрегата/ теснотой неудобным положением работающего для питания ручных светильников должно применяться напряжение не выше 12 В. 1.13. Части ДВС /вентилятор маховик муфта валик масляного насоса вал отбора мощности и др./ представляющие опасность для работающих должны быть окрашены в сигнальные цвета в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ . Цвета сигнальные и знаки безопасности" а также надежно ограждены. Съемные раздвижные и откидные ограждения не должны затруднять обслуживание механизмов. 1.14. ГСМ необходимо хранить в закрытых емкостях на специально устроенных площадках оборудованных противопожарным инвентарем на расстоянии не менее 50 м от лагерных стоянок буровых установок стоянок автомобилей производственных помещении дизельных электростанций компрессорных и пр. 1.15. Использованный и чистый обтирочный материал должен храниться раздельно в металлических ящиках с плотно закрывающимися крышками. Ящики с использованным обтирочным материалом должны освобождаться по мере его накопления но не реже одного раза в смену. 1.16. В машинном помещении ДВС должна находиться следующая документация: а/ инструкция по эксплуатации ДВС; б/ инструкция по технике безопасности при монтаже и эксплуатации ДВС; в/журнал проверки состояния техники безопасности; г/ журнал приемки и сдачи смены /Приложение/. 2. ТРЕБОВАНИЯ к помещениям ДВС 2.1. Строительство и реконструкция стационарных помещений для установки ДВС должны производиться по проектам. 2.2. Запрещается строительство машинных помещений ДВС на селе" лавино- и оползнеопасных участках у подножия крутых и обрывистых склонов на дне ущелий и сухих русел на морских побережьях в приливно-отливной зоне на низких затопляемых берегах и в других опасных местах. При строительстве машинных помещений на прибрежных участках рек или водоемов планируемые отметки территории или фундаменты на которых размещаются здания должны быть не менее чем на 0 5 м выше отметки наивысшего уровня воды наблюдаемого за последние 10 лет. 2.3. ДВС мощностью более 125 кВт /170 л.с./ необходимо устанавливать в стационарных машинных помещениях на расстоянии не менее полуторной высоты вышки от объекта буровых работ. ДВС мощностью до 125 кВт /170 л.с./ допускается устанавливать в передвижных производственных помещениях /привышечное сооружение буровой передвижная электростанция компрессорная и т.п./. При установке ДВС на открытом воздухе должны устанавливаться укрытия защищающие обслуживающий персонал от неблагоприятного воздействия внешней среды а в холодный период времени - дополнительно помещения для обогревания работающих. 2.4. Машинные помещения ДВС необходимо располагать по отношению к буровым установкам и другим производственным помещениям с подветренной стороны. 2.5. Помещения дизельных электростанций при бурении скважин в условиях возможных нефтегазопроявлений необходимо устанавливать на расстоянии от скважины превышающем высоту вышки не менее чем на 50 м. 2.6. При бурении на нефть и газ топливная емкость для ДВС должна устанавливаться не ближе 15 м от буровой установки а топливопровод оборудован запорным вентилем установленным в 5 м от стены машинного помещения. В зимний период должны быть приняты меры против замерзания топлива.  2.7. Высота машинных помещений должна выбираться с учетом требований инструкции по эксплуатации ДВС но должна быть не менее 3 2 м. 2.8. Ширина рабочих проходов для обслуживания и ремонта ДВС должна быть для стационарно установленных ДВС не менее 1 0 м а установленных в передвижных производственных помещениях не менее 0 7 м кроме ДВС смонтированных в передвижных помещениях в заводских условиях. При установке в стационарном машинном помещении нескольких ДВС свободный проход между ними должен быть не менее 1 5 м. 2.9. Стены и потолок стационарных помещений должны быть выполнены из негорючего материала /или оштукатурены/ и окрашены краской на водной основе. Отделка стен и потолков должна исключать накопление и сорбцию паров вредных веществ и удовлетворять требованиям удобной очистки любым способом /вакуумным влажным/. 2.10. Полы стационарных помещений должны быть выполнены из негорючего материала и иметь ровную нескользкую поверхность. В передвижных помещениях ДВС допускается настил полов из досок толщиной не менее 50 мм уложенных на твердом основании. Все каналы и углубления в полах следует надежно закрывать и ограждать. 2.11. Все помещения ДВС должны иметь не менее двух выходов. Двери и окна должны открываться наружу. Двери должны быть обиты негорючим материалом и иметь приспособления для принудительного закрывания. 2.12. Во всех помещениях должна быть предусмотрена естественная или искусственная вентиляция отвечающая требованиям СНиП П-33-75 "Отопление вентиляция и кондиционирование воздуха". 2.13. В помещении в холодный и переходный периоды года должна обеспечиваться температура воздуха 17-23°С при относительной влажности не более 75% и его скорости не более 0 3 м/с в летнее время температура воздуха должна быть не более 28°С при относительной влажности не более 55% и скорости 0 2-0 5 м/с. 2.14. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны машинных помещений ДВС не должна превышать следующих значений: окиси углерода - 20 мг/м3; акролеина - 0 2 мг/м3; керосина / в пересчете на углерод/ - 300 мг/м3. 3. МОНТАЖ ДЕМОНТАЖ ДВС 3.1. В стационарных помещениях устанавливать ДВС необходимо на фундаментах не связанных со стенами помещений. В передвижных помещениях допускается устанавливать ДВС на ряжах или рамах. 3.2. ДВС должны быть закреплены на фундаментах ряжах или рамах с помощью болтовых соединений исключающих возможность их самопроизвольного развинчивания. 3.3. Трубопроводы и шланги подвода и отвода масла топлива и охлаждающей жидкости должны быть надежно закреплены в местах подсоединения. 3.4. Выхлопные трубы от ДВС должны быть выведены из помещения не менее чем на 1 5 м выше конька крыли при вертикальной их прокладке и не ближе чем на 3 м от стены при горизонтальной прокладке. Все выхлопные трубы должны быть оборудованы глушителями и искрогасителями. 3.5. При бурении на нефть и газ выхлопные трубы ДВС должны быть выведены на расстояние 15 м от устья скважины и 5 м от стены машинного здания при горизонтальной их прокладке и на 1 5 м выше конька крыши при вертикальной прокладке. 3.6. Топливный бак и трубопроводы подачи топлива необходимо располагать так чтобы исключить их нагрев от выхлопных трубопроводов и нагретых поверхностей ДВС. Высота расположения заправочных горловин топливных баков не должна превышать 1 2 м от опоры для ног обслуживающего персонала. 3.7. Выхлопные трубы от ДЗС должны быть изолированы асбестом или другим негорючим материалом от горючих конструкций и элементов зданий. Зазор между трубами и горючим материалом должен быть не менее 0 15 м. Выхлопные трубы проходящие по помещению также должны быть ограждены или изолированы теплоизоляционным материалом. 3.8. Плотность прокладок /под головкой блока под выхлопным коллектором на фланцах глушителя и т.п./ должна исключать возможность проникновения отработанного газа в помещения. 3.9. Трубопроводы охлаждающей системы /от ДВС к градирне/ по окончании монтажа должны быть проверены на герметичность. Протекание воды из трубопроводов в машинное помещение не допускается. Водоем градирни по периметру должен быть огражден; высота ограждения должна быть не менее 1 2 м. 4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВС 4.1. Пуск в эксплуатацию ДВС мощностью более 125 кВт /170 л.с./ производится после приемки их по акту комиссией назначаемой руководителем экспедиции /партии/ с обязательным участием представителя профсоюзной организации и работника по технике безопасности. 4.2. Перед запуском ДВС необходимо отключить муфту сцепления приводимого агрегата установить рукоятки управления в нейтральное положение и проверить: а/ исправность контрольно-измерительных приборов; б/ отсутствие посторонних предметов в зоне работы ДВС; в/ исправность пускового двигателя; г/ давление воздуха в пусковых воздушных баллонах и герметичность сборки воздухоочистителя; д/ состояние всех соединительных шлангов и трубопроводов; е/ плавность хода рычага привода управления топливного насоса; ж/ заправку систем ДВС топливным маслом и охлаждающей жидкостью; з/ надежность крепления ДВС и защитных ограждений. 4.3. Контрольно-измерительные приборы должны иметь пломбу или клеймо госповерителя или организации осуществляющей ремонт и ведомственную проверку этих приборов. Приборы должны проверяться в сроки предусмотренные инструкцией по их эксплуатации а так-' же каждый раз когда возникает сомнение в правильности их показаний. Запрещается производить пуск ДВС при неисправных контрольно-измерительных приборах или при их отсутствии. 4.4. Пуск ДВС должен осуществляться только средствами предусмотренными инструкцией по их эксплуатации. В случае применения воздушных пусковых баллонов они должны быть окрашены в черный цвет и иметь надпись "Воздух". Запрещается заполнять воздушные пусковые баллоны кислородом водородом ацетиленом и другими легковоспламеняющимися или ядовитыми газами вместо сжатого воздуха а также их подогревать. 4.5. При включении ДВС электростартером необходимо при выполнении работ с аккумуляторными батареями /обслуживание монтаж транспортировка заливка электролита и т.п./ избегать попадания электролита на тело и одежду обслуживающего персонала. 4.6. При пуске карбюраторных двигателей запрещается: а/ производить запуск двигателя рукояткой при установленном ранней зажигании; б/ держать заводную рукоятку в "обхват" или наматывать пусковой щнур на руку; в/ проворачивать вал двигателя рукояткой "вкруговую"; г/ пользоваться рукояткой при невращающейся муфте на ней и неисправном храповом устройстве д/ применять различные рычаги для облегчения пуска рукояткой. 4.7. 3 холодное время года перед запуском ДВС должен быть прогрет горячей водой паром или специальным устройством предусмотренным конструкцией. Запрещается производить прогрев ДВС паяльными лампами факелами и другими способами не предусмотренными конструкцией двигателя а также разогрев открытым огнем топливных баков топливо и маслопроводов. 4.8. Запрещается при заправке ДВС топливом маслом и определении их запаса в баках пользоваться открытым огнем. Запас топлива в баках не должен превышать сменной потребности. 4.9. Этилированный бензин разрешается использовать в качестве топлива только для ДВС установленных на открытой площадке. Запрещается его использование в ДВС установленных в помещениях. 4.10. Хранить и перевозить этилированный бензин необходимо только в исправных емкостях /цистернах бочках бидонах канистрах/ плотно закрывающихся металлическими крышками или пробками на бензостойких прокладках. 4.11. Заправка ДВС этилированным бензином и его переливание должны быть механизированы. Запрещается заправлять ДВС этилированным бензином при помели ведер леек и т.п. а также переносить его в открытой таре. 4.12. Порядок расходования хранения и перевозки этилированного бензина должен исключать возможность использования его не по назначению. 4.13.Масло в бак необходимо заливать не более чем на 80% его емкости. 4.14. 3 зимних условиях допускается систему смазки двигателя заполнять подогретым маслом при этом температура подогрева масла должна быть ниже температуры кипения. Подогрев должен производиться только в водяных банях в специально отведенном месте вне машинных помещений. 4.15. Запрещается открывать пробку радиатора ДВС при кипящей в нем охлаждающей жидкости. Радиатор необходимо охладить до прекращения кипения и конденсации пара и только после этого открыть пробку. 4.16. В зимних условиях систему охлаждения ДВС допускается заправлять антифризом или специальной низкозамерзающей смесью. При этом уровень антифриза должен быть на 5-8 см ниже наливной горловины радиатора. 4.17. Перевозить и хранить антифриз необходимо в исправных металлических бидонах с герметичными крышками и бочках с завинчивающимися пробками приспособленных для опломбирования. Порядок расходования хранения и перевозки антифриза должен исключать возможность использования его не по назначению. При применении антифриза в качестве охлаждающей жидкости не допускается попадание его на слизистые оболочки и тело работающего. После каждой операции с антифризом необходимо тщательно вымыть руки горячей водой с мылом. 4.18. Перед тем как налить антифриз в тару необходимо тщательно очистить ее от твердых осадков налетов ржавчины и остатков нефтепродуктов промыть щелочным раствором и пропарить 4.19. Запрещается производить запуск ДВС : а/ при недостаточном уровне масла и охлаждающей жидкости; б/ при наличии течи топлива масла и охлаждающей жидкости; в/ при наличии трещин на вращающихся частях; г/ с неплотно насаженными на шейки валов шкивами и маховиками; д/ с неисправными механизмами регулирования числа оборотов; е/ с помощью заливки во всасывающий коллектор и впрыскивания в цилиндры легковоспламеняющихся жидкостей /бензина эфира и др../ или с применением смеси их с дизельным топливом; ж/ при включенной муфте сцепления приводимого агрегата. 4.20. Перед включением муфты сцепления приводимого агрегата необходимо дать один предупредительный сигнал /световой звуковой или совмещенный/ продолжительностью 10-15 с. 4.21. В случае обнаружения неисправности или отклонения в показаниях контрольно-измерительных приборов от нормальных необходимо остановить ДВС и устранить неисправность. 4.22. Запрещается во время работы ДЗС: а/ снимать ограждения или их элементы; б/ производить ремонт или смазывать движущиеся части вручную без специальных приспособлений; в/ оставлять или класть на ограждения какие-либо предметы; г/ допускать длительные перегрузки двигателей;   д/ резко останавливать работающий двигатель под нагрузкой у без нее в случае отсутствия устройства экстренной остановки. 4.23. При самопроизвольном увеличении числа оборотов коленчатого вала ДВС необходимо немедленно выключить подачу топлива закрыть доступ воздуха в цилиндры или открыть декомпрессионные краны и по возможности дать нагрузку на двигатель. 4.24. ДВС должен иметь поддон для сбора протекающего масла. 4.25. Смесь несгоревшего топлива и масла скопившегося в отстойнике глушителя необходимо периодически сливать через сливную пробку. 5.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ 5.1. Инженерно-технические работники виновные в нарушении настоящей инструкции несут ответственность независимо от того привело ли или не привело ото нарушение к аварии или несчастному случаю. Приказы или распоряжения принуждающие подчиненных нарушать инструкцию по технике безопасности самовольное возобновление работ остановленных органами надзора а также непринятие необходимых мер по устранению обнаруженных нарушений являются грубыми нарушениями инструкции. В зависимости от тяжести допущенных нарушений и их последствий ИТР привлекаются к дисциплинарной административной или уголовной ответственности в порядке установленном законодательством Союза ССР и союзных республик. 5.2. Рабочие не выполняющие требования по технике безопасности изложенные в настоящей инструкции в зависимости от тяжести допущенных нарушений и их последствий привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке установленном законодательством Союза ССР и союзных республик. Приложение МИНИСТЕРСТВО ГЕОЛОГИИ СССР /геологическое управление/ экспедиция /партия/ ЖУРНАЛ ПРИЕМКИ И СДАЧИ СМЕНЫ Начат " " 19 г.  Окончен " " 19 г. В журнале пронумеровано и прошнуровано листов Главный /старший/ механик экспедиции /партии/ "       " 19 г. ФОРМА ЖУРНАЛА Число месяц год   Время приема смены Время смены Подписи прини мающего и сдающего смену отработано часов за смену   Замечания неисправности Показания приборов Заче- давления температуры числа оборотов   вели чины заряд ного тока аккуму ляторов руко- в топливной системе масла охлаж дающей жидкос ти двигателя водства экспедиции тап-тии                         СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ДВС 3. МОНТАЖ ДЕМОНТАЖ ДВС 4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВС 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ Приложение. ЖУРНАЛ ПРИЕМКИ И СДАЧИ СМЕНЫ