СП 4616-88

СП 4616-88 Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей №4616-88

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ОБЩЕСОЮЗНЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ Издание официальное ОБЩЕСОЮЗНЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик статья 18 Государственный санитарный надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм государственными органами а также всеми предприятиями учреждениями и организациями должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерства здравоохранения союзных республик статья 19 Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении утвержденные Законом СССР от 19 декабря 1969 г . САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА РАЗРАБОТАЛИ Горьковский НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР НИИ общей и коммунальной гигиены АНМ СССР Киевский НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний Киевский НИИ гигиены питания Ленинградский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов Новосибирский НИИ гигиены Московский НИИ гигиены им Ф .Ф. Эрисмана Таджикский НИИ эпидемиологии и гигиены Донецкий медицинский институт Казанский медицинский институт Ленинградский институт усовершенствования врачей Рижский медицинский институт Львовский медицинский институт Российский Республиканский дом санитарного просвещения Всесоюзный НИИ безопасности дорожного движения Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены Харьковский автодорожный институт Якутский государственный университет Ответственный исполнитель зав лабораторией автодорожной медицины Горьковского НИИ гигиены труда и профзаболеваний доктор мед. наук профессор А. И. Вайсман. «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель главного  государственного санитарного врача СССР А. М. СКЛЯРОВ  5 мая 1988 г  № 4616 88 САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ* I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие Санитарные правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов** грузовых легковых и специальных автомобилей далее- автомобилей . 1.2. Санитарные правила являются обязательными при проектировании изготовлении эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные АТП и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств имеющие автомобильный транспорт а также предприятия автомобильной промышленности. 1.3. Ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций. 1.4. Служба охраны труда предприятий и организаций имеющих автомобильный транспорт обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими правилами. 1.5. Настоящие Санитарные правила вступают в силу с момента их утверждения. * С выходом настоящих Правил утрачивают силу «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» № 4233 86 от 30. 12. 86 г. ** Автобус - автомобиль рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. 2. ТРЕБОВАНИЯ К МИКРОКЛИМАТУ И ВОЗДУХУ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ 2 1 Санитарно-технические средства вентиляция отопление теплоизоляция кондиционирование должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных табл. 2.1 или допустимых табл. 2.2. и 2.3. параметров микроклимата не позднее чем через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем. Таблица 2.1. Оптимальные нормы температуры относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей Сезон года Типы автомобилей Температура воздуха °С Относительная влажность % Скорость движения воздуха     м/с не более Холодный и переходный периоды года Легковые    Грузовые  и автобусы 20 23    18 20 60-40                  60-40 0 2  0 2 Теплый период года Легковые Грузовые и автобусы 20 25    21 23 60-40                 60- 40 0 2                                                 0 3 Таблица 2.2. Допустимые нормы температуры относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года Типы автомобилей Температура воздуха °С Относительная влажность % не более Скорость движения воздуха м/с не более Легковые 19 25 75 0 2 Грузовые и автобусы 17 23 75 0 3 Таблица 2.3. Допустимые нормы температуры относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в теплый период года Типы автомобилей Температура воздуха оС* Относительная влажность в %      Скорость движения воздуха м/с** Легковые грузовые и автобусы Не более чем на 30 выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч. самого жаркого месяца но не более 28оС При 28оС не более55                                           При 27оС не более 60                                            При 25оС не более 70                                               При 24°С и ниже не более 75 0 2 0 5 * В теплый период года нижние границы допустимых температур воздуха не должны приниматься ниже величин указанных в табл 2.2. для холодного периода года. ** Большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха меньшая - минимальной температуре воздуха. 2.2 В четвертой строительно-климатической зоне согласно СНиП 2.01.01 82 «Строительная климатология и геофизика» в теплый период года допускается превышать температуру воздуха указанную в табл. 2.3 но не выше 31°С в кабине легковых автомобилей и 30°С в кабине грузовых автомобилей и автобусов скорость движения воздуха не должна превышать 1 м/с. 2.3. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3°С. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин указанных в табл. 2.1. при обеспечении оптимальных параметров микроклимата или в пределах величин приведенных в табл. 2.2. и 2.3 для тех же категорий работ при обеспечении допустимых параметров микроклимата. 2.4. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3°С. 2.5. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации защитные козырьки специальное остекление жалюзи и т. п. а также от работающего двигателя обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя не более 35 Вт/м2 а от окон не более 100 Вт/м2. 2.6 Системы вентиляции отопления кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха с тем чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата в соответствии с требованиями пп. 2.1. 2.5. настоящих Правил. 2.7. Системы вентиляции отопления и кондиционирования должны устранять запотевание обмерзание стекол кабины 2.8. Концентрации вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать величин указанных в «Перечнях лредельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны» утвержденных Минздравом СССР. 2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков. 2.10. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках и карьерах атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентраций не превышающих предельно допустимые. 2.11. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива: а бензины А-72 А-76 А-93 и т. д. определяются концентрации углеводородов алифатических предельных С1 С10 в пересчете на С ПДК 300 мг/м3 окиси углерода ПДК 20 мг/м3 окислов азота в пересчете на N02 ПДК 5 мг/м3 ; при применении этилированного бензина дополнительно определяются концентрации свинца среднесменная ПДК 0 01/0 007 мг/м3 ; б метилированный бензин и чистый метанол углеводородов алифатических предельныхС1 С10 в пересчете на С окиси углерода окислов азота в пересчете на NО2 метанола ПДК 5 мг/м3 формальдегида ПДК 0 5 мг/м3 ; в дизельное топливо углеводородов алифатических предельных С1 С10 в пересчете на С окиси углерода окислов азота в пересчете на NO2 акролеина ПДК 0 2 мг/м3 ; г газовое топливо углеводородов алифатических предельных С1 С10 в пересчете на С окиси углерода окислов азота в пересчете на NО2 меркаптанов. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности. 3. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА ИНФРАЗВУКА И ВИБРАЦИИ 3.1. Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА ПС 65 .  31 5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000 100 87 79 72 68 65 63 61 59 Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБа 70 дБА. Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА ПС 55 .  31 5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000  93 79 70 63 58 55 52 50 49 Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА 60 дБА. 3.2. Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБлин в соответствии с «Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах» № 2274 80 от 12. 12. 80 г. Министерства здравоохранения СССР. 3.3. Уровни общей вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать величин указанных в табл. 3.1 3.2. Таблица 3.1. Санитарные нормы вибрации для грузовых автомобилей Средне-геометрические Частоты полос Гц Допустимые значения виброускорения  м/с2  в 1 /1 окт.  дБ  в 1/3 окт. в 1/3 окт в 1/1 окт Zо ХоУо Zо ХоУо ZоХоУо  Zо ХоУо 0 8 0 71 0 224     67 57 |     1 0 0 63 0 224 1 12 0 4 66 57 1 71 62 1 25 0 56 0 224     65 57 I     1 6 0 50 0 224     64 57 1     2 0 0 45 0 224 0 8 0 4 63 57 68 62 2 5 0 40 0 280     62 59     3 15 0 355 0 355     61 61     4 0 0 315 0 450 0 56 0 8 60 63 65 68 5 0 0 315 0 56     60 65     6 3 0 315 0 710     60 67     8 0 0 315 0 900 0 56 1 6 60 69 65 74 10 0 0 40 1 12     62 71     12 5 0 50 1 40     64 73     16 0 0 63 1 80 1 12 3 15 66 75 71 80 20 0 0 80 2 24     67 77     25 0 1 0 2 80     70 79     31 5 1 25 3 55 2.24 6 3 72 81 77 86 40.0 1 60 4 50 1   74 83     50 0 2 0 5 60     76 85     63 0 2 50  7 10 4 50 12.5 78 87 83 92   80 0  3 15 9 00     80 89     0 8 14 00 4 5     129 119     1 0 10.00 3 5 20 0 6 3 126 117 132 122 1 25 7 10 2 8     123 115     1 6 5 0 2 2     120 113     2 0 3 5 1 8 7 1 3 5 117 111 123 117 2 5 2 5 1 8     114 111     3 15 1 8 1 8     111 111     4 0 1 25 1 8 2 5 3 2 108 111 114 116 5 0 1 00 1 8     106 111     6 3 0 80 1 8     104 111     8 0 0 63 1 8 1 3 3 2 102 111 108 116 10 0 0 63 1 8     102 111     12 5- 0 63 1 8     102 111     16 0 0 63 1 8 1 1 3 2 102 111 107 116 20 0 0 63 1 8     102 111     25 0 0 63 1 8     102 111     31 5 0 63 1 8 1Д 3 2 102 111 107 116 40 0 0 63 1 8     102 111     50 0 0 63 1 8     102 111     63 0 0 63 1 8 1 1 3 2 102 111 107 116 80 0 0 63 1 8     102 111     Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни уровни   1 1 3 2   107 116*  * Различия между расчетными величинами корректированных уровней и нормативными объясняются тем что реальные спектры воздействующей на человека общей вибрации отличаются по форме от спектра нормативной кривой так как основная энергия в них распределена неравномерно и приходится главным образом на часть октав. Поэтому измеренный корректированный уровень виброскорости при условии получения в результате частного анализа значений не превышающих ПДУ значительно меньше 122 дБ. Это обстоятельство было учтено в ходе обоснования нормативного корректированного уровня виброскорости общей вибрации 116 дВ Таблица 3.2. Санитарные нормы вибрации для легковых автомобилей и автобусов   Средне- геометрические частоты полос Гц Допуспгимые значения по осям X0Y0Z0   виброускорения  виброскорости м/с2  дБ  м/с 10-2 дВ 1/3 окт. 1/1 окт. 1/3 окт. 1/1окт. 1/3окт. 1/1окт. 1/3окт. 1/1окт. 1 6 0 25   58   2 5   114   2 0 0 224 0 4 57 62 1 8 3 5 111 117 2 5 0 20   56   1 25   108   3 15 0 18   55   0 9   105   4 0 0 16 0 28 54 59 0 63 1 3 102 108 5 0 0 16   54   0 50   100   6 3 0 16   54    0 40   98   8 0 0 16 0 28 54 59 0 32 0 63 96 102 10 0 0 20   56   0 32   96   12 5 0 25   58   0 32   96   16 0 0 315 0 56 60 65 0 32 0 56 96 101 20 0 0 40   62   0 32   96   25 0 0 50   64   0 32   96   31 5 0 63 1 12 66 71 0 32 0 56 96 101 40 0 0 80   68   0 32   96   50 0 1 00   70   0 32   96   63 0 1 25 2 25 72 77 0 32 0 56 96 101 80 0 1 60   74   0 32   96   Корректирован ные и эквивалентные корректированные значения и их уровни уровни 0 28   59   0 56   101  3.4. Уровни локальной вибрации на рычагах и органах управления не должны превышать величин указанных в «Санитарных нормах и правилах при работе с машинами и оборудованием создающими локальную вибрацию передающуюся на руки работающих» 3041 84 от 13.06.84 г. Министерства здравоохранения СССР табл. 3.3. . Таблица 3.3.  Допустимые значения нормируемых параметров локальной вибрации   Допустимые значения по осям Хл Хл Zи Среднегеометрические частоты октавных полос Гц виброускорения виброскорости   М/С2 1 ДБ м/с 10-2 ДБ 8  1 4  73  2 8  115 16  1 4  73 1 4   109  31 5 2 7  79 1 4  109   63   5 4   85  1 4  109 125  10 7 91  1 4   109  250  21 3 97 1 4  109   500   42 5   103  1 4 109  1000  85 109  1 4 109 Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни 2 0 1 76 2 0 112 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ КАБИНЫ АВТОМОБИЛЯ 4.1. Освещенность кабины создаваемая светильниками общего освещения должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов. 4.2. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1 2 лк. 5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМАМ ТРУДА И ОТДЫХА 5.1. Режим труда и отдыха водителей государственного автотранспорта устанавливается в соответствии с «Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей» утвержденным постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 16. 08 77 г. № 255/16 с последующими изменениями и дополнениями. 5.2. Внутрисменные регламентированные перерывы для отдыха должны устанавливаться с учетом тяжести и напряженности труда видов перевозок и климато-географических условий среды движения. Рекомендуется первый перерыв устанавливать через 2 3 часа после начала работы на линии во второй половине дня не реже чем через каждые два часа продолжительностью по 10 мин. Длительность непрерывного пребывания за рулем рекомендуется ограни- чить двумя часами. Частота организация и длительность внутрисменных перерывов устанавливается по согласованию с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений обслуживающих данное АТП указывается в путевом листе и контролируется службой безопасности движения АТП. Администрация автопредприятия обязана внедрять мероприятия направленные на снижение нервно-психического напряжения и производственного утомления работающих вводная гимнастика физкультурная минутка физкультурная пауза психологическая разгрузка и др. . 5.3. Запрещается привлекать к сверхурочным работам и устанавливать продолжительность рабочей смены более 10 часов: водителям со стажем вождения автомобиля менее трех лет в возрасте свыше 55 лет часто и длительно болеющим 3 и более раз в году длительность одного случая утраты трудоспособности 30 и более дней допущенным медицинскими водительскими комиссиями к управлению автотранспортными средствами в виде исключения. 5.4. Перерыв для отдыха и питания устанавливается продолжительностью как правило 45 60 минут но не более двух часов желательно в середине рабочей смены но не позднее чем через 4 часа после начала работы. 5.5. В случаях сменной организации труда водителей изменение смены допускается только после выходного дня. 6. ТРЕБОВАНИЯ К ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6.1. Внешний шум автомобиля должен соответствовать требованиям изложенным в табл. 6.1. Таблица 6.1. Предельно допустимые уровни внешнего шума автомобилей различных типов Типы автомобилей Уровень звука дБА Легковые автомобили и автотранспортные средства сконструированные на шасси легкового автомобиля 82 Грузовые и грузопассажирские автомобили автомобили-тягачи; автомобили- фургоны с полной массой кг до 3500 включ. 84 св. 3500 до 12000 включ 89 св. 12000 с двигателем мощностью до 162 кВт. включ 89 св. 162 кВт 91 Автобусы с полной массой кг до 3500 включ. 84 св. 3500 с двигателем мощностью до 162 кВт включ. 89 св. 162 кВт. 91 Таблица 6.2. Предельно допустимые уровни окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями Частота вращения коленвала Предельно допустимое содержание окиси углерода объемная доля процент. Предельно допустимое содержание углеводородов объемная доля млн-1 для двигателей с числом  цилиндров     до 4 более 4 п мин *  п пов.* 1 5  2 0 1200  600 3000  1000 * Значение частоты вращения двигателя устанавливают в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей. Таблица 6.3. Предельно допустимые уровни дымности отработавших газов автомобилей с дизелями   Автомобили Дымность % для режимов свободного ускорения максимальной частоты вращения вала КамАЗ МАЗ КрАЗ и их модификации 40 15 МАЗ КрАЗ и их модификации с дизелями выпуска до 1.07.76 60 15 6.2. Отработавшие газы автомобилей должны соответствовать требованиям ГОСТ 21393 75 и ГОСТ 17.22.03 87 изложенным в табл. 6.2. и 6.3. Эксплуатация в подземных выработках автомобилей не оборудованных средствами снижения токсичности отработавших газов так же как и применение при этом в качестве топлива этилированного бензина запрещается. 6.3. Необходимо проводить контроль состава отработавших газов автомобилей при проведении ТО-2 после ремонта автомобилей или регулировки системы питания двигателя на авторемонтных предприятиях при выпуске автомобилей из ремонта. 6.4. В целях охраны окружающей среды при эксплуатации автомобилей не допускается: а разлив топлива при заправке автомобиля; б утечка масла из картера слив масла на линии; в мойка кузова очистка кузовов и салонов в неустановленных местах; г проведение ремонтных работ связанных с 'загрязнением окружающей среды атмосферы почвы и воды в открытых водоемах окраска сварка пайка и т. п. в неустановленных местах и помещениях. 7. ТРЕБОВАНИЯ ПО САНИТАРНО-БЫТОВОМУ И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ 7.1. Автотранспортные предприятия должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами и помещениями для лечебно-профилактических мероприятий в зависимости от характера и вида выполняемых работ. Состав и оборудование помещений регламентируются СНиП 11-93-74 нормы проектирования предприятия по обслуживанию автомобилей СНиП 2-09-04-87 административные и бытовые здания СН-245-71 санитарные нормы проектирования ОНТП-01-86 и ОНТП-02-86 отраслевые нормы технологического проектирования . 7.2. Диспетчерские пункты пункты по выдаче и приему путевых документов обслуживающие водителей городских и пригородных автобусов и расположенные вне территории аьтопредприятия должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с СНиП П-93-74 и СНиП 2-09-04-87 в зависимости от количества обслуживаемых водителей . 7.3. Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле в соответствии с действующими отраслевыми нормативами с учетом специфики автомобиля вида топлива .условий перевозок и т. д. моющие средства поверхностно-активные пригодные к употреблению на кожных покровах типа «Ралли» и др. щетку для мытья рук полотенце ветошь для вытирания рук от горючесмазоч-ных материалов. Водители имеющие контакт загрязнение рук с различными СОЖ маслами лакокрасочными материалами и т. п. перевозка указанных веществ выполнение ремонтных работ должны обеспечиваться защитными мазями и пастами в соответствии с ГОСТ 12.4.068 79 «Средства дерматологические защитные». 7.4. Администрация автотранспортного предприятия должна принимать меры к обеспечению питания водителей соответствующего рекомендациям данных санитарных правил. Водителям рекомендуется следующий режим питания: прием пищи должен быть регулярным промежутки между приемами пищи не должны превышать 4-5 часов обязателен прием пищи перед выходом на работу ужин должен приниматься не менее чем за 2-2 5 часа до сна. Рекомендации к качественному и количественному составу пищи изложены в приложении № 2. 7.5. Водители занятые междугородними грузовыми перевозками за исключением плечевых при продолжительности рейса более одной смены должны быть обеспечены администрацией АТП: а рейсовыми чемоданами в комплект которых должны входить: набор посуды для принятия и приготовления пищи примус или портативная газовая плита с запасным баллоном средства для мытья посуды термос объемом не менее двух литров фляга для питьевой воды объемом не менее двух литров; б картой-схемой маршрута движения с обозначением пунктов отдыха гостиниц пунктов питания пунктов медицинского обслуживания. 7.6. С целью выявления больных водителей и водителей находящихся в состоянии алкогольного опьянения с последующим отстранением их от управления автомобилем водители проходят ежедневные предрейсовые медицинские осмотры. 7.7. Администрация АТП и других организаций имеющих транспорт должна обеспечить прохождение водителями обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно приказам МЗ СССР № 3 от 4 января 1983 года и № 700 от 19 июня 1984 года. 7.8. Руководители предприятий обязаны организовывать и проводить с участием территориальных органов здравоохранения гигиеническое обучение водителей по «Программе гигиенического обучения водителей предприятий автотранспорта» утвержденной Минздравом СССР 23. 11. 77 г. и согласованной с ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 28. 10. 77 г. а также полный курс подготовки по программе оказания первой медицинской помощи при дсрожно-транспортных происшествиях утвержденной приказом Минздрава СССР № 3 от 4 января 1983 г. 8. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕМОНТНЫХ РАБОТ 8.1. При привлечении водителей к выполнению ремонтных работ на них должны быть распространены действующие отраслевые нормативно-технические документы регламентирующие организацию и проведение указанных работ и гигиенические требования к этим работам. При выполнении водителями ремонтных работ в АТП и других организациях имеющих транспорт вне осмотровой канавы эстакады или подъемника запрещается работа без лежаков на полу земле . 8.2. Выполнение в помещениях работ по проверке ремонту или наладке работающего двигателя разрешается только при наличии местного отсоса эффективно удаляющего отработавшие газы. 8.3. Водители выполняющие техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны обеспечиваться спецодеждой средствами индивидуальной защиты личной гигиены и защитными приспособлениями в соответствии с действующими отраслевыми типовыми нормами. 8.4. Для переливания топлива автомобили должны быть укомплектованы шлангом с сифоном-насосом; засасывать топливо ртом в шланг для переливания запрещено. 8.5. Администрация предприятия обязана обеспечить регулярную химчистку стирку дезинфекцию ремонт и проверку исправности средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами . Приложение 1 Перечень санитарно-гигиенических характеристик санитарный паспорт рабочего места водителя автомобиля 1. Кабина: герметичность наличие напольных ковриков состояние обивки. 2. Сиденье состояние обивки состояние набивки состояние регулировочного механизма. 3. Остекление кабины: состояние переднего стекла состояние заднего стекла состояние боковых стекол состояние стеклоочистителей состояние стеклоподъемников. 4. Наличиие и состояние зеркал заднего вида. 5. Система вентиляции. 6. Система отопления. 7. Воздух рабочей зоны. 8. Уровни вибрации. общей на рабочем месте локальной на органах управления. 9. Уровни шума: внешнего внутреннего. 10. Уровни инфразвука в кабине.  11. Токсичность отработавших газов двигателя. Приложение 2. Рекомендации к питанию водителя 1. Суточная потребность водителей в пище должна определяться на основе данных приведенных в таблице. Таблица Энерготраты и суточная потребность водителей автомобилей в белках жирах и углеводах в зависимости от пола и возраста  Пол Возраст Энерготраты  Белки г Жиры г Углеводы г ккал. мДж Муж. 18 39 лет  40 60 лет 3000  2800 12 55  11 71 97  89 100  92 428  391 Жен. 19 39 лет  40 55 лет 2550  2350 10 66  9 83 83 76 85 78 353  334 2. Соотношение между белками жирами и углеводами должно выражаться как 13:30:57% суточной энергетической ценности пищи. Количество белков животного происхождения в рационах должно составлять не менее 55% от их общего потребления а содержание растительных масел -25 30% суточной потребности в жирах. Потребление сахара не должно превышать 70 80 г в сутки при этом за счет полисахаридов необходимо обеспечить 70 80% общего количества углеводов. Оптимальное соотношение кальция фосфора и магния равно 1: 1 5 2 0 :0 6. 3. Суточная калорийность должна распределяться по отдельным приемам пищи в зависимости от смены: а дневная смена ранний завтрак перед работой 15 20% обед на работе 30 35% полдник после работы 20 25% ужин 20 25% . б вечерняя смена поздний завтрак после работы 10 25% поздний обед дома 30 35% ужин дома 20 25% прием пищи на работе 15 20% . в ночная смена прием пищи из трех блюд в первую половину смены энергоемкость пищи 700 800 ккал. Приложение 3. Перечень нормативно-технических документов на которые приводятся ссылки в тексте Санитарных правил 1. СНиП 2.01.01 82 «Строительная климатология и геофизика». 2. «Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах» Минздрава СССР № 3223 85 от 12.08.85 г. 3. «Гигиенические нормы инфразвука на рабочих местах» Минздрава СССР № 2274 80 от 12.12.80 г. 4. «Санитарные нормы вибрации рабочих мест» Минздрава СССР № 3044 84 от 15.06.84 г. 5. «Санитарные нормы и правила при работе с машинами и оборудованием создающими локальную вибрацию передающуюся на руки работающих» Минздрава СССР 3041 84 от 13.06.84 г. 6. «Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей» Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 255/16 от 16.08.77 г. 7. ГОСТ 21393 75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов». 8. ГОСТ 17.2.2.03 87 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности». 9. СНиП П-93-74 «Нормы проектирования. Предприятия по обслуживанию автомобилей». 10. СНиП 2-09-04-87 «Административные здания». 11. СН-245-71 «Санитарные нормы проектирования». 12. ОНТП-01-86 и ОНТП-02-86 «Отраслевые нормы технологического проектирования». 13. ГОСТ 12.4.068 79 «Средства дерматологические защитные».