Инструкция по ведению погрузочно-разгрузочных работ при доставке ВВ в мягких контейнерах МКО-1,ОС

Министерство черной металлургии СССР . Управление горного производства ИНСТИТУТ ГОРНОГО ДЕЛА ИГД СОГЛАСОВАНО: Зам . председателя Госгортехнадзора СССР Письмо № 08-1-40/108 от 01.04.88г. СОГЛАСОВАНО; Директор ВНИИБТГ Письмо № 03/641 от 05. 03. 88г. УТВЕРЖДАЮ Директор ИГД МЧМ СССР А.А.Котяшев 22 февраля 1988 ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ ПРИ ДОСТАВКЕ ВВ В МЯГКИХ КОНТЕЙНЕРАХ МКО-1 ОС I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1. Все работы связанные с погрузкой выгрузкой складированием транспортировкой взрывчатых веществ в мягких контейнерах МКО-1 ОС выполняются в соответствии е "Правилами техники безопасности а производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железно-дорожном транспорте" и "Едиными правилами безопасности при взрывных работах". 1.2. К погрузочно-разгрузочным работам допускавши лица не моложе 18 лет прошедшие инструктаж о свойствах и особенностях применяемых ВВ и мерах предосторожности при обращении с ними. Всем рабочим привлекавшим к погрузочно-разгрузочным работам должны быть выданы под расписку инструкции по безопасным методам ведению работ по их профессии. 1.3. Дороги и проходы на территории склада взрывчатых материалов ВМ должны отвечать техническим требованиям и противопожарным нормам. Ширину проездов у станавливают исходя из применяемых средств перемещения грузов и интенсивности движения. Ширина проездов для погрузчиков должна быть не менее 3 м. 1.4. Постоянные места проведения погрузочно-разгрузочных работ у железнодорожных путей должны устраиваться с твердым покрытием на прямых и горизонтальных участках. 1.5. При необходимости перемещения грузов авто- и электропогрузчиками через рельсовые пути должны быть сделаны твердые покрытия или переносные настилы на уровне головки рельсов шириной не менее 2 5 м. 1.6. Переходные мостики должны иметь ширину не менее 1м и изготавливаться из досок толщиной не менее 60 мм или рифленого железа толщиной не менее 6 мм. 1.7. Работы должны проводиться в дневное время а в ночное - при условии освещенности места проведения работ по установленная нормам. 2. ОПИСАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ КОНТЕЙНЕРОВ 2.1.Настоящая инструкция распространяется на "Контейнеры мягкие специализированные для сыпучих грузов МКО-1 ОС» выпускаемые предприятиями Союзпластпереработки по ТУ-6-19-2О9-83. Полное условное обозначение мягкого специализированного контейнера разового использования для сыпучих грузов включает: - тип контейнера МКО - мягкий специализированный контейнер оборотный с разгрузочным люком; - вместимость 1 0 м3; - тип конструкции С - со стропами. 2.2. Контейнер представляет собой мешок с квадратным днищем вместимостью 1 м3 массой брутто I т. Несущим элементом рис.2.1 является транспортная оболочка 3 изготовленная из нитепрошивной ткани выпускаемой по ТУ-6-19-74-77. Грузовыми элементами являются две стропы 2 Для герметичности внутрь вставляется полиэтиленовый вкладыш 1„ горловина которого завязывается шпагатом и пломбируется. Днище транспортной оболочки контейнера имеет разгрузочный лик перекрываемый клапаном 4. 2.3. Мягкие контейнеры МШ-1.ОС предполагается использовать для доставки гранулированных промышленных веществ ГОСТ В4117-78 ГОСТ 21988-76 и ГОСТ 25857-83. Поставка ВВ в мягких контейнерах МКО-1.ОС предусматривается в крытых железнодорожных вагонах универсальных жестких контейнерах в автотранспортом во все климатические зовы СССР. 3.РАЗГРУЗКА КОНТЕЙНЕРОВ ИЗ ВАГОНА 3.1. ВВ в контейнерах МКО-1.ОС доставляется в крытых вагонах вместимостью 120 м3. В вагоне контейнеры установлены в два яруса по высоте в нижнем ярусе три контейнера по ширине вагона в верхнем - два. В торцах вагона размещается по тридцать контейнеров а против дверного проема -10 штук. 3.2. Погрузочно-разгрузочные работа внутри вагона необходимо проводить электропогрузчиками грузоподъемностью 1 0-1 5 т оборудованными штыревыми захватами или штыревыми насадками НП-121. 3.3. При ведении погрузочно-разгрузочных работ внутри вагона с контейнерами МКО-1.0С подвешенным за стропы необходимо обеспечить подъем груза из второго яруса а также проход погрузчика через дверной проем вагона. При этом обязательным условием должно быть совладение необходимых зазоров между контейнерами нижнего и верхнего яруса между рамой электропогрузчика и крышей а также верхней кромкой дверного проема между днищами контейнера и полом вагона. Рис.2.1. Мягкий специализированный контейнер МКО-1 ОС 3 - транспортная оболочка; 2 - стропы; 4 - вкладыш; 4 - клапан разгрузочного лака 3.4. По своим габаритам строительная высота Нст и высота выдвижения подвижной рамы дня работы внутри четырехосного вагона вместимостью 120 м3 рекомендуются электропогрузчики допущенные для этих целей Госгортехнадзором СССР. 4. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАГРУЖЕННЫХ КОНТЕЙНЕРОВ В МЕСТАХ ХРАНЕНИЯ 4.1. Загруженные контейнеры размещают в типовых хранилищах для ВВ на временных площадках оборудованных в соответствии с требованиями ЕПБ к на площадках пунктов подготовки. 4.2. Контейнеры устанавливают в типовых хранилищах и на временных площадках на поддонах в штабеля в один ярус и в один или два ряда. Интервалы между штабелями должны соответствовать требованиям ЕПБ см. план размещения контейнеров в секции хранилищ на рис.4.1 и 4.2 . 4.3. Объем ВВ в контейнерах на пункте подготовки не должен превышать его сменную производительность. Рис.4.1. План размещая ВВ в контейнерах МКО-1.0С в секции хранилища. Рис.4 2. План размещения ВВ а контейнерах МКО-1 ОС в секций хранилища. 5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГРУЖЕННЫХ КОНТЕЙНЕРОВ НА ТЕРРИТОРИИ БАЗИСНОГО СКЛАДА И НА БЛОК 5.1. Перевозку контейнеров из хранилищ на пункт подготовки осуществляют с использованием электро- автопогрузчиков и автомобилей. 5.2. Транспортирование контейнеров авто- и электропогрузчиками необходимо проведать на крюке безблочной стрелы электропогрузчика или захватывать с применением штыревого захвата или на поддонах. 5.3. При использовании автомобилей загрузку контейнеров проводят электропогрузчиками в два ряда по ширине кузова в один ярус. 5.4. На пункте подготовки контейнеры с автомобиля разгружают электропогрузчиками оборудованными вилами штыревым захватом или безблочной стрелой а также другими грузовыми средствами. 5.5. Контейнеры доставленные на пункт подготовки устанавливают на площадках для временного хранения на поддон его настил . 5.6. При погрузке и выгрузке контейнеров необходимо учитывать ню материал используемый для их изготовления не исключает возможность его порывов проколов при задевании за выступающие чести транспортных средств. 5.7. Транспортные средства перед погрузкой в них загруженных контейнеров необходимо очистить от остатков ранее перевозившихся грузов я посторонних предметов. 5.8. Необходимо правильно проводить строповку контейнеров и устанавливать их в транспортные средства таким образом чтобы полнев использовать их грузоподъемность и грузовместимость. 6. РАЗГРУЗКА ВВ ИЗ КОНТЕЙНЕРА 6.1. Разгрузку ВВ из контейнеров 1ШЗ-1.ОС можно проводить в бункер пункта подготовки или зарядной машины. 6.2. На пункте подготовки при готовности к работе технологической линии по переработке 3В поступающих в мягких контейнерах УКО-1.ОС оператор подает команду стропальщику который производит строповку контейнеров на вялы ила штыри электропогрузчика. 6.3. При строповке контейнера необходимо одновременно проколоть штырем или вилами верхнюю часть полиэтиленового вкладыша иди укрепить "чуб" вкладыша между стропами. Этны удерживает вкладыш в подвешенном состоянии и препятствуют его выпадении в разгрузочный люк в конце выгрузки ВВ. 6.4. Разгружают ВВ из контейнера в подвешенном состоянии надрезая полиэтиленовый вкладыш через разгрузочный люк транспортной оболочки. 6.5. При разгрузке материала из контейнера необходимо подчинить и подвести его к месту разгрузки освободить защитный клапан надрезать полиэтиленовый вкладыш. 6.6. Надрез полиэтиленового вкладыша осуществляется ножом вручную или с помощью специального устройства для растаривания мягких контейнеров устанавливаемого над загрузочной течкой бункера пункта подготовка рис.6.1 или зарядной машины. 6.7. При ручном разрезании вкладыша необходимо производить Х-образный надрез. 6.8. При механизированной растаривании полиэтиленовый вкладыш надрезает при опускании контейнера на устройство для растаривания. 6.9. Устройство рис.6.2 представляет собой плиту с установленной на ней стойкой из трубы с насадкой к которой приварены ножи расположенные радиально. В верхней часта лезвия ножей образуют конус. Рас.6.1. Устройство для растаривания мягких контейнеров 1 устанавливаемое над загрузочной течкой бункере пункта подготовки На опорной плите имеется проем в который высыпают материал из контейнера в бункер. Устройство подсоединяет к заземляющей сети пункта подготовки или к бункеру зарядной машины. 6.10. При опускании контейнера кожи устройства разрезают в начальный момент дно вкладыша по шести радиальным направлениям далее вкладыш разрывается конусом до контура разгрузочного люка оболочки. Оболочка вместе с вкладышем скользя по ребрам устройства плотно обтягивает его и этим обеспечивается их контакт с "землей" ВВ из контейнера высыпается в бункер. Окончательную разгрузку контейнера и его очистку производят при подъеме контейнера. 6.11. После опорожнения контейнера из него вытряхивают остатки ВВ контейнер сворачивают н направляют в помещение переработки мно-гооборотной тары где полиэтиленовый вкладыш извлекают из транспортной оболочки направляют в емкость для использованной тары а транспортную оболочку сворачивают н укладывают в пачки. Рис.6.2. Устройство для растаривания 6.12. Укладка их производятся следующим образом: оболочку расправляют во длине в складывает втрое вдоль образующей днище и стропы загибают внутрь и еще раз перегибают пополам рае.6.3 . В таком виде оболочки складывает в пачки и перевязывают. Пачки перевязывают в пакеты на поддонах. Рис.6.3. Порядок укладки транспортных оболочек контейнера МКО-1.0С 6.13. ВВ из контейнеров МКО-1.0С можно разгружать в бункер зарядных машин на специальной площадке территории склада ВМ с применением электропогрузчиков рис.6.4 и 6.5 электротельфера рис.5.6 или автокрана. Кроме того ВВ из контейнеров можно выгружать непосредственно в бункер зарядной машины в карьере вблизи заряжаемого блока с применением автокрана рис.6.7 или автомобиля-самопогрузчика. Рис.6.4. Разгрузка ВВ на контейнера МКО -1 ОС в зарядную машину с рампы хранилища Рис.6.5. Разгрузка ВВ из контейнера МКО-1.0С в заряную машину на пункте подготовки Рис.6.6. Разгрузка ВВ из контейнера МКО-1.0С в зарядную машину С применением электротельфера Рис.6.7. Разгрузка ВВ из контейнера ИКО-1.0С в зарядную машину с применением автокрана 6.14. Пря разгрузке ВЗ из контейнеров с рампы хранилища или разгрузочной площадки зарядную машину устанавливают бортом к рампе с минимальным зазором. 7. ХРАНЕНИЕ ПОРОЖНИХ КОНТЕЙНЕРОВ. 7.1. Очищенные от пыли и просушенные контейнеры должны храниться в складских помещениях на стеллажах на расстоянии от отопительных систем не менее I м и от пола не менее 0 2 м. 7.2. Помещения должны быть закрытыми от проникновения солнечных лучей 7.3. Контейнеры следует хранить в помещениях при умеренной температуре. Допускаемый диапазон температур: от -минус 30°С до плюс 30°С. 7.4. В складе где находятся контейнеры запрещается хранить масла кислоты и легковоспламеняющиеся вещества. 8. ВОЗВРАТ КОНТЕЙНЕРОВ 8.1. Контейнеры при возврате заводу-изготовителю ВВ необходимо транспортировать в условиях обеспечивающих их полную сохранность. 8.2. Конструкция тары устанавливается отправителем или по согласованию между отправителем и получателем. 8.3. При упаковке порожних контейнеров необходимо предусмотреть возможность механизированной перегрузки. При массе одного места 50 кг выполнение этого условия обязательно. 9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ВЫБРАКОВКА 9.1. Ответственность за техническое состояние контейнеров несет предприятие загружающее контейнеры материалом. 9.2. Предприятие перегружающее контейнеры несет ответственность за соблюдение правил и мер безопасности при ведении работ. При обнаружении дефектных контейнеров предприятие обязано изъять их из эксплуатации. 9.3. На каждом предприятии применяющем контейнеры официально назначается инженерно-технический работник ответственный за организацию технического обслуживания и безопасности эксплуатации; контейнеров. 9.4. Все инженерно-технические работники и рабочие участвующие в работе с контейнерами должны пройти соответствующий инструктаж обучение в основе которого должно быть изучение настоящей инструкций и практическое освоение правил и приемов обращения с контейнерами. 9.5. Предпочтительно организовать эксплуатации контейнеров так чтобы партия разбивалась в эксплуатировалась в определенном транспортном замкнутом цикле. 10. УЧЕТ КОНТЕЙНЕРОВ 10.1. Предприятие использующее контейнеры обязано вести "Журнал учета контейнеров". 10.2. Факт получения контейнеров с грузом должен быть отмечен в "Журнале учета контейнеров". В журнал заносится: - условное обозначение партия; - количество контейнеров дачной партии; - дата получения; - с каким грузом и от какого предприятия грузоотправителя получены контейнеры. Ю.З. Факт отправки контейнеров должен быть отмечен в "Журнале учета контейнеров" В журнал заносится: - условное обозначение партии; - количество контейнеров данной партии; - дата отправки; - какому предприятию отправлены грузы. 11. СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РА3ГРУЗОЧНЫХ РАБОТ 11.1. Авто- электропогрузчики и другие средства механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных работ должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом инструкцией завода-изготовителя и инструкцией по эксплуатации погрузочно-разгрузочных работ. 11.2. Один раз в год погрузочно-разгрузочные машины должны подвергаться комиссионному осмотру. 11.3. При использовании вилочных захватов груз должен упираться в вертикальную раму подъемника и равномерно размещаться на вилах. Груз может выходить вперед за пределы вил не свыше 1/3 их длины 11.4. Оставлять погрузчик с работающим двигателей а также с поднятым грузом не разрешается. 11.5. Трансиортирование грузов допускается при малой скорости причем рама погрузчика должна быть отклонена назад до отказа а захватное устройство долею обеспечивать высоту подъема груза от земли не менее величины дорожного просвета машины в не более 400 мм для машин на пневматических швах. 11.6. Угол максимального уклона по которому разрешается транспортирование груза электропогрузчиком не должен превышать угол наклона рамы назад 3° а автопогрузчиком - 7° . 11.7. Лебедки подъема груза у грузоподъемных машин а у стреловых кранов и лебедки подъема стрелы для работы с разрядными грузами должны бить оборудованы двумя тормозами. Нагрузка не должна превышать нормы предусмотренной технической документацией. При наличии одного тормоза нагрузка не должна превышать 75% грузоподъемности . 11.8. Авто- электропогрузчики автокраны применяющиеся для погрузочно-разгрузочных работ транспортирования и выгрузки ВВ из контейнеров должны быть оборудована заземляющим устройством цепью . 12. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 12.1. Все работы связаннее с разгрузкой складированием и транспортированием взрывчатых веществ в мягких контейнерах УКО-1.ОС должны выполняться в соответствии с "Едиными правилами безопасности при взрывных работах" "Правилами техники безопасности в производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте» и настоящей инструкцией. 12.2. Прежде чем преступить к погрузке и выгрузке контейнеров необходимо убедиться в исправности грузовых элементов грузоподъемных и грузозахватных механизмов. Запрещается" работать неисправная грузоподъемными приспособлениями и механизмами для погрузки и выгрузка контейнеров. 12.3. Требования безопасности при выгрузке контейнеров из вагона 12.3.1. Строповку контейнеров следует производить накидывая вручную строп контейнера на штыри неподвижно стоящего электропогрузчика. 12.3.2. Перед подъемом и перемещением застропленного контейнера рабочий должен отступить в безопасную зону на расстояние не менее I м. 12.3.3. Из вагона контейнеры следует вывозить подвешенными на штырях грузозахватного приспособления за две стропы при этом необходимо следить чтобы зазор между днищем контейнера и полом вагона а также между рамой погрузчика и верхней кромкой дверного проема составлял примерно 0 1 м. 12.3.4. Поваленные на бок контейнеры необходимо привести в вертикальное положение с помощью дополнительных гибких строп. 12.3.5. При обнаружении поврежденных контейнеров при разгрузке ВВ из вагона места повреждений на боковой поверхности контейнера необходимо заклеить клейкой лентой. 12.3.6. Образовавшиеся просыпи ВВ в вагоне следует сразу же убирать в специальную тару с четким отличительным обозначением. 12.3.7. Для тары со сметками должно быть отведено специальное место. 12.3.8. После окончания работ по разгрузке ВВ из вагона или на пункте подготовка просыпь ВВ следует собрать и уничтожать в соответствии с требованиями "Единых правил безопасности при взрывних работах". 12.4. Требования безопасности при разгрузке ВВ и контейнеров 12.4.1. При разгрузке контейнеров необходимо исключать выпадение или частичное выползание вкладыша из оболочки через разгрузочный люк. 12.4.2. При высыпании ВВ из контейнера следует обозначать контакт полиэти- ленового вкладыша и лавсановой оболочки с заземленными элементами конструкции пункта подготовки средств и механизмами погрузочно-рззгрузочныx работ или зарядной машины. 12.4.3. Перед началом работ по разгрузке ВВ из контейнеров непосредственно в бункер зарядной машины с рамп хранилища необходимо убедиться в надежности крепления предохранительного бруска на рампе. 12.4.4. При подачи контейнера к загрузочному люку бункера зарядной машины рабочий производящий разгрузку ВВ должен находиться на любой торце бункера сбоку от контейнера на расстоянии на менее I м. 12.4.5. Приступать к разгрузке контейнера можно только при полной остановке всех механизмов. 12.4.6. При работе по разгрузке ВВ из контейнеров рабочие должны применять индивидуальное средства защиты от пыли ВВ филътрующие респираторы . 12.4.7. В здании пункта подготовки необходимо ежесменно производить мокрую уборку. При отрицательных температурах допускается сухая уборка без образования пылевого облака. 12.5. Порожние контейнера перед возвратом должны быть очищены от просипи ВВ тщательно вытрясены просушены и связаны в пачки по 5 штук. 12.6. К работе при поставке ВВ в мягких контейнерах допускаются лица прошедшие инструктаж и ознакомленные с приемами работы на погрузочно разгрузочных операциях и при разгрузке ВВ из контейнеров. 12.7. Ежесменный осмотр и допуск к работе средств механизации должен отражаться в специальном журнале с подписью ответственных лиц. 12.8. При разгрузка контейнеров с использованием растариващего устройства: 12.8.1. В работе с устройством допускаются лица прошедшие инструктаж и ознакомленные с приемами работы. 12.8.2. В нерабочей положении ножи устройства должны быть накрыты мягким материалом например мешком во избежание случайных травм персонала. 12.8.3. Освобождение контейнеров от остатков ВВ в конце разгрузки должно выполняться не снимая контейнера с устройства. 12.8.4. Электрическое сопротивление заземления устройства относительно земли не должно превышать 100 Ом. 12.8.5. При восстановления устройства не допускается увеличивать толщину периферийного участка ножа свыше 5 мы и изменять материал из которого изготовляется устройство нержавеющая сталь . 12.8.6. Конструктивные изменения устройства должны быть согласованы с разработчиком а институтом во безопасности работ. Содержание 1. Общие требования ............... 2. Описание и техническое назначение контейнеров 3. Разгрузка контейнеров из вагона ....... 4. Размещение загруженных контейнеров в цветах хранения ................... б. Транспортирование груженых контейнеров на территория базисного склада и на блок . . . 6. Разгрузка ВВ из контейнера .......... 7. Хранение порожних контейнеров ........ 3. Возврат контейнеров ............. 9. Техническое обслуживание и выбраковка .... 10. Учет контейнеров ............... 11. Средства механизация погрузочно-разгрузочных работ .................... 12. Меры безопасности .............