СНиП 2.05.11-83

СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях

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СНиП 2.05.11-83 #G1 #G0СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ В КОЛХОЗАХ СОВХОЗАХ И ДРУГИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ Дата введения 1985-01-01 #G1 #G0РАЗРАБОТАНЫ Союзпромтрансниипроектом Госстроя СССР руководитель темы: С.Д.Чубаров исполнители: В.И.Поляков Н.И.Провоторов В.С.Порожняков Б.Н.Павлов ; с участием: Главного управления капитального строительства Главного управления землепользования и землеустройства и Гипронисельхоза Минсельхоза СССР; Союздорнии Минтрансстроя; Гипронисельпрома Минплодоовощхоза СССР; Московского автомобильно-дорожного института Минвуза СССР; Ростовского инженерно-строительного института и Калининского политехнического института Минвуза РСФСР; Белдорнии Минавтодора Белорусской ССР ВНЕСЕНЫ Союзпромтрансниипроектом Госстроя СССР ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР исполнитель: И.Д.Демин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 30 декабря 1983 г. N 344 Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих внутрихозяйственных дорог в колхозах совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях независимо от их ведомственной принадлежности. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях* в зависимости от их назначения и расчетного объема грузовых перевозок следует подразделять на категории согласно табл.1. #G1---------------- #G0* В дальнейшем тексте настоящих норм и правил вместо термина "внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях" применен термин "внутрихозяйственные дороги". #G1Таблица 1 +------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Расчетный ¦ ¦ ¦ ¦ объем гру- ¦ ¦ ¦ Назначение ¦ зовых пере- ¦ Категория ¦ ¦ внутрихозяйственных ¦ возок тыс. т ¦ дороги ¦ ¦ дорог ¦ нетто в ¦ ¦ ¦ ¦ месяц "пик" ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------+ Дороги соединяющие центральные усадьбы колхозов совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и ор- ганизаций с их бригадами и отделени- Св. 10 I-с ями животноводческими комплексами фермами полевыми станами пунктами заготовки хранения и первичной пере- работки продукции и другими сельско- хозяйственными объектами а также автомобильные дороги соединяющие бригады отделения и фермы колхозов и совхозов и другие сельскохозяйствен- До 10 II-с ные объекты с дорогами общего пользо- вания и между собой за исключением полевых вспомогательных и внутриплоща- дочных дорог Дороги полевые вспомогательные пред- назначенные для транспортного обслу- - III-с живания отдельных сельскохозяйствен- ных угодий или их составных частей #G01.2. Если в связи с предполагаемым транзитным движением массовыми перевозками легковесных грузов объемной массой менее 0 8 т/куб.м а также движением автобусов легковых автомобилей и сельскохозяйственных машин общая расчетная интенсивность движения в обоих направлениях на дорогах относящихся по расчетному объему перевозок к дорогам II-с категории превышает 150 физических транспортных единиц в среднемесячные сутки наиболее напряженного в году месяца месяца "пик" то указанные в табл.1 внутрихозяйственные дороги следует проектировать по нормам установленным для дорог I-с категории. 1.3. Внутриплощадочные дороги располагаемые в пределах животноводческих комплексов птицефабрик ферм тепличных комбинатов и других подобных объектов в зависимости от их назначения следует подразделять на: производственные обеспечивающие технологические и хозяйственные перевозки в пределах площадки сельскохозяйственного объекта а также связь с внутрихозяйственными дорогами расположенными за пределами ограждения территории площадки; вспомогательные обеспечивающие нерегулярный проезд пожарных машин и других специальных транспортных средств авто- и электрокаров автопогрузчиков и т.п. . 1.4. Расчетный объем грузовых перевозок суммарно в обоих направлениях в месяц "пик" для установления категории внутрихозяйственной дороги следует определять в соответствии с генеральными схемами развития внутрихозяйственных дорог или планами развития колхозов совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций на перспективу не менее чем на 15 лет исходя из: грузообразующих и грузопоглощающих площадей и производственных объектов тяготеющих к каждой дороге; проектной производительности или мощности животноводческих комплексов птицефабрик ферм тепличных комбинатов и других объектов сельскохозяйственного производства: намечаемого увеличения обрабатываемых площадей совершенствования структуры посевов и повышения урожайности сельскохозяйственных культур; объемов перевозок кормов навоза помета минеральных удобрений горюче-смазочных материалов а также строительных грузов связанных со строительством сельских населенных пунктов объектов основного и вспомогательного производства внутрихозяйственных дорог; объемов перевозок транзитных других предприятий и организаций предполагаемых по проектируемым или реконструируемым дорогам. 1.5. Внутрихозяйственные дороги и их отдельные участки должны: располагаться в комплексе с размещением полей севооборота садово-ягодных участков пастбищ сенокосов и других сельскохозяйственных угодий усадьб бригад и отделений полевых станов на основе генеральных схем развития внутрихозяйственных дорог а при их отсутствии - на основе комплексных перспективных планов социально-экономического развития административных районов сельскохозяйственных предприятий и организаций схем и проектов землеустройства и районной планировки административных районов; с наибольшим экономическим эффектом обеспечивать производственные пассажирские и культурно-бытовые перевозки удобную связь с сельскими населенными пунктами с существующими и планируемыми автомобильными дорогами общего пользования и путями других видов транспорта; максимально использовать благоприятные рельефные инженерно-геологические и гидрогеологические условия избегая по возможности участков с бессточными понижениями высоким уровнем грунтовых вод; отвечать требованиям рационального использования земель и охраны окружающей природной среды предусматривая мероприятия по предотвращению затопления заболачивания или чрезмерного осушения сельскохозяйственных угодий водной и ветровой эрозии почвы образования или развития оврагов и оползней а также других неблагоприятных для сельского хозяйства процессов; учитывать возможность рациональной организации сельскохозяйственного производства размещение полей севооборота и других сельскохозяйственных угодий положение лесных полезащитных водорегулирующих приовражных и других насаждений водоемов направление мелиоративных каналов линий электропередач и связи сложившуюся сеть внутрихозяйственных дорог смежных сельскохозяйственных предприятий и организаций. 1.6. Площадь сельскохозяйственных угодий занимаемая внутрихозяйственной дорогой должна быть минимальной и включать полосу необходимую для размещения земляного полотна водоотводных канав и предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы. В случае когда для обеспечения устойчивости земляного полотна и дорожной одежды размещения дорожных сооружений и устройств автобусных остановок съездов уширений дороги для формирования автопоездов устройства дорожных ограждений и др. требуется проведение инженерных мероприятий связанных с занятием дополнительных площадей их размер должен устанавливаться и обосновываться проектом. Земельные участки временно занимаемые на период строительства дороги после его завершения должны быть приведены в состояние соответствующее требованиям Основных положений по восстановлению земель нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых проведении геологоразведочных строительных и иных работ утвержденных ГКНТ Госстроем СССР Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР. 1.7. Основные технические решения проектов новых или реконструкции существующих внутрихозяйственных дорог элементы плана продольного и поперечных профилей типы пересечений и примыканий дорог конструкция земляного полотна и дорожной одежды должны приниматься на основе результатов сравнения технико-экономических показателей вариантов учитывая категорию дороги ее назначение перспективную интенсивность движения состав и нормативную нагрузку на ось транспортных средств намечаемые способы производства и сроки строительных работ наличие местных дорожно-строительных материалов или при их отсутствии затраты на изготовление транспортирование и складирование строительных материалов и изделий наличие производственной базы дорожно-строительных организаций ценность занимаемых дорогой сельскохозяйственных угодий специализацию и технологию сельскохозяйственного производства сезонность работ климатические топографические инженерно-геологические гидрогеологические и другие условия района строительства. При этом выбранный вариант проектного решения должен обеспечивать: комплексность конструктивных решений земляного полотна дорожной одежды систем водоотвода поверхностных и грунтовых вод агротехнических мероприятий; прочность устойчивость и долговечность земляного полотна дорожной одежды и других дорожных сооружений; экономное расходование металла и вяжущих материалов; широкое использование местных дорожно-строительных материалов отходов и побочных продуктов производства: сохранность перевозимых грузов; рациональное использование сельскохозяйственных угодий лесов водоемов и других природных ресурсов; сохранение окружающей природной среды; возможность механизации и индустриализации строительных и ремонтных работ; сокращение продолжительности строительства; оптимальные эксплуатационные качества дорог и их отдельных элементов; минимально необходимые единовременные капитальные вложения на строительство внутрихозяйственных дорог с учетом стадийного их сооружения и усиления; минимальные суммарные приведенные затраты учитывающие: стоимость строительства; затраты на ремонт и содержание дорог; размер ликвидируемых прямых и косвенных потерь сельского хозяйства: снижение транспортных расходов экономию горючесмазочных материалов; улучшение социально-бытовых и производственных условий сельского населения и другие показатели. 1.8. Очередность и сроки строительства или реконструкции внутрихозяйственных дорог в составе проекта следует предусматривать в увязке с генеральными схемами развития этих дорог исходя из возможности и целесообразности сооружения отдельных дорог или их участков и элементов в целях обеспечения на первой стадии нормальной деятельности сельскохозяйственного предприятия или организации. При этом в первую очередь надлежит обеспечивать транспортную связь центральной усадьбы с бригадами и отделениями животноводческими комплексами птицефабриками фермами и другими важными объектами а также предусматривать сооружение реконструкцию участков дорог являющихся трудно проезжаемыми с устройством необходимых водопропускных сооружений. На первой стадии допускается предусматривать покрытия менее капитальных видов чем установленные для дороги данной категории при условии обеспечения их нормальной работы до планового капитального ремонта а для дорог с двухполосной проезжей частью предусматривать устройство дорожной одежды для одной полосы движения с асимметричным ее размещением ; при этом земляное полотно должно быть возведено на всю ширину установленную для двухполосной проезжей части. При стадийном строительстве дорог проектно-сметная документация должна разрабатываться одновременно на все стадии. 1.9. Мосты путепроводы водопропускные трубы следует проектировать в соответствии с главой СНиП II-Д.7-62* а расчет их конструктивных элементов производить по СН 200-62 и СН 365-67. При выборе типа водопропускного сооружения предпочтение следует отдавать трубам. При технико-экономическом обосновании допускается устройство затопляемых подходов с незатопляемыми или затопляемыми мостами переливных лотковых сооружений бродов фильтрующих насыпей дюкеров а также паромных и ледовых переправ. При возведении насыпей через глубокие лога в проектах следует рассматривать для нужд сельского хозяйства целесообразность устройства водоемов с применением водоподпорных сооружений. 1.10. Дороги соединяющие центральные усадьбы с автомобильными дорогами общего пользования следует проектировать в соответствии с главой СНиП II-Д.5-72. Проектирование дорог проездов подъездов располагаемых на территории предприятий баз для технического обслуживания ремонта и хранения сельскохозяйственных машин и транспортных средств; складов общего назначения; промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции; карьеров местных строительных материалов; предприятий по изготовлению строительных конструкций изделий и деталей; энергетических и других объектов промышленного назначения включаемых в состав агропромышленного объединения должно осуществляться в соответствии с главой СНиП II-Д.5-72. При проектировании участков внутрипоселковых дорог располагаемых в пределах селитебной территории центральных усадьб и других сельских населенных пунктов в том числе в зоне перспективной их застройки должны соблюдаться требования главы СНиП II-60-75*. 1.11. Проекты вновь строящихся и реконструируемых внутрихозяйственных дорог и их отдельных элементов должны содержать мероприятия по обеспечению безопасности и организации движения включая схемы расстановки дорожных знаков и указателей в том числе разрешающих или запрещающих знаков для проезда гусеничных тракторов или широкогабаритных сельскохозяйственных машин на дорогах I-с и II-с категорий указателей для ориентирования водителей о наличии площадок для разъезда а также схемы установки ограждений и рекомендации по разметке проезжей части. Проекты дорог I-с и II-с категорий подлежат согласованию с органами Госавтоинспекции МВД СССР. 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ Расчетные скорости 2.1. Расчетные скорости движения транспортных средств для проектирования элементов плана продольного и поперечных профилей внутрихозяйственных дорог следует принимать по табл.2. #G1Таблица 2 +------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Расчетные скорости движения км/ч ¦ ¦ +---------------------------------------------¦ ¦ Категория дорог ¦ ¦ допускаемые на участках дорог ¦ ¦ ¦ основные +--------------------------------¦ ¦ ¦ ¦ трудных ¦ особо трудных ¦ +------------------------------------------------------------------+ I-с 70 60 40 II-c 60 40 30 III-c 40 30 20 #G0Примечание. К трудным участкам дорог относятся участки располагаемые в сложных топографических геологических планировочных условиях когда применение основных норм связано со значительным увеличением объема и стоимости строительных работ со сносом или переустройством существующих зданий и сооружений с занятием ценных сельскохозяйственных земель. #G1 #G0К особо трудным участкам дорог относятся участки располагаемые в особо сложных топографических геологических планировочных условиях которые исключают применение основных или допускаемых для трудных участков норм. #G1 #G0План и продольный профиль 2.2. Параметры плана и продольного профиля дорог I-c и II-с категорий следует принимать: продольные уклоны . . . . . . . . . . . . . . . до 40+ расстояние видимости: поверхности дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . не менее 175 м встречного автомобиля . . . . . . . . . . . . . " " 350 " радиусы кривых в плане . . . . . . . . . . . . " " 1500 " радиусы кривых в продольном профиле: выпуклых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . " " 5000 " вогнутых. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . " " 2500 " В случаях когда по местным условиям для дорог I-c и II-c категорий не представляется возможным или экономически целесообразным применить указанные параметры допускается использовать нормы приведенные в табл.3 которые следует применять также для дорог III-с категории. #G1Таблица 3 +------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Значения параметров при расчетной ¦ ¦ Параметры плана ¦ скорости движения км/ч ¦ ¦ и продольного профиля +-----------------------------------¦ ¦ ¦ 70 ¦ 60 ¦ 40 ¦ 30 ¦ 20 ¦ +------------------------------------------------------------------+ Наибольший продольный уклон %о 60 70 80 90 90 Расчетное расстояние видимости м: поверхности дороги 100 75 50 40 25 встречного автомобиля 200 150 100 80 50 Наименьшие радиусы кривых м: в плане 200 150 80 80 80 в продольном профиле: выпуклых 4000 2500 1000 600 400 вогнутых 2500 2000 1000 600 400 вогнутых в трудных 800 600 300 200 100 условиях #G0Примечание. В местах с длительными периодами гололеда продольные уклоны должны быть уменьшены на 20+. 2.3. Для внутрихозяйственных дорог располагаемых на трудных участках пересеченной местности наибольший продольный уклон по сравнению с табл.3 допускается увеличивать на 20+ на особо трудных участках - на 30+ а радиусы кривых в плане уменьшать до 15 м - для движения одиночных транспортных средств до 30 м - для движения автопоездов с одним полуприцепом с одним или двумя прицепами а также с длинномерными грузами до 50 м - для движения автопоездов с полуприцепом и прицепом или с тремя прицепами если эти мероприятия снижают площадь занимаемых земель. При расчете на массовое движение автопоездов более 25% в общем составе движения наибольший продольный уклон следует принимать не более 70+. 2.4. Переходные кривые следует предусматривать для дорог I-с и II-с категорий при радиусах кривых в плане менее 500 м а для дорог III-с категории при радиусах менее 300 м. Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по табл.4. #G1Таблица 4 +------------------------------------------------------------------+ ¦ Элементы ¦ Значения элементов кривой в плане м ¦ ¦кривой в плане ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------+ Радиус 15 30 60 80 100 150 200 250 300 400 500 Длина переходной 20 30 40 45 50 60 70 80 70 60 50 кривой #G02.5. Смежные элементы продольного профиля при алгебраической разности уклонов 10+ и более для дорог I-c и II-с категорий и 20+ и более для дорог III-с категории следует сопрягать кривыми радиус которых надлежит принимать в соответствии с п.2.2. Смежные кривые в продольном профиле допускается проектировать примыкающими одна к другой без прямых вставок. 2.6. При радиусах кривых в плане менее 60 м необходимо предусматривать смягчение наибольшего продольного уклона по 5+ на каждые 5 м уменьшения радиуса кривой. 2.7. Во всех случаях когда по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей или животных следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии не менее 8 м от кромки проезжей части предусматривая при необходимости в полосе с посевами высокорослых культур и плодово-ягодных насаждений установку дополнительных дорожных знаков ограничивающих скорость движения транспортных средств. Поперечный профиль 2.8. Основные параметры поперечного профиля земляного полотна и проезжей части внутрихозяйственных дорог следует принимать по табл.5. #G1Таблица 5 +------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Значения параметров для ¦ ¦ Параметры ¦ дорог категорий ¦ ¦ поперечного профиля +--------------------------------¦ ¦ ¦ I-c ¦ II-c ¦ III-c ¦ +------------------------------------------------------------------+ Число полос движения 2 1 1 Ширина м: полосы движения 3 - - проезжей части 6 4 5 3 5 земляного полотна 10 8 6 5 обочины 2 1 75 1 5 укрепления обочин 0 5 0 75 0 5 #G0Для дорог II-c категории при отсутствии или нерегулярном движении автопоездов допускается ширину проезжей части принимать 3 5 м а ширину обочин - 2 25 м в том числе укрепленных - 1 25 м . На участках дорог где требуется установка ограждений барьерного типа при регулярном движении широкогабаритных сельскохозяйственных машин шириной свыше 5 м ширина земляного полотна должна быть увеличена за счет уширения обочин в соответствии с п.6.8. 2.9. Ширину земляного полотна возводимого на ценных сельскохозяйственных угодьях допускается принимать: 8 м - для дорог I-c категории 7 м - II-c категории 5 5 м - III-с категории. Примечание. К ценным сельскохозяйственным угодьям относятся орошаемые осушенные и другие мелиорированные земли участки занятые многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками а также участки с высоким естественным плодородием почв и другие приравниваемые к ним земельные угодья. 2.10. На дорогах II-c категории допускается устройство колейных конструкций с шириной колесопровода 1 м расстоянием между колесопроводами 0 9 м и шириной земляного полотна 5 м. Обочины и пространство между колесопроводами должны быть укреплены на полную ширину. Площадки для разъезда транспортных средств и сельскохозяйственных машин следует предусматривать согласно пп.2.13 и 2.14. 2.11. Для дорог I-c и II-c категорий при радиусах кривых в плане 1000 м и менее необходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны кривой за счет обочин согласно табл.6 при этом ширина обочин после уширения проезжей части должна быть не менее 1 м. #G1Таблица 6 +------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ Уширение проезжей части м для движения ¦ ¦ +--------------------------------------------------¦ ¦ ¦ ¦ автопоездов ¦ ¦ Радиус кривой ¦ +---------------------------------¦ ¦ в плане м ¦ одиночных ¦с полуприцепом;¦ с полуприцепом ¦ ¦ ¦ транспортных ¦ с одним или ¦ и одним прице- ¦ ¦ ¦ средств ¦двумя прицепами¦ пом; с тремя ¦ ¦ ¦ l<8 м ¦ 8 м<=l<=13 м ¦ прицепами 13 м<¦ ¦ ¦ ¦ ¦