ДНАОП 0.00-4.21-93

ДНАОП 0.00-4.21-93 Типове положення про службу охорони праці

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА УТВЕРЖДЕНО Приказ Госнадзорохрантруда Украины 3.08.93 № 73 ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В Министерстве юстиции Украины 30.09.93 № 140 Изменения и дополнения Утверждены приказом Госнадзорохрантруда Украины 17.05.96 № 82 Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 20.08.96 № 461/1486 ДНАОП 0.00- 4.21- 93 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА СОДЕРЖАНИЕ О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ 3. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ* 4. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА МИНИСТЕРСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА КОНЦЕРНА КОРПОРАЦИИ И ДРУГОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБРАЗОВАННЫХ ПО ОТРАСЛЕВОМУ ПРИНЦИПУ* 5. СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА ОБЛАСТНЫХ ГОРОДСКИХ И РАЙОННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА Приложение к Типовому положению о службе охраны труда. Форма 1-ОП ПОЯСНЕНИЕ к заполнению предписания службы охраны труда РЕКОМЕНДАЦИИ О СТРУКТУРЕ И ЧИСЛЕННОСТИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА Приказ Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 3 августа 1993 г. № 73 ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Типовое положение о службе охраны труда которое прилагается. 2. С целью улучшения работы направленной на предупреждение несчастных случаев профессиональных заболеваний и аварий на производстве министерствам ведомствам концернам корпорациям и другим объединениям предприятий которые созданы по отраслевому принципу предприятиям учреждениям и организациям: 2.1. Разработать с учетом специфики производства и утвердить до 1 декабря 1993 года на основании данного Типового положения соответствующие Положения о службе охраны труда. 2.2. Организовать начиная с 1994 года переобучение специалистов по охране труда по программам разработанным Министерством просвещения и Государственным комитетом по надзору за охраной труда. 3. Начальникам управлений и отделов Комитета территориальных управлений и инспекций государственным инспекторам Государственного комитета по надзору за охраной труда установить действенный контроль за приведением служб охраны труда в соответствие с Типовым положением о службе охраны труда. Председатель Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА Утверждено приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 3 августа 1993 г. № 73 Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 30 сентября 1993 г. за № 140 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. В соответствии с Законом Украины «Об охране труда» служба охраны труда создается собственником или уполномоченным им органом далее - собственник на предприятиях в учреждениях организациях независимо от форм собственности и видов их деятельности для организации исполнения правовых организационно-технических санитарно-гигиенических социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий направленных на предотвращение несчастных случаев профессиональных заболеваний и аварий в процессе труда. 1.2. В соответствии с целями указанными в п. 1.1. настоящего Типового положения служба охраны труда решает задачи: а обеспечения безопасности производственных процессов оборудования зданий и сооружений; б обеспечения работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты; в профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда пропаганды безопасных методов работы; г выбора оптимальных режимов труда и отдыха работающих; д профессионального отбора исполнителей для определенных видов работ. 1.3. Служба охраны труда входит в структуру предприятия учреждения организации как одна из основных производственно-технических служб. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия. 1.4. Служба охраны труда в зависимости от численности работающих может функционировать как самостоятельное структурное подразделение либо в виде группы специалистов или одного специалиста в том числе по совместительству. 1.5. Служба охраны труда комплектуется специалистами имеющими высшее образование и стаж работы по профилю производства не менее 3 лет. Специалисты со средним специальным образованием принимаются в службу охраны труда в исключительных случаях» Ограничения не касаются по производственному стажу - лиц имеющих специальное образование по охране труда; по уровню образования - лиц которые приняты на должность до утверждения данного Типового положения. 1.6. Проверка знаний по охране труда работников службы охраны труда производится в установленном порядке до начала исполнения ими своих функциональных обязанностей и периодически один раз в три года. 1.7. На основании данного Типового положения с учетом специфики производства разрабатываются и утверждаются собственником Положения о службе охраны труда предприятий учреждений и организаций. Положение о службе охраны труда министерства государственного комитета концерна корпорации и другого объединения предприятий образованных по отраслевому принципу согласовывается с Государственным комитетом по надзору за охраной труда. 1.8. Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательством о труде межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами об охране труда и Положением о службе охраны труда. 1.9. Работники службы охраны труда имеют право выдавать руководителям предприятий учреждений организаций и их структурных подразделений обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных недостатков. Предписание специалиста по охране труда в том числе об остановке работ может отменить в письменной форме только должностное лицо которому подчинена служба охраны труда. 1.10. Работники службы охраны труда не могут привлекаться к выполнению функций не предусмотренных Законом «Об охране труда» и данным Типовым положением. 2. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1. Служба охраны труда создается на предприятиях в производственных и научно-производственных объединениях * кооперативных коллективных и других организациях далее – предприятие производственной сферы с числом работающих 50 и более человек * Имеются в виду производственные научно-производственный объединения которые подчинены центральным органам государственной исполнительной власти. В других случаях функции этой службы могут исполнять в порядке совмещения лица которые прошли проверку знаний по охране труда В учреждениях организациях непроизводственной сферы и в учебных заведениях собственником также создаются службы охраны труда. 2.2. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия» 2.3. По своему служебному положению и условиями оплаты труда руководитель службы охраны труда приравнивается к руководителям основных производственно-технических служб предприятия. Указанный принцип сохраняется при определении должностного положения и окладов и для других работников службы охраны труда. 2.4. Служба охраны труда выполняет такие основные функции: 2.4.1. Разрабатывает эффективную целостную систему управления охраной труда способствует совершенствованию деятельности в этом направлении каждого структурного подразделения и каждого должностного лица. 2.4.2. Проводит оперативно-методическое руководство всей работой по охране труда. 2.4.3. Составляет вместе со структурными подразделениями предприятия комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов безопасности гигиены труда и производственной среды повышения существующего уровня охраны труда если установленные нормативы достигнуты а также раздел «Охрана труда» коллективного договора. 2.4.4. Проводит работникам вводный инструктаж по вопросам охраны труда. 2.4.5. Организует: а обеспечение работающих правилами стандартами нормами положениями инструкциями и другими нормативными документами об охране труда; б паспортизацию цехов участков рабочих мест на соответствие их требованиям охраны труда; в учет анализ несчастных случаев профессиональных заболеваний и аварий а также ущерб от этих происшествий; г подготовку статистических отчетов предприятия по вопросам охраны труда; д разработку перспективных и текущих планов работы предприятия по созданию безопасных и безвредных условий труда; е работу методического кабинета охраны труда пропаганду безопасных и безвредных условий труда путем проведения консультаций смотров конкурсов бесед лекций распространения средств наглядной агитации оформления информационных стендов и др.; ж помощь комиссии по вопросам охраны труда предприятия в разработке необходимых материалов и реализации ее рекомендаций; з повышение квалификации и проверку знаний должностных лиц по вопросам охраны труда. 2.4.6. Принимает участие в: а расследовании несчастных случаев и аварий; б формировании фонда охраны труда предприятия и распределении его средств; в работе комиссии по вопросам охраны труда предприятия; г работе комиссии по вводу в эксплуатацию законченных строительством реконструкцией или техническим перевооружением объектов производственного и социального назначения отремонтированного или модернизированного оборудования; д разработке положений инструкций других нормативных актов об охране труда действующих в пределах предприятия; е работе постоянно действующей комиссии по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда. 2.4.7. Содействует внедрению в производство достижений науки и техники в том числе эргономики прогрессивных технологий современных средств коллективной и индивидуальной защиты работающих защиты населения и окружающей среды. 2.4.8. Рассматривает письма заявления и жалобы трудящихся по вопросам охраны труда. 2.4.9. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений предприятия в разработке мероприятий по вопросам охраны труда. 2.4.10. Готовит проекты приказов и распоряжений по вопросам охраны труда общих для всего предприятия. 2.4.11. Рассматривает факты наличия производственных ситуаций опасных для жизни или здоровья работающих либо для окружающих их людей и природной среды в случае отказа работников от выполнения порученной им работы по этим причинам. 2.4.12. Контролирует: а соблюдение действующего законодательства межотраслевых отраслевых и других нормативных актов выполнение работающими должностных инструкций по вопросам охраны труда; б исполнение предписаний органов государственного надзора предложений и представлений уполномоченных трудовых коллективов и профсоюзов по вопросам охраны труда использование по назначению средств фонда охраны труда; в соответствие нормативным актам об охране труда машин механизмов оборудования транспортных средств технологических процессов средств противоаварийной коллективной и индивидуальной защиты работающих; наличие технологической документации на рабочих местах; г своевременное проведение обучения и инструктажей работающих аттестации и переаттестации по вопросам охраны труда должностных лиц и лиц выполняющих работы повышенной опасности а также соблюдение требований безопасности при выполнении этих работ; д обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты лечебно-профилактическим питанием молоком или равноценными пищевыми продуктами моющими средствами санитарно-бытовыми помещениями; организацию питьевого режима предоставление работникам предусмотренных законодательством льгот и компенсаций связанных с тяжелыми и вредными условиями труда; е использование труда несовершеннолетних женщин и инвалидов согласно действующему законодательству; ж прохождение предварительного при приеме на работу и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда либо таких где есть необходимость в профессиональном отборе; прохождение ежегодных обязательных медицинских осмотров лиц в возрасте до 21 года; з выполнение мероприятий приказов распоряжений по вопросам охраны труда а также мероприятий направленных на устранение причин несчастных случаев и аварий указанных в актах расследования. 2.4.13. Осуществляет связь с медицинскими учреждениями научными и другими организациями по вопросам охраны труда организует внедрение их рекомендаций. 2.5. Специалисты службы охраны труда имеют право: 2.5.1. Представлять предприятие в государственных и общественных учреждениях при рассмотрении вопросов охраны труда. 2.5.2. Беспрепятственно в любое время посещать производственные объекты структурные подразделения предприятий приостанавливать работу производств участков машин механизмов оборудования и других средств производства в случае нарушений создающих угрозу жизни или здоровью работающих; получать от должностных лиц необходимые сведения документы и объяснения письменно или устно по вопросам охраны труда 2.5.3. Проверять состояние безопасности гигиены труда и производственной среды на объектах предприятия выдавать руководителям проверенного объекта цеха производства обязательное для исполнения предписание по форме согласно приложению. 2.5.4. Требовать от должностных лиц отстранения от работы лиц не прошедших медицинский осмотр обучение инструктаж проверку знаний по охране труда не имеющих допуска к соответствующим работам или нарушающих нормативные акты об охране труда. 2.5.5. Вносить руководителю предприятия предложения о привлечении к ответственности работников которые нарушают требования охраны труда; ходатайствовать о поощрении работников которые принимают активное участие в повышении безопасности и улучшении условий труда. 3. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ* 3.1. Для выполнения делегированных корпорациям концернам и другим объединениям предприятий далее - объединения функций в области охраны труда в их аппарате создаются службы охраны труда. 3.2. Устав объединения иной документ о его создании должен содержать конкретные положения об организации службы охраны труда ее полномочиях и правах. 3.3. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю объединения. 3.4. Предприятия образовавшие объединение делегируют его службе охраны труда как правило функции предусмотренные пунктами 2.4.1 и 2.4.2 подпунктами «в» «д» «ж» пункта 2.4.5 подпунктами «а» «б» «д» пункта 2.4.6 пунктами 2.4.7 и 2.4.8 подпунктами «а» «в» «г» «д» «е» «з» пункта 2.4.12 этого Типового положения а также: 3.4.1. Разработку рекомендаций направленных на повышение уровня безопасности гигиены труда и улучшение состояния производственной среды на предприятиях. 3.4.2. Обеспечение предприятий информацией по вопросам охраны труда в том числе о причинах аварий и несчастных случаев подготовку предложений по их предупреждению. 3.4.3. Формирование раздела «Охрана труда» в коллективном договоре в случае его заключения объединением. 3.4.4. Предоставление помощи предприятиям объединения в решении вопросов предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2.4.5 а также: * Имеются в виду объединения предприятий которые образованы не по отраслевому принципу. а использовании отечественного и зарубежного опыта охраны труда; б пропаганде безопасных и безвредных условий труда; в координации работы лабораторий производящих оценку санитарно-гигиенических условий труда; г приобретении государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда; д привлечении научно-исследовательских учебных и других организаций к разработкам по охране труда. 3.4.5. Организацию обучения работников служб охраны труда предприятий проведение с ними семинаров. 3.4.6. Координацию работы служб охраны труда предприятий и методическое руководство этими службами. 3.5. Специалисты службы охраны труда объединения имеют права предусмотренные пунктами 2.5.1-2.5.5. данного Типового положения; кроме этого они имеют право: 3.5.1. Проверять работу служб охраны труда на подведомственных предприятиях. 3.5.2. Привлекать специалистов предприятий с разрешения их руководителей к проверкам соблюдения законодательства об охране труда. 4. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА МИНИСТЕРСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА КОНЦЕРНА КОРПОРАЦИИ И ДРУГОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБРАЗОВАННЫХ ПО ОТРАСЛЕВОМУ ПРИНЦИПУ* 4.1. В центральном аппарате министерства государственного комитета концерна корпорации и других объединений предприятий организованных по отраслевому принципу служба охраны труда подчиняется первому заместителю министра председателя государственного комитета руководителя концерна корпорации и других объединений предприятий далее -министерство . 4.2. Служба охраны труда выполняет функции предусмотренные пунктами 2.4 1 2.4.2 подпунктами «а» «в» «д» «ж» пункта 2.4.5 подпунктами «б» «д» пункта 2.4.6 пунктами 2.4.7 2.4.8 подпунктами «а» «в» «г» «д» «е» «з» пункта 2.4.12 пунктом 3.4.2 подпунктами «а» «б» пункта 3.4.4. и пунктом 3.4.6 данного Типового положения а также: 4.2.1. Осуществляет методическое руководство деятельностью предприятий объединений отрасли по вопросам охраны труда; готовит материалы для ежегодного подведения итогов работы по созданию безопасных и безвредных условий труда рассмотрению важнейших вопросов охраны труда на заседаниях коллегии совещаниях семинарах и т. п. 4.2.2. Координирует научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы разрабатывает совместно с предприятиями и структурными подразделениями аппарата министерства комплексные меры по улучшению безопасности гигиены труда и производственной среды. Сотрудничает с государственными и общественными международными организациями по вопросам охраны труда. 4.2.3. Отрабатывает с соответствующим отраслевым профсоюзом проект соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда. 4.2.4. Организовывает: а отраслевые конкурсы направленные на разработку эффективных инженерно-технических решений для улучшения безопасности труда предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний; б выполнение решений органов государственного надзора за охраной труда и профсоюзов которые относятся к компетенции министерства; в разработку проекта новых пересмотр или отмену действующих нормативных актов об охране труда; подготовку предложений о финансировании указанных работ. 4.2.5. Принимает участие в: а рассмотрении вопросов о внесении изменений в списки производств работ профессий должностей и показателей дающих право на льготы и компенсации согласно действующему законодательству; * Под концернами корпорациями и другими объединениями предприятий образованных по отраслевому принципу имеются в виду: Департамент авиационного транспорта Украины Департамент морского и речного флота Министерства транспорта Украины Украинская государственная корпорация автомобильного транспорта Украинская кооперативно-государственная корпорация по агропромышленному строительству Центральный союз потребительских товариществ Украины Украинская государственная строительная корпорация Украинская государственная корпорация промышленности строительных материалов Украинский государственный концерн местной промышленности Украинская государственная корпорация по выполнению монтажных и специальных строительных работ Украинский союз объединений предприятий и организаций бытового обслуживания населения. б специальном расследовании несчастных случаев в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях в учреждениях и организациях утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 10 августа 1993 г. № 623. 4.2.6. Взаимодействует с аварийно-спасательными формированиями. 4.2.7. Осуществляет ведомственный контроль на предприятиях в объединениях государственных и арендных отрасли за: а функционированием системы управления охраной труда; б состоянием охраны труда реализацией комплексных мер отраслевых соглашений научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ но улучшению безопасности гигиены труда и производственной среды. 4.3. Специалисты службы охраны труда министерства имеют права предусмотренные пунктами 2.5.1-2.5.5 3.5.1 и 3.5.2 данного Типового положения. 5. СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА ОБЛАСТНЫХ ГОРОДСКИХ И РАЙОННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 5.1. В аппарате областных городских и районных органов государственной исполнительной власти создается служба охраны труда. 5.2. Служба охраны труда совместно с другими структурными подразделениями органа государственной исполнительной власти выполняет функции предусмотренные пунктами 2.4.1 2.4.2 подпунктами «а» «в» и «з» пункта 2.4.5 подпунктом «б» пункта 2.4.6 пунктами 2.4.7 2.4.8 подпунктами «а» и «б» пункта 3.4.4 пунктом 3.4.6 данного Типового положения а также: 5.2.1 Отрабатывает и вносит на утверждение органа государственной исполнительной власти предложения по обеспечению реализации государственной политики в вопросах охраны труда в пределах соответствующей территории. 5.2.2. С учетом предложений предприятий формирует при участии профсоюзов региональную программу мероприятий по вопросам безопасности гигиены труда и производственной среды имеющих межотраслевое значение. 5.2.3. Дает оперативную информацию предприятиям региона о причинах крупных аварий групповых и смертельных несчастных случаях на производстве. 5.2.4. Осуществляет на предприятиях в первую очередь не имеющих вышестоящей хозяйственной организации контроль предусмотренных подпунктами «а» «в» «г» «д» «е» пункта 2.4.12 данного Типового положения. 5.2.5. Взаимодействует с региональными аварийно-спасательными формированиями. 5.2.6. Принимает участие в расследовании групповых и смертельных несчастных случаев на предприятиях не имеющих вышестоящей хозяйственной организации. 5.3. Специалисты службы охраны труда местных органов государственной исполнительной власти имеют права предусмотренные пунктами 2.5.1-2.5.5 3.5.1 и 3.5.2 данного Типового положения. 5.4. Отделы охраны труда территориальных управлений Государственного комитета по надзору за охраной труда оказывают методическую помощь службам охраны труда областных городских и районных органов государственной исполнительной власти координируют их работу. 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА 6.1. Работники службы охраны труда предприятий объединений министерств других центральных и местных органов государственной исполнительной власти несут персональную ответственность за: а несоответствие принятых ими решений требованиям действующего законодательства об охране труда; б неисполнение своих функциональных обязанностей предусмотренных Положением о службе охраны труда и должностными инструкциями; в недостоверность и несвоевременность подготовки статистической отчетности по охране труда; г низкое качество проводимого ими расследования несчастных случаев на производстве. Председатель Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда СОГЛАСОВАНО с Министерством здравоохранения Государственным комитетом по ядерной и радиационной безопасности Министерством внутренних дел Министерством труда Приложение к Типовому положению о службе охраны труда Форма 1-ОП СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА наименование предприятия учреждения организации которому принадлежит служба охраны труда ПРЕДПИСАНИЕ № от « » 19 года Кому ФИО должность лица котрому выдается предписание Согласно Закону Украины «Об охране труда» с целью обеспечения безопасных и безвредных условий труда предлагаю Вам устранить следующие нарушения и недостатки: №№ пп. Выявленные нарушения и недостатки Предложенный срок устранения нарушении и недостатков Отметка о выполнении 1 2 3 4 Нарушения указанные в пунктах предписания привели к созданию производственной ситуации угрожающей жизни здоровью работающих населению проживающему на данной территории . Руководствуясь ст. 23 Закона Украины «Об охране труда» запрещаю с часов « » 19 года эксплуатацию указать наименование объекта участка цеха производства Приостановленные работы могут быть возобновлены с моего письменного устного разрешения после устранения указанных нарушений. О выполнении предписания по истечении указанных в нем сроков прошу письменно устно сообщить мне. Предписание выдал ФИО должность специалиста подпись по охране труда Предписание получил ФИО подпись Примечание. Лицо допустившее самовольный пуск в эксплуатацию приостановленного объекта привлекается к ответственности согласно действующему законодательству. ПОЯСНЕНИЕ к заполнению предписания службы охраны труда 1. Предписание составляется в двух экземплярах один из которых выдается руководителю проверенного объекта цеха предприятия второй остается в службе охраны труда. 2. Предписание регистрируется в службе охраны труда и хранится в течение 5 лет. 3. В графе 2 «Выявленные нарушения и недостатки» указывается сущность нарушений пункты и наименование нарушенных нормативных актов охраны труда а также недостатки в системе управления охраной труда. 4. В графе 3 «Предложенный срок устранения нарушений и недостатков» указывается дата месяц и год устранения нарушений. Не рекомендуется вместо конкретных сроков писать «постоянно» «в течение месяца квартала» и т. п. 5. В графе 4 «Отметка о выполнении» лицо выдавшее предписание и лицо его получившее после устранения указанных в предписании нарушений указывает дату фактического выполнения мероприятий и расписывается. 6. Если разрешение на возобновление приостановленных работ дается представителем службы охраны труда данного предприятия либо руководителем этого предприятия то им делается запись «Эксплуатацию разрешаю» подпись в графе 4 напротив пунктов выявленных нарушений. 7. В случае приостановки работ представителем службы охраны труда вышестоящей хозяйственной организации или местного органа государственной исполнительной власти разрешение на возобновление работ дается телефонограммой с последующей отметкой в предписании. 8. Если руководитель структурного подразделения предприятия отказывается от подписи в получении предписания специалист по охране труда напротив надписи «Предписание получил» делает запись: «От подписи отказался» и указывает дату. Предписание с соответствующим представлением направляется на имя руководителя которому административно подчинен данный руководитель структурного подразделения либо руководителю предприятия. 9. В случае если руководитель предприятия отказывается от подписи в получении предписания и данное предприятие не имеет вышестоящей хозяйственной организации то специалист по охране труда приглашает двух свидетелей членов комиссии по вопросам охраны труда предприятия уполномоченных трудового коллектива по вопросам охраны труда или от профсоюза и они расписываются напротив надписи «От подписи отказался» с указанием даты и своей фамилии. Это предписание с соответствующим пояснением может быть направлено в районную прокуратуру по месту нахождения предприятия. РЕКОМЕНДАЦИИ О СТРУКТУРЕ И ЧИСЛЕННОСТИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА к Типовому положению о службе охраны труда Утверждены приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 3 августа 1993 г. № 73 І. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА На предприятиях в учреждениях организациях далее - предприятие службы охраны труда должны комплектоваться как правило специалистами следующего профиля: инженерами соответствующей специальности; специалистами по вопросам гигиены труда; юристами специализирующимися по вопросам законодательства об охране труда. При службе охраны труда может создаваться лаборатория которая осуществляет контроль за наличием вредных производственных факторов на рабочих местах. На предприятиях производственной сферы при количестве работающих до 50 человек непроизводственной сферы -до 100 человек функции этой службы могут исполнять лица с соответствующей профессиональной подготовкой по совместительству. Если на предприятии нет специалистов соответствующей квалификации то оно пользуется услугами ассоциации специалистов охраны труда. Предприятие не имеющее возможности содержать в службе охраны труда специалистов по гигиене труда и не имеющее своей лаборатории пользуется услугами местных санитарно-эпидемиологических станций на договорных началах. При отсутствии на предприятии юридической службы используются специалисты юридической службы другого предприятия или услуги юридических консультаций по договору . ІІ. ЧИСЛЕННОСТЬ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА 1. Расчет численности службы охраны труда на предприятии На предприятиях в производственных научно-производственных объединениях при численности работающих от 51 до 500 человек включительно непроизводственная сфера - от 101 до 500 такую службу должен представлять один специалист по охране труда с инженерно-техническим образованием. На предприятиях где используются взрывчатые материалы или сильнодействующие ядовитые вещества в такой службе должно быть два специалиста. При наличии на предприятии института заместителей руководителя предприятия руководитель службы охраны труда независимо от численности работающих должен назначаться на должность заместителя руководителя предприятия заместителя генерального директора директора и т. п. - в зависимости от структуры предприятия . Расчет численности работников службы охраны труда в зависимости от опасности и вредности производства на предприятиях с числом работающих более 500 человек осуществляется по формуле: Рср • Кв М1 = 2 + ; Ф где: М1 - численный состав службы охраны труда на предприятии; Рср - среднесписочная численность работающих на предприятии; Ф - эффективный годовой фонд рабочего времени специалиста по охране труда равный 1820 часов который учитывает потери рабочего времени на возможные заболевания отпуск и др.; Кв - коэффициент учитывающий вредность и опасность производства. Рв • Ра КВ = 1 + ; Рср где: Рв - численность работающих с вредными веществами независимо от уровня их концентрации; Ра - численность работающих на работах повышенной опасности подлежащих ежегодной аттестации по охране труда . Пояснение: Кв максимально может равняться трем в случае когда все работники работают с вредными веществами и все они подлежат ежегодной аттестации по вопросам охраны труда то есть Рв + Ра=2Рср. Примечание. Расчет численности службы охраны труда предприятия не учитывает специалистов по охране окружающей среды специалистов осуществляющих технический осмотр и испытания котлоагрегатов подъемных сооружений и других объектов на их соответствие установленным требованиям - эти работники не входят в состав службы охраны труда. Пример 1. На предприятии работает 700 человек из них 400 - с вредными веществами и 300 человек - на работах повышенной опасности. 400 + 300 700 • 1 + 700 М1 = 2 + 1820 700 • 2 = 2 + 1820 = 2 8* ? 3 чел. Пример 2. На предприятии работает 1600 человек из них 300 - с вредными веществами и 200 человек - на работах повышенной опасности 300 + 200 1600 • 1 + 1600 М1 = 2 + 1820 1600 • 1 3 = 2 + 1820 = 3 15 ? 3 чел. Пример 3. На предприятии работает 10000 человек из них 5000 - с вредными веществами и 3000 человек - на работах повышенной опасности. 5000 + 3000 10000 • 1 + 10000 М1 = 2 + 1820 18000 = 2 + 1820 = 11 9 ? 12 чел. Пример 4. На предприятии работает 20000 человек из них 15000 - с вредными веществами и 10000 человек - на работах повышенной опасности. 15000 + 10000 20000 • 1 + 20000 М1 = 2 + 1820 45000 = 2 + 1820 = 26 7 ? 27 чел. 2. Расчет численности службы охраны труда объединения предприятий и отраслевого управления госадминистрации** Р2 • К2 М2 = 2 + ; где: Ф Р2 – количество предприятий которые имеют численность более 150 человек штатного персонала; Количество дошкольных учреждений предприятий с вредным и опасным производством школ имеющих свои производственно-учебные базы К2 К2 – коэффициент учитывающий количество дошкольных учреждений предприятий с вредными и опасными производством школ имеющих свои производственно-учебные базы; Ф – эффективный годовой фонд рабочего времени специа-листа по охране труда 1820 часов . при відсутності і до 10 7 від 11 до 100 10 більше 100 20 * Дробные числа до 0 5 уменьшаются більше 0 5 увеличиваются до целого числа ** Имеются в виду ассоциации корпорации концерны и другие объединения предприятий образованные не по отраслевому принципу а также управления культуры просвещения и прочие в госадминистрациях. Пример. В областном управлении образования насчитывается 5 учебных заведений у которых численность штатных работников превышает 150 человек и 80 школьных заведений с производственно-учебной базой а также дошкольных заведений: 5 • 10 М2 = 2 + 1820 = 2 + 0 03 = 2 03 ? 2 чел. 3. Расчет численности службы охраны труда министерства государственного комитета концерна корпорации и другого объединения предприятий образованных по отраслевому принципу Р3 • К3 М3 = 2 4 + ; де: Ф Р3 – количество предприятий в отрасли которые имеют более 150 работающих; К3 – коэффициент учитывающий количество предприятий имеющих вредные и опасные производства; Ф – эффективный годовой фонд рабочего времени специалиста по охране труда 1820 часов . Количество предприятий имеющих вредные и опасные производства К3 при відсутності і до 10 7 від 11 до 100 10 більше 100 20 Для расчета принимается что предприятие с вредным и опасным производством - это такое предприятие где количество работающих во вредных и опасных условиях труда составляет не менее 60% от среднесписочной численности работающих на предприятии. Пример 1. В министерстве 600 предприятий имеющих численность более 150 человек из них 200 - с вредным и опасным производством: 600 • 20 М3 = 2 4 + 1820 = 2 4 + 6 6 = 9 чел. Пример 2. В концерне 22 предприятия имеющих численность более 150 человек предприятий с вредным и опасным производством нет: 22 • 7 М3 = 2 4 + 1820 = 2 4 + 0 09 = 9 чел. 4. Расчет численности службы охраны труда районного органа государственной исполнительной власти Р4 • К4 М4 = 1 + ; де: Ф Р4 – количество предприятии учреждений организаций кооперативов колхозов совхозов арендных фермерских хозяйств и др. ; К4 – коэффициент учитывающий количество предприятий не имеющих своей и вышестоящей службы охраны труда; Ф – эффективный годовой фонд рабочего времени специалиста по охране труда 1820 часов . Количество предприятий не имеющих своих и вышестоящей служб охраны труда К4 при відсутності і до 10 0 1 от 11 до 50 0 2 от 51 до 200 0 3 больше 200 0 4 Пример 1. В районе 1000 предприятий из них не имеют своей и вышестоящей службы охраны труда - 30: 1000 • 0 2 М4 = 1 + 1820 200 = 1 + 1820 = 1 1 ? 1 чел. Пример 2. В районе 12 000 предприятий из них не имеют своей и вышестоящей службы охраны труда - 250: 12000 • 0 4 М4 = 1 + 1820 = 1 + 2 6 = 3 6 ? 4 чел. 5. Расчет численности службы охраны труда городского областного органа государственной исполнительной власти Р5 • К5 М5 = 1 + ; де: Ф Р5 – количество районов и городов областного подчинения в области; К5 – коэффициент учитывающий количество предприятий с вредным и опасным производством; Ф – эффективный годовой фонд рабочего времени специалиста по охране труда 1820 часов . Количество предприятий с вредным и опасным производством К5 при отсутствии и до 10 70 от 11 до 20 100 более 200 300 Пример 1. В области 18 районов и 5 предприятий имеющих вредные и опасные производства: 18 • 70 М5 = 1 + 1820 = 1 + 0 7 = 1 7 ? 2 чел. Пример 2. В области 22 района и 22 предприятия имеющие вредные и опасные производства: 22 • 300 М5 = 1 + 1820 = 1 + 3 6 = 4 6 ? 5 чел.