НПАОП 80.21-1.05-98

НПАОП 80.21-1.05-98 Правила безопасности при работе по биологии в общеобразовательных учебных заведениях

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ КОМИТЕТ ПО НАДЗОРУ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА УКРАИНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Д Н А О П 9.2.30 - 1.05-98 П Р А В И Л А безопасности при работе по биологии в общеобразовательных учебных заведениях КИЕВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ УКРАИНЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА УТВЕРЖДЕНО приказом Госнадзорохрантруда от 16 ноября 1998г. № 221 Д Н А О П 9.2.30 - 1.05-98 П Р А В И Л А безопасности при работе по биологии в общеобразовательных учебных заведениях КИЕВ ПРЕДИСЛОВИЕ РАЗРАБОТАНО: Институтом содержания и методов обучения ІЗМН Министерства образования Украины ПРЕДЛОЖЕНО: Управлением организации государственного надзора ВВЕДЕНО: с введением этих Правил считать такими которые не применяются на территории Украины НАОП 9.2.30-1.05-84 “Правила по технике безопасности при работе по биологии в средних общеобразовательных школах системы Министерства просвещения СССР” утвержденные Министерством просвещения СССР в 1984г. Перепечатывание запрещено ? Госнадзорохрантруда Министерство образования Украины СОДЕРЖАНИЕ 1. Отрасль применения 1 2. Нормативные ссылки 1 3. Общие положения 3 4. Требования к помещению кабинета лаборатории биологии и лаборантской 4 4.1. Общие требования 4 4.2. Освещение 5 4.3. Пожарная безопасность 6 5. Требования безопасности при проведении занятий по биологии 7 5.1. Требования безопасности при проведении лабораторных занятий практических работ демонстрационных опытов в помещении кабинета лаборатории биологии 7 5.2. Требования безопасности при работе в уголке живой природы 7 5.3. Правила безопасности при работе на учебно-опытном участке 8 5.4. Правила безопасности при проведении экскурсий по биологии 9 5.5. Правила безопасности при проведении практических занятий по биологии в теплицах оранжереях 10 6. Требования к хранению материалов и инструментов опасных для здоровья учащихся 11 7. Ответственность обязанности и права должностных лиц 12 Приложения: 1 Перечень медикаментов перевязочных средств и принадлежностей для аптечки кабинета лаборатории биологии 14 2 Оптимальные размеры основного инвентаря для учащихся различных возрастных групп 15 3 Перечень медикаментов перевязочных средств и принадлежностей для походной аптечки 16 4 Типовый перечень культур рекомендуемых для выращивания в теплицах 17 5 Извлечение из перечня химических и биологических средств борьбы с вредителями болезнями растений и сорняками 18 Д Н А О П 9.2.30 - 1.05 - 98 П р а в и л а безопасности при работе по биологии в общеобразовательных учебных заведениях Дата введения 1 декабря 1998г. 1 ОТРАСЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ Правила безопасности при работе по биологии в общеобразовательных учебных заведениях далее- Правила распространяются на всех участников учебно-воспитательного процесса в кабинетах лабораториях биологии общеобразовательных учебных заведений Министерства образования Украины далее - учебные заведения независимо от форм собственности. Нормативный акт устанавливает требования безопасности обязательные для выполнения руководителями учебных заведений заведующими кабинетами лабораториями биологии учителями биологии руководителями биологических кружков руководителями работ на учебно-опытном участке в оранжерее теплице которые несут личную ответственность за нарушение этих Правил. С введением в действие этих Правил считать такими которые не применяются на территории Украины Правила по технике безопасности при работе по биологии в общеобразовательных школах системы Министерства просвещения СССР утвержденные Министерством просвещения СССР в 1984г. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ № п/п Обозначение нормативного акта Название Кем когда утвержден регистрация в Минюсте 1 2 3 4 1 2 3 4 Закон Украины “О внесении изменений и дополнений к Закону Украинской ССР “Об образовании” Закон Украины “Об охране труда” Закон Украины “О пожарной безопасности” Закон Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемичного благополучия населения” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ДНАОП 0.00-4.12-94 ДНАОП 0.01-1.01-95 ДНАОП 0.00-1.21-98 ДНАОП 0.03-3.29-96 ДБН В.2.2-3-97 ГОСТ 18314-93 ГОСТ 12.1.008-76 СП 11-86-а-74 СНиП ІІ-4-79 Типовое положение об обучении инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда Изменения: Правила пожарной безопасности в Украине Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей Граничные нормы подъема и переноски тяжестей несовершеннолетними Строения и сооружения учебных заведений Столы ученические лабораторные Биологическая безопасность Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ Естественное и искусственное освещение Правила устройства электроустановок Изменения: Утверждено приказом Гонадзорохрантруда от 4.04.94 №30 зарегистрировано в Минюсте 12.05.94 под №35/104 23.04.97 №109 Утверждены Управлением пожарной охраны МВС Украины14.06.95 зарегистри-ровано в Минюсте Украины 14.07.95 под №219/755 Утверждены приказом Госнадзорохрантруда Украины от 09.01.98 №4 зарегистрированы в Минюсте Украины 10.02.98 под №93/2533 Утверждены Министерством здравоохранения Украины от 22.03.96 №59 зарегистрированы в Минюсте 16.04.96 под №183/1208 Утверждено Госкомгорстроя Украины 27.06.96 №117 Утверждены Министерством здравоохранения СССР 29.04.74. Утверждены Госстроем СССР в 1979г. Утверждены Минэнерго СССР в 1985г. Утверждены приказом Министерства энергетики и электрификации Украины от 20.02.97 №18 1 2 3 4 15 16 17 Положение об организации охраны труда и порядке расследования несчастных случаев в учебно-воспитательных заведениях Санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учеников 1-7 классов Типовые перечни учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для общеобразовательных школ І ІІ ІІІ ступеней Утверждено Министерством образования Украины от 30.11.93 №429 зарегистрировано в Минюсте Украины 3.12.93 под №178 Утверждены Минздравом СССР 22.02.85 №3216-85 Утверждены приказом Министерства образования Украины от 15.05.95 №131 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 3.1. Учитывая особенности курса биологии в первую очередь - его многопрофильность и практическую направленность на занятиях используют технические средства обучения приведенные в Типовых перечнях учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для общеобразовательных школ І ІІ ІІІ ступеней далее - Типовых перечнях . 3.2. В соотетствии с Положением об организации охраны труда и порядке расследования несчастных случаев в учебно-воспитательных учреждениях разрешение на введение в эксплуатацию кабинета лаборатории биологии при приемке учебного заведения к новому учебному году дает комиссия созданная приказом органа местной исполнительной власти госадминистрации в которую входят представители районного городского отдела образования профсоюза отрасли руководитель учебного заведения а при введении в эксплуатацию вновь образованного или переоборудованного кабинета лаборатории - также и представители соответствующих органов государственного надзора. 3.3. Инструкции по безопасности для работающих в кабинете биологии во время лабораторных занятий практических работ на учебно-опытном участке в теплице оранжерее и экскурсий на природу разработанные в соответствии с действующим положением об организации охраны труда заведующим кабинетом лабораторией и заведующим учебно-опытным участком с учетом местных условий согласованные с комитетом профсоюзов и утвержденные руководителем заведения должны размещаться в кабинете лаборатории биологии на видном месте. 3.4. В кабинете лаборатории биологии следует проводить занятия только по этому предмету. Использовать помещение для других целей проведение уроков по другим предметам кружков другого направления и т.д. не разрешается. 3.5. К работе на киноаппаратуре допускаются только лица имеющие удостоверение кинодемонстратора и удостоверение о прохождении обучения по пожарно-техническому минимуму. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ КАБИНЕТА ЛАБОРАТОРИИ БИОЛОГИИ И ЛАБОРАНТСКОЙ 4.1. Общие требования 4.1.1 Помещение кабинета лаборатории биологии должно отвечать требованиям ДБН 2.2-3-97 “Строения и сооружения учебных заведений” и СП 11-86-а-74 “Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ”. Примечания. 1. При реконструкции учебных заведений необходимо выполнять требования действующих норм проектирования. 2. Если в учебном заведении имеется уголок живой природы площадь его помещения определяется ДБН 2.2-3-97 “Строения и сооружения учебных заведений” и СП 11-86-а-74 “Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ”. 4.1.2. Кабинет лабораторию билогии целесообразно размещать на первых этажах. 4.1.3. Окна кабинета лаборатории биологии должны быть ориентированы на юг юго-восток восток. 4.1.4. Площадь помещения кабинета лаборатории должна составлять не менее 72 м2 лаборантской - не менее 16 м2. Высота помещения - 3 3 м. Лаборантскую следует размещать смежно с кабинетом лабораторией биологии со стороны классной доски и соединять с кабинетом лабораторией дверью. Из лаборантской необходимо предусмотреть второй выход в коридор или рекреационные помещения. 4.1.5. В помещении кабинета биологии и в лаборантской устанавливают водопроводные краны и раковины с гидравлическим затвором в соответствии с СП 11-86-а-74 “Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ”. 4.1.6. Размещение лабораторной мебели и оборудования в кабинете лаборатории биологии должно обеспечивать удобство и безопасность работы. Размеры лабораторных столов должны отвечать ГОСТ 18314-93 “Столы ученические лабораторные” высота 0 66 0 72 0 78 м размеры рабочей плоскости 1 2х0 6 м . Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно составлять не менее 0 8 м при этом обеспечивается угол рассматривания 30-35 град. расстояние последнего места учащегося от классной доски - не более 10 м. 4.1.7. Содержание комнатных растений на окнах кабинета лаборатории биологии и лаборантской не разрешается в соответствии с нормами освещенности учебных помещений см. п.3.3.1 настоящих Правил . Растения размещают на специальных подставках. В кабинете лаборатории биологии не должно быть растений содержащих ядовитые вещества олеандр молочаи . 4.1.8. Уголок живой природы целесообразно размещать в специальном помещении желательно вблизи от кабинета лаборатории биологии. 4.1.9. В уголке живой природы расположенном в помещении учебного заведения следует содержать аквариумных рыб а также других жителей аквариума; моллюсков ужей ящериц - в террариумах; птиц - клетках. Млекопитающихся - кроликов хомяков морских свинок и т.д. - рекомендуется содержать в специальном помещении размещенном вне строения учебного заведения так как они имеют неприятный запах. Содержать диких хищников хищных птиц и ядовитых животных не разрешается. 4.1.10. В соответствии с СП 11-86-а-74 “Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ” температура в помещении кабинета лаборатории биологии и в лаборантской должна поддерживаться 17-200С влажность воздуха - от 40 до 60 %. 4.1.11. Кабинет лаборатория биологии имеет электросеть. Устройство питание прокладка электросети должны выполняться в соответствии с требованиями строительных норм Правил устройства электроустановок и ДНАОП 0.00-1.21-98 “Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей”. 4.1.12. Пребывание учащихся в помещении кабинета лаборатории биологии и лаборантской разрешается только в присутствии учителя биологии. 4.2. Освещение 4.2.1. Освещение кабинета лаборатории биологии должно отвечать требованиям СНиП ІІ-4-79 “Естественное и искусственное освещение”. 4.2.2. Коэффициент естественного освещения кабинета лаборатории биологии показывающий отношение освещенности в помещении к освещенности снаружи строения должен составлять не менее 1 5 %. 4.2.3. Солнцезащиту в кабинете лаборатории биологии применяют в летнее время в южных и других климатических районах с повышенной инсоляцией. Для этой цели рекомендуется использовать жалюзи. 4.2.4. Искусственное освещение кабинета должно отвечать требованиям СНиП ІІ-4-79 “Естественное и искусственное освещение”. 4.2.5. Рекомендуется применять подвесные люминесцентные светильники рассеянного света. 4.2.6. Как источники света рекомендуется использовать преимущественно люминесцентные лампы белого цвета типа ЛБ ЛХБ ЛТБ соответственно ГОСТ 6825-91 “Лампы люминесцентные трубчатые для общего использования”. 4.2.7. Для освещения применяют также светильники с лампами накаливания полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения ГОСТ 17677-82Е “Светильники. Общие технические условия” . 4.2.8. Светильники устанавливают рядами параллельно наружным стенам с окнами включение предусматривают раздельное по рядам . 4.2.9. Наименьшая освещенность рабочей поверхности плоскости доски и горизонтальной плоскости на уровне 0 8 м от пола в кабинете лаборатории биологии и в лаборантской должна быть при системе общего освещения 300лк соответственно СНиП ІІ-4-79 “Естественное и искусственное освещение”. 4.2.10. Лампы светильников в случае перегорания должны быть немедленно заменены. Люминесцентные лампы сдают на утилизацию в соответствии с действующим законодательством. 4.2.11. Светильники искусственного освещения следует содержать в чистоте очищать их не реже одного раза в 3 месяца. Стекла световых проемов очищают не реже 2-3 раз в год. Ответственность за эксплуатацию и замену ламп и светильников в кабинете лаборатории биологии возлагается на лицо ответственное за электрохозяйство учебного заведения. Учащимся выполнять работы по очистке ламп и светильников не разрешается. 4.3. Пожарная безопасность 4.3.1. Противопожарная защита в кабинете лаборатории биологии должна отвечать требованиям Правил пожарной безопасности в Украине. 4.3.2. В кабинете лаборатории биологии должны быть исправные первичные средства пожаротушения: - огнетушители пенные углекислотные которые размещают непосредственно в кабинете лаборатории и лаборантской; - ящик или ведро с песком объемом около 0 001 м3 и совком; - покрывало из огнестойкого материала. К ним обязательно должен быть обеспечен свободный доступ. 4.3.3. Загорания в кабинете лаборатории биологии следует сразу ликвидировать. В случае возникновения пожара необходимо: - сообщить пожарной охране по тел. 01 ; - принять меры по эвакуации учащихся; - выключить электросеть. Электропроводку под напряжением надо гасить песком покрывалом из огнестойкого материала; обесточеную электропроводку можно гасить водой или какими-либо имеющимися в наличии огнетушителями. 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО БИОЛОГИИ 5.1. Правила безопасности при проведении лабораторных занятий практических работ демонстрационных опытов в помещении кабинета лаборатории биологии 5.1.1. Все работы в кабинете проводятся с учетом требований ГОСТ 12.1.008-76 “Биологическая безопасность”. 5.1.2. Для демонстрационных опытов необходимо использовать электронагревательные приборы закрытого типа. 5.1.3. Для оказания первой помощи при травмах в кабинете лаборатории биологии обязательно надо иметь аптечку хранящуюся в специальном шкафу с красным крестом на дверке перечень медикаментов перевязочных средств и принадлежностей для аптечки приведен в приложении 1. 5.2. Требования безопасности при работе в уголке живой природы 5.2.1. Работы в уголке живой природы проводятся с учетом ГОСТ 12.1.008-76 “Биологическая безопасность”. 5.2.2. Подкормка пикировка пересадка растений а также уход за животными в помещении уголка живой природы необходимо проводить в спецодежде халаты фартуки хранящейся в специальном шкафу в помещении уголка живой природы; руки защищают перчатками. 5.2.3. За животными в уголке живой природы учитель биологии устанавливает постоянный ветеринарный надзор чтобы избежать появления инфекций которые могут передаваться людям. 5.2.4. Учащимся обслуживающим животных в уголке живой природы в крольчатнике и т.д. учитель должен показать и объяснить как брать кождое из них на руки чтобы избежать укусов. Особенное внимание надо обратить на инструктаж по уходу за самками родившими недавно малышей так как они оберегая их становятся в это время очень агрессивными. 5.2.5. В случае заболевания животного необходимо немедленно вызвать ветеринарного врача. Если заболевание может передаваться людям больное животное надо немедленно отделить а остальных животных держать на карантине по указанию ветеринара. 5.2.6. Инструкцию по безопасности для учащихся при работе в уголке живой природы располагают в его помещении и в кабинете лаборатории биологии для ознакомления с правилами безопасности. 5.3. Правила безопасности при работе на учебно- опытном участке 5.3.1. Проводить работы на учебно-опытном участке необходимо в спецодежде халаты фартуки и перчатках. 5.3.2. Сельскохозяйственные орудия должны отвечать возрасту учащихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой заокругленной толщина режущей грани - 2 мм ручки их надо делать легкими. Длина ручек лопат должна быть разной. Ее надо определять исходя из роста учащихся разных возрастных групп в соответствии с приложением 2. 5.3.3. На учебно-опытном участке желательно пользоваться лейками небольших размеров емкостью до 4 л . Если в учебном заведении имеются только большие стандартные лейки необходимо следить за тем чтобы учащиеся при работе наливали воду не более чем на 1/3 емкости леек. 5.3.4. Продолжительность работы учащихся на учебно-опытном участке устанавливается соответственно их возрасту. Учащиеся 4-5 классов работают на участке 2 часа. Через каждые 20 мин делают 10-минутные перерывы. Работа на участке учащихся 7-8 классов может продолжаться 3-4 часа с 10-минутными перерывами через каждые 30 мин. Во время каждого занятия надо разнообразить виды деятельности учащихся переключать звенья с одних видов работы на другие. 5.3.5. Учащимся до 15 лет запрещается поднимать и переносить тяжести с помощью носилок ведер и т.д. Подросткам возрастом 15-17 лет разрешается переносить тяжести массой 11 3-12 6 кг - для юношей и 5 6-6 3 кг - для девушек в соответствии с ДНАОП 0.03-3.29-96 “Граничные нормы подъема и перемещения тяжестей несовершеннолетними”. 5.3.6. Перед началом каждого занятия в соответствии с Положением об организации охраны труда и порядке расследования несчастных случаев в учебно-воспитательных заведениях учитель проводит инструктаж учащихся на рабочем месте с обязательным показом приемов работы которые позволяют обеспечить правильную позу во время трудового процесса оптимальный ритм и нагрузку в работе мышц а также дают возможность предовратить травматизм. 5.3.7. В каждом конкретном случае учитель руководящий работой учащихся на участке обязан инструктировать их как пользоваться сельскохозяйственными орудиями чтобы не нанести повреждений себе и другим учащимся находящимся рядом. 5.3.8. На учебно-опытном участке работают одновременно не более 20 учащихся. Учитель руководящий работами должен постоянно находится во время работы на участке и обеспечивать выполнение учащимися данных Правил. Инструкция по безопасности при работе на учебно-опытном участке находится в кабинете лаборатории биологии. 5.4. Правила безопасности при проведении экскурсий по биологии 5.4.1. Перед проведением экскурсии ее руководитель тщательно обследует тот участок природного окружения куда будут выведены дети выбирает места где нет опасности нападения хищников ядовитых животных змей паукообразных многоножек и т.д. где нет трясины болот и т.д. 5.4.2. В руководстве экскурсантами учителю по-возможности помогают родители учащихся. Желательно чтобы на каждых 10-15 учащихся приходилось по одному взрослому. Не разрешается объединять для экскурсии два или несколько классов. 5.4.3. Перед проведением экскурсии делают перекличку учащихся класса и отмечают отсутствующих. Для руководства каждой группой детей назначают взрослого. Вторую перекличку делают после прибытия на место экскурсии третью - перед отправлением в обратную дорогу четвертую - после возвращения с экскурсии. 5.4.4. Если для доставки учащихся до места экскурсии используется общественный транспорт посадку осуществляют группами под руководством взрослого. При этом в транспортные средства заходят вначале учащиеся а потом лицо руководящее ними. В таком же самом порядке осуществляется и высадка детей из транспортных средств. Можно доставлять учащихся до места экскурсий также на специально выделенных транспортных средствах. Для этого разрешается использовать автобусы. Для перевозки учащихся транспортными средствами необходимо подбирать опытных водителей имеющих стаж не менее трех лет непрерывной работы водителя. При перевозке учащихся запрещается высовываться из окон садиться и высаживаться из транспортного средства во время движения. 5.4.5. Для изучения флоры или фауны водоема необходимо заранее выбрать такое место где его глубина возле берега настолько мала что гарантирует от несчастных случаев. Входить в воду учащимся не разрешается. Для ознакомления с живыми объектами водоема используют сачки с длинными ручками. Пользоваться лодками или мостками расположенными над глубокими местами водоемов не разрешается. 5.4.6. Прежде чем организовывать экскурсию надо ознакомить учащихся с требованиями охраны природы с местными ядовитыми растениями и грибами такими как дурман белена волчье лыко бледная поганка и т.д. и не разрешать учащимся пробовать на вкус какое-либо растение из собранного материала. В кабинете лаборатории биологии должен находиться стенд с фотографиями или рисунками местных ядовитых растений и грибов. Необходимо ознакомить участников экскурсии с местными ядовитыми животными змеями паукообразными многоножными переносящими например грызуны или передающими клещи насекомые инфекционные заболевания. С этой целью в помещении кабинета лаборатории биологии создают специальные стенды с рисунками фотографиями и сопроводительным текстом объясняющим чем опасно данное животное и как предохраняться от этой опасности. 5.4.7. С целью предохранения от механических повреждений сучками хворостом колючими растениями острыми камнями осколками стекла и т.д. а также от укусов ядовитых животных например змей тарантулов сколопендр скорпионов и т.д. накануне экскурсии необходимо предупредить чтобы дети приходили в обуви которая защищает ноги от повреждений и спортивной одежде. Не разрешается учащимся снимать обувь во время экскурсии и ходить босиком. 5.4.8. Отправляясь на экскурсию с детьми учитель должен иметь при себе походную аптечку первой помощи в соответствии с приложением 3. 5.4.9. Инструкцию по безопасности во время экскурсий для учащихся располагают на видном месте в помещении кабинета лаборатории биологии и знакомят с нею учащихся перед экскурсией. 5.5. Правила безопасности при проведении практических занятий по биологии в теплицах оранжереях Практические работы по биологии целью которых является ознакомление учащихся с основами и практическими навыками по биологии в помещении теплицы или оранжереи учебного заведения связаны с комплексом неблагоприятных условий - повышенной влажностью и температурой воздействием химических веществ удобрений стимуляторов роста и т.д. . 5.5.1. К практическим работам в теплице оранжерее допускают учащихся 5-11 классов прошедших медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний. 5.5.2. Перед началом работы в теплице оранжерее учитель биологии должен провести инструктаж по безопасности труда на рабочем месте и ознакомить учащихся с безопасными приемами работы. 5.5.3. Продолжительность работы в теплице на протяжении учебного года составляет: -для учащихся 5-6 классов - не более 1 часа в неделю; -для учащихся 7-8 классов - не более 2 час в неделю; -для учащихся 9-11 классов - не более 4 час в неделю. 5.5.4. В теплице проводятся работы по выращиванию рассады сельскохозяйственных культур овощных растений в оранжерее выращивают цветочно-декоративные растения типовой перечень которых приведен в приложении 4. 5.5.5. Теплица оранжерея учебного заведения обеспечивается водопроводом раковинами с гидравлическим затвором по канализации. 5.5.6. Все работы в теплице оранжерее выполняются в соответствии с ГОСТ 1.1.008-76 “Биологическая безопасность”. 5.5.7. Подкормка растений выращиваемых в теплице оранжерее осуществляется в установленные для каждого вида сроки с помощью минеральных удобрений. 5.5.8. Минеральные удобрения биологические препараты и стимуляторы роста хранятся в отдельном помещении не имеющем свободного доступа учащихся. Каждый препарат находится в закрытой таре с этикеткой. 5.5.9. Приготовление растворов минеральных удобрений и подкормку растений выполняют учащиеся 7-11 классов. Они должны обеспечиваться спецодеждой халаты резиновые перчатки хранящейся в специальном шкафу помещения теплицы оранжереи и соответствующими приспособлениями и инвентарем весы мерная посуда совки шпатели моющие средства полотенца и т.д. . Во время работы в теплице оранжерее не разрешается работать незащищенными руками. Для прополки распушивания грунта необходимо пользоваться сапами распушивателями совками и т.д. 5.5.10. Применение ядохимикатов в теплице оранжерее не разрешается. Для борьбы с вредителями болезнями и сорняками используют агротехнические и биологические методы. Учащиеся не принимают участия в обработке растений биопрепаратами. После обработки которая проводится техническим персоналом теплицы оранжереи учащимся разрешается работать по истечении срока указанного в приложении 5. 5.5.11. При переноске удобрений ящиков с рассадой или горшков с цветами необходимо придерживаться норм по переноске тяжестей в соответствии с ДНАОП 0.03-3.29-96 “Граничные нормы подъема и перемещения тяжестей несовершеннолетними”. 5.5.12. Санитарную обработку теплицы оранжереи обеззараживание грунта проводят один раз в год не позже чем за 30 дней до начала учебного года. 6. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 6.1. Все химические вещества следует хранить в лаборантской в закрытом глухом со сплошными дверцами без стекол шкафу в соответствии с действующими правилами безопасности для кабинетов лабораторий химии общеобразовательных учебных заведений Украины и соответственно сертификату о сроке хранения завода-изготовителя. 6.2. Жидкие химические вещества и растворы надо хранить в толстостенных склянках с притертыми пробками а твердые - в толстостенных банках тоже с притертыми пробками. Каждая склянка или банка с четко написанной этикеткой должна стоять в определенном установленном месте. Вещества не имеющие этикеток подлежат обязательному уничтожению. 6.3. В кабинете лаборатории биологии нельзя хранить концентрированные кислоты и щелочи в сухом виде. Эти вещества должны храниться в кабинете лаборатории биологии на специально отведенных полках в виде растворов тех концентраций не выше 10% которые необходимы для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных занятий. 6.4. Огнеопасные вещества такие так этиловый спирт бензин должны иметь на этикетке надпись “огнеопасно” выполненную красным цветом. Перманганат калия нельзя хранить в непосредственной близи с крахмалом углем которые в присутствии окислителя легко воспламеняются. 6.5. Стеклянная посуда колючие и резательные инструменты следует хранить в закрытых шкафах с глухими дверными створками без стекол. 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ 7.1. В соответствии с Законом Украины “Об охране труда” и Положением об организации охраны труда и порядке расследования несчастных случаев в учебно-воспитательных заведениях руководитель заведения: -отвечает за создание здоровых и безопасных условий для проведения занятий в кабинете биологии на учебно-опытном участке в теплице оранжерее а также на объектах где проводятся экскурсии; -организует обучение педагогических работников по вопросам безопасности жизнедеятельности с последующей проверкой знаний в соответствии с действующими нормативными актами; -организует работу по разработке инструкций по безопасности для кабинета лаборатории биологии а также их периодический пересмотр один раз в три года. 7.2. Заведующий кабинетом лабораторией биологии: -несет непосредственную ответственность за безопасное состояние рабочих мест оборудования приборов инструментов инвентаря и т.д.; -запрещает использование оборудования не предусмотренного Типовыми печнями; -проводит обучение и инструктаж учащихся по вопросам охраны труда при работах предусмотренных учебными программами в соответствии с ДНАОП 0.00-4.12-94 “Типовое положение об обучении инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда” в начале учебного года в журнале учета учебных занятий. 7.3. Учитель биологии: -отвечает за безопасное проведение учебно-воспитательного процесса проводит вступительный и целевые инструктажи с учащимися по охране труда во время учебных занятий в соответствии с Положением об организации охраны труда и порядке расследования несчастных случаев в учебно-воспитательных заведениях; -несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса; -сообщает руководителю учебного заведения о каждом несчастном случае организует оказание первой помощи потерпевшему а в случае необходимости - специализированную медицинскую помощь; -организует эвакуацию учащихся из помещения в случае пожара и при других аварийных ситуациях. 7.4. Каждый раз перед началом эксперимента учитель должен провести инструктаж учащихся обучить безопасным приемам работы во время проведения данного эксперимента. 7.5. Руководитель учебного заведения заведующий кабинетом лабораторией биологии учителя биологии руководители биологических кружков руководители работ на учебно-опытном участке и в теплице оранжерее ответственные за безопасную работу в кабинетах лабораториях биологии на учебно-опытных участках в теплицах оранжереях во время экскурсий руководятся действующим Положением об организации охраны труда и порядке расследования несчастных случаев в учебно-воспитательных заведениях. 7.6. Заведующий кабинетом учителя биологии руководители биологических кружков руководители работ на учебно-опытном участке и в теплице оранжерее один раз в три года проходят обучение на курсах повышения квалификации по безопасности жизнедеятельности с последующей аттестацией. Приложение 1 П Е Р Е Ч Е Н Ь медикаментов перевязочных средств и принадлежностей для аптечки кабинета лаборатории биологии 1 Бинт стерильный и нестерильный - по 1 шт. 2 Салфетки стерильные - 1 уп. 3 Вата гигроскопическая в банке с притертой пробкой - 50г. 4 Спирт этиловый - 30-50г. 5 Мазь от ожогов с анестезином и т.д. - 1 уп. 6 Перманганат калия - 15-20г. 7 Раствор йода спиртовый - 1 фл. 8 Раствор борной кислоты 5%-ный спиртовый - 1 фл. 9 Раствор уксусной кислоты 2%-ный - 100-150мл. 10 Раствор аммиака 1-%-ный - 1 фл. 11 Валидол - 1 уп. 12 Вазелин борный - 1 уп. 13 Раствор перекиси водорода 3-%-ный - 50мл. 14 Активированный уголь в таблетках - 4 уп. 15 Сульфацил натрия 30%-ный в тюбиках по 1 5мл - 5 шт. 16 Сода питьевая - 1 пачка. 17 Ножницы медицинские - 1 шт. 18 Пинцет - 1 шт. 19 Клей БФ-6 или лейкопластырь - 25мл. 3 пак. 20 Жгут - 1 шт. Комплектование аптечки и разработка инструкции по оказанию первой медицинской помощи делают по согласованию с персоналом медпункта учебного заведения. Ответственность за наличие медикаментов перевязочных средств а также за надлежащее состояние аптечки возлагается на лаборанта кабинета. Контроль за состоянием аптечки осуществляет персонал медпункта. Примечание. Все вышеперечисленные медикаменты перевязочные средства и принадлежности должны быть в аптечке уголка живой природы если он размещен отдельно от кабинета лаборатории биологии а также в аптечке учебно-опытного участка и теплицы оранжереи . Приложение 2 ОПТИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ОСНОВНОГО ИНВЕНТАРЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП соответственно МР “Педагогические особенности и санитарно-гигиенические требования по организации труда школьников в условиях сельскохозяйственного производства” изд. АПН СССР 1991г. 1 Размеры лопат: Возрастная группа лет Размеры полотна см Диаметр черенка см Общая высота см 8-10 12-14 х 18-21 2 75-3 0 95-100 11-13 14-15 х 21-23 3 0-3 25 100-110 14-16 16-18 х 24-25 3 25 110-120 2 Размеры сап: Возрастная группа лет Высота пластины см Ширина лезвия см Длина черенка см Диаметр черенка см 8-10 9-10 10 110 2 3 11-13 9-10 12 120 2 3 14-16 9-10 14 130 2 5 3 Размеры граблей: Возраст-ная группа лет Количе-ство зубьев шт Длина зуба см Толщина зуба см Длина черенка см Диаметр черенка см 8-10 7 7 0 0 5 130 2 5 11-13 9 7 5 0 6 140 2 8 14-16 11 8 0 0 7 150 3 0 Приложение 3 ПЕРЕЧЕНЬ медикаментов перевязочных средств и принадлежностей для походной аптечки 1 Бинт стерильный - 2 шт. 2 Индивидуальный пакет первой помощи - 2 шт. 3 Раствор йода 3-5%-ный спиртовый - 1 фл с притертой пробкой. 4 Раствор аммиака 10%-ный - 1 фл с притертой пробкой. 5 Раствор перекиси водорода 3%-ный - 1 фл. 6 Раствор борной кислоты 5%-ный спиртовый - 1 фл с притертой пробкой. 7 Валидол в таблетках - 1 уп. 8 Парацетамол в таблетках - 1 уп. 9 Сульфацил натрия 30%-ный в тюбиках по 1 5мл- 3 шт. 10 Ножницы медицинские - 1 шт. 11 Пинцет - 1 шт. 12 Булавки английские - 5 шт. 13 Шина из сплошного картона самодельная 50х5 см - 1 шт. 14 Жгут медицинский - 1 шт. Приложение 4 ТИПОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КУЛЬТУР рекомендованных для выращивания в школьных теплицах оранжереях соответственно МР “Педагогические особенности и санитарно-гигиенические требования по организации труда школьников в условиях сельскохозяйственного производства” изд. АПН СССР 1991г. Название культуры Условия выращивания Температура 0С Относительная влажность Плодовые овощные: огурец 26-28 70-80 помидор 20-26 60-65 перец сладкий 20-26 60-70 Зеленные овощные: укроп 20-22 65-75 салат 20-22 60-70 шпинат 15-20 60-80 лук 20-23 70-80 петрушка 10-18 60-70 Цветочно-декоративные горшковые гортензия 25 60-70 бегония 25 60-70 на выгонку тюльпаны 18-20 70-80 нарциссы 16-17 70-80 Приложение 5 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПЕРЕЧНЯ химических и биологических средств борьбы с вредителями болезнями растений и сорняками а также регуляторов роста растений разрешенных к употреблению в сельском хозяйстве утвержденный приказом Госагропрома СССР 19.07.86г. Название препарата Обрабатываемая культура Вредитель болезнь механизм действия Количество обработок Сроки выхода на обработанные площади для проведения работ Биопрепараты: Битокси- бациллин огурцы паутинный клещ многоразово интервал 15-17 дней через 1сутки Трихоцетин огурцы мучнистая роса многоразово интервал 7-8 дней через 1сутки Регуляторы роста: Гуммат натрия водный огурцы повышение урожая 3 через 2суток раствор с мас. содержанием в-ва 30% помидоры повышение урожая 4 через 2суток 2 11