НПАОП 80.21-1.06-98

НПАОП 80.21-1.06-98 Правила безопасности при проведении учебно-воспитательного процесса в кабинетах (лабораториях) химии общеобразовательных учебных заведений

  МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ   КОМИТЕТ ПО НАДЗОРУ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА УКРАИНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА                 П Р А В И Л А безопасности при проведении учебно-воспитательного процесса в кабинетах лабораториях химии общеобразовательных учебных заведений                                          КИЕВ     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ УКРАИНЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА         УТВЕРЖДЕНО приказом Госнадзорохрантруда от 16.11.1998г. № 222               Д Н А О П 9.2.30 - 1.06-98     П Р А В И Л А безопасности при проведении учебно-воспитательного процесса в кабинетах лабораториях химии общеобразовательных учебных заведений                               КИЕВ     ПРЕДИСЛОВИЕ     РАЗРАБОТАНО: Институтом содержания и методов обучения ІЗМН Министерства образования Украины     ПРЕДЛОЖЕНО: Управлением организации государственного надзора       ВВЕДЕНО: с введением этих Правил считать такими которые не применяются на территории Украины НАОП 9.2.30-1.06-79 “Правила по технике безопасности для кабинетов лабораторий химии общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР” утвержденные Министерством просвещения СССР в 1979г.         СОДЕРЖАНИЕ   1. Отрасль применения 1 2. Нормативные ссылки 1 3. Общие требования 4 4. Требования к помещению кабинета химии и лаборантской препараторской 5 4.1. Требования к размещению кабинета и его оборудованию 5 4.2. Освещение 6 4.3. Отопление и вентиляция 7 4.4. Электрическая сеть 9 4.5. Пожарная безопасность 9 5 Правила безопасности при проведении практических занятий демонстрационных опытов лабораторных и практических ра- бот в кабинетах лабораториях химии 10 5.1. Общие требования 10 5.2. Правила безопасной работы с кислотами и щелочами 12 5.3. Правила безопасной работы с металлическим натрием 13 5.4. Правила безопасной работы с органическими растворителями 5.5. Правила электробезопасности 15 5.6. Правила пользования вытяжным шкафом 16 5.7. Правила работы со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла 16 6. Правила хранения химических реактивов 18 6.1. Общие требования 18 6.2. Хранение огне- и взрывоопасных веществ 19 6.3. Хранение токсических веществ 21 7. Оказание первой доврачебной медицинской помощи пост- радавшим 21 7.1. Первая помощь при отравлениях 22 7.2. Первая помощь при ожогах 23 7.3. Первая помощь при ожогах глаз 24 7.4. Первая помощь при ранении 24 8. Ответственность обязанности и права должностных лиц 25 Приложения: 1. Рекомендации по нейтрализации отходов натрия 27 2. Группы хранения химических реактивов 28 3. Сведения об особых свойствах и группы хранения веществ из Типового перечня для общеобразовательных школ І ІІ ІІ ступеней 29 4. Рекомендации по уничтожению отработанных реактивов и химических веществ не имеющих этикеток 34 5. Перечень медикаментов перевязочных средств и принадлежностей для аптечки кабинета лаборатории химии     Д Н А О П 9.2.30 - 1. 06 - 98 П р а в и л а безопасности при проведении учебно-воспитательного процесса в кабинетах лабораториях химии общеобразовательных учебных заведений Вводятся с 1 декабря 1998г. 1 ОТРАСЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ   Правила безопасности при проведении учебно-воспитательного процеса в кабинетах лабораториях химии общеобразовательных учебных заведений далее - Правила распространяются на всех участников учебно-воспитательного процесса в кабинетах лабораториях химии общеобразовательных учебных заведений Министерства образования Украины далее - учебные заведения независимо от форм собственности. Нормативный акт устанавливает требования безопасности обязательные для выполнения руководителями учебных заведений заведующими кабинетами лабораториями химии учителями химии которые несут личную ответственность за нарушение этих Правил. С введением в действие этих Правил считать такими которые не применяются на территории Украины Правила по технике безопасности для кабинетов лабораторий химии общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР утвержденные Министерством просвещения СССР в 1979г.   2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ № п/п Обозначение нормативного акта   Название Кем когда утвержден регистрация в Минюсте 1 2 3 4 1         2   3     4                         Закон Украины “О внесении изменений и дополнений к Закону Украинской ССР “Об образовании” Закон Украины “Об охране труда” Закон Украины “О пожарной безопасности” Закон Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемичного благополучия населения”   1 2 3 4 5        ДНАОП 0.00-4.12-94         Типовое положение об обучении инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда Изменения: Утверждено приказом Госнадзорохрантруда Украины от 4.04.94 №30 зарегистрировано в Минюсте Украины 12.05.94 под №95/304 23.04.97 №109 6       7   8       9   ДНАОП 0.00-4.26-96             ДНАОП 0.01-1.01-95     ДНАОП 0.00-1.21-98         ДБН В.2.2-3-97   Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты Правила пожарной безопасности в Украине Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей     Здания и сооружения учебных заведений Утверждено приказом Госнадзорохрантруда Украины от 29.10.96 №170 зарегистрировано в Минюсте Украины 18.11.96 под №667/1692     Утверждены Управлением пожарной охраны МВС Украины14.06.95. Зарегистрированы в Минюсте Украины 14.07.95 под № 219/755 Утверждены приказом Госнадзорохрантруда Украины от 09.01.98 №4 зарегистрированы в Минюсте Украины 10.02.98 под №93/2533 Утверждены Госкомгорстроем Украины 27.06.96 №117 10   ГОСТ 11015-93   Столы ученические Типы и функциональные размеры         11 ГОСТ 11016-93   Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.         12 ГОСТ 18607-93   Столы демонстрационные. Функциональные размеры.     13 14      15       ГОСТ 18666-86   ГОСТ 12.4.026-81    ГОСТ 22360-86     Шкафы для учебных пособий. Функциональные размеры. ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности Шкафы демонстрационные вытяжные. Типы и функциональные размеры.                         16       17       18 ГОСТ 12.1.030-81     ГОСТ 6825-91     ГОСТ 3885-73 ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление зануление Лампы люминесцентные трубчатые для общего пользования Реактивы и особо чистые вещества. Правила приемки отбора проб фасовка упаковка маркировка 19     20         СНиП ІІ-4-79     СНиП 2.04.05-91       Естественное и искусственное освещение Отопление вентиляция и кондиционирование Изменения:   Утверждены Госстроем СССР в 1979г.   Утверждены Госстроем СССР в 1991г.   Утверждены приказом Госкомгорстроя Украины от 9.12.96 №106 21       22         СП 11-86-а-74   Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ Правила устройства электроустановок Изменения:    Утверждены Минздравом СССР 29.04.74    Утверждены Минэнергетики СССР в 1985г. Утверждены приказом Минэнергетики и электрификации Украины от 20.02.97 №18 23       Положение об организации охраны труда и порядке расследования несчастных случаев в учебно-воспитательных заведениях Утверждено приказом Министерства образования Украины от 30.11.93 №429. Зарегистрировано в Минюсте Украины 3.12.93 под №178. 1 2 3 4 24       25   Положение о медицинском осмотре работников определенных категорий Типовые перечни учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для общеобразовательных школ І ІІ ІІІ ступеней Утверждено приказом Министерства здравоохранения Украины от 31.03.97 №45 Утверждены приказом Министерства образования Украины от15.05.95 №131     3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ   3.1. Учитывая особенности курса химии в первую очередь его практическую направленность на занятиях используют технические средства обучения которые приведены в Типовых перечнях учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для общеобразовательных школ І ІІ ІІІ ступеней далее - Типовые перечни . 3.2. В соответствии с Положением об организации охраны труда и порядке расследования несчастных случаев в учебно-воспитательных заведениях разрешение на введение в эксплуатацию кабинета лаборатории химии при приемке учебного заведения к новому учебному году дает государственная комиссия созданная приказом местного органа исполнительной власти госадминистрации в которую входят представители районного городского отдела образования профсоюза отрасли руководитель учебного заведения а при введении в эксплуатацию вновь образованного или переоборудованного кабинета лаборатории химии - также и представители соответственных органов государственного надзора. 3.3. В кабинете лаборатории химии следует проводить занятия только по этому предмету. Использовать помещение с другой целью проведение уроков по другим предметам кружков другого направления собраний и т.д. не разрешается. 3.4. В кабинете химии проводятся эксперименты предусмотренные учебной программой и эксперименты по химии в химических кружках и факультативах. 3.5. Практические занятия в кабинете химии должны проводиться только в присутствии учителя химии и лаборанта под их руководством и постоянным присмотром за выполнением работ учащимися в соответствии с данными Правилами. 3.6. К работе с киноаппаратурой допускаются только лица имеющие удостоверение кинодемонстратора и удостоверение о прохождении обучения по пожарно-техническому минимуму. 3.7. К практическим работам в кабинете химии допускаются учащиеся прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по правилам безопасности. Медицинский осмотр учащихся проводится один раз в году в начале учебного года и фиксируется у медработника учебного заведения.   4. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ КАБИНЕТА ХИМИИ И ЛАБОРАНТСКОЙ ПРЕПАРАТОРСКОЙ   4.1. Требования к размещению кабинета лаборатории химии и его оборудование.   4.1.1 Помещения кабинета лаборатории химии и лаборантской должны удовлетворять требованиям ДБН В. 2.2-3-97 “Строения и сооружения учебных заведений” СП 11-86-а-74 “Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ”. 4.1.2 Рекомендуется размещать кабинеты лаборатории химии на верхних этажах строения. 4.1.3 Площадь помещения кабинета химии должна быть не менее 72 м2 лаборантской не менее 16 м2 высота помещения не менее 3 3 м. 4.1.4 Располагать лаборантскую следует рядом с кабинетом лабораторией химии со стороны классной доски и соединять их дверью. 4.1.5 Необходимо предусмотреть второй выход из лаборантской в коридор на лестницу в рекреационное или другое смежное помещение. 4.1.6 В соответствии с СП 11-86-а-74 “Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ” полы в кабинете лаборатории химии и лаборантской покрывают негорючим материалом типа пластик. Деревянный пол шпаклюют чтобы не было щелей и покрывают краской. Пол в кабинете химии должен быть устойчивым против истирания не деформироваться от мытья и дезинфекции. Не разрешается покрывать пол в кабинете химии паркетом так как случайно пролитые химические вещества попадают в щели и становятся источником загрязнения. 4.1.7 Размещение лабораторной мебели и оборудования в кабинете лаборатории химии должно обеспечивать удобство безопасность работы и отвечать нормам ГОСТ 11015-93 “Столы ученические. Типы и функциональные размеры” ГОСТ 11016-93 “Стулья ученические. Типы и функциональные размеры” ГОСТ 18607-93 “Столы демонстрационные. Функциональные размеры” ГОСТ 18666-86 “Шкафы для учебных пособий. Функциональные размеры” ГОСТ 22360-86 “Шкафы демонстрационные и вытяжные. Типы и функциональные размеры”. 4.1.8 Расстояние между первым рядом лабораторных столов и демонстрационным столом составляет не менее 0 8 м. Демонстрационный стол устанавливается на подиуме высотой 0 15 м. 4.1.9 Расстояние от последнего ряда лабораторных столов до доски не должно превышать 10 м. 4.1.10 В соответствии с ДБН В.2.2-3-97 “Строения и сооружения учебных заведений” кабинет лабораторию химии и лаборантскую обеспечивают вентиляцией освещением отоплением водопроводом и канализацией. В кабинете химии должны быть установлены раковины с подводкой холодной и горячей воды. Трубы холодной и горячей воды которые подводятся на рабочие места учащихся окрашивают в голубой или синий цвет. Один из водопроводных кранов в кабинете или лаборантской оборудуется съемным шлангом с насадкой для смыва с кожи щелочей в случае неосторожного поведения на другом кране должна быть постоянно закреплена резиновая трубка с насадкой для промывания глаз.   4.2 Освещение   4.2.1 Все рабочие места проходы помещения кабинета лаборатории химии должны быть хорошо освещенными. Освещение не должно создавать резких теней на рабочих местах излишней яркости и блеска в поле зрения работающих а также контрастов между освещенным рабочим местом и окружающей средой. Освещение должно быть равномерным давать направление светового потока с левой стороны от учащегося. 4.2.2 Естественное освещение кабинетов лабораторий химии должно отвечать требованиям СНиП ІІ-4-79 “Естественное и искусственное освещение”. Коэффициент естественного освещения в кабинетах химии который показывает во сколько раз освещенность в помещении меньше освещенности снаружи строения должен быть не менее 1 5%. 4.2.3 Стекла световых проемов окон необходимо очищать не реже 2 раза в год. К этим работам привлекать учащихся запрещается. Нельзя загромождать световые проемы оборудованием и другими приборами как с внутренней стороны так и с внешней стороны здания. 4.2.4 Солнцезащиту в кабинете лаборатории химии применяют в летнее время в южных и других климатических районах с повышенной инсоляцией. Для этого рекомендуется использовать жалюзи. 4.2.5 Искусственное освещение кабинета должно отвечать требованиям СНиП ІІ-4-79 “Естественное и искусственно освещение”. 4.2.6 Рекомендуется применять люминесцентные светильники рассеянного света. 4.2.7 Как источники света рекомендуется использовать преимущественно люминесцентные лампы белого цвета типа ЛБ ЛХБ соответственно ГОСТ 6825-91 “Лампы люминесцентные трубчатые для общего пользования”. 4.2.8 Для освещения используют также светильники с лампами накаливания полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения ГОСТ 6825-91 “Светильники. Общие технические требования” . 4.2.9 Светильники устанавливают рядами параллельно наружным стенам с окнами включение предусматривают раздельно по рядам . 4.2.10 Наименьшая освещенность от общего освещения рабочих поверхностей на высоте рабочего места 0 8 м от пола в кабинете лаборатории химии и лаборантской должна быть не менее 300 лк не зависимо от вида освещения в соответствии со СНиП ІІ-4-79 “Естественное и искусственное освещение”. 4.2.11 Светильники необходимо содержать в чистоте. Чистить их следует не реже одного раза в 3 месяца. 4.2.12 Лампы светильников в случае их выхода из строя необходимо заменять лампами соответствующей мощности. Лицо ответственное за электрохозяйство сдает на утилизацию использованные люминесцентные лампы в специализированные учреждения в соответствии с действующим законодательством. 4.2.13 При освещении лампами накаливания светильники должны иметь арматуру которая защищает работающего от чрезмерной яркости источника света а светильники - от пыли влаги механических повреждений. 4.2.14 Наблюдение за состоянием и эксплуатацией осветительных установок возлагается на лицо ответственное за электрохозяйство учебного заведения с квалификационой группой по электробезопасности не ниже третьей.   4.3 Отопление и вентиляция   4.3.1 Кабинет лаборатория химии и лаборантская обеспечиваются отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией соответственно СНиП 2.04.05-91 ” Отопление вентиляция и кондиционироавание” с таким расчетом чтобы в помещении поддерживалась температура в пределах 17 - 200С влажность 40 - 60%. 4.3.2 Естественная вентиляция осуществляется с помощью фрамуг и форточек с удобными устройствами которые дают возможность легко открывать и закрывать их с пола. Площадь фрамуг и форточек которые открываются должна быть не менее 1/50 площади пола и обеспечивать трехкратный воздухообмен в соответствии с СНиП 2.04.05-91 “Отопление вентиляция и кондиционирование”. 4.3.3 Для проведения работ которые сопровождаются выделением вредно действующих газов и паров кабинет лаборатрию химии и лаборантскую обеспечивают вытяжными шкафами соответственно ГОСТ 22360-86 “Шкафы демонстрационные и вытяжные. Типы и функциональные размеры”. Вытяжные шкафы изготавливают из металлических конструкций стеклить их необходимо армированым стеклом или стеклопластиком. Если вытяжные шкафы изготовлены из древесины то их внутренняя поверхность оббивается жестью или выкладывается керамической плиткой для защиты от пламени спиртовок или электронагревательных приборов. 4.3.4 Вытяжные шкафы оборудуются верхним и нижним отсосом которые имеют регулятор-перегородку позволяющую регулировать удаление вредных веществ из рабочей зоны. Примечание. Для вентиляции можна оборудовать электри ческую вытяжку двойного действия. Это канал внутри которого установлен трехфазный мотор не большой мощности 200-300Вт закрытого обдувного типа с вентилятором. Канал выводится через окно на улицу. Вентилятор обеспечивает десятикратный обмен воздуха в час. Двигатель можно пускать и в обратном направлении что делают в жаркие дни. Тогда он не всасывает воздух а нагнетает его. 4.3.5 Вытяжные устройства рассчитывают так чтобы скорость всасываемого воздуха в сечении открытых на 0 15-0.20 м створок шкафа находилась в пределах 0 3-0 7 м/с. Во время работы с органическими и другими наиболее вредно действующими веществами скорость воздуха необходимо увеличить до 1 0-1 5 м/с в сечении вытяжного шкафа. 4.3.6 Створки вытяжного шкафа должны открываться и закрываться только в вертикальном направлении. Для поддержания створок в нужном положении устраивают приспособления безопасной конструкции. 4.3.7 Вытяжные шкафы оборудуются внутри электрическим освещением во взрывобезопасном исполнении в соответствии с Правилами устройства электроустановок. Переключатели устанавливают вне шкафа. 4.3.8 К вытяжному шкафу должны быть подведены холодная и горячая вода канализация. 4.3.9 Металлические детали вытяжных шкафов а также все трубы сантехнических подводов с целью защиты от коррозии периодически покрывают кислотостойким лаком или масляной краской.   4.4. Электрическая сеть   Электропроводка установка электрооборудования и приборов в кабинете лаборатории химии должны соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок. 4.4.1 Все доступные для прикосновения электротехнические устройства необходимо надежно изолировать. 4.4.2 В соответствии с ДНАОП 0.00-1.21-98 “Правила безопасной эксплуатации электроустановок” электроприборы мощностью до 800 Вт можно включать в сеть с помощью штепсельных розеток применяемых для обычной сети. Более мощные нагревательные и другие приборы необходимо присоединять к рубильникам закрытого типа или распределительным щитам. 4.4.3 Распределительные устройства размещаются в шкафах изготовленных из несгораемых или трудносгораемых материалов. 4.4.4 Контрольно-измерительные приборы монтируют на щитах в местах удобных для наблюдения и обслуживания. 4.4.5 Заземления электрооборудования следует выполнять в соответствии с ГОСТ 12.1.030-81 ССБТ “Электробезопасность. Защитное заземление зануление”. 4.4.6 Включение и отключение всей электросети кабинета лаборатории химии должно осуществляться одним общим рубильником. Не разрешается подавать на лабораторные столы напряжение переменного тока выше 42 В и постоянного - выше 110 В. Розетки для включения электрических приборов размещаются на торцевой стороне рабочего стола или на стене около рабочего места на розетках должна быть надпись: 42 В переменного 110 В постоянного. Штепсельные розетки должны быть закрытого типа. 4.4.7 Для питания переносных электроприемников необходимо применять гибкие провода специально предназначенные для этой цели с учетом возможных механических воздействий. Жилы указанных проводов должны быть в общей оболочке. 4.4.8 Наблюдение за правильной эксплуатацией электрических приспособлений и состоянием электросети возлагается на лицо ответственное за электрохозяйство учебного заведения.   4.5. Пожарная безопасность   4.5.1. Обеспечение пожарной безопасности в кабинете лаборатории химии определяется Правилами пожарной безопасности в Украине. 4.5.2. В кабинете лаборатории химии должны быть исправные первичные средства пожаротушения: -огнетушители углекислотные пенные или порошковые которые размещают непосредственно в кабинете лаборатории химии и лаборантской; -ящик или ведро с песком объемом около 0 01 м3 и совком; -покрывало из огнестойкой ткани. К ним обязательно должен быть свободный доступ. 4.5.3. Загорания в кабинете лаборатории химии следует немедленно ликвидировать. В случае возникновения пожара необходимо: -сообщить в пожарную охрану тел. 01 ; -принять меры по эвакуации людей из помещения; -выключить электросеть. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и электропроводку необходимо гасить песком огнестойкой тканью порошковыми огнетушителями; обесточенную электропроводку можно гасить водой или какими-либо имеющимися в наличие огнетушителями. Загорание в вытяжном шкафу ликвидируется огнетушителями после отключения вентилятора.   5. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ В КАБИНЕТАХ ЛАБОРАТОРИЯХ ХИМИИ   5.1 Общие требования   5.1.1. Химические опыты следует выполнять в тех условиях и в том порядке с такими количествами и концентрациями веществ и приборами которые указаны в инструкции к проведению эксперимента. Все опыты предназначенные к проведению учащимися должны быть предварительно проделаны учителем. При этом все реактивы должны использоваться из той лабораторной посуды из которой они будут выдаваться учащимся и в тех же количествах в которых их будут применять учащиеся. 5.1.2 Химические реактивы для опытов в соответствии с Типовым перечнем учащимся выдает учитель химии в количествах необходимых для данного эксперимента. 5.1.3. Доступ учащихся к месту хранения химических реактивов должен быть исключен. 5.1.4. Во время проведения опыта оставлять рабочее место учащимся не разрешается. 5.1.5. Опыты сопровождающиеся выделением вредных газов и паров производятся только в вытяжном шкафу при исправно действующей вентиляции. 5.1.6. Установленные в вытяжном шкафу приборы в которых проводятся опыты с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами ограждают со стороны створок шкафа защитным экраном из органического стекла. Опыты с такими веществами проводит только учитель. 5.1.7. Этикетку на склянках с жидкими реактивами необходимо закрывать полиэтиленовой липкой лентой или другим прозрачным материалом защищающим этикетку от химического воздействия реактива. 5.1.8. Определяя вещество по запаху нужно легким движением ладони над горлом сосуда направлять пары или газ к носу и вдыхать осторожно не наклоняясь к сосуду. 5.1.9. Не разрешается брать реактивы незащищенными руками. Для этого используют ложки шпатели или совочки. 5.1.10. Насыпать или наливать реактивы следует на столе сухие - над листом бумаги жидкие - над стеклянной посудой. Просыпанный или пролитый случайно реактив не разрешается ссыпать или сливать обратно в основную тару. 5.1.11. Для нейтрализации пролитых на стол или на пол кислот или щелочей в кабинетах химии должны находиться склянки с заранее приготовленными нейтрализующими растворами соды - для кислот и уксусной кислоты - для щелочей . Твердые отходы которые накапливаются в кабинете лаборатории химии необходимо собирать в отдельную тару и ликвидировать в местах согласованных с органами санитарного и пожарного надзора. 5.1.12. Укреплять химическую посуду колбы стаканы и т.д. в держателях штатива необходимо осторожно вращая ее вокруг оси до тех пор пока не почувствуется небольшое затруднение во вращении. 5.1.13. Нагревать химические реактивы для опытов необходимо только в тонкостенной стеклянной посуде. Во время нагревания жидкостей нельзя заглядывать в сосуд сверху во избежание травмы вследствие разбрызгивания нагретого вещества. 5.1.14. Оставлять без присмотра горящие спиртовки включенные электронагревательные приборы не разрешается. 5.1.15. После окончания работы необходимо немедленно выключить электроприборы и закрыть водопроводные краны. 5.1.16. Во время проведения практических занятий в кабинете химии все учащиеся должны быть бесплатно обеспечены средствами индивидуальной защиты халатами резиновыми перчатками в соответствии с нормами предусмотренными для работников химических лабораторий ДНАОП 0.00-4.26-96 “Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты” и ДНАОП 0.05-03-81 “Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды спецобуви и других средств индивидуальной защиты рабочим и служащим сквозных профессий и должностей всех отраслей народного хозяйства и отдельных производств”. Ответственность за обеспечение средствами индивидуальной защиты учащихся и работников в кабинете химии несет руководитель учебного заведения. Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты хранятся в кабинете лаборатории химии в шкафах специально предназначенных для этой цели. Стирка спецодежды должна производиться в прачечных централизовано по направлению от учебного заведения ответственность за стирку спецодежды возложена на лицо назначенное руководителем учебного заведения. Стирка спецодежды учащимся не разрешается. Использовать спецодежду для других целей при уборке классных помещений и т.д. а также уносить домой учащимся не разрешается.   5.2. Правила безопасной работы с кислотами и щелочами   5.2.1. Основные количества кислот и других агрессивных веществ должны храниться в специально предназначенном помещении. 5.2.2. Концентрированные кислоты а также аммиак необходимо осторожно разливать под вытяжкой во избежание травм. 5.2.3. Разливать кислоты и другие агрессивные жидкости из больших емкостей в раздаточные склянки следует с помощью сифона с резиновой грушей ручным насосом или ножной воздуходувкой. Пользоваться электрическими воздуходувками для этой цели не разрешается. 5.2.4. Переносить большие склянки с реактивами необходимо в плетеных корзинах ящиках или другой таре гарантирующей безопасную транспортировку. Переносить или даже поднимать склянки с агрессивными реактивами за горло сосуда не разрешается. 5.2.5. Доставленные в лаборантскую реактивы размещают в предназначенных для них местах хранения. 5.2.6. Для получения растворов из концентрированных кислот необходимо лить кислоту в воду а не наоборот постоянно перемешивая. Растворение концентрированной кислоты в воде особенно серной сопровождается сильным нагреванием и разбрызгиванием жидкости что может привести к ожогам. 5.2.7. Для разбавления концентрированных кислот смешивания их между собой а также для смешивания веществ сопровождающихся выделением тепла необходимо пользоваться химической тонкостенной стеклянной или фарфоровой посудой. 5.2.8. Во избежание ожогов полости рта а также отравления запрещается набирать растворы кислот щелочей и других агрессивных жидкостей в пипетку ртом. Для засасывания этих веществ следует пользоваться пипетками с различными ловушками и резиновой грушей. 5.2.9. Растворять щелочи необходимо в фарфоровой посуде медленно добавляя в воду небольшие порции щелочи при непрерывном перемешивании. Кусочки щелочи можно брать только пинцетом или щипцами. 5.2.10. Большие куски едких щелочей следует раскалывать на мелкие в специально отведенном месте. 5.2.11. При всех операциях с кислотами и щелочами необходимо применять резиновые перчатки защитные очки и т.д. 5.2.12. Отработанные кислоты и щелочи следует собирать раздельно в специально предназначенную посуду и сливать в канализацию только после нейтрализации. 5.2.13. Разлитые кислоты или щелочи необходимо немедленно засыпать песком нейтрализовать и после этого производить уборку.   5.3. Правила безопасной работы с металлическим натрием   5.3.1. Щелочной металл натрий энергично взаимодействует с водой при этом выделение водорода сопровождается взрывом. Поэтому при работе с металлическим натрием надо быть особенно осторожным. 5.3.2. Нельзя допускать чтобы натрий контактировал с водой влажными предметами органическими хлорсодержащими соединениями твердым диоксидом углерода сухим льдом . 5.3.3. Все работы с металлическим натрием необходимо выполнять на противнях в вытяжном шкафу используя защитные очки и резиновые перчатки вдали от источников воды и тепла. 5.3.4. Не разрешается работать с металлическим натрием при влажности в помещении более 60%. 5.3.5. Хранить металлический натрий необходимо в стеклянной таре плотно закрытой пробкой под слоем обезвоженного керосина парафина или трансформаторного масла. Банки сохраняются в металлическом ящике с песком. 5.3.6. Вынимать металлический натрий из тары загружать его в аппараты и т.д. следует только сухим пинцетом или тигельными щипцами. Керосин парафин и трансформаторное масло с поверхности металла вытирают фильтровальной бумагой. 5.3.7. Резать металлический натрий необходимо на фильтровальной бумаге сухим и острым ножом. Первичную резку надо выполнять под слоем трансформаторного масла или керосина для снятия верхнего пероксидного слоя поскольку вследствие контакта пероксидных соединений с чистым металлом на открытом воздухе может быть взрыв. 5.3.8. Отходы обрезки металлического натрия необходимо собирать в отдельные банки с обезвоженным керосином для последующего уничтожения в тот же самый день. Накапливать остатки натрия запрещается. 5.3.9. Выбрасывать остатки металлического натрия в канализационную раковину или тару для сбора мусора запрещатся Нейтрализация отходов натрия производится в соответствии с приложением 1. 5.3.10. Приборы и посуда в которых может быть наличие частичек металлического натрия надо сначала промыть этиловым спиртом и только после этого когда весь металл раствориться в нем можно промывать водой. 5.3.11. Для гашения загоревшегося металлического натрия следует пользоваться порошковым огнетушителем сухим песком сухой магнезией или покрывалом. Не разрешается применять при тушении щелочных металлов воду пенные огнетушители и диоксид углерода углекислоту .       5.4. Правила безопасной работы с органическими растворителями   На практических занятиях в кабинете химии используются органические растворители которые имеют значительную токсичность и образуют с воздухом взрывоопасные смеси: ацетон бензин этиловый бутиловый и метиловый спирты и т.д. По степени опасности растворители используемые в кабинете химии относятся к трем группам: -растворители которые приводят в основном к острым отравлениям с преобладающим явлением наркоза - бензин этиловый и бутиловый спирты ацетон; -растворители более токсичные которые приводят к острым отравлениям - метиловый спирт метанол и т.д.; -растворители имеющие высокую токсичность кроме острых отравлений приводят к стойким изменениям функции кровеносных органов и нервной системы - бензол и т.д. По степени пожарной опасности большинство из них принадлежит к легковоспламеняющимся. 5.4.1. Во время работы с органическими растворителями следует быть особенно осторожным работу выполнять обязательно в вытяжном шкафу. 5.4.2. Прибор демонстрирующий опыт с опасностью взрыва со стороны учащихся должен быть защищен экраном из органического стекла. Экспериментатор защищает глаза очками или маской с козырьком из оргстекла. 5.4.3. Перед началом работы с легковоспламеняющимися растворителями все горелки в вытяжном шкафу где проводится опыт необходимо погасить а электрические нагревательные приборы - выключить 5.4.4. Работу связанную с опасностью загорания вспышки или взрыва необходимо выполнять стоя. 5.4.5. Нагревание и перегонку легковоспламеняющихся и горючих органических растворителей разрешается выполнять только на водяной или паровой бане с использованием электронагревателей. 5.4.6. Не разрешается выливать в канализацию органические растворители. Отработанные жидкости необходимо собирать в предназначенную для них тару герметично закрывающуюся и уничтожать в местах согласованных с органами санитарного и пожарного надзора. 5.4.7. Количество растворителей которые одновременно находятся в кабинете химии не должно превышать потребности для урока который проводится. 5.4.8. Сохранять растворители следует в толстостенной стеклянной посуде с притертой пробкой. Сохранять эти жидкости в тонкостенной посуде не разрешается. 5.4.9. Если в кабинете химии разлито небольшое количество органических растворителей до 0 05 л неообходимо погасить открытое пламя во всем помещении и проветрить его. 5.4.10. В случае аварии когда будут пролиты органические растворители в количествах превышающих 0 05 л необходимо: -немедленно вывести учащихся из помещения; -погасить в помещении все горелки и выключить электрические приборы; -открыть окна или форточки и закрыть двери; -разлитую жидкость засыпать песком или опилками с помощью деревянного совка или двух деревянных дощечек собрать в тару и уничтожить в тот же день; -проветривание помещения прекратить только после того как полностью исчезнет запах разлитого растворителя; -во время уборки использовать защитные очки и резиновые перчатки. 5.5. Правила электробезопасности   Обращение с электроприборами в кабинете химии требует большой осторожности и безусловного выполнения правил электробезопасности в соответствии с ДНАОП 0.00-1.21-98 “Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей”. 5.5.1. В кабинете химии необходимо использовать электоронагревательные приборы закрытого типа и другие электрические устройства только заводского производства. При эксплуатации следует руководствоваться паспортом и инструкцией завода-изготовителя. 5.5.2. Все электронагревательные приборы должны иметь теплоизоляцию снизу и со стороны стен. В качестве теплоизоляции можно использовать керамические плиты и другие негорючие материалы с малой теплопроводностью. 5.5.3. Электроприборы находящиеся в эксплуатации периодически осматриваются лицом ответственным за электрохозяйство; им также проверяется защитное заземление зануление электропроводка и общее состояние электросети. При наличии нарушений в состоянии электросети подача тока к рабочим местам не разрешается. Обнаруженные неисправности и нарушения необходимо немедленно устранить. 5.5.4. Подачу тока через общий рубильник к рабочим местам и отключение его по окончании работ производит только учитель или лицо которое обслуживает электросеть заведения. 5.5.5. Штепсельные розетки и установленное оборудование могут находиться под током на время проведения опытов. По окончании эксперимента подача тока немедленно прекращается. 5.5.6. Шкафы с распределительными устройствами должны запираться на замок.   5.6. Правила пользования вытяжным шкафом   5.6.1. Вытяжной шкаф включают не позже чем за 15 мин до начала работы. 5.6.2. Створки вытяжного шкафа во время работы следует держать максимально закрытыми с небольшим зазором для тяги. Открывать их разрешается только на время обслуживания установленных в шкафу приборов или при другой необходимости на высоту удобную для работы но не более половины высоты проема. 5.6.3. Поднятые створки на время работы закрепляют с помощью имеющихся для этого приспособлений. 5.6.4. Если вытяжной шкаф имеет несколько створок то те которыми не пользуются должны быть закрыты. При нарушении этого правила снижается эффективность вентиляции. 5.6.5. Во избежание проникновения вредных газов и паров из вытяжного шкафа в помещение кабинета вентиляцию надо отрегулировать так чтобы в шкафу образовалось небольшое разрежение.   5.7. Правила работы со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла   5.7.1. Во время работы на установке изготовленной из стекла или с элементами из стекла в условиях когда имеется хотя бы небольшая вероятность аварии необходимо оградить всю установку защитным экраном из оргстекла а наиболее опасные участки установки - металлической сеткой или металлическим кожухом. 5.7.2. При сборке стеклянных приборов применять повышенные усилия не разрешается. При соединении отдельных частей из стекла необходимо защищать руки тканью. Чтобы облегчить сборку приборов концы стеклянных трубочек смачивают водой вазелином или глицерином. 5.7.3. Все виды механической и термической обработки стекла следует производить с использованием защитных очков. 5.7.4. Для обрезки куска стеклянной трубки или палочки необходимо сделать на ней надрез напильником или другим инструментом режущим стекло после чего взять трубку обеими руками и легким нажатием в противоположном надрезу направлении сломать ее. После разлома острые концы следует оплавить или обработать наждачной бумагой. Если химические реактивы поступили в кабинет химии в ампулах необходимо осторожно сделать подрез как в случае со стеклянной палочкой отломать шейку ампулы поддерживая ампулу над лотком или другой посудой. Затем осторожно пересыпать или перелить содержание ампулы в заранее заготовленный стеклянный сосуд например бром или йод надо хранить в сосуде из темного стекла . 5.7.5. Концы стеклянных трубок и палочек применяемых для размешивания растворов должны быть оплавлены. 5.7.6. Для смешивания или разбавления веществ сопровождающихся выделением тепла а также для нагревания химических веществ следует использовать фарфоровую или тонкостенную стеклянную посуду. Пробирки круглодонные колбы фарфоровые чашки можно нагревать на открытом огне плоскодонные колбы и стаканы следует нагревать только на металлическом рассекателе пламени. 5.7.7. Сосуд с горячей жидкостью нельзя закрывать притертой пробкой до тех пор пока он не остынет. 5.7.8. Чтобы открыть пробку у сосуда которую заело надо сначала постучать по периметру пробки снизу вверх деревянным молоточком или брусочком. Если это не помогает необходимо осторожно подогреть горлышко сосуда так чтобы не нагрелась вся пробка. Нагревать можно полотенцем смоченным горячей водой обернув им горло сосуда или над пламенем спиртовой горелки непрерывно вращая сосуд вокруг оси не касаясь пламени. Нельзя нагревать сосуд над открытым пламенем если в сосуде находятся легковоспламеняющиеся взрывоопасные или ядовитые вещества. 5.7.9. Большие химические стаканы надо поднимать двумя руками так чтобы отогнутые края бортики опирались на указательный и большой пальцы. 5.7.10. Установку или отдельные ее части находящиеся под вакуумом следует защищать проволочным экраном сеткой ; во время работы пользоваться защитными очками. 5.7.11. Стеклянные сосуды предназначенные для работы под вакуумом предварительно испытывают на максимальное разрежение. Перед испытанием сосуд необходимо обернуть полотенцем или надеть на него металлическую сетку. Такие же меры предосторожности применяют при проведении фильтрования под разрежением. Применять плоскодонную посуду перегонную колбу приемник в вакуумных установках и приборах не разрешается. 5.7.12. Закрывая тонкостенный сосуд резиновой пробкой например при устройстве промывалки его держат за верхнюю часть горлышка пробку слегка вращают руки при этом защищают полотенцем. 5.7.13. Работу с ядовитыми огне- и взрывоопасными веществами а также работы проводимые под давлением и вакуумом следует выполнять в приборах и посуде из высококачественного термостойкого стекла. 5.7.14. Нагревая жидкость в пробирке или колбе необходимо крепить ее так чтобы отверстие пробирки или горлышко колбы были направлены от себя и соседей по работе; при этом сосуд наполняют жидкостью не более чем на треть объема. На протяжении всего процесса нагревания не разрешается наклоняться над сосудом и заглядывать в него. 5.7.15. При нагревании химических веществ в пробирке или колбе не разрешается держать их руками надо закреплять в держателе для пробирок или лапке штатива зажим должен быть около отверстия пробирки . 5.7.16. Во время мытья стеклянной посуды надо помнить что стекло хрупкое легко ломается и трескается от ударов резкого изменения температуры. Для мытья посуды щетками “ершами” разрешается направлять дно сосуда только от себя или вниз.   6. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКТИВОВ   6.1. Общие требования   6.1.1. Химические реактивы хранят в помещении лаборантской препараторской в количествах и порядке предусмотренных настоящими Правилами и в соответствии с приложениями 2 3 и сертификатом о сроках хранения завода-изготовителя. Основные запасные количества этих веществ которые определяются Типовыми перечнями хранят в специальном изолированном помещении за пределами кабинета лаборатории химии. 6.1.2. Каждый реактив необходимо хранить в одном и том же отведенном для него месте. Химические реактивы групп хранения 2-6 приложение 2 необходимо хранить на отдельных полках в шкафах в лаборантской. Разрешается размещать в кабинете химии реактивы 8-й группы хранения и растворы предназначенные для проведения практических занятий при условии что шкафы закрываются а ключи от них находятся у учителя химии. 6.1.3. Слабые растворы кислот разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде на нижних полках вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких поддонах. В шкафах где хранятся реактивы не разрешается хранить растворы щелочей в банках с притертыми пробками легковоспламеняющиеся и горючие жидкости - в сосудах из полимерных материалов. 6.1.4. Жидкие химические реактивы хранят в толстостенных банках с притертыми пробками твердые - в толстостенных стеклянных банках также с притертыми пробками. 6.1.5. На каждой склянке банке должна быть этикетка с точным названием реактива и его формулой кроме того соответственно ГОСТ 3885-73 “Реактивы и особо чистые вещества. Правила приемки отбора проб фасовка упаковка маркировка” на таре должна быть этикетка свидетельствующая о наличии у вещества ядовитых огнеопасных и взрывоопасных свойств: красная - “Огнеопасно” желтая - “Яд” голубая - “Взрывоопасно” зеленая - “Беречь от воды”. 6.1.6. Хранить химические вещества с неразборчивыми надписями и без этикеток не разрешается. Вещества в склянках не имеющих этикеток подлежат уничтожению в соответствии с приложением 4.   6.2. Хранение огне- и взрывоопасных веществ   6.2.1. Огне- и взрывоопасные вещества применяемые в кабинете химии соответственно Правилам пожарной безопасности в Украине за правилами совместного хранения могут быть разделены на такие группы: -вещества способные к образованию взрывчатых смесей: нитраты калия кальция натрия бария и другие нитраты; -самовоспламеняющиеся от воды и воздуха вещества: натрий металлический кальций металлический карбид кальция пероксид бария; -легковоспламеняющиеся и горючие вещества т.е. вещества которые легко вспыхивают от воздействия открытого пламени; к ним относятся: 1 жидкие вещества: бензин бензол ацетон скипидар керосин спирты этиловый метиловый бутиловый и т.д. диэтиловый серный эфир и т.д.; 2 твердые вещества: целлулоид фосфор красный и т.д.; -вещества вызывающие самовоспламенение: бром азотная и серная кислоты оксид хрома перманганат калия и т.д.; -горючие вещества: сера уголь и т.д. Каждая из перечисленных групп веществ должна храниться отдельно одна от другой. 6.2.2. Склянки и банки с легковоспламеняющимися и огнеопасными химическими веществами необходимо хранить в лаборантской в железных шкафах или в специальных закрывающихся крышкой металлических ящиках стенки и дно которых выкладывают негорючими материалами. Для того чтобы в ящике не образовалась взрывоопасная концентрация паров на крышке делают 5-6 отверстий диаметром 0 005-0 01 м. Ящик окрашивают светлой краской на крышке и стенках наносят знак 1.1 или 2.1. ГОСТ 12.4.026-76 “Цвета сигнальные и знаки безопасности”. Ящик имеет металлические ручки для транспортировки. На внутренней поверхности крышки ящика перечисляются все легковоспламеняющиеся и огнеопасные химические вещества находящиеся в нем. Ящики устанавливают на полу не ближе 2 м от проходов и нагревательных приборов. 6.2.3. При хранении огне- и взрывоопасных веществ исходя из физико-химических свойств необходимо соблюдать дополнительные меры предосторожности а именно: -диэтиловый серный эфир следует хранить изолированно от других веществ в холодном и темном месте так как при хранении серного эфира на воздухе образуется взрывчатое вещество - пероксид этила; -металлический натрий должен храниться в толстостенных стеклянных банках с широким горлом плотно закрывающихся пробкой под шаром сухого без влаги керосина парафина или трансформаторного масла в ящиках с песком; -перманганат калия пероксид водорода хлорную кислоту концентрированную и другие окислители нельзя хранить вместе с восстановителями - углем серой крахмалом и др; -металличекий натрий и фосфор нельзя хранить вместе с бромом и йодом; -при хранении перманганата калия следует помнить что он способствует самовоспламенению горючих материалов: глицерин самовоспламеняется при соприкосновении с порошком перманганата калия при комнатной температуре; при смачивании порошка перманганата калия крепкой серной кислотой образуется непрочный продукт Мп2О7 легко разлагающийся со взрывом; при растирании порошка перманганата калия с серой или фосфором происходит взрыв. 6.2.4. Емкость стеклянной посуды для хранения легковоспламеняющихся жидких веществ не должна превышать 1 л. Если емкость больше 1 л сосуды размещают в герметический металлический футляр. 6.2.5. Кристаллический йод надо хранить в толстостенной из темного стекла банке с притертой пробкой. 6.2.6. В помещении где хранятся химические реактивы должны быть средства пожаротушения: огнетушители покрывало из негорючих материалов ящик или ведро с песком.     6.3. Хранение токсичных веществ   Все химические вещества входящие в группу 7 согласно приложению 2 имеют физиологическую активность в малых дозах и из-за этого требуют особенно осторожного отношения. Все опыты с ними проводит только учитель. Реактивы 7-й группы хранятся отдельно в металлическом ящике сейфе который надежно закрывается ключи от него должны быть у руководителя учебного заведения и заведующего кабинетом химии. На внутренней стороне поверхности дверцы сейфа приводится перечень реактивов с указанием размещенных для хранения максимальных масс или объемов веществ который утвержден приказом по учебному заведению.   Примечание: В сейфе хранят: а верхняя полка: бром аммония дихромат бария нитрат бария оксид бария хлорид кали едкое калия дихромат калия роданид калия хромат кобальта сульфат натрия сульфит девятиводный натрия фторид натрий едкий никеля сульфат йод кристаллический; б нижняя полка: хлористый метилен фенол анилин. Не разрешается менять расположение реактивов в сейфе и перефасовывать из заводской тары реактивы и материалы обозначенные в приложении 3 значками х хх. Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Щелочные металлы 2 группа хранения разрешается хранить вместе с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Слой консерванта над металлом должен быть не менее 0 01 м. Хранение использование и учет химических веществ группы 7 возлагается на учителя химии который ведет специальный журнал.     7. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОТЕРПЕВШИМ   При проведении практических работ в кабинете химии возможны несчастные случаи отравление химические и термические ожоги травмы осколками стекла и др. . Следует помнить что чем скорее будет оказана помощь потерпевшему тем меньше будет отрицательных последствий. Во всех случаях после оказания первой помощи следует обратиться в медицинское учреждение. В кабинете лаборатории химии должна быть аптечка с набором медикаментов перевязочных средств и принадлежностей основной перечень которых приведен в приложении 5. В аптечке должна быть инструкция по оказанию первой медицинской помощи.   7.1. Первая помощь при отравлениях   7.1.1. Отравление оксидом углерода Признаки отравления: головокружение головные боли слабость рвота шум в ушах судороги и потеря сознания. Первая помощь: немедленно вывести потерпевшего на свежий воздух освободить от одежды которая мешает дыханию давать вдыхать кислород чистый или с добавкой углекислоты СО2 с массовой долей 5% . Потерпевшего необходимо держать в тепле согревать грелками или теплыми компрессами рук и ног. При необходимости делать искусственное дыхание до прибытия врача. 7.1.2. Отравление сероводородом Признаки отравления: головокружение головные боли тошнота общая слабость. В некоторых случаях может наступить внезапная смерть вследствие поражения дыхательных путей. Первая помощь: следует обеспечить пострадавшему доступ воздуха дать вдыхать кислород с добавкой углекислоты с массовой долей 5-7%.   7.1.3. Отравление оксидами азота Признаки отравления: оксиды азота прежде всего действуют на слизистую оболочку и дыхательные пути затем вызывают раздражение глаз сухость в горле кашель иногда тошноту и рвоту. Отравление окислами азота особенно опасно для лиц страдающих заболеваниями сердца. Первая помощь: Потерпевшему дать дышать чистым кислородом. В связи с возможностью отека легких и нарушения кровообращения следует избегать всяких усилий нужен полный покой. Не допускать охлаждения тела. 7.1.4. Отравление хлором Признаки отравления: раздражение верхних дыхательных путей при длительном воздействии кашель усиливается и может завершиться спазмом отдельных участков дыхательных путей а затем прекращается дыхание. Даже при кратковременном действии хлора надо опасаться острого отека легких. Первая помощь: немедленно вывести потерпевшего на свежий воздух освободить его от одежды мешающей дыханию. Дать дышать кислородом или вдыхать с ватки нашатырный спирт с етанолом можно дать выпить суспензию оксида магния 10 г на стакан воды . Приложить к рукам и ногам потерпевшего теплые компресы. 7.1.5. Отравление сернистым газом Признаки отравления: раздражение слизистых оболочек кашель и чихание. Первая помощь: потерпевшего вывести на свежий воздух вдыхать с ватки нашатырный спирт с этанолом применять ингаляцию раствором соды с массовой долей гидрокарбоната натрия 2%. 7.1.6. Отравление аммиаком Признаки отравления: раздражение слизистых оболочек слезотечение и воспаление глаз сильный кашель жар в горле. Кроме того у потерпевшего появляются тошнота и приступы одышки. Первая помощь: при отравлении из-за употребления жидкости с аммиаком дать выпить большое количество воды с добавлением к ней уксусной кислоты вызвать рвоту дать молоко яичный белок; при отравлении вследствие вдыхания аммиака вывести потерпевшего на свежий воздух вдыхать с ватки пары разведенной уксусной кислоты. 7.1.7. Отравление органическими жидкостями При попадании в организм через пищевод ядовитых органических жидкостей: ацетон формалин метиловый амиловый спирты анилин и др. необходимо вызвать рвоту а потом дать молоко и яичный белок. 7.1.8. При отравлениях в других случаях необходимо: -при отравлении сероводородом: потерпевшеего вывести на свежий воздух давать вдыхать нашатырный спирт дать валидол напоить крепким сладким чаем; -при отравлении натрия фторидом:создать потерпевшему полный покой поить молоком с яичным белком или дать известковую воду; -при отравлении серной кислотой: дать проглотить кусочек льда и положить лед на живот прополоскать рот раствором перманганата калия с массовой долей по веществу 2% молоко яичный белок раствор крахмала.   7.2. Первая помощь при ожогах   Во время работы в кабинете лаборатории химии наиболее вероятными являются термические и химичекие ожоги. 7.2.1. При термических ожогах первой степени пораженное место обрабатывают этиловым спиртом после чего накладывают сухую стерильную повязку или чистую ткань и обращаются к дерматологу. Ни в коем случае нельзя прокалывать пузырь смачивать места ожогов водой прижигать их растворами перманганата калия бриллиантовой зелени йода применять “народные” средства разные масла вазелин так как они только усиливают ожоги замедляют заживление ран. При тяжелых ожогах необходимо немедленно отправить потерпевшего в лечебное заведение. 7.2.2. При химических ожогах пораженный участок кожи надо промыть большим количеством прохладной воды на протяжении 15-20 мин запрещается обрабатывать обожженные места ватным тампоном; затем промывают раствором пищевой соды с массовой долей гидрокарбоната натрия 2% при попадании кислоты или раствором уксусной или лимонной кислоты с массовой долей по веществу 1-2 % при попадании щелочи ополаскивают водой и накладывают марлевую повязку с риванолем или фурацилином. 7.2.3. При ожогах во время работы с металлическим натрием а также фосфором необходимо ватным тампоном снять с поверхности кожи эти вещества а затем промыть большим количеством воды.   7.3. Первая помощь при ожогах глаз   7.3.1. При попадании в глаз какой-либо химической жидкости необходимо тщательно промыть его большим количеством воды. Причинами ожогов глаз во время работы в кабинете химии чаще всего бывают кислоты и щелочи. При ожогах кислотой непосредственно после ожога видно участок и тяжесть поражения. Наблюдается покраснение в более тяжелых случаях - омертвение ткани и в дальнейшем - отторжение омертвевшей ткани При ожогах щелочью не всегда видно сразу тяжесть поражения. Наблюдается покраснение конъюктивы побледнение роговицы больные не всегда обращаются к врачу. Но через 1-2 дня состояние ухудшается роговица мутнеет и человек может потерять зрение. Все это случается вследствие того что при ожогах кислота непосредственно поражает ткани к которым прикасается. А щелочь просачивается между клетками и оказывает разрушительное действие на саму ткань. 7.3.2. При попадании в глаз кислоты лучше всего сразу промыть его чистой проточной водой а затем наложить ватный тампон смоченный раствором гидрокарбоната натрия с массовой долей 3%. 7.3.3. Промывать глаза при попадании щелочи следует водой а после этого раствором борной кислоты с массовой долей 2% 1 чайная ложка борной кислоты на стакан воды . После заключительного ополаскивания глаз чистой водой под веки вводят 2-3 капли альбуцида с массовой долей растворенного вещества 30%. 7.3.4. Промывать глаза после ожога необходимо тщательно на протяжении 20-30 мин а затем обязательно обратиться к врачу.   7.4. Первая помощь при ранении   7.4.1. Тот кто подает помощь при ранении должен с мылом вымыть руки а если это невозможно - смазать пальцы йодом. Прикасаться к ране даже вымытыми руками не разрешается. Не разрешатся обмывать рану водой. 7.4.2. При незначительных порезах рану обрабатывают йодом и накладывают марлевую повязку которая защищает организм от микробов и способствует быстрой сворачиваемости крови. 7.4.3. При ранении стеклом или другим предметом рану промывают большим количеством дистиллированной воды или тампоном смоченным этиловым спиртом; вынимают осколки стекла и снова промывают рану спиртом. Если рана загрязнена грязь удаляют только вокруг ни в коем случае из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обрабатывают йодом или раствором бриллиантовой зелени перевязывают и обращаются в медпункт. 7.4.4. При серьезном порезе и сильном кровотечении необходимо наложить жгут выше раны накрыть рану стерильной марлей и немедленно вызвать врача.     8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ   8.1.В соответствии с Законом Украины “Об охране труда” и Положением об организации охраны труда и порядке расследования несчастных случаев в учебно-воспитательных учреждениях руководитель учебного заведения: -отвечает за создание безопасных условий труда в кабинетах лабораториях химии; -организует обучение педагогических работников по вопросам безопасности жизнедеятельности с последующей проверкой знаний в соответствии с действующими нормативными документами; -организует работу по разработке инструкций по безопасности для кабинета лаборатории химии а также их периодический пересмотр один раз в три года. 8.2. Заведующий кабинетом химии: -несет непосредственную ответственность за безопасное состояние рабочих мест оборудования приборов инструментов инвентаря и т.д.; -запрещает использование оборудования не предусмотренного Типовыми перечнями; -проводит обучение и инструктаж учащихся и лаборанта по охране труда при работах предусмотренных учебными программами. 8.3. Учитель химии: -отвечает за безопасное проведение учебно-воспитательного процесса проводит инструктаж учащихся в начале учебного года с регистрацией в журнале учета учебных занятий а при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий- с обязательной регистрацией в журнале установленной формы в соответствии с Положением об организации охраны труда и порядке расследования несчастных случаев в учебно-воспитательных учреждениях; -несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса; -извещает руководителя учебного заведения о каждом несчастном случае организует первую помощь потерпевшему а при необходимости - специализированную медицинскую помощь; -организует эвакуацию учащихся из помещения в случае пожара и при других аварийных ситуациях. 8.4. Каждый раз перед проведением эксперимента учитель должен проинструктировать учащихся о мерах безопасности при проведении данного опыта подробно рассказать о свойствах химических веществ которые будут использованы объяснить причины приводящие к несчастным случаям и средства их предотвращения. 8.5. Лаборант работающий под руководством заведующего кабинетом учителя химии следит за выполнением учащимися правил безопасности и гигиены труда отвечает за: -хранение и эксплуатацию оборудования подготовку его к лабораторным и практическим работам демонстрационным опытам; -профилактическое обслуживание удаление влаги вытирание пыли и т.д. химической посуды приборов и аппаратуры приспособлений и принадлежностей; -наличие средств оказания первой помощи и протипожарного инвентаря. 8.6. Заведующий кабинетом учителя химии руководители кружков один раз в три года проходят обучение на курсах повышения квалификации по безопасности жизнедеятельности с последующей аттестацией. 8.7. Ответственность за состояние электрооборудования вентиляции водопроводной и канализационной сетей и сантехнических сооружений в кабинете химии несут лица назначенные приказом руководителя учебного заведения. 8.8. Вносить любые изменения снимать или заменять отдельные элементы коммуникаций включать дополнительные электроприборы и т.д. можно только с разрешения лица указанного в п.8.7.       Приложение 1   РЕКОМЕДАЦИИ по нейтрализации отходов натрия   Отходы обрезки натрия необходимо уничтожать в тот же день когда они получены. Для этого обрезки натрия каких-либо размеров общей массой до 200 г помещают в круглодонную колбу и заливают бензином так чтобы слой над верхним кусочком металла был не менее 0 05 м. Колбу закрепляют на штативе и снабжают обратным водяным холодильником. Внутрь колбы через холодильник подают холодную воду. Объем разовой порции до 5 мл. Следующую порцию добавляют тогда когда полностью прореагирует предыдущая. Роль бензина и обратного холодильника состоит в том чтобы не допустить нагревания жидкости выше комнатной температуры. Колбу можно дополнительно охлаждать снаружи с помощью водяной бани. В этих условиях меняется механизм взаимодействия натрия с водой - кислород уже не принимает участия в реакции поэтому и тепловой эффект относительно невелик. Добавление воды прекращают тогда когда растворятся последние кусочки металла. Полученный водный раствор едкого натрия отделяют на разделительной воронке и используют для любых нужд.                                           Приложение 2   ГРУППЫ ХРАНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКТИВОВ   Но-мер групп Общие свойства данной группы Примеры веществ из Типовых перечней для общеобразова-тельных школ Условия хранения 1 Взрывчатые вещества В Типовых перечнях не значатся Вносить в учебное заведение запрещено 2 Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы Литий натрий кальций карбид кальция В лаборантской в шкафу под замком или вместе с легковоспламеняющимися веществами 3 Самовоспламеняются при неправильном хранении В типовых перечнях не значатся   4 Легковоспламеняющиеся жидкости Диэтиловый эфир ацетон бензол спирты этиловый бутиловый и др. В лаборантской в металлическом ящике 5 Легковоспламеняющиеся твердые вещества Сера фосфор красный В лаборантской в шкафу под замком 6 Воспламеняющие окисляющие реактивы Калия перманганат азотная кислота нитраты калия натрия В лаборантской в шкафу отдельно от ІУ и У гр. 7 Повышенной физиологической активности Йод бром бария оксид кали едкое кальция оксид кальция гидрооксид натр едкий аммония дихромат и другие поименованные в п.6.3 Правил В лаборантской в сейфе 8 Малоопасные вещества и практически безопасные Натрия хлорид сахароза мел борная кислота магния сульфат и др. В классе в закрытых шкафах или в лаборанской в шкафу Приложение 3   СВЕДЕНИЯ об особых свойствах и группы хранения веществ из Типовых перечней учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для общеобразовательных школ /І !! ІІІ ступеней/ утвержденных приказом Министерства образования Украины 15.05.96 №131 Реактивы и материалы химические приведенные в Типовых перечнях имеют следующие свойства: 1 Особая отметка графа 2 . Если имеется знак х вещество используется только учителем. Учащимся можно выдавать вещество в виде разбавленных растворов. Если в графе стоит знак хх вещество требует особого отношения из-за того что у него высокая физиологическая активность в относительно малых дозах повышенная пожароопасность. Если особой пометки нет вещество используется без ограничений при условии соблюдения правил безопасности. 2 Группы хранения веществ определяются в первую очередь их химической совместимостью: при случайном смешении веществ одной и той же группы между ними не должно быть взаимодейтсвия или если такое произойдет продукты реакции и тепловой эффект не должны вызывать опасность графа 3 . 3 Действие на организм определяется в графе 4. Если вещество не представляет опасности при хроническом воздействии или при кратковременном действии в графе ставят прочерк.   Название вещества согласно Типовых перечней Особая отметка Группа хранения Действие вещества на организм при работе с массой и объемом из Типовых перечней   1 2 3 4 Неорганичекие вещества Алюминий металлический гран Бром в ампулах по 5г Железо восстановленное порош. Йод кристаллический Кальций металлический струж. Литий металлический Магний металлический порош.         хх     хх х х х    8   7 8 7 2 2 2   - Химичекий ожог - Химический ожог Химический ожог Химический ожог -  Натрий металлический плавл. Фосфор красный Цинк металлический Цинк пыль Медь х х   х     2 5 8 8 8   Химический ожог Заболевания кожи - - -   Оксиды гидрооксиды   Алюминия оксид безводный Аммиак 25%-ный водный   Бария оксид   хх   8 7   7   - Катар верх. дых. путей 0 2г и выше- смертельная доза Железа оксид Кали едкое Кальций гидрооксид   хх хх 8 7 7 - Химические ожоги Язвы на коже рук Кремния гидрооксид Магния оксид Марганца ІУ оксид пор. Меди ІІ оксид порош. Меди ІІ оксид гран.         х х   8 8 6 8 8   - - - Раздражение кожи Аллергия в легкой форме Натр едкий Никеля оксид Серы оксид Цинка оксид Углерода оксид  хх           7 8 8 8 8 Химические ожоги - - -     Соли       Алюминия хлорид Алюминия фосфат Алюминия нитрат Аммония карбонат Аммония нитрат Аммония хлорид Аммония дихромат         хх   хх   хх     8 8 6 8 6 8 7     - - Канцероген - Канцероген - Образует на коже язвы 1г внутрь- смертельная доза Аммония сульфат   8 - Бария нитрат Бария хлорид   хх хх 7 7 0 2г и выше - смертельная доза - Железа ІІІ хлорид Железа ІІІ сульфат Железа ІІ сульфат семиводный х       8 8 8   - - - Кальция карбонат Кальция хлорид двуводный Кальция дигидрофосфат Кальция сульфат Кальция фосфат двузамещенный Калия ацетат Калия хлорид               8 8 8 8 8 8 8 8 - - - - - - - - Калия дихромат   Калия сульфат Калия перманганат   хх     хх   7   8 6   1г внутрь - смертельная доза - 1г и выше - смертельная доза Калия нитрат Калия роданид   Калия хромат   хх х   хх   6 7   7   Канцероген 30г внутрь - острый психоз См. аммония дихромат Калия карбонат Калия фосфат Калия ферро- ІІ гексацианид Калия ферро- ІІІ гексацианид Калия моногидрофосфат     хх   хх   8 8 7   7   8 - - Под действием желудочного сока разлагаются до цианидов - Калия йодид Кобальта сульфат   хх х   8 7   - Острое отравление от 1г и выше Меди ІІ карбонат Меди ІІ хлорид Меди ІІ сульфат пятиводный Меди ІІ сульфат безводный Меди ІІ нитрат Магния сульфат Магния хлорид             хх     8 8 8   8   6 8 8 - - -   -   Канцероген - - Магния карбонат Марганца ІІ сульфат Марганца ІІ хлорид     Натрия ацетат Натрия карбонат Натрия хлорид Натрия гидросульфат   х х             8 8 8     8 8 8 8 - Ухудшение заживления микротравм раздражение поврежденной кожи - - - - Натрия карбонат десятиводный Натрия сульфат десятиводный Натрия сульфид девятиводный       х    8   8   7   -   - 3-5г и выше - смертельная доза Натрия сульфат Натрия сульфит Натрия нитрат Натрия бромид Натрия фторид   Натрия фосфат Никеля сульфат Серебра нитрат Хрома ІІІ хлорид   хх хх х   хх хх хх х 8 8 6 8 7   8 8 7 7 - - Канцероген - 0 2г и выше - смертельная доза - Канцероген Канцероген Канцероген Цинка сульфат     Цинка нитрат Цинка хлорид   Свинца сульфат     хх   хх 8     6 8 7 Раздражение кожи и желудочные расстройства Канцероген Желудочные расстройства Канцероген Кислоты       Азотная кислота пл. 1 42 Борная кислота Муравьиная кислота 85-% Ортофосфорная кислота Серная кислота пл.1 84 Соляная кислота пл. 1 19 7 8 7 8 7 7 Химический ожог - Химический ожог Химический ожог Химический ожог Химический ожог Уксусная кислота ледяная хч Угольная кислота 7   8 Химический ожог   Химический ожог Органические вещества     Ацетон   Анилин       хх   4   7   Наркотик в больших дозах Отравление в виде паров и через кожу Глицерин Глюкоза Гексан Гексахлоран Диэтиловый эфир Кислота масляная + Кислота стеариновая Кислота пальмитиновая Кислота олеиновая Кислота аминоуксусная Нефть сырая Спирт этиловый Спирт бутиловый Сахароза       хх хх хх         х     8 8 4 7 4 4 5 5 5 5 4 4 4 8 - - - Раздражение глаз Наркотик Раздражение глаз - - - - Легкое раздражение Наркотик Раздражение глаз - Уксусноэтиловый эфир Уксусноизоамиловый эфир Фенол+   х хх   хх   4 7 7 Дерматиты и экземы Наркотик   Отравление при попадании на кожу Бензол+ Формалин 40-% хх х 4 4 Ядовит во всех видах Острые отравления Фруктоза Хлористый метилен      хх 8 7 - В виде паров сильное отравление Материалы         Активированный уголь Графит Известь натронная   хх 5 5 7 - - См. едкое кали Пероксид водорода   Сера х 6   5   Опасен при попадании в организм Аллерген   Знаком + обозначены вещества которые попадают в организм кроме иных путей и через кожу в капельно-жидком состоянии. Приложение 4 РЕКОМЕНДАЦИИ по уничтожению отработанных реактивов и химических веществ не имеющих этикеток   1 Испытать растворы на наличие высокотоксичных ионов Ва2+ и Рв2+ добавлением сульфат-иона. Если выпадает осадок добавить сульфат-ион до прекращения выпадения осадка. Осадок отделить декантацией и уничтожить вместе с твердыми отходами жидкость слить в канализацию. Если при добавлении сульфат-иона осадок не выпадает слить раствор в сосуд для хранения отработанных растворов. 2 Пробу твердого реактива на кончике ножа растворить в воде и испытать на наличие ионов Ва и Рв см. п.1 . Если реактив не дает реакции на эти ионы и хорошо растворяется в воде перевести его полностью в раствор и слить в сосуд для отработанных ратворов. Если реактив практически в воде не растворяется его можно уничтожить вместе с твердыми отходами. Малорастворимые в воде реактивы обрабатывают излишком теплой воды переводят в раствор и сливают его в канализацию. 3 Жидкости органического происхождения имеют характерный запах в отличие от водных растворов солей кислот или щелочей . Их сливают в сосуд для хранения легковосламеняющихся жидкостей и уничтожают в местах согласованных с органами санитарного и пожарного надзора.                                   Приложение 5   П Е Р Е Ч Е Н Ь медикаментов перевязочных средств и приспособлений для аптечки кабінета лаборатории химии   1 Бинт стерильный и нестерильный - по 1шт. 2 Салфетки стерильные - 1уп. 3 Вата гигроскопическая в банке с притертой пробкой - 50г. 4 Спирт этиловий - 30-50мл. 5 Мазь от ожогов с анестезином и т.д. - 1 уп. 6 Перманганат калия - 15-20г. 7 Раствор йода спиртовый - 1 фл. 8 Раствор борной кислоты 5%-ный спиртовый - 1 фл. 9 Раствор уксусной кислоты 2%-ный - 100-150мл. 10 Раствор аммиака 10%-ный - 1 фл. 11 Валидол - 1 уп. 12 Вазелин борный - 1 уп. 13 Раствор перекиси водорода 3%-ный - 50мл. 14 Активированный уголь в таблетках - 4уп. 15 Сульфацил натрия 30%-ный в тюбиках по 1 5 мл - 5 шт. 16 Сода пищевая - 1 пачка. 17 Ножницы медицинские - 1 шт. 18 Пинцет - 1 шт. 19 Клей БФ-6 или лейкопластырь - 25мл. 3 пак. 20 Жгут -1шт.   Комплектование аптечки и составление инструкции по оказанию первой медицинской помощи осуществляют по согласованию с персоналом медпункта учебного заведения. Ответственность за наличие медикаментов перевязочных средств а также за надлежащее состояние аптечки возлагается на лаборанта кабинета. Контроль за состоянием аптечки осуществляет персонал медпункта.