Письмо N 718 от 28.01.2008

Письмо N 718 от 28.01.2008 О распространении действия Закона Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" на деятельность органов санитарно-эпидемиологической службы

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства ПИСЬМО от 28.01.2008 г. N 718 Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства как специально уполномоченный орган по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности предоставляет разъяснение относительно распространения действия Закона Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" на деятельность органов санитарно-эпидемиологической службы а также отнесение документов которые выдаются согласовываются санитарно-эпидемиологической службой к документам разрешительного характера. Разрешительная система в сфере хозяйственной деятельности в соответствии со статьей 1 Закона Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" далее - Закон это совокупность урегулированных законодательством отношений возникающих между разрешительными органами администраторами и субъектами хозяйствования в связи с выдачей документов разрешительного характера. Этой же статьей определено что документ разрешительного характера - это разрешение заключение согласование свидетельство и т. п. который дает субъекту хозяйствования право на проведение определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности. Объект на который выдается документ разрешительного характера - это земельный участок сооружение здание помещение оборудование оборудования и механизмы которые вводятся в эксплуатацию или проектируются отдельная операция хозяйственная деятельность определенного вида работа и услуга. Объекты государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы определены статьей 11 Закона Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения". Так государственной эпидемиологической экспертизе подлежат: - проекты межгосударственных государственных целевых региональных местных и отраслевых программ социально-экономического развития; - инвестиционные проекты и программы в случаях и порядке установленных законодательством; - схемы предпроектная документация которая касается районного планирования и застройки населенных пунктов курортов и т. п.; - проектная документация на отвод земельных участков технико-экономические обоснования и расчеты проекты строительства расширения реконструкции объектов любого назначения; - проекты нормативно-технической инструкционно-методической документации которая касается здоровья и среды жизнедеятельности человека; - продукция полуфабрикаты вещества материалы и опасные факторы использование передача или сбыт которых может нанести ущерб здоровью людей; - документация на разрабатываемые технику технологии оборудование инструменты и т. п.; - действующие объекты в том числе военного и оборонительного назначения. Согласно подпункту 3.2 пункта 3 Порядка проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы утвержденного приказом Министерства здравоохранения Украины от 09.10.2000 N 247 зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 10.01.2001 за N 4/5195 запрещается использование или функционирование объектов экспертизы без наличия положительного заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы. Вышеприведенное дает основания утверждать что заключения государственной эпидемиологической экспертизы имеют признаки документов разрешительного характера. Наряду с этим согласно части первой статьи 1 Закона Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" местные разрешительные органы - это городские советы и их исполнительные органы районные и районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации территориальные местные органы центральных органов исполнительной власти их должностные лица уполномоченные в соответствии с законом выдавать документы разрешительного характера от своего имени а также предприятия учреждения организации которые в случаях предусмотренных законом уполномочены выдавать документы разрешительного характера и могут привлекаться к проведению экспертизы и обследованиям необходимых для выдачи документов разрешительного характера в пределах соответствующей административно-территориальной единицы. Частью четвертой статьи 4 Закона установлено что субъект хозяйствования имеет право выбора способа получения документов разрешительного характера: непосредственно по обращении в соответствующие местные разрешительные органы представители которых осуществляют прием субъектов хозяйствования в одном помещении; или по обращении к администратору. Выдача документов разрешительного характера местными разрешительными органами осуществляется по принципу организационного единства который предусматривает наличие администратора. Также с целью регламентации деятельности администраторов осуществляющих выдачу документов разрешительного характера по принципу организационного единства и взаимодействующих с местными разрешительными органами и территориальным органом специально уполномоченного органа по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности относительно выдачи субъектам хозяйствования документов разрешительного характера было разработано Типовое положение об администраторе и порядке его взаимодействия с местными разрешительными органами субъектами хозяйствования и территориальным органом специально уполномоченного органа по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности утвержденное приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 05.12.2005 N 116 зарегистрирован в Министерстве юстиции 10.01.2006 за N 1/11875 . Так согласно пункту 2 настоящего приказа центр по выдаче документов разрешительного характера далее - разрешительный центр - помещение в котором работают представители местных разрешительных органов и администратор обеспечивающий взаимодействие этих представителей местных разрешительных органов относительно выдачи документов разрешительного характера. Таким образом представители санитарно-эпидемиологической службы должны принимать участие в работе разрешительного центра или при необходимости принимать у администратора соответствующие документы необходимые для выдачи документов разрешительного характера. Кроме того пунктом 6 Плана мероприятий на 2007 год относительно усовершенствования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 11.07.2007 N 511-р предусмотрено обеспечение соответствующими местными и центральными органами исполнительной власти эффективного функционирования разрешительных центров организация взаимодействия представителей местных органов по вопросам выдачи документов разрешительного характера. Наряду с этим отмечаем что Госкомпредпринимательства не разделяет позицию Министерства здравоохранения высказанную в письме первого заместителя Главного санитарного врача Украины А. М. Пономаренко от 26.10.2007 N 05.03.01.-23/54-587 относительно определения исчерпывающего перечня документов разрешительного характера которые выдаются заведениями и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. Одновременно обращаем внимание что указанное письмо не является нормативно-правовым актом а имеет только разъяснительный информационный характер и не устанавливает правовых норм. Окончательное решение указанной проблемы возможно только после принятия законов Украины "О перечне документов разрешительного характера" и "О внесении изменений в Закон Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности". Указанную позицию Госкомпредпринимательства просим довести до сведения областных и районных в городах государственных администраций горисполкомов и уведомить о проведенной разъяснительной работе до 15 февраля 2008 года.   Председатель  К. Ващенко