НПАОП 63.11-7.01-86

НПАОП 63.11-7.01-86 Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

      ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ       СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА         РАБОТЫ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ             ОСТ 6 28 012-86   ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ Система стандартов безопасности труда   Работы погрузочно-разгрузочные ОСТ 6 28 012-86 Общие требования безопасности   СКСТУ 0012   Дата введения 01.01.88 Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях Министерства химической промышленности. Стандарт не распространяется на погрузочно-разгрузочные работы с взрывчатыми радиоактивными и инфекционными веществами. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Погрузочно-разгрузочные работы следует производить в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002-75 ГОСТ 12.3.009-76 ГОСТ 12.3.020-80 и настоящего стандарта. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ связанных с использованием средств железнодорожного или автомобильного транспорта кроме того необходимо соблюдать Правила техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте и Правила по охране труда на автомобильном транспорте* . 1.2. Погрузочно-разгрузочные работы следует как правило выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Механизированный способ производства погрузочно-разгрузочных работ обязателен для грузов более 50 кг а также при подъеме грузов на высоту более 2 м. Допускается поднимать и перемещать грузы вручную соблюдая при этом нормы предельно-допустимых нагрузок установленных действующим законодательством и приведенных в таблице. Характер работ Предельно-допустимая масса груза кг   для женщин для мужчин Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой 15 до 80 Подъем тяжестей на высоту более 1.5 м 10 50 Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены 10 50   Суммарная масса грузов перемещаемых в течение рабочей смены для женщин не должна превышать 7000 кг. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие для женщин не должно превышать 15 кг. 1.3. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена: выбором способов производства работ подъемно-транспортного оборудования и технологической оснастки; подготовкой мест производства работ; проведением медицинского осмотра лиц допущенных к работе и их обучением; проведением инструктажа; применением средств защиты работающих. 1.4. Выбор способов производства работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов путем: механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ; применения устройств и приспособлений отвечающих требованиям безопасности; эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативной и эксплуатационной документацией; применения знаковой звуковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием; правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства; соблюдения требований к охранным зонам линии электропередачи узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения. 1.5. При проведении погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена безопасность для работающих при возникновении следующих опасных и вредных производственных факторов: движущихся машин и механизмов; незащищенных ограждением подвижных элементов производственного оборудования; повышенной запыленности и загазованности воздуха в местах производства погрузочно-разгрузочных работ; повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны; повышенного уровня шума и вибрации на рабочих местах; повышенной или пониженной подвижности воздуха; повышенной влажности воздуха рабочей зоны; повышенного значения напряжения в электрической цепи замыкание которой может произойти через тело человека; повышенного уровня статического электричества; недостаточной освещенности рабочих мест; статических и динамических перегрузок воздействующих на работающих.   2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ 2.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. 2.2.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться под руководством ответственного лица из числа инженерно-технических работников или высококвалифицированных рабочих бригадира . 2.1.2. Ответственный за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ обязан: определить способ погрузки и разгрузки; произвести расстановку рабочей силы; проверить исправность приспособлений и средств индивидуальной защиты; установить порядок обмена условными сигналами между подающим сигналы стропальщиком и машинистом подъемно-транспортного оборудования при производстве работ механическим способом; провести инструктаж рабочим перед началом работ с оформлением соответствующей записи в журнале инструктажа. 2.1.3. Оформление технологической документации предусмотренной ГОСТ 3.1102-81 маршрутных карт карт технологических процессов карт типовых технологических процессов и др. на процессы производства погрузочно-разгрузочных работ и перемещения грузов а также правила отражения требований безопасности в ней - в соответствии с ГОСТ 3.1602-74 и ГОСТ 3.1120-83. 2.1.4. Подъемно-транспортное оборудование применяемое при проведении погрузочно-разгрузочных работ должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74 Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Приспособления по обеспечению безопасного производства работ должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.012-75. 2.1.5. При перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием следует использовать только маркированные исправные соответствующие грузоподъемности прошедшие осмотр и испытания сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления. 2.1.6. Не допускается перемещения груза подъемно-транспортным оборудованием над помещениями и транспортными средствами где находятся люди а также нахождение рабочих на грузе. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и в зоне действия грузоподъемных механизмов запрещается находиться посторонним лицам. 2.1.7. Способы укладки и крепления грузов должны обеспечивать их устойчивость при транспортировании и складировании разгрузке транспортных средств и разборке штабелей а также возможность механизированной погрузки-разгрузки. Маневрирование транспортных средств с грузами после снятия крепления с грузов не допускается. 2.1.8. Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами по ГОСТ 19433-81 при обнаружении несоответствия их тары требованиям нормативно-технической документации неисправности ее а также при отсутствии на ней маркировки и предупредительных надписей. 2.1.9. Железнодорожные вагоны полувагоны и платформы перед погрузкой разгрузкой должны быть заторможены с обеих сторон тормозными башмаками. Для перекрытия промежутков между рампой склада и вагоном необходимо применять прочные переносные металлические мостки которые должны иметь крючья захвата за дверной рельс а также ребра жесткости и шины предотвращающие их произвольное перемещение во время работы. 2.1.10. Для открывания закрывания дверей люков бортов железнодорожных вагонов следует использовать подвесные или напольные люкоподъемники с пневматическим гидравлическим или электрическим приводом навесные или переносные лебедки или другие приспособления обеспечивающие безопасность производства этих работ. Запрещается закрывать двери держась рукой за дверную стойку вагона. 2.1.11. При открывании дверей вагонов рабочие должны находиться за полотном дверей держась за поручни. При открывании бортов железнодорожной платформы рабочие должны находиться у торца платформы или борта . 2.1.12. При заклинивании дверей вагонов в случае деформации или засорения рейки для открывания закрывания дверей необходимо использовать ручные лебедки навесного типа специальные ключи и другие приспособления Приложение 1 . 2.1.13. Перед выгрузкой опасных грузов необходимо проветрить вагон в течение 30 минут открыв двери с противоположной стороны. 2.1.14. После окончания работ с опасными грузами места производства работ подъемно-транспортное оборудование грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты соответствующей санитарной обработке в зависимости от свойств груза. 2.1.15. При возникновении опасных и вредных производственных факторов вследствие воздействия метеорологических условий на физико-химические свойства груза погрузочно-разгрузочные работы должны быть прекращены или приняты меры по созданию безопасных условий труда. 2.1.16. При погрузочно-разгрузочных работах не допускается кантовать волочить захватывать железными крюками и сбрасывать груз с высоты. 2.1.17. Курить при производстве погрузочно-разгрузочных работ запрещается. Разрешается курить только во время перерывов в специально отведенных местах. 2.2. ПОГРУЗКА РАЗГРУЗКА БАЛЛОНОВ СО СЖАТЫМИ СЖИЖЕННЫМИ И РАСТВОРЕННЫМИ ПОД ДАВЛЕНИЕМ ГАЗАМИ. 2.2.1. Баллоны подлежащие погрузке разгрузке должны удовлетворять требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением в части эксплуатации маркировки технического освидетельствования и соответствия конструкции. 2.2.2. Баллоны с газами как правило следует грузить при помощи подъемно-транспортного оборудования в специальных контейнерах своевременно прошедших испытания и осмотр. 2.2.3. Конструкция контейнера должна обеспечивать устойчивое положение баллонов - для каждого баллона должна быть отдельная ячейка гнездо . 2.2.4. Контейнер должен иметь захваты петли скобы цапфы проушины и т.п. . На каждом контейнере должны быть указаны предприятие-изготовитель товарный знак месяц и год изготовления а также масса брутто собственная масса контейнера и его объем. 2.2.5. При погрузке разгрузке контейнеров с баллонами необходимо поднимать их только за все захваты и ставить в один ярус. 2.2.6. Допускается погрузка баллонов без контейнеров но обязательно с прокладками между ними. 2.2.7. Погрузку разгрузку баллонов следует производить специальными грузозахватами. 2.2.8. При погрузке разгрузке баллонов должны приниматься меры предотвращающие их падение повреждение и загрязнение. Запрещается грузить баллоны без предохранительных колпаков а также грузить на баллоны другой груз. 2.2.9. Баллоны с горючими газами водород ацетилен пропан этилен и др. следует грузить отдельно от баллонов с кислородом сжатым воздухом хлором фтором и другими окисляющими газами. Баллоны в которых обнаружена утечка газа необходимо немедленно удалить и принять соответствующие меры безопасности. 2.2.10. Погрузку разгрузку баллонов с кислородом и другими окисляющими газами необходимо производить не допуская попадания на них жиров минеральных масел и других горючих веществ а также кислот и щелочей. 2.2.11. Вручную баллоны следует перемещать на специально оборудованных гнездами башмаками тележках или при помощи других устройств гидравлических захватных устройств цепных конвейеров и т.п. . Баллоны с горючими газами следует перемещать на тележках снабженных резиновыми шинами или гнездами обшитыми резиной. 2.1.12. Погрузка разгрузка баллонов вручную массой более 30 кг допускается только двумя рабочими мужского пола . Запрещается поднимать и перекатывать баллоны держась за предохранительный колпак или вентиль а также переносить их на плечах и спине. 2.3. ПОГРУЗКА РАЗГРУЗКА ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ ЖИДКОСТЕЙ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ ОКИСЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И ОРГАНИЧЕСКИХ ПЕРЕКИСЕЙ. 2.3.1. Погрузку разгрузку легковоспламеняющихся жидкостей ЛВЖ и легковоспламеняющихся веществ и материалов ЛВМ как правило следует производить механизированным способом. 2.3.2. Конструкция оборудования грузозахватных приспособлений тары и инструмента а также материалы использованные для их изготовления должны исключать возможность искрообразования. 2.3.3. Погрузку разгрузку ЛВЖ и ЛВМ во время грозы производить запрещается. 2.3.4. Загрузку разгрузку цистерн с ЛВЖ следует производить на сливо-наливных пунктах отправителя или получателя с помощью насосов по трубопроводам или передавливанием соблюдая при этом требования безопасности установленные стандартами на конкретный вид продукта Правилами перевозок грузов а также отраслевыми инструкциями по наливу сливу. 2.3.5. Для местного освещения во время сливо-наливных операций необходимо применять переносные светильники напряжением не выше 12 В уровень взрывозащиты или степень защиты которых должны соответствовать таблице 7.3.12 ПУЭ. 2.3.6. При погрузке разгрузке ЛВЖ и ЛВМ способных при взаимодействии с водой выделять горючие газы попадание на них влаги не допускается. 2.3.7. При погрузке разгрузке ЛВЖ и ЛВМ не допускается попадание их на древесные опилки стружки уголь и другие материалы способные самовозгораться. 2.3.8. Погрузку разгрузку металлических бочек и барабанов с ЛВЖ и ЛВМ производят по наклонно установленным трапам настилам или мосткам. Ставить бочки пробками вниз запрещается. 2.3.9. Погрузку разгрузку бутылей с ЛВЖ следует производить в прочных корзинах обрешетках или использовать для этих целей специальные тележки носилки которые должны быть оборудованы гнездами и бортами. Допускается переносить на короткие расстояния корзины с бутылями двумя рабочими но только после предварительной проверки прочности ручек и дна корзины. Переносить бутыли с ЛВЖ на спине плече и перед собой запрещается. 2.3.10. При обнаружении течи в бочках или бутылях с ЛВЖ их удаляют а место разлива засыпают песком. Песок собирают деревянной лопатой в ящик и удаляют в специально отведенное место. Место разлива обезвреживают и тщательно промывают водой или другим веществом в зависимости от свойства груза. 2.3.11. Обнаруженные при погрузке разгрузке поврежденные бочки барабаны с карбидом кальция и другими веществами способными при взаимодействии с водой выделять тепло и горючие газы необходимо накрыть брезентом и удалить в безопасное место. 2.3.12. Погрузку разгрузку белого желтого фосфора в бочках следует производить лишь в светлое время суток с обязательным соблюдением мер предосторожности исключающих возможность нарушения герметичности тары. 2.3.13. Погрузку разгрузку окисляющих веществ и органических перекисей следует производить соблюдая те же требования безопасности что и при погрузке разгрузке ЛВЖ и ЛВМ. 2.4. ПОГРУЗКА РАЗГРУЗКА ЕДКИХ И КОРРОЗИЙНЫХ ВЕЩЕСТВ. 2.4.1. Погрузку разгрузку бутылей с кислотами щелочами и другими едкими жидкостями следует производить в прочных корзинах обрешетках выложенных внутри асбестом кислотостойкой стружкой пенополистирольными порофторопластовыми вкладышами или другими стойкими к кислотам и щелочам материалами или использовать для этих целей специальные тележки носилки которые должны быть оборудованы гнездами и бортами. 2.4.2. Разгружать едкие и коррозийные вещества из вагона следует со специальных рамп настил которых находится на одном уровне с полом вагона. 2.4.3. Бочки барабаны и ящики с едкими веществами необходимо перемещать на тележках или электропогрузчиках. 2.4.4. Налив слив и транспортирование едких и коррозийных веществ следует производить в соответствии с Правилами перевозок грузов и отраслевыми инструкциями. 2.4.5. Пролитые кислоты и щелочи или рассыпанные едкие вещества необходимо засыпать песком и убрать в специально отведенное место. Место россыпи разлива нейтрализовать и промыть большим количеством воды. 2.4.6. При попадании кислоты на кожные покровы необходимо смыть ее обильной струей воды в течение 10-15 мин. При химических ожогах глаз кислотой или щелочью необходимо до обращения в медпункт обязательно промыть пострадавшему глаза большим количеством воды используя для этого питьевые фонтанчики. 2.5. ПОГРУЗКА РАЗГРУЗКА СЫПУЧИХ ГРУЗОВ. 2.5.1. Погрузку разгрузку сыпучих грузов следует производить механизированным способом при помощи конвейеров пневмотранспорта и погрузочно-разгрузочных машин. 2.5.2. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать при помощи шланги со специальных мостиков а закрывать - при помощи подвесных напольных люкоподъемников с пневматическим гидравлическим или электрическим приводом а также при помощи навесных или переносных лебедок и других приспособлений Приложение 2 . Рабочий при этом должен находиться на безопасном расстоянии от открываемого люка. 2.5.3. При ликвидации зависания с помощью вибраторов и специальных приспособлений сыпучих грузов в емкостях башнях и бункерах нахождение работающих непосредственно под зависающим грузом и на его поверхности не допускается. 2.5.4. Для перехода работающих по сыпучему грузу имеющему большую текучесть следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения. 2.5.5. При разгрузке сыпучих грузов с автомобилей-самосвалов стоящих на насыпях а также при засыпке котлованов и траншей грунтом автомобили-самосвалы необходимо устанавливать на расстоянии не менее 1 м от бровки естественного откоса а для горных работ - по всей протяженности бровки следует иметь породную отсыпку высотой не менее 0.7 м и шириной не менее 1.5 м. 2.5.6. Основание штабеля выгружаемого из вагона сыпучего груза следует располагать на расстоянии не менее 2 м от наружной грани головки крайнего рельса железнодорожного или подкранового пути а при высоте штабеля более 1.2 м - не менее 2.5 м. 2.6. ПОГРУЗКА РАЗГРУЗКА ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ. 2.6.1. Погрузка разгрузка тарно-штучных грузов производится при помощи погрузчиков конвейеров штабелеукладчиков. В отдельных случаях допускается погрузка разгрузка тарно-штучных грузов вручную соблюдая при этом соответствующие меры безопасности и нормы предельно-допустимых нагрузок. 2.6.2. Для погрузки разгрузки тарно-штучных грузов должны быть предусмотрены специальные площадки платформы эстакады рампы на высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1.5 м с уклоном не более 5°. 2.6.3. При производстве погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами следует использовать контейнеры универсальные и специализированные средства пакетирования а также специальные грузозахватные приспособления исключающие выпадение грузов. Перемещение грузов в пакетах должно соответствовать требованиям ГОСТ 21929-76. 2.6.4. Погрузку разгрузку контейнеров необходимо производить с помощью специализированного подъемно-транспортного оборудования контейнерные краны причальные контейнерные перегружатели контейнерные напольные погрузочно-разгрузочные средства средства для выполнения погрузочно-разгрузочных работ внутри контейнеров контейнерные захваты и др. . 2.6.5. Грузы в мешках кулях и кипах укладываются в устойчивые штабеля: вручную - на высоту не более 2 м; при помощи механизмов - до 6 м. 2.6.6. Мешки следует укладывать по ширине и длине ?вперевязку? для образования устойчивых стенок штабелей. 2.6.7. Грузы в бочках и барабанах при отсутствии средств механизации разрешается грузить вручную путем перекатывания. Переноска таких грузов на спине независимо от их веса запрещается. 2.6.8. Штабелирование грузов в местах промежуточного складирования должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009-76. 2.6.9. Дештабелирование грузов следует производить только сверху вниз. 2.7. ПОГРУЗКА РАЗГРУЗКА ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ И ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ 2.7.1. Погрузочно-разгрузочные работы с тяжеловесными и длинномерными грузами оборудование металлические и железобетонные конструкции лесоматериалы трубы рельсы и т.п. необходимо производить как правило механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования кранов лебедок блоков тельферов талей и др. . 2.7.2. Производство работ по перемещению тяжеловесного оборудования и машин весом более 500 кг разрешается только при наличии плана организации работ в котором должны быть разработаны мероприятия по безопасности труда. 2.7.3. Погрузку разгрузку тяжеловесных и длинномерных грузов длиной более 2м с помощью грейфера электромагнита и других грузозахватных устройств следует производить только при отсутствии людей как в кабине так и в кузове загружаемого разгружаемого транспортного средства. 2.7.4. Зона подъема и перемещения грузов электромагнитами и грейферами должна быть ограждена* и иметь сигнализацию предупреждающую об опасности нахождения в этой зоне. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76. 2.7.5. При подъеме грузов необходимо следить за правильностью намотки канатов грузоподъемных устройств на барабаны лебедок. 2.7.6. Строповка крупногабаритных грузов должна производиться съемными грузозахватными приспособлениями за специальные устройства строповочные узлы петли или обозначенные места в зависимости от положения центра тяжести и массы груза. 2.7.7. Грузы сложенные в пакеты должны строповаться таким образом чтобы при подъеме была исключена возможность их падения. 2.7.8. При механизированной погрузке разгрузке длинномерные грузы должны быть увязаны двумя стропами с применением траверсы. Перед подъемом и перемещением груза должны быть проверены устойчивость груза и правильность его строповки. 2.7.9. Груз предварительно поднимают на высоту не более 0.2-0.3 м для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза и только после этого продолжают подъем. 2.7.10. Перемещение грузов следует производить плавно без рывков и ударов. Оставлять на весу поднятый груз а также находиться людям в зоне поднимаемого опускаемого груза запрещается. 2.7.11. Не допускается поддерживать разворачивать и направлять находящийся на весу груз непосредственно руками. Эти операции следует производить при помощи отводного крюка или веревки прикрепленной к грузу. 2.7.12. При укладке длинномерных грузов необходимо принимать меры против самопроизвольного скатывания их со штабелей для чего следует устанавливать подпорки и крепления с обеих сторон штабеля и применять специальные захваты клещи . 2.7.13. Трубы должны укладываться следующим образом: диаметром до 0.3 м - в штабель высотой до 3 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами; диаметром более 0.3 м - в штабель высотой до 3 м в ?седло? без прокладок. Нижний ряд труб при этом должен быть уложен на прокладки укреплен инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами. 2.7.14. При переноске длинномерных грузов на плечах необходимо надевать наплечники. Переносить длинномерные грузы должны не менее двух рабочих на одноименных плечах рабочие при этом должны идти в ногу. Снимать с плеч длинномерные грузы следует по команде работающего идущего сзади. 2.7.15. При погрузке разгрузке барабанов с кабелем проводом или тросом нельзя их сбрасывать. Сгружаемые вручную барабаны необходимо удерживать оттяжками с помощью лебедок или других приспособлений установленных с противоположной стороны от работающего. 2.7.16. При перемещении тяжеловесных грузов вручную необходимо соблюдать следующие правила: при мягком грунте и неровной поверхности на пути перемещения груза должны укладываться доски брусья или шпалы; применяемые катки для перемещения грузов должны быть прочные ровные и достаточной длины концы их не должны выступать из-под перемещаемого груза более чем на 0.3-0.4 м; для подведения катков под груз следует пользоваться ломами или реечными домкратами; запрещается поправлять катки под грузом руками или ногами; запрещается брать каток для перекладывания его вперед раньше чем он полностью освободиться из-под груза; во время передвижения груза необходимо следить чтобы катки не поворачивались под углом по отношению к направлению движения груза; при перемещении груза вниз по наклонной плоскости необходимо применять задерживающие приспособления чтобы груз не катился под действием собственной тяжести. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН МИНЕРАЛОВОЗОВ ПОЛИМЕРОВОЗОВ АПАТИТОВОЗОВ И СОДОВОЗОВ 3.1. Требования безопасности при использовании электропогрузчиков - по ГОСТ 12.3.020-80. 3.2. Требования безопасности при использовании конвейеров по ГОСТ 12.2.022-80 Единым правилам безопасности при разработке полезных ископаемых открытым способом Единым правилам безопасности при разработке рудных нерудных и россыпных месторождений подземным способом Единым правилам безопасности при дроблении сортировке обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов и требованиям настоящего стандарта. 3.3. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением конвейеров укладка грузов должна обеспечивать равномерную загрузку рабочего органа машины и устойчивое положение груза. Подачу и снятие груза производят при помощи специальных подающих и приемных устройств площадок лотков воронок и т.п. . Производить вручную приемку штучных грузов непосредственно с ленты запрещается. 3.4. В пожаро- и взрывоопасных цехах на конвейерах должны применяться только конвейерные резинотканевые негорючие ленты ГОСТ 20-85 и ленты конвейерные трудновоспламеняющиеся на основе поливинилхлорида ТУ 38 УССР 2-05-93-83 . 3.5. При работе ленточного конвейера необходимо систематически контролировать: установку натяжного барабана; правильность загрузки ленты материалом; натяжение ленты состояние ее стыков; положение и работу вращающихся щеток и скребков очищающих барабан и ленту. Щетки и резиновые полоски скребков должны плотно прилегать к очищаемой поверхности. 3.6. Перед пуском в работу и после ремонта конвейеров и пневмотранспортных устройств необходимо: проверить наличие и исправность изоляции токоведущих частей и защитного заземления; включить предупредительную предпусковую звуковую световую сигнализацию; проверить наличие предусмотренных ограждений и надежность их закрепления; закрыть приемные и разгрузочные устройства пневмотранспорта а также люки предназначенные для внутреннего его осмотра и чистки. 3.7. Передвижной конвейер после окончания работы следует опустить в крайнее нижнее положение. 3.8. При работе конвейеров и пневмотранспортных устройств запрещается: производить чистку смазку и ремонт; переставлять отсекатель менять направление потока мешков ; оставлять груз на приемном столе склиза; перемещать передвижной конвейер. 3.9. Перед пуском в работу погрузочных машин типа ?Прогресс? фирм Миллерса Боймера и др. следует проверить исправность механизма поворота гидравлической системы. 3.10. При работе погрузочных машин запрещается: входить в вагон и выходить из него; устранять затор груза; поднимать упавший груз; передавать груз и другие предметы через конвейер; производить чистку и регулировку ленты. 3.11. При использовании мостовых штабелеукладчиков подвод их к концевым выключателям и упорам а также к другому штабелеукладчику следует производить на малой тормозной скорости подавая при этом звуковой сигнал. 3.12. Использование мостовых штабелеукладчиков с неисправными концевыми выключателями запрещается. 3.13. При работе мостового штабелеукладчика не допускается: падение груза со штабелеукладчика и конвейера; устранение затора груза; нахождение под штабелеукладчиком посторонних лиц кроме грузчика-укладчика; оставлять груз и посторонние предметы на ленте конвейера. 3.14. Запрещается ходить по конвейерам погрузмашин и штабелеукладчиков. 3.15.Перед началом загрузки разгрузки вагонов цистерн минераловозов полимеровозов апатитовозов и содовозов далее - минераловозов необходимо: переключить светофор с зеленого на красный перевести стрелку на другой путь и закрыть на замок; затормозить цистерну стояночным тормозом или установить башмаки под колеса; проверить наличие и исправность заземляющего устройства; опустить при наличии переходной мостик с площадки обслуживания на минераловоз; убедиться по показаниям манометров в отсутствии давления в цистерне; пристегнуть работающему карабин предохранительного пояса к страховочному тросу при отсутствии стационарного ограждения на пунктах загрузки-разгрузки ; открывать закрывать разгрузочные люки только пневмоприводом; пользоваться неискрящим инструментом* ; подавать предупредительный сигнал работникам склада перед каждым открыванием и закрыванием крышек люков. 3.16. При загрузке разгрузке минераловозов запрещается: работать без предохранительного пояса; устанавливать башмаки под колеса при движении вагона; находиться между передвигаемым и стоящим впереди вагоном или под вагоном и в траншее; прикасаться к рычажной передаче и тормозным колодкам при опробовании тормозов; вести загрузку разгрузку минераловозов при плохом освещении и обледенении площадок обслуживания; вести загрузку минераловозов с неисправными механизмами разгрузки; оставлять открытыми загрузочные и разгрузочные люки. 3.17. Перед перемещением подтягиванием минераловозов под загрузку разгрузку лебедкой маневровым устройством необходимо проверить: состояние троса; наличие изолирующих ковриков изолирующих наконечников на рукоятках рычагов лебедки; на откаточных лебедках - исправность блокировок по пуску. 3.18. Перед пуском в работу лебедки и началом подтягивания вагонов должен быть подан звуковой сигнал. 3.19. Заходить на крышу минераловозов для открытия и закрытия крышек люков следует через специальные выходы двери люковых площадок склада и только при полной остановке вагона. 3.20. Для внутреннего осмотра минераловозов при подготовке их к загрузке а также во время загрузки разгрузки следует применять переносные светильники напряжением не выше 12 В уровень взрывозащиты или степень защиты которых должны соответствовать таблице 7.3.12 ПУЭ* . 4. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ ПРОИЗВОДСТВА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ 4.1. Выбор мест проведения погрузочно-разгрузочных работ размещение на них зданий сооружений и отделение их от жилой застройки санитарно-защитными зонами должны соответствовать требованиям строительных и санитарных норм и правил. 4.2. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оборудованы в соответствии со строительными нормами и правилами санитарно-бытовыми помещениями фонтанчиками с питьевой водой а также аптечкой и носилками. 4.3. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть спланированы иметь твердое ровное покрытие и уклон не более 5°. Для прохода подъема на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары лестницы мостки трапы отвечающие требованиям безопасности. 4.4. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-85 ГОСТ 12.4.009-83 и отраслевым правилам пожарной безопасности. 4.5.Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть освещены необходимыми средствами коллективной защиты вентиляцией аспирационными установками устройствами для очистки воздуха и т.п. - по ГОСТ 12.4.011-75 и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76. 4.6. Содержание вредных веществ в местах производства погрузочно-разгрузочных работ не должно превышать предельно допустимые концентрации по ГОСТ 12.1.005-76 уровни шума и вибрации на рабочем месте - по ГОСТ 12.1.050-86 и ГОСТ 12.1.012-78. 4.7. Места производства погрузочно-разгрузочных работ включая проходы и проезды должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии со строительными нормами и правилами при немеханизированной погрузке разгрузке грузов - 2 лк с помощью грузоподъемных машин - 10 лк. Освещенность должна быть равномерной без слепящего действия светильников на работающих. Типы светильников следует выбирать в зависимости от условий Среды и свойств груза. 4.8. На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах. Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования. Зимой площадки должны быть очищены от снега а в случае обледенения посыпаны песком шлаком и т.п. 4.9. Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств не менее 1 м. При проведении погрузки и разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0.8 м при этом должны быть предусмотрены тротуар отбойный брус и т.п. 4.10. Для правильного размещения транспортных средств в местах погрузки сыпучих грузов следует устанавливать указатели и наносить разграничительные линии. 4.11. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ с легковоспламеняющимися жидкостями веществами и материалами работы с применением открытого огня или при которых возможно искрообразование допускается проводить в исключительных случаях и только при наличии разрешения на проведение огневых работ. 4.12. В местах постоянной погрузки разгрузки едких и коррозийных веществ должны быть установлены аварийные души ванны с водой . Кроме того эти места должны быть обеспечены нейтрализующими веществами растворами мела извести соды и т.п. . 5. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ДОПУСКАЕМОМУ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ 5.1. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица не моложе 18 лет прошедшие медицинский осмотр инструктаж обучение и проверку знаний в соответствии с Положением о порядке проведения инструктажа обучения и проверки знаний по технике безопасности работающих на предприятиях в организациях и учреждениях Министерства химической промышленности. 5.2. Перед началом производства погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами следует проводить текущий инструктаж. В программу инструктажа должны быть включены сведения о свойствах опасных грузов правила работы с ними меры оказания первой доврачебной помощи и правила пользования средствами индивидуальной защиты. 5.3. Рабочим выполняющим погрузочно-разгрузочные работы кроме обеденного перерыва предоставляются перерывы для отдыха в рабочее время. Продолжительность и распределение этих перерывов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка предприятия. 5.4. Инженерно-технические работники ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ должны проходить проверку знаний в соответствии с Положением указанным в п. 5.1. данного раздела. 6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ 6.1. Работающие с учетом воздействующих на них опасных и вредных производственных факторов должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Типовыми отраслевыми нормами. 6.2. Работающие при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в зависимости от вида груза и условий ведения работ должны применять соответствующие средства индивидуальной защиты. 6.3. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с помощью подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации работающие должны носить защитные каски ГОСТ 12.4.087-84 * . 6.4. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с пылящими грузами необходимо применять противопылевые респираторы и пыленепроницаемые очки. Фильтр респиратора меняют по мере загрязнения но не реже 1 раза в смену. Спецодежда должна обеспыливаться ежедневно. 6.5. При погрузке разгрузке баллонов с вредными газами рабочие должны иметь при себе противогазы соответствующей марки в положении ?наготове?. 6.6. Погрузку разгрузку баллонов с горючими газами а также легковоспламеняющихся жидкостей веществ и материалов не допускается производить в спецодежде изготовленной из синтетических и других материалов способных накапливать на своей поверхности заряды статического электричества и в спецобуви подбитой металлическими кроме латунных гвоздями или подковами. 6.7. Хранение дезинфекция дегазация дезактивация стирка и ремонт спецодежды спецобуви и других средств индивидуальной защиты работающих должны производиться в соответствии с ОСТ 6-28-011-84. 7. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА 7.1. Контроль состояния воздуха рабочей зоны - по ГОСТ 12.1.005-76 ГОСТ 12.1.016-79. 7.2. Контрольные измерения освещенности на рабочих местах следует проводить в соответствии с Методическими указаниями по проведению предупредительного и текущего санитарного надзора за искусственным освещением на промышленных предприятиях. 7.3. Контроль уровня шума на рабочих местах - по ГОСТ 12.1.050-86. 7.4. Контроль соблюдения требований пожарной безопасности - по ГОСТ 12.1.004-85 и ВНЭ 5-79 Правилам пожарной безопасности при эксплуатации предприятий химической промышленности. 7.5. Контроль за состоянием и безопасной эксплуатацией электрооборудования следует проводить в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. 7.6. Проверка состояния средств индивидуальной защиты должна проводиться в соответствии с требованиями установленными нормативно-технической документацией на средства индивидуальной защиты. Приложение 1 Рекомендуемое   Приспособление для открывания дверей вагона 1 - рычаг; 2 - тяга; 3 - дверная накладка; 4 - захват; 5 - дверная рейка Черт.1   Приспособление состоит из рычага связанного с дверной накладкой посредством тяги. Верхний конец рычага шарнирно соединен с захватом который крепят к дверной рейке. Отводя рычаг на себя дверь вагона немного приоткрывают затем несколько передвинув захват по дверной рейке снова отводят рычаг на себя.   Приложение 2 Рекомендуемое Приспособление для закрывания люков в полувагонах 1 - коленчатый рычаг; 2 - упорный валик; 3 4 - крюки; 5 - кольцо Черт.2   Приспособление состоит из коленчатого рычага который может быть изготовлен из стального прутка или трубы упорного валика длиной 150 мм крюков согнутых из прутков и кольца диаметром 100 мм. Короткий крюк применяется для закрывания крайних люков полувагона а удлиненный - для всех остальных. Крюки накидываются на планку люкового запора упорный валик подводится под низ открытого люка. Нажав на конец второго плеча рычага поднимают а затем закрывают люк. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. УТВЕРЖДЕН Министерством химической промышленности 5 декабря 1986 г. и введен в действие письмом Минхимпрома № 30-4-652 от 5 декабря 1986г.   СОГЛАСОВАН с Транспортным управлением всесоюзными промышленными объединениями Минхимпрома и ЦК профсоюза рабочих химической и нефтехимической промышленности.   ИСПОЛНИТЕЛИ: Э.Н.Иовенко руководитель темы Р.П.Аника А.Ф.Ловягина   ЗАРЕГИСТРИРОВАН Центральным государственным фондом стандартов и технических условий за № 8393496 от 5 февраля 1987 г.   2. ВЗАМЕН Типовой конструкции по безопасному выполнению погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях химической промышленности утвержденной Минхимпромом 6 декабря 1987 г. и Типовой инструкции по технике безопасности при эксплуатации ленточных конвейеров на предприятиях химической промышленности утвержденной Минхимпромом 17 апреля 1974 г ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ   3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ   Обозначение НТД на который дана ссылка Номер пункта подпункта перечисления приложения Правила техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте. Утвержден Министерством путей сообщения 26 декабря 1974 г.   1.1 Правила по охране труда на автомобильном транспорте. Утвержден Министерством автомобильного транспорта РСФСР 7 мая 1979 г.   1.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Утверждены Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1969 г.   2.1.4 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Утверждены Главгосэнергонадзором 21 декабря 1984 г.   2.1.4 Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением. Утверждены Госгортехнадзором СССР 19 мая 1970 г.   2.2.1 Правила перевозок грузов с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 сентября 1975 г. . Утверждены Министерством путей сообщения.   2.3.4 Правила устройства электроустановок. Глава 7.3. Утверждена Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР 4 марта 1980 г.   2.3.5 Единые правила безопасности при разработке полезных ископаемых открытым способом. Утверждены Госгортехнадзором СССР 30 августа 1968 г.   3.2 Единые правила безопасности при разработке рудных нерудных и россыпных месторождений подземным способом. Утверждены Госгортехнадзором СССР 31 августа 1971 г.   3.2 Единые правила безопасности при дроблении сортировке обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов. Утверждены Госгортехнадзором СССР 9 августа 1977 г.   3.2 Положение о порядке проведения инструктажа обучения и проверки знаний по технике безопасности работающих на предприятиях в организациях и учреждениях Министерства химической промышленности. Утверждено Минхимпромом 26 ноября 1982 г.   5.1 Методические указания по проведению предупредительного и текущего санитарного надзора за искусственным освещением на промышленных предприятиях. Утверждены Минздравом СССР 9 июля 1975 г.   7.2 Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий химической промышленности ВНЭ 5-79. Утверждены Минхимпромом 25 июля 1979 г. 7.4               СОДЕРЖАНИЕ   1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ 2.1. Общие требования. 2.2. Погрузка разгрузка баллонов со сжатыми сжиженными и растворенными под давлением газами. 2.3. Погрузка разгрузка легковоспламеняющихся жидкостей веществ и материалов окисляющих веществ и органических перекисей. 2.4. Погрузка разгрузка едких и коррозийных веществ. 2.5. Погрузка разгрузка сыпучих грузов. 2.6. Погрузка разгрузка тарно-штучных грузов. 2.7. Погрузка разгрузка тяжеловесных и длинномерных грузов. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН МИНЕРАЛОВОЗОВ ПОЛИМЕРОВОЗОВ АПАТИТОВОЗОВ И СОДОВОЗОВ 4. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ ПРОИЗВОДСТВА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ 5. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ДОПУСКАЕМОМУ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ 6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ 7. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Приложение 1 Приспособление для открывания дверей вагона Приложение 2 Приспособление для закрывания люков в полувагонах ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ   * Перечень правил положений и методических указаний на которые даны ссылки по тексту стандарта приведен в информационных данных. * При наличии на захватах страхующих лап зону подъема и перемещения грузов можно не ограждать * Только при загрузке разгрузке пожаровзрывоопасных веществ и материалов * Только при загрузке разгрузке пожаровзрывоопасных веществ и материалов * Перечень видов работ должностей и профессий рабочих и ИТР предприятий Минхимпрома для которых рекомендуется применение защитных касок составлен ВНИИТБХП и одобрен Управлением техники безопасности промсанитарии и охраны природы Минхимпрома ?? ?? ?? ??