РСТ УССР 1895-81

РСТ УССР 1895-81 Сцепки гибкие и жесткие для буксировки автомобилей. Общие технические условия

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СТАНДАРТ УССР Сцепки гибкие и жесткие  для буксировки автомобилей Общие технические условия РСТ УССР 1895-81 Издание официальное ГОСПЛАН УССР Киев РАЗРАБОТАН Государственным автотранспортным научно- исследовательским и проектным институтом Госавтотранс-ниипроект ИСПОЛНИТЕЛИ  И. А. Мотин Г. Я. Богомолов Е. А. Калашникова И. И. Видменко А. А. Пенцарский ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта УССР Заместитель Министра А. П. Деркач УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госплана УССР от 16.01.81 № 1 РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СТАНДАРТ УССР Сцепки гибкие и жесткие для буксировки автомобилей.                                              Общие технические условия  Зчіпки гнучкі i жорсткі для буксирування автомобілів. Загальні технічні умови РСТ УССР 1895-81 Введен впервые ОКП 45 9136 Постановлением Госплана УССР от 16.01.81 № 1  срок действия установлен с 01.01.82 до 01.01.87 Несоблюдение стандарта преследуется по закону Настоящий стандарт распространяется на гибкие и жесткие сцепки для буксировки технически неисправных автомобилей имеющих возможность передвижения на четырех колесах и с исправным рулевым управлением Сцепки должны изготавливаться для эксплуатации в климатическом исполнении У категории 1 по ГОСТ 15150-69. Стандарт не распространяется на гибкие и жесткие сцепки для буксировки внедорожных автомобилей 1. ТИПЫ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ 1 1 Сцепки по конструктивному исполнению передачи тя-гово-сцепного усилия между тягачом и буксируемым автомобилем поздразделяются на два типа: гибкие сцепки сцепки передача тягово-сцепного усилия в которых осуществляется посредством гибких стальных тросов капроновых каналов лент и т п жесткие сцепки сцепки передача тягово-сцепного усилия в которых осуществляется посредством жестких штанг вилок и т. п. 1.2. Основные параметры и размеры жестких сцепок должны соответствовать величинам приведенным в табл. 1. Таблица 1 Масса буксируемого автомобиля т Разрывная нагрузка кН Диаметр трубы мм Толщина сгенки трубы мм Длина сцепки м не более От 5 до 9 вкл. 250 50 5 4 Св. 9 » 12 » 300 76 7 4 » 12 » 22 » 550 89 6  4 » 22 » 26 » 650 95 6 4 1.3. Основные параметры и размеры гибких сцепок должны соответствовать величинам приведенным в табл. 2. 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 2.1. Сцепки должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и техническим описаниям утвержденным в установленном порядке. 2.2. Конструкция гибких и жестких сцепок для транспортирования технически неисправных автомобилей должна обеспечивать: надежное крепление буксируемого автомобиля к тягачу в процессе транспортирования; симметричную передачу тягово-сцепного усилия от тягача к буксируемому автомобилю для жестких сцепок ; максимальное использование в конструкции сцепок стандартных и унифицированных деталей. 2.3. Технические требования к гибким сцепкам. 2.3.1. Гибкие сцепки должны изготавливаться из стальных канатов типа ТК. из светлой или оцинкованной проволоки марки В правой крестовой свивки нераскручивающихся с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 0 002 Н/м2 200 кгс/мм2 по ГОСТ 3063 66 ГОСТ 3064-66 и ГОСТ 3065-66 и капроновых канатов повышенной группы по ГОСТ 10293-77. Допускается для изготовления гибких сцепок для легковых автомобилей использовать и другие материалы пеньковые канаты по ГОСТ 483-75 сизальские канаты по ГОСТ 1088-71 комбинированные канаты «пенька-сталь» по ГОСТ 11914-66 технические капроновые ленты по документации утвержденной в установленном порядке при условии обеспечения требований настоящего стандарта к разрывной нагрузке и сроку службы. 2.3.2. Канаты и ленты для изготовления гибких сцепок должны быть цельными сращивание канатов и лент из отдельных кусков не допускается. 2.3.3. В стальных тросах не должно быть оборванных перекрученных и заломленных проволок. Поверхность проволок не должна иметь вмятин ржавчины и не должна быть сплющенной или срезанной. 2.3.4. Стальные и комбинированные тросы по всей длине должны иметь равномерный шаг свивки. 2.3.5. Капроновые и растительные тросы должны иметь равномерную крутку по всей длине. 2.3.6. Растительные тросы не должны иметь бурых пятен плесени запаха гнили и гари заломов и узлов в прядях. 2.3.7. Фактическая влажность капроновых тросов и лент не должна превышать 10% пеньковых тросов 16% сизальских тросов 12%. 2.3.8. Качество цинкового покрытия проволок стального троса должно соответствовать группе СС по ГОСТ 7372 79 2.3.9. Для предохранения гибких сцепок от перетирания в процессе эксплуатации петли тросов должны быть заделаны на коуш по ГОСТ 2224 72 ГОСТ 9689 72 и ГОСТ 19030 73 путем заплетки свободною конца каната или с помощью гильзо-клинового соединения. На тросах для буксировки легковых автомобилей допускается применение карабинов или крюков с замком выпускаемых по действующей нормативно-технической документации. 2.3.10. При заплетке тросы диаметром до 15 мм должны иметь не менее 3 5 пробивок прядями и даиметром от 15 до 27 мм не менее 4 5 пробивок. Места сплетения проволок стальных тросов должны быть обкатаны обжимными роликами или протянуты через обжимную втулку. Места сплетения прядей стального троса должны быть обмотаны проволокой по ГОСТ 3282 74 капроновых и растительных тросов капроновой нитью по ГОСТ 10063 77 или изолированы другим способом исключающим повреждение рук при эксплуатации. Таблица 2 Масса буксируемого автомобиля т Разрывная нагрузка на трос кН Диаметр стального троса мм Диаметр капронового троса мм Длина троса мм Длина оплетки мм Длина гильзы мм Масса стального троса кг не более До 0 8 включ 20 4 24?4 6 11 5000 ±100 120 65 1 5 Св. 0 8 до 1 0 включ. 25 4 6 ?5 0 13 5000 ±100 120 65 1 6 » 1 0 » 1 2 » 30 5 04?5 6 16 5000 ±100 140 65 2 0 » 1 2 » 1 5 » 38 6 1?6 4 15 5000 ±100 160 65 2 6 » 1 5 » 3 0 » 75 8 6?9 2 19 22 5000 ±100 200 80 3 0 » 3 0 » 5 0 » 115 11 04?12 0 5000 ±100 250 80 4 0 » 5 0 » 10 0 » 250 15 0?16 5 5000 ±100 300 7 0 » 10 0 » 12 0 » 300 18 54?20 0 5000 ±100 420 11 0 » 12 0 » 16 0 » 400 21 04?21 5 5000 ±100 420 13 0 » 16 0 » 22 0 » 550 23 54?25 5 5000 ±100 550 18 0 » 22 0 » 26 0 » 650 27 0 5000 ±100 700   21 0 2.3.11. Заделка концов тросов гильзо-клиновым соединением должна производиться гильзами и вкладышами с последующей опрессовкой. Гильзы должны изготавливаться из труб по ГОСТ 8732 78 и ГОСТ 8734 75 из стали 20 а вкладыши из стали 45 по ГОСТ 1050 74. 2.3.12. Твердость вкладышей для тросов диаметром до 20 мм должна быть НВ 228...250 для тросов диаметром более 20 мм HRC 30...36. 2.3.13. Гильзы после опрессовки не должны иметь трещин заделанный конец троса должен выступать из гильзы не менее чем на 2 мм. 2.3.14. Конец стального троса входящий в гильзу должен быть обезжирен керосином по ГОСТ 18499 73 или бензином по ГОСТ 2084 77. Обезжиренная часть троса после окончательного процесса заделки должна быть покрыта солидолом по ГОСТ 4366 76. 2.3.15. Концы технических лент и канатов должны быть оплавлены. 2.3.16. Капроновые канаты и технические капроновые ленты по требованию заказчика могут быть пропитаны стабилизатором. 2.3.17. Заделка концов сцепок из капроновых лент должна выполняться машинным швом капроновой нитью с разрывным усилием не менее 0 16 кН. Число стежков на 100 мм должно быть 20±2. Начало и конец шва должны быть прошиты при обратном ходе машины на 5 10 стежков концы нитей оплавлены. Строчки шва должны быть ровными плотными и не иметь пропусков. При обрыве нитки строчки должны быть перекрыты 5?10 стежками. 2.3.18. Гибкая сцепка через каждый метр должна обозначаться сигнальными флажками или щитками красного цвета размером 200 X 200 ± 5 мм. Пришивка флажков должна выполняться машинным швом. Строчки шва должны бьть ровными и не иметь пропусков.  2.3.19. Средний срок службы гибких сцепок 8 лет. 2.4. Технические требования к жестким сцепкам. 2.4.1. Жесткие сцепки должны изготавливаться из труб по ГОСТ 8731 74 и ГОСТ 8733 74 горячекатаной круглой стали по ГОСТ 2590 71 швеллеров по ГОСТ 8240 72 и ГОСТ 8278 75 из стали по ГОСТ 380 71 ГОСТ 1050 74 и ГОСТ 4543 71 ГОСТ 19282 73. 2.4.2. Ось сцепной петли должна быть перпендикулярна торцовой плоскости штанги. Допускаемые отклонения 1.. 2.4.3. Свариваемые материалы из листового фасонного и другого проката должны быть перед сваркой выправлены. 2.4.4. Кромки свариваемых деталей должны быть очищены от грязи масла не иметь заусениц. 2.4.5. Конструктивные элементы швов сварных соединений должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ 5264 69 ГОСТ 11534 75 ГОСТ 11533 75. Сварные соединения встык не допускаются. 2.4.6. Электроды применяемые при сварке должны соответствовать ГОСТ 22 46 70 ГОСТ 9466 75 ГОСТ 9467 75. 2.4.7. Сварные швы должны иметь гладкую мелкочешуйчатую поверхность и плавный переход к основному металлу не должны иметь дефектов в виде прожогов подрезов непро-варов и пор. 2.4.8. Твердость рабочей поверхности сцепной петли должна быть в пределах HRC 35 45. 2.4.9. На поверхности сцепок не допускаются трещины плены рванины и закаты. 2.4.10. Перед окраской сварные швы должны быть очищены от остатков флюса шлака окалины и брызг металла. 2.4.11. Жесткие сцепки перед окраской должны быть загрунтованы суриком по ГОСТ 8135 74. 2.4.12. Для защиты от коррозии и привлечения внимания в процессе буксировки жесткие сцепки должны быть окрашены красно-белыми полосами шириной 250±10 мм нитро-змалями естественной сушки по ГОСТ 7462 73 ГОСТ 7930 73 ГОСТ 9198 76. 2.4.13. Качество лакокрасочных покрытий должно соответствовать IV классу условиям эксплуатации в части воздействия климатических факторов группе Ж2 в части воздействия особых сред группе 6 по ГОСТ 9.032 74. 2.4.14. Средний срок службы жестких сцепок 10 лет. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 3.1. Требования безопасности по ГОСТ 12.2.027 77. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ 4.1. Требования к эксплуатации в соответствии с «Правилами дорожного движения» п. 22 . 5. КОМПЛЕКТНОСТЬ 5.1. В комплект поставки гибких и жестких сцепок входят: сцепка конкретного типоразмера; паспорт-инструкция но эксплуатации или руководство по эксплуатации для изделий идущих в розничную продажу ; потребительская тара для изделий идущих в розничною продажу . 6. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ 6.1. Для проверки соответствия гибких и жестких сцепок требованиям настоящего стандарта должны проводиться приемо-сдаточные и периодические испытания. 6.2. Приемо-сдаточным испытаниям должно подвергаться каждое изделие. 6.3. При приемо-сдаточных испытаниях должно проверяться соответствие основных размеров внешнего вида комплектности маркировки и упаковки изделий требованиям настоящего стандарта и технического описания. 6.4. При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний выявленные дефекты должны быть устранены и изделия представлены к повторным испытаниям. 6.5. Результат повторных испытаний являются окончательными. При получении неудовлетворительных результатов при повторных приемо-сдаточных испытаниях изделие бракуется. 6.6. Периодические испытания должны проводиться не реже одного раза в два года. 6.7. Число сцепок отбираемых для периодических испытаний должно соответствовать указанному в табл. 3. Таблица 3 Объем партии сцепок шт. Количество сцепок подвергаемых испытаниям шт. Свыше 10 до 50 вкл. 3 » 50 « 100 » 4 » 100 » 500 » 5 » 500 » 1000 » 6 Партией считается не менее 10 сцепок которые одновременно предъявляются к приемке и оформляются одним документом удостоверяющим их качество. 6.8. При периодических испытаниях проводят проверку всех параметров предусмотренных настоящим стандартом. 6.9. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний сцепок должны проводиться повторные испытания удвоенного количества сцепок. 6.10. Результаты повторных испытаний являются окончательными. При получении неудовлетворительных результатов при повторных периодических испытаниях сцепок приостанавливается дальнейшее их изготовление до выявления и устранения причин брака. Результаты периодических испытаний оформляются протоколом по ГОСТ 15.001 73. 6.11. Получатель имеет право производить испытания на соответствие качества сцепок требованиям настоящего стандарта и техническим описаниям заводов-изготовителей. Количество проверяемых изделий порядок разбраковки и оформление результатов контроля качества сцепок должно быть указано в технических описаниях па конкретное изделие. 7. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 7.1. Внешний вид сцепок комплектность упаковку и маркировку проверяют визуально. 7.2. Основные размеры сцепок проверяют универсальным мерительным инструментом ГОСТ 166 80 ГОСТ 427 75 ГОСТ 7502 69 . 7.3. Качество сварных соединений проверяют по ГОСТ 3242 79. 7.4. Качество металлических покрытий проверяют в соответствии с ГОСТ 9.302 79. 7.5. Качество лакокрасочных покрытий проверяют внешним осмотром на соответствие требованиям ГОСТ 9.082 74. 7.6. Проверка твердости поверхностей сцепок должна производиться по ГОСТ 9012 59 и ГОСТ 9013 59. 7.7. Масса сцепок проверяется взвешиванием на рычажных весах общего назначения с пределом взвешивания до 50 кг и ценой деления 20 г. 7.8. Проверка разрывного усилия сцепок должна проводиться на разрывной машине с максимальным усилием по соответствующей шкале машины не превышающим предполагаемое разрывное усилие оценки более чем в пять раз. Скорость движения зажимов разрывной машины не должна превышать 250 мм/мин. Испытания проводятся до полного разрыва сцепки. 7.9. Проверка среднего срока службы сцепок за исключением сцепок идущих в розничную продажу должна проводиться на основании донесений об отказе изделий основных потребителей по ГОСТ 20307 74. 8. МАРКИРОВКА УПАКОВКА ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ХРАНЕНИЕ 8.1. На каждой сцепке должна быть нанесена маркировка содержащая следующие обозначения: товарный знак завода-изготовителя; массу буксируемого автомобиля; розничную цену для изделий идущих в розничную продажу . Место размеры способы нанесения маркировки должны быть указаны на чертеже. Знаки маркировки должны быть четкими не нарушающими качество поверхности и сохраняющимися в течение всего срока службы. 8.2. Руководство по эксплуатации сцепки должно содержать потребительскую маркировку с указанием товарного знака наименования подчиненности и места расположения предприятия типа сцепки массы буксируемого автомобиля обозначения настоящего стандарта розничной цены номера основного или дополнительного прейскуранта даты выпуска и штампа ОТК 8.3. Консервацию сцепок следует производить по ГОСТ 9.014 78 по 1У-2 группе изделий. 8.4. Жесткие сцепки поставляются без упаковки. 8.5. Гибкие сцепки упакованные по варианту УМ-1 или в потребительскую тару из материалов УМ-2 УМ-3 и УМ-4 ГОСТ 9.014 78 должны быть уложены в деревянные ящики изготовленные по ГОСТ 5959 71 ГОСТ 2991 76 ГОСТ 18573 78. 8.6. По согласованию с заказчиком допускаются и другие виды транспортной тары контейнеры пакеты и т. п. обеспечивающие сохранность сцепок и не снижающие их качества при транспортировании. 8 7. В каждый ящик контейнер должен быть вложен упаковочный лист заверенный лицом ответственным за упаковку содержащий следующие сведения: наименование завода-изготовителя; номер основного или дополнительного прейскуранта; количество сцепок в упаковке; обозначение настоящего стандарта дату упаковки; розничную цену изделия для сцепок идущих в розничную продажу . 8.8. Транспортная маркировка должна быть выполнена в соответствии с ГОСТ 14192 77 и содержать основные дополнительные и информационные надписи. 8.9. Перевозка сцепок производится всеми видами транспорта по группе Ж1 по ГОСТ 15150 69. 8.10. Сцепки должны храниться по группе условий хранения Ж2 по ГОСТ 15150 69. 9. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ 9.1 Изготовитель гарантирует соответствие сцепок требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации транспортирования и хранения. 9.2. Гарантийный срок эксплуатации 12 месяцев со дня продажи через розничную торговую сеть а при поставках для внерыночного потребления со дня получения потребителем.